УДК 336.71; 004.056
DOI: 10.24412/2071-6168-2021-12-194-200
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА РЕСУРСАХ
С.В. Пилькевич, В.А. Кузьмичев, Л.В. Пилипенко
В статье рассмотрены основные этапы формирования общественного мнения, общие для проанализированных моделей и характерные для современных социальных медиа ресурсов. Произведена формализация процессов распространения информации в социуме, а также консолидации мнений пользователей. Рассмотрены вопросы субъективного восприятия информации в аспекте поиска численных выражений для оценки полезности и полярности информационных сообщений. Проведено сопоставление основных элементов предложенной модели с элементами модели коммуникации Г. Лассуэлла.
Ключевые слова: общественное мнение, социальные медиа ресурсы, распространение информации, прогнозирование мнений.
Вопросы прогнозирования поведения оппонентов неоднократно оказывались в фокусе внимания исследователей. Исторически первыми в данном направлении были представители гуманитарных дисциплин: физиологи, психологи, социологи и ряда других [5, 6]. По мере развития средств коммуникации и, в особенности, современных социальных медиа к проблеме подключились математики и эксперты в сфере компьютерных систем [4, 9, 18]. Особую актуальность проблематика приобрела в связи с ростом популярности социальных медиа, что обусловило возможность на основе данных мониторинга циркулирующей в них информации, строить адекватные прогнозные модели поведения больших общностей людей. Как следствие появляется возможность при необходимости принимать обоснованные управленческие решения по стабилизации и (или) корректировке общественного мнения, отождествляемого с совокупным мнением пользователей соответствующих ресурсов.
Этапы формирования общественного мнения. В научной литературе [11, 12, 14, 20, 22] существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу. Наибольшее распространение получили: психологические определения, этические интерпретации и реляционистские трактовки.
В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляет следующее определение, относящееся к реляционистскому блоку. Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп [1].
Необходимость учета специфики когнитивных и коммуникативных процессов, протекающих в киберпространстве, требует разработки модели формирования общественного мнения в современных социальных медиа ресурсах (СМР).
Существует несколько подходов к выделению этапов формирования общественного мнения. В результате анализа научных источников построена табл. 1.
Обращает на себя внимание ряд общих черт, присущих проанализированным моделям:
1) получение членами социума информационных сообщений, объединенных общей
идеей;
2) распространение информации (обмен мнениями, комментариями);
3) консолидация отдельных мнений.
Реализация первого из перечисленных этапов сопряжена с необходимостью выяснения характера индивидуальных или групповых мнений и суждений по какому-либо явлению, событию, факту. Отсутствие предварительной информации о суждениях затрудняет процесс анализа исходной ситуации.
Распространение информации в социуме. Моделирование процессов распространения информации в социуме и последующего объединения отдельных мнений людей сопряжено с формализацией и разработкой аналитического описания передачи информационного воздействия («заражающей идеи») от индивида к индивиду, а также когнитивной активности членов социума.
Наиболее перспективным видится развитие идей, изложенных в [18]. В основе рассматриваемого подхода лежит понятие непрерывно ветвящейся цепи соприкасающихся элементов [17], под которой, в рамках настоящего исследования, понимается совокупность социальных элементов (узлов социального графа), объединенных каналами коммуникации. При этом информация перемещается по цепи элементов, имеющих достаточно малую протяженность по сравнению с длиной цепи. Положение каждого элемента определяется координатой х (см. рис. 1).
Таблица 1
Этапы формирования общественного мнения_
Автор Этапы формирования общественного мнения
1 1 2 3 | 4 | 5
А.К.Уледов [211 возникновение чувств и представлений у индивидов обмен информацией между людьми
Д.Ганчев [31 восприятие или получение информации индивидуальное осмысление полученной информации обмен мнениями, оценками и отношениями объединение отдельных мнений проявление и функционирование сформированного общественного мнения
А.А.Вайс- бург [2] выяснение и изучение индивидуальных мнений выработка правильных оценочных суждений обобщение и объединение мнений материализация сформировавшегося общественного мнения
время sу sf ь if t
аххххх)$&э ICCCCO
Хо X, х2
позиция элемента (звена цепи) а
Рис. 1. Распространение «возбуждения» в элементах цепи
Информация может быть оценена положительным вещественным числом и, характеризующим уровень ее социальной значимости. Информация элемента х в момент времени t описывается функцией и = и(х, t), которая имеет непрерывные частные производные.
Элемент преобразует информацию в ощущения в соответствии с законом, достаточно близким к закону Вебера - Фехнера, связывающему силу ощущения и активность раздражителя. Под воздействием информации в элементе возникает так называемое «возбуждение», уровень которого пропорционален уровню ее социальной значимости, т.е. величине и [18]. Очевидно, что в ходе своей когнитивной активности элемент преобразует получаемую информацию и, либо корректирует входные данные, исполняя роль некоторого оператора Ф, либо, в случае полного согласия с ними, транслирует их без изменений. Иначе, если для индивида уровень значимости информации близок к нулю, то дальнейшее её распространение по цепи блокируется. В свете вышеизложенного представляется оправданным интерпретировать цепи как различные каналы распространения информации в социуме (телевидение, радио, социальные сети и др.), или как различные пути передачи информационных сообщений, реализуемые в рамках сервисов СМР.
Перемещение информации по цепи описывается аналогично уравнению равномерного прямолинейного движения: х = х0 + ut, где х0 - начальное положение информации в элементе цепи; u - скорость распространения информации по цепи; t - интервал времени распространения информации. Допущение о равномерном распространении информации представляется оправданным, т.к. оно хорошо согласуется с математическими моделями, заимствованными из теории перколяции и эпидемиологии (модели просачивания и заражения) [10].
Полагаем, что неразрывность потока информации связывает приращения Ди и Ах функций и и х соотношением:
An = Фи Ax. (1)
Действие оператора Ф, может быть описано функцией, которая близка к линейной (зависимости, имеющие сходный характер используются при моделировании динамики мотивации, регулирующей поведение [15]).
Пусть Фи = ф и (1 + u/um), где ф = ф (x, t) - функция, описывающая восприятие элементом полезности информации, причем ф 6 [0,1]; um - предельное значение и, при котором в среде возникает кризисная ситуация.
В допущении, что и = const, переход от приращения (1) к дифференциалу дает
и1 1
г аи
X Xq — t tо — I "
dx Л Ли / тп (1 + и и )
- =- =- п-гптпття п0 ^ 1т)
/ \ , отсюда .
1 1 Н1+/О
Тогда, учитывая, что до воздействия информации / = / (/), поступающей в элемент цепи х0 = 0 в момент времени t = 0 значение и = 0 , а также принимая во внимание, что t > 0 , получим п (0, t) = / .
uj=u аи 1
Таким образом, x-x0 = | —---—-оx-x0 = —ln-
ul—f Фи(1 + и1ит) Ф и +ит
полученного выражения находим:
f . вФ(-xq )
и =■
о x - xq = Iln П(+2Ы из
ф f (1 + и1ит )
1 +f(1 - вФ^о) (2).
и \ '
m
Из выражения (2) видно, что на возбуждение группы (и) больше влияет восприятие информации (ф) элементами, чем ее значимость f).
Компьютерное моделирование полученной закономерности позволило сделать вывод о том, что «возбуждение» распространяется по цепи как волна, постепенно охватывая группу. Фронт волны, для которого x = t, перемещается со скоростью и = 1, представляющей безразмерную величину «в терминах» цепи. Для реальных каналов передачи информации значение скорости и должно определяться эмпирически.
Изложенные закономерности описывают первоначальное получение (передачу от элемента к элементу) информации, но не затрагивают процессы когнитивной активности субъектов информационного взаимодействия, в частности, утрату актуальности и/или забывания индивидами сообщений.
Консолидация мнений. Предлагаемая модель формирования общественного мнения в СМР базируется на модели социально значимых Интернет-ресурсов. В работе [13] приводится описание функции, моделирующей когнитивную активность (информационно-психологическое отношение B) социальных субъектов:
Pj (t) = 1 Pj (to ) X
cos(р, ) + cos(р, ))
-%i ((-to) X в • '
где to - время последнего информационного воздействия на элемент по поводу утверждения К (социально значимая информация, вызвавшая «возбуждение»); t - время на которое осуществляется контрольный анализ ситуации; X,. (О - коэффициент «старения и утраты актуальности утверждения К» для Л, ; р, (0 - частотный коэффициент когнитивного резонанса Л, ; Л, -актор социальной сети (аккаунт пользователя, элемент цепи распространения «возбуждения»
(х).
Графическая интерпретация функции р.. представлена на рис. 4.
На графике, изображенном на рис. 4, обращает на себя внимание временной интервал, характеризующий период «диффузии инноваций», т.е. распространение нововведений, в качестве которых рассматривается общественное мнение.
Таким образом, проблема формирования общественного мнения может быть интерпретирована как синхронизация когнитивной активности заданного множества людей, передающих друг другу информацию и имеющих общие интересы.
Процесс распространения «волны возбуждения», рассмотренный ранее, применительно к информационно-психологическому отношению В представляет собой взаимосвязь значений (Згу ) относительно фиксированной когниции к] (р). Именно по отношению к данной ко-
гниции и формируется общественное мнение. При этом момент времени необходимо интерпретировать как своеобразную точку отсчета субъективного времени элемента цепи х1, в который фронт «волны возбуждения» достиг рассматриваемого элемента.
Отношение пользователя
Рис. 4. Графическая интерпретация функции, моделирующей когнитивную активность (информационно-психологическое отношение В)
В контексте решения задачи формирования общественного мнения в СМР анализируемые цепи трактуются как маршруты, связывающие узлы-источники информационного воздействия и конечных потребителей, представляющие собой фрагменты социального графа. Исходя из того, что формирование и развитие общественного мнения осуществляется не всем коллективом (группой), а его наиболее активными представителями, можно считать, что таковыми являются узлы, обладающие наибольшими степенями среди рассматриваемых вершин.
Без потери общности рассмотрим проблему выбора функции ф, описывающей восприятие элементом полезности информации. Исследованию вопросов субъективного восприятия информации посвящены исследования проводимые в рамках теории рефлексивного управления [7]. В рамках этого научного направления рассматриваются такие параметры как полезность и полярность. Представляется очевидным, что это субъективные характеристики информации и отношения к ней индивидов - два аспекта выбора субъектом альтернативных вариантов поведения (например, ретранслировать информацию далее по цепи или заблокировать).
Из [8] известно, что готовность выбрать позитивный полюс задается функцией:
X, =
х, ^ x х, x
-,еслих, + х2 > 0
любое число из [0,1], если х1 + х2 = 0
где X], - вероятность, с которой субъект готов выбрать позитивный полюс; Х1 и Х2 - воздействие на субъекта внешнего мира.
Тогда, применительно к экспериментам С.С.Стивенса [19] по определению магнитуд-ной оценки:
¡ = А (у', I),
где ¡и - категориальная оценка (выбирается испытуемым из некоторого набора);
У-Уи
у =-
- магнитудная оценка (величина, названная испытуемым относительно этало-
У max У mm
на); I - коэффициент, определяемый совокупностью стимулов, предшествовавших данному.
Имеет место соответствие: ju~Xi, у' ~xj, I ~Х2. Следовательно, ф = ф( х) , где
V-Vmin
- 1 )-Уmin + IVmax .
Таким образом, модель формирования общественного мнения в СМР включает пять основных элементов, представленных в табл. 2.
х
Обозначенный перечень параметров хорошо согласуется с «пяти вопросной» моделью коммуникации Г. Лассуэлла [16] - соответствие также отражено в табл. 2. При этом характеристики канала передачи сообщения представлены параметрами и и Ь - количество звеньев цепи от источника до получателя информации (длина фрагмента цепи по оси а, см. рис. 1). Эффект от информационного воздействия проявляется в величине значений р.. (г).
Использование представленной модели в качестве основы построения методов и разработки технологий манипулирования общественным мнением требует дополнительных исследований, направленных главным образом на получение значений параметров X, (г) и р, (г), характерных для различных социальных групп, скорости распространения информационных сообщений (и), передающихся посредством разнородных коммуникационных каналов, а также методик получения значений параметра ф, отвечающего за восприятие индивидом и/или группой полезности информации.
Таблица 2.
Перечень основных элементов модели формирования общественного мнения_
№ п.п Наименование параметра Элементы модели Г.Лассуэлла
1 Функция ф, описывающая восприятие элементом полезности информации Кому адресовано сообщение?
2 Коэффициент X. (г) старения и утраты актуальности утверждения К для Л1
3 Частотный коэффициент р, (г) когнитивного резонанса Л1
4 Начальное положение информации х0 в элементе цепи Кто передает сообщение?
5 Характер информационного воздействия ^ ^(г) Что сообщает?
Таким образом, рассматриваемая модель процесса формирования общественного мнения в социальных медиа ресурсах обеспечивает решение задач, связанных с автоматизированным моделированием информационной обстановки и обоснованием выбора узлов сети, используемых в качестве информационных источников. Кроме того, учет времени распространения и потери актуальности информации позволяет прогнозировать поведение оппонентов в кибер-пространстве. По сути, речь идет о повышении наблюдаемости объекта управления, в качестве которого выступает коллективный субъект информационного взаимодействия.
В тоже время необходимо отметить, что моделирование информационной обстановки и действий (поведения) оппонентов в киберпространстве представляет собой лишь часть функционала системы косвенного управления социотехническими системами.
При этом перспективными направлениями исследований представляются следующие:
1. Необходимость обеспечения обратной связи с пользователями социальных медиа ресурсов, а также наличие активной возмущающей среды (традиционных средств массовой информации) требует развитой подсистемы мониторинга, ориентированной как на информационное пространство, создаваемое новостными СМИ, та и на блогосферу, комментарии и мнения, циркулирующие в социально значимом Инттернет-сегменте.
2. Косвенный характер управления, как следствие невозможности прямого воздействия, должен быть реализован в форме информационного управления. Это требует подсистемы поддержки принятия решений, необходимой при разработке информационных сообщений, целью которых является противодействие деструктивной деятельности в сети Интернет и (или) формированию общественного мнения относительно заданной когниции.
3. Обобщающим и взаимоувязывающим элементом рассматриваемых направлений должно стать единое централизованное хранилище данных и знаний, обогащенное научно-методическим аппаратом, придающим проектируемой информационной системе свойство интеллектуальности, т.е. способности к интерпретации, планированию и генерации альтернативных решений, что позволит увеличить объем порожденных экспертных (достоверных и/или правдоподобных) знаний и реализовать выработку множества потенциальных решений по корректировке поведения оппонентов на основе построения адекватных моделей информационного пространства, а также многофакторного анализа денных.
Список литературы
1. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p(дата обращения:10.02.2021).
198
2. Вайсбург А.А. Формирование общественного мнения в школьном коллективе. Йошкар-Ола, 1973. 77 с.
3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.
4. Измоденова К.В., Михайлов А.П. Об оптимальном управлении процессом распространения информации // Математическое моделирование. 2005. Т. 17 - № 5. С. 67-76.
5. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне // Военно-информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://armvrus.ru/index.php?option=com content&task=view&id=739&Itemid=2153(дата обращени я:10.02.2021).
6. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6.
7. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Изд-во «Советское радио», 1973.
158 с.
8. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: «Когнито-Центр», 2003. 496 с.
9. Минзов А.С., Шумилкина К.А. Механизмы распространения информации в телекоммуникационных сетях и их использование в электронном PR // Электронный журнал «Системный анализ в науке и образовании». 2009. № 3. С. 1-7.
10. Остапенко Г.А. Информационные риски в социальных сетях: Монография / Г.А. Остапенко, Л.В. Паринова, В.И. Белоножкин, И.Л. Батаронов, К.В. Симонов / под ред. Д.А. Новикова. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2013. 160 с.
11. Падерин В.К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. Казань, 1986. 110 с.
12. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1965. 134 с.
13. Пилькевич С.В., Еремеев М.А. Модель социально значимых Интернет-ресурсов // Труды СПИИРАН. 2015. Т. 2 (39). С. 62-83.
14. Потайпеко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1980.
256 с.
15. Редько В.Г. Актуальность моделирования когнитивной эволюции М.: НИЯУ МИФИ, 2010. С. 69-90.
16. Терин В.П., Лассуэлл Г. М.: Политиздат, 1990. С. 130-132.
17. Шац В.Н. Непрерывно ветвящаяся цепь как модель биологической цепи нейронов М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 164-170.
18. Шац В.Н. О модели воздействия информации на группу // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 30. С. 181-194.
19. Stevens S.S. Psychophysics: Introduction to its Perceptual, Neural, and Sotial Prospers. New York: John Wiley, 1975.
20. Грушин Б.А. Мнение о мире мнений. М., 1967. 350 с.
21. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. 123 с.
22. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного исследования // под ред. Б.А. Грушина. М., 1980. 446 с.
Пилькевич Сергей Владимирович, д-р техн. наук, доцент, ambers@list.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского,
Кузьмичев Владимир Андреевич, адьюнкт, kuzmichev2461@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского,
Пилипенко Людмила Викторовна, научный сотрудник 473 лаборатории военного института (научно-исследовательского), vka-onr@mil. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского
FORMALIZATION OF THE STAGES IN THE FORMATION OF PUBLIC OPINION IN SOCIAL
MEDIA RESOURCES
S.V. Pilkevich, V.A. Kuzmichev, L.V. Pilipenko
The article describes the main stages of formation of public opinion common to the analyzed models and characteristic of modern social media. Produced formalization of the processes of dissemination of information in society, and also consolidation of users' views. Considered are the issues of
subjective perception of information in the aspect of finding numerical expressions for assessing the value and polarity of informational messages. A comparison of the main elements of the proposed model with the elements of G. Lasswell's model of communication was carried out.
Key words: public opinion, social media resources, information dissemination, continuously branching chain, usefulness of information.
Pilkevich Sergey Vladimirovich, doctor of technical sciences, docent, ambers@list.ru, Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named А.F.Mozhaysky,
Kuzmichev Vladimir Andreevich, adjunct, kuzmichev2461@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named А.F.Mozhaysky.
Pilipenko Ludmila Viktorovna, researcher of the 473 Laboratories of the Military Institute (Research), vka-onr@mil.ru, Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named А.F.Mozhaysky
УДК 004.021; 005
DOI: 10.24412/2071-6168-2021-12-200-209
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР РАНГОВОГО АНАЛИЗА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЕМ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
О.Р. Кивчун
Рассмотрена методика комплексирования процедур рангового анализа при управлении электропотреблением объектов регионального электротехнического комплекса. Теоретической базой методики является векторный ранговый анализ. Структура методики включает в себя четыре блока: подготовки и проверки данных, синтеза С-матрицы, расчёта индикаторных функций и комплексирования процедур рангового анализа и формирования управляющего воздействия. Реализация методики для регионального электротехнического комплекса позволяет получить наилучшие значения электропотребления индивидуально для каждого объекта.
Ключевые слова: методика, комплексирование, процедура, ранговый анализ, управление, электропотребление, региональный электротехнический комплекс
В работах профессора В.И. Гнатюка [1 - 5] показано, что любая региональная система включает в себя региональный электроэнергетический комплекс (РЭНК) (рис. 1).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Система материально-технического обеспечения
..................1.................................А..................
Основной региональный генерирующий комплекс
Базовый источник Я Источники второго
электроэнергии I уровня генерации
Ввод со стороны I Источники третьего
энергосистемы I уровня генерации
..............Ï....................................................i...............
Региональный транспорт но-сете вой комплекс
I I
Резервный региональный генерирующий комплекс
Т Г
Региональный электротехнический комплекс
i,________________________________)
Рис. 1. Подсистемы регионального электроэнергетического комплекса
200