Научная статья на тему 'ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВЫБОРУ НАЗНАЧЕНИЙ СУДАМ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТЫ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА'

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВЫБОРУ НАЗНАЧЕНИЙ СУДАМ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТЫ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / DECISIONS MAKING / НАЗНАЧЕНИЯ СУДАМ / ОПЕРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / OPERATIVE REGULATION / РАБОТА ФЛОТА / FLEET WORK / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / EXPERT ESTIMATIONS METHOD / SHIP DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корьев В.Ю.

Статья посвящена вопросам разработки формализованного эмпирического метода определения назначений судам танкерного флота на стадии оперативного регулирования. Перечислены основные факторы, влияющие на процесс выбора назначений и приведен пример решения типовой задачи выбора назначений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMALIZATION OF EMPIRICAL APPROACH TO TANKER DESTINATIONS SELECTION UNDER OPERATIVE REGULATION OF FLEET WORK

The article is devoted to the development of the formalized empirical method of selecting ship destinations for tanker fleet on the operative regulation stage. The main factors influencing the process of ship destinations selection are listed. The author gives an example of solving a typical selecting destinations task.

Текст научной работы на тему «ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВЫБОРУ НАЗНАЧЕНИЙ СУДАМ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТЫ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА»

пособия в сфере образования для студентов высших учебных заведений. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007.

[8] Варчак П.В., Кожухарь В.И., Сергеева Т.С. Проблемы, которые надо решать // Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Инновационное развитие транспортно-логистического комплекса прикаспийского макрорегиона». Издатель «Каспийский институт морского и речного флота» -филиал ФБОУ «ВГАВТ». 2012.

[9] Варчак П.В. Анализ методики обоснования оптимального соотношения пропускной способности портов и провозной способности флота // Речной транспорт. - № 1. - 2015.

FORMULATION OF PROBLEMS WITH TRANSPORT SERVICE IN THE FAR EAST REGIONS

V. V. Kozhukhar', T.S. Sergeeva, N.I. Volkova, A. V. Panichev

Key words: the Far Eastern Federal district (FEFD), integrated economic-mathematical model (IEMM), model parameters, transport geography, resource map, transport-economic balance, development, productive forces, problems, model formulation and solution.

In the article the problems of productive forces development in the FEFD are posed. The authors formulated and developed the IEMM parameters: transport geography, resource map, transport-economic balance. The necessity of creation a uniform methodology of calculating full costs of transport services for IEMM is proved.

Статья поступила в редакцию 02.06.2016 г.

УДК 656.621

В.Ю. Корьев, аспирант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ВЫБОРУ НАЗНАЧЕНИЙ СУДАМ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТЫ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА

Ключевые слова: принятие решений, назначения судам, оперативное регулирование, работа флота, метод экспертных оценок.

Статья посвящена вопросам разработки формализованного эмпирического метода определения назначений судам танкерного флота на стадии оперативного регулирования. Перечислены основные факторы, влияющие на процесс выбора назначений и приведен пример решения типовой задачи выбора назначений.

В настоящее время в практике управления работой флота довольно остро стоит задача поиска оптимальных вариантов назначений судам при рейсовом регулировании. Данная задача упоминалась ранее в работах многих ученых, а наиболее подробно изложена в работах д.т.н. Платова Ю.И. [1], [2], но следует отметить, что предложенные алгоритмы применить на практике довольно проблематично и при решении многофакторных задач в комплексной постановке без достаточного уровня автоматизации управленческих процессов невозможно.

В данной статье мы предлагаем полуавтоматический метод поэтапного выбора назначений судам, учитывающий все значимые факторы. Для решения этой задачи используем метод экспертных оценок по матрицам оценочных критериев. Предлагаемый

173

нами подход позволяет решать эту задачу в комплексной постановке без построения сложных автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации.

Типичная задача назначения выглядит следующим образом.

Имеется несколько судов, которые необходимо назначить на некоторое количество рейсов. Все суда пригодны для перевозки на данных рейсах. Все суда в исходный момент времени находятся в разных точках дислокации и имеют разное количество топлива на борту (купленное по разной цене). Кроме того, каждое судно завершило или завершает перевозку определенного груза, и грузовые танки находятся в неподготовленном состоянии, т.е. на подготовку к тому или иному рейсу может потребоваться дополнительное время и денежные средства. В то же время мы имеем несколько портов погрузки разными видами груза и в разном количестве, где суда ожидают в определенные периоды времени, соответственно прибытие раньше заявленного временного окна грозит расходами на ожидание постановки, а прибытие позже - отменой рейса. Отметим также, что расходы на судозаходы в порты погрузки и выгрузки отличаются по разным типам судов.

Кроме того, каждому судну необходимо топливо для рейса, которое можно приобрести в любом из встречающихся пунктов бункеровки, на балластном или груженом переходе, причем всегда остается условие, что в любой момент времени на судне должно быть достаточное количество топлива, для продолжения рейса.

Количество запасов на борту (особенно топливо) может оказывать существенное влияние на количество груза, которое предстоит погрузить. Поэтому не всегда выгодно искать пункт бункеровки по самой низкой цене, решения необходимо просчитать и сравнить.

Можно видеть, что число взаимосвязей в такой задаче очень велико, даже при небольшом количестве судов и пунктов назначения.

Решение такой задачи традиционными методами на базе линейных или нелинейных оптимизационных моделей весьма проблематично. Именно поэтому целесообразно рассмотреть эмпирические способы решения задачи выбора назначений.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Таблица 1

Информация по рассматриваемому флоту

Название судна/Проект Дислокация на текущий момент Наименование груза в предыдущем рейсе

ВФ Танкер-1/РСТ-27 Керченский пролив Мазут

ВФ Танкер-2/РСТ-27 Керченский пролив Мазут

ВФ Танкер-3/РСТ-27 Керченский пролив Мазут

ВФ Танкер-4/РСТ-27 Керченский пролив Дизельное топливо

Механик Антонов/19614 Поти, Грузия Дизельное топливо

Механик Сазонов/19614 Керченский пролив Подсолнечное масло

Механик Харитонов/19614 Пролив Босфор, Турция Бензин

Таблица 2

Информация по рассматриваемым рейсам

Рейс Наименование груза Временное окно под погрузку Количество груза для проектов РСТ-27/19614

Ростов-451аа Кавказ Мазут 05-07/08/2015 5750/5250

Самара-451аа Кавказ Дизельное топливо 10ррт 10-13/08/2015 4300/4050

Кавказ-Батуми Бензин 05-08/08/2015 5500/4600

Рейс Наименование груза Временное окно под погрузку Количество груза для проектов РСТ-27/19614

Татьянка-Поти Бензин 10-12/08/2015 5750/4050

Ростов-451аа Кавказ Нафта 09-13/08/2015 5600/4600

На первом этапе определим приоритеты назначений по критерию оценки затрат на подготовку танков к погрузке заданного груза, для этого строится следующая матрица приоритетов.

Таблица 3

Приоритеты назначений по критерию оценки затрат на подготовку танков

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 3 2 2 2 3

Механик Антонов/19614 3 2 2 2 3

Механик Сазонов/19614 2 2 2 2 2

Механик Харитонов/19614 2 2 3 3 3

Значения приоритетов в таблице 3: 3 - не требуется подготовка; 2 - необходима мойка в один цикл; 1 - необходима мойка в 2 цикла; 0 - перевозка недопустима.

Также строим матрицу приоритетов по критерию оценки возможности перевозки данного груза данным танкером.

Таблица 4

Приоритеты назначений по критерию оценки возможности перевозки данного груза

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 1 1 1 1

Механик Антонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Сазонов/19614 0 1 1 1 1

Механик Харитонов/19614 1 1 1 1 1

Значения приоритетов в таблице 4: 1 - перевозка допустима; 0 - перевозка недопустима.

На основе произведения двух предыдущих матриц строим итоговую матрицу приоритетов первого этапа выбора назначений.

Таблица 5

Итоговые приоритеты назначений первого этапа

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 3 3 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 3 2 2 2 3

Механик Антонов/19614 3 2 2 2 3

Механик Сазонов/19614 0 2 2 2 2

Механик Харитонов/19614 2 2 3 3 3

На втором этапе определяются приоритеты по критерию прибытия в согласованное временное окно под погрузку.

Таблица 6

Приоритеты назначений по критерию прибытия в согласованное временное окно

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 2 2 2 2 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 2 2 2 2 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 2 2 2 2 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 2 2 2 2 1

Механик Антонов/19614 0 0 0 0 2

Механик Сазонов/19614 0 2 2 2 1

Механик Харитонов/19614 0 0 0 0 2

Значения приоритетов в таблице 6: 2 - судно прибывает в согласованное временное окно;

1 - судно прибывает ранее согласованного временного окна, что скорее всего повлечет

дополнительный простой; 0 - судно прибывает позднее согласованного временного окна, что скорее всего повлечет отмену рейса.

На третьем этапе определяются приоритеты по критерию достаточности имеющегося на борту топлива для совершения рейса.

Таблица 7

Приоритеты назначений по критерию достаточности имеющегося на борту тяжелого топлива

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 1 1 1 1

Механик Антонов/19614 1 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механик Сазонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Харитонов/19614 1 1 1 1 1

Таблица 8

Приоритеты назначений по критерию достаточности имеющегося на борту дизельного топлива

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 1 1 1 1

Механик Антонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Сазонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Харитонов/19614 1 1 1 1 1

Значения приоритетов в таблицах 7 и 8: 2 - топлива достаточно для выполнения последующего рейса целиком без дополнительной бункеровки; 1 - топлива достаточно для прибытия в пункт ближайшей бункеровки; 0 - топлива недостаточно для прибытия в пункт ближайшей бункеровки.

На основе произведения двух предыдущих матриц строим итоговую матрицу приоритетов третьего этапа выбора назначений.

Таблица 9

Итоговые приоритеты назначений третьего этапа

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451 аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 1 1 1 1

Механик Антонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Сазонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Харитонов/19614 1 1 1 1 1

Из итоговой матрицы видно, что все суда потенциально могут быть назначены на все рейсы исходя из требований по достаточности наличия топлива, но при условии бункеровки топливом в процессе совершения рейса.

Кроме того, на этом же этапе строим матрицу минимальных стоимостей бункеровок топлива по пунктам применительно к каждому варианту назначения.

Таблица 10

Минимальные стоимости бункеровки тяжелым топливом

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451 аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 250 200 320 200 250

ВФ Танкер -2/РСТ-27 250 200 320 200 250

ВФ Танкер -3/РСТ-27 250 200 320 200 250

ВФ Танкер -4/РСТ-27 250 200 320 200 250

Механик Антонов/19614 250 200 320 200 250

Механик Сазонов/19614 250 200 320 200 250

Механик Харитонов/ 19614 250 200 320 200 250

Пункты бункеровки Ростов Волгоград Керчь пролив Волгоград Ростов

Таблица 11

Минимальные стоимости бункеровки дизельным топливом

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 800 700 1000 700 800

ВФ Танкер -2/РСТ-27 800 700 1000 700 800

ВФ Танкер -3/РСТ-27 800 700 1000 700 800

ВФ Танкер -4/РСТ-27 800 700 1000 700 800

Механик Антонов/19614 800 700 1000 700 800

Механик Сазонов/19614 800 700 1000 700 800

Механик Харитонов/ 19614 800 700 1000 700 800

Пункты бункеровки Ростов Волгоград Керчь пролив Волгоград Ростов

Значения стоимостей в таблицах 10 и 11 приведены в долларах США за тонну топлива.

Из этих матриц получаем данные по предпочтительным пунктам бункеровок, для каждого варианта рейса.

На четвертом этапе определяются приоритеты по критерию - возможность вывоза договорного объема груза.

Таблица 12

Приоритеты назначений по критерию - возможность вывоза договорного объема груза

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 1 1 1 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 1 1 1 1

Механик Антонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Сазонов/19614 1 1 1 1 1

Механик Харитонов/19614 1 1 1 1 1

Значения приоритетов в таблице 12: 1 - судно удовлетворяет требованиям по загрузке; 0 - судно не удовлетворяет требованиям по загрузке.

Строим финальную итоговую матрицу приоритетов, где соблюдаются все необходимые требования к назначениям, значения критериев в которой являются произведе-

нием всех предыдущих итоговых матриц на каждом этапе, с указанием предпочтительных пунктов бункеровки.

Таблица 13

Финальная итоговая матрица приоритетов

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ

ВФ Танкер-1/РСТ-27 6 6 2 2 1

ВФ Танкер -2/РСТ-27 6 6 2 2 1

ВФ Танкер -3/РСТ-27 6 6 2 2 1

ВФ Танкер -4/РСТ-27 6 4 4 4 3

Механик Антонов/19614 0 0 0 0 6

Механик Сазонов/19614 0 4 4 4 2

Механик Харитонов/19614 0 0 0 0 6

Пункты бункеровки тяжелым топливом Ростов Волгоград Керчь пролив Волгоград Ростов

Пункты бункеровки дизельным топливом Ростов Волгоград Керчь пролив Волгоград Ростов

Эта матрица и является финальной стадией решения поставленной задачи. Из таблицы 13 можно видеть приоритетные суда для каждого перспективного рейса и провести финальную оценку предпочтений по назначениям.

Далее, для каждого варианта назначений рассчитываем сводный тайм-чартерный эквивалент или любой другой комплексный экономический показатель эффективности.

Таблица 14

Вариант назначений № 1

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ ТЧЭ, долл. США

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 7 612,00

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 3 478,02

ВФ Танкер -3/РСТ-27 0,00

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 501,82

Механик Антонов/19614 1 3 649,32

Механик Сазонов/19614 1 1 052,18

Механик Харитонов/19614 0,00

Сводный ТЧЭ 2 852,27

где 1 - признак назначения.

Таблица 15

Вариант назначений № 2

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ ТЧЭ, долл. США

ВФ Танкер-1/РСТ-27 0,00

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 3 478,02

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 7 533,60

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 2 306,80

Механик Антонов/19614 0,00

Механик Сазонов/19614 1 -488,89

Механик Харитонов/19614 1 3 271,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводный ТЧЭ 3 047,46

где 1 - признак назначения.

Таблица 16

Вариант назначений № 3

Название судна/Проект Ростов-451аа Кавказ Самара-451аа Кавказ Кавказ-Батуми Татьянка-Поти Ростов-451аа Кавказ ТЧЭ, долл. США

ВФ Танкер-1/РСТ-27 1 7 612,00

ВФ Танкер -2/РСТ-27 1 3 478,02

ВФ Танкер -3/РСТ-27 1 -340,30

ВФ Танкер -4/РСТ-27 1 2 306,80

Механик Антонов/19614 1 3 649,32

Механик Сазонов/19614 0,00

Механик Харитонов/19614 0,00

Сводный ТЧЭ 3 038,01

где 1 - признак назначения.

Мы рассмотрели три варианта назначений и по каждому получили разные показатели экономической эффективности, тем не менее каждый вариант удовлетворяет заявленным требованиям и входит в область допустимых значений.

Описанный метод экспертных оценок по матрицам оценочных критериев не требует создания сложной автоматизированной системы и может быть использован любым специалистом для решения задачи выбора назначений при оперативном регулировании работы флота.

Список литературы:

[1] Платов Ю.И. Алгоритм выбора назначений судам при оперативном регулировании работы флота / Ю.И. Платов // Труды ГИИВТ. - Горький, 1983. - Вып. 195. - С. 3-10.

[2] Платов Ю.И. Оперативное управление работой речного нефтеналивного флота: автореф. док.техн. наук: 05.22.19 / Ю.И. Платов. - Н.Новгород, 1998. - 48 с.

FORMALIZATION OF EMPIRICAL APPROACH TO TANKER DESTINATIONS SELECTION UNDER OPERATIVE REGULATION OF FLEET WORK

V.J. Koryev

Key words: decisions making, ship destinations, operative regulation, fleet work, expert estimations method.

The article is devoted to the development of the formalized empirical method of selecting ship destinations for tanker fleet on the operative regulation stage. The main factors influencing the process of ship destinations selection are listed. The author gives an example of solving a typical selecting destinations task.

Статья поступила в редакцию 11.11.2016 г.

И.К. Кузьмичев, д.т.н., профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» А. Б. Корнев, к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» А.Г. Малышкин, д.т.н. профессор, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: социальные и коммерческие пассажирские перевозки; судоходные компании, пассажирские суда, пассажиропотоки, региональные программы развития пассажирских перевозок, безопасность поездки, ценовая доступность, удобство для пассажиров.

В статье рассматриваются социальные, экономические, технические и научные проблемы развития пассажирских перевозок речным транспортом. Освещаются причины убыточности социальных пассажирских перевозок. Для молодых ученых, магистрантов и студентов предлагаются темы научных исследований в области повышения эффективности речных пассажирских перевозок.

Важнейшей задачей транспорта общего пользования в любой стране является перевозка пассажиров, само существование современной цивилизации невозможно без пассажирских перевозок. Среди критериев, учитываемых Организацией Объединенных Наций при оценке благосостояния населения страны, находится и показатель подвижности населения, соответствующий суммарной дальности поездок одного жителя страны в год (тыс. км /чел.-год). Несмотря на огромную территорию нашей страны и низкую среднюю плотность населения, показатель подвижности наших граждан в 2 раза ниже, чем в странах Западной Европы, где средняя плотность населения почти в 20 раз выше, чем в РФ.

Согласно статистическим данным в последние годы существования СССР речным транспортом РФ перевозилось более 100 млн. пассажиров в год (навигацию), а в 2015 г. речники России перевезли только 13,5 млн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.