Научная статья на тему 'Формализация алгоритма отбора потенциального франчайзи'

Формализация алгоритма отбора потенциального франчайзи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / ОТБОР / FRANCHISING / FRANCHISEE / CHOICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наркевич Е. Г.

В статье предложены критерии отбора потенциальных франчайзи и на основе построен алгоритм отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains a list of criteria that potential franchisee should meet, and a formal algorithm of choice of franchisee based on these criteria.

Текст научной работы на тему «Формализация алгоритма отбора потенциального франчайзи»

УДК 334.752

Формализация алгоритма отбора потенциального франчайзи

Наркевич Е. Г., elena [email protected] Аспирант Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

В статье предложены критерии отбора потенциальных франчайзи и на основе построен алгоритм отбора

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзи, отбор Formalization of an algorithm of choice of potential franchisee

Narkevich E. G., elena [email protected] Ph.D. Student, St. Petersburg Institute of Education in Humanities

The paper contains a list of criteria that potential franchisee should meet, and a formal algorithm of choice offranchisee based on these criteria

Key words: franchising, franchisee, choice

Франчайзинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент развития бизнеса, позволяющий собственникам торговой марки развивать собственную сбытовую сеть за счет привлечения капитала франчайзи, и дающий возможность начинающим предпринимателям снизить риски своего бизнеса путем получения права использовать торговую марку и коммерческие технологии франчайзера. В современных условиях, когда наличие собственной сети исключительно важно для успеха предприятия [5], но при этом не у всех фирм есть достаточные ресурсы для ее выстраивания своими силами, франчайзинг имеет чрезвычайно большое значение.

Для франчайзинга характерна высокая степень зависимости участников договора друг от друга (будучи юридически независимыми, они с организационной точки зрения формируют специфическое гибридное предприятие, основанное не только на рыночном, но и на иерархическом взаимодействии [4]). По этой причине важной задачей при внедрении франчайзинга как для франчайзера, так и для франчайзи является отбор оптимального партнера. Это означает, что каждый из потенциальных участников франчайзинговой сделки должен разработать перечень критериев, по которым будет оцениваться потенциальный партнер, шкалы значений этих критериев и методику принятия решения о сотрудничестве на основе итогов оценки всех возможных партнеров по данным критериям.

В настоящее время существуют формализованные методики принятия решения франчайзи о сотрудничестве с франчайзером. Они опираются на оценку чистого дисконтированного дохода, который франчайзи получит благодаря использованию торговой марки франчайзера, и при этом учитывают как вероятность прекращения деятельности франчайзи в течения срока действия франчайзингового договора, так и вероятность продления договора франчайзинга. Варианты этой методики для различных способов определения значений и учета влияния этих вероятностей приведены в работах [1, 3, 6]. Строго говоря, эти методики изначально были предложены не для выбора оптимального франчайзера, а для выбора между стратегией приобретения франшизы и стратегией независимого развития, однако они элементарно адаптируются к ситуации выбора наилучшего партнера.

Большой интерес представляет методика анализа отношений между франчайзером и франчайзи, предложенная в работе [2] и учитывающая дополнительную прибыль и снижение риска деятельности, получаемые франчайзи благодаря сотрудничеству с франчайзером. Эта методика позволяет франчайзеру рассчитать ставку роялти [2], а франчайзи - отобрать наиболее перспективного партнера [3].

Однако в настоящее время в литературе недостаточно описаны методики принятия решения франчайзером о сотрудничестве с франчайзи. В данной статье мы попытаемся отчасти закрыть этот пробел.

Очевидно, что методика оценки потенциального франчайзи должна быть тесно увязана с теми задачами, которые собственник решает путем развития франчайзинга. К числу этих задач относятся:

- Привлечение внешнего финансирования для открытия новых торговых точек (или, точнее, привлечение капитала как в денежной форме - для финансирования деятельности торговой точки момент запуска и в течение определенного времени после него, так и в физической форме - например, в виде помещений);

- Привлечение мотивированных и компетентных менеджеров для управления текущей деятельностью торговой точки;

- Наращивание ценности бренда (благодаря повышению его географического присутствия и росту объема продаж при сохранении постоянного гарантированного качества);

- Получение дохода за счет выплачиваемых франчайзи роялти.

По нашему мнению, в качестве критериев при оценке франчайзи должны выступать его способности обеспечить решение этих задач. При этом две последних задачи в качестве самостоятельных рассматривать не стоит. Прирост ценности бренда будет определяться удачным местоположением новой торговой точки (по сути - характеристиками физического капитала франчайзи), и умением франчайзи обеспечить соответствующее фирменному стилю качество обслуживания (что определяется мотивацией и управленческой компетентностью франчайзи). В свою очередь, величина роялти будет зависть от способности франчайзи обеспечить планируемый уровень продаж и от его добросовестности (иначе говоря, от того, не будет ли получатель франшизы

утаивать от франчайзера часть своего дохода, чтобы уменьшить величину выплат).

Таким образом, критерии оценки франчайзи разбиваются на два блока:

- Обеспеченность капиталом (величина и характеристики капитала, инвестируемого франчайзи в сотрудничество с франчайзером);

- Управленческие навыки (способность эффективно и добросовестно управлять франчайзинговым подразделением в интересах франчайзера).

Это означает, что выбирать следует того франчайзи, для которого выполняется условие

С т р \

шах£2+ |,

1/=1 ы )

где

m - число оценочных критериев, включенных в блок «Обеспеченность капиталом»;

Cij - значение ;-го оценочного критерия для г-го потенциального франчайзи;

Ж - вес ;-го оценочного критерия;

р - число оценочных критериев, включенных в блок «Управленческие навыки»;

Мк - значение к-го оценочного критерия для г-го потенциального франчайзи;

Жк - вес А:-го оценочного критерия;

О - корректирующий множитель, позволяющий отсекать тех потенциальных франчайзи, для которых значение какого-либо из оценочных критериев ниже минимально допустимого:

т ^ . - р . . '

£2, = ^НеауС,гСШ^1\ИеагМн-МГ ,

У=1 *=1

С™п - минимальное допустимое для франчайзера значение >го оценочного критерия из блока «Обеспеченность капиталом»;

МЩ1П - минимальное допустимое для франчайзера значение к-го

оценочного критерия из блока «Управленческие навыки»;

Неау х - функция Хэвисайда:

г0, .х < 0;

Иеау х =

1^1, .х> 0.

Использование корректирующего множителя О позволяет решить проблему компенсации, из-за которой слишком низкие значения одних оценочных критериев могут быть скомпенсированы избыточно высокими значениями других критериев.

Очевидно, что

m p

Tw}=Lwk= i. j=i k=i

Достоинства предложенной нами оценочной модели:

- Она опирается на анализ тех характеристик потенциального франчайзи, которые обеспечивают достижение целей его сотрудничества с франчайзером;

- Она учитывает тот факт, что франчайзер может пойти на сотрудничество только с теми франчайзи, у которых значения всех оценочных критериев не ниже определенной величины;

- Она достаточно проста в применении.

Следующим этапом исследования должна стать разработка перечней критериев, входящих в блоки «Обеспеченность капиталом» и «Управленческие навыки» и их шкалирование. Однако следует понимать, что если состав оценочных характеристик может быть одинаков для всех франчайзеров, то их шкалы могут существенно различаться в зависимость от сферы деятельности франчайзера, его масштабы и поставленных целей. Поэтому приоритетной задачей должно стать выявление перечня оценочных параметров по обоим блокам, тогда как методики их шкалирования будут привязаны к конкретному франчайзеру.

Библиографический список:

1. Котляров И. Д. Математическая модель принятия решения о приобретении франшизы // Проблемы управления. - 2007. - № 5. - С. 84-87.

2. Котляров И. Д. Финансовая составляющая отношений франчайзинга: проблема расчета ставки роялти // Корпоративные финансы (электронный журнал). - 2011. - № 1. - С. 32-39. Доступно онлайн по адресу: http://ecsocman.hse.ru/mags/cfioumal/2011--1%20%2817%29/30554581.html. Проверено 30.05.2012.

3. Котляров И. Д. Принятие решения о приобретении франшизы: вероятностный подход // Труды Института системного анализа Российской академии наук. - 2011. - Т. 61, вып. 3. - С. 84-91. Доступно онлайн по адресу: http://www.isa.ru/proceedings/index.php?option=com content&view=article&id=69 2. Проверено 30.05.2012.

4. Котляров И. Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение понятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2012. - № 1. - С. 56-61.

5. Павлов А. Г. Развитие сетевой розничной торговли в условиях рынка // Экономика и экологический менеджмент (электронный журнал). -2011. - № 2. - С. 213-219. Доступно онлайн по адресу: http://economics.open-mechanics.com/articles/406.pdf. Проверено 30.05.2012.

6. Blair Roger D., Lafontaine F. The Economics of Franchising. N. Y.: Cambridge University Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.