ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
ДРТ 183005
УДК 342.3
Ахвердиев Эрвин Алибекович,
магистрант Института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград erwin.gelli@mail.ru
Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления
Аннотация. В статье осуществлен анализ первопричины становления формы государственного правления, показавший, что данный процесс не является стихийным. На фоне этого произведена категоризация основных сфер общественной (государственной) жизни, которые могут в той или иной степени изменять способ организации верховной власти в государстве. Далее выделены группы политико-правовых и социально-экономических факторов. В настоящей статье детально рассматривается первая группа с представлением примеров способов влияния этих условий на форму правления.
Ключевые слова: форма государственного правления, политико-правовые факторы, правосознание, политический режим, колонизация, президентская республика, Конституция США 1787 г., правовые учения.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Форма правления - базисный элемент формы государства. В зависимости от этого предопределяются такие явления, как гарантированность и свобода реализации прав человека, уклад бытовой и политической жизни каждого гражданина. В этом контексте кажется справедливым мнение о том, что при «чистой» абсолютной монархии достижение демократического политического режима фактически невозможно. Такая форма правления также будет трудносовместима с федеративным устройством государства. Конечно, из этого правила существуют исключения в виде ОАЭ, Малайзии, однако концептуально такой подход подтверждается практикой [1]. Рассматривая республику, необходимо отметить противоположные тенденции. Республиканская форма правления во многих трудах исследователей ХХ-ХХ1 вв. понимается как синоним демократическому политическому режиму и совместимости различных административно-территориальных устройств.
В связи с этим становится актуальным вопрос о первопричинах, важнейших факторах, влияющих на развитие и установление той или иной формы государственного правления. Очевидно, что выбор формы правления не стихийное явление, он происходит в зависимости от определенных социальных и природных условий. Поднятая проблема в большинстве случаев остается не рассмотренной теоретиками, занимающимися исследованием государства и права.
Определяя возможные условия, влияющие на становление формы государственного устройства, необходимо обращаться к сферам, которые непосредственно могут изменять жизнь человека, общества. К таковым следует отнести политическую, экономическую, социальную и правовую сферы. В то же время следует отметить, что юридическая литература не производит на данный момент какого-либо деления факторов влияния на форму правления. Вышеуказанные сферы возможно объединить в две равнозначные группы. В силу близости политической и правовой сфер первая группа будет именоваться политико-правовые факторы, а вторая группа - социально-экономические.
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
Различая политико-правовые факторы, к ним стоит относить:
- правосознание (правовую ментальность) населения;
- политический режим;
- сложившиеся формы правления соседних государств, их опыт;
- влияние политико-правовых идей и учений;
- вмешательство в правовой или военной форме сторонних государств.
В совокупность социально-экономических факторов можно включить:
- ступень экономического развития;
- историческую память;
- менталитет, привычки и образ жизни людей;
- духовное состояние, сопряженное с религиозными воззрениями;
- национальный состав населения, а также традиции и обычаи.
Выделенные политико-юридические и социально-экономические факторы в той
или иной комбинации определяют конкретную форму правления государства в данный временной период. Преобладание одних элементов над другими со временем приводит к микро-, а в отдельных случаях и к макроизменениям в организации высшей государственной власти страны.
Генезис эволюции форм правления показывает, что кроме перечисленных факторов существуют и такие, которые не обусловлены антропологическим влиянием. В частности, речь может идти о природно-климатических условиях. Позиция, при которой природно-климатические условия выделяются в качестве факторов, влияющих на форму правления, не нова для юридической мысли. Зарубежные и отечественные правоведы, а также философы, уделявшие внимание обозначенной проблематике, рассматривали её в том числе сквозь призму географического детерминизма. К таким специалистам и известным философам можно отнести Макиавелли, Ш. Л. Монтескье, Ж. Бодена, И. А. Ильина, В. Е. Чиркина, Н. Н. Алексеева, Д. А. Авдеева, А. В. Серегина и других. Для того чтобы проследить, каким образом элементы ранее выделенных нами групп воздействуют на форму государственного правления, необходимо рассмотреть каждый из них.
Политико-правовые факторы
Оценивая правосознание как фактор влияния на становление формы правления государства, необходимо обратиться к трудам И. А. Ильина. Именно отечественный политический деятель был одним из первых, кто высказал мнение о зависимости форм правления от уровня правосознания. Общество, находящееся в состоянии дефицита правосознания, а как его конечной формы - правовой культуры, не способно реально влиять на происходящие в государстве процессы организации верховной власти [2]. Подтверждение этому можно обнаружить в работах других исследователей. Например, обусловленность тысячелетней истории России монархической формой правления, согласно Л. А. Тихомирову, состоит в том, что политическая и правовая сознательность народа были крайне слабы и в какой-то мере спутанны [3]. При рассмотрении правосознания следует уделить особое внимание правовой ментальности народа. По мнению А. Ю. Мордовцева, правовая ментальность - это основа формирования национального правосознания, определяющая неповторимый колорит и специфику содержания последнего, характер его проявлений [4]. Кроме того, в науке существуют различные основания для разделения правовой ментальности. Общепринято в качестве основания для разграничения использовать цивилизационный подход. Цивилизация, по В. А. Бачинину, - это «крупный комплекс правовых систем, имеющих общие культурно-исторические корни, давние,
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
разработанные религиозные, этические и философские основания, родственные нормативно-ценностные структуры и сходные юридические признаки» [5]. Учеными часто сопоставляются восточная и западная цивилизации, которые, преломляясь сквозь правовую ментальность, дают следующие закономерности. В восточной правовой ментальности ярко выражены особенности консервативности и традиционности. В правовой плоскости это выражается в том числе:
- в прочности фундаментальных ценностей;
- глубоких правовых традициях;
- недопустимости инновационного подхода в нормотворчестве;
- безразличии к субъективным правам и свободам;
- приоритетности принципа «человек для общества», а как продолжение «для государства».
Западная правовая ментальность основывается на рационалистическом подходе, рассматривая право как способ достижения справедливости и общественного порядка. В этом смысле она отлична от восточной правовой ментальности и содержит иные ценности, выраженные в следующих особенностях:
- государство - это субъект охраны прав и свобод личности;
- высокая потребность в структурных и идеологических изменениях в связи с развитием общества;
- уважение и гарантия субъективных прав и свобод;
- приоритетность принципа «общество для человека».
Необходимо отметить, что в основу подобного выделения легло и выявление психобиологических особенностей, которые приводят к утверждениям об уровне развитости полушарий головного мозга. Соотнеся приведенные отличия, нетрудно определить, что западная правовая ментальность содержит характеристики, присущие развитости левого полушария, тогда как восточная цивилизация - правого.
Следовательно, форма правления не может являться продуктом произвольного выбора, напротив, анализ влияния правовой ментальности и правосознания показывает, что выбор способа организации власти и его функционирования - результат потребности общества.
В теории государства и права многие правоведы рассматривают политический режим и форму правления как равносильные категории, так как они являются элементами формы государства. Однако эти явления существуют не в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Воздействие политического режима на форму правления следует рассматривать с ограничительной точки зрения. Политический режим - это совокупность средств, методов, способов и приемов осуществления государственной власти, определяющая гарантированность прав и свобод личности. Также политический режим может характеризоваться как свойство нации, определяющее степень концентрации и особенность распределения власти, способ и условия его формирования. Исходя из данного понимания, рассматриваемая категория показывает степень реализации и соответствия положений, закрепленных в конституциях, политическим реалиям. Из приведенного тезиса следует, что первая форма влияния может проистекать путем аккумуляции политических сил в одном центре и изменения существующего порядка согласно целям этого центра. Так, например, неспособность парламента Словакии в 1998 г. избрать президента в силу наличия политического разногласия привела к переходу к смешанной форме правления [6]. Другим наглядным примером служит развитие демократических основ в Великобритании, несмотря на существование монархической формы правления. Это привело к
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
установлению ограниченной (парламентарной) монархии, где в настоящее время полномочия королевы номинальные. Второй аспект влияния политического режима на форму правления проявляется в соотношении политических сил в структуре высших государственных органов. Основываясь на той или иной идеологии, придерживаясь определенной политико-правовой идеи, политическое большинство способно воздействовать на определяющие сферы государства. Форма правления в данном случае не исключение. Одним из примеров может служить конституционный референдум в Турции 16 апреля 2017 г. по вопросу перехода от парламентарной республики к президентской. Возможность осуществления перехода стала реальной после открытой поддержки идеи партией, занимавшей большинство мест в парламенте, что и обеспечило необходимое количество голосов депутатов для вынесения вышеназванного вопроса на референдум.
Уровень государственного развития стран, окружающих государство с несфор-мированной формой правления или находящееся в переходном состоянии, может оказать непосредственное влияние на способ организации высших государственных органов, их взаимодействие и принципы взаимоотношения с населением. Модель правления, уже успешно реализуемая в конкретный исторический период, зачастую копировалась другими субъектами международных отношений. В этом смысле верную позицию изложил И. А. Ильин: «...Нет и не может быть единой государственной формы, столь совершенной, что она оказалась бы наилучшей для всех времен и народов» [7]. Согласно такому подходу, формирование формы правления по образу других стран без учета собственных национальных, духовных, культурных особенностей невозможно. В то же время существуют примеры успешного перенимания опыта функционирования и построения высших органов государственной власти. Разработка Конституции Российской Федерации происходила под достаточно сильным влиянием Конституций Франции и Германии [8]. Ряд конституционалистов, критикующих нынешний основной закон России, главную причину его «негодности» видят именно в активном использовании зарубежного опыта. Другой пример состоит в том, что распространение президентских республик в большинстве странах Латинской Америки произошло под влиянием Конституции США 1787 г.
Влияние правовых учений и идеологий на форму правления государства хорошо прослеживается в исторических процессах. Анализируя революции, произошедшие во Франции, Англии и других западных странах, можно заметить, что во всех случаях существовала какая-либо идеология или учение. Наглядными примерами служат политико-правовые взгляды индепендентов в Англии и последовавшее за ним свержение короля с установлением республики (1640-1649 гг.). Стоит отметить и влияние учений Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других просветителей при Великой французской революции, итогом которой стало уничтожение абсолютной монархии и создание Первой французской республики [9]. В это число можно также включить пример влияния учений К. Маркса и В. И. Ленина, распространение которых привело к разрушению Российской империи и созданию советской республики, построенной на особых принципах организации власти.
Последний политико-правовой фактор выражается как вмешательство военным или политическим путем в государственные дела других стран. Эти процессы могут иметь как открытые, так и скрытые формы. Наиболее явно это прослеживается в механизмах колонизации стран Африки, Америки и Азии Британской и Французской короной. История показывает, что насаждавшиеся в колониальных странах определенные формы правления метрополиями в большинстве своем стали неотъемлемой частью государственного устройства в нынешнее время. Нельзя не вспомнить про-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
исходившие в Испании 1936-1939 гг. события гражданской войны с их активной поддержкой фашистской Италией и нацистской Германией. Итогом стало падение республики и установление диктатуры Ф. Франко на период с 1936 по 1975 г. В последнее время подобное изменение формы правления в некоторых странах не редкое явление. В этом свете показательны примеры вмешательства США в суверенные дела Сербии, Ирака, Афганистана.
Таким образом, выявленные закономерности влияния факторов политико-правовой группы на становление формы государственного правления однозначно показывают, что данный процесс является не стихийным, а предопределенным теми или иными обстоятельствами. В конкретный исторический период каждое государство претерпевает изменения в организации верховной власти, что зависит от тех факторов, которые наиболее сильно воздействуют на правоотношения. Данный вопрос, конечно, требует дополнительного изучения и разработки: следовало бы рассмотреть конкуренцию факторов, механизм влияния факторов социально-экономической группы и природно-климатических условий на изменение формы государственного правления.
Ссылки на источники
1. Кушхов И. Р. Основы федерализма при современной монархической форме правления // Журнал российского права. - 2006. - № 11(119). - С. 108-117.
2. Авдеев Д. А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск новых критериев // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - № 3.
3. Комова Н. Б. Монархическая власть в отечественной государственно-правовой традиции: неоконсервативная идеология Л. А. Тихомирова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2009. - № 1. - С. 60-64.
4. Овчинников А. И. Рецензия на книгу: А. Ю. Мордовцева, В. В. Попова «Российский правовой менталитет». Ростов н/Д, 2007. 448 с. // Философия права. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2009. - № 1. - С. 128-131.
5. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В. А. Бачинин, В. П. Сальников; под ред. В. П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2005. - 224 а
6. Бобрицких И. В. Общая характеристика института Президента Словакии // Международно-правовые чтения. Вып. 9 / отв. ред. П. Н. Бирюков; Воронежский государственный университет. -Воронеж, 2010. - С. 46.
7. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 2. - Кн. 1. - 496 с.
8. Серегин А. В. Форма государственного правления (вопросы теории): дис. ... д-ра юрид. наук по специальности 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. - Ростов н/Д, 2014. - 379 с.
9. Там же.
Ervin Akhverdiev,
Graduate Student, Institute of Law, Volgograd State University, Volgograd erwin.gelli@mail.ru
Government form and political and legal factors affecting the establishment of government form Abstract. This article analyzes the root cause of state government form establishment, which showed that this process is not a spontaneous phenomenon. Against this background, the main spheres of social (state) life are categorized, which may to some extent change the way in which the supreme authority is organized in the state. Subsequently, groups of political, legal and socio-economic factors were singled out. In this article, the first group is considered in detail, with examples of these conditions ways of influence on the government form.
Key words: state government form, political and legal factors, sense of justice, political regime, colonization,
presidential republic, Constitution of the USA in 1787, legal doctrines.
References
1. Kushhov, I. R. (2006). "Osnovy federalizma pri sovremennoj monarhicheskoj forme pravlenija", Zhurnal rossijskogo prava, № 11(119), pp. 108-117 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ахвердиев Э. А. Форма правления и политико-правовые факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183005.htm.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Avdeev, D. A. (2013). "Klassifikacija form pravlenija: novyj vzgljad ili poisk novyh kriteriev", Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta, № 3 (in Russian).
Komova, N. B. (2009). "Monarhicheskaja vlast' v otechestvennoj gosudarstvenno-pravovoj tradicii: ne-okonservativnaja ideologija L. A. Tihomirova", Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chehova, № 1, pp. 60-64 (in Russian).
Ovchinnikov, A. I. (2009). "Recenzija na knigu: A. Ju. Mordovceva, V. V. Popova "Rossijskij pravovoj mentalitet". Rostov n/D, 2007. 448 p.", Filosofija prava, Izd-vo Rost. jurid. in-ta MVD Rossii, Rostov n/D, № 1, pp. 128-131 (in Russian).
Bachinin, V. A. & Sal'nikov, V. P. (2005). Pravovaja real'nost' v kontekste civilizacii i kul'tury. Metodologi-ja prichinnogo analiza: monografija, Fond "Universitet", St. Petersburg, 224 p. (in Russian). Bobrickih, I. V. (2010). "Obshhaja harakteristika instituta Prezidenta Slovakii", in Birjukov, P. N. (ed.). Mezhdunarodno-pravovye chtenija. Vyp. 9, Voronezhskij gosudarstvennyj universitet, Voronezh, p. 46 (in Russian).
Il'in, I. A. (1993). Sobranie sochinenij: v 101, Russkaja kniga, Moscow, t. 2, Kn. 1, 496 p. (in Russian). Seregin, A. V. (2014). Forma gosudarstvennogo pravlenija (voprosy teorii): dis. ... d-ra jurid. nauk po special'nosti 12.00.01 - teorija i istorija prava i gosudarstva; istorija uchenij o prave i gosudarstve, Rostov n/D, 379 p. (in Russian). Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 03.01.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.01.18
Принята к публикации Accepted for publication 10.01.18 Опубликована Published 28.01.18
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Ахвердиев Э. А., 2018
977230412018001