Научная статья на тему 'ФОРМА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ФОРМА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА / САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / КОНФИГУРАЦИЯ ЗДАНИЯ / СФЕРА / КОСМИЧЕСКОЕ ЯЙЦО / КУПОЛ / КРУГ / ТОЧКА / СПИРАЛЬ / ТРЕУГОЛЬНИК / КВАДРАТ / БИОПОЛЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булгакова Е.А., Быкова Г.И.

Архитектура как синтетическое искусство, основанное на множестве наук, создает искусственную среду, взаимодействующую с окружением и человеком. Это целостная система знаний, где человек, естественная среда обитания и архитектура активно взаимодействуют. Использование сакральной геометрии через познание влияния форм сооружений на окружение позволяет создать гармоничные архитектурные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF AN ARCHITECTURAL OBJECT AND ITS INFLUENCE ON THE PSYCHOPHYSICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON

Architecture, as a synthetic art based on a variety of sciences, creates an artificial environment that interacts with the man and their milieu. It is a holistic system of knowledge where the man, their natural habitat and architecture actively intermingle. The use of sacred geometry through comprehending how the shape of a building affects the living environment enables to create harmonious architectural objects.

Текст научной работы на тему «ФОРМА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 721.02

doi:10.52210/2224669X 2022 2 16

ФОРМА АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Е.А. Булгакова, Г.И. Быкова

Аннотация. Архитектура как синтетическое искусство, основанное на множестве наук, создает искусственную среду, взаимодействующую с окружением и человеком. Это целостная система знаний, где человек, естественная среда обитания и архитектура активно взаимодействуют. Использование сакральной геометрии через познание влияния форм сооружений на окружение позволяет создать гармоничные архитектурные объекты.

Ключевые слова: форма архитектурного объекта, сакральная геометрия, конфигурация здания, сфера, космическое яйцо, купол, круг, точка, спираль, треугольник, квадрат, биополе.

THE FORM OF AN ARCHITECTURAL OBJECT AND ITS INFLUENCE ON THE PSYCHOPHYSICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON

E.A. Bulgakova, G.I. Bykova

Abstract. Architecture, as a synthetic art based on a variety of sciences, creates an artificial environment that interacts with the man and their milieu. It is a holistic system of knowledge where the man, their natural habitat and architecture actively intermingle. The use of sacred geometry through comprehending how the shape of a building affects the living environment enables to create harmonious architectural objects.

Keywords: architectural object shape, sacred geometry, building configuration, sphere, cosmic egg, dome, circle, dot, spiral, triangle, square, biofield.

В настоящее время урбанизация направлена на синтез природы и архитектуры и последние исследования показывают, что наши далекие предки во многих сферах жизни использовали знания очень высокого уровня, которые современная наука только сейчас вновь начинает открывать для себя.

Если посмотреть вглубь веков, можно отметить, что архитектура не всегда была прикладным элементом к строительству. В индийских ведических текстах пуранах, проектирование здания называют искусством. Как и у любого из искусств, смысл архитектуры заключается в ее одухотворяющем воздействии на людей. Без информационного воздействия нет архитектуры, а есть утилитарное строительство [2; 3]. Наука развивает ум, а искусство душу и соответственно, без влияния искусства общество обречено на деградацию.

Архитектура является синтетическим искусством, базирующимся на самых разных научных познаниях, что позволяет создать искусственную среду для пребывания в ней человека. Это целостная система знаний, где человек, естественная среда обитания и архитектура активно взаимодействуют.

В связи с этим важнейшей задачей, решаемой архитектором, является анализ множества факторов, таких, как специфика рельефа, ландшафт окружения, геологические и климатические особенностей местности, формы самого здания. Поэтому к архитектурным объектам предъявляется целый комплекс требований.

Строения должны в первую очередь быть прочными и полезными, не разрушаться от оползней, плывунов, природных и внешних воздействий, оберегая здоровье люде, живущих в них. Некоторые из них должны обладать особыми свойствами, например, лечебно-оздоровительными или помогать выполнять оракулу его работу.

Помимо этого, они должны обладать эстетическими качествами, мерилом которых являются гармония и красота.

Необходимы незаурядные знания для выполнения и учета подобного комплекса знаний. Такими навыками в самых разных областях обладали наши предки. Особенно впечатляют их познания в области астрономии, позволяющие прогнозировать космические события с удивительной точностью. Прежде всего, это учет ритмов Солнца и Луны, влияющих на все сферы жизни людей.

С древнейших времен в искусстве, науке и философии многих культур применялись законы Божественной Гармонии, использующие таинства сакральной геометрии через познание влияния форм предметов на окружение.

Древние знания говорят, что геометрическая форма концентрирует в себе мощнейшую силу энерго-информационного мира. Сакральная геометрия работает с тайнами гармонии космоса, передавая их людям через язык чисел, символов, углов форм и отношений. Она формирует материальные аспекты творения, объединенные с духовной сущностью через гармонические колебания. Это поддерживает жизнь во всех ее проявлениях [7].

Во многих древнейших памятниках, археологических находках и сакральных изображениях различных исторических культур был обнаружен эффект излучения, образованный формой материального объекта. Выявлено, что все материальные объекты нашего мира вибрируют. Частота вибраций зависит от их формы, а вовсе не от излучения основного материала, из которого состоят. Излучающая сила от формы предмета зависит от его объема, массы, времени суток, места нахождения, ориентации по сторонам света.

Наши предки имели знания в области сакральной геометрии и применяли сложные системы квадратов, прямоугольников, кругов и многоугольников в культовой, религиозной и повседневной жизни. Это проявлялось в особой форме при возведении культовых зданий, где форма объекта определенным образом может воздействовать на людей. Во все времена священные сооружения были конкретным воплощением создания на Земле универсального космического порядка.

Форма сакральных объектов и графических символов оказывает вполне значимое воздействие на живую и неживую материю. Эти знания успешно использовались в древнейших сооружениях, построенных как в дохристианской ведической Руси, так и за ее рубежами.

Воздействие объекта на внешний мир напрямую зависит от его конфигурации и внешнего вида. При этом такое влияние может быть как целительным и созидающим, так и экранирующим и разрушительным.

Одной из самых удивительных, мощных и волшебных космических форм, применяющихся в архитектуре, является сфера - символ небесной гармонии мира, вечности и завершенности. Это самая совершенная форма, являющаяся выражением единства, законченности и целостности. Все части ее в равной степени удалены от центра, никакой точке на поверхности не оказывается предпочтения.

Многие традиционные формы жилища символизируют мировое космическое яйцо, от которого произошел мир. Архаическая символика яйца как полусферы прослеживается в формах юрт, эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках, таких как у колумбийских индейцев в Южной Америке или у зулусов в Африке. Происхождение, конструкция, ориентация по частям света и внутренний интерьер таких жилищ связываются с космическими представлениями. Это форма микрокосмоса - ядро

клетки и ее оболочка, а также макрокосмоса - как орбиты планет солнечной системы, включая солнечную систему в целом.

Другая форма, использующая удивительные качества сферы - купол, особо значимый в архитектуре. Перекрывая без опор большое помещение в центричных сооружениях, купола являются акцентами в архитектурных композициях, создавал образ торжества, величия, силы и незыблемости. Купол является генератором сильных полей, направленно воздействуя на людей, находящихся под его сводами. Он концентрирует внешние силы и вибрации. Так, шепот на одной стороне отражающего звук куполообразного здания можно услышать на другой за счет сосредоточения звука в центре его сферической формой. Такая концентрирующая энергия применяется для звуковой и визуальной медитации, заживления ран и духовного подъема, если параметры купола настроены на частоту, на которой будет использоваться. Купола, сооруженные с соблюдением определенных пропорций, оказывают полезное воздействие на человека, омолаживая его, отражая и сосредоточивая определенный диапазон частот, являясь зарядным устройством.

Круг - двухмерная тень сферы, считающаяся во всех культурах символом совершенства, неделимости и бесконечности вселенной. Маги признавали круг основной фигурой для защиты от злой силы. Археология показывает, что древнейшие поселения были круглыми. Это символ могущества и власти, солнечного диска, несущего животворящую силу всему живому. История осмысливается как круговое циклическое движение небесных тел и всего космоса.

Сжатый до бесконечно малого значения круг превращается в точку. Это неразделимое единство и символическое начало всех форм, а также времени и пространства. Бесконечное начинает быть конечным и проявленным. Первое творение Аллаха в исламе появилось в виде светящейся точки задолго до создания человека. У египтян Бог был глазом вселенной, точка внутри круга воспринималась как олицетворение божества. Точки, выстроенные одна за другой, образуют прямую линию, окаймляющую геометрические формы.

С давних времен люди знали о спиральном развитии Вселенной и человечества. В древнейших индийских писаниях, Упанишадах, говорится о Вселенском змее, накрученном на ось Земли. В древнеегипетских храмах спираль изображалась коброй на головном уборе фараона. В Тибете жизненная энергия, кундалини, представляется свернутой змеиными кольцами в основании позвоночника. В археологических слоях древней Трипольской культуры (между Карпатами и Днепром), найдены спиралевидные металлические изделия [6].

Треугольник в древней русской ведической культуре еще до крещения Руси был символом устройства мира, состоящего из трех частей. Это земная составляющая - Явь, нижний мир - Навь (не явь - отсюда слово «наваждение») и небесная сфера - Правь, являющаяся целью долгих земных перевоплощений человека.

Из этого понятия возник термин «православие», обозначающий прославление нашими предками мира Прави, участвовавших тем самым в космическом энергообмене. Отсюда пошло понятие «Троицы». Само Солнце несет ним три начала - источник жизни, тепло и свет. Это символ физического тела, души и духа.

Квадрат - базовая форма материального мира. Четверка - символ мира, расширяющегося по всем четырем направлениям. Это знак стабильности и модель многих храмовых сооружений: зиккурата, пирамиды, пагоды, церкви, символизирующих образ мира. Квадрат проявляется в пространственной структуре мира (страны света и направления), а также есть временная координата (четыре части суток, времени года). Это символ четырех стихий: воздуха, воды, земли и огня.

Кроме того, существуют и другие символы сакральной геометрии: куб, крест, пятиугольник, шестиугольник, фракталы.

Древние города и храмы планировались с учетом законов высшей гармонии, основанной на сочетании пропорциональных частей в архитектуре, их соразмерности и масштабности. Подобное органичное единство создает положительное эмоциональное и эстетическое воздействие, повышающее духовный уровень человека.

Так, египетские пирамиды, в основе которых заложено «золотое сечение», встречающееся в геометрических формах всего живого, не разрушаются, потому, что их резонансно подпитывают частотные колебания живых организмов, равные их внутренней частоте. Древние знали, что если частоты здания соответствуют внутренним частотным колебаниям человека или тем будущим частотам, к которым должна привести эволюция, то форма здания помогает в раскрытии и проявлении новых способностей человека. Если подобного соответствия не случится, то оно его убивает. Не только неправильно выстроенные здания разрушают людей своими вибрациями, но и частоты людей разрушают подобные здания. Частоты и ритмы, подчиненные «золотому сечению», обладают замечательным свойством поддерживать себя. Об этом хорошо знали древние, которые наряду с «золотым сечением» использовали и другие соотношения: сечение творчества, сечение просветления, божественные сечения и т.д. Применяя в строительстве сооружений созидательные сечения, зодчий достигает три цели: здания меньше разрушаются, они красивы и функциональны, то есть могут оздоравливать.

Не только здания, но и одежда, мебель и их сочетания могут привести к просветлению и раскрытию сверх способностей, если в них заложены частоты жизни.

Архитектура дома должна быть не только соотносима с различными видами созидательных сечений, но и являться многофункциональной, то есть защищать от непогоды, обеспечивать чистым воздухом, пищей и энергией. Это показывает, что будущее человека напрямую зависит ряда компонентов. Это окружающие его вещи, люди, с которыми он общается, дела и поступки, совершаемые им. Совпадение действия внешней среды с внутренними ритмами организма приводит к раскачиванию жизненных «маятников», что предотвращает старение [5].

Использование сакральных геометрических форм является важным средством духовного совершенства. В то же время, часто архитектура современных больших городов ориентирована на быстрое возведение конструктивно однообразных домов-коробок. Это небезопасно для человека, которому приходится пребывать в искусственной среде обитания, полной технократизированных элементов. Однообразные железобетонные дома с вырезанными отверстиями для окон и дверей отличаются отсутствием деталей, приятных для глаза человека. Получается эффект «ткани в горошек», где взгляду не за что «зацепиться». Часто эти сооружения немасштабны по отношению к горожанину, что тоже может вызывать негативную реакцию с его стороны. Такое стандартизированное окружение своими формами оказывает деструктивное воздействие на психику, вызывая отрицательные эмоции, усталость, агрессию, что может привести к немотивированным поступкам.

Неудивительно, что по статистике, больше всего преступлений происходит в новых «современных», дисгармоничных кварталах мегаполисов. Современные формы, применяемые в зодчестве часто служат примерами агрессивной, тенденциозной и часто дикой и безграмотной архитектуры.

В русском языке есть слово «тьма», которое имело еще и количественное значение, обозначая число в десять тысяч. Считалось, что это есть предельная величина концентрации числа людей, проживающих на одном месте без вреда для себя и окружающей природы. Они знали, что есть пределы оптимальной плотности биополей живых существ на единицу площади или объема [8]. Сейчас молодежь часто уходит из деревень в большие города, где при большой концентрации проживающих возможно снижение уровня нравственности. При проживании в сельской местности возможны негативные последствия из-за малого числа контактов для поддержания интереса к жизни. При нахождении в мегаполисе возможно ухудшение состо-

яния биополя, включающего дух, душу и тело, из-за избытка помех со стороны толпы. Это подтверждено и в опытах с животными, где после достижения определенного показателя плотности стаи на 1 кв.м в ней начинался мор, несмотря даже на идеальные условия жизни. Самые лучшие показатели здоровья выявлены в странах, где плотность населения оценивалась из расчета 15 га на одного человека, то есть в селах и небольших городах. Эффект биополя, как персонального, так и коллективного, нужно учитывать в планировании градостроительной ситуации жилого поселения, а также при проектировании отдельных зданий.

Огюст Перре, французский архитектор, говорил, что искусство архитектуры заключается в том, чтобы заставить звучать опоры. Но для этого требуется овладение системой сакральных геометрических пропорций, создающих положительный размерный звукоряд.

Часто современная наука является лишь искаженной древней мыслью. Бездуховность приводит наше общество в тупик. В отличие от древних предков, живших по законам космоса, наша цивилизация, утратив великие знания, начинает двигаться не по пути духовного совершенства, а дорогой современного механистического научно-технического прогресса, ставшего своеобразными костылями для человечества, безнравственного по своей сути. Поэтому мы уничтожаем отходами от своих деяний биосферу земли, что может всех привести к гибели. Известно, что современный человек использует свой мыслительный аппарат лишь на 3-5 % от заложенных возможностей. Закон природы гласит, что орган, который не используется полноценно, со временем отмирает. Лишь нравственно деградирующее существо, ежедневно убивающее свою мать-природу, но не осознающее опасности и для себя, может объявить себя венцом творения - человеком разумным.

В то же время наши далекие мудрые предки, знавшие, в отличие от нас, законы космоса, во всем придерживались принципов соответствия, соизмеримости и гармонии. Зная космические законы и соблюдая их, они вступали в контакт с фантастически богатым информационно-энергетическим миром и обладали возможностью заряжаться земной и космической энергией, что благотворно сказывалось на физическом и духовном развитии человека.

Сталкиваясь с этим, мы поражаемся тому, что не понимаем многого, чем пользовались в древности люди, жившие на территории нашей страны. А здесь жили древнейшие высокоразвитые цивилизации.

Научные исследования подтверждают, что такие археологические культуры, как Три-польская (между Карпатами и Днепром) и Древнеямная (от Днепра до Урала), датируемые IV тысячелетием до н.э. действительно являются древнейшими на планете. Письменность, орнаменты, предметы быта, способы захоронения, религиозные представления, пантеон богов и другие памятники, свидетельствующие о высочайшем уровне развития живущего здесь народа, были найдены на территории России [4]. Впоследствии их вариации обнаруживались археологами в других культурах, традиционно считающихся древнейшими, такими, как египетская, шумерская, эгейская, греческая, этрусская.

Возрождая и переосмысливая опыт древних зодчих, собирая по крупицам остатки некогда потерянных знаний, мы заново сможем возродить познания, принципы и законы создания гармоничного пространства, попытаться постичь азы сокровенных знаний, создающих Архитектуру [1]. И тогда зодчество, используя мощные художественные средства, сможет воздействовать на нас всегда и везде благотворно для нашего здоровья, образа жизни, поступков и даже судьбы.

Библиографический список

1. Буйнов А., Булгакова Е. Крапивна. Попытка реабилитации // Проект Байкал. 2019. Т. 16. № 62.

2. Булгакова Е., Забелина С., Козлов А., Гришина О., Петренко Л., Лошкарев Е., Фесенко Д. Урбанистика - что под этим термином понимать? // Архитектурный вестник. 2021. № 2 (179).

3. Демин В.Н. Загадки русского севера. М., 2000.

4. Ильвицкая С.В., Пакунова Т.А., Булгакова Е.А., Конева Е.В. Шедевры отечественной культовой архитектуры в списке ЮНЕСКО. // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 8 (63).

5. Ильвицкая С.В., Приходько В.Ф., Булгакова Е.А. Сравнительное картографирование аксаковских мест в Москве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2016. № 10 (141).

6. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры: учебное пособие. Обнинск, 1997.

7. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. СПб., 2003.

8. ШемшукВ.А. Встреча с кощеем бессмертным. (Физическое бессмертие у древних славян). Пермь, 1995.

Е.А. Булгакова

кандидат архитектуры, доцент, советник РААСН

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт Государственный университет по землеустройству, г. Москва E-mail: traumeels@mail.ru

Г.И. Быкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.