УДК 81'34 Н. Б. Цибуля
кандидат филологических наук, профессор кафедры фонетики английского языка факультета ГПН МГЛУ e-mail: [email protected]
ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
Статья выполнена в рамках исследований невербального общения. Ее целью является анализ теории М. Боудена и выделенных им плоскостей исполнения жестов, а также их употребления в различных фоностилях. В работе рассматривается корреляция между уровнями использования жестов и просодией в публичной речи и интервью. Доминантное или сбалансированное применение плоскостей зависит от коммуникативной цели устного текста.
Ключевые слова: фоностиль; плоскость исполнения жестов; просодия; коммуникативная цель; устный текст.
N. B. Tsibulya
Ph.D., Professor, Department of English Phonetics, Faculty of Humanities and Applied Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
PHONOSTYLISTIC CHARACTERISTICS OF NONVERVAL MEANS OF COMMUNICATION
The article is written within the framework of nonverbal studies. The aim of the research is to analyse M. Bowden's theory of gesture performance planes and also to reveal their use in different phonostyles. Correlation between prosody and levels of gesture in public speech and interview is discussed. Dominant or balanced use of planes is determined by the communicative aim of oral text.
Key words: phonostyle; gesture performance plane; prosody; communicative aim; oral text.
В работах, посвященных невербальному общению, изучаются мимика, движения тела и жесты, тактильное поведение, использование говорящими пространства и др. При исследовании жестов ученые выявляют микро- и макрожесты, их длительность, амплитуду, интенсивность, соотнесенность с выражениями лица и движениями тела, а также корреляцию с речью и просодией. При анализе жестов оказывается важным еще один аспект, а именно, в какой плоскости, на каком уровне тела они исполняются.
Одним из исследователей, разрабатывающих эту проблему, является Марк Боуден (Mark Bowden), эксперт в области вербального и невербального общения, создатель теории использования жестов в различных плоскостях, известный инструктор в сфере театрального искусства, бизнеса и политики.
М. Боуден окончил университет в Соединенном Королевстве по специальности исполнительского мастерства и театрального искусства. Затем изучал методы контролирования жестов в Лаборатории сценического движения и сценографии Жака Лекока в Париже, сотрудничал со многими специалистами в области невербального общения и психологии движения.
В настоящее время М. Боуден проводит тренинги для многих престижных западных фирм, консультирует ведущих мировых политиков с целью совершенствования их навыков невербальной коммуникации [7].
По данным компании Футси 100 (FTSE 100: Financial Times Stock Exchange 100), 80 % контактов в области бизнеса заканчиваются неудачей. Принимая во внимание тот факт, что невербальная составляющая нередко является доминантной в человеческом общении, М. Боуден подвергает критике устоявшиеся традиции и сложившиеся невербальные стереотипы, характерные для публичной речи, в частности, презентаций, докладов и т. д., так как определенные положения тела сигнализируют о внутреннем состоянии выступающего и могут вызвать весьма отрицательные реакции со стороны слушателей [5].
Целью настоящей статья является анализ теории М. Боудена, а также проведение эксперимента с применением и проверкой ее основных положений на материале таких фоностилей, как публичная речь, телеинтервью в реальной записи и представленное в художественном фильме.
М. Боуден выделяет несколько плоскостей исполнения жестов, соотносимых с разными уровнями человеческого тела [5]. Каждая из них имеет определенные характеристики, важные с точки зрения продуцирования и восприятия жестов, а также соотносится с голосовыми параметрами, артикуляцией и просодией высказывания. Поскольку данная теория и связанная с ней практика обучения невербальной коммуникации обращены в первую очередь бизнесменам и политикам, основой своей концепции М. Боуден считает завоевание доверия слушателей, зрительской аудитории, будь то деловые партнеры, электорат, участники митинга, съезда и т. д.
Рассмотрим выделяемые М. Боуденом плоскости исполнения жестов, соответствующие разным уровням человеческого тела. Следует отметить, что каждая из них непосредственно связана с определенными позами, положениями человеческого тела и головы, мимикой выступающего.
Первая область, которую подробно анализирует исследователь, находится ниже уровня талии. М. Боуден называет ее «Плоскость гротеска» («GrotesquePlane»). Он объясняет, что в современном английском языке слово «grotesque» ассоциируется с чем-то уродливым, неприятным, неконгруентным, искаженным. Однако, как отмечает исследователь, во многих существующих руководствах по презентации рекомендуется держать руки опущенными, т. е. в плоскости «GrotesquePlane», при этом тело должно быть неподвижным. По признанию многих людей, такая позиция вызывает у них чувство физической тяжести, что влечет за собой затруднение в формулировании мыслей, а также эмоциональную неустойчивость, нередко выражающуюся в апатии, вялости, сонливости или, наоборот, в нервозности или агрессии. Такое положение тела, как правило, сопровождается речью с определенными просодическими изменениями, а именно: наблюдается нисходящее движение голосового тона, всякий раз более глубокое и низкое в конце каждой развиваемой микротемы. Заполненные паузы и паралингвистические явления, как например вздохи, также характеризуются нисходящим мелодическим движением. В результате этого речь выступающего звучит монотонно, однообразно, незаинтересованно и действует на аудиторию усыпляюще. Докладчик может произвести впечатление унылого, подавленного человека, лишенного мотивации. Поэтому, какими бы ни были текст презентации, наглядные графики и цифры, свидетельствующие об успехах и престиже фирмы, - такая поза, положение тела и рук, а также интонация говорящего вызывают у слушателей недоверие и отчуждение.
В некоторых случаях опущенные вдоль тела руки сопровождаются не неподвижностью позы, а расхаживанием перед слушающими. Выступающий ходит взад и вперед по залу, а просодическая организация речи отличается большой громкостью, резкими высокими нисходящими тонами, придающими высказываниям командный, доминирующий характер. В результате использования подобных просодических структур речь приобретает агрессивную тональность и вызывает отрицательную реакцию у деловых партнеров.
Вспомним данные, которые приводят основатель кинесики Р. Бирд-вистел, а также известный исследователь А. Мерабиан, о том, что основной объем информации передается не словами, а невербальными средствами и интонацией. При неконгруентности вербального и невербального каналов аудитория больше доверяет невербальному поведению и интонации, а не словесному выражению мысли [4; 6].
М. Боуден придает особое значение конгруентности обоих каналов, совершенно справедливо считая, что просодия и невербальные средства не должны идти вразрез со словесным выражением мысли. Им надлежит поддерживать и усиливать ее, делать более наглядной и яркой. В бизнесе, как слова и просодия, так и невербальные средства, призваны способоствовать формированию взаимного доверия, осознанию важности и надежности делового сотрудничества. В политике вербальная и невербальная организация речи государственных деятелей должна вселять в людей уверенность в правильности поставленных задач, а также в успехе их реализации.
Нельзя не согласиться с М. Боуденом в том, что невербальное поведение человека, демонстрирующее его открытость, готовность к общению, доброжелательность, благорасположение, а также отсутствие стремления к конфронтации, будет понятно в любой культуре мира. Искренние, честные намерения говорящего невербально манифестируются в области, которую М. Боуден назвал «Плоскость правды» («TmthPlane»). Она находится на уровне пояса. Как признают многие люди, расположение рук и / или жестикуляция на этой высоте придают им чувство уверенности, спокойствия, собранности, уравновешенности, защищенности, вызывает прилив энергии. М. Боуден объясняет: здесь помещается центр гравитации человека, и руки, находящиеся в его проекции, способствуют еще большей концентрации массы тела в этой плоскости и вызывают чувство сбалансированности и физической устойчивости.
Обучение М. Боуденом актеров, а также многочисленные тренинги бизнесменов, проводимые им в различных компаниях по всему миру, консультации для политиков, показали, что использование при общении «TrathPlane» дает плодотворные результаты как со стороны выступающих, так и слушающих.
Благодаря природе физической системы человека голосовой тон всегда сопряжен с той плоскостью, в которой исполняются жесты. Следует отметить, что другие существующие программы подготовки
презентаций включают в себя многочисленные трудоемкие тренировки просодии. В момент эмоционального кризиса, однако, выступающий забывает советы наставника, и его интонация конгруентна той невербальной области, которую М. Боуден называет «GrotesquePlane». Поэтому, когда говорящий использует область «TruthPlane», чувство уверенности, спокойствия, доверия естественным образом проявляется и в просодической организации речи. Интонация становится более обращенной, доверительной и убедительной.
Далее на горизонтальной оси человеческого тела находится область, которую М. Боуден называет «PassionPlane». Слово «passion» восходит к латинскому слову «pati» («страдать»). Написанное с заглавной буквы и употребленное с определенным артиклем - «The Passion», оно имеет значение «Страсти господни». В переводе на русский язык «passion» может означать «страсть, страстное увлечение», а также «энтузиазм» или «взрыв эмоций» [2]. Следовательно, в современном английском языке данное слово выражает не только любое сильное чувство, положительное или отрицательное, но также энтузиазм и страстное увлечение (к.-л. или ч.-л.). Таким образом, область «PassionPlane» можно охарактеризовать как «Плоскость проявления эмоций, энтузиазма». По сравнению с «TruthPlane», это более широкое пространство, которое поднимается от линии пояса вверх на высоту груди и достигает плеч. Манифестация эмоций и жестикуляция в этой плоскости связаны с повышением уровня кислорода в крови и, следовательно, уровня энергии. По мнению М. Боудена, человек, используя эту плоскость для жестов, говорит от души, от сердца, вызывая у аудитории похожую эмоциональную реакцию. Проявление чувств выражается не только в словах и жестах, но и в интонации. Для этого стиля речи характерен восходящий тон, создающий у слушателей эффект ожидания чего-то важного, вовлеченности в эмоциональный порыв говорящего. По нашим наблюдениям, для подчеркивания важности определенных слов и усиления эмоциональной составляющей также используются высокие нисходящие тоны.
Следует заметить, что очень активное использование жестов в данной плоскости может вызвать у публики отрицательную реакцию и создать впечатление излишней эмоциональности речи.
Рассматривая далее пространства исполнения жестов, М. Боуден выделяет еще три, которые находятся в области головы. Первое охватывает рот и нижнюю часть лица. Они образуют плоскость, которую
исследователь называет «Плоскость разоблачения» («DisclosurePlane»). Слово «disclosure» означает «раскрытие» (секрета, тайны), «обнаружение» (скрытых обстоятельств), «разоблачение» (тайных замыслов) [1]. Такое определение связано с тем, что жестикуляция у нижней части лица выдает состояние человека, когда тот стремится скрыть свое волнение или сомнение в правильности того, что он говорит. Например, движение руки у подбородка или от подбородка к уху свидетельствует о сильном беспокойстве [3]. Прикрытие рта рукой вызывает у слушателей чувство недоверия. Действительно, такой жест или положение руки в этой области во время речи создают впечатление, что выступающий что-то скрывает или недоговаривает. По нашим наблюдениям, такая речь звучит глуховато, имеет нечеткую артикуляцию, обрывистые тоны. Подобное высказывание воспринимается совершенно иначе, чем при положении рук в области пояса, т. е. «TruthPlane».
В некоторых случаях во время длительных выступлений докладчик пытается снять усталость и снять нагрузку с шеи, подперев подбородок рукой и опираясь в это время на локоть, - поза, удобная для говорящего, но затрудняющая общение с аудиторией.
Второе пространство, выделяемое М. Боуденом в области головы, находится на уровне переносицы, глаз и висков и называется «Плоскость мысли» («ThoughtPlane»). Расположение пальцев на висках вызывает умственное напряжение, а разведение рук в стороны на этой высоте может стать причиной сильного возбуждения, рассеянного внимания, растерянности и беспорядочности мыслей. Совершенно другой эффект наблюдается, когда пальцы рук находятся на переносице, являющейся центром «плоскости мысли». У выступающего усиливается концентрация внимания, появляются уверенность и упорядоченность мыслей.
Еще одно пространство, расположенное на уровне головы, охватывает ее верхнюю часть и область сверху - «Плоскость невербального проявления сильного накала эмоций» («EcstasyPlane»), обычно ассоциирующаяся с очень страстными выступлениями.
Мы рассмотрели горизонтальные уровни исполнения жестов, по М. Боудену1, так как именно они представляют важность для нашего эксперимента. Конечно, можно оспаривать названия проанализиро-
1 Важное место в его теории занимают также вертикальные плоскости и различные техники дыхания, которые не имеют прямого отношения к нашему эксперименту.
ванных плоскостей, одни из которых являются более, а другие - менее удачными. Ценным в этой теории и практике обучения невербальному общению является выделение естественных областей жестикуляции, находящихся на разных уровнях человеческого тела и связанных с проявлением эмоций, способностью формулировать мысли, завоевать доверие аудитории или, наоборот, вызвать отчуждение слушателей.
Обратимся теперь к результатам нашего эксперимента, материалом которого послужили публичные речи премьер-министра Великобритании Д. Камерона, а также взятое у него интервью. Анализу были также подвергнуты отрывки из американского художественного фильма «Фрост против Никсона». Общая продолжительность звучания материала составила около 1,5 час.
Речь Д. Камерона «Britain is a small island, but a great country» была произнесена в Шотландии перед референдумом. Как это часто наблюдается в подобных ситуациях, премьер выступал с подиума (кафедры), который закрывает от зрителей уровень пояса оратора, но позволяет хорошо видеть тело выше пояса, т. е. уровень груди, «chest plane» (М. Боуден называет его «PassionPlane»). Это область невербального выражения чувств, эмоций, энтузиазама. Интересно, что в начале речи Д. Камерон произносит: «Let me just get this off my chest one more time»1. Таким образом, используя слово «chest» в идиоматическом выражении, премьер начинает активно использовать «chest plane» для жестикуляции.
Движения головы при этом подчеркивают движения рук. Жесты совершаются попеременно то правой, то левой рукой на уровне груди, сверху вниз, уверенные, четкие, очень ритмичные, подчеркивающие фразовые ударения. Пальцы рук могут принимать при этом три положения: 1) быть собраны к середине ладони, а указательный палец выставлен вперед (жест убеждения); 2) слегка расслаблены; 3) рука сжата в кулак.
Чаще всего используется первый - жест убеждения (указующий). Действительно, демонстрируя гордость за свою страну, премьер пытается вызвать такое же чувство у слушателей. Это особенно важно в преддверии референдума в Шотландии, поэтому он пытается убедить аудиторию, что Великобритания всегда была сильна тем, что Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия являют собой
1 «Разрешите мне еще раз облегчить душу».
единое сильное государство, известное своими достижениями и способное достичь многого в будущем. В речи превалируют средние и высокие нисходящие тоны как в конечных, так и в неконечных синтагмах. Тембр голоса меняется от выражения пафоса, гордости до доверительности, что сопровождается то нарастанием громкости, то ее уменьшением.
Взывая к чувству гордости за свою страну, Д. Камерон откидывает голову назад, выпрямляет спину. Легкая улыбка на лице и вся мимика выражают открытость и расположенность к аудитории. Убеждая слушателей, премьер слегка наклоняет голову и тело вперед. Говоря о кризисе, хмурится, слегка сдвигает брови. Взгляд становится серьезным. Выражение лица свидетельствует о том, что премьер озабочен состоянием экономики. Доверительный тембр голоса также демонстрирует его модально-эмоциональное отношение к сложившейся ситуации. Темп в течение всей речи средний или немного замедленный.
Таким образом, основная цель данной речи заключается в том, чтобы убедить аудиторию, настроить ее на волну патриотизма и тем самым предотвратить возможный нежелательный результат референдума. Поэтому жесты в основном наблюдаются в плоскости груди - области манифестации эмоций, что соответствует положениям М. Боудена о функциях этого невербального пространства.
Обратимся к анализу другой речи Д. Камерона, произнесенной им на конференции консервативной партии в 2012 г. Тогда премьер говорил о достижениях консерваторов, а также о проблемах, стоящих перед партией, о путях их решения, и, самое главное, о большом потенциале партии консерваторов, их энергии, профессионализме и других качествах, которые помогут вывести страну на более высокий экономический уровень.
В целом, по сравнению с речью, произнесенной в Шотландии, премьер говорит более сдержанно, менее эмоционально. Однако в его выступлении явно выделяются несколько частей, каждая из которых имеет свою коммуникативную цель. В начале речи Д. Камерон обсуждает достижения и проблемы, стоящие перед партией. Так же, как в Шотландии, премьер выступает с трибуны, которая является естественным барьером между ним и собравшимися: закрывает плоскость пояса (по М. Боудену, «TruthPlane»), очень важную область, невербальная манифестация в которой обычно свидетельствует о правдивости
и искренности говорящего и вызывает доверие аудитории. Не имея возможности открыто жестикулировать в данном пространстве, премьер держится за барьер подиума так, что его руки оказываются в плоскости пояса. Прозводя отдельные жесты в области груди, докладчик возвращает руки в это исходное положение.
При подготовке выступлений политиков, особенно высокого ранга, организаторы данных мероприятий используют прием, адресованный аудитории и направленный на снятие барьера между говорящим и слушателями: на передней части трибуны, обращенной к зрителям, располагается лозунг и / или символ патриотического содержания. Таким примером является подиум президента США, а в анализируемой ситуации (речи Д. Камерона на конференции консервативной партии) мы видим на нем изображение флага Великобритании и лозунг «Britain can deliver»1, являющийся лейтмотивом речи премьера.
В той части выступления, в которой Д. Камерон формулирует свои цели и выражает уверенность в партии, ее преданности и больших потенциальных возможностях дальнейшей деятельности в различных областях, включая школьное образование, медицину и др., его речь становится более эмоциональной, и жесты перемещаются в «Плоскость эмоций» (по М. Боудену, «PassionPlane»). Просодическое оформление фраз также соответствует общей эмоциональной направленности. Увеличивается громкость, ускоряется темп речи, используются краткие и психологические паузы. Наряду с восходящими тонами, создающими эффект ожидания, звучат высокие нисходящие тоны, придающие речи яркую эмоциональность и убедительность и демонстрирующие значения личной вовлеченности, ответственности и стремления осуществить намеченные планы.
Обратимся к анализу другого фоностиля - интервью, которое дал Д. Камерон журналисту Эндрю Марру (Andrew Marr) по злободневному вопросу использования в Интернете информации порнографического содержания, адресованной детям и подросткам.
В течение всей беседы, длящейся почти 22 мин., Д. Камерон часто использует жесты (в основном правой руки) на уровне живота, в так называемой «Плоскости правды, искренности» (по М. Боудену, «Truth-Plane»). То есть, за исключением отдельных моментов, не поднимает руки выше груди («PassionPlane»). Как известно, использование
1 «Британия сдерживает свои обещания, добивается успеха».
«ТгиШИапе» способствует уверенности, концентрации внимания, внутреннему спокойствию и, что очень важно, аудитория воспринимает говорящего как уверенного, умного, честного и правдивого человека, которому можно доверять.
Однако посмотрим на исходное положение рук премьера. Они чуть ниже локтей лежат на подлокотниках кресла, кисти рук расположены внизу живота, пальцы сцеплены, или (реже) кисть правой руки сжимает кисть левой. Таким образом, хотя премьер использует жесты в основном в «Плоскости правды, искренности», т. е. старается вселить уверенность в своих зрителях, положение кистей рук, а также сцепленные пальцы говорят о достаточно закрытой позиции и определенной напряженности премьера. Использование «ТгиЪИапе», а также сами высказывания и их просодическое оформление свидетельствуют о том, что Д. Камерон действительно озабочен тем, что происходит в Интернете, и не только как премьер-министр, но и как отец. Он выражает решимость в осуществлении программы борьбы с этим социальным явлением. Исходную закрытую позицию рук можно интерпретировать как невербальное выражение определенных сомнений в отношении кардинального решения обсуждаемой проблемы.
В то же время, место проведения беседы, скорее всего, выбрано неслучайно. Интервью проходит в довольно непринужденной обстановке в саду дома премьер-министра на Даунинг Стрит. Журналист и премьер сидят на веранде. Вокруг цветы, деревья, зеленая трава. Стоит прекрасная солнечная погода. Окружающая природа и тишина создают определенное настроение и фон, вселяющий спокойствие и уверенность.
Премьер активно использует легкие движения головы и тела в такт ритмической организации речи. Мимика является достаточно выразительной и соответствует общему смыслу высказывания. Нейтральное, несколько хмурое, оживленное, немного ироническое или довольное выражение лица коррелируют с модально-эмоциональными значениями фраз.
Хотя оба участника беседы сидят в креслах и часто используют жесты, они делают это по-разному. Журналист Э. Марр более склонен использовать «Плоскость груди» («РаззюпИапе»), т. е. пространство невербальной манифестации эмоций. Он достаточно активно жестикулирует, поднимая руки (в основном правую) до уровня груди, и редко использует, в отличие от премьера, «Плоскость правды». Исходной позицией в течение всего интервью является расслабленное
положение кисти левой руки на левом бедре, а кисть правой при этом накрывает левую. Пальцы расслаблены и немного раздвинуты. Руки ниже локтей упираются в подлокотники кресла, т. е. находятся на уровне «TruthPlane». С одной стороны, исходное положение рук журналиста свидетельствует о его более расслабленном состоянии, по сравнению с премьером. С другой стороны, использование «PassionPlane» говорит о его большей эмоциональности. Об этом также свидетельствует более активная мимика.
Речь как журналиста, так и премьера в целом характеризуется быстрым темпом, краткими и средними по длительности паузами. Тембр голоса варьируется в зависимости от модально-эмоциональной направленности высказывания, а также от обсуждаемого вопроса: при смене микротемы тембральная окраска голоса меняется.
Реагируя на ответы (feedback) премьера, журналист кивает головой, демонстрируя таким образом свою солидарность и согласие. Д. Камерон более сдержан в своих реакциях на вопросы и высказывания А. Марра. Для премьера характерны нейтральное выражение лица и в редких случаях едва заметные кивки головой.
В речи премьера наблюдается использование нисходящих, нисходяще-восходящих тонов и мелодической модели «нисходящий тон + восходящий тон» («fall + rise»). Наряду с этим, часто слышен восходящий тон, причем не только в неконечных, но и в конечных синтагмах. Данное явление согласуется с положением М. Боудена о частом использовании восходящих тонов при исполнении жестов в плоскости «TruthPlane», что, по его мнению, способствует установлению контакта, доверительности и внушает доверие.
Сравним это документальное интервью с поведением участников другого - представленного в художественном фильме «Фрост против Никсона». Известный журналист Д. Фрост берет интервью у президента США Р. Никсона. Речь идет о злоупотреблениях властью президентом. Встреча проходит в одной из телестудий и носит очень напряженный, накаленный характер. Журналист уличает президента во лжи, приводит неоспоримые документальные факты нарушения им закона, бездействия и, более того, попустительства преступникам. Оба участника очень эмоциональны, что выражается не только в интонационных особенностях их речи, но и на невербальном уровне. Прежде всего это выразительная мимика, представляющая весь спектр
эмоций и модальности. Следует также отметить активное использование ими жестов, причем в основном на уровне груди. Таким образом, актеры, играющие роли журналиста и президента, в отточенной, стилизованной форме наглядно демонстрируют функциональную значимость области, которую М. Боуден называет «PassionPlane».
Анализ основных положений теории М. Боудена и проведенное исследование нескольких фоностилей позволяют сделать следующие выводы.
1. Невербальная манифестация на различных уровнях тела является естественным проявлением физической природы человека.
2. Каждый уровень функционально обусловлен и соотносится с различными модально-эмоциональными значениями.
3. Невербальная активность говорящих тесным образом коррелирует с просодическими характеристиками речи.
4. Фоностилистические особенности невербальных средств общения в первую очередь зависят от общей коммуникативной цели устного текста.
5. Воплощение коммуникативной установки затем конкретизируется и реализуется в невербальном поведении, определенным образом воздействующим на реципиентов.
6. В различных фоностилях, в зависимости от коммуникативной задачи, наблюдается сбалансированное или доминантное использование различных плоскостей исполнения жестов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой англо-русский словарь : в 2 т. / под ред. И. Р. Гальперина. -Т. 1. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - 822 с.
2. Большой англо-русский словарь : в 2 т. / под ред. И. Р. Гальперина. -Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - 863 с.
3. Клейтон П. Секреты языка тела. Учитесь видеть и действовать правильно / пер. с англ. Л. А. Борис. - М. : Арт-родник, 2004. - 168 с.
4. BirdwhistellR. Kinesics and Context. Essays on Body Motion Communication. -Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1990. - 338 p.
5. Bowden M. Winning Body Language. - New York : Mc Grawl Hill, 2010. -234 p.
6. Mehrabian A. Nonverbal Comminication. - New Jersey : Aldine Transaction, A Division of Transaction Publishers, 2007. - 226 p.
7. The Art Of. - URL : http://www.theartof.com/speakers/mark-bowden