Научная статья на тему 'Фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя'

Фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ / EXPRESSIVITY / EMOTIONAL EXPRESSIVENESS / PHONOLOGICAL MEANS / PROSODIC MEANS / EDUCATIONAL WORK / COMMUNICATIVE ACTIVITY / MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранцева Ольга Александровна, Каменщикова Екатерина Альбертовна

В статье рассматриваются фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя на примере аутентичного материала урока литературы на английском языке в 3-м классе Массачусетской государственной школы. Отмечается важность таких средств, как акцентирование лексических единиц, которые в нейтральном контексте являются безударными, растягивание звуков, намеренное увеличение их долготы, фонетический разрыв слова, использование специфических интонационных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONOLOGICAL AND PROSODIC MEANS OF CREATING EXPRESSIVITY IN THE SPEECH OF A TEACHER

The article presents research on phonological and prosodic means of creating expressivity in the speech of the teacher of English based on the example of the authentic Literature lesson in English in the 3d grade of the Massachusetts state school. In pedagogical communication a special role is given to expressiveness, in particular to certain means of its creation to increase students’ interest to the learning process.

Текст научной работы на тему «Фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя»

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Баранцева Ольга Александровна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Каменщикова Екатерина Альбертовна

студентка 731/3 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

PHONOLOGICAL AND PROSODIC MEANS OF CREATING EXPRESSIVITY IN THE SPEECH OF A TEACHER

Olga Barantseva, Ph.D Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Ekaterina Kamenshchikova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 731/3 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: katethemonitor@gmail. com

Аннотация: в статье рассматриваются фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя на примере аутентичного материала урока литературы на английском языке в 3-м классе Массачусетской государственной школы. Отмечается важность таких средств, как акцентирование лексических единиц, которые в нейтральном контексте являются безударными, растягивание звуков, намеренное увеличение их долготы, фонетический разрыв слова, использование специфических интонационных моделей.

Ключевые слова: экспрессивность; эмоциональная выразительность; фонологические средства; просодические средства; педагогическая деятельность; коммуникативная деятельность; средство общения.

Abstract: the article presents research on phonological and prosodic means of creating expressivity in the speech of the teacher of English based on the example of the authentic Literature lesson in English in the 3d grade of the Massachusetts state school. In pedagogical communication a special role is given to expressiveness, in particular to certain means of its creation to increase students' interest to the learning process.

Key words: expressivity; emotional expressiveness; phonological means; prosodic means; educational work; communicative activity; means of communication.

Речь учителя - это речь, приспособленная для решения специфических задач, возникающих в процессе педагогической деятельности. Эффективность педагогического общения зависит от наличия у педагога, наряду с коммуникативными и гностическими, экспрессивных умений.

© Баранцева О.А., Каменщикова Е.А., 2018

Экспрессивность - это все то, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей [2].

Проблема экспрессивности речи учителя не раз обсуждалась в педагогических исследованиях. Ученые отмечают, что вербальная и невербальная экспрессивность педагога выполняет несколько функций. Коммуникация между учителем и учениками будет успешной, если педагог обладает определенной эмоциональной привлекательностью. Легче работать с человеком, если его речь располагает к себе, потому что тогда ощущается радость взаимопонимания. По мнению Н.М. Кондюриной и А.М. Юлина, экспрессивность в речи учителя присутствует для того, чтобы привлечь внимание, помочь вступить в контакт, что и является ее основной функцией в речи [4].

Экспрессивная функция проявляется в голосе и ритмической организации высказывания; отражает личное отношение к событиям действительности, его оценку, а также эмоциональные состояния. Экспрессивная функция выражается, как уже упоминалось, прежде всего через голос, где выделяются следующие параметры: темп, громкость, частотные изменения, наличие паралингвистических признаков типа учащенного дыхания, хриплости, сдавленности.

Экспрессивность часто отождествляется с эмоциями и чувствами. Они разнообразят нашу жизнь, делая восприятие окружающего мира более ярким. В процессе обучения для того, чтобы какой-нибудь образ зафиксировался в памяти или побудил желание узнать о нем больше, необходимо, чтобы запоминаемый образ находился в тесной связи с тем, который проникнут чувством и наполнен эмоцией.

В педагогической коммуникации предпочтительнее использование положительных эмоций. Так, экспрессивность в речи учителя на уроках иностранного языка позволяет создать атмосферу благоприятную для обучения, когда учащиеся не испытывают эмоциональных ограничений, и в то же время проявляют активность в работе [5].

Регулярное использование учителем элементов экспрессии побуждает в детях желание работать, создает деловое настроение у учащихся, а воспроизведение образцов доброжелательности речи приводит к созданию у них устойчивого стереотипа оптимизма и хорошего настроения.

А.С. Макаренко писал: «Педагог не может не играть, но нельзя играть просто сценически внешне. Это не мертвая игра, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе». Чувства, передаваемые учителем, должны быть педагогически целесообразными, они должны помогать решению педагогических задач.

Отмечая важность анализируемого компонента в педагогической коммуникации, К.А. Аветисян предлагает специальный курс развития актерских способностей учителя, включающий в себя, прежде всего, развитие эмоциональной сферы и невербального поведения. Известно, что более половины информации о человеке мы получаем не из слов, а именно из

невербальных аспектов общения, таких как жесты, мимики, взгляды, позы, манеры слушать и интонации [1].

Прежде чем перейти к практическому анализу, остановимся на трактовке понятия «экспрессивность». Попадая в фокус исследований представителей различных лингвистических и психолого-педагогических научных направлений, оно в большинстве случаев вызывает спорные интерпретации.

Так, Н.А. Лукьянова и В.Н. Цоллер в интерпретации «экспрессивности» смещают акцент на семантическую составляющую, отмечая, что экспрессивность передается в коннотативном значении слова [6; 9].

Л.А. Киселева и В.К. Харченко также отмечают, что в основе экспрессивности лежит несоответствие каких-либо языковых средств языковым стандартам, поэтому данная категория обусловлена такими факторами, как образность, интенсивность (признака, действия) и «новизна единицы» (по Л.А. Киселевой) [3; 8].

В психологии понятие «экспрессивность» часто сводится к невербальным характеристикам и интонационным компонентам речи. Так, например, С.Л. Рубинштейн приводит классификацию выразительных движений, включающую экспрессию лица (мимика, выразительные движения), пантомимику (выразительные движения всего тела, позы, походка, жесты) и «вокальную мимику» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса, просодика) [7].

Экспрессивные умения должны отражать творческую индивидуальность учителя, потому что каждый учитель имеет свои характерные черты.

Наиболее интегрированный подход предполагает рассмотрение средств экспрессивности на разных языковых уровнях, охватывая фонологические, просодические, морфологические, лексические и синтаксические средства, а также анализ невербальных средств экспрессивности.

В фокус данной статьи попадают фонологические и просодические средства создания экспрессивности в речи учителя английского языка.

В качестве материала исследования использован аутентичный материал урока литературы на английском языке в 3-м классе Массачусетской государственной школы [10].

Фрагменты выбранного урока могут служить ярким примером выразительной речи учителя.

Остановимся на конкретных средствах создания экспрессивности.

1. Акцентирование лексических единиц, которые в нейтральном контексте являются безударными:

Teacher:

• Turn in your reading spiral to main idea.

• Please, tell me what the main idea is.

• Little frog and toad have a lot in common.

2. Растягивание звуков, намеренное увеличение их долготы:

Teacher:

• It's the B-I-Gpicture.

• So today we are going to read the story "F-R-O-G and T-O-A-D ".

• I want you to read the text and find what they have in C-O-M-M-O-N and what they have D-I-F-F-E-R-E-N-T.

3. Фонетический разрыв слова - пауза внутри слова:

Teacher:

• What this picture is A/BOUT.

• I want two supporting ideas about how they are A/LIKE.

4. Использование специфических интонационных моделей, которые добавляют экспрессию.

В речи учителя преобладают логические ударения, и практически все предложения произносятся на уровне выше среднего, что добавляет экспрессию.

Тонограммы построены в соответствии с речью учителя, не по стандартным правилам, поскольку речь отличается высокой экспрессивностью на интонационном уровне.

Teacher:

• And you job is to do a little bit of visual thinking.

Рис. 1. Low rise + high fall

• And what could it be then?

Рис. 2. High fall + low head

• I don't want you to just find the supporting details, I want you to tell me why they are the supporting details.

Рис. 3. Low rise + high fall

• It supports the main idea, it holds it up.

Рис. 4. Highfall + highhead

Задачей каждого педагога является не просто передать факты и информацию по предмету, а показать красоту учебного предмета, а также продемонстрировать образец доброжелательного отношения и общения между людьми. В этом заключается основная роль экспрессивности в речи учителя.

Известно, чтобы лучше воспринять и осмыслить какую-либо информацию, нужно об этом говорить выразительно, то есть голосом проявить свои идеи и отношения.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным. Правильное использование средств выразительности педагогу избежать многих трудностей и непониманий при общении.

Список литературы

1. Аветисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. 2000. № 1. С. 15-21.

2. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. М., 1958. С. 107-111

3. КиселеваЛ.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л. : ЛГУ, 1978. С. 9.

4. Кондюрина И.М., Юлин А.М. Роль экспрессивности в педагогической коммуникации в процессе обучения иностранным языкам // Профессионально -ориентированное обучение иностранным языкам: сборник материалов V научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т иностр. яз., Каф. иностр. яз. ; под ред. О. П. Казаковой. Екатеринбург, 2012. С. 65-69.

5. Кондюрина И.М., Полушина И.М.Экспрессивность как функция педагогической коммуникации // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : тезисы докладов 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 17-19 апр. 2007 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. С. 148-149.

6. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики). Новосибирск : Наука, 1986. С. 44.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. С. 720.

8. Харченко В.К. Экспрессивность, эмоциональность, оценочность и образность как категории лингвостилистики // Стили языка и стили речи как явление функционально-речевой дифференциации : матер. докл. Орджоникидзе, 1983. С. 38-40.

9. Цоллер В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика // Филол. науки. 1996. №6. С. 62-71.

10. 3d Grade Main Idea Lesson. Видео [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ITU0OXmefyg (дата обращения 13.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.