Научная статья на тему 'Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции'

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3504
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции»

ОБРАЗОВАНИЕ

© 2006 г. Л.В. Бондарева

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Фонематический слух - (от греч. «рИопёша» - голос, звук, речь) это форма слуха, выраженная способностью человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. При восприятии речи происходит, во-первых, перцепция звуков речи - выделение из речевого потока звуков речи, которые свойственны определенной системе языка; во-вторых, синтез звуков речи в речевые единицы - перевод отдельных звуков в цепочки.

Поиски методики совершенствования речевого слуха обучаемых заставляют нас обратиться к некоторым физиологическим данным, касающихся особенностей его функционирования, а также выявить составляющие речевого слуха и познакомиться с его механизмами.

Во внутреннем ухе человека находится звуковоспринимающее устройство - кортиев орган. Это лабиринт, который содержит наружные и внутренние слуховые клетки, свободно плавающие в лимфе. При звуковых колебаниях они приходят в движение, что приводит к возникновению нервного импульса. Здесь же нервными окончаниями начинается сложный многозвенный путь от уха в височную область коры больших полушарий -слуховую зону мозга. В разных частях кортиева органа находятся клетки, приходящие в движение по причине колебаний разной частоты и воздействующие на нервные окончания, что является причиной преобразования механических колебаний в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты. Информация, получаемая правым и левым ухом, поступает в оба полушария мозга, но для обработки этой информации каждое из полушарий берет свою часть. Функция правого - анализ голоса и интонации, в то время как задача левого полушария - распознавание фонем. При поражении левого полушария речь воспринимается как нерасчлененный звуковой поток, при поражении правого - резко нарушается восприятие интонаций [1, с. 288].

«Фонематический слух - это способность слушающего различать фонемы, или смыслоразличительные звуки, данного языка, на которых основан звуковой анализ отдельных элементов речи (звуков, слогов, слов), т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков» [2, с. 54-57].

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых разли-

чительных признаков языка, которые позволяют различать слова данного языка. В каждом языке одни признаки выступают как смыслоразличитель-ные, а другие — как несущественные для данного языка. Умение различать эти звуковые признаки и является речевым или фонематическим слухом.

Способность распознавать звуки речи и соотносить их с фонемами языка обеспечивается наличием в долговременной памяти человека специального запоминающего устройства - «фонемной решетки» [3, с. 370]. Для каждой фонемы в этом устройстве имеется эталон, точнее - «эталонная зона», допускающая отклонения в определенных пределах. В «эталонной зоне» представлены информативные (фонологически значимые) свойства фонемы. При восприятии звука отмечается наличие или отсутствие определенных информативных особенностей (просеивание их через «фонологическое сито»), и звук относится к той или иной фонеме.

Эти положения чрезвычайно важны при обучении аудитивной компетенции, поскольку, чтобы понять речь собеседника, реципиент должен уметь различать на слух отдельные звуки в слове, дифференцировать похожие звуки, имеющие смыслоразделительное значение, уметь соотносить воспринятый звук с соответствующей фонемой. До настоящего времени исследователи речевого развития по-разному определяют фонематический слух. Проанализируем многообразные подходы разных авторов по этому вопросу.

А.Р. Лурия представляет фонематический слух как способность слышать отдельные речевые звуки в словах в совокупности со способностью обобщать различные звучания в отдельные группы, используя существенные признаки звука [4]. М.Е. Хватцев отмечает, что фонематический слух — это умение обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, кладя в основу этого объединения (существенные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука [5]. В.А. Артемов писал: «Фонематический слух служит для приема звуков речи. Звуки воспринимаются слушающим не просто как физические звуки, а как фонемы, как звуки, служащие для различения слов и их грамматических форм» [6, с. 101-102].

Фонематический слух человека, изучающего иностранный язык, вырабатывается в процессе слушания иностранной речи. «Овладевая иностранным языком, человек учится его слышать, у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку» [2, с. 146]. Исследователи, занимающиеся вопросами формирования и развития фонематического слуха, считают, что «наиболее труднопреодолимые черты акцента объясняются не тем, что человек по-другому артикулирует, а тем, что он иначе слышит» [2, с. 55]. Все свойства, присущие иностранному языку, для русского человека являются новыми и неизвестными и требуют не развития, а формирования, базирующегося на особенностях фонематической системы данного языка. Как отмечает И.А.Фролова, « ...фонематический слух формируется при жизни человека. Изучение второго языка требует его пере-

стройки (вернее надстройки), создания в запоминающем устройстве мозга эталонов для новых звуков, отличных от звуков родного языка» [2, с. 55].

Успех в обучении иностранному языку, а в нашем случае — аудитивной компетенции — во многом определяется развитием фонематического слуха обучаемых. Без него не может состояться процесс общения, поскольку, если звуки речи не различаются на слух, то интерпретация сообщения затрудняется, или вообще становится невозможной. В этой связи Н.И. Гез утверждает, что «успешность смыслового восприятия во многом зависит от способности аудитора различать на слух звуки, звукосочетания, просодические признаки речи и удерживать в памяти их акустические качества, т.е. от сформированности речевого слуха — интонационного и фонематического» [7, с.32].

Фонетический строй английского языка во многом отличается от фонетического строя русского языка. В русском языке нет деления гласных на долгие и краткие. В английском - имеются долгие и краткие гласные звуки, и замена краткого звука долгим или наоборот может привести к смешению значений слов, искажению смысла или вообще непониманию услышанного. Среди английских гласных звуков, помимо гласных, по звучанию одинаковых на своем протяжении (монофтонгов), имеются дифтонги, т.е. гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в пределах одного слога, трифтонги.

Что касается английских согласных, в их произношении также имеются свои особенности по сравнению с русским языком. Английские звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными никогда не оглушаются, т.е. не заменяются соответствующими им глухими согласными, поскольку оглушение английских звонких согласных в конце слова может привести к перепутыванию значения слов. Умение различать эти звуковые признаки в процессе восприятия и составляет фонематический слух, от сформированности и несформированности которого напрямую зависит успех аудитивной компетенции.

Руководствуясь вышеизложенными утверждениями, необходимо сделать вывод, что уже на начальном этапе обучения аудитивной компетенции следует уделять особое внимание фонематическому слуху, «настройке» его на иностранную речь.

Проанализировав все вышеперечисленные точки зрения, касающиеся фонематического слуха, следует отметить, что все они близки по своему подходу и основному содержанию, делая акцент на том, что основным качеством «человеческого» слуха является способность воспринимать и дифференцировать звуки нашей речи как смысловые единицы. И такую способность слуха называют фонематическим слухом. В.А. Артемов писал: «Фонематический слух служит для приема звуков речи. Звуки воспринимаются слушающим не просто как физические звуки, а как фонемы, как звуки, служащие для различения слов и их грамматических форм» [6].

Фонематический слух учащихся, изучающих иностранный язык, формируется по мере слушания речи. «Овладевая иностранным языком, человек учится его слышать, у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку» [1, с. 146]. Естественно, чем больше человек слушает иноязычную речь, тем лучше и быстрее он будет понимать ее. В этой связи Н.В.Елухина отмечает, что «обильное слушание тренирует слуховую память, слуховое восприятие и понимание речи на слух» [8, с. 42].

Речевой слух является всецело прижизненным образованием, поскольку он создается в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы человека. Таков обычный ход формирования родного языка. Овладение же иностранным языком подчиняется другим законам. По мере изучения иностранного языка человек учится его слышать, поскольку у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.

Речевой слух - весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой квалификации этих звуков. Когда же перед слушателем стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, уровне квалификации звуков.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения человеком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться понимать и воспроизводить. При восприятии речи слушатель сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Аудитор слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Слушателю необходимо извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если человек не научится этого делать, то он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, поскольку без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую

оболочку слова. Он формируется у человека в первые годы жизни, в первую очередь, в процессе речевого развития [3].

Важно заметить, что формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем. Здесь мы наблюдаем репродукцию слов, фраз, которая неизбежно следует за восприятием. Происходит также и развитие фонетического слуха, функцией которого является осуществление «слежения за непрерывным потоком слогов». По причине того, что фонемы реализуются в произносительных вариантах — звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т.е. в общепринятых, привычных исполнениях, иначе их трудно будет опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и переработку чужой речи, но и контроль за собственной. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В исследовании Е.И.Исениной рассматривается два механизма речевого слуха — различение и узнавание [9]. При различении объект, образ которого не сформирован в памяти, вначале осознается как отличный от других объектов, образы которых сформированы. Впоследствии дифференционные признаки этого объекта выделяются либо при сравнении с другими объектами, либо путем узнавания этих признаков, и лишь затем происходит установление отношений между различительными особенностями. Узнавание опирается на сформированный образ объекта в памяти. Происходит анали-тико-синтетическая обработка акустического сигнала, сравнение выделенных особенностей с образцом, эталоном, хранящимся в памяти, и их последующая смысловая интерпретация. Как отмечает М.Л. Вайсбурд, «узнаванию доступно лишь то, что уже прежде воспринималось и именно в той же самой форме и с тем же самым значением» [10, с. 240].

Сформированный фонематический слух предполагает развитие многих умений, основными из которых В.Ф. Занглигер считает следующие [11, с. 44-57]:

- слышать отдельные звуки в слове, разделять слова на звуки и составлять из заданных звуков слова;

- различать на слух все звуки языка, относящиеся к разным фонемам, не смешивая их друг с другом;

- соотнести услышанный звук с определенной фонемой языка.

Некоторые исследователи считают, что помимо вышеперечисленных,

развитый фонематический слух включает следующие умения:

- перекодировать физические звуки в фонемы;

- мгновенно вычленять из речевого потока осмысленные звуковые комплексы, сличать их, дифференцировать, идентифицировать;

- образовывать акустико-артикуляционные образцы предъявляемых сигналов с опорой только на слуховое ощущение;

- удерживать предъявляемые сигналы (звуки) в кратковременной памяти;

- внутренне проговаривать предъявленный звуковой образец;

- соотносить предъявленные сигналы с определенным смысловым значением [9].

Следовательно, при обучении аудитивной компетенции необходимо учитывать тот факт, что без формирования фонематического слуха слуховое восприятие речи немыслимо.

Мы полностью разделяем позицию О.С. Сайдалиева, который подчеркивает, что «фонематический слух необходим не только для формирования адекватных акустических образов элементов речи, но и для использования имеющихся в памяти эталонов при приеме информации» [12, с. 176]. Учащиеся, у которых не выработались перечисленные выше умения и не сформировался фонематический слух, при прослушивании информации на иностранном языке даже при относительной узнаваемости отдельных звуков и слов, не могут удержать в слуховой памяти сообщение, не воспринимают его в целом, следовательно, не могут понять его содержания, и, естественно, не смогут реплицировать собеседнику или передать содержание прослушанного.

Таким образом, речевой слух является всецело прижизненным образованием, он появляется в определенной речевой среде, формируется по законам этой среды и, по справедливому утверждению И. А. Фроловой [2], является сложной, сформировавшейся при жизни человека способностью воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.д.

Литература

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

2. Фролова И.А. Речевой слух - основа правильного произношения // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации: Сб. науч. трудов / Под ред. В. Д. Виноградова. Н.Новгород, 1999.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

5. ХватцевМ.Е. Логопедия. М., 1959.

6. АртемовВ.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. С. 145.

7. Гез Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии // Иностранные языки в школе. 1962. № 2. С. 27-37.

8. Елухина Н.В., Каспарова И.Г. Подготовка учебного текста для аудирования // Иностранные языки в школе. 1974. № 2. С. 40-47.

9. Исенина Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1967.

10. ВайсбурдМ.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. М., 1965.

11. Занглигер В. Ф. Формирование фонематического слуха на начальном этапе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1962. № 2. С. 44-57.

12. Сайдалиев О.С. О взаимосвязи фонематического и интонационного слуха при обучении восприятию русской речи на начальном этапе языкового вуза // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.А. Дементьева. М., 1981. Вып. 180.

Ейское военно-воздушное авиационное училище 25 сентября 2006 г.

© 2006 г. Т.Е. Джагаева, Н.А. Мардеян

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ)

Система высшего профессионального образования призвана помочь студентам ориентироваться в современной социально-экономической жизни общества, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способностями и приспосабливаться к условиям рыночных отношений.

В области высшего образования все больше исследователей приходят к выводу о необходимости двухступенчатой подготовки студентов. Первая ступень охватывает 1-4 курсы со сроком обучения 3 года на базе общего среднего образования и обеспечивает достаточный уровень экономической, психолого-педагогической и общекультурной подготовки для работы в основной общеобразовательной школе с правом преподавания учебных дисциплин в соответствии с полученной специальностью [1]. После сдачи экзаменов выпускники получают диплом об общем высшем образовании. Вторая ступень - со сроком обучения 1 год. На базе первого уровня обучение ориентировано на дальнейшее углубление фундаментальной подготовки по специальности «Учитель экономики» с правом преподавания экономических дисциплин в средних и средних специальных учебных заведениях. Они подготовлены к выполнению обязанностей заместителя директора школы по экономике, экономиста в органах управления народным образованием и других менеджерских функций.

Процесс формирования экономической культуры студента определяется нами как непрерывный, сопряженный с преемственностью [2]. Каждый этап сохраняет в себе элементы предыдущих и базируется на них, каждая новая ступень теоретической подготовки и практической деятельности сохраняет экономические знания и умения, полученные на предыдущих этапах, в качестве базовых для дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.