Научная статья на тему 'Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности'

Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2058
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонематический слух / фонематическая память / фонематическое восприятие / фонематические процессы / коммуникативная компетентность / phonematic hearing / phonematic memory / phonematic perception / phonematic processes / communicative competence

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мякишева Людмила Валерьевна, Полетаева Ольга Витальевна

Авторы представляют структуру фонематических процессов и значимость их развития в коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется средствам и методам развития фонематических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мякишева Людмила Валерьевна, Полетаева Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONEMATIC PROCESSES AS BASIS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

The authors represent the structure of phonematic processes and the signifi cance of their development in communicative competence. Particular attention is paid to the means and methods of development of phonematic processes.

Текст научной работы на тему «Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности»

Предложенная модель непрерывной подготовки и перечень компетенций, конкретизирующий квалификационно-компетентностный портрет выпускника, разработанные авторами, органично вписываются в учебные планы направлений подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 15.03.01 «Машиностроение» и могут быть рекомендованы для совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.

УДК 37.037.2

Л.В. Мякишева1, О.В. Полетаева2

1ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореаби-

литации ДЗМ», Москва

2Ноябрьский институт нефти и газа (филиал ТИУ), Ноябрьск

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. Авторы представляют структуру фонематических процессов и значимость их развития в коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется средствам и методам развития фонематических процессов.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическая память, фонематическое восприятие, фонематические процессы, коммуникативная компетентность.

L.V. Myakisheva1, O.V. Poletaeva2

1GBUZ "Center for Pathology of Speech and

Neurorehabilitation of DZM", Moscow

2The November Institute of Oil and Gas (a branch

of the TIU), Noyabrsk

PHONEMATIC PROCESSES AS BASIS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

Abstract. The authors represent the structure of phonematic processes and the significance of their development in communicative competence. Particular attention is paid to the means and methods of development of phonematic processes.

Keywords: phonematic hearing, phonematic memory, phonematic perception, phonematic processes, communicative competence.

Понятие «коммуникативная компетентность» стало распространенным в современном мире. Люди, способные слушать и слышать, объективно воспринимать сказанное, интерпретировать невербальные средства, передавать доступно любую информацию, ориентируясь на индивидуальные особенности собеседника, могут смело

относить себя к компетентным. Но действительность такова, что значительное количество людей испытывают серьезные затруднения в общении с другими, в передаче или осмыслении информации, в налаживании, поддержании связей. Опыт педагогической деятельности и психологической практики показывает, что особенно много людей с подобными проблемами можно встретить среди молодежи (до 30 лет), в юношеском возрасте (1618 лет) и на всех предыдущих возрастных этапах (дошкольный возраст и раннее детство).

Существенным фактором возникающих у современной молодежи, юношества и детей проблем развития коммуникативной компетентности являются недостаточная работа родителей, близкого окружения по развитию у ребенка фонематического слуха на ранних этапах онтогенеза.

Одним из ранних симптомов возникновения проблем в развитии коммуникативной компетентности являются речевые нарушения, которые принято называть общим термином «недоразвитие речи». Очевидность этих проблем можно зафиксировать в возрасте 10-13 месяцев. Если родители и ближайшее социальное окружение не проявляют активности в общении с ребенком в младенчестве, то речевое развитие задерживается. К году ребенок должен иметь в активной лексике до 25 слов. Фонематические процессы полностью формируются к 4 годам. Недостаточность анализа или синтеза речевых звуков сказывается на развитии произношения в целом.

Обратимся к механизмам и средствам речевого развития.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Долгое время развитие речи опиралось на знания о развитии моторики, мелких артикуляционных движений и рассматривалось через эту призму. Сегодня признано, что психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, прежде всего речеслу-ховой и речедвигательный анализаторы [1].

Впервые понятие «фонема» ввел Л.С. Выготский. Он указал, что фонема - это смыс-лоразличительная частица языка. Психолог обратил внимание на восприятие фонем, в связи с чем был введен термин «фонематический слух». По мнению Л.С. Выготского, фонематический слух состоит из 3 ключевых компонентов:

- способности слышать, есть данный звук в слове или нет;

- способности различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способности различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Позже Д.Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя также 3 операции:

- умение определять линейную последова-

тельность звуков в слове;

- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

- осознание или подсчет количества звуков в слове

Д.Б. Эльконин выделил в фонематическом восприятии фонемный анализ, в процессе которого выясняется порядок следования фонем в слове, устанавливается функция фонем, выделяются основные фонематические противопоставления, свойственные данному языку [2].

Изучением фонематической стороны речи занимались также Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Фонематические процессы интерпретировались учеными по-разному. Резюмируя эти исследования, можно констатировать, что фонематические процессы состоят из следующих компонентов: фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений (рисунок 1).

Рисунок 1 - Компоненты фонематических процессов

В практике работы логопедов имеются неоспоримые доказательства того, что фонематические процессы могут развиваться и обретать положительную динамику у человека в любом возрасте. С одной существенной оговоркой: чем раньше приступить к развитию фонематических процессов, тем скорее мы можем получить результат, и напротив, чем позже человек решается на развитие основ речи, тем более сложной и системной должна быть организация и усилия, которые носитель проблем будет прилагать к исправлению дефектов/дефицитов/ проблем.

Изучая сложные механизмы фонематических процессов, неожиданно находим достаточно простые и эффективные средства их развития. Так, например, фонематический слух (способность слышать, есть данный звук в слове или нет) в любом возрасте можно развивать с помощью рифм. Перед реципиентом ставится задача найти рифму к любому слову. Дальше задача может усложняться: рифму следует соединить в двустишие (Мой нос год рос! «Л» шагает широко, без стремян шагать легко!). Жестикуляция, прыжки с одновременной рифмовкой слов задают определенный темп работе, эмоционально окрашивают занятие. Уличные игры ХХ века с их считалками обеспечивали развитие фонематического слуха у детей:

«Оппа! Оппа! Америка, Европа, Индия, Китай, поскорее вылетай!» Логопедические задачи решались в игре с коллективом сверстников.

Рифма в данном случае обеспечивает и развитие фонематического восприятия (осознание или подсчет количества звуков в слове). Первые занятия на развитие восприятия можно начинать с повторения ритмического рисунка, заданного хлопками ладош. Реципиенту предлагается повторить рисунок простой, знакомой ему песни или несколько легко запоминающихся тактов. Одним из эффективных средств развития фонематического анализа и синтеза являются скороговорки. Посторения рифмованных и сложных в фонематическом наборе предложений, которые следует произносить в быстром темпе, активизируют психические процессы восприятия и отражения, тем самым влияют на развитие фонематического анализа и синтеза.

Те, чьи родители использовали подобные средства речевого развития, отличались в детском возрасте большим лексическим запасом слов, с подросткового возраста имели опыт сочинения стихов (рифмовок), успешно осваивали иностранные языки, выгодно отличались от сверстников развитием коммуникативной компетентности. Высоко оцениваются их ораторские способности и способности налаживания связей и отношений.

Следует помнить, что формирование фонематического восприятия звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Отсутствие специально организованной деятельности по развитию фонематических процессов приводит к серьезным проблемам не только речевого характера, но и коммуникации в целом.

Список литературы

1 Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Москва: Просвещение, 1987.

2 Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. Москва : Просвещение, 1967.

3 Бьюзен Т. Могущество Социального Интеллекта / пер. с англ. Е. Г. Гендель. Минск: ООО «Попурри», 2004. 208 с. :ил.

References

1 Vinarskaya E.N. Early speech development of the child and problems of defectology: periodicals of early development .Moscow: Prosveshchenie, 1987.

2 Fundamentals of the theory and practice of speech therapy /Ed. R.E. Levinoy.-M.: Enlightenment, 1967.

3 The Power of Social Intelligence by Tony Buzan. - / Trans. with English. EG Gendel.-Mn .: OOO "Potpourri", 2004.- 208 pp.: Ill.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.