Научная статья на тему 'Фонды коллективного инвестирования: зарубежный опыт и Российская практика'

Фонды коллективного инвестирования: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов Ю. С.

Механизм регулирования рынка ценных бумаг в Индии централизован и зависит от законов и действий Совета по ценным бумагам и биржам Индии, который является довольно влиятельным регулятором с обширным кругом полномочий в сфере финансовых рынков в целом и взаимных фондов в частности, выступает основным регулятором и надзорным органом данных институтов, а также является главным гарантом прав мелких инвесторов, что чрезвычайно важно в современной экономике Индии. Важное место в регулирование отводится системе наказаний за неисполнение предписаний и условий постановлений. В системе финансовых рынков явно прослеживается политика абсолютного подчинения законодательным актам, постоянно корректируемая контролем надзорного органа...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонды коллективного инвестирования: зарубежный опыт и Российская практика»

8 (152) - 2007

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ФОНДЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Ю.С. ТРОФИМОВ, ведущий специалист

Торговое представительство Российской Федерации в Индии

Для изучения опыта Индии в развитии и организации функционирования взаимных фондов1 и его сравнения с российской практикой целесообразно рассмотреть данное финансовое явление через призму развития экономик двух стран в целом.

После достижения независимости (1947 г.) в Индии была принята импортозамещающая модель структурной модернизации экономики с опорой на государственный капитализм. Импортный протекционизм, ограничение импорта многих средств производства и большинства потребительских товаров, которые могли производиться в самой Индии, безусловно, дали толчок к развитию экономики и внутреннего производства.

Индийским правительством была проведена политика концентрация финансовой сферы за государственным сектором. Не исключение и фонды взаимного инвестирования, где с 1964 г. царила монополия Паевого траста Индии (Unit Trust of India, UTI), государственной компании, которая до сих пор занимает лидирующие позиции в привлечении капитала у населения. Лишь после начала реформ постепенной либерализации частный капитал начал принимать активное участие в области привлечения инвестиционных средств и управления капиталом в форме взаимных фондов.

1 В соответствии с работами Уильяма Ф. Шарпа, взаимными фондами являются инвестиционные компании открытого типа в США (или открытые фонды). Этому виду фондов соответствуют акционерные инвестиционные фонды в России. В Индии, однако, нет подобного деления, а названию «взаимный фонд» соответствуют финансовые институты, исполняющие функции коллективного инвестирования, где средства инвесторов аккумулируются в единый фонд под управлением профессионального менеджера для их последующего вложения с целью получения прибыли. В данной работе будут использоваться понятия, основанные на индийской методологии, т. е. к взаимным фондам будут отнесены паевые инвестиционные фонды и акционерные инвестиционные фонды в России.

Преимущественно из-за жесткого правительственного контроля и чрезмерного регулирования финансовой сферы услуг рост индустрии взаимных фондов был незначительным до конца 80-х гг. прошлого века. Государственное планирование и общая политика развития индийской экономики состояли в том, что финансовые институты выполняли роль содействия целям государственной политики через мобилизацию внутренних сбережений. Жесткие барьеры выхода на данный рынок препятствовали росту числа участников, мобилизации средств и созданию активов.

В эволюции индустрии взаимных фондов можно выделить три этапа:

1) 1964. — 1987гг. Данный этап характеризуется абсолютным доминированием государственного сектора, а точнее, монополией UTI. Данная компания была создана правительством Индии в июле 1964 г. в целях стимулирования населения к накоплению и инвестированию;

2) 1987 — 1993гг. Данный период характерен выходом на рынок компаний, не связанных с UTI. Свою работу начали взаимные фонды Государственного банка Индии (State Bank of India, SBI), Канара банка (Canara bank) и др. Благодаря приходу других государственных компаний рост совокупных средств взаимных фондов за 1987 — 1990 гг. составил 319 %. Несмотря на прекращение абсолютно монопольного положения UTI (рыночная доля упала до 84 % в 1991 — 1992 гг.), длившееся 24 года, компания оставалась лидером рынка в общем объеме привлеченных средств. Индустрия взаимных фондов сохраняла свою государственную направленность и была закрыта для частных компаний до октября 1993 г.;

3) 1993г. — настоящее время. Данный этап характеризуется началом функционирования част-

ных взаимных фондов в Индии, а также созданием специального регулятора фондового рынка SEBI и дальнейшей законодательной базы для четкого регулирования сферы коллективного инвестирования.

Для правильного представления третьего периода эволюции коллективного инвестирования в Индии необходимо взглянуть на сложившуюся экономическую ситуацию и дальнейшие преобразования в данной стране в начале 90-х гг. прошлого века.

В 1991 г. индийская экономическая система переживала кризисные времена, вызванные существенным понижением валютных резервов и кредитного рейтинга, трудностей с привлечением зарубежного частного капитала, а также замедлением темпов промышленного производства. Подобная ситуация могла привести к дефолту и, следовательно, невозможности выплат по внешнему долгу.

Для преодоления кризисной ситуации правительство Индии инициировало проведение реформ по либерализации экономики и приступило к реализации программы ее перестройки. Структурные реформы ориентировались на либерализацию промышленности, торговли, налогообложения, зарубежных инвестиций и финансового сектора. Были значительно сокращены требования по лицензированию производственной деятельности, устранены ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ частному капиталу к огромным материальным и трудовым ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг, технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства, секторам, где ранее доминировал государственный капитал.

Параллельно с реформированием реального сектора экономики и привлечением иностранного капитала правительство Индии предпринимало шаги по либерализации и изменению основ финансового сектора, направленные на совершенствование работы банков и финансовых институтов, укрепление денежных и фондовых рынков. Предпринят ряд мер, направленных на формирование конкурентной среды между различными биржевыми институтами, устранение барьеров в их рыночном взаимодействии, законодательное регулирование порядка эмиссии и обращения ценных бумаг в целях построения фондового рынка, отвечающего современным мировым стандартам прозрачности и эффективности.

В целом, реформы устранили барьеры для доступа на финансовые рынки Индии таких иностранных и индийских финансовых институтах, как взаимные

фонды, брокерские дома, страховые компании и др. Введение норм по достаточности основного капитала, создание регулирующего механизма мирового уровня для максимальной защиты инвесторов и строгие предписания к раскрытию информации способствовали росту доверия к фондовому рынку среди местных и иностранных инвесторов. С началом реформ индийская экономика переживает постепенный процесс интеграции в глобальную экономическую систему и международные финансовые рынки, а ежегодный показатель прироста ВВП Индии за последние годы составляет более 8 %.

С началом процесса либерализации экономики взаимные фонды переживают новый период своего развития, характеризующийся выходом на рынок частных финансовых институтов и усилением конкуренции. Большинство частных структур создавались в виде совместных предприятий с иностранными инвестиционными компаниями, что открывало путь не только к современным технологиям и инвестиционным стратегиям, но и к использованию высокопрофессионального менеджмента.

Первый частный взаимный фонд был зарегистрирован в ноябре 1993 г. (Kothari Pioneer Mutual Fund), а в течение следующего года было зарегистрировано еще четыре фонда, которые в общей сложности привлекли более 350 млн долл. США в первый же год своей операционной деятельности.

Постепенное развитие финансового сектора сказалось не только на диверсификации предлагаемых инвестиционных схем2 (схемы открытого и закрытого типов, диверсифицированные и др.), но и к существенному росту их количества (рис. 1.).

К 1995 г. были осуществлены дальнейшие нововведения, позволившие существенно повысить динамику прироста активов в индийские взаимные фонды. Так, правительство Индии разрешило индийцам-нерезидентам, постоянно проживающим за границей (Non-resident Indians, NRI), и зарубежным корпоративным организациям (Overseas corporate bodies, OCB) вкладывать деньги в местные взаимные фонды на основе полной репатриации полученной прибыли. Взаимным фондам дали разрешение инвестировать до 25 % привлеченных средств в инструменты денежного рынка. С 1 декабря 1993 г. компаниям-эмитентам было дано право резервировать для взаимных фондов до 20 % от эмиссии своих ценных бумаг.

2 Инвестиционная схема (investment scheme) — понятие,

близкое к российскому понятию паевого инвестиционного фонда. Денежный пул, формируемый за счет объединения средств инвесторов, который отражает определенную инвестиционную стратегию, в соответствии с которой управляющая компания осуществляет инвестиции. Так, у фонда State Bank of India Mutual Fund существует более 20 схем в зависимости от преференций инвесторов.

Количество схем

800 700 600 500 400 300 200 100 0

1989

2005

2007* Год

1994 1999 2001 2003 * - по состоянию на апрель 2007 г.

Источник'. Ежемесячный отчет Совета по ценным бумагам и биржам Индии.

Рис. 1. Рост количества инвестиционных схем

Несмотря на названные преобразования, развитие конкуренции и свобода доступа частных фондов выявила структурные слабости индийского финансового рынка, в частности неразвитую систему надзора за деятельностью рынка и его участников.

Исходя из этого, с 1996 по 1999 г. были предприняты шаги для совершенствования системы:

1.В 1996 г. SEBI издает исправленный и дополненный Закон о взаимных фондах (SEBI Mutual Funds Regulations).

2. Резервный банк Индии (Reserve Bank of India, RBI) издает директивы для фондов денежного рынка, которые впоследствии интегрируются в законодательную базу SEBI.

3. Издан кодекс поведения в отношении рекламной деятельности фондов.

4. Фондам разрешены кредитные операции с ценными бумагами, торговля производными ценными бумагами, а также инвестиции в ADR/GDR.

В дальнейшем происходил процесс консолидации рынка, внедрение новых видов фондов, рост профессионализма управляющих. Путем естественного рыночного отбора через процесс слияний и поглощений и соответствия новым директивам SEBI, на рынке оставались наиболее конкурентоспособные компании.

3 Совет по ценным бумагам и биржам Индии (Securities and Exchange Board of India, SEBI) был учрежден в 1992 г. для регулирования индийского рынка ценных бумаг. Целью SEBIявляется защита интересов инвесторов, стимуляция и регулирование развития рынков ценных бумаг Индии. Основные функции SEBI включают регистрацию посредников, работающих на рынке ценных бумаг, регулирование их деятельности и контроль за ней, поддержку самоуправляющихся организаций и контроль за их деятельностью, борьбу с мошенничеством и недобросовестной торговой практикой на рынках ценных бумаг и получение от ведомств и предоставление им такой информации, которая может понадобиться Совету для эффективного исполнения своих функций.

Изменения и становление рыночной среды, имеющей сильного регулятора и законодательную базу, привели к росту активов под управлением, доля которых на сегодняшний день составляет около 10 % от ВВП Индии.

Согласно индийской практике, несмотря на ежедневное обновление расчета стоимости чистых активов каждого из фондов, в официальной публикации статистических данных используется лишь общий объем активов в управлении (наиболее популярным и показательным индикатором в российской статистике инвестиционных фондов является их стоимость чистых активов4).

К сожалению, экономические реформы в СССР и России в начале 1990-х гг. не привели к столь значительным успехам, каких достигла Индия в финансовой сфере. Очевидно, что перестройка политической системы, приведшая к коллапсу экономики страны, краху старых и рождению новых ценностей нации, не способствовали развитию финансового сектора, и в частности таких институтов, как взаимные фонды. В своем переходе к рыночной экономике Россия, в отличие от Индии, предпочла революционный метод уничтожения старых производственно-хозяйственных связей и построению совершенно новой экономики, основанной на рыночной конкуренции.

Очевидно, что в связи с особенностями командно-административной системы, существовавшей в стране до распада Советского Союза, сам вопрос функционирования таких элементов финансового рынка, как инвестиционные компании, брокерские дома, управляющие компании и т. п., является практически абсурдным. Процесс создания и начало работы базового законодательства в сфере взаимных фондов можно отнести лишь к середине 90-х гг. ХХ в. Тем самым, когда в Индии уже более 30 лет жители страны имели возможность вкладывать свои средства в механизм паевых фондов (несмотря на государственную монополию), в России, учитывая реалии отечественной экономики, лишь появились первые понятия и зачатки развития данной индустрии.

В период первоначального накопления капитала в России появился спрос и потенциальные клиенты для различных финансовых институтов, которые предоставляли населению разного рода инвестиционные услуги.

4 Стоимость чистых активов составляют все активы фонда (по рыночной стоимости) за вычетом обязательств фонда (вознаграждения управляющей компании, депозитария и т. п.) за исключением обязательств перед пайщиками.

Млрд. долл. США

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

85,4

30,7

44,2

-

22,3 21,1

14,2

3,1

1989 1994 1999 2001 2003 2005 *- по состоянию на 31 апреля 2007 г.

2007* Год

Рис. 2. Активы в управлении (Assets Under Management, AUM)

В процессе развития инвестиционных фондов в России можно выделить несколько этапов:

1. Начало 90-х гг. — 1996г.

Распространению инвестиционных фондов

предшествовало появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), которые доводили до сознания населения концепцию инвестирования в ценные бумаги, дающие не гарантированную прибыль (в отличие от банковских депозитов под проценты), а доход, зависимый от прибыльности ценных бумаг. Однако будучи недостаточно знакомы потенциальным инвесторам, ЧИФы в основном использовались для вложения приватизационных чеков. До середины 1990-х гг. претворявшаяся в жизнь концепция инвестиционных фондов имела абсолютно неразвитый и незаконченный характер. Правовой вакуум, новые и непонятные населению инвестиционные концепции, отсутствие информационной и оперативной прозрачности фондов, подорванное «финансовыми пирамидами» доверие, отсутствие гарантий возвратности средств и двойное налогообложение (плата налога на прибыль, а затем налога на дивиденды акционеров) предопределили судьбу ЧИФов.

2. Ноябрь 1996г. — 2001г.

Рождение паевых инвестиционных фондов в России относят к ноябрю 1996 г., однако стоит отметить, что их появлению предшествовал процесс разработки нормативно-правовой базы. После принятия Указа Президента РФ от 26.07.1995 № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», который стал первым документом, регулирующим деятельность паевых фондов, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФК ЦБ России) 5 в течение следующего года выпустила более 30 нормативных актов и постановлений. Подобной работой ФКЦБ России установила нормы

5 ФКЦБ России — регулятор финансовых рынков Российской Федерации до апреля 2004 г.

и стандарты работы паевых фондов, организовала жесткий государственный контроль за их деятельностью, а также организаций, с ними связанных, устранила двойное налогообложение, предъявила высокие требования информационной прозрачности фондов и управляющих компаний, разделила управление, учет и хранение активов фондов. Результатом действий ФКЦБ России стало продуманное устройство паевых фондов, ни один из которых не прекратил своего существования после финансового кризиса 1998 г. (несмотря на уязвимость фондов, вложивших свои активы в госбумаги, а также приостановку работы некоторых управляющих компаний ФКЦБ России) и до настоящего времени не был уличен в мошенничестве со средствами пайщиков. Совокупность всего этого привела к началу распространения и постепенному росту популярности услуг инвестиционных фондов среди инвесторов как одного из самых перспективных направлений инвестиционной деятельности.

3. 2001г. — настоящее время.

Новый этап развития фондов коллективного инвестирования обусловлен появлением принятого в конце 2001 г. Федерального закона «Об инвестиционных фондах», который разрешил создавать закрытые паевые фонды (в том числе закрытые фонды недвижимости), венчурные фонды, индексные паевые фонды и фонды денежного рынка, торговлю паями на биржах. Принятие данного закона сопровождалось выпуском постановлений Федеральной комиссии по ценным бумагам, конкретизирующих положения основного закона. Характерными чертами данного этапа стали постепенный рост доверия к финансовым институтам потенциальными инвесторами, отошедшими после кризиса 1998 г., а также постепенная диверсификация инвестиционных инструментов и понимание их концепций.

На сегодняшний день регулятором сферы коллективных инвестиций, как и всей системы финансовых рынков, является преобразованная в апреле 2004 г. из ФКЦБ России Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Данный орган создан в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В рамках осуществления своей деятельности по отношению к фондам коллективного инвестирования она наделена следующими функциями.

1. Право создавать нормы и стандарты деятельности паевых фондов. В целях защиты интересов инвесторов ФСФР устанавливает требования для управляющей компании, специализированного депозитария, регистратора и аудитора. Подобные меры позволяют ограничить риски, связанные с вложением средств инвесторов, использование их в незаконных целях, ошибках в хранении и регистре. Инвестиционные фонды также обязаны раскрывать полную информацию о своей деятельности и стоимости активов в СМИ и другим заинтересованным лицам.

2. ФСФР осуществляет выдачу лицензий участникам рынка инвестиционных фондов и их регистрацию. Лицензирование позволяет отсеивать компании, не соответствующие минимальным требованиям надежности, а с помощью обязательной аттестации ФСФР повышается квалификация персонала.

3. Постоянный мониторинг и контроль за деятельностью участников индустрии коллективных инвестиций.

4. Возможность приостанавливать или отзывать лицензии управляющей компании и других участников.

В настоящее время схема функционирования рынка коллективных инвестиций выглядит следующим образом (рис. 3).

Итак, одной из особенностей российского рынка коллективных инвестиций и его отличием от индийского является то, что управляющая компания (УК) является главным звеном в обслуживании отрасли инвестиционных фондов и выступает инициатором создания паевого фонда. Согласно законодательству УК — это юридическое лицо, зарегистрированное в форме открытого или закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, созданное в полном соответствии с законодательством РФ (Федерального закона «Об инвестиционных фондах» и постановления ФСФР). Управляющая компания может осуществлять деятельность по управлению фондами на основании специального разрешения (лицензии), выданного ФСФР. После получения лицензии УК заключает договоры со специализированными регистратором и депо-

Источник: сайт ФСФР России — www. fcsm. ru

Рис. 3. Схема функционирования рынка коллективных инвестиций

зитарием, аудитором, оценщиком и агентами по размещению и выкупу паев.

Несмотря на то, что УК инициирует создание фонда, продает и выкупает паи и т. п., ее главная задача состоит в доверительном управлении активами фонда. Помимо получения лицензии и заключения договоров, УК обязана зарегистрировать в ФСФР инвестиционную декларацию, в соответствии с которой будут проводиться операции со средствами фонда. Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом (ПИФом) путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Кроме этого в обязанности УК входит следующее:

1) передовать имущество, составляющее ПИФ, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию, а также копии всех первичных документов в отношении имущества ПИФа и подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество фонда;

2) представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчетность в установленном им порядке;

3) раскрывать информацию о ПИФе в соответствии с законодательством;

В основе взаимодействия инвестора фонда и УК лежит договор доверительного управления. Согласно этому договору, одна сторона (учредитель управления) имущество передает другому лицу (доверительному управляющему) для включения в состав ПИФа, принадлежащее учредителю.

В целях обезопасить средства пайщиков функции хранения и учета имущества фонда отделены от управления этими средствами и осуществляются разными компаниями. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» управляющая компания не имеет права распоряжаться имуществом без согласия специализированного депозитария. В соответствии с Положением о деятельности специализированных депозитариев, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 10.02.2004 № 04-3/пс, специализированный депозитарий осуществляет предварительный контроль за деятельностью УК по отношению к имуществу, составляющему фонд.

Специализированный депозитарий — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария ПИФов и заключившее договор с УК

фонда на обслуживание. В основные функции депозитария входят контроль за имуществом фонда, учет и хранение ценных бумаг фонда, ведение бухгалтерского учета ПИФа, расчет СЧА и стоимости пая фонда, предоставление отчетности в ФСФР в установленном порядке. На любом распоряжении о покупке или продаже ценных бумаг или ином расходе денежных средств паевого фонда должна стоять подпись не только руководителя УК, но и ответственного сотрудника специализированного депозитария. Следовательно, если управляющая компания захочет провести сделки, которые не соответствуют инвестиционной декларации фонда или противоречат законодательству, специализированный депозитарий не даст на них согласия. В случае аннулирования лицензии у управляющей компании фонда, специализированный депозитарий должен провести конкурс и определить другую управляющую компанию фонда.

Подобная система контроля позволяет устранить нецелевое использование средств инвесторов, а также в случае несостоятельности управляющего, избежать банкротства фонда.

Для ведения реестра владельцев инвестиционных паев используется специализированный регистратор, с которым УК заключает договор об оказании соответствующих услуг.

Специализированный регистратор фонда — это юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ и правилами фонда ведение реестра владельцев паевого инвестиционного фонда. В функции регистратора входят хранение реестра владельцев инвестиционных паев, внесение приходных и расходных записей, выдача выписок о состоянии счетов и регистрация обременения паев. Данные функции осуществляются путем ведения реестра владельцев инвестиционных паев фонда — системы записей о фонде, общем количестве размещенных и выкупленных паев фонда, владельцах и номинальных держателях паев фонда, количестве принадлежащих им паев фонда, дроблении паев фонда, документах, являющихся основанием для внесения записей о приобретении или о выкупе паев фонда. Регистратор ведет учет долей инвесторов персонифицированно.

Еще одним элементом в цепочке взаимодействия ПИФов является аудитор.

Аудитор (паевого инвестиционного фонда) — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и заключившее договор с УК паевого инвестиционного фонда на проведение аудита фонда. В функции аудитора входит проверка бухгалтерского учета и составление отчетности в отношении иму-

щества, составляющего ПИФ, проверка состава и структуры активов ПИФа, расчет стоимости чистых активов фонда и стоимости пая, соблюдение требований хранения имущества ПИФа, а также документов, удостоверяющих права на имущество, проверка сделок, совершенных с активами ПИФа. Аудитор не может быть аффилирован с управляющей компанией, специализированным депозитарием, лицом, ведущим реестр владельцев инвестиционных паев, а также оценщиком.

Независимый оценщик (паевого инвестиционного фонда) — это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества ПИФов и заключившее договор с УК фонда на проведение оценки имущества фонда. К услугам оценщика прибегают в том случае, когда для объективного отражения стоимости имущества фонда необходимо провести его индивидуальную оценку (например, недвижимость). Оценщики не могут быть аффилированы с управляющей компанией, депозитарием и аудитором.

Для распространения паев УК может воспользоваться услугами агента. Это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по размещению и выкупу инвестиционных паев фонда на основании договора поручения, заключенного с УК, доверенности и правил фонда. Агент предоставляет полную информацию о фонде потенциальным инвесторам, принимает заявки на приобретение и выкуп паев, после чего передает документы управляющему и выдает выписки из реестра владельцев инвестиционных паев.

Благодаря созданию четкого механизма за последние годы прослеживается не просто положительная динамика в приросте активов фондов, а настоящий расцвет данной области финансовых услуг.

Согласно статистическим данным Интернет ресурса investfunds. га, по состоянию на 02.12.2006 суммарная стоимость чистых активов российских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество ПИФов

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007(июнь)

Источник. Национальная лига управляющих, НЛУ, 1пуе$1&ш1$. ги

Рис. 4. Динамика роста количества паевых инвестиционных фондов

ПИФ всех типов и категорий составила 601,6 млрд руб., что соответствует 23,4 млрд долл. США. Прирост за весь 2006 г. составил 96 % в долларовом эквиваленте (СЧА в 2005 г. — 8,09 млрд долл. США).

Создание благоприятной среды сферы коллективных инвестиций привело не только к росту их активов, но и к росту числа самих фондов (рис. 4).

В развитых странах фонды взаимного инвестирования, пройдя долгий путь развития, укоренились и сейчас составляют неотъемлемую часть финансового рынка и экономики в целом. Являясь посредниками в привлечении средств населения и вложении в финансовые активы, они играют важнейшую роль в процессе распределения капитала. В развивающихся экономиках, таких как Россия и Индия, данная сфера финансовых услуг лишь набирает обороты, выйдя из зачаточного состояния, и, согласно прогнозам аналитиков и экспертов, будет развиваться дальше.

Можно сделать вывод, что несмотря на то, что понятие фондов коллективного инвестирования в России и Индии схожи, страны проделали свои уникальные пути в построении данного рынка, а подходы и методы операционных механизмов, регулятивные форматы и система взаимодействия работающих в данной области организаций существенно различаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.