Научная статья на тему 'Фонду содействия инновациям - 25 лет'

Фонду содействия инновациям - 25 лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИЯМ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / FOUNDATION FOR ASSISTANCE TO SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / DEVELOPMENT INSTITUTION / ENTREPRENEURSHIP SUPPORT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Сергей Геннадьевич

В статье генерального директора Фонда содействия инновациям изложены цели и задачи деятельности по развитию малого инновационного предпринимательства, информация об основных программах поддержки предпринимательства, осуществляемых Фондом, финансово-экономические итоги реализации этих программ. Определено место Фонда в национальной инновационной системе, характер его взаимодействия с другими институтами развития. Представлены региональная стратегия деятельности Фонда, анализ результатов исследования успешности малых инновационных предприятий, взаимодействующих с Фондом, и основные итоги деятельности Фонда за прошедшие двадцать пять лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

25th anniversary of the Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises

The article of the General Director of The Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises presents: the goals and objectives of the development of small innovative entrepreneurship; information on the main programs of support of entrepreneurship implemented by the Fund, nancial and economic results of these programs. The place of the Fund in the national innovation system and the nature of its interaction with other development institutions and regional strategy of the Fund are described. The article presents an analysis of the results of the study the success of small innovative enterprises that interact with the Foundation and the main conclusions about the Foundation’s activities over the past twenty-ve years

Текст научной работы на тему «Фонду содействия инновациям - 25 лет»

Фонду содействия инновациям — 25 лет

В статье генерального директора Фонда содействия инновациям изложены цели и задачи деятельности по развитию малого инновационного предпринимательства, информация об основных программах поддержки предпринимательства, осуществляемых Фондом, финансово-экономические итоги реализации этих программ. Определено место Фонда в национальной инновационной системе, характер его взаимодействия с другими институтами развития. Представлены региональная стратегия деятельности Фонда, анализ результатов исследования успешности малых инновационных предприятий, взаимодействующих с Фондом, и основные итоги деятельности Фонда за прошедшие двадцать пять лет.

Ключевые слова: Фонд содействия инновациям, малое инновационное предпринимательство, институты развития, программы поддержки предпринимательства.

Поляков Сергей Геннадьевич

д.э.н., профессор, генеральный директор Фонда содействия инновациям

Фонд содействия инновациям (полное наименование — Фонд содействия развитию малых форм предприятиям в научно-технической сфере) создан в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 65 от 3 февраля 1994 года и является на сегодняшний день старейшим институтом развития национальной инновационной системы России.

На протяжении всей своей двадцатипятилетней истории для Фонда неизменным оставалось выполнение основной миссии, связанной с развитием сектора малого инновационного бизнеса, формированием и совершенствованием механизмов частно-государственного партнерства в сфере коммерциализации технологий. Развитие малого инновационного предпринимательства является важной составной частью инновационной политики государства и одним из основных условий создания конкурентоспособного рынка новых продуктов, технологий и услуг. Фонд оказывает прямую финансовую помощь молодым ученым и малым

предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоёмкой продукции, технологий и услуг на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Сегодня Фонд содействия инновациям является одним из основных элементов современной Национальной инновационной системы (НИС) Российской Федерации, организует работу по вовлечению молодежи

в инновационную деятельность, поддерживает процессы зарождения и развития малых инновационных предприятий, способствуя, таким образом, формированию высокотехнологичного сектора отечественной экономики.

В числе основных задач Фонда на современном этапе деятельности входит создание возможностей для активного вовлечения детей и талантливой молодежи в научно-техническую и инновационную деятельность, содействие созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, поддержка создания и развития малого инновационного предпринимательства, вовлечение малых предприятий в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы, содействие высокотехнологичному экспорту и международной кооперации с участием российского малого бизнеса, поддержка взаимодействия субъектов малого инновационного предпринимательства с крупными компаниями.

Инструментом решения указанных задач выступают программы и конкурсы, реализуемые Фондом. Эти программы носят комплексный характер и форми-

руют единую систему поддержки малых инновационных предприятий, создавая условия не только для роста и развития компаний, но и увеличения их количества. Система охватывает весь жизненный цикл инновационных проектов: от зарождения замысла проекта до повышения конкурентоспособности продукции, диверсификации и выхода на новые рынки успешно функциониру-

ющих предприятий. В совокупности основные программы Фонда представляют собой логически связанную и организационно выстроенную систему по формированию воронки потока инновационных предложений, которую образуют сотни тысяч творческих идей школьников; десятки тысяч проектов студентов, молодых инженеров и ученых — участников программы «УМНИК», тысячи стартапов-победителей программы «Старт» и тысячи проектов по масштабированию бизнеса в других программах поддержки.

Кратко представим основные программы Фонда.

Программы Фонда

Сравнительно новым направлением в деятельности Фонда является проведение конкурсов, нацеленных на вовлечение в инновационную деятельность совсем молодых людей. С этой целью в 2015 году Фонд инициировал и приступил к реализации новой программы «Вовлечение школьников в инновационную деятельность». Программа направлена на популяризацию научно-технической и инновационной деятельности среди школьников, поддержку элементов инновационной инфраструктуры для школь-

ников, а также выявление потенциальных участников программы «УМНИК».

Программу «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК») Фонда содействия инновациям, запущенную в конце 2006 года, пожалуй, можно назвать самой массовой и популярной программой Фонда. Отличие программы «УМНИК» от других существующих программ поддержки научно-инновационных проектов физических лиц заключается в том, что это практически единственная программа в России, нацеленная на получение коммерчески ориентированного результата, способного в дальнейшем стать основой для создания наукоемкого бизнеса. Базовой идеей при создании программы была поддержка научно-инновационной деятельности молодых ученых и стимулирование их к коммерциализации собственных идей, в том числе посредством создания малых инновационных предприятий в рамках программы Фонда «Старт», которая в свою очередь нуждалась в притоке активной молодежи.

Программа «Старт» — одна из наиболее популярных и известных программ поддержки инновационных проектов в РФ, которая реализуется Фондом содействия с 2004 года. Программа получила признание научно-технической общественности как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив, направленных на организацию высокотехнологичного бизнеса «с нуля». Стратегическая задача, стоящая перед программой — стимулирование экономического роста РФ путем поддержки развития малого инновационного бизнеса, привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого бизнеса, в том числе выполнение пунктов указа президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, ускорение технологического развития РФ; увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; обеспечение привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. В настоящий момент программа «Старт» — эффективный инструмент государственной поддержки тех инноваторов, кто готов стать пред-

сегодня фонд содействия инновациям является одним из основных элементов современной национальной инновационной системы (нис) российской федерации, организует работу по вовлечению молодежи в инновационную деятельность, поддерживает процессы зарождения и развития малых инновационных предприятий, способствуя, таким образом, формированию высокотехнологичного сектора отечественной экономики

принимателем, собрать команду, создать предприятие, заниматься инновационными разработками, двигаться вперед, развиваться и реализовывать на рынке инновационные продукты или услуги.

В рамках программы «Развитие» осуществляется поддержка компаний, уже перешагнувших стартовый рубеж и имеющих опыт разработки и продаж наукоемкой продукции. Она предусматривает финансирование предприятий уже выпускающих продукцию, но намеревающихся повысить эффективность работы путем диверсификации или снижения издержек за счет внедрения новых технических решений. Как правило, конкурсы программы «Развитие» предусматривают минимальное финансирование проектов в объеме несколько миллионов рублей, поэтому и рассчитаны на предприятия с выручкой от 15 миллионов рублей и более. Поддержка осуществляется также в рамках специализированных подпрограмм, а начиная с 2016 года и конкурсов, соответствующих дорожным картам Национальной технологической инициативы (НТИ).

В целом по всем программам Фонда происходит приоритезация по НТИ. Проводятся конкурсы «УМНИК-НТИ», «Старт-НТИ» и «Развитие-НТИ».

В современном мире международное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций постоянно расширяется. В условиях глобальной конкуренции и децентрализации ресурсов осуществление инновационных проектов и коммерциализация их результатов часто возможны лишь в рамках транснациональных научно-производственных цепочек. В рамках программы «Интернационализация» проводятся конкурсы, направленные на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции за счет сотрудничества с международными партнерами и доступу к передовым технологиям и экспертизе. Они включают в себя финансирование двусторонних и многосторонних инновационных проектов российских предприятий с зарубежными научными и коммерческими организациями, а также участие российских компаний в европейских бизнес- и инновационных сетях.

С 2014 года Фонд начал реализацию программы «Коммерциализация»,

цель которой — оказание финансовой поддержки малым инновационным предприятиям, завершившим НИОКР и планирующим создание или расширение производства инновационной продукции. Положения программы основаны на постановлении Правительства России от 25.09.14 № 981 и приказе Минэкономразвития России от 27.10.2014 № 680, где определены возможные статьи расходов, на которые предоставляются средства гранта в рамках программы. Данная программа отличается от всех ранее реализуемых Фондом программ — целью программы является не финансирование НИОКР, а поддержка предприятий, находящихся на этапе коммерциализации, предполагающим создание или расширение производства. Программа оказалась очень востребованной и показывает высокую бюджетную эффективность.

Фондом запущена отдельная гран-товая программа, направленная на поддержку инновационной деятельности малых предприятий в интересах средних и крупных компаний — программа «Кооперация». Совершенствование организационно-экономического механизма вовлечения малого бизнеса в кооперационное взаимодействие с крупными ком-

паниями (в том числе госкорпорациями) на сегодняшний день является одной из приоритетных задач российской экономики, особенно если речь идёт о производстве высокотехнологичной инновационной продукции. Целью программы является использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек средних и крупных технологических

предприятий, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных, в том числе не имеющих аналогов, технологий.

Детальная информация о программах Фонда представлена в ряде публикаций настоящего выпуска журнала.

Место Фонда содействия инновациям в национальной инновационной системе и взаимодействие с другими институтами развития

В 2010 году между ключевыми российскими институтами развития было заключено Соглашение о взаимодействии институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Задача Фонда в системе государственных институтов развития — создание максимально благоприятных условий для оптимизации потока качественных проектов и их дальнейшей поддержки другими структурами. Партнёрами по решению данной задачи являются Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Российская венчурная компания (РВК), Фонд посевных инвестиций РВК, РОС-

НАНО, Фонд Сколково, Внешэкономбанк (ВЭБ), Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

Фондом поддержана пятая часть от числа проектов портфельных компаний, профинансированных РОСНАНО, 31 компания — резидент нанотехноло-гических центров Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОС-НАНО (ФИОП РОСНАНО), 32 компании,

в совокупности основные программы фонда представляют собой логически связанную и организационно выстроенную систему по формированию воронки потока инновационных предложений, которую образуют сотни тысяч творческих идей школьников; десятки тысяч проектов студентов, молодых инженеров и ученых - участников программы «умник»; тысячи стартапов - победителей программы «старт» и тысячи проектов по масштабированию бизнеса в других программах поддержки

профинансированные Фондом посевных инвестиций РВК, 39 компаний, поддержанных ФРИИ. Статус участника проекта «Сколково» получили 465 проектов, поддержанных Фондом, из них 41 стал участником в 2017 году. Также в 2017 году 108 проектов, поддержанных Фондом, получили одобрение на получение гранта Фонда «Сколково». В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2012 года № ВС-П8-2018 Фондом совместно с другими институтами развития обеспечивалось формирование и ведение Реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации.

С 2015 года Фонд содействия инновациям выступает одним из организаторов ежегодного мероприятия по поиску перспективных инновационных проектов в регионах Russian Startup Tour, а также партнером всероссийской конференции Startup Village, предоставляя гранты для поддержки лучших проектов. Фонд еже-

годно выступает партнером конкурса-акселератора технологических проектов Generations, организуемого Российской венчурной компанией, осуществляя финансовую поддержку перспективных проектов. Целью Generations является развитие инновационной среды за счет роста числа высокотехнологичных проектов, представляющих интерес для венчурных инвесторов, корпораций, государственных заказчиков.

В рамках поручения председателя правительства Российской Федерации Д. А. Медведева о повышении эффективности взаимодействия институтов развития в 2016 году на территории инновационного центра «Сколково» был открыт офис Фонда содействия инновациям. Также между Фондом, Фондом

«Сколково» и Сколковским институтом науки и технологий (Сколтех) была утверждена программа координации деятельности, в рамках которой планируется обеспечить повышение эффективности поддержки малых высокотехнологичных компаний, развитие кадрового потенциала инновационной экосистемы, интеграцию информации о субъектах инновационной деятельности, координированное участие в мероприятиях и прочее.

Фонд содействия инновациям также принимает участие в реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) — программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. НТИ включает системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций.

Фонд принимает участие в разработке и реализации плана мероприятий программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28 июля 2017 года. Целями программы являются:

к создание экосистемы цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме станут ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности; :: создание условий для развития высокотехнологических бизнесов; к повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

Региональная стратегия Фонда

Более 70 % финансовых средств, выделяемых Фонду, направляется на поддержку инновационных проектов в регионы Российской Федерации. В настоящее время подписано более 70 соглашений о взаимодействии между администрациями регионов Российской Федерации и Фондом. Соглашения заключены в целях организации совместной работы, в том числе по развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере и реализации научно-инновационных проектов для повышения эффективности социально-экономического развития региона. Взаимодействие с администрациями осуществляется через региональных представителей, которые играют важную роль в реализации региональной стратегии Фонда.

Их основными задачами являются: :: информирование научно-технической общественности региона о деятельности Фонда; :: взаимодействие с министерствами и ведомствами, государственными внебюджетными фондами и другими заинтересованными организациями и лицами в регионах для организации конкурсов по программам Фонда;

:: осуществление контроля выполнения местными предприятиями договоров с Фондом; :: информационное и экспертное содействие малым инновационным предприятиям регионов в выходе на международные рынки; :: информирование о возможностях

«инновационного лифта»; :: иная деятельность, связанная с реализацией Фондом уставных целей.

Основные финансово-экономические показатели деятельности Фонда

С 1994 по 2018 год Фонд содействия инновациям профинансировал инновационные проекты молодых инноваторов и малых предприятий России на сумму более 55 млрд рублей. Ниже представлена динамика бюджета Фонда за 19942019 гг. (Рис. 1).

Общие показатели деятельности Фонда (1994-2018 гг.)

Поступило и прошло экспертизу заявок: свыше 200 000.

более 70% финансовых средств, выделяемых фонду, направляется на поддержку инновационных проектов в регионы российской федерации. в настоящее время подписано более 70 соглашений о взаимодействии между администрациями регионов российской федерации и фондом

Бюджет Фонда c 1994 года, млн руб

13000

85 33

5733 70 5998 5998 75

4002 4002 3804

3402 2446

840 1076 1335 23 49 90 56 116 159 310 433 491 639

10000

4000

2000

1995

2000

2005

2010

2015

2019

I Рис. 1. Бюджет Фонда с 1994 года (млн руб.)

Поддержано проектов: свыше 32000. Создано стартапов при поддержке Фонда: свыше 6500.

Молодыми учеными создано свыше 1000 малых инновационных предприятий, сделано более 50 тысяч публикаций в научно-популярных и методических изданиях.

Наиболее наглядными иллюстрациями экономической эффективности расходования Фондом средств государственного бюджета являются показатели, которые показывают эффективность программ поддержки Фонда.

Средняя годовая выручка от реализации продукции на одно предприятие по окончании реализации проекта1:

• по программе «Старт» — 10 млн руб.;

• по программе «Развитие» — 88 млн руб.;

• по программе «Коммерциализация» — 136 млн руб.

Темпы прироста годовой выручки:

• по программе «Старт» — 30 %;

• по программе «Развитие» — 13 %;

• по программе «Коммерциализация» — 15 %.

Порядка 200 компаний, поддержанных по программе «Коммерциализация», имеют выручку более 100 млн рублей в год. Эти компании являются уже не посевными, а находятся на стадии активного роста.

Интеллектуальная собственность и результаты научно-технической деятельности, созданные малыми предприятиями в процессе выполнения НИОКР, финансируемых Фондом

Интеллектуальная собственность на сегодняшний день является одной из важнейших составляющих развития мирового рынка. Авторские права и промышленная собственность вносят весомый вклад в экономику развитых стран. Фонд в рамках своей деятельности контролирует введение в хозяйственный оборот малых предприятий результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение их правовой охраны, тем самым способствуя расширению рынка инноваций и защите прав предпринимателей.

Исполнители в процессе выполнения НИОКР по договорам, заключенным с Фондом, подают заявки на выдачу правоохранных документов в установленном порядке и проходят процедуру государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Сама система регистрации РИД предусматривает введение режима сохранения тайны и иные подобные меры, которые отслеживаются Фондом.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2013

1 Приведены средние данные за 2015 - 2017 года.

№ 327 и приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2016 № 341 все этапы выполнения НИОКР с привлечением средств федерального бюджета подлежат обязательной регистрации в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее — ЕГИСУ НИОКР). За последние 3 года по договорам, заключенным с Фондом, в ЕГИСУ НИОКР были зарегистрированы 3404 информационные карты результатов интеллектуальной деятельности (ИКР).

Мониторинг проектов и программ и аналитическая деятельность Фонда

На протяжении своего существования Фонд стремился адекватно реагировать на изменения во внешней обстановке, своевременно модифицировать свою деятельность в соответствии с требованиями и приоритетами государственной политики, нуждами малых предприятий с тем, чтобы оставаться эффективным институтом государственной поддержки инноваций в российской экономике.

Фондом на постоянной основе проводится мониторинг эффективности реализации программ. В дополнение к внутреннему мониторингу по инициативе Фонда также выполняются исследования успешности малых инновационных предприятий с целью совершенствования методов государственной поддержки малого бизнеса.

В течение мая-июня 2018 г. в рамках выполненного НИУ ВШЭ по заказу Фонда исследования, был проведен опрос компаний, получавших финансирование из средств Фонда. Опрос проводился в двух формах: анкетирования и интервьюирования. Для проведения интервью была использована база данных компаний, предоставленная Фондом. Из этой базы была сформирована репрезентативная выборка, в которую были отобраны 800 компаний по критерию представленности в ней различных программ Фонда. В ходе проведения анкетирования согласились заполнить анкету 245 представителей компаний. В качестве респондентов выступили топ-менеджеры компаний: преимущественно первые лица компаний

(CEO) — 75 % и их заместители — 11 %. В 76 % случаев респонденты также еще и являлись собственниками компаний.

Исследование показало, что, обращающиеся в Фонд компании делятся на две примерно равные части: очень молодые компании в возрасте не более 1 года и относительно зрелые предприятия. При этом большая часть молодых компаний создается в связи с проектом, который получает финансирование от Фонда. Именно для таких компаний и предназначена программа «Старт», наиболее популярная среди всех программ Фонда. Важно и то, что у более трети создателей компаний, приходящих на эту программу до момента обращения в Фонд не было предпринимательского опыта. Все это свидетельствует о том, что Фонд сегодня занимает важную нишу содействия вовлечению молодых компаний или даже просто команд разработчиков в предпринимательскую и инновационную деятельность.

Наибольшая доля компаний (21 %) работает в сфере информационных технологий. Затем следуют предприятия в области медицины и биотехнологий — 19%. Электроника и приборостроение являются основной деятельностью 16 % компаний. Далее идут компании, веду-

I Рис. 2. Направление деятельности компании

До 1 млн руб. 1.001-10 млн руб. 1 0.001 -50 млн руб. 50.001 -1 00 млн руб. 1 00.001 -500 млн руб. Свыше 500 млн руб. Затрудняюсь ответить

I Рис. 3. Размер выручки компании в год

получения первого финансирования

из средств Фонда

щие деятельность в области материалов и химии, легкой промышленности —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II % от всех компаний. Машиностроение представляют 7 % опрошенных компаний, а 5 % относятся к сфере природопользования и пищевой промышленности. К энергетике и инжинирингу относятся 4 % и 3 % компаний соответственно. Ещё 14 % компаний относятся к другим отраслям (Рис. 2).

Традиционными характеристиками развития компаний являются две — величина выручки и число занятых. Полезно сравнить то, как изменились эти показатели у опрошенных компаний.

Среди всех опрошенных компаний в год получения первого финансирования из средств Фонда наибольшую долю (31 %) занимают компании с выручкой до 1 млн руб.. Компаний с выручкой от 1 до 10 млн руб. и от 10 до 50 млн руб. — по 15 % от общего количества. Компаний с выручкой от 50 до 100 млн руб. и от 100 до 500 млн руб. — 7 % и 5 % соответственно. Наименьшую долю (2 %) занимали компании с выручкой свыше 500 млн руб. Четверть всех компаний затруднились с ответом на вопрос (рис. 3).

В 2017 году доля компаний с выручкой до 1 млн руб., существенно уменьшилась — с 31 % до 21 %. В то вре-

мя, как практически во всех остальных сегментах — выросла: от 1 до 10 млн руб. — до 19 %, от 10 до 50 млн руб. — до 20 %. Доля компаний с выручкой от 50 до 100 млн руб. осталась на уровне 7 %, однако доля компаний с выручкой от 100 до 500 и свыше 500 млн руб. выросла до 11 % и 4 % соответственно. Затруднились с ответом 18 % компаний (рис. 4).

В более чем половине компаний (54 %) в первый год финансирования из средств Фонда было от 1 до 5 сотрудников. От 5 до 10 сотрудников было в 14 % компаний. Несколько меньшую долю занимали компании с числом со-

До 1 млн руб. 1.001-10 млн руб. 1 0.001 -50 млн руб. 50.001 -1 00 млн руб. 1 00.001 -500 млн руб. Свыше 500 млн руб. Затрудняюсь ответить

I Рис. 4. Размер выручки компании в 2017 г.

трудников на момент первого финансирования от 11 до 20 (11 %) и от 20 до 50 (12 %). Наименьшую долю занимали компании со среднесписочным числом сотрудников от 51 до 100-9 %. Распределение ответов приведено на рисунке 5.

В 2017 году наибольшую долю (однако существенно меньше, чем в первый год финансирования) занимали компании с числом сотрудников от 1 до 5. При этом на втором месте в процентном соотношении (21 %) находились компании с числом сотрудников от 21 до 50. Доля компаний с числом сотрудников от 5 до 10 и от 11 до 20 выросла и составила 15 % и 14 %. Возросло до 11 %

Информационные технологии Медицина и биотехнологии Электроника и приборостроение Материалы и химия, легкая промышленость Машиностроение

Природопользование и пищевая промышленность

Энергетика

Инжиниринг

Другое

От 1 до 5 От 5 до 10 От 11 до 20 От 20 до 50 От 51 до 100

I Рис. 5. Среднесписочное число сотрудников компании в год получения первого финансирования из средств Фонда

число компаний с числом сотрудников от 51 до 100. Кроме того, в структуре компаний появились те, число сотрудников в которых от 101 до 200. Их доля составила 4 % (рис. 6).

Можно констатировать, что в целом у опрошенных компаний после получения средств Фонда произошло увеличение и величины выручки, и числа занятых со-

От 1 до 5 От 5 до 10 От 11 до 20 От 21 до 50 От 51 до 100 От 101 до 200

трудников. Таким образом, работа с Фондом скорее положительно сказалась на показателях развития компаний.

Как показали данные анкетирования, за последние 5 лет более трети опрошенных компаний осуществляли поставки на экспорт. Среди компаний, осуществлявших экспортные поставки, больше всего (26 %) имели долю экспортной выручки менее 2 %. Экспортную выручку от 2 до 5 % имеют 14 % компаний. В общем числе компаний 13 % приходится на имеющие экспортную выручку от 5 до 10 %. Несколько большая (17 %) доля компаний, на экспортную выручку у которых приходится 10-25 %. 14 % компаний имеют долю выручки от экспорта от 25 % до 50 %. Наименьшую долю (4 %) занимают компании, экспортная выручка которых занимает более 99 % (рис. 7)

Менее 2 2,1-5 5,1-10 10,1-25 25,1-50 50,1-80

• 80,1-99

# Свыше 99

32%

61-80% Свыше 80%

I Рис. 8. Доля затрат на НИОКР по отношению к общему объему выручки компании за 2017 г.

Среди всех опрошенных компаний 85 % имеют объекты интеллектуальной собственности. Распределение компаний по количеству имеющихся у них патентов представлено на рис. 9.

2% 2%

Отсутствуют 1

от 2 до 4 от 5 до 10 от 11 до 50 более 50 Затруднились

I Рис. 6. Среднесписочное число сотрудников компании в 2017 г.

I Рис. 7. Доля выручки от экспорта в общей выручке компании за 2017 г.

Среди всех компаний 65 % в 2017 году осуществляли НИОКР Из тех компаний, что проводят НИОКР почти треть (32 %) тратят на них от 0,08 до 10 % выручки. При этом среди остальных больше всего (18 %) тех, что тратят на НИОКР свыше 80 % выручки. Далее идут компании с долей затрат на выполнение НИОКР 61-80 % (14 %) и с затратами на НИОКР 41-60 % (13 %) (рис. 8).

I Рис. 9. Количество стоящих на балансе компании объектов интеллектуальной собственности

Среди всех компаний, имеющих объекты интеллектуальной собственности, больше всего имеет на балансе от 2 до 4 объектов (34 %). Доля компаний с 1 объектом интеллектуальной собственности на балансе составляет 22 %. На предприятия, имеющие на балансе от 5 до 10 и от 11 до 50 объектов интеллектуальной собственности, приходится 13 % и 12 % соответственно. Более 50 объектов интеллектуальной собственности имеют на балансе 2 % всех компаний.

1%

# Полученная поддержка коренным образом ускорила развитие

# Полученная поддержка оказала существенную помощь в развитии

% Полученная поддержка была полезна, но не оказала существенного влияния на развитие

# Полученная поддержка оказалась бесполезна, увела развитие компании в неправильную сторону

# Затрудняюсь с ответом

I Рис. 10. Влияние полученной от Фонда поддержки (как финансовой, так и нефинансовой) на развитие компании в целом

Таким образом, опрошенные компании в большинстве своем продолжают достаточно активно заниматься инновационной деятельностью: ведут исследования (65 %), регистрируют и поддерживают патенты (85 %). Достаточно весомая часть (34 %) компаний уже выходит со своими продуктами на экспорт, что характеризует их как весьма конкурентоспособные. Можно утверждать, что Фондом были поддержаны действительно инновационно-активные компании, а полученная поддержка, в свою очередь, дала импульс продолжению этой активности.

Среди всех опрошенных компаний чуть менее четверти (24%) получали средства Фонда на реализацию других проектов. Компаний, которые обращались в Фонд за грантами несколько раз, немного. Хотя есть и такие, кто получали гранты три и более раз, как правило — по разным программам, используя возможности внутреннего «инновационного лифта» Фонда.

Компаниям было предложено в целом оценить влияние полученной от Фонда поддержки на их дальнейшее развитие. Распределение ответов представлено на рис. 10.

Коренным образом ускорила развитие компаний полученная поддержка для пятой части (20 %) компаний. Для большинства же компаний (58 %) полученная поддержка оказала существенную помощь в развитии. Еще для 18 % полученная поддержка была полезна, но не оказала существенного влияния на развитие. Лишь для 1 % полученная

поддержка оказалась бесполезна, увела развитие компании в неправильную сторону.

Компаниям было предложено дать оценки по разным параметрам проектам, получившим финансирование из средств Фонда. Компании могли дать оценки не более, чем по 3 проектам, профинансированным Фондом. В начале, респондентам было предложено вспомнить, что ими двигало, когда они приступали к реализации проектов. При этом они отмечали до 3-х мотивов по каждому проекту (рис. 11).

Суммируя все возможные мотивы, можно сказать, что в половине (51 %) случаев респондентов мотивировали к реализации проектов «внеэкономи-

ческие мотивы», в 39 % — позитивные экономические мотивы, в 10 % — мотивы, связанные с «вынужденным предпринимательством».

Большинство респондентов оказались настроены позитивно: 84 % указали, что в той или иной степени им удалось реализовать свои планы относительно реализуемых проектов. 54 % дали крайне оптимистичные оценки — что большую часть своих мотивов им удалось удовлетворить, 30% — что мотивы реализовались, но частично. Всего 15 % дали негативные оценки: по мнению 13 % мало, что удалось реализовать, а 2 % ничего не удалось. Еще у 1 % мотивы изменились уже в ходе выполнения проекта (т. е. первоначальные мотивы не реализовались).

Компаниям было предложено оценить, какое место в бизнесе компании занимают созданные в ходе выполнения проекта продукты (технологии). Распределение ответов на этот вопрос представлено на рис. 12.

Большая часть (57 %) реализованных проектов относятся к категории «базисных» инноваций: это продукты, которые стали основой бизнеса компании (35 %), или продукты, которые дали начало принципиально новому направлению в бизнесе компании (22 %). К «улучшающим» инновациям относятся 32 % проектов: модификации продуктов (22 %), продукты улучшенного качества (9 %) и продукты с более низкой себестоимо-

Желание реализовать имеющиеся технологические идеи, разработки

Желание получать больший доход, чем от ранее осуществлявшейся деятельности

Стремление совершенствовать уже выпускаемые компанией продукты

Стремление найти новые направления бизнеса компании

Желание создать рабочие места для членов коллектива

Желание стать предпринимателем (попробовать себя в качестве предпринимателя)

Стремление к большей свободе и независимости Идеалистические мотивы: спасти чьи-то жизни, повысить обороноспособность, сохранить научную школу, принести пользу людям, воплотить мечту и т.п.

Желание создать компанию для последующей продажи Отсутствие иных средств для существования

Рис. 11. Основные мотивы для реализации проекта (-ов), получивших финансирование от Фонда» (в % от всех ответов)

Продукты, которые являются основой бизнеса компании

(или были основой бизнеса длительное время)

Модификации продуктов, расширяющие продуктовую линейку 22%

продуктов

Продукты, давшие начало принципиально новому направлению 22%

в бизнесе компании

Проект в полной мере реализовать не удалось 11%

Продукты с более высоким потребительским качеством 19%

Продукты с более низкой себестоимостью | 1%

I Рис. 12. Место в бизнесе компании продуктов (технологий), разработанных в рамках профинансированных Фондом проектов

стью (1 %). По 11 % компаниям не удалось реализовать задуманный проект.

По подавляющему большинству проектов (84 %) от компаний были получены позитивные оценки: очень высоких оценок (проект полностью изменил деятельность компании в лучшую сторону) было 19 % и умеренно положительных (проект позитивно отразился на деятельности компании) — 65 %. Если добавить к этим позитивным оценкам ответы, связанные с тем, что проект не оправдал ожидания, но дал начало другим проектам (9 %) — что также можно считать положительным результатом, — то баланс позитивных оценок составит 93 %. Оценок, которые можно отнести к области негативных оказалось чуть больше 7 %: 4 % проектов были оценены как имевшие несущественное влияние, всего по 2 % получили ответы «проект был полностью неудачен, что негативно сказалось на развитии компании» и «проект не оправдал ожидания, но это не было критично для всей компании».

Подытоживая ответы о результативности проекта, получившего финансирование в Фонде, можно утверждать, что большинству опрошенных компаний удалось реализовать свои замыслы и планы. Реализованные проекты, заложили основу бизнеса большинства компаний, либо позволили начать новые направления в этом бизнесе. В результате компании получили положительный импульс для своего дальнейшего развития.

Половина компаний (51 %) считают свой бизнес однозначно успешным: 15 % компаний ответили, что не просто считают себя успешной, но и могут быть примером истории успеха; еще более трети (36 %) компаний назвали компанию вполне успешной. Более четверти компа-

ний (27 %) оказались скромнее в оценках и сказали, что не готовы назвать компанию однозначно успешной, так как помимо успеха сталкиваются и с неудачами. 17 % компаний считают, что до успеха им ещё далеко. Только в 3 % компаний считают, что бизнес оказался неудачным.

Что содействовало и что мешало компаниям в их развитии? Компаниям было предложено назвать факторы, в наибольшей степени стимулировавшие рост компании в последние 5 лет. Для этого им предлагалась возможность выбора из перечня с 12 вариантами ответа не более 3 вариантов и возможность дать собственный вариант. В итоге ответы распределились следующим образом (рис. 13).

Более половины компаний (51 %) в качестве главного фактора роста на-

звали вывод на рынок новых, инновационных продуктов. Треть (33 %) назвали в качестве такового получение государственной поддержки финансового характера (субсидии, гранты/займы, участие в ОЭЗ, выполнение НИР). Надо полагать, что многие включили сюда и получение финансирования от Фонда. Дальше плотной группой идут ответы, связывающие рост бизнеса с расширением спроса: 21 % — со стороны крупных частных компаний, 20 % — со стороны индивидуальных потребителей, 18 % — со стороны государства или компаний с госучастием. Также 21 % назвали в качестве фактора роста модернизацию производственных мощностей. Остальные варианты ответа набрали примерно одинаковое число голосов: 12 % назвали оптимизацию расходов, реорганизацию системы управления компанией. 11 % компаний указали на открывшуюся возможность доступа к финансовым ресурсам, приход инвесторов; столько же упомянули расширение продаж на мировом рынке и политику импортозамещения. Лишь 4 % назвали получение государственной поддержки нефинансового характера (административная поддержка, принятие нормативных актов). Завершал анкету вопрос о том, какие задачи стоят перед компанией на ближайшие 5 лет. Компании могли самостоятель-

Вывод на рынок новых, инновационных продуктов

Получение государственной поддержки финансового характера

Получение значительных заказов на продукцию компании от крупных негосударственных компаний

Расширение, модернизация производственных мощностей

Рост спроса со стороны индивидуальных потребителей

Получение значительных заказов на продукцию компании от государства или компаний с государственным участием

Оптимизация расходов, реорганизация системы управления компанией

Возможность доступа к финансовым ресурсам, приход инвесторов

Ограничение конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных производителей (политика импортозамещения)

Расширение продаж на мировом рынке

Получение государственной поддержки нефинансового характера

Другое

51%

33%

I Рис. 13. Факторы, в наибольшей степени стимулировавшие рост компании в последние 5 лет

Выход на новые рынки, усиление рыночных позиций в России Выход на экспорт, расширение экспорта Увеличение и развитие производства Создание новых продуктов

Вывод и продвижение новых продуктов на рынок

Повышение финансовых показателей 13%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование бизнес-процессов, менеджмента 10%

Привлечение кадров, повышение квалификации ^^т 7%

Работа с брендом, маркетинговыми мероприятиями 6%

Привлечение финансирования, инвесторов 6%

Проведение НИР ^т 5%

Закрыть или реорганизовать компанию ■ 2%

Другое 5%

Затруднились 6%

I Рис. 14. Основные задачи, которые стоят перед компанией на ближайшие 5 лет

но описать свои планы. Было получено 438 вариантов ответа. Затем ответы были сгруппированы и распределились следующим образом (рис. 14).

Основные планы компаний связаны с увеличением рыночной доли компании: усилением рыночных позиций в России (31 %), развитием экспортных поставок (27 %), наращиванием производства (24 %). Второй по значимости блок задач связан с разработкой (20 %) и выводом на рынок (17 %) новых продуктов. Замыкают группу лидирующих по частоте упоминаний задачи по увеличению объемных финансовых показателей (выручки, прибыли, капитализации) (13 %) и по совершенствованию организационно-управленческих процессов (10 %).

В рамках исследования также проводилась оценка качества взаимодействия с Фондом по четырем параметрам: понятность регламента, сложность оформления, затраты времени, доброжелательность. В целом, оценки, которые компании выставляли качеству взаимодействия с Фондом, находятся в положительной области. Наиболее высоко компании оценивают уровень доброжелательности со стороны сотрудников Фонда и понятность в описаниях процедур. Наибольшие сложности у компаний были связаны с оформлением документов, представляемых в Фонд и значительными временными затратыми на их составление и согласование.

Исследование также показало, что значительная часть компаний проявляет заинтересованность в сохранении взаимодействия с Фондом и после завершения договорных отношений с целью получения нефинансовых видов поддержки. Нефинансовая поддержка часто может играть не менее важную роль, чем финансовая. В частности, многие компании отмечали, что рекомендации и консультации руководителей и сотрудников Фонда имели для них не меньшее значение, чем получение финансирования.

По результатам данного исследования можно сделать некоторые основные выводы.

В целом, компании положительно оценивают ход и результаты работы с Фондом. Для большинства компаний поддержка, полученная от Фонда, позитивно отразилась на их развитии. Во вза-

имодействии с Фондом компании ценят не только финансовую помощь, но и полученный опыт работы с бюджетными средствами, а также консультационную помощь. Большинству компаний, благодаря поддержке Фонда, удалось достичь поставленных целей. Реализованные проекты заложили основу бизнеса большинства компаний, либо позволили начать новые направления в этом бизнесе. В результате компании получили положительный импульс для своего дальней-

шего развития. Достигнутые результаты и имеющийся рост компании связывают, прежде всего, с разработкой и выводом на рынок новых технологических решений. С другой стороны, главными препятствиями для роста бизнеса стали трудности с выводом новых продуктов на рынок и общее снижение покупа-

тельского спроса. В качестве приоритета на следующие 5 лет компании ставят задачи по рыночной экспансии и расширению производства.

Компании, прошедшие полный цикл финансирования в Фонде, могут быть расценены, как хозяйственные субъекты, обладающие сразу несколькими положительными характеристиками. Во-первых, они прошли сложную входную экспертизу, подтвердившую инновационность реализуемого проекта. Во-вторых, они

приобрели опыт работы с бюджетными средствами и отчетности по ним. В-третьих, в случае успешного завершения проекта, подтвержденного Фондом, это является свидетельством определенного организационного уровня развития компании. Все это должно являться серьезным аргументом для других инсти-

большинству компаний, благодаря поддержке фонда, удалось достичь поставленных целей. реализованные проекты заложили основу бизнеса большинства компаний, либо позволили начать новые направления в этом бизнесе. в результате компании получили положительный импульс для своего дальнейшего развития

выявление и поддержка на самых ранних стадиях перспективных проектов, содействие в их динамичном развитии и превращении в значимые для отраслей высокотехнологичные предприятия и есть главное в деятельности фонда содействия инновациям

тутов развития для принятия положительного решения для предоставления поддержки данным компаниям, в случае обращения к ним за помощью.

В активе Фонда сегодня более 14000 высокотехнологичных компаний на разных стадиях развития. Малые инновационные предприятия, поддержанные Фондом, демонстрируют ощутимый рост в условиях экономического спада и санкций. Анализ выполнения ими заявленных инновационных проектов вполне определенно показывает, что высокотехнологичные отечественные компании занимают весомые позиции во многих областях, успешно решая задачи по созданию высокотехнологичной продукции и продвигая свою продукцию на экспорт. Многие предприятия, которые в свое время получали поддержку Фонда, растут с темпом, значительно превышающий средний по отрасли. Примерно треть высокотехнологичных быстрорастущих российских компаний — участников рейтинга «Теху-спех», составили поддержанные Фондом предприятия. Каждая третья компания из перечня отобранных в рамках приоритетного проекта Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологических компаний — лидеров» («Национальные чемпионы») является грантополучателем Фонда.

Фонд содействия инновациям — один из ключевых институтов в российской инновационной экосистеме. Согласно Национальным докладам об инновациях в России — 2016 и 2017, подготовленных Минэкономразвития, Открытым правительством и ОАО «РВК», среди всех мер поддержки инноваций наибольший эффект за последние пять лет имели программы Фонда содействия инновациям. В значительной степени это объясняется массовым характером многих программ Фонда и объемом средств, на них выделяемых. Согласно ежегодному обзору венчурной индустрии России «МопеуТгее™: навигатор венчурного рынка», подготавливаемому PwC совместно с АО «РВК», Фонд содействия инновациям ежегодно выдаёт более 70 % от общего объёма грантов. Только в 2017 году Фонд поддержал 2234 новых проекта на сумму 5,36 млрд рублей.

Выявление и поддержка на самых ранних стадиях перспективных проектов, содействие в их динамичном развитии и превращении в значимые для отраслей высокотехнологичные предприятия и есть главное в деятельности Фонда содействия инновациям.

Благодаря таким своим массовым программам, как «УМНИК» и «Старт», Фонд получил среди инновационного со-

общества широкую известность. За свою двадцатипятилетнюю историю Фонду удалось приобрести имидж эффективного института развития и завоевать положительную репутацию.

Основными приоритетами деятельности Фонда в ближайшие годы станет реализация программ, направленных на вовлечение молодежи в инновационную деятельность, посевное финансирование, а также содействие развитию экспорто-ориентированного малого инновационного бизнеса и международной кооперации, возрастет клиентоориенти-рованность внутренних процедур работы с заявителями проектов, упростится отчетность для стартапов, будет продолжена работа по совершенствованию экосистемы Фонда, осуществлены меры нефинансовой поддержки инноваторов.

Деятельность Фонда будет сконцентрирована на приоритетах технологической модернизации экономики, определенных руководством страны.

Оглашая 1 марта 2018 года Послание Президента Федеральному собранию, В. В. Путин сказал, в частности, следующее: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. Мы обязаны поддержать высокотехнологичные компании, выстроив благоприятную среду для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство»

Фонд содействия инновациям в сотрудничестве с другими институтами развития примет деятельное участие в выполнении поставленной Президентом задачи по поддержке высокотехнологичного предпринимательства в нашей стране. И

25th anniversary of the Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises

Polyakov Sergey, Doctor of Economics, General Director, Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises

The article of the General Director of The Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises presents: the goals and objectives of the development of small innovative entrepreneurship; information on the main programs of support of entrepreneurship implemented by the Fund,

financial and economic results of these programs. The place of the Fund in the national innovation system and the nature of its interaction with other development institutions and regional strategy of the Fund are described. The article presents an analysis of the results of the study the success of small innovative enterprises that interact with the Foundation and the main conclusions about the Foundation's activities over the past twenty-five years.

Keywords: Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises, small innovative entrepreneurship, development institution, entrepreneurship support programs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.