Научная статья на тему 'ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТКРЫТ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТКРЫТ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / INDUSTRY / SAINT-PETERSBURG / ST. PETERSBURG INDUSTRIAL DEVELOPMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапиро Е.З.

Промышленным предприятиям Санкт-Петербурга Наблюдательным советом Фонда одобрено к получению в ФРП СПб более 1 миллиарда 860 миллионов рублей. Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга зарегистрирован 11 января 2016 года. Это был крупнейший в России региональный проект, направленный на стимулирование притока прямых инвестиций в реальный сектор экономики и развитие новых производств. Образцом подобной модели взаимодействия власти, промышленности и бизнеса стала модель создания федерального Фонда развития промышленности, который был организован годом ранее путем преобразования Российского фонда технологического развития. Петербургский Фонд работает на деньги городского бюджета. За три с половиной года ФРП СПб помог реализовать несколько десятков инновационных проектов в высокотехнологичном секторе промышленности города. О результатах, новых целях и задачах на перспективу рассказывает директор ФРП Санкт-Петербурга к. э. н. Евгений Зиновьевич Шапиро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шапиро Е.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Petersburg industrial development Fund is open for cooperation

Entrepreneurs of St. Petersburg approved to receive in FID SPb more than 1 billion 860 million rubles. The St. Petersburg industrial development Fund was registered on January 11, 2016. It was the largest regional project in Russia aimed at stimulating the inflow of direct investments into the real sector of the economy and the development of new industries. An example of such a model of interaction between government, industry and business was the model of creation of the Federal Fund for industrial development, which was organized a year earlier through the transformation of the Russian Fund for technological development. The St. Petersburg Fund works on the money of the city budget. For three and a half years, FRP has helped to implement several dozen innovative projects in the high-tech industry sector of the city. The results, new goals and tasks for the future tells the Director of the FRP of St. Petersburg Ph. D. Evgeny Shapiro

Текст научной работы на тему «ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТКРЫТ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга открыт для сотрудничества

St. Petersburg industrial development Fund is open for cooperation

doi 10.26310/2071-3010.2019.251.9.001

Е. З. Шапиро,

к. э. н., директор, Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга

E. Z. Shapiro,

PhD, director, St. Petersburg industrial development Fund

Промышленным предприятиям Санкт-Петербурга Наблюдательным советом Фонда одобрено к получению в ФРП СПб более 1 миллиарда 860миллионов рублей. Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга зарегистрирован 11 января 2016 года. Это был крупнейший в России региональный проект, направленный на стимулирование притока прямых инвестиций в реальный сектор экономики и развитие новых производств. Образцом подобной модели взаимодействия власти, промышленности и бизнеса стала модель создания федерального Фонда развития промышленности, который был организован годом ранее путем преобразования Российского фонда технологического развития. Петербургский Фонд работает на деньги городского бюджета. За три с половиной года ФРП СПб помог реализовать несколько десятков инновационных проектов в высокотехнологичном секторе промышленности города. О результатах, новых целях и задачах на перспективу рассказывает директор ФРП Санкт-Петербурга к. э. н. Евгений Зиновьевич Шапиро.

Entrepreneurs of St. Petersburg approved to receive in FID SPb more than 1 billion 860 million rubles. The St. Petersburg industrial development Fund was registered on January 11, 2016. It was the largest regional project in Russia aimed at stimulating the inflow of direct investments into the real sector of the economy and the development of new industries. An example of such a model of interaction between government, industry and business was the model of creation of the Federal Fund for industrial development, which was organized a year earlier through the transformation of the Russian Fund for technological development. The St. Petersburg Fund works on the money of the city budget. For three and a half years, FRP has helped to implement several dozen innovative projects in the high-tech industry sector of the city. The results, new goals and tasks for the future tells the Director of the FRP of St. Petersburg Ph. D. Evgeny Shapiro.

Ключевые слова: промышленность, Санкт-Петербург, Фонд развития промышленности.

Keywords: industry, Saint-Petersburg, St. Petersburg industrial development Fund.

— Фонд был создан по инициативе правительства города. Было дано соответствующее указание губернатора, его отработали в Комитете по промышленной политике и инновациям. Городской бюджет в форме субсидии предоставлял средства Фонду первые три года нашей деятельности. В первом году получена субсидия в один миллиард рублей, во второй год — 500 миллионов и в прошлом году — 150 миллионов рублей. Средства Фонда в объеме 1650 миллионов рублей находится в непрерывном обороте, деньги на отдельные счета предприятий поступают из городского казначейства и туда же они возвращаются. То есть, оборот денег идет по счету городского казначейства.

Что мы на сегодняшний день имеем? Наблюдательным советом сегодня к выдаче одобрено займов более чем на 1860 миллионов рублей. Как вы заметили, это больше суммы субсидий из бюджета города и это

возможно благодаря вторичному обороту денежных средств. Займы выдаются на срок до пяти лет. Если предприятие берет его сроком на пять лет, то первые три года выплачивает только поквартально проценты, а последние два года уплачивает проценты и возвращает равномерно поквартально основную сумму. Уже начался возврат займов 2016 года, к тому же у нас есть лизинговые программы, по которым деньги возвращаются в соответствие с правилами работы лизинговой компании, то есть, ежемесячно. Таким образом. образуются средства для вторичного оборота.

На сегодняшний момент Наблюдательный совет одобрил финансирование 24 проектов на озвученную сумму для двадцати трех предприятий. И это немаловажный момент, потому что у нас заем предоставляется не один на предприятие, а один на проект. Если,

CD

о

ю

CD

J <

CQ О

СП

о

ю

СП

<

со

о

например, у предприятия есть несколько проектов и достаточно обеспечения (а на нашем сайте wwwirp. spb.ru все без исключения проекты представлены), то один заемщик может получить и два займа. Например, известное в Санкт-Петербурге предприятие АО «Равенство» получило в один день два займа на 195 миллионов на проекты по развитию систем радиолокации и производству медицинской техники.

Дальнейшая капитализация ФРП СПб увеличивается не на много, проценты по займам ее серьезно увеличить не могут. Но само тело займа в отличие от обычных субсидий работает многократно и позволяет городу получать, во-первых, дополнительные налоги с оборота этих денег, во-вторых, создавать новые рабочие места. Собственно, ради этого город и предоставил средства Фонду. Мы за это время смогли поработать со всеми основными отраслями городской промышленности и открыты для всех.

Займы ФРП СПб помогают предприятиям обновлять производственные фонды, закупать новое оборудование, что немаловажно, выпускать новую инновационную импортозамещающую продукцию, и соответственно, создавать новые рабочие места.

Изначально перед нами ставилась задача по наращиванию объемов производства и увеличения выручки предприятиями, в том числе и валютной, и это получилось. Среди наших клиентов есть экспортноориентиро-ванные предприятия, известные не только в России — это ООО «Экоген Технолоджи», АО «Диаконт». Есть те, кто реально увеличил объемы производства либо занялся разработкой новейшей продукции, например, АО «Авангард», ООО «Русхлеб Исследование».

— Ограничений по отраслям у вас нет. А работаете ли вы с оборонными предприятиями, с малым бизнесом? Есть ли ограничения по целевой аудитории?

— Конечно, работаем. Наши заемщики малый, средний, крупный бизнес. У нас ограничений немного. Мы не работаем с продукцией военного назначения, но это не означает, что мы не можем работать с оборонными предприятиями, выпускающими продукцию гражданского и двойного назначения. Почему-то у многих нет понимания подобных разграничений в отношении продукции оборонного предприятия. Мы можем работать и работаем с предприятиями ОПК, особенно сейчас, когда многие из них озаботились диверсификацией и выполнением планов по наращиванию объемов продукции гражданского производства.

Мы специально установили нижнюю планку в пять миллионов рублей, с которой можем начать финансирование проектов, чтобы она была доступна и для малого бизнеса. Сегодня в городе в числе мер поддержки бизнеса есть два фонда. Это Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, у которого верхняя граница кредитования бизнеса пять миллионов. Сюда обращаются микропредприятия. А вот диапазон от пяти миллионов до 150 миллионов закрываем мы. Если предприятию нужно больше средств, тогда оно обращается в российский фонд, у которого другая капитализация и больше возможностей. Лимит займа ФРП от 500 до 750 миллионов рублей.

— Обращаете ли вы внимание на инновационность продукции при экспертизе заявок предприятий?

— По системе отбора заявки проходят тройной фильтр. На первом этапе заявки рассматриваются на соответствие регламенту, анализируется планируемое обеспечение, уровень технологий и т. д. Предварительно одобренную заявку далее рассматривает Экспертный совет. По сути, это главная экспертиза.

Экспертный совет состоит из профессионалов высочайшего уровня, его возглавляет академик Владимир Окрепилов. В состав Экспертного совета входят представители различных ассоциаций предприятий города, руководство Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, ректоры пяти вузов. То есть, обеспечивается высокий уровень экспертизы, как с точки зрения вопросов производства, так и с точки зрения определения научно-технологической и экономической целесообразности.

Происходит очень серьезный отбор. Предприятие должно защитить и ту продукцию, которую собирается выпускать, и выбираемое оборудование. Нужно обосновывать, почему приобретается, например, импортное оборудование, а не российское, почему российское, а не производства Санкт-Петербурга. Никто не запрещает, разумеется, покупать импортное оборудование, если в стране нет аналогов. Но квалификация экспертного совета позволяет эту тонкую грань определить. Иногда выясняется, что есть подобное отечественное оборудование, но оно не соответствует по параметрам и ценовым характеристикам. Тогда не возникает особых проблем с выбором решений.

И, наконец, на третьем этапе окончательное решение о предоставлении займа принимает Наблюдательный совет, который возглавляет вице-губернатор города Евгений Елин. Наблюдательный совет также комплексно анализирует и объективно оценивает проект. Сегодня наши заемщики — это высокотехнологичные инновационно активные предприятия, ряд из них занимаются продукцией, идущий на экспорт, на экспертизу представляются серьезные проекты, но независимо от степени развития предприятий, нам понятно, что набор программ нужно расширять.

— Программы Фонда — это льготные программы с точки зрения финансирования. Это же не кредиты коммерческих банков. Насколько они востребованы? И хватает ли капитализации Фонда для такого про-мышленноразвитого города как Петербург?

— Конечно, у российского фонда капитализация намного больше — более 88 миллиардов рублей. Но он работает на всю Россию. У нас есть совпадающие программы, есть те, что разработаны только в Петербурге, и только для предприятий города.

В Петербурге действует две процентные ставки 3 и 5%. У российского фонда под ставку 1 и 3% выставляются жесточайшие условия и под банковские гарантии. У нас же, есть три вида обеспечения. Это банковские гарантии, недвижимость с земельным участком и ликвидное оборудование.

Дешевые займы, безусловно, хотят взять очень многие, предприятий с выручкой больше 200 миллионов в Петербурге более двух тысяч.

Проблема заключается в том, что многие из них оказались закредитованы в нелегкие времена. И что получается — деньги они бы с удовольствием попросили, но им нечего предложить Фонду в качестве обеспечения. И это очень серьезная проблема. Для ее решения мы начали развивать набор новых программ, чтобы помочь предприятиям снизить процентную нагрузку.

По различным подсчетам, сегодня процентная нагрузка предприятий России составляет около 800 миллиардов рублей, это неподъемная сумма. И когда появилась наша первая программа по проектам развития, уже в ней была заложена возможность рефинансирования. Если предприятие попало в прошлом — как правило в период 2014-2015 годов — под очень высокие проценты лизинговых компаний, мы действительно сумели помочь отдельным выйти из-под этого бремени.

По мере того, как мы развивались, появились программы, которых пока нет ни у кого в стране на сегодняшний момент. Это лизинговые программы. С их помощью мы решаем две задачи: стимулируем предприятия для приобретения российского оборудования; расширяем возможности доступа к этому оборудованию за счет снижения стоимости самого лизинга. В результате появилась программа, по которой под конкретное предприятие мы можем фондировать уполномоченную лизинговую компанию для конкретного предприятия на российское оборудование под 3% годовых, и по условиям соглашения с лизинговой компанией их маржа не может превышать тех же трех процентов. В итоге, российское оборудование приобретается под 6% годовых. Для приобретения предприятием импортного оборудования мы фондируем лизинговую компанию под 5%, в итоге оно приобретается бизнесом под 8%. Реальных же ставок по лизингу меньше 12-16% практически нет.

Но есть одна сложность — приобретаемое по лизингу оборудование может стать частью залога, только когда оно уже установлено на предприятии. Это тоже создает проблемы, в ином случае желающих получить заем было бы гораздо больше.

Но тем не менее выход есть: приобретаемое оборудование заменяет часть первоначального залога, поэтому предприятие на какое-то время может взять банковскую гарантию, потом ее уменьшить, снизить нагрузку на проект. «Вилку» по лизингу мы брали низкую, от 10 миллионов до 150 миллионов рублей, чтобы можно было бы приобретать относительно недорогое российское или белорусское оборудование.

Но потом мы поняли, что для целого ряда компаний малого бизнеса, лизинговая нагрузка три процента также тяжела, кроме того, у лизинга есть и плюсы, и минусы. И для тех предприятий, у которых есть обеспечение, и они не готовы переплачивать за услуги лизинговых компаний, создана программа точечной замены оборудования.

Она работает для предприятий с современным в целом оснащением, но в котором все же наличествует

ряд недостаточно эффективного технологического оборудования, из-за чего тормозится вся технологическая цепочка. Такая программа оказалась интересной для многих предприятий. Вначале она действовала в интервале от 5 миллионов до 30 миллионов рублей, исходя из того, что пять миллионов шли на покупку дешевого российского, белорусского оборудования, 30 миллионов — на современный импортный станок. Но в связи с интересом предпринимателей к ней была поднята граница до 50 миллионов, а затем до 100 миллионов рублей по программе финансирования «Займы для приобретения оборудования», опять же это произошло по просьбе предприятий.

Кроме этого Наблюдательный совет Фонда принял на заседании решение об увеличении с 50 до 150 миллионов рублей максимальной суммы займа, который может быть предоставлен предприятию для приобретения российского оборудования в лизинг. Фонд предоставляет займы по программе финансирования «Займы для приобретения российского оборудования в лизинг» по ставке 3% годовых. Эти решения продиктованы востребованностью программ финансирования и заинтересованностью потенциальных заемщиков Фонда.

Недавно утверждена новая программа финансирования «Займы на рефинансирование кредитов, использованных для приобретения оборудования» с лимитом от 5 до 100 миллионов рублей по ставке 3% годовых на первые три года и 5% годовых на еще два года. Это новая шестая программа Фонда создана для того, чтобы помочь предприятиям снизить процентную нагрузку и высвободить дополнительный ресурс для реализации программы конверсии или национального проекта по повышению производительности труда. Не секрет, что предприятия зачастую берут кредиты у банков на пополнение оборотных средств, поскольку это проще с точки зрения подготовки документов на его получение и предоставления отчетности. И если это условиями не запрещено, покупают оборудование, как правило, под 11-12%. При том, что у предприятий оборонного комплекса рентабельность составляет 4-5%. По результатам общения с руководством предприятий и крупными банками, мы пришли к выводу, что нужно запускать программу рефинансирования. Работать это будет так: предприятие взяло в банке кредит на пополнение оборотных средств, купило оборудование, ввело в эксплуатацию и поставило на баланс, на это ушел, например, год. В этот момент предприятие может обратиться в Фонд за займом. Часть обеспечения у него уже есть — оборудование, и в рамках этой программы предприятие может получить средства под 3% годовых на первые три года и 5% годовых еще на два года с лимитом 100 миллионов для досрочного погашения кредита банку. Нетрудно подсчитать, что при разнице процентов получается дополнительный финансовый ресурс, который можно направить на развитие произ-водста, повышение производительности труда и т. д.

Хочу обратить внимание, что, к сожалению, не все предприниматели знакомы с программами Фонда и условиями заимствования. Даже руководители, умудренные опытом и знающие о Фонде, иногда считают, что он создан для избранных, поэтому не нужно

сп

о

ю

СП

<

со О

СП

о

ю

СП

тратить время на участие в его проектах. А Фонду изначально ставилась задача — быть максимально прозрачным, и мы ей следуем. На сайте ФРП СПб подробно описан каждый одобренный заем, расписаны условия предоставления займов по каждой программе и представлены методические рекомендации по подготовке заявок. Работа с Фондом начинается с двух простейших документов: анкеты заемщика и резюме проекта. Мы эти документы рассматриваем в течение пяти рабочих дней. При условии их соответствия регламентам и целям Фонда приглашаем заемщика на Экспертный совет, либо официально объясняем, почему это невозможно.

Когда создавался Экспертный совет, то в него не включались персоны, которые были бы заинтересованы в том, чтобы пошел какой-то определенный проект. У всех членов совета за спиной многими десятилетиями наработанная репутация, огромный практический опыт и нет заинтересованности в определенном проекте, который нужно лоббировать. Не имеет значения, кто пришел за финансированием: медики, пищевики, производители электроники. Есть общее понимание, что нужно развивать эффективное высокотехнологичное промышленное производство.

— Вы координируете свою работу с федеральным фондом и программами научно-технологического и индустриального развития?

— С российским фондом подписано соглашение о сотрудничестве. Как в прочем такие соглашения подписаны ФРП России и с другими региональны-

ми фондами, их более 40 в стране. Но у москвичей лимит установлен на совместную деятельность с региональным фондом 100 миллионов рублей. ФРП СПб выдает займы самостоятельно до 150 миллионов. Какой же руководитель предприятия захочет проходить двойной фильтр ради тех денег, которые может получить в Петербурге?

— Фонд создан совсем недавно, но тем не менее уже как-то можно оценить эффективность его работы?

— По тем расчетным цифрам, которые у нас на сегодняшний день есть, будет создано более 500 новых рабочих мест, примерно на один рубль денег Фонда должно поступить больше двух рублей налогов в бюджеты всех уровней. И около шести рублей дополнительных частных инвестиций. То есть, отдача есть.

— Планируется ли увеличение капитализации Фонда?

— На данный момент за счет постепенного возврата ранее выданных займов мы пока еще никому не отказали в приеме к рассмотрению новых заявок. Если вдруг окажется, что предприятий будет больше, чем мы можем предоставить займов, естественно мы немедленно будем информировать Наблюдательный совет об этом, и тогда Правительством города, вероятно, будут предприниматься меры по увеличению капитализации Фонда.

<

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.