ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ: ОПЫТ 2008-2009 ГГ. и перспективы
А. Н. СУХАРЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: [email protected] Тверской государственный университет
В статье рассмотрен опыт формирования и размещения средств Фонда национального благосостояния РФ за период 2008-2009 гг., а также перспективы на будущее. Предложено использование средств Фонда национального благосостояния РФ на демографические инвестиции, носящие возвратный характер. Намечены пути совершенствования его функционирования.
Ключевые слова: фонд национального благосостояния, нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, субординированный кредит.
Фонд национального благосостояния РФ (далее— Фонд) по своей финансовой сущности является суверенным фондом благосостояния — то есть инструментом перераспределения финансовых ресурсов в рамках межпоколенческого выравнивания доходов. Подобные фонды не являются чем-то новым и созданы в ряде других стран (Австралия, Азербайджан, Казахстан, Канада, Кирибати, Кувейт, Оман, Норвегия и др.). В разных странах подобные фонды получили разные названия (фонд будущих поколений, фонд будущего, фонд наследственных сбережений, фонд выравнивания доходов и др.). Названия и финансовые механизмы данных фондов могли с течением времени изменяться, но неизменным при этом оставалась их финансовая сущность — они продолжают являться суверенными фондами благосостояния. В России созданный в 2008 г. Фонд национального благосостояния по бюджетному законодательству первоначально назывался Фондом будущих поколений. В дальнейшем было изменено его название на современное, однако смена названия кардинально не изменила сущности Фонда [8].
В соответствии с бюджетным законодательством Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинан-
сирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ [1]. В Фонд подлежат зачислению нефтегазовые доходы федерального бюджета после обеспечения нефтегазового трансферта на каждый текущий год и достижения размера Резервным фондом РФ предельного размера, равного 10 % от прогнозируемого ВВП.
В качестве целей управления средствами Фонда в бюджетном законодательстве определено обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Также предусматривается, что в целях обеспечения стабильного уровня доходов в долгосрочной перспективе от размещения средств Фонда допускается в краткосрочном периоде возможность получения отрицательных финансовых результатов. Это открывает возможность для инвестирования средств в акции, которые характеризуются высокой доходностью в долгосрочном периоде и высокой изменчивостью котировок.
Первое зачисление средств в Фонд было произведено 30.01.2008 в связи с разделением средств Стабфонда. В него было направлено 10,4 млрд долл., 12,7 млрд евро и 1,4 млрд фунтов стерлингов, что было эквивалентно 782,8 млрд руб. (или 32 млрд долл.). Всего в Фонд было направлено только около 1/5 накопленного объема средств Стабфонда.
Это было связано с тем, что по бюджетному законодательству зачисление средств в Фонд национального благосостояния РФ осуществляется только после формирования Резервного фонда РФ до уровня 10 % от прогнозируемого ВВП. Учитывая прогноз на 2008 г. по ВВП в 30,69 трлн руб., предельный объем Резервного фонда РФ был установлен в размере 3 069 млрд руб. Поэтому первоначально
средства Стабфонда в размере 3 069 млрд руб. были направлены в Резервный фонд РФ, а остаток — в Фонд национального благосостояния РФ.
Зачисление нефтегазовых доходов в Фонд стало осуществляться с августа 2008 г. до конца того же года. До этого нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежали направлению на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта 2008 г. В 2009 г. нефтегазовые доходы в Фонд не зачислялись в связи со снижением мировых цен на нефть и необходимость расходования средств Резервного фонда РФ.
За 2008—2009 гг. было проведено 382 операции по зачислению и списанию средств со счетов Федерального казначейства в Банк России по учету средств Фонда, открытых в четырех валютах: российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов. Из них: 196 операций — по зачислению, 186 — списанию (табл. 1). Счета в иностранной валюте выступают средством размещения Фонда, а счет в рублях является своего рода «транзитным», через который осуществляется движение средств и который периодически обнуляется (табл. 2).
В системе счетов по учету средств Фонда особое место принадлежит счету в российских рублях. На него подлежат зачислению не только нефтегазовые доходы федерального бюджета, но также и доход от размещения средств, номинированных во всех
Таблица 1
Количество операций по зачислению и списанию средств Фонда национального благосостояния РФ
на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной валютах в Банке России, 2008—2009 гг. [7]
Наименование валюты Зачисление Списание Всего операций
Российские рубли 35 135 170
Доллары США 54 17 71
Евро 53 18 71
Фунты стерлингов 54 16 70
Всего... 196 186 382
Таблица 2
Зачисление и списание средств Фонда национального благосостояния РФ на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной валютах в Банке России, 2008-2009 гг., млрд [7]
Наименование Зачисление Списание Остаток
валюты
Российские рубли 1 684,5 1 684,5 -
Доллары США 37,3 4,7 32,6
Евро 32,4 7,7 32,6
Фунты стерлингов 4,9 0,4 4,5
Таблица 3
Зачисление и списание средств Фонда национального благосостояния РФ на рублевом счете Федерального казначейства в Банк России, 2008-2009 гг. [7]
Операция Количество Сумма, млрд руб.
Зачисление, всего В том числе: — нефтегазовые доходы федерального бюджета — доходы от размещения средств — приобретение валюты РФ — возврат средств от Внешэкономбанка 35 2 149,9
5 1 590,2
7 97,1
22 287,6
1 175,00
Списание, всего В том числе: — приобретение иностранной валюты — размещение средств во Внешэкономбанке 135 2 149,9
71 1 420,4
64 729,5
валютах. Также при расходовании средств, в целях сбалансированности федерального бюджета, списание должно будет также производиться с рублевого счета. Таким образом, в системе счетов Фонда рублевый счет является наиболее информационным.
Первое зачисление средств на рублевый счет Федерального казначейства по учету средств Фонда было произведено 18.08.2008, то есть только через полгода после создания Фонда. В этот день были зачислены нефтегазовые доходы федерального бюджета за июль 2008 г. в сумме 7,2 млрд руб. До этого — с начала года нефтегазовые доходы аккумулировались на отдельном счете Федерального казначейства до объема, необходимого для финансирования нефтегазового трансферта в 2008 г., а затем перечислялись на счет по учету средств Резервного фонда РФ. И только когда объем Резервного Фонда РФ стал равен нормативному значению (10 % от прогнозируемого ВВП), нефтегазовые доходы стали зачисляться в Фонд национального благосостояния РФ. За период 2008—2009 гг. в него было произведено всего пять зачислений нефтегазовых доходов на сумму 1,6 трлн руб. (табл. 3). Доходы от размещения средств за тот же период составили 97,1 млрд руб., а первое такое зачисление средств состоялось 20.01.2009.
Приобретение иностранной валюты было основным способом расходования средств Фонда, сформированного в российских рублях. Всего была проведена 71 такая операция на сумму 1,4 трлн руб. С 21.10.2008 средства Фонда стали размещаться в российских рублях на депозиты во Внешэкономбанк в рамках действующего законодательства. Всего было проведено 64 таких операции на 729,5 млрд руб. Основной объем средств (400 млрд руб.)
на депозиты во Внешэкономбанк был перечислен в 2008 г. Наиболее крупные перечисления средств на эти цели были произведены 23 октября и 10 ноября 2008 г. — 130 и 100 млрд руб. соответственно. Эти средства предназначались на финансовую поддержку коммерческих банков. Остальные 34 операции перечисления на депозиты были относительно небольшие — по 5 млрд руб. каждая и были предназначены для поддержания фондового рынка. Минфин России осуществлял перечисления средств во Внешэкономбанк с рублевого счета Федерального казначейства в Банк России, а затем при их нехватке с 31.06.2009 приступил к продаже иностранной валюты.
Следует обратить внимание на то, что купля-продажа иностранной валюты в целях управления средствами Фонда не оказывала воздействия на валютный курс рубля, несмотря на большой объем одной операции. Это было обусловлено тем, что такие операции осуществлялись без выхода финансовых властей на валютный рынок — за счет взаимного обмена национальной и иностранных валют между Минфином России и Банком России по официальному курсу рубля. Банк России осуществлял продажи иностранной валюты Минфину России в основном за счет принадлежащих ему международных резервных активов (ранее они носили официальное название — золотовалютные резервы).
Мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. привел к необходимости использования средств Фонда на поддержку финансовой системы России. В этих целях средства Фонда были переведены из иностранных активов и размещены в рамках отечественной экономики.
Минфин России разместил на депозиты во Внешэкономбанке средства Фонда (по состоянию на 01.12.2009) на следующие цели.
1. Для предоставления субординированных кредитов (займов) российским кредитным организациям (предельный допустимый объем 410 млрд руб.).
Субординированный кредит — кредит, предоставленный кредитной организацией на срок не менее 5 лет и который не может быть истребован кредитором до окончания действия договора. При этом проценты по кредиту не должны превышать ставку рефинансирования Банка России и меняться в течение всего срока предоставления кредита. Сумма полученного кредитной организацией субординированного кредита включается при расчете дополнительного капитала банка в период, превышающий 5 лет до окончания срока действия
договора, а в последние 5 лет до окончания срока договора — по остаточной величине. Субординированный кредит, включаемый в состав дополнительного капитала кредитной организации, не может превышать 50 % величины основного капитала.
Всего Внешэкономбанку на эти цели было предоставлено 387,79 млрд руб., в том числе: 284,34 млрд руб. — по ставке 7 % годовых до 31.12.2019 и 103,45 млрд руб. — с ежеквартальной уплатой процентов. Данные средства были использованы для кредитования банковской системы РФ [9].
2. На поддержку фондового рынка России — в сумме 175 млрд руб. до 21.10.2013 по ставке 7 % годовых. Проценты начисляются при возврате депозита. Поддержка фондового рынка с целью его стабилизации и диверсификации средств Фонда была поручена Внешэкономбанку. По согласованию с Министерством финансов РФ, указанные средства инвестировались в инструменты российского финансового рынка. В соответствии со специальным постановлением Правительства РФ средства Фонда могли вкладываться в акции российских эмитентов, входящие в расчет индексов РТС и ММВБ, рублевые облигации с рейтингом эмитента не ниже BBB — (по шкале S&P и Fitch) и Baa3 (Moody's), а также — ПИФы. В облигации было инвестировано 20 % средств, а 80 % — в акции. Были приобретены облигации следующих компаний: «Газпром», РЖД, ВТБ, ВТБ—лизинг финанс, Банк Москвы, Россельхозбанк, Газпромбанк, ЛУКОЙЛ, а также акции компаний «голубых фишек» (Газпром, Сбербанк, ВТБ, Норильский никель, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ).
Полученные для поддержки фондового рынка средства Внешэкономбанком были возвращены Минфину России 15.12.2009, на них были начислены проценты в сумме 13,3 млрд руб.
3. Для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (предельный допустимый объем — 30 млрд руб.). Предоставлено 20 млрд руб. по ставке 8,5 % годовых до 25.12.2017 с ежеквартальной уплатой процентов.
4. В целях кредитования ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (предельный допустимый объем — 40 млрд руб.). Средства должны размещаться по ставке 8,5 % годовых до 01.06.2015 с ежеквартальной уплатой процентов. Фактически же средства не были размещены.
По состоянию на 01.01.2010 совокупный объем Фонда составил 2 769,02 млрд руб., что эквивалентно 91,56 млрд долл. США [3]. Средства фонда были размещены в следующие активы:
— на счетах Федерального казначейства, открытых в Банке России: 32,64 млрд долл. — на счете, открытом в долл. США; 24,70 млрд евро — на счете, открытом в евро; 4,49 млрд фунтов стерлингов — на счете, открытом в фунтах стерлингов;
— на депозитах во Внешэкономбанке: 434,02 млрд руб. и 2,00 млрд долл. США.
В целях недопущения развития кризисных явлений в отечественной экономике и обеспечения выполнения со стороны государства своих бюджетных обязательств планируется начиная с 2010 г. использовать часть средств Фонда на покрытие дефицита федерального бюджета в связи с прогнозируемым полным расходованием Резервного фонда РФ (табл. 4). Средства Фонда на данные цели планируется использовать в течение трех лет (2010—2012 гг.). Вместе с тем, в бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010—2012 годах отмечается, что необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния РФ на решение текущих экономических задач [2].
Полное расходование Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ затруднило бы в дальнейшем доступ государства к заемным источникам финансирования бюджетного дефицита и привело бы к их удорожанию. Кроме того, это негативно отразилось бы на инвестиционном рейтинге страны и лишило государство возможности проведения независимой финансово-экономической политики.
Планируется, что к началу 2013 г. объем Фонда снизится до 1 трлн руб., но не прекратит своего существования. Объем Фонда будет зависеть от уровня цен на нефть на мировых рынках. Существующий финансово-бюджетный механизм предусматривает, что первоначально нефтегазовые доходы федерального бюджета, образующиеся сверх величины, необ-
Таблица 4
Прогноз абсолютных параметров использования средств Фонда национального благосостояния РФ на 2010-2012 гг, млрд руб. [5]
Показатель 2010 2011 2012
Использование Фонда национального благосостояния РФ на покрытие дефицита федерального бюджета 681,7 737 712,1
Доля средств Фонда национального благосостояния РФ в покрытии дефицита федерального бюджета, % 21,4 36,8 45,5
ходимой для обеспечения нефтегазового трансферта бюджетного года, должны направляться в Резервный фонд РФ, а после достижения им нормативного значения — в Фонд национального благосостояния РФ. Следовательно, при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре на углеводороды на мировых рынках зачисление нефтегазовых доходов в Фонд может начаться не ранее 2011—2012 гг. При снижении цен на нефть зачисление в Фонд нефтегазовых доходов может отодвинуться на более дальний период времени.
По мнению автора, использование средств Фонда не должно ограничиваться только лишь сбалансированностью Пенсионного фонда РФ. В будущем можно выделить следующие два основных канала их использования:
1) бюджетные расходы (всех уровней бюджета, включая государственные внебюджетные фонды);
2) трансферты домохозяйствам.
В рамках первого канала средства Фонда должны направляться на финансирование расходов бюджета или выплаты пенсий. При этом средства могут быть использованы двояко: как на финансовое обеспечение оказания со стороны государства общественных услуг, носящих в целом обезличенный характер, так и на их персонификацию по конкретным получателям для обеспечения целевых расходов (например, формирование пенсионных накоплений, материнского капитала и т. д.).
Второй канал предполагает зачисление на счета или использование других способов выплаты населению средств Фонда без определения направления их расходования. Данный канал используется в Саудовской Аравии, штате Аляска.
Персонифицированный характер может быть основан на принципе всеобщности или на принципе специфичности, а также сочетать оба этих принципа. По принципу всеобщности средства должны направляться всем жителям страны, а по принципу специфичности — лицам, удовлетворяющим установленным требованиям (например, дети, пенсионеры, матери и т. д.).
Одним из перспективных направлений расходования средств Фонда в России может быть их использование на финансовое обеспечение демографической политики, направленной на повышение рождаемости (демографические инвестиции). Такое направление расходования средств обусловлено самим характером, сущностью Фонда.
Инвестиции общества в повышение рождаемости в перспективе направлены на изменение со-
отношения между численностью работающих и пенсионеров в благоприятную сторону и тем самым — на увеличение финансового обеспечения пенсионных выплат в будущем. Расходование средств на повышение рождаемости будет экономить средства Фонда на трансферт пенсионной системы страны. Социально-экономическая эффективность таких расходов должна быть значительно выше, чем простое направление средств на финансовое обеспечение пенсий. Однако в любом случае необходимо проведение расчетов сбалансированности доходов и расходов и точки возврата демографических инвестиций для финансирования пенсий.
Социальная эффективность демографических инвестиций связана с тем, что с их помощью государство решает две взаимосвязанные проблемы: увеличение рождаемости и финансовое обеспечение пенсий. То есть с помощью одного инструмента государство достигает две цели.
Такое направление расходования средств Фонда по отношению к финансовому обеспечению будущих пенсий имеет большую экономическую эффективность, так как каждый рубль демографических инвестиций может принести несколько рублей от увеличения потока доходов в пенсионную систему страны вследствие увеличения численности занятых (с учетом дисконтирования).
Однако необходимо учитывать наличие временного лага между началом осуществления первоначальных демографических инвестиций и началом их возврата, который составляет 20—22 года (что определяется возрастом начала трудовой деятельности человека). Используя в качестве ставки дисконтирования прогнозируемую доходность Фонда, равную 4 % годовых в реальном выражении, можно рассчитать коэффициент капитализации демографических инвестиций: он составляет 2,2—2,4. Это означает, что каждый рубль демографических инвестиций в реальном выражении в настоящем через 20—22 года, то есть когда он начнет давать отдачу в форме потока платежей в пенсионную систему, будет эквивалентен 2,2—2,4 руб. Коэффициент капитализации может быть использован для расчета эффективности и объема демографических инвестиций.
По мнению автора, государство не должно получать экономического выигрыша в форме экономии средств Фонда для выплаты пенсий в результате осуществления демографических инвестиций. Наоборот, здесь должен быть реализован принцип эквивалентности данных социальных платежей, в соответствии с которым дисконтированный уровень демографических расходов должен быть эк-
вивалентен дисконтированному потоку экономии расходов на выплату пенсий за счет Фонда.
Рассмотрим принципы демографических инвестиций.
1. Возвратность средств — подразумевает обеспечение потока налоговых платежей в пенсионную систему страны от прироста численности работающих и изменения соотношения между численностью работающих и численностью пенсионеров в благоприятную сторону и замещение данными платежами расходов Фонда, недостающих средств на выплату пенсий. Принцип возвратности может предполагать возврат средств не только в сам Фонд, но и в пенсионную систему страны. Так как между ними существует тесная взаимосвязь и возможность перераспределения средств.
2. Эквивалентность расходов — исходит из того, что объем демографических инвестиций должен быть равен объему дополнительных налоговых поступлений от прироста рабочей силы вследствие произведенных демографических инвестиций в пенсионную систему страны с учетом дисконтирования денежных потоков по ставке средней прогнозируемой доходности средств суверенного фонда благосостояния.
3. Дополнительный ребенок — демографические расходы должны производиться на дополнительного ребенка (например, со второго в семье), что повысит эффективность таких инвестиций. Принцип дополнительного ребенка не означает, что государство должно осуществлять выплаты, начиная только со второго ребенка. Оно может и должно осуществлять их в отношении всех детей, в том числе — и первого ребенка. Но методологически целесообразно к демографическим инвестициям относить расходы на дополнительного ребенка (в России — со второго ребенка в семье) и производить их за счет средств Фонда, а на первого ребенка — за счет средств текущего бюджета.
Доводом в пользу демографических инвестиций за счет средств Фонда является также и то, что они имеют более или менее равномерный характер по годам и не нарушают внешнего равновесия национальной экономики. Временная растянутость демографических инвестиций приводит к тому, что национальная экономика постепенно приспосабливается к новой системе внешнего равновесия.
Создание Фонда национального благосостояния в России позволяет решить проблему экономической исчерпаемости углеводородов. Углеводороды (нефть и газ), будучи физически исчерпаемыми, обладают свойством и экономической исчерпаемости,
которая обусловлена развитием научно-технического прогресса, в результате которого объективно возможны смена технического уклада общества и переход на принципиально новые виды источников энергии и сырья. Благоприятная конъюнктура на рынке углеводородов, приводя к росту цен на них, ускоряет процесс поиска их заменителей и все большего снижения их удельного потребления. В связи с этим некоторые страны, обладающие запасами углеводородов в недрах, в будущем могут столкнуться с проблемой их реализации на рынке по экономически приемлемым ценам. Это собственно и будет означать достижение точки экономической исчерпаемости углеводородов.
В этих условиях созданный за счет природной ренты Фонд национального благосостояния РФ позволит стране и ее бюджетной системе по-прежнему получать поток доходов, но уже не за счет эксплуатации природных ресурсов, а за счет получаемого инвестиционного дохода от созданного Фонда.
Возникает вопрос — насколько целесообразно стране получать дополнительный доход от денежного фонда, выступая в какой-то степени в роли рантье? Не целесообразно ли средства Фонда инвестировать в развитие экономики страны?
Жизненный цикл Фонда на определенном этапе должен привести к инвестированию его средств в национальную экономику, в институты развития, которые способны активизировать рост ВВП. Однако это может и должно быть реализовано по мере формирования в национальной экономике необходимых предпосылок и достижения соответствующего макроэкономического равновесия. И действительно, мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. привел к необходимости поддержания финансовой системы и курса рубля, что потребовало перевода части средств Фонда в российские рубли и вложение их в национальную экономику, на депозиты Внешэкономбанка.
Требует совершенствования механизм управления средствами Фонда. П. А. Казакевич доказывает, что структура управления суверенными фондами должна состоять из трех основных элементов: собственника, стратегического управляющего и оперативного управляющего [4]. При этом следует четко на уровне законодательства разграничить и зафиксировать сферы принятия решений и ответственности между ними.
Собственник средств (государство в лице правительства) должно определять общие цели Фонда, а стратегический управляющий (Минфин России) должен формировать долгосрочную инвестицион-
ную стратегию Фонда. Кроме того, стратегический управляющий должен рассматривать и оценивать отчет собственнику средств Фонда о результатах управления. Оперативный управляющий должен отвечать за практическую реализацию инвестиционной стратегии и обеспечение наилучшего результата инвестирования средств в ее рамках. П. А. Казакевич также отмечает, что для успешной реализации оперативным управляющим инвестиционной стратегии отдельные его инвестиционные решения должны быть политически нейтральными и защищены от вмешательства в данный процесс собственника и стратегического управляющего.
По мнению автора, следует повысить значение Фонда. Он должен выступать не только институтом, аккумулирующим природную ренту для будущих поколений, но фондом, аккумулирующим иные финансовые ресурсы государства. В Фонд необходимо передать имущество Российской Федерации, находящееся под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В собственности Российской Федерации находятся 57,52 % акций Сберегательного банка РФ, 77,5 % акций ВТБ, 50,002 % акций Газпрома и т. д. Только рыночная цена пакета акций Российской Федерации в Газпроме до начала мирового финансового кризиса составляла 3,5—4 трлн руб.! Всего на 01.01.2008 в собственности РФ находились акции 3 674 акционерных обществ [6]. По оценке автора, рыночная стоимость акций, находящихся в собственности РФ на 01.09.2008 г., составляла 12—15 трлн руб. (500—600 млрд долл. США).
В отличие от другого государственного имущества — земли, зданий, сооружений, дорог, мостов, учреждений, государственных унитарных предприятий, запасов продукции, находящихся в государственном резерве и являющихся по своей экономической сущности объектами государственного накопления, акции представляют собой форму реализации государственного финансового сбережения. Акции — финансовые инструменты, поэтому их можно и необходимо рассматривать как государственные финансовые резервы.
Преимуществами при переводе акций, принадлежащих Российской Федерации, в Фонд национального благосостояния могут быть:
— концентрация и централизация средств в целях проведения единой государственной политики в области управления государственными сбережениями;
— повышение открытости и прозрачности в управлении всеми государственными сбережениями;
— повышение доверия к Российской Федерации со стороны иностранных инвесторов, которые будут видеть, что она имеет значительный объем финансовых резервов. В свою очередь это может снизить страновой риск для России и привлечь из-за рубежа значительные финансовые ресурсы.
Однако необходимо учитывать и возможные негативные последствия такого перевода средств. Они связаны, прежде всего, с наличием ряда рисков.
Во-первых, с общим увеличением средств Фонда и непонятностью для населения и ряда политиков, почему средства сберегаются и не подлежат расходованию на социальные нужды.
Во-вторых, возможно учащение колебаний объема Фонда из-за изменения рыночных котировок акций на фондовой бирже, так как доля акций в нем повысится. Это может вызывать критику в адрес Минфина России и Правительства РФ со стороны оппозиции и населения. Рост котировок на фондовой бирже может увеличить оценку средств Фонда за короткий период на несколько трлн руб. При этом для населения и ряда политиков будет тяжело понять, почему данный прирост средств государство не расходует. Наоборот, при падении акций критика будет направлена на то, что Минфин России и Правительство РФ допустили снижение средств в Фонде.
В составе Фонда национального благосостояния можно выделить нефтегазовые финансовые резервы, представляющие собой часть созданной и присвоенной Российской Федерации природной ренты от добычи нефти и природного газа и ненефтегазовые финансовые резервы — полученные, например, при передачи акций, ранее принадлежащих Российской Федерации и находившихся под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, и др.
Кроме того, в целях управления средствами Фонда в нем можно выделить стратегический и оперативный портфели. Стратегический портфель — это вложения в акции с целью контроля над компаниями и проведения государственной экономической политики, используя такой контроль. В качестве примера здесь можно привести наличие контрольного пакета акций Газпрома, находящегося в собственности Российской Федерации. Главной целью владения этими акциями не является обеспечение сбалансированности федерального бюджета (по крайней мере, в среднесрочной перспективе). Газпром служит одним из инструментов проведения государственной экономической политики.
Необходимо принятие федерального закона, регулирующего более детально формирование, раз-
мещение, использование и управление средствами Фонда. В настоящее время многочисленный круг важнейших вопросов, отнесенных к ведению Фонда, решается на уровне отдельных постановлений Правительства РФ и приказов Минфина России. Федеральный закон является документом более высокого порядка и позволит отразить совокупность положений в области функционирования Фонда.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Фонд национального благосостояния РФ как финансово-экономическая конструкция требует совершенствования по следующим направлениям:
— в нем необходимо сконцентрировать государственные финансовые резервы, представленные в форме акций компаний, находящихся в собственности Российской Федерации и руководимые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
— следует расширить направления использования средств Фонда, целесообразно использовать часть из них на финансирование демографических инвестиций с использованием принципа возвратности.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010—2012 годах. URL: http://www. kremlin. ru.
3. Информационное сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета. URL: http://www. minfin. ru.
4. Казакевич П. А. Суверенные фонды благосостояния на рынках ценных бумаг: дис.... канд. экон. наук. М. Финансовая академия при Правительстве РФ. 2009. 28 с.
5. Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (проект). URL:http:// www.minfin.ru.
6. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 01.09.2008 № 1272-р.
7. Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния в рублях за 2008-2009 гг. URL: http://www. mmfm.ru.
8. Сухарев А. Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. № 40 (376). С. 50-59.
9. URL: http://www.veb.ru.