Время науки
The Times of science
Джумахонова Сафина Голибхоновна
safinaj umakhonova37 @ gmail. com Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого. факультет русской филологии и документоведения Научный руководитель: Абрамова Вероника Игоревна
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «КОРОЛЬ И ШУТ»
Safina Golibkhonovna Dzhumakhonova
safinaj umakhonova37 @ gmail. com Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Department of Russian Philology and Document Studies Academic supervisor: Veronika Igorevna Abramova
FOLKLORE MOTIFS IN THE ART WORKS OF THE BAND 'KOROL I
SHUT'
Мрачные, шутливые истории о разных представителях нежити и мифологических созданиях стали визитной карточкой «Короля и Шута». Зловещий флер вкупе с мелодичностью, эпатажными выступлениями и духом свободы сделали группу самой узнаваемой и культовой [1]. При этом стоить заметить, что почти все творчество группы «Король и Шут» состоит из мистических историй, основанных на славянской мифологии и фольклоре.
Изучив все альбомы и песни группы, мы можем классифицировать их по трем фольклорным жанрам: сказки, баллады, былички.
В данном жанре написано большинство песен группы. Например, композиция «Водяной». В русском фольклоре водяные считаются типичными представителями славянской демонологии, согласно легендам, водяной - это падший ангел, сошедший с небес в воду [2, c. 12].
Особое внимание музыканты уделяют лешему - персонажу восточнославянской мифологии. Традиционный образ лешего амбивалентен: в одних быличках он отрицательный персонаж, он заманивает людей в чащу леса и губит, в других - хранитель природы, который оберегает свой лес и наказывает только тех, кто вредит животным и растениям [2, c. 20]. В песнях группы персонажи, связанные с лесом, бывают как положительные, так и отрицательные.
Например, лесник в одноименной песне рассказывает главному герою о своей дружбе с волками: «...нет среди животных у старика врагов, <...> нравится ему подкармливать волков...», а потом скармливает случайно забредшего к нему путника хищникам: «Друзья хотят покушать /
Джумахонова С.Г.
Dzhumakhonova S.G.
Пойдем, приятель, в лес». Правда, стоит уточнить, что тут напрямую задействован не леший, а скорее человек (лесник по профессии), который отождествляется с лешим как с демонологическим персонажем.
А композиция «Парень и Леший» характеризует лешего скорее как безобидного героя. Он ночью сталкивается с парнем в гуще леса, но сам пугается этой встречи не меньше, чем парень: «Ах, виноват, бродяга, ты передо мною, / В моем родном лесу меня ты напугал!».
Не обошли «Король и Шут» и одного из самых известных персонажей славянской мифологии - Черта. Черти в легендах и мифах появляются в совершенно разных видах. С одной стороны, они близки к христианству и нередко выступают воплощением дьявола, с другой стороны, в сказках они часто изображены комично [2, c. 102].
С данным персонажем мы можем познакомиться, послушав песни из альбома «Страшные сказки».
Например, в песне «Черт и солдат» первый пытается выторговать душу второго, отслужив за него год, но злодея каждый раз наказывают, поскольку он не может носить ремни крест-накрест, а через год черт, отслужив, просто убегает, забыв о сделке.
Итак, группа «Король и Шут» своим творчеством до сих пор объединяет целые поколения, а её тексты, наполненные отсылками к русскому фольклору, одинаково интересны как филологу, так и простому слушателю, который при помощи данных песен только начинает приобщаться к русской народной культуре.
Литература:
1. Кузнецова, С.А. Категория жанра в поэтических песнях рок-группы «Король и Шут». - URL: https://apm.ru/artide/288-kategoriya-zhanra-v-poeticheskikh-tekstakh (дата обращения: 17.04.2023).
2. Аникин, В. П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре // Русский фольклор: материалы и исследования. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т. V. - С. 7-24.
3. Пропп, В.Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - 168 с.
2023