Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ КЫРЫЗСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ'

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ КЫРЫЗСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклорные истоки / народные песни / колыбельные / песни / родословные / легенды / сказания / дидактика / народные традиции / словесное искусство / литературоведение / национальная литература / folklore origins / folk songs / lullabies / songs / genealogies / legends / stories / didactics / folk traditions / literary studies / verbal art / national literature

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.Т. Садыров

В данной статье рассматриваются вопросы возникновения и становления кыргызского литературоведения в фольклорном творчестве. Национальное литературоведение всегда начинает формироваться на основе народного творчества этого народа. Известно, что основу фольклорной литературы составляют первые народные песни, созданные в связи с традициями и обычаями своего народа. Поэтому первоначальный процесс формирования литературоведения связан с овладением словесным искусством каждого народа и развитием взаимного творчества родственных ему народов. В итоге, национальный литературный опыт напрямую связан с появлением творческих личностей из числа людей, овладевших искусством слова. В начале этого процесса, конечно, в силу жизненного характера периода, большей частью исходящего из народных обычаев и вообще, взгляды народа на мир будут иметь ведущую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE ORIGINS OF THE FORMATION OF KYRGYZ LITERARY CRITICISM

This article discusses the emergence and development of Kyrgyz literary criticism in folklore. National literary criticism always begins to take shape on the basis of the folk art of this people. It is known that the basis of folk literature is made up of the first folk songs created in connection with the traditions and customs of the people. Therefore, the initial process of the formation of literary criticism is associated with the mastery of the verbal art of each people and the development of mutual creativity of related peoples. As a result, national literary experience is directly related to the emergence of creative individuals from among people who have mastered the art of words. At the beginning of this process, of course, due to the vital nature of the period, mostly emanating from folk customs and in general, the people's views on the world will have a leading role.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ КЫРЫЗСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ»

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ КЫРЫЗСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

М.Т. Садыров, канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник Институт языка и литературы имени Ч. Айтматова НАН КР (Кыргызстан, г. Бишкек)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-4-111-115

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы возникновения и становления кыргызского литературоведения в фольклорном творчестве. Национальное литературоведение всегда начинает формироваться на основе народного творчества этого народа. Известно, что основу фольклорной литературы составляют первые народные песни, созданные в связи с традициями и обычаями своего народа. Поэтому первоначальный процесс формирования литературоведения связан с овладением словесным искусством каждого народа и развитием взаимного творчества родственных ему народов. В итоге, национальный литературный опыт напрямую связан с появлением творческих личностей из числа людей, овладевших искусством слова. В начале этого процесса, конечно, в силу жизненного характера периода, большей частью исходящего из народных обычаев и вообще, взгляды народа на мир будут иметь ведущую роль.

Ключевые слова: фольклорные истоки, народные песни, колыбельные, песни, родословные, легенды, сказания, дидактика, народные традиции, словесное искусство, литературоведение, национальная литература.

Фольклорные истоки кыргызского литературоведения, как и литературоведения всех народов мира, формировались в несколько этапов и развивались на его основе. Разумеется, какое бы литературоведение ни было, истоки его возникновения связано с историческими условиями, национальными особенностями времени, творческими формами, содержанием и т. д. Это, в свою очередь, связано с его небольшими народными песнями, отличающимися традициями и обычаями народной жизни, созданием им более поздних произведений, постепенно приобретенным литературным опытом. Поэтому первоначальный процесс формирования литературоведения связан с овладением словесным искусством каждого народа и развитием взаимного творчества родственных ему народов. В итоге, национальный литературный опыт напрямую связан с появлением творческих личностей из числа людей, овладевших искусством слова. В начале этого процесса, конечно, в силу жизненного характера периода, большей частью исходящего из народных обычаев и вообще, взгляды народа на мир будут иметь ведущую роль. Таким образом, начальный этап

литературоведения кыргызов, создававшийся в тесной связи с традиционным словесным искусством народа, в свою очередь, мы не ошибемся, если скажем, что оно сложилось через небольшие традиционные поговорки и песни, ставшие его национальным устным творчеством.

В целом в истории кыргызского литературоведения, когда мы задавались вопросом о том, когда зародилось литературное творчество и как оно начало формироваться, неизбежно встанет вопрос о его выявлении на научной основе путем обращения к истокам устного творчества в народной традиции, фольклорному творчеству, его истокам в национальной устной литературе. Несмотря на то, что наш народ, ставший мастером великого слова, был вдохновлен живым искусством и всегда был к нему неравнодушен, в связи с ним существует ряд вопросов, которые уже написаны и не обсуждены с объективной оценкой на научно-теоретической основе. В связи с тем, что вся искусство нашего народа берет свое начало из одного и того же источника, архаические жанры народного творчества по большей части синкретичны (общие), в начале она основывалась на

народных традициях, обычаях и верованиях, а в свою очередь первые песни народа стали основываться на обрядах, традиционных жестах и образе жизни. Если рассматривать понятие фольклора в широком смысле, то оно относится к понятию народной музыки, танца, театра и литературы. Таким образом, мы видим, что национальное фольклорное искусство формировалось и развивалось наряду с народными традициями, обычаями и обрядами. А в свою очередь разделение национальных обычаев, музыки, танца и т.д. способствовало самостоятельному формированию словесного искусства. В целом мы видим, что искусство слова постепенно стало осваивать элементы народно-

дидактической (пословицы, поговорки, загадки, ораторское искусство и т.д.), лирической (поэзия), эпической (повествование) устной литературы отделяясь от повседневных жизненных потребностей. Несомненно, словесное искусство как часть народного творчества никогда не может быть полностью отделено от народных традиций, обычаев, музыки, танца, театра и т.д. Напротив, оно развилось как национальное искусство, живя с ними бок о бок. «Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, которых безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешная жизнь юного народа или племени... И переход песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: .то передают, то соединяет ее с другою песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ» [1] - как писал великий русский литературовед В.Г. Белинский, синкретическое формирование народного фольклора способствует его содержательному формированию и развитию. Впитывание фольклорных жанров друг в друга не только обогащает их содержание, но и способствует возникновению собственных жанров. Известно, что изучение древней архаической истории и типологии обычаев, традиций и верований, проникших во все слои народной жизни и в той или иной степени повлиявших на нее, является и одним из насущных вопро-

сов устного творчества. Роль и место фольклорного творчества в повседневной и духовной жизни каждого народа стали изучаться на определенном уровне лишь в более поздние периоды. В целом вопрос о показе места и роли народных архаических традиций в формировании устного творчества, безусловно, является одним из важных аспектов научных исследований. По этому поводу русский учёный А. Топоров говорить: «.тема ритуала занимает видное место (ср. книги Леви-Стросса, Тэрнера, Кёйпера, Дюмезиля, Г. Франкфорта и др.), в общем изменении оценки важности ритуала, особенно в жизни архаичных коллективов, и во все возрастающем интересе к разным сторонам темы ритуала - от конкретных описаний его структуры до исследования наиболее общих теоретических аспектов ритуала и его места в кругу других знаковых культур. Само же это будущее обязывает помимо дальнейшего изучения конкретных ритуалов, их культурологического, сравнительно-исторического и типологического исследования (в частности, выработки разных типов классификационно-таксономических описаний ритуалов) попытаться определить суть ритуала вообще...» [2, с. 7]. По мнению российского учёного, правда, кыргызский народ, в свою очередь, отличается не только творчеством, но и исторической жизнью, независимой от оседлой культуры. Очень трудно изучать длительную творческую эволюцию нашего народа от устной литературы к письменной как единый процесс. Однако, исследуя художественный процесс фольклора, творчества народных поэтов и письменной литературы нашего народа и, в свою очередь, можно сделать некоторые научно-теоретические выводы: «...первая задача классификатора - установление жанрового состава фольклора своего народа. При этом жанровый состав фольклора, установленный для одного народа, не может быть механически перенесен на состав фольклора другого народа. Международным могут быть только принципы такой классификации, но не ее материал» [3, с. 37-38.] - как ясно заметил русский фольклорист В.Я. Пропп, националь-

ная независимость важнее чем общности в фольклорном творчестве народов мира. С этой точки зрения можно сказать, что как один из народов, фольклорное творчество которых формировалось с древнейших времен, они сохранили древние традиции своего устного творчества. Если взять жанры устного творчества кыргызов, от небольших произведений до объемистых эпосов, то их содержание характеризует жизнь кочевого народа, фольклорные жанры, отражающие мировоззрение нашего народа, сохраняя на протяжении веков. Ведь творческие традиции фольклорных жанров, в свою очередь, осуществляют формирование жанров, усиливаясь национальными традициями. «Изучение явлений всех видов художественного творчества в их исторической обусловленности - одна из методологических основ современного литературоведения» [3, с. 3.] - как отмечал русский учёный В.Я. Пропп, в начале литературоведения, которое представляет собой отрасль социальной и гуманитарной истории, философии, экономики и других наук, народных архаических традиций и человеческого искусства (живопись, музыка, танец, слово, письменность и т.д.). Понятно, что существует синкретическое народное творчество в целом, а оно, в свою очередь, является источником всей нашей литературы. Например, малые дидактические жанры кыргызов: пословицы, красноречие, поговорки, пословицы и т.д., усвоение слов в искусстве повествования (эпического, сказочного, повествовательного и т.д.), которое в большей степени характеризует индивидуальное творчество, мы также раскрываем взаимодополняемость и богатство художественно-эстетических свойств дидактических жанров и замечаем, что эти фольклорные жанры не только выполняют функции в народного творчества, но и формируют свойства филосовско-литературной эстетики. Ведь можно сказать, что дидактические жанры, раскрывавшие жизненную сущность народных песен кыргызов, сумевшие обозначить их литературно-эстетическое содержание и, в свою очередь, несущие в себе национальные литературно-философские свойства,

создавались под влиянием народных традиций. Например, «Кто знает, будет ли ребенок царем, когда ребенок в утробе. Кто знает, будет ли ребенок правителем, когда ребенок в колыбели?»; «Дом с ребенком Базар, Дом без ребенка могила» и т.д. Детские пословицы, во-первых, возникают в связи с народными обычаями, а во-вторых, можно отметить, что на возникновение таких пословиц

определенно повлиял детский фольклор. Конечно, мы не ошибемся, если скажем, что процесс признания народного фольклорного творчества не ограничивается только народными традициями, но в то же время тесно связан с современным периодом народной жизни. Иными словами, жизнь кыргызского народа, для которой характерно животноводство, в свою очередь может привести к возникновению жизненных песен этого уклада. Таким образом можно сказать, что народные обычаи и традиции формируются применительно к образу жизни народа. Например, такие священные обряды нашего народа, как «обереги» и «приметы», связанные с рождением теленка или ягненка, показывают, что они созданы прежде всего благодаря образу жизни кыргызов.

Образ жизни народа, основанный на животноводстве, в свою очередь, мы видим, что животные (особенно, лошади) занимают в его произведениях от малых до больших жанров особое место, находят свое отражение в различных жанрах и художественно обрабатываются. И именно эти люди, т.е. кто занимался скотоводством, создавали песни по своей профессии и были в числе основоположников искусства слова. Можно заметить, что народные произведения кыргызов, имеющие лирический характер, в первую очередь описывают, так сказать, собственную жизнь, эти небольшие песни можно определить как «пастушеские песни», «конные песни» и т. д. Например, такие традиционные песни, как «Бекбекей» (окрикивать стадо, карауля его ночью-основном пели женщины) и «Шырылдан» (песня конских пастухов - пелась обычно зимой мужчинами), сначала были созданы этими пастухами и коневодами, а затем стали народными

песнями. В данном случае «...речь идет об архаико-мифологическом пласте кыргызского фольклора, точнее о таких песнях, как «Оп майда» (песня, которую пел молотильщик - подчеркнуто мной), «Шырыл-дан», «Бекбекей»..., тесно связанных с древней «промышленной магией» и жан-рово-идеологический синкретизм. Неудивителен композиционно-смысловой параллелизм между поэмами Древнего Востока и античной литературой, относимыми учеными к Ш-1 тысячелетиям до нашей эры. Они напоминают образцы трудовых стихотворений, которые когда-то глубоко анализировали К. Бухер («Работа и ритм»), А.Н. Веселовский («Историческая поэтика») и Г.Н. Плеханов («Письма без адреса»)» [4, с. 15-16.] - как отмечает академик А. Эркебаев, мы видим, что произведения-стихи, основанные на всех верованиях в архаическом обществе, обязательно сопровождались народными обрядами. При этом следует отметить еще один важный момент: пусть создатели этих песен и не вырезали, но они создали исходные творческие условия для возникновения и становления искусства речи. При этом следует отметить еще один важный момент, хотя сочинение песен не было профессией этих людей, но они создали исходные творческие условия для возникновения и становления устного народного творчества.

В киргизском литературоведении в 40-е годы 20 века З. Бектенов и Т. Байджиевы стали говорить, об истоках словесного искусства кыргызов: «Песни и танцы в то время имели не только развлечение и игру, но и имели социальное и ритуальное значение. Посредством пения и танцев древние люди пытались воздействовать на силы природы, увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, увеличить результаты выходящих на охоту охотников. Когда идешь на войну, играешь в игры, когда умирает человек и т.д. Велико было и значение различных традиционных песен, исполняемых по случаю» [4, с. 18] -что по мнению этих ученых, древние жизненные ситуации и жанры первых песен кыргызов подкреплены народными идеями.

Например, из содержания песни «Шы-рылдан» мы видим историко-этический характер приведенных выше мнений:

На горной прохладе,

Просо проростет.

На каменной скале,

И просо вылезет - видно, что здесь создавались стихи, описывающий жизнь горного народа. В свое время, к этому вопросу обращался и известный литературовед А. Обозканов: «...в понимании первобытных людей, в понимании природы, в природе встречается собственная сила природы, законы, деревья, горы, воды и т.д. все казалось живым - «анимизм», подобные песни пелись в периоды господства «тотемизма», когда живое и движущееся вокруг считалось «священным» [5, с. 11]. В целом, если взять традиционные трудовые песни, такие как «Бекбекей», «Шырылдан», «Оп майда», то их можно сравнить с общеобрядовыми и знахарскими песнями кыргызского народа, по мере развития трудового процесса и времени мы видим, что такие песни менялись по форме и содержанию. Например, памир-ские кыргызы, изолированные от современной цивилизации, больше сохранили оригинальное содержание таких песен. С другой стороны, «Кылоо-кылоо» (песня-оберег, исполняемаяпосле рождения теленка), «Козу телуу» (песня исполнявшаяся при припускании ягненка к чужой матке), «Жылан чакканда» (пели знахари, когда укусила змея), «Кара курт чакканда» (пели знахари, когда укусить каракурт) и другие обрядовые и знахарские песни, основанные на народных традициях и сакральных свойствах (промышленная магия - А. Эркебаев), являются более стабильны по форме и содержанию, чем трудовые песни. Поскольку такие песни основаны на народных традициях и обрядах, они не подлежат изменению, а наоборот, представляют собой жанры, прочно сохраняющие верования народа.

«Именно эти различные обряды и ритуалы имеют большое значение в жизненной ситуации, и знахарство слагала ритмическую песню в зависимости от ситуации -творчество, то есть импровизация, пения (искусства импровизации)» имеет древнее

происхождение» [6, с. 14] - если придер- Таким образом, можно сказать, что

живаться этой идеи, то вопрос о том, какое народная фольклорная литература занима-место такие обрядовые песни занимают в ет большое место в сохранении народных жизни нашего народа в настоящее время. традиций и обычаев.

Библиографический список

1. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Изб. статьи / Сост. Б.Н. Путилов. - М.: Наука, 1976.

2. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках: [Сб.ст. / АН СССР; Сост. Л.Ш. Рожанский]. - М.: Наука, 1988.

3. Пропп В.Я. Основные этапы развития русского героического эпоса. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1958.

4. Эркебаев А. Малоизученные страницы кыргызской литературы. - Б.: Учкун, 2004.

5. Обозканов А. Истоки, этапы становления и синкретическая природа импровизации. -Б.: Шам, 2006.

6. Киргизская литература / Составители: З. Бектенов, Т. Байжиев. - Б.: Школа, 1993.

FOLKLORE ORIGINS OF THE FORMATION OF KYRGYZ LITERARY CRITICISM M.T. Sadyrov, Candidate of Philological Sciences, Leading Researcher

Ch. Aitmatov Institute of Language and Literature of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article discusses the emergence and development of Kyrgyz literary criticism in folklore. National literary criticism always begins to take shape on the basis of the folk art of this people. It is known that the basis of folk literature is made up of the first folk songs created in connection with the traditions and customs of the people. Therefore, the initial process of the formation of literary criticism is associated with the mastery of the verbal art of each people and the development of mutual creativity of related peoples. As a result, national literary experience is directly related to the emergence of creative individuals from among people who have mastered the art of words. At the beginning of this process, of course, due to the vital nature of the period, mostly emanating from folk customs and in general, the people's views on the world will have a leading role.

Keywords: folklore origins, folk songs, lullabies, songs, genealogies, legends, stories, didactics, folk traditions, literary studies, verbal art, national literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.