Научная статья на тему 'Фольклорная основа музыкального языка «Литовы» Л. П. Кирюкова'

Фольклорная основа музыкального языка «Литовы» Л. П. Кирюкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гулая Т. Н.

В статье анализируется музыкальный язык «Литовы», насыщенный элементами традиционного музыкального фольклора мордвы; рассматривается обусловленность мелодической, гармонической, фактурной, жанровой составляющих номеров народными первоисточниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорная основа музыкального языка «Литовы» Л. П. Кирюкова»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.03:398.8

Т.Н. Гулая

доцент кафедры народной музыки ИНК ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

ФОЛЬКЛОРНАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА «ЛИТОВЫ» Л. П. КИРЮКОВА

Аннотация

В статье анализируется музыкальный язык «Литовы», насыщенный элементами традиционного музыкального фольклора мордвы; рассматривается обусловленность мелодической, гармонической, фактурной, жанровой составляющих номеров народными первоисточниками.

Ключевые слова

Национальная культура, фольклорные источники, жанры народной музыки

В истории становления профессиональной музыкальной школы Мордовии личность Л. П. Кирюкова занимает особое место. Его творческое наследие и многогранная подвижническая деятельность, охватывающая различные сферы музыкального творчества, до настоящего времени представляют исследовательский интерес.

В его композиторском творчестве представлены многие виды и жанры профессионального музыкального искусства. Одной из главных заслуг Л. П. Кирюкова является создание первой национальной оперы «Несмеян и Ламзурь». До появления этого произведения, композитором была создана музыкальная драма «Литова», названная «этапным сочинением» (А. И. Макарова) в истории зарождения оперного жанра в республике.

Первоначально «Литова» задумывалась композитором как опера. Литературным первоисточником стала одноименная драма П. С. Кириллова об историческом прошлом мордвы. В либретто, созданном Н. Эркаем, от литературного первоисточника была сохранена общая канва, дополненная необходимыми музыкальными номерами (увертюра, арии, дуэты, ансамбли, хоры). Слабое понимание писателем оперной специфики привело к тому, что текст изначально создавался без учета законов музыкальной драматургии, а сюжетные построения либретто оказались упрощенными. Либретто как необходимая промежуточная ступень от литературного первоисточника до полноценного оперного организма не состоялось. Позже, в процессе создания музыки, текст либретто купировался самим композитором.

Вся музыка, звучащая в драме, имеет в своей основе традиционный мордовский музыкальный фольклор. «Заимствовать из народного творчества наиболее сущностные характеристики, дать новую жизнь традиционному мелосу мог только композитор, глубоко чувствующий, знающий и уважающий культуру своего народа» [1, с. 143]. В работе с фольклорными источниками композитор использует различные методы. Он цитирует оригинальный материал: эпический напев «Вишкине од цера полонс понгсь» («Молодой парень в полон попал»), лирическую протяжную «Вай, иля пува, варма, вирь ланга» («Вай, не дуй, ветер, по-над лесом»), лирическую песню «Умарина» («Яблонька»). Кроме цитат Кирюков представляет оригинальные интерпретации народной музыки. Вычленяя отдельные элементы традиционной песни - ритмическую основу, типичные интонационные формулы - композитор дает трансформированный вариант вокального первоисточника (хоры «Симинь, симинь, ирединь» («Пил, пил, опьянел»), «А симевлинь винадо» («Не пил бы я вина»). В хоре «Рав лангов мольтяно, косо тол палы» («Пойдем на Волгу, где огонь горит») используется начальная фраза русской песни «Из-за острова на стрежень», а музыкальный материал развивается с привлечением современных выразительных средств.

Фольклорные первоисточники обрабатываются не только по законам народно-песенного искусства. Привлекаются классические приемы работа с музыкальным материалом. В плясовой (II действие)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

выделяется контрапункт пластов, который создается партией хора и оркестровым сопровождением; музыкальная ткань увертюры демонстрирует полифонию подголосочного типа, имеющей русские истоки.

«Литова» - народная музыкальная драма, в которой образ народа получает многогранную характеристику. Народные сцены, введенные в структуру каждого действия, служат основным элементом драматургии. Хор юродивых (I действие) является первоначальной характеристикой народа. От фольклорного первоисточника (песня «Вишкине од цёра» («Попал парень во полон») композитор сохраняет поэтический текст, типичные для мордовской песни бесполутоновые трихордовые попевки, ритмический рисунок, «дорийскую» ступень и фригийское наклонение. В первом действии также получают музыкальные характеристики острожники. Два церковных хора («Многая лета», «Анафема») художественно убедительно дополняют образ народа.

Хор славления Копная (II действие) - яркая народная сцена. В развитии тематического материала композитор использует вариантно-строфический принцип, а жанровую сущность «плясовой» передает контрастным чередованием туттийных проведений хора с разделами, исполняемыми женскими голосами или оркестровыми интерлюдиями. В специфике гармонического языка проявляются «мордовские» штрихи -«пустые» квинты, диссонирующие септаккорды, ладовая переменность (fis-A, Е-е), бурдонирующие созвучия на тонической квинте.

Хоровые эпизоды музыкальной драмы чередуется по принципу контрастного сопоставления жанров -протяжная песня - плясовая. В «Литову» введены несколько плясок. Тематическим прообразом «Плясовой» (II действие) являются плясовые наигрыши села Левжа Рузаевского района Мордовии. Основная тема номера постоянно повторяется, придавая сложной композиции черты рондо. Контрастное чередование tutti и solo в музыкальной ткани оркестровой партии иллюстрирует процесс пляски с меняющимся составом участников-танцоров.

В драме представлен жанр «плача» (плачи Литовы, Каневы, вокализ - голос плакальщицы). Плач Литовы насыщен элементами традиционного музыкального фольклора мордвы. В его основе лежит интонационно варьирующийся однострофовый напев с неизменной метро-ритмической организацией. Трехчастная композиция номера основана на противопоставлении двух разных устоев: опорным звуком «нижнего плана» напева является первая ступень лада (первая часть), «верхнего» - пятая (вторая часть). Интонационный строй плача, за исключением начальной восходящей интонации, опирается на секундовые «стоны», повторения одних и тех же звуков. Ритмическая составляющая отличается монотонностью равных длительностей. Строфы, разделенные паузами, и переменный метр сближают оперный номер с аутентичным народным плачем. Кульминацией номера является вокализ-кода на высоких звуках, интонация которого основана на нисходящем движении по целотонной гамме. Однако, несмотря на множество элементов, подтверждающих связь с традиционным музыкальным материалом, плач Литовы - это оригинальное сочинение композитора.

Музыкальные характеристики основных действующих лиц оперы (Литова, Васька, Сыреська, Канева) также имеют в своей основе фольклорные прообразы. Введение в драму обрядовой сцены «Благословение поля» («Норов ава») говорит о значении, которое придавал композитор аутентичному искусству мордвы. Ритуальное действо максимально полно представляет традиционные выразительные средства мордовского фольклора (переменный метр, распевание поэтического текста, широкие интонационные ходы).

Интерес исследователей к «Литове» как наиболее удачному национальному музыкально-сценическому произведению сохраняется до настоящего времени. Внимание привлекает профессиональное воплощение многожанрового фольклорного наследия мордвы, использование традиционного мелоса. Кроме этого драма является художественным «документом эпохи», транслирующим неповторимые черты времени своего создания.

Список использованной литературы:

1. Гулая Т.Н. Музыкальный язык фортепианных пьес Л.П. Кирюкова / Т.Н. Гулая // Символ науки. - 2016. -№ 10. - Ч. 3. - С. 142-143.

© Гулая Т. Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.