Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОЛКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА "ЖИЛ-БЫЛ ПЁС"'

ФОЛЬКЛОРИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОЛКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА "ЖИЛ-БЫЛ ПЁС" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

1368
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / ПОГОВОРКА / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ПЕРСОНАЖ / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Неретина Анастасия Александровна, Строганов Михаил Викторович

Волк, один из главных героев мультипликационного фильма Э. В. Назарова «Жил-был пёс», стал одним из любимых персонажей современной народной культуры. Его легко узнаваемое изображение встречается практически на всех возможных пространствах современного человека: на окружающем его придомовом пространстве, на его автомашине, одежде, аксессуарах, подарках, поздравлениях, приглашениях, на теле (тату). Он запечатлён в ряде скульптурных изображений, размещённых как в общественном, так и в частном пространстве. Общая интенция всех изображений этого Волка - благорасположение, доброта и полнота счастья. Такое толкование волка, который в традиционной народной культуре был жестоким и постоянным врагом человека, что отражено в фольклорных текстах, стало возможным в результате утраты живого контакта человека с волком. Современная мифологизация образа Волка, созданного Назаровым, - следствие разрушения мифологических представлений традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORIZATION OF THE IMAGE OF A WOLF FROM THE CARTOON “ONCE UPON A TIME THERE WAS A DOG”

The Wolf, one of the main characters of the animated film by E. V. Nazarov “Once upon a time there was a dog” (1982), has become one of the favorite characters of modern folk culture. Its easily recognizable image is found on almost all possible spaces of a modern person: on the surrounding house space, on his car, clothes, accessories, gifts, congratulations, invitations, on the body (tattoo). He is depicted in a number of sculptural images placed in both public and private spaces. The general intention of all images of this Wolf is benevolence, kindness and fullness of happiness. The external rudeness of the treatment hides kindness and hospitality, willingness to help and caring. In traditional folk culture, the wolf was a cruel and constant enemy of man, which corresponded to the real state of affairs and is reflected in folk texts. The modern mythologization of the Wolf, which was created by E. V. Nazarov - is a consequence of the destruction of mythological representations of traditional culture. But this modern mythologization is carried out according to the models that existed in traditional culture.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОЛКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА "ЖИЛ-БЫЛ ПЁС"»

ГОРОДСКАЯ ТКАНЬ THE FABRIC OF SPACE

Labyrinth: теории и практики культуры. 2021. № 4. С. 32—66. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2021. No. 4. P. 32—66.

Научная статья УДК 398(47)

DOI: 10.54347/Lab.2021.4.3

ФОЛЬКЛОРИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВОЛКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЖИЛ-БЫЛ ПЁС»

Анастасия Александровна Неретина1, Михаил Викторович Строганов2

1 Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Москва, Россия, neretina.anastasya@yandex.ru

2

Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Российская академия наук, Москва, Россия, mvstroganov@gmail.com

Аннотация. Волк, один из главных героев мультипликационного фильма Э. В. Назарова «Жил-был пёс», стал одним из любимых персонажей современной народной культуры. Его легко узнаваемое изображение встречается практически на всех возможных пространствах современного человека: на окружающем его придомовом пространстве, на его автомашине, одежде, аксессуарах, подарках, поздравлениях, приглашениях, на теле (тату). Он запечатлён в ряде скульптурных изображений, размещённых как в общественном, так и в частном пространстве. Общая интенция всех изображений этого Волка — благорасположение, доброта и полнота счастья. Такое толкование волка, который в традиционной народной культуре был жестоким и постоянным врагом человека, что отражено в фольклорных текстах, стало возможным в результате утраты живого контакта человека с волком. Современная мифологизация образа Волка, созданного Назаровым, — следствие разрушения мифологических представлений традиционной культуры.

Ключевые слова: сказка, поговорка, мультипликация, персонаж, народная художественная культура, мифологизация

Для цитирования: Неретина А. А., Строганов М. В. Фольклоризация образа Волка из мультфильма «Жил-был пёс» // Labyrinth: теории и практики культуры. 2021. № 4. С. 32—66.

© Неретина А. А., Строганов М. В., 2021

Original article

FOLKLORIZATION OF THE IMAGE OF A WOLF FROM THE CARTOON "ONCE UPON A TIME THERE WAS A DOG"

Anastasiya A. Neretina1, Michail V. Stroganov2

1 Kosygin Russian State University, Moscow, Russian Federation, neretina.anastasya@yandex.ru

2

Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, mvstroganov@gmail.com

Abstract. The Wolf, one of the main characters of the animated film by E. V. Nazarov "Once upon a time there was a dog" (1982), has become one of the favorite characters of modern folk culture. Its easily recognizable image is found on almost all possible spaces of a modern person: on the surrounding house space, on his car, clothes, accessories, gifts, congratulations, invitations, on the body (tattoo). He is depicted in a number of sculptural images placed in both public and private spaces. The general intention of all images of this Wolf is benevolence, kindness and fullness of happiness. The external rudeness of the treatment hides kindness and hospitality, willingness to help and caring. In traditional folk culture, the wolf was a cruel and constant enemy of man, which corresponded to the real state of affairs and is reflected in folk texts. The modern mythologization of the Wolf, which was created by E. V. Nazarov — is a consequence of the destruction of mythological representations of traditional culture. But this modern mythologization is carried out according to the models that existed in traditional culture.

Keywords: fairy tale, saying, animation, character, folk art culture, mythologization

For citation: Neretina, A. A., Stroganov, M. V. (2021) Fol'klorizaciya obraza Volka iz mul'tfil'ma "Zhil-byl pyos" [Folklorization of the image of a Wolf from the cartoon "Once upon a time there was a dog"], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 4, pp. 32—66.

Современный фольклор находится в тесных и достаточно сложных отношениях с разнообразными формами массовой коммуникации. Например, Интернету присущи основные свойства бытования традиционного фольклора: анонимность, массовость (коллективность), воспроизводимость, актуальное время и пространство. Массовые телевизионные шоу, которые разворачиваются на глазах у зрителя, принимающего в них фактическое участие, телемосты, чаты, электронная почта дают возможность для актуального общения участников диалога, разделенных большим пространством. Кроме того, каждый «зритель» может записать их, вернуться к ним через некоторое время и даже отредактировать их, что фактически оказывается эквивалентом фольклорной воспроизводимости. Так цифровые коммуникации оказываются полем формирования новых фольклорных текстов. Современный фольклор существует параллельно с массовой культурой (см. об этом подробнее: [Строганов, 2020]). Поэтому мы не будем каждый раз мелочно высчитывать, что в данном случае перед нами: то ли это фольклорный материал, то ли материал массовой культуры. Помимо того, что существуют самые разные приёмы дифференциации этих зон культуры, существуют и многочисленные переходные формы между ними. А поскольку мы берём материал современный, не устоявшийся, он может со временем перейти то в одну, то в другую зону, — так стоит ли сейчас заниматься строгим учётом и дифференциацией?

Мы исходим из презумпции, что в современном фольклоре постоянно формируются новые мифологические персонажи: Песочный человек, Снеговик, Слен-дермен, Единорог и много-много других (см., напр.: [Веселые человечки, 2008; Фольклор XXI века, 2013]). Персонаж, которому посвящены настоящие заметки,

относится к их числу. Все эти персонажи входят в сознание человека в детском возрасте, и поэтому человек считает их исконными, существовавшими «всегда». И по той же причине очень важную роль в трансляции данных персонажей играют разные художественные формы массовой культуры, в первую очередь анимация, мультипликация, которая, в свою очередь, базируется на народном творчестве [Асенин, 1986].

Объектом нашего наблюдения стал фольклорный персонаж, восходящий к герою рисованного мультипликационного фильма «Жил-был пёс» (первоначальное название «Собачья жизнь») режиссёра Эдуарда Васильевича Назарова (1941— 2016). Этот мультфильм, созданный в 1982 г. по мотивам двух народных восточнославянских сказок о волке в гостях у собаки: «100 Волк в гостях у собаки (выпил слишком много и поёт, несмотря на предупреждения собаки; его убивают / избитый он спасается бегством)» и «101 Собака и волк (медведь) (волк по уговору с собакой похищает ребенка (овцу) и даёт собаке отнять его; за это старая собака получает пропитание от хозяина)» (первые публикации: [Афанасьев, 1855; Народные южнорусские сказки, 1869: 9—13]), стал культовым и по настоящий день не теряет своей актуальности. Хотя оба эти сюжета встречаются у всех восточных славян, однако на Украине он зафиксирован гораздо чаще, чем Волк в гостях у собаки, Собака и волк [Сравнительный указатель сюжетов, 1979: 65—66]. Режиссёр и сценарист фильма Э. В. Назаров знал все эти сведения, которые были опубликованы в 1979 г. Настроение и атмосферу мультфильма он сознательно создавал под впечатлением специальной поездки в 1970-е гг. в украинский город Цюрупинск. Цюрупинск (историческое и современное название Алёшки, Олешки) находится всего в пяти километрах от областного центра Херсона, но, по словам Назарова, он напоминал собой в то время большое село, где можно было встретить и выбеленные домики, покрытые камышом, и ребят, которые пели песни теплыми вечерами: «Всё это пришлось по душе и перекочевало в фильм». Назаров делал зарисовки одежды, домашней утвари, посуды и других мелких, но столь необходимых для картины вещей в местном этнографическом музее [«Жил-был пёс», 2018]. Музыкальное сопровождение мультфильма было создано на основе украинских песен в записях Института фольклора и этнографии Академии наук УССР. Кроме того, в мультфильме звучат украинские народные песни «Ой там на горЬ> и «Та косив батько, косив я» в исполнении фольклорного ансамбля «Древо» из села Крячковка Пиря-тинского района Полтавской области, который на рубеже 1970—1980-х гг. стал объектом пристального внимания фольклористов.

Мультфильм «Жил-был пес» завоевал первый приз на V Международном кинофестивале сказочных фильмов в Оденсе (Дания), специальный приз жюри на Международных днях мультипликационного кино в Аннеси (Франция), 1-й приз на Международном кинофестивале молодых режиссёров в Туре (Франция), первую премию на XVI Всесоюзном кинофестивале (все в 1983 году). Мультфильм знают и любят в Европе и Австралии, а на Украине считают народным. Героям произведения установлено множество памятников. В 2012 г. на церемонии XVII Открытого фестиваля в Суздале мультфильм «Жил-был пёс» возглавил сотню лучших отечественных мультфильмов, по мнению ста профессиональных кинематографистов. Профессиональное признание несомненно.

«Жил-был пёс» — один из самых узнаваемых мультфильмов советского времени. Он разобран на цитаты, кадры из него используют в качестве иллюстраций в повседневной жизни. Многие направления народной художественной культуры и массовой культуры обращаются к сюжету, лексике и образам этого фильма. Из данного мультика вышли многие крылатые фразы: «Шо, опять?», «Щас спою!», «Бог в помощь. Ты шо, по деревьям лазишь?», «Да вот... птичку хотел...», «Дитё не помял?», «Да шо ему сделается?», «Шо, опять?!», «Ты... это. есть хочешь?»,

«Сы-па-си-ба!», «Ты это... заходи, если что...» Эти крылатые фразы распространены именно среди взрослых зрителей, но, как мы уже сказали, современные 40-летние люди были в 1982 г. первыми девятилетними зрителями этого мультфильма. И неудивительно, что для них главный герой мультфильма Волк стал ха-ризматичным образом.

Благорасположенность

К изучению данного сюжета в народном творчестве нас подтолкнули материалы, которые были зафиксированы в июле 2020 г. в селе Староюрьево, центре Староюрьевского района Тамбовской области.

В одном из дворов на гараже был обнаружен рисунок волка с вариацией знаменитой фразы «Ну ты это. заходи, если что!» У авторов росписи гаража — «Ты заходи, если что» (№ 1). Гараж принадлежит семье Юдаковых. Это уважаемые люди во всём Староюрьевском районе. У них большое хозяйство и образцовый дом. Во дворе дома всегда ухожено и посажено множество цветов. Как возникла идея такого рисунка, хозяева уже не помнят, но значение рисунка Наталья Валерьевна Юдакова (21 год, окончила юридический колледж в Тамбове) объяснила так: «Папе всегда нравился этот мультик, да и сам Волк такой гостеприимный, следовательно, мы тоже». «Волка рисовал мой старший брат Николай Юдаков (1990 г. р. — соб). Он вообще очень любит рисовать, и у него хорошо получается. Любит около дома красоту наводить, украшать всё». На вопрос «Как давно у вас этот Волк?» — Н. В. Юдакова ответила: «Ой, я уже не помню. Лет 10 точно. Каждый год подрисовываем. Сейчас вот облез весь, нужно в порядок приводить».

Вскоре в Староюрьеве был найден ещё один аналогичный гараж. Сам рисунок и фраза отличаются, но сюжет и первоначальная идея всё те же. На этот раз к изображению волка добавилось изображение пса, и фраза сменилась на следующую: «Бог в помощь». Рисунок был создан хозяином дома Дмитрием Белёновым, 1983 года рождения (№ 2). Владельцы обоих дворов являются дальними родственниками, что в некотором роде объясняет заимствование идеи. Между тем изображения не повторяют друг друга точь-в-точь. И если первый рисунок имеет «графический» характер, то второе изображение тяготеет к живописному решению с рядом дополнительных деталей. Кроме того известно, что он появился гораздо позднее, чем первое изображение.

Позднее в Староюрьеве были обнаружены ещё два подобных рисунка. На третьем сделана надпись: «.ну ты это. заходи если чё» — и изображён Волк, который опирается на дерево (№ 3); на четвёртом надпись: «заходи, покурим» — и похожий Волк у дерева (№ 4). К сожалению, пообщаться с хозяевами этих домов нам не удалось по причине пандемии.

Как потом выяснилось, подобного рода изображения на гаражах и воротах встречаются не только в Староюрьеве (№ 5—6). Но в этом селе другие мотивы и сюжеты на гаражах отсутствуют. Кроме того, в Староюрьеве помимо граффити с изображением Волка мы не раз встречали людей в футболках с таким же рисунком. Популярность данного сюжета именно в Тамбовской области легко объяснима. Жители города и создатели сувенирной продукции активно пользуются образом Волка из мультфильма для зрительной репрезентации поговорки «Тамбовский волк тебе товарищ», которая является местным брендом. Поэтому фраза «Ну ты это, заходи если что.» особенно актуальна. Но ручная роспись на футболках по мотивам мультфильма «Жил-был пёс» встречается также в других регионах (№ 7—8). Более того, в 2019 г. фирма Black Star Wear и «Союзмультфильм» представили совместную коллекцию одежды с принтами героев мультфильмов киностудии [«Союзмультфильм» и Black Star Wear. , 2019]. Коллекция состоит из худи, платьев, рубашек, курток и футболок. Герои коллекции — Винни-Пух, Чебурашка, попугай

Кеша, Волк из «Жил-был Пёс» — последний, например, подписан «Шо? Blackstar?» (№ 10—12). Как правило, одежду с подобными изображениями мы видим на взрослых мужчинах или как минимум на молодых людях. На детях одежда с изображением героев «Жил был пёс» практически не встречается. В качестве принта для детских футболок более предпочтительной оказывается образ Волка из мультфильма «Ну, погоди!» Как следует полагать, образ брутального и вместе с тем слегка «поношенного» Волка не ассоциируется с собственно детским возрастом. Впрочем, в Интернете удалось найти детский воротничок-слюнявчик с таким изображением (см. далее).

Для владельцев автомашин образ Волка из мультфильма Э. В. Назарова оказался крайне привлекательным. Весьма перспективным видом современной народной художественной культуры являются автомобильные наклейки, реже ручные надписи и рисунки. И без известного Волка тут тоже не обошлось. Необходимая в зимнее время года наклейка «Ш» (на шипах) обыграна с помощью Волка, который теперь произносит: «Я это, на шипах если чё» (№ 13).

Однако гораздо чаще в среде автомобилистов встречается «классическая» форма. Волк изображается обычно в уже устоявшемся виде: он стоит, опираясь плечом о какую-то вертикальную поверхность (дерево или стена). Варьируется только сама фраза Волка. Чаще других встречается следующая: «Ты (это,) извини(,) если чё (что)» (№ 14—20). Фраза эта имеет характер грубоватого извинения перед другим водителем на случай либо нарушения дорожных правил, либо нечаянного столкновения. Однако встречаются также и гораздо более любезные формулы — предложения, совершенно неожиданные в устах водителей: «Ну, ты это. обгоняй, если что / чё» (№ 21—23). Агрессивные фразы при изображении Волка в той же позе встречаются гораздо реже: «Катаюсь там, где волки срать боятся» (№ 24); «Ты едешь быстро, я еду везде» (№ 25—26). Этого же Волка мы встречаем и за границей, например, в Израиле (№ 27).

Как видим, во всех этих изображениях Волка господствует, за редким исключением, идея гостеприимства, доброжелательности и любезности. Вполне естественно, что она находит выражение и в рекламных объявлениях; см., например, сайт садовой скульптуры (№ 28—30).

То же самое мы видим в пригласительных вывесках, имеющих, разумеется, рекламный характер (№ 31; № 32 [Мухаметдинова, 2018]; № 33, Александрия, парк Тараса Шевченко; № 34). В городе Ухте у местного парка культуры появилось подобное изображение (№ 35, фото А. Юркиной). Жители города тепло отреагировали на появившийся рисунок, а на вопрос журналистов, чем же их так привлёк рисунок, ответили: «В нашем городе, особенно в период межсезонья, очень мало цвета и света — всё серое и унылое. А это изображение сразу бросается в глаза. Спасибо создателю граффити. Там нарисовано не что-то абстрактное, а любимый многими, и мной в том числе, волк из детского мультика. Попадание десять из десяти» (А. Юркина [Губкина, 2019]). Из комментария девушки мы убеждаемся в том, что Волк является народным любимцем, что оправдывает столь частое использование этого образа.

В ряде случаев такого рода изображения адресованы посетителям ресторанов и других заведений общественного питания (№ 36—38). Как рассказала нам Анна, пиар-менеджер ресторана «Uilliams» (Москва, Малая Бронная 20а), перед которым и была утроена новогодняя декорация, представленная на иллюстрациях № 37, № 38, «обычно мы приглашаем московских художников современного искусства или дизайнеров и даём им пространство для творчества. Поддерживаем концептуальное искусство. Но в этот раз отошли от идеи. Нам хотелось сделать что-то тёплое и знакомое с детства. Год был сложный, и мы решили обратиться ко всеми любимым персонажам. В других ресторанах нашего владельца стоят герои из других советских мультфильмов». На вопрос, по какому принципу выбирались мультфильмы для декора, Анна ответила: «Смотрели на самые известные и любимые

мультики. Плюс, выбирали те, в которых есть зимний или новогодний сюжет». Здесь тоже попадание в десятку: девушки сразу же стали фотографироваться около Волка и выкладывать свои фотографии в Instagram'е.

Сравните аналогичный рекламный трюк у другого сходного заведения (№ 39, Владимир), и опять с тем ж эффектом. И еще один — с новейшими атрибутами пандемии (№ 40).

Доброжелательность и любезность звучит и в приглашении к общению в Интернете (№ 41). Эта идея распространяется не только на экстерьер, но и на интерьер дома, поэтому изображение Волка мы видим на вешалке (№ 42), на посуде, служащей для угощения (№ 43—45; № 46, Воронеж), на сумках-шопперах (№ 47; фото с сайта удалили, осталась только подпись к нему). В этом отношении наиболее интересны Волк и Пёс на тарелке с гжельской росписью.

Поскольку изображение Волка во всех этих случаях делается вручную, все эти предметы стоят достаточно дорого, поэтому все они покупаются обычно в качестве подарка и вследствие этого уже излучают доброжелательность: кеды (№ 48), валенки (№ 49—50), подушки, наволочки (№ 55а, 56, 57), детские воротнички-слюнявчики (№ 58). Тем более это относится к праздничным подаркам: подарочные бутылки и алкогольные наборы (№ 53—55), мужские галстуки-бабочки (№ 50), ёлочные игрушки (№ 51—52).

Итак, самыми яркими формами проявления благорасположенности являются подарки, поздравления и игрушки. А лучший подарок — это, разумеется, угощение, особенно праздничное, удивительное. Таким образом Волк появляется на подарочных тортах и расписных пряниках (№ 59, кондитер Людмила, 23.10.2020, Харьков; № 60, кондитер Татьяна, 03.06.2018, Полоцк; № 61, 08.05.2020, Севастополь, № 62, кондитер Елена, 31.12.2019, Красноярск). Судя по наигранно грубоватым обращениям на этих лакомых изделиях, поздравляемыми являются мужчины. Но учитывая наличие аналогичных надписей на поздравительных открытках, поздравляемыми могут быть и женщины (№ 63—64). Помимо индивидуальных поздравлений, известны открытки-поздравления с «общими» праздниками, обычно с Новым годом (№ 65—66). Эти поздравления могут быть звуковыми видеороликами (№ 67; № 68, Масленица; № 68а, пожелание доброго утра). В качестве подарка Волк представлен и в мягкой игрушке (№ 69—71).

Помимо рисунков на гаражах, заборах и автомашинах, помимо рекламы и знаков любезности, было найдено ещё одно типовое место применения знаменитой фразы Волка — общественные уличные туалеты (№ 72—74). Если приветственно -пригласительные изображения и тексты на заборах, гаражах, вывесках были серьёзны, то на туалетах они приобретают шутливо-насмешливый характер. Люди стараются придумать наиболее остроумное и оригинальное использование всем известных фраз. Такой же насмешливо-провокационный характер имеют те же рисунок и надпись на трансформаторных будках (№ 75 [Глава Башкирии. , 2020]).

Образ Волка постоянно используется в мемах (не углубляясь в теоретическое рассмотрение явления, согласимся называть их сетевыми шутками), одном из популярных в настоящее время видов народного творчества. Для создания мемов применяется, в основном, один и тот же приём: кадр из мультфильма с оригинальной цитатой. Такие картинки используются для ответов и поддержания диалогов, для выражения какой-либо эмоции или мысли (№ 76—85). Достаточно часто используются анимированные гиф-картинки с каким-то фрагментом мультфильма (№ 86—88). В некоторых мемах и гиф-картинках образ Волка отсутствует, но используются другие кадры мультфильма: плачущий младенец, кричащая кошка, пирующие за столом люди. Однако совершенно очевидно, что они актуализируются только в связи с Волком, или, наоборот, их изображения актуализируют в сознании зрителя образ Волка.

Иногда изображение Волка с его коронной фразой буквально замыкается в рамочку. Оно перестаёт быть функциональным, утрачивает прагматические функции и становится полностью дизайнерским «искусством для искусства». Это может быть либо изображение, предназначенное для украшения интерьера дома (№ 89), либо какое-то украшение для одежды (№ 90—91), либо работа «на пленэре», как рисунок в московском лесопарке Измайлово на части ствола дерева, лишенной коры (№ 92).

Дизайнерское применение образа Волка и героев мультфильма о нём мы находим и «боди-арте». Сюжет и образ Волка невероятно популярны среди тату-мастеров и их клиентов. Герои мультфильма постоянно встречаются в рисунках-тату на абсолютно разных частях тела. Какой-то устоявшейся картинки в этой сфере или наиболее частотного местоположения нет. Единственная закономерность, которую удалось выявить, — картинки в данном случае не сопровождаются текстом, поскольку эти известные фразы не вполне уместны для цитирования на теле. Кроме того, подобные изображения встречаются только у мужчин (№ 93—94; № 95 [Самые необычные работы. , 2017]; № 96). Впрочем, женщины тоже обращаются к известной мультипликационной картинке. Их область её использования — это маникюр. Среди девушек особенно популярны зимние кадры из мультфильма, но встретить можно абсолютно любых героев, даже свадебную сцену (№ 97—100). Наконец, встречаются и украшения; например, серьги с Волком (№ 101).

Если в России в центре общественного внимания находится главный герой мультфильма Волк, то на Украине в большей степени интересны народные, коллективные сцены, поскольку мультфильм давно приобрёл характер национальной украинской классики. В Бердянске жители в одном из дворов решили украсить здание бывшего кинотеатра (№ 102, фото Елены Барачевской). Автором идеи выступила местная жительница Валентина Бурлака. Идея вдохновила жителей, которые планируют покрыть и остальные стены здания другими эпизодами из этого «народного» мультика. Этот пример наглядно показывает, что образ Волка действительно вошёл в народную среду и повлиял на народную художественную культуру. Между тем сам мультфильм нельзя признать явлением собственно украинской культуры, он является лишь отражением и воспроизведением её.

Культовые герои мультфильма настолько популярны и любимы в народе, что в некоторых городах в честь них стоят памятники.

Первым из них стал бронзовый памятник счастью, или памятник «Щас спою.» с изображением Волка (скульптор Юлия Завьялова, литейщик Максим Петров, художник-консультант Леонтий Усов), который был открыт 5 октября 2005 г. на улице Шевченко в Томске (№ 103). Создатели скульптуры считают героя мультфильма персонажем, который наиболее полно выражает состояние счастья. Автором идеи выступил пресс-секретарь строительной компании ОАО «Томлесст-рой» А. Захаров, памятник был отлит на средства той же компании. В конструкцию памятника была вмонтирована электронная схема: если замкнуть на корпусе волка металлический контакт, расположенный у него на животе, волк произносит одну из восьми фраз из мультфильма («Щас спою!», «Бог в помощь!», «Ага, работа такая?», «Да шо ему сделается!», «Ну ты заходи, если что!» и др.). Через месяц после открытия памятника электронную начинку волка похитили, но она была быстро заменена новой, а для наблюдения за памятником установлена видеокамера.

Следующий по времени памятник был создан в Ангарске (Иркутская область) скульптором Михаилом Ивашко в 2007 г. (№ 104). Двухтонный стальной Волк представлен в тот момент, когда он с огромным от сытости пузом сидит под столом в хате. Когда Волка гладят по животу, он говорит: «Щас спою!» Кроме этой, Волк способен произносить и другие коронные фразы. Как видим, ход мысли

здесь тот же, что и у предыдущих создателей: полнота счастья и благополучия обеспечивается сытостью и беззаботностью.

Иной зрительный образ Волка воплощен в посёлке Бобровый Лог Красноярского края в 2008 г. (№ 105), создатель скульптуры неизвестен. Этот памятник представляет собой «Волка-спортсмена», который сидит на лавке в бейсболке, майке, шортах и драных кедах. Волк умеет также «говорить» — его словарный запас составляет девять фраз, которые он произносит каждому нажавшему на медаль, расположенную на его животе [Памятник Волку-спортсмену]. Этот памятник называют «родственником» волка из «Памятника Счастью, или Щас спою...», установленного в Томске, но на самом деле он отличается от томского и ангарского.

Зато памятник Волку, который появился в городе Белово Кемеровской области (№ 107), автор неизвестен, видимо, в 2015 г., композиционно и зрительно напоминает тот, который установлен в посёлке Бобровый Лог. Это тоже волк-«спортсмен», хотя Волк в мультфильме Назарова совершенно лишён как любого отношения к спорту, так и всех тех аксессуаров, которые сопутствуют ему на этих памятниках. «На аллее парка в Белове установили памятник волку из мультфильма "Жил-был пёс". Фотографии новой достопримечательности появились в соцсетях. Беловчане назвали памятник подарком городу. А один из пользователей рассказал, что изготовление и установка бронзового памятника знаменитому Волку осуществлены на средства частного лица.

Подобные памятники Волку в Красноярске и Томске называются памятниками счастья, поскольку именно этот мультипликационный персонаж наиболее полно выражает это состояние. Среди жителей Белова быстро сложилась легенда, что нужно потереть бронзовому волку пузо, чтобы и вы были счастливы» [В Белове появился памятник... , 2015].

Следует заметить, что все эти четыре памятника предполагают тактильное общение зрителя с персонажем. Зритель должен или нажать на медаль, или погладить волка по пузу, в ответ на что либо Волк произносит фразы из мультфильма, которые выражают счастье, либо зрителя, совершившего этот тактильный акт, ожидает счастье. Вообще такое общение зрителя с разными объектами является известной практикой, и многие видели натёртые до блеска носы, ладони и многие другие части скульптур людей и животных в разных странах мира. Волк как образ благорасположения и носитель (и гарант) счастья — таков итог его осмысления в народной среде.

Последняя по времени создания из известных нам скульптур по мотивам мультфильма «Жил-был пес» появилась в 2017 г. в Перми (№ 106). Фигуры Пса и Волка установила администрация ТЦ «Лето» в микрорайоне Пролетарский. «Мы долго думали, какую скульптуру нам хотелось бы установить для благоустройства территории. Был вариант поставить композицию, посвященную предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018, но остановились на "Жил-был пёс". Этот мультфильм очень любят и взрослые, и дети», — рассказали сотрудники торгового центра. Персонажи выполнены из бетона скульптором из города Верещагино. Высота скульптуры составляет почти 2 метра, она состоит из отдельных фигур — собаки и волка. В ближайшее время вокруг персонажей появится забор из прутьев. «Он будет почти такой же, как в мультфильме, когда сытый волк ломает забор со словами "Ну, ты заходи, если шо", — добавляют в администрации ТЦ. Скульптура установлена на улице Докучаева, 50л» [Семилейская, 2017]. Весьма примечательно, что все эти скульптурные изображения Волка были установлены в Сибири или на границе с ней (Пермь). Не рискуя без дополнительных материалов и при таких малых данных делать решительные обобщения, мы всё же можем предположить, что данный образ Волка соответствует представлению о «сибирском» мужском характере, грубоватом, но по-настоящему добром и честном. Скульптурные изображения

Волка в Европейской части России встречаются, но все они имеют частный характер; установление их принадлежит не обществу, а отдельным лицам. Скульптурные композиции с Волком и Псом или одного Волка устанавливаются и на частных рекреационных пространствах. Об одном из них, которое делается на заказ серийным образом, мы уже писали (№ 29—31). Известны и другие скульптуры (№ 111— 112; № 113, блог Дмитрия Деревореза).

Принципиально иной характер имеют скульптурные изображения Волка на Украине. Так как украинский народ воспринял мультфильм и его персонажей как воплощение своей национальности, то в Киеве 23 августа 2013 г. состоялось торжественное открытие деревянной скульптурной композиции винницкого скульптора Владимира Заяца в честь героев мультфильма «Жил-был пёс» (ул. Гончара 15/3, пересечение со Сретенской). Композиция представляет собой фигуры собаки и волка, которые сидят под накрытым столом (№ 108). Осенью того же 2013 г. в селе Свя-топетровское Киево-Святошинского района установили ещё одну скульптурную композицию, которая состоит из сидящего на постаменте Волка и стоящего рядом Пса. Композиция дополнена стилизованным плетнём (№ 109) [Максимец]; ср., впрочем, другое расположение памятника (№ 110). Как видим, на Украине представлен не один Волк, но вместе с Псом, и более того — всегда в контексте национального свадебного застолья, сопровождаемого национальными песнями и плясками, блюдами национальной кухни, изображением людей в национальных костюмах.

19 декабря 2014 г. Национальный банк Республики Казахстан выпустил в обращение серебряную монету номиналом 50 тенге из серии «Сказки народов Казахстана» (№ 114). На оборотной стороне монеты изображены персонажи украинской народной сказки, а также надпись на украинском языке «Орко», год чеканки: «2014» и знак Казахстанского монетного двора. Таким образом, данное изображение следует трактовать как признание образов мультфильма Назарова наиболее адекватным воплощением украинской идентичности.

Для Островов Кука с 2008 по 2013 г. Россия в качестве рекламной акции выпустила несколько серий монет с изображениями персонажей из 26 советских мультфильмов или мультсериалов. Формальным поводом стал юбилей киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», которая была создана 10 июня 1936 г. и которой исполнилось в 2011 г. 75 лет. Острова Кука были формальным эмитентом и получили за это какие-то деньги, так же как и «Союзмультфильм». Монеты выпускались номиналом 5 и 25 долларов. Две монеты посвящены мультфильму «Жил-был пёс» [Россия на монетах других стран, 2018] (№ 115).

В ходе наших наблюдений выявляется, что герои мультфильма ассоциируются (что и естественно, конечно) в первую очередь с мужским полом. Одежда и сувениры адресованы в основном мужской аудитории. Даже при рекламе продукции в Интернете, под объектом с изображением знаменитых героев стоят подписи «подарки для мужчин». Те же самые автомобильные наклейки адресованы потребителю-мужчине. Совершенно очевидно, что такие ассоциации вызывают главные герои мультфильма, которые имеют брутальный и чисто «мужицкий» образ, особенно Волк. В этом смысле весьма показателен один из мемов, обыгрывающий популярный вопрос Волка (№ 116), и изображение Волка и Пса как двух «братанов» 1990-х гг. с характерной надписью «Эй-гей-гей / рождённые в СССР» (№ 117).

К тому же образ Волка, как он представлен в мультфильме Э. В. Назарова, имеет определённую привязку к застолью и алкоголю. Фрагмент мультфильма с обжорством под столом вызывает именно такие ассоциации. Даже сам Э. В. Назаров в одном из интервью вспоминал: «В голове тогда почему-то крутилась невесть откуда взявшаяся единственная и не слишком "трезвая" фраза "Щас спою!"» [Балахнин]. Поэтому в сувенирной продукции часто можно встретить рюмки, бутылки для алкоголя и вдобавок ко всему этому войлочную шапку для бани.

Между тем среди мастеров, которые изготавливают разные предметы с изображением Волка и Пса, нередко встречаются женщины. В сети Instagram существует магазин «Любезница. Бижутерия и подарки ручной работы». Автором работ является Евгения Булавко из белорусского города Гомель. Молодая женщина создаёт композиции на посуде из полимерной глины и бижутерию. В её работах неоднократно встречается сюжет знаменитого мультфильма (№ 44).

С полимерной глиной работает и Ольга Букина (33 года, Павлодар, Казахстан). Букина по образованию бухгалтер, но занимается вязанием и изделиями из полимерной глины. С детства увлекалась лепкой, и хотя её основное образование бухгалтер, она нашла своё дело в создании украшений. Среди её работ несколько раз встречались серёжки в виде Волка (№ 101). На наш вопрос, как у неё появилась идея сделать такие серьги, О. Букина ответила: «Люблю этот мультик и, как оказалось, заказчица тоже. Изначально поступил заказ от клиентки на серьги в виде волка, сошлись именно на этом персонаже. Он такой харизматичный, ну как его не лепить? После выложила, и люди начали просить повторить украшение». Здесь и автор работ, и потребители — женщины.

Между собакой и волком

Мультфильм Э. В Назарова называется «Жил-был пёс». Название это авторское, оно появилось под воздействием цензуры, но и первоначальное авторское название «Собачья жизнь» выдвигало на первый план образ Пса. В современном же народном сознании главным персонажем мультфильма оказался, как мы уже видели, Волк. Следует разобраться, почему это произошло.

Как мы уже заметили, Э. В. Назаров контаминировал в сюжете мультфильма два фольклорных сказочных сюжета. Вообще оба эти сюжета являются международными, и оба были зафиксированы уже А. Аарне в его указателе сказочных сюжетов: «100. Der Wolf vom Hunde zu Gast gebeten singt: hat zu viel getrunken; singt, trotzdem es der Hund ihm verbietet; wird getötet»; «10 1. Der alte Hund als Retter des Kindes (Schafes): die Verabredung des Wolfes und des Hundes; der Wolf raubt das Kind und lässt es sich vom Hunde abjagen; der Hund erhält sein Gnadenbrot (Grimm No. 48)» [Aarne, 1910: 5]1. Эти сюжеты относятся к группе сюжетов «Дикие и домашние животные».

Большинство этих сюжетов посвящено разного рода соревнованиям диких животных с домашними, при этом обычно побеждают домашние, более слабые животные, 22 сюжета:

—100** Собака зовет лису в гости: заманивает в курятник; хозяин убивает ее; —101*** Верная собака: не пускает волка в хлев; 102 Собака (лиса) — сапожник волка: требует материал для сапог и съедает корову, свинью, барана, которых ей приносит волк; 103 (103А и 103А*) Кот и дикие животные: лиса выдает кота за сильного зверя; звери хотят кота задобрить, но, напуганные его видом и повадками, разбегаются (103А — Кот — муж лисы; 103А* — Кот объявляет себя царем зверей и получает от них царскую еду); 103С* Старый осел встречает медведя (волка): они состязаются; осел пугает медведя, показав ему свою подкову («царскую печать»); 104 Война домашних животных с дикими: кот поднимает хвост, звери думают, что это ружье, рога барана принимают за две сабли, клюв петуха — за нож во рту и т. п.; в страхе убегают; 105 Единственное умение кошки: она спасается от опасности на дереве; лиса (заяц) знает сто хитростей, но всё же поймана; 113* Похороны кота (кошки): мнимо умершего кота мыши хоронят; перед погребением

1 100. Волк, приглашённый собакой в гости, поёт: слишком много выпил; поёт, хотя собака ему запрещает, а его убьют; 101. Старая собака как спаситель ребенка (овцы): назначение волка и собаки; волк крадет ребенка и позволяет собаке прогнать себя; собаку в благодарность начинают кормить (Гримм № 48) (нем.).

он «оживает» и ловит мышей; — 113Е* Мыши и кот: мыши пытаются повесить спящему коту звонок на шею; кот просыпается, ловит мышей; 118 Лев и лошадь: лев боится лошади, так как в состязании с ним она копытом выбивала искры из камня; медведь (волк) грозится съесть лошадь, лев его душит; 122А=47В=АА 122 Волк-дурень: голодный волк поочередно встречает различных животных, хочет их съесть; соглашается подождать, когда лошадь покажет паспорт, свинья — окрестит детей и пр.; волк остается голодным или погибает; 122С Овцы (свиньи) просят волка спеть: тот начинает выть; прибегают люди с собаками и бьют волка; 122D Пойманный волком заяц (перепелка): обещает привести ему более желанное животное; 122М* Баран (козел) соглашается прыгнуть в пасть волка: разбегается и ударяет волка в лоб рогами, волк падает, баран убегает; 122№ Волк хочет стать начальником: баран (осел), убедив волка не есть его, а стать начальником (управляющим), ведет к мужикам, и те расправляются с хищником; 123 Волк и козлята: в отсутствие матери волк съедает козлят; младший козленок спасается и всё рассказывает; коза распарывает волку брюхо, откуда выходят козлята; 125 Напуганные волки: бегут от барана, показывающего из мешка волчью голову; 126А*— АА 126* Напуганные волки: бегут от барана (козла, кота и др.), который угрожает их съесть, падает на них с дерева; —126** Бык и волки: быка не пугают один и даже пять волков, но когда пять волков отправляются искать шестого, бык трусит; волки приходят к нему во двор, домашние животные (конь, козел, баран, петух) помогают их прогнать; —129* Лиса хочет разводить кур: два кота сгоняют «наседку» с яиц, съедают их; 130, 130А, 130В=АА 130 Зимовье (ночлег) животных: бык, кабан, петух прогоняют волка (медведя, разбойников), пытающихся проникнуть в их дом (в дом, занятый ими) (130А — Животные строят дом; 130В — Животные убегают от угрозы смерти в лес); — 130*** Петух, кот и утка: изгоняют в лес медведя, занявшего избу старухи; поселяются в избе вместе со старухой; —130В* Вол, баран и петух: бегут в лес после того, как узнали о грозящей им смерти; в лесу пугают насмерть медведя; их хозяину достается его мясо; —141* Конь и волк: спорят, кто лучше; волк насмехается над тощим конем, конь отвечает: «Зато меня все любят и жалеют, а тебя ненавидят» [Сравнительный указатель сюжетов, 1979: 66—76].

И гораздо реже побеждают дикие животные, 9 сюжетов:

—101** Вероломные волки: заманивают собак в лес и раздирают их; 106* =АА *106 Волк и свинья: свинья наталкивается на волка, просит отпустить её, волк съедает её или поросенка; 111А Волк и ягненок: волк несправедливо обвиняет ягненка и съедает его; —113Б* Мышь идет на свадьбу: кот ловит её; вынудив кота раскрыть рот, мышь убегает; —113Б* Мышь обманывает котенка: предлагает ему игру («Кто кого догонит»); котенок по неопытности упускает мышонка; мать-кошка наказывает его за нерасторопность; —117** Нарушенная дружба собаки и кота с волком: волк показывает собаке и коту, как надо охотиться, кормит их; опасаясь волка, собака и кот убегают от него, когда он спит; волк отыскивает собаку и съедает ее; —117А* Старая лошадь дружит с медведем: слабая лошадь никогда не ложится, так как потом не сможет подняться; медведь уговаривает ее лечь; задирает лошадь («Если ты, старая, не можешь встать, тебе не следует и на свете жить»); —130С* Собака, кот, гусь и человек идут в лес, уговариваются стоять друг за друга; при встрече с медведем разбегаются; собака погибает; —136* Слепой кот: получает свидетельство от льва, звери делятся с ним добычей; лиса заманивает кота в капкан, отбирает у него свидетельство, пользуется им [Сравнительный указатель сюжетов, 1979: 66—76].

Во всех этих сюжетах не важно, о чём именно идёт спор, как решается конфликт, важно только, что культурное, одомашненное и поэтому более слабое животное выигрывает у дикого, неприручённого и поэтому более сильного животного. Цивилизация побеждает природу, что в период формирования сказочных сюжетов осмыслялось человеком как бесспорное благо.

Л. З. Колмачевский относил изучаемые нами сюжеты о Волке к общему сюжету «Волк-дурень», видя в них объединяющий мотив проигрыша неразумного дикого животного перед животным домашним, культурным [Колмачевский, 1882: 139—151]. Вместе с тем он считал, что все варианты этого сюжета восходят к басне Эзопа «Собака и волк», хотя она, как и басня Л. Н. Толстого «Волк и собака», показывает Волка вовсе не «дурнем», а вполне разумным животным. Однако если у Эзопа и Толстого Волк и Собака представляют разные точки зрения, одна из которых предпочтительнее другой, то рассматриваемые нами сюжеты исключают соревновательность между Псом и Волком, ни один из них не проигрывает и не выигрывает.

Среди сказок о животных есть ещё один сюжет, который посвящён, как и наши сюжеты, не соперничеству, а сотрудничеству дикого и домашнего животного: —140* Собака и дикая свинья: собака указывает свинье путь к спелой кукурузе, а та подсказывает ей, где лучше поживиться на поле [Сравнительный указатель сюжетов, 1979: 76]. Однако наши сюжеты гораздо ярче раскрывают оппозицию освоенного и «чужого» пространств, культуры и «дикости». Волк и собака — очевидные родственники, но они прямо противоположны по отношению к человеку: один исконный и постоянный враг, другой — непременный и вернейший друг.

Эта оппозиция нашла выражение к поговорке пора меж волка и собаки. Словари указывают только один пример применения этой поговорки в русском языке — в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки,

А почему, не вижу я [Пушкин, 1937: 93].

Между тем известны и другие примеры из XIX в.: «После обеда, когда началось смеркаться, во время, называемое между собакою и волком» [Вульф, 2016: 61].

Это поговорка попала к нам из французского языка (entre chien et loup), но сформировалась ещё в античности. Она означала сумерки, тот промежуток времени, когда надо выпустить сторожевых собак, так как вскоре после этого из леса появятся волки: «Intra horam vespertinam, intra canem et lupum» (В час вечерний между собакой и волком) [Михельсон, 1912: 670]. Совершенно очевидно, что в античности оппозиция культуры и дикости воспринималась гораздо острее, чем в более позднее время, поскольку волки то и дело подбирались к жилью человека и собака была нужна для охраны жилища. Ясно, что в современных произведениях эта поговорка утрачивает свой конкретный смысл, как в романах Саши Соколова «Между собакой и волком» (1980) и А. З. Синельникова «Пора меж волка и собаки» (у последнего автора явно не по первоисточнику, а вслед за Пушкиным)2.

Итак, «между собакой и волком» лежит совсем небольшой промежуток времени: не успеешь выпустить одну, как появляется и другой. И так же буквально встык друг за другом следуют герои мультфильма. Кто такой ^рко/Серко?

Как свидетельствует словарь украинского языка, Орко — это «собака серой масти». Ср. также: сгркувати — «мазать стены полубелой глиной перед окончательным белением» [Словарь украшсько1 мови, 1909: 128]. Но серый — постоянный эпитет волка или прозвище волка в народно-поэтической традиции, ср. пословицы и поговорки: «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»; «Не всё, что

2 Вся эта проблематика имеет чисто внешнее отношение к исследованию, автор которого взял известное культурное противопоставление собаки и волка и применил его для укрепления своего достаточно произвольного историко-культурного построения [Михайлин, 2003] (см. также первую публикацию: [Михайлин, 2001].)

серо, волк» [Даль, 1863: 205—206]. Эту традицию переняла и профессиональная литература [Зеленецкий, 1913: 21] (см. также в украинском языке: сгрман — «серый волк» [Словарь украшсько! мови, 1909: 128]). То есть сказка называется «Серко», потому что она о собаке, но само слово содержит указание на волка. Между тем народная традиция чётко разделяет волка и собаку: «Променял серка на волка»; «Ни волк, ни пёс»; «Куда соваться в волки, коли хвост собачий»; «Волка на собак в помощь не зови, неприятеля на друга» [Даль, 1863: 205].

Народная сказка называется «Серко», авторский мультфильм «Жил-был пёс» («Собачья жизнь»), а современный народ признал главным героем не Пса, а Волка. Впрочем, в такой переакцентовке «виноваты» создатели мультфильма, потому что почти все ключевые фразы, которые могли стать пословицами, принадлежат Волку, а не Псу. Собака в быту современного человека играет очень важную роль. Но мы уже заметили, что Пёс сам по себе, без Волка, не появляется ни на одном изображении, ни на одном объекте, связанном с мультфильмом. Мы ещё можем найти изображения героев-украинцев или украинские пейзажи, но Пса мы не находим нигде. Даже на казахстанской монете «С1рко» изображены оба героя, а монеты, выпущенные для островов Кука, должны восприниматься в комплекте друг с другом.

Совершенно очевидно, что такое новое восприятие волка могло сформироваться только тогда, когда сказка о животных перестала быть рассказом о реальных животных, воспринимаемых не только как первопредки, но и как соседи и неприятели человека. В 1970—1980-е гг. волк мог забежать на окраину деревни в европейской части Советского Союза, но он перестал быть каждодневной угрозой для крестьянина. Зрители мультфильма, большей частью городские жители, видели волка только в зоопарке; живьём они его не встречали. Волк стал условным сказочным героем, а не обыденной реальностью. Именно поэтому он оказался таким симпатягой, каким ещё сто лет назад его никто не мог бы воспринять. Старая мифология волка была утрачена, поэтому легко начала сформироваться новая.

Первая волна этой новой мифологии относится к 1970-м гг., когда стали появляться выпуски мультипликационного сериала «Ну, погоди!» В. М. Котёночкина (1969—1986, более поздние выпуски сериала других режиссёров: 1993—1994, 2005— 2006) — не порождали культ, а сами спекулировали на сложившемся культе. Однако Волк в «Ну, погоди!» ещё напоминал образ волка традиционной культуры, проигрывая более слабому зайцу; ср. сюжет, в котором пойманный волком заяц (перепелка) обещает привести ему более желанное животное (122D). Каждая победа зайца — это преодоление страха зрителя мультсериала перед сильным и хитрым зверем.

Э. В. Назаров же, опираясь в сюжете на традиционную сказку, изображает своего Волка так, что зритель не вспоминает длинный шлейф волчьих преступлений «против человечности» и видит волка как бы впервые. Персонажи мультфильма, украинские крестьяне, знают традиционного волка, поэтому боятся его и стремятся его убить; Пёс получает от своих хозяев награду за то, что сумел одолеть волка. Зрители видят Волка хорошим, в сущности добрым мужиком, готовым помочь другому, когда тот попал в беду. И если он наделён какими -то недостатками, то точно такими же, какими наделены мы все. Волк Назарова — один из нас, наш парень. Именно этим он и отличается от волка Котёночкина. Когда мы смотрим «Ну, погоди!», мы сочувствуем зайцу. Когда мы смотрим «Жил-был пёс», мы сочувствуем Волку. Именно этим он и покорил всех нас, став мифом о нас самих3.

3 Дополнение. Пока статья готовилась к печати и ждала своей очереди, жизнь продолжала идти вперед. За это время мы нашли новые материалы, которые не изменяют нашу концепцию, но не поделиться которыми было бы неразумно. Ниже мы представляем эти материалы (№ 118—121, фото А. А. Неретиной, № 122, фото М. В. Строганова).

Ил. 5, 6

Ил. 15, 16, 17

Ил. 24, 25

Ил. 26, 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ил. 28, 29

Ил. 30, 31

Ил. 40, 41

Ил. 65, 66

Ил. 67. https://www.tiktok.eom/@multik v trende/video/6921263408620883201

(видеоролик из TikTok'a)

AoS^oc yi^of

Ил. 68. https://i.pinimg.eom/236x/9f/06/6e/9f066ee9b0d5219e5b00bea017144211.jpg?nii=t

(видеоролик из TikTok'a)

Ил. 76, 77, 78

Бог в помощь!...

ну ты это

пиши, звони если шо

Ил. 79, 80, 81

Ил. 82, 83

Ил. 84

Ил. 85. https://thumbs.gfVcat.com/ClassicTheseGermanspitz-max-1mb.gif Ил. 86. https://99px.ru/sstorage/86/2016/05/image 860805161121374546603.gif Ил. 87. https://99px.ru/sstorage/86/2016/05/image 86140516063304763914.gif

Ил. 95, 9б, 9?

Ил. ll6, ll?

Ил. 121, 122

Список иллюстративных материалов № 1—4, фото А. А. Неретиной

№ 5, https://embracing.space/system/media_attachments/files/000/005/999/original/

a19bac0a3764895a.jpeg?1544693562 № 6, https://i.pinimg.com/originals/48/1a/41/481a414ef06b16129072abc801a96f77.jpg № 7, https instagram. com/p/CJeAJwGJdGe/?utm_source=ig_web_copv_link

№ 8, https://images.ru.prom.st/194137914_w700_h500_prikolnava-futbolka-tv.jpg № 9, https://images.wbstatic.net/big/new/9210000/9217767-2.jpg № 10, https://the-flow.ru/uploads/images/catalog/element/5d838da7b6a37.jpg № 11, https ://img06. rl0.ru/afisha/e1200x600i/daily.afisha. ru/uploads/images/e/bd/ebd9427d47e8

a6720be9e036ce09c5f0.png № 12, https://blackstar-wear.com/product/p6707-219/

№ 13, https://vandex.ru/images/search?rpt=imageview&from=tabbar&text=&cbir_page=similar& url=https%3A%2F%2Favatars.mds.vandex.net%2Fget-images-cbir%2F2403440%2FOCJvKV vnocIrCCdo3mxq5w8636%2Forig&cbir_id=2403440%2FOCJvKVvnocIrCCdo3mxq5w8636 &pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fa.d-cd.net%2F676df65s-1920.jpg № 14—25, фото М. Строганова, Тверь, лето 2020 № 26, фото Т. Курбатовой, Подмосковье, лето 2020 № 27 фото М. Строганова, Хайфа, лето 2021 № 28, 29, https://hozotdel.ru/product/zhil-byl-pes-zakhodi-esli-che/

№ 30, https://hozotdel.ru/wa-data/public/shop/products/96/53/5396/images/12243/12243.650@2x.jpg № 31, http://30r.biz/images/st/gol/pon/02/196/00s.jpg

№ 32, https://www.tatar-inform.ru/resize/shd/images/uploads/news/2018/8/31Z0117.jpg № 33, Александрия, парк Тараса Шевченко https://www.myalexandriya.com/news/arhiv/v-

aleksandrii-v-parke-shevchenko-poyavilos-2/ № 34, https://lh3.googleusercontent.com/proxv/K64ADGUWoxEmDo5LoJr9f9PK5O4vbcV2S-

aB0-4Huavm-7v-4atX6O2CvS1KweuggRspTg9desvZJKhc6BF2u8wrarH0V-dR=s0-d № 35, https://progoroduhta.ru/userfiles/picitem/img-18707-15561049391776.jpg № 36, https ://www. instagram. com/p/CJIm-wrDtro/?utm_source=ig_web_copv_link № 37, https ://www. instagram. com/p/CIdEDHnHqQH/?utm_source=ig_web_copv_link № 38, https://www.instagram.com/p/CJOY-m2guG_/?utm_source=ig_web_copy_link № 39, https ://www. instagram. com/p/Bw-UtmzlDFS/?utm_source=ig_web_copv_link № 40, фото А. Щербаковой, Подмосковье, лето 2020

№ 41, https://sun9-35.userapi.com/impg/EbQYnqYpFfpIKzLr7a5dwh4o3w3SWoQk6di33Q/ FVIDmtgdqOY.jpg?size=322x480&qualitv=96&sign=df29841000b80c01ead880d8220d7215 &type=album

№ 42, https://sun9-27.userapi.com/Kcib0gqGP_2ok2fG8tDXaXRa2cJ7eDBRmOmHqQ/

CWUEPbza81Q.jpg № 43, https://printonator.ru/static/store/273/pic/pic1white.jpg

№ 44, https ://www. instagram. com/p/CDBgKguFhZU/?utm_source=ig_web_copv_link № 45, https://www.instagram.com/p/B8HDRONFZXc/?utm_source=ig_web_copy_link № 46, https ://www. instagram. com/p/CB5WoDPDnXq/?utm_source=ig_web_copv_link № 47; https://www.livemaster.ru/item/37515190-sumki-i-aksessuaIy-sumka-shopper-ty-zahodi-

esli-chto-ruchnaya; фото с сайта удалили, осталась только подпись к нему № 48, https://cs9.pikabu.ru/post_img/2017/10/01/0/150680581712801653.jpg № 49, https ://www. instagram. com/p/CHveQLXsvRv/?utm_source=ig_web_copv_link № 50, https://www.instagram.com/p/CILJ1Rns9rL/?utm_source=ig_web_copy_link № 50, bulgakov_handmade, ссылка удалена

№ 51, https://cs6.livemaster.ru/storage/91/61/e68f20e4b5042510b3a09c793eeo.jpg № 52, https://www.livemaster.ru/item/38867810-dlva-doma-i-interera-volk-i-pes-derevvannye-elochnye-igrushki

№ 53, https ://www. instagram. com/p/CHaykcgldh4/?utm_source=ig_web_copy_link № 54, https://www.instagram.com/p/CGzjK8lBHGj/?utm_source=ig_web_copv_link № 55, https://www.instagram.com/p/CJB2OR3nTip/?utm_source=ig_web_copy_link № 55а, https://sun9-18.userapi.com/c855220/v855220316Z82a57Z47GK4wFAG5s.jpg № 56, https://crosti.ru/forum/view/3162/1

№ 57, https://www.instagram.com/p/BXYV71UhIei/?utm_source=ig_web_copv_link

№ 58, https://all-t-shirts.ru/goods_images/ru124914I100068a372a1056fe9c5d45271e4002454c8.jpg № 59, https ://www. instagram. com/p/CGrg3ZFHzjp/?utm_source=ig_web_copy_link № 60, https ://www. instagram. com/p/BjjXwtmhAox/?utm_source=ig_web_copy_link № 61, https://www.instagram.com/p/B_7HUp_gKwi/?utm_source=ig_web_copy_link № 62, https ://www. instagram. com/p/BtTL_5yHW5n/?utm_source=ig_web_copy_link № 63, https://www.meme-arsenal.com/memes/dc6ed9d21824f3e39073daba36a434bc.jpg № 64, https://www.meme-arsenal.com/create/meme/2557168 № 65, https://c.radikal.ru/c33/1912/c5/1f0d4c51ccd3.gif № 66, https://www.meme-arsenal.com/create/template/27952 № 67, https://www.tiktok.com/@multik_v_trende/video/6921263408620883201 № 68, https://i.pinimg.com/236x/9f/06/6e/9f066ee9b0d5219c5b00bea017144211 .jpg?nii=t № 69, https://vm.tiktok.com/ZSJtukAMX/

№ 70, https://cs2.livemaster.ru/storage/99/33/4c9dabc94ebfa7e8451d3d35dfi1 --kukly-i-igrushki-

volk-igrushka-zhil-byl-pes.jpg № 71, https://i.pinimg.com/originals/19/53/e5/1953e5033f4ac7147a97c87ecaf0ff5d.jpg № 72, https://sun9-7.userapi.com/c855728/v855728179/10ad20/iJGk6Qk6MaA.jpg № 73, https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2014/08/! 1/11/1407781329_2137970188.jpg № 74, https://cs11.pikabu.ru/post_img/big/2020/05/15/9/1589557791166767234.jpg № 75, https://i.pinimg.com/originals/3d/7f/8d/3d7f8d5fc0174ba54229b250696a13e2.jpg № 76, https://ufatime.ru/news/2020/06/10/glava-bashkirii-ocenil-raskrashennye-transformatornye-budki-v-neftekamske/

№ 77, https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/351/109351547_yumor_vuysh.jpg № 78, https://i.pinimg.com/originals/6d/5d/d9/6d5dd9b10fb052597483d7b878b19037.jpg № 79, https://www.meme-arsenal.com/memes/71161486e911048234554afe47d2de0c.jpg № 80, https://otvet.imgsmail.ru/download/43024209_8a88d904933987f85b0304b6773aed1f_800.jpg № 81, https://www.meme-arsenal.com/memes/24fe18cef25d9b77d3fdd82967dea10d.jpg № 82, https://sun9-22.userapi.com/76Y58FJ2jXFnjvS6NOFE5nk5PnWxMKpASAT-rg/

ZnEnA1lgTJk.jpg

№ 83, https://myrussia.life/upload/post/2018/09/13/7511/gallery/4192uuu-155314850-orig.jpg № 84, http://risovach.ru/kartinka/6975549

№ 85, https://thumbs.gfycat.com/ClassicTheseGermanspitz-max-1mb.gif № 86, https://99px.ru/sstorage/86/2016/05/image_860805161121374546603.gif № 87, https://99px.ru/sstorage/86/2016/05/image_86140516063304763914.gif № 88, Москва, ул. Арбат, 24.10.2020, фото А. Неретиной № 89, Петрозаводск. 10.10.2021, фото А. Неретиной

№ 90, https://cs2.livemaster.ru/storage/fc/36/b81ab37e272b632c6e0b2c54c2kx--ukrasheniya-

brosh-volk-multiplikatsionnyj -geroj .jpg № 91, https://i3.stat01 .com/1/7107/71064761/075a3e/opyt-i-alkogol-volk-i-pes.jpg № 92, https://www.instagram.com/p/Bx0CJo0i57b/?utm_source=ig_web_copy_link № 93, https://s.mediasole.ru/cache/content/data/images/1444/1444627/igor1-16021914380438_25.jpg № 94, https://s.mediasole.ru/cache/content/data/images/1444/1444626/igor1-16021914380438_24.jpg № 95, https://tn.fishki.net/26/upload/po st/2017/11/28/2442838/f8f374d97de345ce23535d221474e 50e.jpg

№ 96, https://drawinks.com/upload/resize_cache/iblock/e17/1000_800_1/e17d9bf2223ae3ee

81f46653e47311b6.jpg № 97, https://www.instagram.com/p/B7rFbjHI_mj/?utm_source=ig_web_copy_link № 98, https://www.instagram.com/p/CANcBT3K9YB/?utm_source=ig_web_copy_link № 99, https://www.instagram.com/p/CJQJBrfhMAm/?utm_source=ig_web_copy_link № 100, https://www. instagram. com/p/BNpdh62j Jo -/?utm_source=ig_web_copy_link № 101, https://www.instagram.com/p/BsSzSB0DDK3/?utm_source=ig_web_copy_link № 102, https://www.brd24.com/up/iblock/b3b/b3bcd4966fb9ee14d4dbaa5e7ec52129.jpg № 103, https://sun9-49.userapi.com/c5283/u1982291/-6/x_79162377.jpg № 104, https://ribalych.ru/wp-content/uploads/2017/04/zhil-byl-pes_010-768x600.jpg № 105, https://r4.mt.ru/r19/photoBD6C/20791676375-0/jpg/bp.jpeg № 106, https://www.perm.kp.ru/daily/26760/3790840/

№ 107, http://user.vse42.ru/files/P_S1280x720q80/Wnone/ui-55c026a6905d83.15139427.jpeg № 108, https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9f17fde627d3c1a7ebb89ad1aea2ba4f&n=13

№ 109, 110, https://vk.com/bogvpomosch?z=photo-5372795_355563686%2Falbum-5372795_ 53499909%2Frev

№ 111, https://vk.com/bogvpomosch?z=photo-5372795_355563671%2Falbum-5372795_

53499909%2Frev; № 112, https://www.derevorez.ru/blog/entrv/skulpturnava-rezba.html № 113, блог Дмитрия Деревореза, https://www.derevorez.ru/blog.html № 114, https://cdn1.ozon.ru/multimedia/1014452531.jpg № 115, https://shop.conros.ru/pictures/big/975080.jpg

№ 116, https://vk.com/bogvpomosch?z=photo-5372795_144715537%2Falbum-5372795_53499909% 2Frev

№ 117, https://vk.com/bogvpomosch?z=photo-5372795_355562516%2Falbum-5372795_53499909% 2Frev

№ 118, Дорожное кафе. Трасса Архангельск-Онега. 08.08.2021. Фото А. А. Неретиной № 119, Куршская коса. 25.08.2021. Фото А. А. Неретиной № 120, Петрозаводск. 09.10.2021. Фото А. А. Неретиной № 121, Сортавала. 08.10.2021. Фото А. А. Неретиной № 122, Тверь 30.09.2021. Фото М. В. Строганова

Список источников

Асенин С. В. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликации социалистических стран. М.: Искусство, 1986. 288 с.

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М.: Изд. К. Солдатенкова, Н. Щепкина, 1855. Вып. 1.

Балахнин С. «Жил-был пёс»: шедевру отечественной анимации — 35 лет // Читинское обозрение. URL: https://obozrenie-chita.ru/article/zhil-byl-pyos (дата обращения: 02.03.2021).

В Белове появился памятник волку из мультфильма «Жил-был пёс» // Обдепо: журнал о жизни в Кузбасе. 2015. 4 августа. URL: https://sibdepo.ru/news/v-belove-poyavilsya-pamyatnik-volku-iz-multfilma-zhil-byl-pyos.html (дата обращения: 02.03.2021).

Веселые человечки: культурные герои советского детства: сборник статей / сост., ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 536 с. (Новое литературное обозрение. Научное приложение; вып. 74).

Вульф А. Н. Дневник 1827—1842 годов. Любовные похождения и военные походы. М.: АСТ: CORPUS, 2016. 464 с.

Глава Башкирии оценил раскрашенные трансформаторные будки в Нефтекамске. 2020. URL: https://ufatime.ru/news/2020/06/10/glava-bashkirii-ocenil-raskrashennye-transformatornye-budki-v-neftekamske/ (дата обращения: 02.03.2021).

Губкина К. У входа в ухтинский парк появилось граффити с известным волком. 2019. URL: https://m.progoroduhta.ru/news/18707 (дата обращения: 02.03.2021).

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка СПб.; М.: Тип. А. Семена, 1863. Ч. 1: А—З. 627 с.

ЗеленецкийА. Эпитеты литературной русской речи. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1913. Ч. 1. IX, 200 с.

«Жил-был пёс»: история создания мультфильма // Мультпанорама. 2018. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfa6c8b75a38d00a93102b5/jilbyl-pes-istoriia-sozdaniia-multfilma-5bfad5ef06d7e800ab30761e (дата обращения: 02.03.2021).

Колмачевский Л. Животный эпос на Западе и у славян. Казань: Тип. Императ. ун-та, 1882. VIII, 317 с.

Максимец С. Жить в Святопетровском: церкви, парк и много праздников / фото О. Сошенко. URL: https://project.weekend.today/sputnik_svatopetrovskoe (дата обращения: 31.05.2021).

Михайлин В. Между волком и собакой: героический дискурс в раннесредневековой и советской культурных традициях // Новое литературное обозрение. 2001. № 47. С. 278—320.

Михайлин В. Между волком и собакой: героический дискурс в раннесредневековой и советской культурных традициях. Саратов: ЛИСКА, 2003. 52 с. (Тр. семинара «Простран-ственно-магистические аспекты культуры»; вып. 3).

Михельсон М. И. Русская мысль и речь: своё и чужое: опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний. СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1912. 1046, 103 с. Посмертное изд.

Мухаметдинова Э. В Набережных Челнах волк из мультфильма «Жил-был пес» рекламирует алкоголь. 2018. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/v-naberezhnyh-chelnah-volk-iz-multfilma-zhil-byl-pes-reklamiruet-alkogol-624691 (дата обращения: 02.03.2021).

Народные южнорусские сказки / изд. И. Рудченко. Киев: Тип. Е. Фёдорова, 1869. Вып. 1. 219 с.

Памятник Волку-спортсмену. URL: https://apartos.ru/krasnoyarsk/landmarks/krasnoyarsk-445-pamyatnik-volku-sportsmenu.html (дата обращения: 02.03.2021).

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. Л.: Изд-во АН СССР, 1937. T. 6. 697 с.

Россия на монетах других стран. 75 лет студии Союзмультфильм. 2018. URL: https://turbina.ru/blogs/view/Rossiya-na-monetakh-drugikh-stran-75-let-studii-Soyuzmultfilm-103231/ (дата обращения: 02.03.2021).

Самые необычные работы российских тату-мастеров (20 фото). 2017. URL: https://fishki.net/2442838-samye-neobychnye-raboty-rossijskih-tatu-masterov.html (дата обращения: 02.03.2021).

Семилейская Т. В Перми установили памятник персонажам «Жил-был пес» // Текст: новости Перми. 2017. 11 ноября. URL: https://www.chitaitext.ru/novosti/v-permi-ustanovili-pamyatnik-personazham-zhil-byl-pes/ (дата обращения: 02.03.2021).

Словарь украшсько! мови. Зiбрала редакця журнала «Юевская старина»: упорядкував, з до-датком власного матерiялу, Борис Гр^енко. Кшв, 1909. Т. 4: Р—Я. 571 с.

«Союзмультфильм» и Black Star Wear выпустили коллекцию одежды. 2019. URL: https://daily.afisha.ru/news/30596-soyuzmultfilm-i-black-star-wear-vypustili-kollekciyu-odezhdy/ (дата обращения: 02.03.2021).

Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Строганов М. В., Строганова Е. Н. Актуальные вопросы народной художественной культуры: монография. М.: Рос. гос. ун-т им. А. Н. Косыгина, 2020. Вып. 1: Фольклор и массовая культура. 173 с.

Фольклор XXI века: герои нашего времени: сборник статей / сост. М. Д. Алексеевский. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2013. 352 с.

Aarne A. Verzeichnis der Märchentypen. Helsinki: Suomalaisen Tiedeakatemian Toimituksia, 1910. 78 р.

References

Aarne, A. (1910) Verzichnis der Marchentypen, Helsinki: Suomalaisen Tiedeakatemian Toimituksia.

Afanasev, A. N. (1855) Narodnye russkie skazki [Folk Russian fairy tales], iss. 1, Moscow: Izdanie K. Soldatenkova i N. Schepkina.

Asenin, S. V. (1986) Mir multfilma: Idei i obrazy multiplikatsii sotsialisticheskih stran [The world of cartoon: ideas and images of animation of socialist countries], Moscow: Iskusstvo.

Dal', V. (1863) Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the living great Russian language], pt. 1: A—Z, St. Petersburg, Moscow: Tipografiya A. Semena.

Fol'klor XXI veka: Geroi nashego vremeni: sbornik statej (2013) [Folklore of the XXI century: Heroes of our time: collection of articles], Moscow: Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora.

Kolmachevskiy, L. (1882) Zhivotnyy epos na Zapade i u slavyan [Animal epic in the West and among the Slavs], Kazan: Tipografiya Imperatorskogo universiteta.

Kukulin, I., Lipovetskiy, M., Mayofis, M. (eds) (2008) Veselye chelovechki: Kulturnye geroi sovetskogo detstva: Sbornik statey [Merry little men: Cultural heroes of Soviet childhood: Collection of articles], Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Mikhaylin, V. (2001) Mezhdu volkom i sobakoy: geroicheskiy diskurs v rannesrednevekovoy i sovetskoy kulturnyih traditsiyah [Between a wolf and a dog: heroic discourse in the early medieval and Soviet cultural traditions], Novoe literaturnoe obozrenie [New literary review], no. 47, pp. 278—320.

Mikhaylin, V. (2003) Mezhdu volkom i sobakoy: Geroicheskiy diskurs v rannesrednevekovoy i sovetskoy kulturnyih traditsiyah [Between a wolf and a dog: Heroic discourse in early medieval and Soviet cultural traditions], Saratov: LISKA.

Mikhelson, M. I. (1912) Russkaya myisl i rech: Svoyo i chuzhoe: Opyt russkoy frazeologii: Sbornik obraznyh slov i inoskazaniy [Russian thought and speech: his and someone else's: Experience of Russian phraseology: Collection of figurative words and allegories], St. Petersburg: Brokgauz — Efron.

Pushkin, A. S. (1937) Polnoe sobranie sochineniy: in 16 vols [Complete works], vol. 6, Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR.

Rudchenko, I. (ed.) (1869) Narodnye yuzhnorusskie skazki [South Russian folk tales], iss. 1, Kyiv, Tipografia E. Fyodorova.

Slovar' ukrains'koi movi: Zibrala redakciya zhurnala "Kievskaya starinA" (1909) [Dictionary of Ukrainian language. The editorial board of the magazine "Kievskaya staryna"], vol. 4: R—Ya, Kyiv.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sravnitel'nyj ukazatel' syuzhetov: Vostochnoslavyanskaya skazka (1979) [Comparative index of plots: East Slavic tale], Leningrad: Nauka.

Stroganov, M. V., Stroganova, E. N. (2020) Aktual'nye voprosy narodnoj khudozhestvennoj kul'tury: Monografiya [Actual questions of folk art culture: Monograph], iss. 1: Fol'klor i massovaya kul'tura, Moscow: Rossijskij gosudarstvennyj universitet im. A. N. Kosygina.

Vulf, A. N. (201) Dnevnik 1827—1842 godov. Lyubovnye pohozhdeniya i voennye pohody [Diary of 1827—1842. Amorous adventures and military campaigns], Moscow: AST, CORPUS.

Zeleneckij, A. (1913) Epitety literaturnoj russkoj rechi [Epithets of literary Russian speech], Moscow: Tovarishchestvo Skoropechatni A. A. Levenson.

Статья поступила в редакцию 09.08.2021; одобрена после рецензирования 30.09.2021; принята к публикации 30.10.2021.

The article was submitted 09.08.2021; approved after reviewing 30.09.2021; accepted for publication 30.10.2021.

Информация об авторах/ Information about the authors

Анастасия Ал ександровна Неретина — студентка 3-го курса, направление подготовки «Народная художественная культура», Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Москва, Россия. E-mail: neretina.anastasya@yandex.ru Anastasiya Neretina — student, Kosygin Russian State University, Moscow, Russian Federation.

М иха ил В и кторович Строга нов — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия. E-mail: mvstroganov@gmail.com Mikhail Stroganov — Dr. Sc. (Philology), Professor, Leading Researcher, Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.