УДК 316.344.27-55.2(470.64) ББК 60.561.23(2 Рос.Каб)
Ш 22
Н.А.Шаожева,
старший научный сотрудник отдела этнополитических исследований КБНЦ РАН, кандидат исторических наук, тел. 8 928 0804573, E-mail: [email protected]
Флуктуации женской занятости в Кабардино-Балкарии на современном
этапе
(Рецензирована)
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме - занятости женщин в Кабардино-Балкарии в настоящее время. Раскрываются особенности современного статуса женщин, который связан с постоянно меняющейся экономикой и полифункциональностью женщин. В статье приводятся данные социальной стратификации женщин, которые позволили идентифицировать их с тем или иным социальныи слоем, влияющим на отношение женщин к труду и своему статусу. Рассматриваются вопросы становления профессиональной карьеры женщин, психологические факторы, влияющие на женскую трудовую активность; раскрываются составляющие гендерной сегрегации.
Ключевые слова: гендерная сегрегация, женская занятость, дискриминация женщин, оплата труда.
Положение женщин на современном этапе в России определяется целым комплексом факторов. Это различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым институтам, к праву наследования имущества и в том числе и земли, к праву заниматься предпринимательской деятельностью и т.д. Все это обусловило существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, что, в свою очередь, породило потребность в конкретных формах социальной поддержки.
Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали на положение женщин на рынке труда. Женщины сегодня вынуждены участвовать в общественном производстве для поддержания уровня жизни семьи. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в Кабардино-Балкарии возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета. Реальная конкуренция за право работы в рыночных высокодоходных сферах обусловила новые витки проявления дискриминации женщин.
Рассматривая вопросы женской занятости, необходимо уточнить, что существует гендерное разделение труда или гендерная сегрегация. Существует два вида гендерной сегрегации: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная сегрегация проявляется в неравномерном распределении мужчин и женщин по отраслям экономики и профессиям. Именно горизонтальная сегрегация искусственно делит профессии на «мужские» и «женские». Немаловажным аспектом считается и дискриминация по половому признаку в сфере занятости по отношению к определенной категории работников. Такая дискриминация выражается в объемах, видах и формах оплаты труда, при найме на работу, при сокращении сотрудников, при продвижении по служебной лестнице и т.д.
Вертикальная сегрегация отражает различия в занимаемых должностях мужчин и женщин. Известно, что в Кабардино-Балкарии крайне низкое представительство женщин во властных структурах, они практически не участвуют в принятии решений как на государственном, так и на негосударственном уровнях. Среди высших
государственных служащих число женщин не превышает 3-4 %. Как правило, им отводятся должности (в лучшем случае) второго, а то и третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями [1].
Аналогичным образом выглядит картина и в негосударственном секторе экономики, где владельцами предприятий выступают мужчины, а женщины - лишь их заместители. Очевидно то, что мужчины имеют гораздо больше возможностей строить свою карьеру, чем женщины. Карьера женщины определяется вынужденными факторами, которые не связаны напрямую со структурой рынка труда [2].
Современная наука, занимающаяся исследованиями гендерных отношений в экономике сформулировала, основные направления женского движения в экономической сфере. Это касается, прежде всего, аутоэргономических процессов: проблем
совершенствования трудовых отношений, улучшения труда женщин, стирания различий между мужчинами и женщинами в плане квалификации, сокращения рабочего времени и активного внедрения всех видов надомного труда, а также расширения спектра помощи государства семьям с детьми.
Анализ гендерных проблем невозможен без учета специфики региона, так как территориальное и гендерное неравенство взаимосвязаны.
Помимо гендерной сегрегации, существует еще и традиционная сегрегация, которая определяет место женщины в частном секторе, т.е. роль жены, хозяйки дома, матери, тогда как мужчинам отводится роль общественная. Даже если женщина занята в той или иной отрасли народного хозяйства, ее работа связывается с продолжением домашних обязанностей, отсюда и более низкая заработная плата и менее престижная работа.
Подтвердить вышесказанное можно, обратившись к фактам, которые имели место в советскую эпоху. Идентификация мужчин и женщин осуществлялась через отношение их к трудовой деятельности. Мужчина рассматривался как управленец, руководитель, а женщине отводилась роль исполнительницы традиционной домашней работы, хотя большевистские лидеры пытались вовлечь женщину в общественное производство. Очень престижным считалось совмещение двух ролей женщины: труженицы и матери. Но в советскую эпоху это было сделать легко по нескольким причинам. С одной стороны, существовала широкая возможность трудоустройства. С другой стороны, не представляло труда определить ребенка в систему дошкольных учреждений. Сегодня способность сочетать семью и работу остается неотъемлемой частью статуса женщины, хотя возникшие в условиях экономического кризиса проблемы с трудоустройством и определением детей в детские сады усугубляются.
Сегодня в Кабардино-Балкарии, как и в целом по России, много вносится в трансформирующийся социум. Это касается, прежде всего, повышения образовательного уровня женщин, причем факультеты и специальности, выбираемые женщинами сегодня, являются чисто «мужскими» (математика, физика, систематехника и т.д.), растет число женщин - предпринимателей и руководителей.
Нелегко охарактеризовать уровень занятости женщин, показатель женской занятости прямо пропорционален степени развития республики, хотя между уровнем занятости женщин и занятости мужчин существует известная связь. Периоды процветания, и особенно быстрого экономического развития, сопровождающегося полной занятостью мужчин, являются также периодами высокой занятости женщин. Таким образом, степень занятости женщин определяет уровень жизни населения и темпы экономического развития [3]. Иначе, уровень занятости женщин - интегральный показатель.
Кроме того статус женщины определяет ее психологическое самочувствие. Эмоциональный фактор женщины складывается из нескольких составляющих. В первую очередь, это соотношение ролевых функций женщины как матери, жены и работницы.
Традиционно женщина выполняла функцию матери и хозяйки дома. Но в условиях современного развития экономики перед женщиной встала задача совмещения профессиональной и семейной ролей. Поэтому все отчетливее проявляется диспропорция в отношении мужчины и женщины к социально-экономическому статусу. Именно функция
материнства отразилась на специфике женской рабочей силы.
Особенностью современного статуса женщин, который связан с постоянно изменяющейся экономикой, является его деформация, и выражается она, прежде всего, в полифункциональности женщин, когда она совмещает три роли - хозяйки дома, матери и работницы, и монофункциональности мужчин - работа в общественном производстве [4].
Надо отметить, что профессиональная карьера женщин складывалась и складывается тяжело. Без поддержки общества положительно решить эту проблему невозможно. Показательно, чем выше ступенька служебной лестницы, тем меньше присутствует женщин. Этот показатель во властных структурах КБР колеблется от 2 до 3%.
Сегодня предпосылкой выдвижения женщин на высококвалифицированную работу зависит от степени проникновения девушек в высшие учебные заведения и систему послевузовского профессионального образования. Вообще, чем легче доступ к образованию для женщин, тем больше требований возникает в сфере расширения участия женщин в сфере государственного управления, бизнеса и т.д..
При изучении вопросов, касающихся организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в республике, справедливо отметить тот факт, что отсутствует преемственность с последующей трудовой деятельностью. Из основного числа женщины, окончившие курсы повышения квалификации, не получили повышения разряда, заработной платы или должности, тогда как мужчины автоматически получают более высокий разряд, увеличение заработной платы и повышение в должности.
Сегодня в Кабардино-Балкарии женщины заняты в основном в социальных отраслях. К ним мы относим здравоохранение, образование, социальное обслуживание и т.д. Именно в этих отраслях уровень заработной платы остается на низком уровне и именно в них доля женщин составляет около 80 % [3]. Традиционно женские сферы занятости - это торговля, финансово-кредитные учреждения стали активно пополняться мужчинами, так как заработок в этих отраслях народного хозяйства увеличился. В традиционно мужских отраслях, таких, как правоохранительные органы, налоговые органы, строительство, транспорт, связь и т.д. доля мужчин продолжает увеличиваться. Результаты нашего исследования подтвердили данную картину.
Для того, чтобы выявить связь между профессиональной деятельностью женщин и идентификацией их с тем или иным социальным слоем, необходимо обратиться к социальной стратификации женщин, определить, на основе каких представлений строится их идентификация с социальными слоями. В ходе проведенного нами опроса респондентам предлагалось отнести себя к следующим слоям социума: низшему, среднему и высшему. Показатель отнесших себя к высшему слою был незначительный - 2% от общего числа опрошенных. Женщины кабардинской национальности на 15% меньше, чем мужчины отнесли себя к среднему слою, балкарки - на 10%. Показательно, что представители коренных национальностей в республике чаще ассоциируют себя со средним слоем, чем представительницы русского населения.
К среднему слою относят себя женщины, род занятий которых - государственная служба, торговля, страховая деятельность, наука, образование (высшая школа), представительницы среднего бизнеса, незначительное число домохозяек. Среди сельского населения к среднему слою отнесли себя: в кабардинских селах - 78%, в балкарских - 64%, в русских селах большинство женщин идентифицируют себя с низшим слоем - 79,8%.
Что касается отношения к труду женщин и мужчин, то оно складывается из нескольких составляющих, к которым можно отнести мотив благосостояния и мотив удовольствия. Если в советский период главным мотивом отношения к труду был моральный долг, то есть трудиться обязан был каждый, то современное представление о труде мотивированно тем, что труд является средством достижения благосостояния. Труд по интересам, не приносящий высокого заработка, отходит на второй план, тогда как в советскую эпоху творческий труд, даже с небольшой зарплатой, ценился высоко.
С точки зрения оплаты труда существовало и существует гендерное неравенство.
Сегодня гендерная дискриминация стала одной из наиболее острых проблем российского рынка труда. В большинстве случаев женщины получают меньшую по сравнению с мужчинами зарплату. Основная причина такого положения вещей кроется в следующем: это частые невыходы женщины на работу. При этом уровень образования женщин выше, чем у мужчин. Показательно, чем выше квалификация женщины, тем меньше она не выходит на работу. Уровень квалификации играет большую роль, чем количество детей [5]. Тем не менее число мужчин на рынке труда с каждым годом растет, а женщин сокращается. Именно они составляют основную массу безработных по стране в целом и в республике в частности.
Однако так как Кабардино-Балкария - полуаграрная республика, слаборазвитая, с молодой возрастной структурой, то и диспропорции в заработной плате выражены менее сильно. Как указывалось выше, достаточно высокий уровень образования женщин в республике начинает работать как фактор, который сокращает неравенство в доходах.
Низкая оплата труда женщин объясняется еще одним специфическим гендерным аргументом. Дело в том, что существует устоявшийся стереотип того, что основным добытчиком в семье остается мужчина, а женщины представляют лишь побочный, второстепенный источник семейного дохода.
Разница в оплате труда между мужчиной и женщиной составила 64,3% не в пользу женщин. Эта цифра распространяется на все отрасли народного хозяйства [6]. Основными источниками неравенства в оплате труда являются следующие показатели: возраст, стаж работы, образование. ««Необъяснимые» различия являются следствием
дискриминирующего поведения работодателей, которые могут платить женщинам меньше, чем мужчинам, обладающим теми же характеристиками с точки зрения производительности» [7]. Такой вид дискриминации на рынке труда называется - текущая дискриминация [8].
Как мы уже отмечали ранее, в тех отраслях, где превалировали женщины (финансы, управление, здравоохранение, торговля), доля мужчин за последние несколько лет резко увеличилась, и связана эта тенденция с тем, что в этих отраслях народного хозяйства уровень зарплаты стал выше по сравнению с другими отраслями. Эти сферы приобрели черты маскулинности. Например, в образовании уровень зарплаты достаточно низкий, поэтому и число мужчин снижено. Следует в этой связи отметить, что подобный выбор профессий женщинами определяется не только желанием самих женщин, но и социальноэкономическими отношениями, политикой государства в целом. Именно низкий уровень оплаты труда обусловил феминизацию этих отраслей народного хозяйства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дискриминация в сфере оплаты труда обусловлена несоблюдением законодательства в сфере оплаты труда со стороны работодателей и государственных чиновников. Объясняется такое положение дел тем, что КЗОТ уже не соответствовал новым требованиям времени, а Государственная Дума десять лет не могла принять новый трудовой кодекс, который соответствовал бы новым условиям труда и регламентировал бы по новому трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем. Именно это обстоятельство было одной их причин, породивших открытую гендерную дискриминацию в сфере трудовых отношений. Усугубляется данная ситуация в республике устоявшимися стереотипами и предрассудками в отношении женщин. На этой основе широко распространилась по стране неформальная занятость, о чем будет сказано ниже.
Что касается трудовой мобильности, то она у женщин ниже, чем у мужчин. Стиль поведения у женщин можно охарактеризовать как адаптационный [9]. Это проявляется в том, что мужчины, в отличие от женщин, более склонны к изменению профессии, рискам и т.д.
Исходя из результатов нашего исследования, женщины более склонны к повышению своей квалификации и подработкам. Женская трудовая активность в республике сегодня сохранила свой очень высокий уровень. И причиной этого является необходимость обеспечения семейного бюджета. Для большинства семей Кабардино- Балкарии один супруг не в состоянии обеспечить необходимый уровень семейного благосостояния. Высокая
граница занятости женщин объясняется еще и высоким образовательным уровнем. Однако на экономическую активность женщин большое влияние оказывает количество детей в семье, так как именно на женщину ложится основная нагрузка в воспитании детей. Состояние здоровья - тоже один из маркеров, определяющих экономическую активность. При плохой оценке здоровья мужчины более склонны к снижению трудовой деятельности, чем женщины.
Сегодня женская стратегия выживания сводится к следующему: при достаточно напряженной ситуации на рынке труда и высокой конкуренции за рабочие места женщины вынуждены выживать за счет личного подсобного хозяйства, однако не теряют надежды на оплачиваемую работу и не относят себя к категории экономически неактивных [10].
Большое значение имеет психологическое самочувствие женщин. Индикатором жизненных перспектив служит корреляция между уровнями тревожности в вопросах потери работы и уровнями заработка. В ходе нашего опроса выявилось следующее: около 25 % женщин в возрасте от 25 до 50 лет (национальная принадлежность нами не учитывалась) в своей жизни столкнулись с дискриминацией по половому признаку. Это - принятие на работу, увольнение с работы, уменьшение зарплаты, несвоевременные выплаты отпускных и т.д., немаловажным фактом явились сексуальные домогательства со стороны начальства. Кроме того, к психологическим факторам мы можем отнести факт того, что большинство женщин работают, и у них наблюдаются высокой степени трудовые нагрузки на работе и дома. Женщины в большинстве своем чрезмерно перегружены.
Среди страхов и мужчин и женщин можно выделить боязнь террористических актов, преступности и национальных конфликтов, последних больше опасаются представители русского населения.
Что касается семейного статуса женщин, то семейные женщины больше ориентированы на заработок, однако незамужние женщины менее справляются с жизненными трудностями.
Результаты исследования показали, что влияние этнических различий на социальноэкономическое положение женщины, их поведение, жизненные установки и так далее не столь велико. Флуктуации поведенческих стереотипов объясняются возрастными и образовательными категориями. Чем выше образовательный уровень женщины и чем она моложе, тем выше уровень социальной мобильности, выше уровень риска и борьбы за успех. Показательно то, что высокий уровень занятости женщин приводит к тому, что женщина при принятии решений ведет себя так же, как и мужчины.
Таким образом, тенденции роста женской занятости в республике улучшаются, несмотря на существующие проблемы с трудоустройством. Существуют сегодня как положительные, так и отрицательные тенденции. К отрицательным мы относим довольно высокую степень женской безработицы, а к положительным то, что существует довольно высокий порог трудовой мобильности женщин, связанный с самозанятостью.
Примечания:
1. Прокофьева Л.Н., Фести П.О., Мурачева О.В. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. 2006. № 3. С. 52-54.
2. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 18.
3. Сюллеро Э. История и социология женского труда. М.: Прогресс, 1973. С. 42.
4. Моор С.М. Женщина как объект гендерных исследований (социальноэкономические аспекты): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2000.
5. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КБР.
6. Труд и занятость в России в 2009 г. М.: Госкомстат, 2009.
7. Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / пер. с англ. под ред. Р. Колосовой, Т. Разумовой, С. Рощина. М.: Изд-во МГУ, 1996.
8. Хоткина З.А. Новый век - новые проблемы: гендерные аспекты труда и занятости в России // Летняя школа «Общество и гендер» / Рязанский гендерный центр, РГПУ - Рязань, 2003.
9. Снежкова И.А. Этнические аспекты гендерного социального неравенства // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 70.
10. Зубаревич Н.В. Социальное неравенство в регионах России: гендерный анализ // Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. М.: Едиторная УРСС, 2004. С. 129.