Научная статья на тему 'Flat-design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма'

Flat-design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1187
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FLAT-DESIGN / ПЛОСКИЙ ДИЗАЙН / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ШВЕЙЦАРСКИЙ СТИЛЬ / БАУХАУС / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Екатерина Викторовна, Гарифуллина (аристова) Жанна Сергеевна

Flat-design (англ. «плоский дизайн») одно из важнейших направлений современной графики, которое формирует основу современной визуальной системы. Он является одной из наиболее устойчивых художественных структур и обнаруживает сходство с графическими принципами интернационального стиля. Цель данного исследования рассмотреть основные принципы«плоского дизайна» одного из наиболее влиятельных направлений современной компьютерной графики и провести параллель между flat-design и важнейшими художественными стратегиями XX века. Авторы обращают внимание на сходство принципов flat-design и так называемого«Интернационального стиля», обнаружившего себя в архитектуре, дизайне и графике в 1930-е 1960-е годы. Авторы полагают, что устойчивость и востребованность системы flat-design может быть связана с ее последовательным обращением к инструментарию «Интернационального стиля», который может рассматриваться как нормативный элемент для современного дизайна. Обнаруживая общее начало с такими явлениями как интернациональный графический стиль, flat-design выступает как одно из наиболее влиятельных направлений в современной визуальной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Flat-design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 7.036

Е. В. Васильева

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ж. С. Гарифуллина (Аристова)

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

FLAT-DESIGN И СИСТЕМА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ: ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ВИЗ УАЛЬНАЯ ФОРМА

Flat-design (англ. «плоский дизайн») - одно из важнейших направлений современной графики, которое формирует основу современной визуальной системы. Он является одной из наиболее устойчивых художественных структур и обнаруживает сходство с графическими принципами интернационального стиля. Цель данного исследования - рассмотреть основные принципы «плоского дизайна» - одного из наиболее влиятельных направлений современной компьютерной графики и провести параллель между flat-design и важнейшими художественными стратегиями XX века. Авторы обращают внимание на сходство принципов flat-design и так называемого «Интернационального стиля», обнаружившего себя в архитектуре, дизайне и графике в 1930-е -1960-е годы. Авторы полагают, что устойчивость и востребованность системы flat-design может быть связана с ее последовательным обращением к инструментарию «Интернационального стиля», который может рассматриваться как нормативный элемент для современного дизайна. Обнаруживая общее начало с такими явлениями как интернациональный графический стиль, flat-design выступает как одно из наиболее влиятельных направлений в современной визуальной системе.

Ключевые слова: flat-design, плоский дизайн, интернациональный стиль, швейцарский стиль, Баухаус, графический дизайн.

Художественная система «Интернационального стиля» получила свое распространение в 1920-е годы [8. С. 364] и сформировалась как законченное направление в середине 1950-х годов [4. С. 72]. Интернациональная форма дала о себе знать в разных странах и разных направлениях искусства, став одним из наиболее заметных и влиятельных художественных течений ХХ века. Вплоть до настоящего момента, несмотря на многообразие художественных течений и школ, «интернациональный стиль» остается наиболее заметной визуальной системой. Развиваясь одновременно в разных странах, интернациональный стиль сформировался как единая традиция, фактически определив стандарт и норматив современных дизайна и архитектуры. «Интернациональный стиль» подразумевал сложение единого художественного языка и концептуальных принципов [4. С. 74], где важное значение имела не только форма, но и протяженность, пространство [16. С. 27]. Инструментарий, связанный с регламентацией формы, линии и объема, стал важным приемом в идеологии «интернационального стиля» в архитектуре, дизайне и графике.

В понимании «интернационального стиля» представляются важными несколько моментов, которые определяют его специфику. «Интернациональный стиль» - масштабный феномен с точки зрения географического охвата. Элементы, признаки и черты интернационального стиля мы обнаруживаем в архитектуре и дизайн-решениях разных стран: от Франции до Финляндии и от Советского союза до США. В глобальном географическом пространстве речь идет о воспроизведении одних и тех же форм, приемов, методов, которые лежат в основе понятия «интернациональный стиль».

Другой момент - тотальное распространение стиля с точки зрения его социальной стратиграфии. «Интернациональный стиль» очерчивает крайне широкий горизонт, от корпоративной архитектуры (Сигрем Билдинг, Мис ван дер Роэ, 1958), строений официозного толка (Дворец «Финляндия», Алвар Аалто, 1962 - 1975) или градостроительных проектов (Чандигарх, Ле Корбюзье,

1951-1962) до частной архитектуры (Дом-водопад, Фрэнк Ллойд Райт, 1939) и малых форм. В системе интернационального стиля принципиально важно, что он полностью охватывает систему и формирует сквозную стратегию, образуя, таким образом, тотальный прецедент. «Интернациональный стиль» становится одной из центральных синтетических систем [1. С. 362].

Отталкиваясь от архитектурной формы, «интернациональный стиль» объединяет всю стратиграфию архитектуры и дизайна. Понимая, что «интернациональный стиль» сформировался как архитектурный прецедент [4. С. 75] и развивался на его базе, мы, тем не менее, можем применить это обозначение и к другим формам дизайна - в частности, к дизайну графическому [18. С. 54]. Возникнув в начале 1930-х годов в качестве названия выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (знаменитая экспозиция «Современная архитектура: интернациональная выставка») [17], это явление получило устойчивую основу не только в проектировании и строительстве, но и в графике. Интернациональная графическая система оказалась столь же целостной и устойчивой формой как и строительная практика.

Применительно к графической системе понятие «интернационального стиля» представляется гораздо более спорным и аморфным. Его возможные обозначения - «Интернациональный типографический стиль», «Интернациональный графический стиль» или «Швейцарский стиль» [18. С. 12] лишь подчеркивают картину неопределенности понятия, которая обозначает единую доктрину, но не обладает безусловными рамками [8. С. 365]. Если в архитектуре термин был напрямую связан с последовательной программой формообразования, которая так или иначе сформировалась в рамках выставки «Современная архитектура» [22], то в графике границы этого феномена оказались более умозрительным - не было ни манифестов, ни установочных выставок, ни формообразующих программных текстов. Интернациональный графический дизайн стал прямым переносом архитектурного термина и подчеркнул общую ситуацию преобразования формы и видения [8. С. 367]. Интернациональная графика была тесно связана с визуальными принципами русского конструктивизма [5. С. 115], Баухауса и «Новой типографики» [19. С. 27] - таким образом, ее можно соотнести с развитием широкого, и, одновременно, фокусно очерченного направления. «Интернациональный стиль» в графике в значительно большей степени, нежели в архитектуре, был связан с деятельностью отдельно взятой национальной школы - речь о швейцарском графическом дизайне [20. С. 326]. И, по большому счету, интернациональный графический стиль - это, прежде всего, работы швейцарских мастеров: Макса Билла, Отля Айхера, Армина Хофмана, Йозефа Мюллер-Брокмана.

«Интернациональный стиль» в графическом дизайне - это набор признаков, не регламентированных на уровне программы или манифеста, но, в то же время, абсолютно узнаваемых: лаконичный шрифт, сплошная заливка, плоскостное изображение. В этом смысле, «интернациональная графика» выглядит практической версией художественной системы, положенной в основу модернизма [4. С. 74]. Принципы, сформировавшие основу графического «Интернационального стиля», скорее аналитического толка - графический интернациональный стиль подразумевал не только использование фиксированных приемов, сколько поддержание методов регламентации информации и визуальной формы [3. С. 291]. Графический «Интернациональный стиль» подразумевал создание структуры.

Отчетливые границы изображения, упорядоченность и ясность можно считать основными принципами интернациональной графики [20. С. 327]. Вплоть до настоящего момента, в ситуации, когда условия системы требуют реализации практических задач, связанных с обретением ясности, точности, системности и устойчивого регламента, интернациональный графический стиль по-прежнему остается универсальной художественной формой. На протяжении второй половины XX века необходимость решения функциональных задач приводила к реанимации форм графического «интернационального стиля» - с этим отчасти связана устойчивость его форм. «Интернациональный стиль» оказался тем нормативным графическим языком, который был незаменим и в решении практических задач, и в достижении идеологического абсолюта [4. С. 79]. Формы «интернационального стиля» оказались универсальной графической программой, преодолевшей условные хронологические рамки эпохи (1950-е - 1960-е) [13. С. 176], и оказались устойчивыми к нововведениям и постмодернистской стратегии [3. С. 295], и практики «Новой волны» [25].

Формат flat-design, несмотря на свою относительную новизну и мнимую оторванность от традиции классической плакатной или печатной графики, последовательно вобрал в себя многие

элементы «интернационального стиля». Как правило, устойчивость и стабильность flat-design принято объяснять его функциональными преимуществами [12]: он прост, адаптивен, понятен и на стадии создания и в процессе восприятия, легко воспроизводим, он представляет собой стабильный продукт с практической точки зрения. Сильная сторона flat-design, в частности, заключалась в его способности преодолеть графическую сложность скевоморфизма [14].

Flat-design основан на двухмерном изображении и исключает трехмерные элементы. Обращаясь к феномену «плоского дизайна» можно обратить внимание на его визуальный бэкграунд, который связывает flat-design с фундаментальными графическими направлениями и школами ХХ века. Таким образом, flat-design функционирует в контексте ведущих графических систем. Визуальная стратегия «плоского дизайна» сближает его с традицией Баухауза [11. С. 29] и графической практикой интернационального стиля [18]. Это позволяет рассматривать flat-design в ряду ведущих изобразительных практик ХХ столетия. Визуальная простота определяет функциональные характеристики - ясность, удобство в прочтении и пользовании сделали flat-design важной инструментальной единицей современной веб-системы.

В то же время, эта практическая составляющая представляется не единственным основанием широкого, последовательного и систематического распространения flat-design. Его графическая система последовательно использует базовые элементы «интернационального стиля». Фактически, flat-design стал обращением к визуальным стандартам, которые формировали облик графического дизайна на протяжении всего XX века. Flat-design, по сути, использовал понятную и укоренившуюся визуальную традицию, усвоенную на уровне норматива графической программы.

Flat-design воспринял систему, которая представляла собой (и отчасти представляет до сих пор) многоуровневую структуру, охватывающую дизайн-пространство от глобальных проектов до повседневной практики. В рамках flat-design был акцептирован последовательный набор приемов, характерных для графического «интернационального стиля»: простые формы, геометрическая основа, плоскостное изображение, локальный интенсивный цвет, шрифт без засечек, свободная, но структурная организация материала, художественная и смысловая осознанность пустого пространства [16. С. 127]. В этом также заключается одна из особенностей устойчивости flat-design как метода - он сохранил идеологическую основу «интернационального стиля», связанную с регламентацией материала. Как и «интернациональный стиль», flat-design обеспечил не только художественный акцент в представлении материала, но и его ясность. Эта понятность, структурность и целостность в изображении той или иной темы, унаследованные от «интернационального стиля», стали основным качеством и важным преимуществом flat-design.

В ситуации с «плоским дизайном» речь, по сути, идет о формировании нового стандарта - как информационного, так и визуального - стандарта, основанного на идеологии и традиции «интернационального стиля». Flat-design коррелирует с системой интернационального графического стиля, который и в формате компьютерной графики утверждается как доминирующая система.

Визуальная форма и концепция flat-design заняла сходную нишу - и с точки зрения универсализма стиля, и в смысле его подчеркнутой ясности, когда элементы визуальной структуры складываются из простейших компонентов. Этот феномен, в частности, хорошо заметен на примере музейных сайтов. Минималистический «рубленный» шрифт (сайт музея Виктории и Альберта, Лондон), строгая модульная сетка (сайт музея Метрополитен, Нью-Йорк), лаконичный формат (сайт музеев Тейт, Лондон-Ливерпуль), геометрические элементы, белый фон (сайт Музея Современного Искусства, Нью-Йорк), ограниченная и четко структурированная навигационная шкала (музей Эрмитаж, Санкт-Петербург) - все это сближает конструкцию flat-design с идеологией интернационального стиля [10].

Программный flat-design построен на сочетании нескольких принципов - в частности - схематичная типографика, блочная структура и акцент на изображениях. Последнее обстоятельство обращает на себя особое внимание как один из формативных элементов современной визуальной системы в целом. В 1970-е годы сразу несколько исследователей, среди которых можно было бы назвать Элвина Тоффлера [7], Жана-Франсуа Лиотара [6] и Жана Бодрийяра [2] обратили внимание на важность символического в современном сознании. Практически одновременно с этим произошло осознание важности сферы изображения, известное как «Визуальный поворот» [21. С. 19]. Виртуальная система языка, которая на протяжении долгого времени оставалась формообразующей системой, на протяжении ХХ столетия испытала заметное давление со стороны

изобразительной среды. Изображение, фотография и кинематографическая система обнаружили тенденцию к созданию собственного нарративного инструментария и среды. Феномен нескольких последних лет - не только устойчивое формирование виртуальной системы, но и преобразование формата взаимодействия с ней [1. С. 365].

Одной из причин развития flat-design можно считать массовое распространение мобильных приложений, формат и функциональная система которых предполагает удобство простых форм. На международной конференции Museums and the Web [15] в 2013 году в докладе, подготовленном Питером Гордельсом и рассматривающем систему сайтов Рейксмузеум было высказано наблюдение, что приложения ориентированы на приватный формат и подразумевают простоту использования. Часто в приложениях всего несколько функций, контент располагается максимально крупно, его можно легко увеличивать. Особенности мобильных приложений часто продиктованы самими устройствами - смартфонами и специфической системой их организации. Эта специфика широко использована в современном дизайне: сайты становятся адаптивными - ими возможно пользоваться как на компьютерах, так и на других носителях.

Все вышеперечисленные особенности отражены и использованы, в частности, в процессе строительства музейных сайтов. Являясь одним из примеров информационных сайтов массового использования, они подразумевают решение как художественных, так и практических задач. В качестве примера можно привести такие структуры как сайт Музея Прадо (Мадрид), сайт Музея Виктории и Альберта (Лондон), сайт Музея Метрополитен (Нью-Йорк), сайт Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), сайт Музея д'Орсэ (Париж), сайт Музея Эрмитаж (Санкт-Петербург). На конференции Museums and the Web в 2016 году [25] представители музея Прадо пояснили, что, разрабатывая новый дизайн музейного сайта, они стремились к более дружелюбному пользовательскому интерфейсу и навигации. Сотрудники музея и разработчики отметили, что основным достоянием музея остается коллекция, поэтому все внимание сайта сконцентрировано на экспонатах. Инструментарий «плоского дизайна» выдвигает содержание сайта и коллекцию музея на передний план. Сайт приобретает статус виртуальной экспозиции, при этом вбирая в себя функционал таких элементов как буклет, визитная карточка и журнал.

В то же время, активное использование flat-design ведет к унификации интернет-пространства и к ослаблению идентичности отдельных сайтов. Это обстоятельство ослабляет персонификацию различных институций, что имеет под собой негативные последствия - в частности, девальвация позиций графической идентичности в целом. Подобная ситуация отчасти связана формой «плоского дизайна», который на протяжении нескольких последних лет становится объектом последовательной критики. Минималистичные сайты оказываются похожими друг на друга, теряя собственный характер и собственное лицо. Подобная ситуация может быть воспринята и как одно из обстоятельств развития компьютерного дизайна, и как феномен актуальной художественной и социальных систем, где персонификация и фигура индивида утрачивают свои позиции и значение.

Этот принцип унификации сближает нас с системой «интернационального стиля», который отчасти обнаруживает сходный инструментарий: использование устойчивых и стандартизированных графических элементов. Подобное обстоятельство становится одним из оснований сопоставления «интернационального стиля» и flat-design, которые обнаруживают смысловую, идеологическую и визуальную преемственность.

Список литературы

1. Аристова, Ж. Принципы интернационального стиля в системе Flat-design: графическая форма и визуальные условия образовательных и музейных web-систем [Текст] / Ж. Аристова, Е. Васильева // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия Материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 362-367.

2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр // Символический обмен и смерть. - М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.

3. Бу И. Система микрографики и визуальная практика «Новой волны»: к определению принципов современного дизайна [Текст] / Бу И // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 3. -С.290-297.

4. Васильева, Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна ХХ века [Текст] / Е. Васильева // Международный журнал исследований культуры. - № 4 (25). - 2016. - С. 72-80.

5. Ли, М. Феномен «Детского конструктивизма» и советская книжная графика 1920-х гг. [Текст] / М. Ли // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. - 2018. -№ 1 (5). - С. 114-123.

6. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж-Ф. Лиотар // Состояние постмодерна. -СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

7. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер // Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 800 с.

8. Фремптон, К. Международный стиль: тема и вариации, 1925-1965 [Текст] / К. Фремптон // Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. - М.: Стройиздат, 1990. -С. 361-375.

9. Хоменко, О. Семиотика дизайна: дизайн как средство коммуникации [Текст] / О. Хоменко // Знак: проблемное поле медиаобразрвания. - 2018. - № 1. - С. 184-193.

10. Asghar, T. The True History of Flat Design [Электронный ресурс] / T. Asghar // Web Design Ai. - URL: http://www.webdesignai.com/flat-design-history/ (дата обращения: 17.04.2018).

11. Baumann, K. Bauhaus Dessau: Architecture Design Concept [Текст] / K. Baumann // Bauhaus Dessau: Architecture Design Concept. - Berlin: JOVIS Verlag, 2007. - 144 p.

12. Clum, L. A Look at Flat Design and Why It's Significant [Электронный ресурс] / L. Clum // UX Magazine. - URL: http://uxmag.com/articles/a-look-at-flat-design-and-why-its-significant (дата обращения: 17.04.2018).

13. Eskilson, S. Graphic Design A New History [Текст] / Eskilson S. // Graphic Design A New History. - New Haven: Yale University Press, 2012. - 464 p.

14. Gessler, N. Skeuomorphs and Cultural Algorithms [Электронный ресурс] / N. Gessler // UCLA Anthropology. - URL: https://web.archive.org/web/20120624065316/http://www.skeuomorph.com/ (дата обращения: 17.04.2018).

15. Gorgels, P. Rijksstudio: Make Your Own Masterpiece [Электронный ресурс] / P. Gorgels // MW2013: Museums and the Web 2013. - URL: http://mw2013.museumsandtheweb.com/paper/ rijksstudio-make-your-own-masterpiece/ (дата обращения: 17.04.2018).

16. Gössel, G. Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International, 1925-1940 [Текст] / Gössel G. // Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International, 19251940. - Berlin: Taschen, 1990. - 399 p.

17. Hitchcock, H-R The International Style [Текст] / H-R. Hitchcock; P. Johnson // The International Style. - New York: W. W. Norton & Company, 1997. - 272 p.

18. Hollis, R. Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 1920-1965 [Текст] / R. Hollis // Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 19201965. - New Haven: Yale University Press, 2006. - 272 p.

19. Meer, J. Neuer Blick auf die Neue Typographie. Die Rezeption der Avantgarde in der Fachwelt der 1920er Jahre [Текст] / J. Meer // Neuer Blick auf die Neue Typographie. Die Rezeption der Avantgarde in der Fachwelt der 1920er Jahre. - Bielefeld: Transcript, 2015. - 382 p.

20. Meggs, P. and Purvis, A. Meggs' History of Graphic Design [Текст] / P. Meggs, A. Purvis, A. Meggs // History of Graphic Design. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2006. - 624 p.

21. Mitchell, W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation [Текст] / W. J. T. Mitchell // Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. - Mitchell Chicago, 1994. - 462 p.

22. Modern architecture: international exhibition. Catalogue [Текст] // Modern architecture: international exhibition. - New York: Museum of Modern Art, 1932. - 204 p.

23. Pantoja, J. The new Prado Museum website: A (semantic) challenge [Электронный ресурс] / J. Pantoja, J. Docampo, A. Martin, R. Maturana and C. Navalon // MW2016: Museums and the Web 2016. - URL: http://mw2016.museumsandtheweb.com/proposal/the-new-prado-museum-website-a-semantic-challenge/ (дата обращения: 17.04.2018).

24. Riley, T. The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art [Текст] / T. Riley // The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. - New York: Rizzoli International, 1992. - 224 p.

25. Weingart, W. My Way to Typography [Текст] / W. Weingart. - Baden: Lars Müller Publishers, 2000. - 520 p.

FLAT-DESIGN AND THE SYSTEM OF INTERNATIONAL STYLE: GRAPHIC PRINCIPLES AND VISUAL FORM

Vasilyeva E. V., St. Petersburg State University, St. Petersburg, [email protected] Garifullina (Aristova) Zh. S., St. Petersburg State University, St. Petersburg, [email protected]

Flat-design is one of the most important areas of modern graphics, which creates the basis of modern visual system. It is one of the most common and stable art structures and it reveals similarities with the graphic principles of the international style - both in design and architecture. The purpose of this study is to examine the basic principles of "flat design" - one of the most important direction in modern graphics. The article draw a parallel between flat-design and one of the most important art strategy of the 20th century - the international style. The authors mark the similarity of the principles of flat-design and the so-called "International style", which reveals itself in architecture, design and graphics in the 1930s-1960s. The authors suppose that the relevance of the flat-design can be connected with its appeal to the "International Style», that could be recognized as a normative phenomena for contemporary design. Discovering a common roots with such phenomena as the "International graphic style", flat-design functions as one of the most influential trends in the modern visual system.

Keywords: flat-design, International style, Swiss style, Bauhaus, graphic design.

References

1. Aristova, Zh. and Vasil'eva, E. (2017) Principy internacional'nogo stilja v sisteme Flat-design: graficheskaja forma i vizual'nye uslovija obrazovatel'nyh i muzejnyh web-sistem [=Principles of international style in the Flat-design system: graphic form and visual conditions of educational and museum web-systems], in: Iskusstvo i hudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstvija Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [=Art and artistic education in the context of intercultural interaction. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference], pp. 362-367. (In Russ.).

2. Bodrijjar, Zh. (2000) Simvolicheskij obmen i smert' [=Symbolic exchange and death], Dobrosvet, Moscow, 387 p. (In Russ.).

3. Bu Yi. (2018) Sistema mikrografiki i vizual'naja praktika «Novoj volny»: k opredeleniju principov sovremennogo dizajna [=Micrographics system and visual practice of the "New Wave": to the definition of the principles of modern design], in: Observatorija kul'tury [=Observatory of Culture], No. 3, pp. 290-297. (In Russ.).

4. Vasil'eva, E. (2016) Ideal'noe i utilitarnoe v sisteme internacional'nogo stilja: predmet i ob'ekt v koncepcii dizajna XX veka [=Ideal and utilitarian in the system of international style: the subject and object in the design concept of the XX century], in: Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul 'tury [=International Journal of Cultural Research], No. 4 (25), pp. 72-80. (In Russ.).

5. Li, M. (2018) Fenomen «Detskogo konstruktivizma» i sovetskaja knizhnaja grafika 1920-h gg.[=The phenomenon of Children's "Constructivism" and the Soviet book graphics of the 1920s.], in: Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul tury [=Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture], No. 1 (5), pp. 114-123. (In Russ.).

6. Liotar, Zh-F. (1998) Sostojaniepostmoderna [=State of Postmodern]. Aletejja, Saint Petersburg, 160 p. (In Russ.).

7. Toffler, Je. (2004) Tret'ja volna [=The Third Wave], AST, Moscow, 800 p. (In Russ.).

8. Frempton, K. (1990) Mezhdunarodnyj stil': tema i variacii, 1925-1965 [=International style: theme and variations], in: Frempton, K. Sovremennaja arhitektura: kriticheskij vzgljad na istoriju razvitija [=Modern architecture: a critical look at the history of development]. Strojizdat, Moscow, pp. 361-375. (In Russ.).

9. Homenko, O. (2018) Semiotika dizajna: dizajn kak sredstvo kommunikacii [=Semiotics of design: design as a communication tool], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazrvanija [=Sign: the problem field of media], No. 1, pp. 184-193. (In Russ.).

10. Asghar, T. The True History of Flat Design, in: Web Design Ai, available at: http://www. webdesignai.com/flat-design-history/, accessed 17.04.2018.

11. Baumann, K. (2007) Bauhaus Dessau: Architecture Design Concept. JOVIS Verlag, Berlin, 144 p.

12. Clum, L. A Look at Flat Design and Why It's Significant, in: UXMagazine, available at: http:// uxmag.com/articles/a-look-at-flat-design-and-why-its-significant, accessed 17.04.2018.

13. Eskilson, S. (2012) Graphic Design A New History. Yale University Press, New Haven, 464 p.

14. Gessler, N. Skeuomorphs and Cultural Algorithms, in: UCLA Anthropology, available at: https:// web.archive.org/web/20120624065316/http://www.skeuomorph.com/, accessed 17.04.2018.

15. Gorgels, P. Rijksstudio: Make Your Own Masterpiece, in: MW2013: Museums and the Web 2013, available at: http://mw2013.museumsandtheweb.com/paper/rijksstudio-make-your-own-masterpiece/, accessed 17.04.2018.

16. Gössel, G. (1990) Functional Architecture. Funktionale Architektur. Le Style International, 19251940. Taschen, Berlin, 399 p.

17. Hitchcock, H-R. and Johnson, P. (1997) The International Style. W. W. Norton & Company, New York, 272 p.

18. Hollis, R. (2006) Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 19201965. Yale University Press, New Haven, 272 p.

19. Meer, J. (2015) Neuer Blick auf die Neue Typographie. Die Rezeption der Avantgarde in der Fachwelt der 1920er Jahre. Transcript, Bielefeld, 382 p.

20. Meggs, P. and Purvis, A. (2006)Meggs'History of Graphic Design. John Wiley & Sons, Hoboken, 624 p.

21. Mitchell, W. J. T. (1994) Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. University of Chicago Press, Chicago, 462 p.

22. Modern architecture: international exhibition (1932). Catalogue. Museum of Modern Art, New York, 204 p.

23. Pantoja, J., Docampo, J., Martin, A., Maturana, R. and Navalon, C. The new Prado Museum website: A (semantic) challenge, in: MW2016: Museums and the Web 2016, available at: http://mw2016. museumsandtheweb.com/proposal/the-new-prado-museum-website-a-semantic-challenge/, accessed 17.04.2018.

24. Riley, T. (1992) The International Style: Exhibition 15 and The Museum of Modern Art. Rizzoli International, New York, 224 p.

25. Weingart, W. (2000) My Way to Typography. Lars Müller Publishers, Baden, 520 p.

Васильева Екатерина Викторовна - кандидат искусствоведения, доцент факультета Искусств, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

[email protected]

Гарифуллина (Аристова) Жанна Сергеевна - магистрант факультета Искусств, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.