С.Ю. Орлова
ФЛАНДРИЯ И ВАЛЛОНИЯ: ХОРОШО ЛИ ПОРОЗНЬ?
FLANDERS AND WALLONIA: WILL THE SEPARATION WORK OUT WELL?
В статье рассматривается проблема сепаратизма в Бельгии, приводится историческая справка развития конфликта, анализируется его современное состояние, предлагаются возможные варианты решения данной проблемы.
Ключевые слова: сепаратизм, Бельгия, Фландрия, Валлония, конфликт.
The article deals with a problem of the Belgian separatism. It contains a historical background to conflict development, analyzes its contemporary state, and offers possible solutions to the issue.
Key words: separatism, Belgium, Flanders, Wallonia, conflict.
В связи с недавними международными событиями тема сепаратизма приобретает парадоксальную популярность в Европе. Наряду с сепаратистски настроенными регионами, такими как Шотландия в Великобритании, Каталония в Испании, Венеция в Италии, подобные терзания уже который год одолевают Бельгию, где происходит исторически-обусловленная борьба между двумя ее частями, непохожими друг на друга: франкофонной Валлонией и нидерландской Фландрией. По мнению некоторых исследователей, проблема сепаратизма в Бельгии стоит более остро, чем в других государствах мира, т.к. победа данных устремлений грозит не просто отделением от страны какой-либо ее части, влекущим за собой проблемы экономического и политического характера, а прекращением существования государства как такового.
Бельгию можно назвать своеобразной зоной перехода между культурами. Здесь уживается население, совершенно непохожее друг на друга в культурном, экономическом и политическом смыслах. Начать с того, что бельгийского языка как такового, по сути, не существует. Фламандцы, проживающие в северной части страны, говорят на нидерландском языке, южане-валлоны -на французском. Также на востоке королевства мы видим немцев, составляющих свою общность, пусть и не такую многочисленную [1].
История Бельгии как независимого государства начинается в 1830 г. после того, как она выходит из состава протестантского Нидерландского королевства, где находилась по решению Венского конгресса 1815 г. Однако до этого Бельгия некоторое время находилась в составе Франции (в Средние
века в составе Бургундии), поэтому французский язык был единственным государственным языком, проникающим и охватывающим основные сферы жизни: образование, правосудие, армия. Пресса и литература издавалась на французском, он же был языком высших слоев общества. Парадокс в том, что численность валлонского населения была значительно меньше фламандского, а на нидерландском/фламандском языке говорило большее число населения. Естественно, такое языковое притеснение не могло пройти бесследно и в 1847 г. фламандцы дают о себе знать, создав движение, целью которого было добиться равенства фламандского и французского языков. Они начинают активно превозносить свое историческое прошлое и традиции. Первые успехи были достигнуты в 1898 г., когда был утвержден закон о принципе «двуязычности». На двух языках теперь можно было увидеть надписи на почтовых марках, денежных купюрах и монетах, законы также стали публиковаться в двух вариантах. Но о равенстве языков речи пока и не шло, ибо французский все еще оставался языком госаппарата и элиты, а фламандский - языком крестьянства [2].
Значительный сдвиг происходит лишь в 1920-е гг. Именно тогда равенство двух языков было официально закреплено. Согласно новому законодательству, фламандский язык теперь являлся официальным языком фламандских провинций, а французский язык - провинций Валлонии. Столица Брюссель должна оставаться двуязычной. Но на этом конфликт не был исчерпан, т.к. он не ограничивался лишь языковой составляющей. Противоречия охватывали уже все сферы жизни бельгийского общества, в первую очередь экономический сектор.
Изначально сталелитейные заводы и угольные шахты Валлонии являлись силой, определяющей благосостояние страны, благодаря чему королевство становится одним из индустриальных лидеров Европы. Фландрии же, сельскохозяйственному региону, отводилась вспомогательная роль. Однако после Второй мировой войны происходит некоторая смена позиций. Во Фландрии начинают строиться автомобильные и нефтеперерабатывающие заводы. Она совершает рывок и становится богаче своей до сих пор доминировавшей и кормившей ее соседки. Валлония захлебнулась в безработице, тогда как Фландрия становится локомотивом национальной экономики. Есть мнение, что такой сдвиг произошел по причине занятия фламандцами ключевых позиций в правительстве Бельгии, которые сознательно переориентировали финансовые потоки на свой регион.
В 1960-е гг. закрепляется существование трех культурных общин: франкофонной, фламандской и германоязычной. К 1989 г. происходит
оформление трех экономических регионов: Фландрия, Валлония и Брюссель. Это закреплено Сан-Мишельскими соглашениями в 1993 г., по которым Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. В результате органы законодательной и исполнительной властей появились во всех субъектах Бельгии, функционируя в дополнение к центральным. Представители политических элит все больше ассоциировали себя не со страной в целом, а лишь с родной общиной [3].
Новый виток политического кризиса начинается в 2007 г., когда экономический кризис приводит к тому, что Валлония и Брюссель, охватываемые безработицей и низкой производительностью труда, «высасывают» все средства из Фландрии, замедляя, по мнению националистов, развитие региона. За фламандскими партиями окончательно закрепляется статус локомотива бельгийского сепаратизма. После парламентских выборов 2010 г. фламандские и валлонские социалисты целых 18 месяцев формировали правительство. В 2014 г. наибольшее количество голосов досталось представителям фламандского национализма в лице партии «Новый фламандский альянс», который получил около 20 % мест в бельгийском парламенте. Кстати, их лидер - Барт де Вевер - несколько лет назад сравнил франкоязычных жителей Фландрии с гастарбайтерами из арабских стран и Турции, заявив, что «во Фландрии нет меньшинств, но есть только иммигранты» [4].
Какие же основные требования фламандцев? Это передача социально-экономической политики, юстиции, здравоохранения с федерального уровня на региональный, налоговая и финансовая автономия, отмена языковых льгот для франкофонов, содействие остановке роста Брюсселя, большинство жителей которого говорят на французском языке, но тем не менее им поглощаются все большие территории Фландрии (попутно отметим, что существует проект повышения числа жителей Брюссельского региона, говорящих на нидерландском языке, чтобы обеспечить принадлежность Брюсселя Фландрии). Все чаще слышны призывы националистов к отделению.
В свою очередь Валлония также выражает недовольство запретом французского языка на территории Фландрии и попыткой сделать нидерландский язык главным в государстве. Помимо этого, жителей региона беспокоит принадлежность ряда приграничных коммун и эксклава Вурен, а также проблема территориальной и языковой блокады Брюсселя [5].
Подобная непрекращающаяся конфронтация вызывает тревогу в отношении будущего Бельгии. Не может ли получиться, что в следующий раз правительство так и не будет сформировано? И что же тогда?
Проанализировав все вышеперечисленное, можно составить сценарии, по которым предположительно будут развиваться события.
Первый вариант - раскол государства на части. При таком исходе франкоязычная Валлония, скорее всего, войдет в состав Франции, а немецкая община поставит вопрос о воссоединении с ФРГ. Независимой останется только Фландрия, однако вполне вероятно, что ее политика будет определяться более сильными государствами и союзами, в частности ЕС, т.к. только появившимся на свет небольшим государственным образованием очень легко манипулировать в связи с отсутствием у него авторитетных союзников. Фландрии придется «встать в очередь» и с нуля пройти процедуру вступления в ЕС. Распад Бельгии активизирует движения за отделение в других европейских странах. В Нидерландах, например, южные регионы куда теснее связаны с Фландрией, чем с северными провинциями своей страны. Не будем забывать также о таких крупных очагах сепаратизма, как Каталония, Венеция и т.д.
Необходимо учитывать, что вхождение немецкоязычной общины Бельгии в состав Германии нарушит условия Московского договора 1990 г., в рамках которого Берлин обещал не расширяться после воссоединения ГДР и ФРГ, следовательно, создаст почву для новых международных конфликтов [6]. Сложно также предсказать судьбу Брюсселя - столицы не только Бельгии, но и Евросоюза. Этническое большинство города - франкофоны, так что вхождение его целиком в состав Фландрии невозможно. Скорее всего, столица, как и вся территория страны, будет поделена между распавшимися частями.
Второй вариант - реформирование существующего строя и сохранение единства Бельгии.
Для того, чтобы Бельгийское государство имело право на жизнь в будущем, необходимо построить такую модель многоуровневой идентичности, которая будет функционировать на общебельгийском политическом пространстве, путем создания единого общебельгийского наднационального и надрегионального движения, которое будет опираться на объединения предпринимателей, профсоюзы, студенческие организации [7]. Иными словами, залог существования единой Бельгии - граждане, идентифицирующие себя по бельгийскому признаку в первую очередь, а уже потом по национальному и региональному. Сложность в том, что нелюбовь национальных общин друг другу укоренилась так глубоко, что преодолеть ее будет катастрофически сложно, ибо она складывалась на протяжении почти двух столетий.
В этой связи наиболее предпочтительным является третий вариант -компромисс и создание конфедерации. Вероятность такого исхода обусловлена невыгодностью существования национальных регионов страны порознь на фоне неослабеваемого пристрастия фламандцев к идеям сепаратизма, что подтверждают итоги парламентских выборов 2014 г.
При конфедеративном устройстве фламандцы обладали бы практически полной самостоятельностью, но в то же время самые острые вопросы, а также оборона и внешняя политика оставались бы в общем ведении Фландрии и Валлонии [8].
Исходя из этого, можно заключить, что подобный компромисс поможет уберечь страну от усугубляющегося кризиса.
Мы предусмотрели и четвертый вариант - сохранение современного положения вещей и латентной стадии конфликта. Это удается сделать уже на протяжении многих лет. Снова пройдут выборы, снова потребуется несколько месяцев для того, чтобы партии, преодолев взаимную неприязнь, сформировали правительство. Лозунги политических лидеров так и останутся лишь популистской мерой в борьбе за власть. В конечном счете острых проблем само население не испытывает и вполне вероятно, что «жажда свободы» фламандцев лишь своеобразный плод фантазии националистов. Будут споры, но не будет изменений.
Безусловно, мы вряд ли сможем увидеть примирение Фландрии и Вал-лонии, вряд ли представители этих двух сторон торжественно пожмут друг другу руки, но со стратегической точки зрения друг без друга они не смогут.
Список использованных источников и литературы
1. Абрамова Е.В. Языковая ситуация в Нидерландах и Бельгии // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 4. - С. 249253.
2. Самойлова К. Распад Бельгии перестает быть политической шуткой // Newsland. - 05.08.2012. - Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/753302/
3. Куприянов А. Бельгийский полураспад // Lenta.ru. - 01.10.2014. -Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2014/09/30/belgium/
4. Там же.
5. Более подробно см.: Егоров А. Что делят фламандцы и валлоны? // Казахстанская правда. - 10.04.2014. - Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/news/politika/chto-delyat-flamandtsi-i-valloni
6. Полякова А.А. Король Альберт II и политический кризис в Бельгии // Вестник гуманитарного научного образования. - 2012. - № 2. - С. 9-16.
7. Барсуков А.М. Перспективы выхода из кризиса и сохранения единства Бельгии // Вестник Кемеровского государственного университета. -2011. - № 3. - С. 104-107.
8. Путем Шотландии может пойти Фландрия // Euronews.com. -17.09.2014. - Режим доступа: http://ru.euronews.com/2014/09/17/is-a-divided-belgium-looking-towards-scotland-for-independence-inspiration/
Коротко об авторе
Орлова Светлана Юрьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Orlova Svetlana Yurevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]