Научная статья на тему 'Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты'

Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3766
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОСЕМАНТИКА / МНЕМОТЕХНИКА / ФЛАГ РОССИИ / МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / PHONOSEMANTICS / MNEMONICS / RUSSIAN FLAG / MEMORY TECHNIQUE / FOLKLORE TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петров Никита Викторович

В статье рассказывается о содержании и структуре мнемонических фраз, кодирующих цвета российского флага, делается попытка проанализировать, с одной стороны, мнемонические тексты, направленные на запоминание порядка цветных полос («Белый царь на синем море красных турок победил», «Борис сидит в Кремле» и др.), с другой собрать и прокомментировать толкования именно такого (белый-синий-красный) расположения цветов. Материал для анализа взят, в первую очередь, из блогов российских пользователей интернета, веток обсуждения терминов на специализированных форумах, из устных интервью, проведенных автором. Мнемонические формулы, фразы и образные высказывания, необходимые для твердого усвоения последовательности цветов флага, используют фольклорную символику, кодируют важную историческую информацию (например, непосредственно связанную со сменой флага путч 1991 г.), соотносятся с псевдоисторической хронологической символикой (кровавое прошлое, смутное настоящее, светлое будущее). Анализ таких текстов, направленных, на первый взгляд, на запоминание последовательности цветов, позволяет понять механизмы кодирования и толкования важных культурных смыслов и передачу их во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Flag: Phonosemantic Memory Technique and Folklore Texts

The article describes the content and structure of mnemonic words and sentences for the colours of the Russian flag (white-blue-red). The author analyses mnemonic texts created to remember the sequence of the coloured stripes (“White tsar on the blue sea beat red Turks”; “Boris [meaning Boris Yeltsin] sits in the Kremlin”) and also demonstrates and comments upon explanations of this very specific sequence. The analysis is based on material taken from Internet blogs, terminology discussions on professional forums and interviews. Mnemonic formulas, phrases and figurative utterances designed to be a reminder of the colour sequence of the flag utilise folklore symbolism, contain important historical information (for example, relating to the flag change in 1991) and correlate to pseudo-historical chronological symbolism (the bloody past, disturbing present and bright future). Through analysing these kinds of texts, which are intended (at first glance) to help people remember the colour sequence, we can better understand the mechanisms for incorporating and interpreting important cultural meaning and its transmission through time.

Текст научной работы на тему «Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты»

Никита Петров

Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты1

Дорогому Арво

Сложно забыть, невозможно запомнить

Никита Викторович Петров

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

nik.vik.petrov@gmaiL.com

В эстонской школе на уроке истории изучают цвета национального флага. Учительница спрашивает: «Дети, что означают цвета нашего флага? Тиитус, что означает синий цвет?» — «Синий цвет, госпожа учительница, означает необъятные морские просторы Эстонии, по которым плавают русские оккупантские корабли». — «Правильно, Тиитус. Томаас, а что означает черный цвет на нашем флаге?» — «Черный цвет, госпожа учительница, означает необъятные просторы Эстонии, которые топчут русские оккупанты». — «Правильно, Томаас! Вовочка, а что означает белый цвет на нашем эстонском флаге?» — «Белый цвет на вашем эстонском флаге означает необъятные просторы Сибири, которые будут топтать Тиитус и Томаас, если не заткнутся!» (Из цикла анекдотов про Вовочку)2.

После утверждения нового / старого гимна в кабинете гаранта телефонный звонок. «Добрый день. Это компания Кока-Кола. Нам очень нравится идея с новым гимном России.

Исследование проведено в рамках проекта ЦТСФ РГГУ «Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование» (грант РНФ, № 14-18-00590). Таких анекдотов в сети довольно много (поисковая система Yandex выдает по запросу «В эстонской школе на уроке истории изучают цвета национального флага» порядка 50 результатов, где есть точное совпадение с этой фразой. Автор цитирует анекдот по [Анекдоты].

Мы предлагаем Вам вернуть и старый советский флаг. За это мы готовы 100лет платить все российские пенсии и социальные выплаты. Только вот в углу флага надо будет мелко-мелко написать "Кока-Кола"». Гарант поворачивается к премьеру и задумчиво так спрашивает:«Слушай, а когда у нас контракт с "Аква-Фреш" заканчивается?»1

Одним из определяющих символов государственности является флаг, в современной России это так называемый триколор. Белый, синий, красный цвета флага очень хорошо представлены в российской повседневности: флаги вывешивают на праздниках, транслируют их изображение на телевидении, они есть во всех властных структурах и учебных учреждениях. Цвета флага и порядок их следования утвердил Борис Ельцин указом от 11 декабря 1993 г. (№ 2126): «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета»2.

Казалось бы, специально запоминать цвета и их последовательность (белый—синий—красный) не надо: визуальный ряд прост, а соотнести полосы между собой несложно. Однако несколько прецедентов, получивших широкую огласку, наглядно демонстрируют трудности, которые испытывает человек при воспроизведении порядка цветов флага.

Еще в 2001 г. «Комсомольская правда» проводила опрос на знание порядка цветов триколора в связи с относительно но-вым3 праздником — Днем Государственного флага РФ. Представитель газеты «Нью-Йорк Таймс» в Москве так отвечает на вопрос корреспондента: «Сначала — красный... Нет, не угадала? Тогда не знаю». Александр Проханов, редактор газеты «Завтра»: «Увы, не помню4, но про символику флага скажу так:

Из ветки обсуждения цветов флага на сайте газеты «Ведомости.ру» <http://goo.gL/h727Vw>. Обзор вариантов этого анекдота в связи именем Путина и важным событием — возвращением гимна см. в: [Архипова 2009: 220-221].

Документ доступен на сайте Президента России: <http://graph.document.kremLin.ru/page. азрх?1215071>. В дальнейшем в этот закон вносились некоторые поправки, но главное — цвета и их порядок оставались неизменными, см.: Федеральный закон № 1-ФКЗ от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ».

В 1994 г. Б. Ельцин подписал указ № 1714: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам постановляю: 1. Установить праздник — День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа» <http://graph. document.kremLin.ru/page.aspx?1183915>.

Возможно, Проханов саркастически отнесся к самой идее тематического интервью и предпочел не отвечать на заданный вопрос. Впрочем, недоверие могут вызвать и фамилии «простых людей», которых опрашивал корреспондент: «Николай Охливанкин, сантехник», «Андрей Самохвалов, милиционер». Однако здесь важно другое: начало 2000-х гг. — время активного роста интереса к данной тематике и распространения информации в Рунете.

чтобы государственный флаг стал святыней, под ним должны совершаться хоть какие-нибудь победы» [Знаете ли вы 2001].

Любопытна история 2008 г.: «Для рязанских школьников отпечатали и уже частично раздали дневники на 2008/09 учебный год с ошибочным изображением государственного флага России. На "Дневнике рязанского школьника" цвета флага РФ расположены в порядке: белый, красный, синий. <...> "Это явная дискредитация власти, директоров школ и учителей, которые должны были по этому поводу возмутиться первыми", — заявил [депутат Гордумы Рязани] Хаусов» [Рязанским школьникам 2008] (цветная вклейка, ил. 1).

Летом 2013 г. на новостном портале «Газетами» появилась новость: «На снимке около надписи "ФСКН 10 лет на службе Отечеству" нарисован бело-красно-синий флаг». Николай Карташов, руководитель пресс-службы ФСКН, прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Порыв ветра сильный был, и баннер перевернуло» [В соцсетях заметили ошибку 2013]. Объяснение представителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков не смогло обмануть блогеров и редакцию: красная полоса, которая должна располагаться снизу, находилась в середине флага (ил. 2).

Это не последний случай, когда цвета триколора перепутали. Перед саммитом «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге развесили вымпелы с флагом России. Однако, как отметили заметившие путаницу цветов блогеры, в городе «вместо российского триколора красуется флаг протектората Богемии и Моравии времен фашистской оккупации <. > красная полоса, символизирующая кровь, пролитую за Отечество, оказалась не внизу, а в центре. Она поменялась местами с синей, говорящей о верности и правде. Белый цвет, символизирующий чистоту и непорочность, остался, как и положено, наверху» [Изотова 2013].

В электронных СМИ обсуждали еще один казус столичного масштаба (2013 г.): «Ранее этим летом некоторые московские выпускники получили золотые медали с перевернутым российским флагом, который выглядел как флаг Сербии. Произошло "самое обыкновенное разгильдяйство исполнителей, которые, получив две партии золотых медалей, одну проверили, вторую — нет", — заявил и.о. главы департамента образования столицы Исаак Калина» [Московским выпускникам 2013].

Компания Google известна в том числе и тем, что к каждому знаменательному дню в истории выставляет в поисковой системе специально нарисованную картинку — лого. Перед чемпионатом мира по футболу 2010 г. на сайте поисковой системы Google <www.google.ru> появилось лого с триколором, где

были перепуганы цвета: красный оказался в середине (ил. 3). Конечно, затем представители компании официально извинились: «Просим прощения за допущенную вчера ночью ошибку в логотипе. Мы постарались ее исправить максимально оперативно. Надеемся, лого вам нравится» [Google Россия 2010].

Заметим, что красная полоса во всех случаях1 находилась в середине «флага» (о вероятных причинах этого будет сказано в конце статьи).

Обсуждаемые выше казусы «забывания» связаны, вероятно, не только и не столько с «головотяпством» чиновников, необразованностью отдельных людей. Судя по откликам в российской прессе, дневникам блогеров, соцопросам и запросам в популярных поисковых системах, запомнить последовательность трех цветов российского флага действительно не так просто, как кажется. Пользователь vataga пишет на форуме после путешествия в Румынию: «Во всяком случае я теперь румынский флаг запомнила навсегда и никогда его уже ни с кем не перепутаю! А вот наш российский... ну честное слово, я все время путаю, какие и где у него полоски — я их просто искренне забываю, и совсем они мне неинтересны — вот так!» [vataga 2009].

Память и фольклорная мнемотехника

Люди действительно путаются в порядке расположения цветных полос на флаге России: по данным ВЦИОМ, таких около 30 % [ВЦИОМ 2013]2:

Таблица 1

Всероссийский опрос ВЦИОМ «Россияне о символах своей страны»

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2011 2012 2013

Назвали верно и цвета, и расположение 56 % 54 % 58 % 55 % 59 % 60 % 60 % 68 % 70 %

Назвали верно только цвета 33 % 32 % 34 % 34 % 32 % 32 % 32 % 27 % 26 %

Назвали все неверно 5 % 8 % 5 % 7 % 5 % 5 % 5 % 3 % 3 %

Затруднились ответить 6 % 5 % 3 % 3 % 4 % 3 % 3 % 1 % 1 %

Выясняется, что такая закономерность соблюдается не всегда. Когда эта статья готовилась к печати, на сайте украинской газеты «Вести» <vesti.ua> появилась новость (дата публикации 1 мая 2014 г.): «В Антраците [Луганская область, Украина — Н.П.] ополченцы по ошибке вывесили флаг Нидерландов» <http://vesti.ua/donbass/50077-v-antracite-opoLchency-po-oshibke-vyvesiLi-ftag-niderLandov>; фотография «неправильного» флага помещена со ссылкой на новостной портал <http://pro100news.info/>.

Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

Опросы, проводимые на протяжении десяти лет, показывают вполне определенную ситуацию: треть опрошенных не может вспомнить яркую и часто встречающуюся картинку и правильно назвать порядок цветных полос. Может быть, дело в «необразованности» отдельных групп опрашиваемых или это намеренное искажение? Представляется, что сложившаяся ситуация несколько сложнее.

Вероятно, дело еще и в том, что порядок следования цветов представляет определенную трудность для запоминания. Яркие картинки без особенного труда запоминаются детьми, которые до 4—5 лет (иногда этот период продолжается до подросткового возраста) обладают эйдетической памятью — способностью запечатлевать в памяти яркие изображения. В отличие от ребенка, у современного взрослого человека доминирует смысловая память, опосредствованная речью: для того чтобы запомнить что-либо, он должен это произнести вслух1. Кроме того, соотнести между собой три элемента какого-либо ряда (абстрактные существительные, цвета) без отчетливого визуального образа гораздо труднее, чем сопоставить конкретные предметы, представимые существа, сюжетные картинки.

Как полагают психологи, занимающиеся изучением памяти, кодирование порядка представляет собой отдельную операцию: ни одна из моделей памяти не содержит специального механизма для сохранения последовательностей, за исключением подсистемы автобиографической памяти, которая организована вдоль оси времени (хотя и там бывают сбои)2. Даже воспринимая порядок двух событий в пределах секунды, человек часто ошибается.

Таким образом, запоминание порядка (в том числе и порядка цветов) — отдельная задача, которая решается с использованием специальных средств: либо посредством заучивания (многократного повторения), либо с помощью мнемотехник. Для запоминания последовательности слов, чисел, цветов существуют специально разработанные методики, основанные на

Среди взрослых существуют и исключения. Пожалуй, самый известный случай описал один из основателей русской нейропсихологии А.Р. Лурия. Журналист и профессиональный мнемонист С.В. Шерешевский (Лурия называет его Ш.) обладал эйдетической памятью и буквально мыслил образами: «Когда Ш. слышал или прочитывал какое-нибудь слово, оно тотчас же превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета <...> "Когда я услышу слово 'зеленый', появляется зеленый горшок с цветами; 'красный' — появляется человек в красной рубашке, который подходит к нему. 'Синий' — и из окна кто-то помахивает синим флажком. Даже цифры напоминают мне образы. Вот '1' — это гордый стройный человек; '2' — женщина веселая; '3' — угрюмый человек, не знаю почему"» [Лурия 1968: 20].

По данному вопросу автора консультировала Мария Фаликман, кандидат психологии, старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ.

использовании семантических, фонетических, визуальных ассоциаций и др.1 Каждому известна синтаксически грамотная, но десемантизированная мнемоническая шпаргалка для запоминания семи основных цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Дезаббревиация, использованная в этой мнемонике, традиционна. Она эксплуатирует не имеющую ничего общего с цветами спектра денотативную схему «все охотники хотят найти местоположение птицы». Со временем становится расхожей и другая «запоминалка»: «Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп», которая уже напрямую соотносится с цветом: «все дизайнеры хотят иметь графический редактор». Эта мнемоническая фраза отражает социальную реальность, в которой популярной профессией становится графический дизайнер, то есть мнемоника использует для кодирования абстрактного ряда реалии окружающего мира — поддерживается «новым бытом».

В этой статье рассказывается о содержании и структуре специальных фраз, кодирующих цвета российского флага, делается попытка описать и прокомментировать, с одной стороны, мнемонические тексты, направленные на запоминание порядка цветных полос, с другой — толкования именно такого (белый— синий—красный) расположения цветов.

Для того чтобы запомнить расположение цветовых полос, используются, во-первых, специальные мнемонические подсказки: «БеСиК», «Белый царь на Синем море Красных турок победил», «Борька Сидит в Кремле» и т.д. Они чаще всего образованы из сокращения первых букв названий цветов флага — аббревиацией — с последующей «расшифровкой» аббревиатуры. Некоторые мнемотехники кажутся более устойчивыми (бесик) и имевшими хождение в профессиональных, прежде всего морских, учебных заведениях, другие — менее устоявшимися и более молодыми (босяк, Бред Сивой Кобылы). Вот характерный пример окказиональной мнемотехники: «Моя мама, которая два десятка лет проработала воспитателем в детском саду, придумала свою запоминалку. "Детишки маленькие, поэтому я подобрала слово, в котором есть три нужные согласные буквы: БоСиКом. Получилось: белый, синий, красный. Даже самые ленивые усвоили"» [Калиневич 2012].

Во-вторых, важными оказываются и толкования порядка расположения цветов флага. Такие тексты имеют не только мнемоническую функцию: носители традиции объясняют перво-

1 Автор статьи долгое время работал в школьном образовании, разрабатывая и внедряя мнемонические методики в систему образования. Основные приемы запоминания и этапы развития таких технологий обучения изложены в учебнике [Петров 2010].

начальный смысл, идею создателей флага, привлекая для интерпретации пространственные ориентиры (небо, земля, вода) и известные им реалии как советской, так и постсоветской действительности («красные», «белые»).

Безусловно, для полноценного раскрытия вопроса о том, как происходила и происходит трансляция мнемонических текстов, необходимо более детальное и глубокое изучение традиций мнемотехник в профессиональной и школьной среде (дореволюционной и советского времени)1, современной культурной традиции, исследование учебных пособий для школ, опрос учителей и учеников. Некоторые механизмы, используемые для мнемотехник (например, дезаббревиация), нуждаются в дополнительном исследовании и пересекаются с более изученной темой — народной дезаббревиацией официальных сокращений (см., например, статью: [Архипова 2008]).

Тема «Запоминание цветов российского флага и фольклорное знание» — лишь один из аспектов сложной и многогранной темы «Использование мнемонических приемов и толкование реалий в тех или иных обществах и профессиональных группах»2. Однако смею надеяться, статья с коротким обзором и комментарием к текстам для одного конкретного случая положит начало серии работ, раскрывающих заявленную тематику.

Материал для анализа взят в первую очередь из блогов российских пользователей интернета, веток обсуждения терминов на специализированных форумах, из устных интервью, проведенных автором (респонденты — по большей части школьники среднего и младшего звена, студенты российских вузов 1993— 1996 г.р. и др.)3. Полученный материал позволяет понять механизмы кодирования и толкования важных культурных смыслов и передачу их во времени. Иными словами, мы имеем дело с набором культурных практик, встроенных в систему образования и предписывающих запоминание, воспроизведение и трансляцию текстов повышенной значимости.

На это обстоятельство совершенно справедливо указал анонимный рецензент данной статьи. Мне известна только короткая статья А. Дандеса, в которой приведен обзор (далеко не полный) различных мнемотехник и указывается на важность их изучения фольклористами [Dundes 1961]. Респондентам задавались вопросы: «В каком порядке следуют цвета российского флага?»; «Почему на российском флаге именно такие цвета?»; «Как вы запоминали цвета флага?». Всего в опросе участвовало 62 человека (32 студента, 8 школьников, 22 человека в возрасте 29-75 лет из разных социальных групп). Такой опрос, конечно, не может быть сколько-нибудь репрезентативным и является лишь попыткой сверить мнемонические тексты и толкования, транслирующиеся в сети, с устной традицией.

«Бесик, крабес, сибек» и другие

Эти слова, похожие на заклинание, кодируют начальные буквы цветов: Белый, Синий, Красный. Получившаяся аббревиатура БСК предполагает множество толкований. В нее добавляются гласные буквы, а получившееся слово соотносится с порядком цветов на флаге.

«Бесик»1, похоже, является одной из самых популярных мнемоник с непроясненным денотатом для запоминания последовательности цветов. Это ничего не значащее слово2 часто усваивается от старших родственников или учителей: «Я просто запомнила последовательность цветов как скороговорку. Мама говорила "бесик"» (ЛА-13.11.3Ф3)3; «О "бесике" я от своего покойного дедушки еще подростком слыхивал. Похоже, старое», — комментирует один из пользователей социальной сети «^асеЪоок»4. Результаты устного опроса показывают, что «Бесик» или «Бейсик» (вероятно, второе слово появилось позже, по аналогии с одним из языков программирования, которому учат в школе на уроках информатики) осмысляется и как «бесик» с уменьшительно-ласкательным аффиксом -ик — 'маленький бес': «В начальной школе учительница говорила, что матросы верили в такое существо, как "бесик"» (ЛА-13.11.3Ф5). Связь с моряками, мореплавателями просматривается в тексте другой анкеты, где назван основатель русского флота: «В начальной школе рассказала учительница. "Бесик" — белый, синий, красный <...> нам рассказывали, что так называли флаг во времена Петра I» (ЛА-13.11.3Ф1).

Считается, что Петр Великий закрепил традицию использования триколора в качестве символа русского флота5. Ботик Петра I раскрашен белыми, синими и красными цветами, на судах переславльской флотилии 1692 г., на Беломорской военной эскадре 1693 г. и на Азовской эскадре в 1696 г. были

Один раз встретилась морфологически избыточная форма «бесикр» — см. обсуждение на профессиональном форуме: <http://forum.Lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=106915> — и два раза форма «белсик» — см.: [Елена 2011; Тещина комната 2014].

Семантика этого слова неясна, возможно, именно это обстоятельство и обуславливает популярность «бесика» для запоминания цветов флага. Здесь и далее — личный архив автора.

Обсуждение к посту <https://www.facebook.com/groups/119009768251890/permaLink/ 260826400736892/>, комментарий Владимира Коршункова.

Как пишут авторы монографии про историю герба и флага России, бело-сине-красный военно-морской флаг был закреплен за русским флотом Петром I, но появился в 1668 г., во время царствования Алексея Михайловича, и использовался для судов первой русской флотилии (трехмачтовый корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот) в качестве опознавательного знака. Точный рисунок флага на «Орле» неизвестен: исследователи полагают, что он мог быть как полостным, так и с прямым синим крестом, двумя белыми и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке [Герб и флаг России 1997: 419].

использованы синий, белый и красный цвета флага [Герб и флаг России 1997: 424]. «Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя — синяя, нижняя — красная. На синей полосе золотой с царской коруною венчан двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием, без змия» [Алярд 1911: 51].

Связь мнемонических фраз с морскими штандартами и флотом эксплицируется в блогах, причем даются ссылки на популярного писателя исторических романов В. Пикуля: «Кажется у Пикуля было, раньше запоминали так: бесик — Россия, крабес — Голландия, сибек — Франция» [Политический анекдот 2011: Oldegus]. Пользователи комментируют обсуждение мнемонического слова на специализированных форумах:

Из Пикуля помню, какой мнемоникой пользовались до революции российские моряки. Русский флаг называли «бесик» (белый-синий-красный сверху вниз), а французский — «крабес» (красно-бело-синий) [Скептик2009 2011].

«БёСиК» — кажется немного неестественным. Но это слово мне напомнило, что есть такое слово «Бейсик». Которое тоже оказывается можно использовать для запоминания цветов флага России. Каждый, кто хоть немного знаком с программированием, это слово знает [Цвета флага России 2009: vikeng].

Я тоже по слову «бесик», как его матросы всегда запоминали, чтобы не перепутать с «крабасом» [alknew 2013].

Пользователь endlesssummer приводит мнемонику: «КраБС — красный белый синий — РФ, БеСиК — белый синий красный — Нидерланды» [Классическая запоминалка 2008: endless-summer], при этом путая соответствие флагов стран порядку цветов.

Отсылка к «древности» этого слова фигурирует практически во всех обсуждениях: «А это ведь чуть ли не официальное название, нет?:). Честно говоря, я не помню истории этого слова. Но да, это что-то очень древнее =)» [Мнемоформулы 2004].

Вероятно, мнемоническое слово «бесик» возникает в профессиональной среде моряков или курсантов морских училищ для определенной задачи — идентифицировать цвета русского флага в окружении других, похожих, прежде всего европейских, которые шились из нескольких обязательно контрастных полос — как опознавательный знак в море. В воспоминаниях С. Прокофьева, относящихся к 1904 г., русский флаг запоминается по аналогии с французским: «Чтобы запомнить порядок цветов в русском и французском флагах, надо знать два слова:

бесик (бе-си-к — белый-синий-красный) для русского и сибек (синий-белый-красный) для французского, — поучал Чернов. — У меня есть своя система для запоминания цветов русского флага, — вставила сидевшая рядом мать, — внизу, на земле — кровь, красная; выше — небо, голубое; еще выше — безвоздушное пространство, бесцветное, белое. Без всяких бе-сиков» [Прокофьев 1982: 151].

В блогах и на форумах упоминаются и военные училища как место, где была использована мнемотехника: «Кстати, новичок может спутать российский флаг с голландским стягом, который тоже состоит из красной, белой и синей горизонтальных полос. В военно-морских учебных заведениях России придумали простое правило: расположение цветов российского флага сверху вниз обозначается словом "БЕСИК" — БЕлый, СИний, Красный, расположение цветов голландского флага соответственно зашифровано диковинным словом "КРА-БЕС" — КРАсный, БЕлый, Синий» [3 декабря 2012].

При кодировании абстрактные цвета — белый, синий, красный — сначала сокращаются до аббревиатурной формы, образующей новое слово («бесик»), которое затем может семантизироваться и превращаться либо в «маленького беса», либо, модифицируясь, в язык программирования — «бейсик». В некоторых других случаях аббревиатура расшифровывается с опорой на объекты, слова, имеющие сходное фонетическое представление — «босиком», «босяк».

По совокупности признаков (связь с морскими учебными заведениями, отсылка к «древности», популярность) мнемоническое слово «бесик» надо признать, по-видимому, одной из самых старых «бродячих» мнемотехник, отражающих эпоху закрепления бело-сине-красного флага за судами русского флота1.

Белый царь, синее море и красные турки

БЕЛЫЙ царь на СИНЕМ море покорил КРАСНЫХ турок ЧИВО ЭТО? [Нуу И Нуу 2013].

1 В сети тиражируется предание о Петре Великом, вероятно, имеющее «школьное» происхождение. Вот один из вариантов: «Петр Первый прибыл по морю в Голландию без флага, а его корабль не впустили по этой причине. Разгневанный император разорвал голландский "крабес" (КРАсный, БЕлый, Синий) и сшил из него российский "бесик" (БЕлый, СИний, Красный). Так появился в 1699 г. Российский флаг» [Землянцева 2012]. Второе предание (уже про Андреевский флаг — двухцветный с синим косым крестом) с сюжетом «правитель придумывает новшество случайно: на бумагу падает солнечный свет» встречается в книге, посвященной истории русского флага и герба: «Петр I, озабоченный думой о морском флаге, заснул над листом бумаги за столом. Утром, когда солнце пробилось сквозь оконную изморозь, он увидел на листе синие диагонали от оконного переплета» [Герб и флаг России 1997: 425]. Мне не встретились фольклорные варианты этих сюжетов, однако можно предположить, что второй сюжет заимствован из книги петербургского краеведа Н. Синдаловского [Синдаловский 2009: 11-12], который приводит его без ссылки на источник.

На первый взгляд, эта мнемоническая фраза кодирует какое-то, возможно единичное, историческое событие. Она также признается пользователями Рунета «древней» и возводится к ступени обучения новичков в царской армии: «А в Императорской русской армии новобранцев учили правильному расположению цветов на российском флаге так: "Белый царь на Синем море Красуется..." Красиво звучит и легко запоминается» [Ну что же ты, Google 2010: el777]. В устных интервью, проведенных автором статьи, ни один из опрашиваемых не упомянул данную формульную конструкцию. «Белый царь на синем море.» встречается в ветках обсуждений флага и способов его запоминания на форумах и в интервью, взятом у М. Лосской-Авриль:

Мария Лосская-Авриль: То есть русского флага нормального я нигде не видела. Во время войны, когда немцы пришли, мы вывесили флаг — белый, синий, красный. Бабушка его сшила. И я думала, что именно такой флаг. И когда я вдруг узнала, что он только красный, мне стало грустно, потому что один цвет как-то нехорошо для флага. А потом я увидела белый, синий, красный на Инвалидах, это, по-моему, Ельцин приезжал в 91-м году. Я зарыдала на улице. Я не знала, что я до такой степени сентиментальная.

Иван Толстой: Но там же висели два бело-сине-красных — французский и русский.

Мария Лосская-Авриль: «Белый царь на синем море красных турок победил» — это я на всю жизнь запомнила [Толстой 2006].

По поводу триколора от момента его возникновения есть другая трактовка, позволяющая легко запомнить расположение цветов, но при этом историю хоть немного надо тоже знать и помнить, итак: Белый царь на Синем море Красных турок побивал! <...> Красный царь на синем море всю турчанку потопил! [Изотова 2013: Читатель].

Помню, как учил сына определять последовательность цветов на российском флаге: — Белый царь, на синем море, красных турок победил. Белый, синий, красный [zaharovvv 2013].

Ритмическое построение и фольклорные аллюзии фразы делают ее довольно интересной для рассмотрения способов кодирования понятий «власть», «война» и «православная вера». «Белый царь» — название русского царя в фольклоре и литературных текстах1.

1 См., например, стихотворения А.Н. Апухтина «К славянофилам» (1856): «Явился белый царь, и грозный, и правдивый.»; П.А. Катенина «Песня» (1832): «Хоть мне белый царь сули Питер и с Москвою.»; поэму В. Хлебникова «Настоящее» (1921): «Народ, / Кладет, / Кладет / Народ, /

При этом образ Белого царя может эксплицитно связываться в стихе о «Голубиной книге» с идеологемами святой Руси, церквей и пр. Ср., например, пассаж, когда цари спрашивают у Давида Евсеевича, который «говорит по памяти про книгу голубиную»:

Потому Иерусалим-город городам мать, Потому этая церква над церквями мать, А наш белый царь — над царями царь. [Варенцов 1860: 23]

Предполагается, что белый царь — правитель, в чьих руках сосредоточена не только царская, но и духовная власть. Более явно это прослеживается в другом духовном стихе о Голубиной книге:

Им ответ держал премудрой царь: У нас Белой царь над царямы царь <...>

У нашего царя у Белаго Есть святая вера христианская, Его рука всих выше царская Надо всей землей, над вселенныя: Потому тот царь над царямы царь. [Бессонов 1861: 295]

Б.А. Успенский указывает на прямое отношение эпитета «белый» к царю — защитнику отечества и спасителю веры. «Белый царь» появился в письменном источнике — так называли Василия Темного в «Повести Симеона Суздальца»: «благоверный и христолюбивый и благочестивый истинно православный великий князь Василий Василиевич, белый царь всеа русии» — а уже затем стало довольно распространенным [Успенский 1996: 389].

Согласно русским документам (середина XVI в.), Исмаил, один из правителей Ногайской орды, обращается к московскому царю Ивану Васильевичу (Грозному) как к «Белому Царю» [Жирмунский 1974: 480]. Обозначение «белый царь» скорее тюркского происхождения и прямая калька: Ак-каап — это русский царь [Радлов 1893: стлб. 89]1.

Кладет белого царя, / Кладет белого царя! / Белого царя!»; фольклорные тексты: «Полтораста полков тысячных. / Они шли-прошли, заплакали, / На коленочки попадали: / "Уж ты батюшка, наш Белый царь! / Поморил нас смертью голодною"» [Киреевский 1929: 277]; «На стулу сидит православной царь, Петр Лексеевич <...> Речь возговорил православной царь: / "Гой вы гой еси, князья, бояра! / Нет ли из вас охотничка / Со Белым царем поборотися?"» [Там же: 223-224].

1 В оригинале: "Alt. Tel. Sag. Kir. (Kkir) auch ak patsa (Kir.), ak patscha — der russische Kaiser". В обозначении «белый царь» соединяются не только идеологемы «православие» и «другая вера». Шире — просматриваются два разнонаправленных вектора — западный и восточный. «Белый

Популярность этой формулы в фольклорных текстах, вероятно, и обусловила ее вхождение в мнемонику о государственном флаге.

«Синее» — популярный фольклорный эпитет, неразрывно связанный в фольклоре с «морем», водой [Бобунова, Хроленко 1995].

Не до конца ясна история «красных турок». Фольклорная составляющая здесь, вероятно, не работает — эпитет «красный» в связке с чужеземцами в фольклорной традиции отсутствует. Однако кызылбаши («красноголовые») встречаются в списке грешников, «неправедных» народов на Страшном суде: «литва, жиди, казылбаши, турци, русь» (икона конца XVII — начала

XVIII в., Вологодский край; Государственный художественный музей ХМАО-Югра, Ханты-Мансийск) [Белова, Петру-хин 2008: 49]. К сожалению, пример единичный, иначе мы могли предположить, что «красные турки» появились в результате переноса значения с воинственных «красноголовых» на иноземных противников — турок — в целом.

Более вероятным представляется, что «меткая» фраза (красные турки) вошла в обиход после какого-либо единичного сражения с Османской империей, которая вела военные действия, в том числе и под красным флагом (например, см. ил. 4), или стала популярной из-за отличительного признака практически всех родов войск турецкой регулярной армии в середине

XIX в.1 — красной фески. Такое предположение можно подкрепить тем, что в русских источниках (воспоминания о военных кампаниях 1850-1870-х гг.) встречается выражение «крас-ноголовые турки» [Немирович-Данченко 1903: 176; Гейрот 1872: 136; Белый генерал 1992: 464].

Все же исторические реалии не дают возможности более точно определить период времени, когда за «турками» закрепился эпитет «красный». Поэтому, воздерживаясь от каких-либо утверждений, предположу, что «турки» обозначают в этой мне-моформуле иноземного воинственного противника, а «красный» присоединяется по большей части искусственно, как контраст белому и синему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

царь — название московского царя в обращении к нему восточных народов (перевод тюркского "ак" в значении "западный"). Далее — примеры из русских документов (донесений, посланий): "шах Аббас турецкому послу говорил. бог мне дал брата белово царя рускаго." (1597), "а калмыки и князи пишут и того короче: Белому царю Алексею Михайловичю."» [СРЯ 1975: 138]. Благодарю С.Ю. Неклюдова за указание на эти источники.

1 Временем закрепления этой фразы в устной форме мог быть и период с середины XVIII в., когда практически не прекращались русско-турецкие войны (1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 18061812, 1828-1829), до конца XIX в.

Механизмы кодирования фольклорных смыслов в данных текстах можно описать так. Флаг «разбирается» на составные части — цвета: белый, синий, красный. Цвета привязываются к фразе, части которой имеют внутренние семантические связи с фольклорной традицией. «Белый царь», находящийся в центре фольклорного космоса, становится главой государства, «синее море» — популярнейшая традиционная формула — превращается в пространство битвы. В целом фраза наполнена содержанием, которое актуализирует фрейм «свой (православный?) царь побеждает этнического / конфессионального врага в морском бою».

Красные и белые

Есть еще послереволюционный вариант. Белые воюют с красными, посередине Волга [Ну что же ты, Google 2010: egetmanenko].

В 1896 г. триколор окончательно был утвержден как флаг России, правда, существовал он недолго и был сменен после революции 1917 г.1 Страна стала «разноцветной», расколовшись в основном на белых и красных. Триколор продолжал функционировать в составе частей Белой армии, у которых, кроме него, «имелись шевроны из бело-сине-красной ленты, которые нашивались на левый рукав формы добровольцев» [Томич 1994: 50]. Появление в языке слов, омонимичных используемым в символике флага цветам, порождает новую мнемоническую подсказку:

Внимание, все последующие слова показываются руками: Белые (руку вверх) Красные (руку вниз)

Посередине — Волга [Мнемоформулы 2004].

«Красный» и «белый», накладываясь на определенную историческую ситуацию, становятся антонимичными и обозначают представителей двух противоположных идеологических лагерей.

В некоторых случаях мнемоника входит в состав анекдотического цикла про Чапаева, где конфликтующими сторонами оказываются красные и белые.

1 В 1883 г. Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» закрепил триколор за домом Романовых: «Государь Император, в 28-й день Апреля 1883 года, Высочайше повелеть соизволил: чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов» [ПСЗ 1883: 213]. В 1896 г. указом от 29 апреля Николай II уже «высочайше соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным» [ПСЗ 1896: 338], и во время коронации в мае преобладала бело-сине-красная символика: ленточки, ленты, флаги — см. ил. 5.

А я запоминал через анекдот, где Чапаев объяснял Петьке, что красные тут, а по другую сторону реки — белые.:) [Ну что же ты, Google 2010: EdWing].

— Василий Иваныч, а почему флаг бело-сине-красный, что это значит?—Да очень просто, Петька! Вот смотри, это белые, это красные, а посередине река Днепр [Ну что же ты, Google 2010: smolka].

Вероятно, возникновению связи «цвета флага — Чапаев» способствовал событийный ряд одноименного фильма, вышедшего в 1934 г. (сценарий Анны Фурмановой, основа — роман Д. Фурманова «Чапаев»). Отметим, что фильм черно-белый, поэтому говорить о влиянии визуальной символики на мнемотехнику в разборе этого примера нельзя.

Цвета флага отлично накладываются на противостояние белых и красных. Такое соотнесение было известно и советскому зрителю по многочисленным фильмам о Гражданской войне, например по фильму Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968), где триколор — флаг противников красных. Потом это четкое противопоставление перенесется на коммунистов и новое российское правительство начала 1990-х гг. и также будет связано с мнемоникой российского флага.

Ельцин, Кремль и голубые

В конце1990-х — начале 2000-х гг. автор этой статьи сам слышал мнемоническую фразу, которая повторяется много раз на просторах интернета: «Борька / Борис Сидит в Кремле» [Мнемоформулы 2004; Ну что же ты, Google 2010: bruce].

В современной истории России бело-сине-красный триколор широко использовался силами, противостоявшими ГКЧП во время августовского путча. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г. он был признан официальным национальным флагом РСФСР. В 1990-е гг. появляется новая мнемоническая фраза, закрепляющая авторитет триколора в массовом сознании:

Еще одно правило насчет цветов российского флага, фактически устаревшее, но оттого не менее клевое: Борька Сидит в Кремле [Мнемоника 2009: Bloggerjack].

Борис Сидит в Кремле. Борис, естественно, вверху [Мнемоника 2009: Igor_zaitsev].

При анализе этого примера становится понятно, что важна и историческая ситуация, на фоне которой происходили «расшифровки» аббревиатуры БСК. «Борька Сидит в Кремле»

и «Буржуи Съели Коммунистов» [Ну что же ты, Google 2010: zanudische] кодируют ситуацию смены правительства и цветов флага.

Как и в случае с мнемонической фразой про красных, белых и Волгу / Урал, здесь явно просматриваются враждующие стороны. «Красные» (партия) проиграли, «белые» (Ельцин и соратники) возвысились. Река исчезает и появляется новое слово «голубые», приобретающее значение 'сексуальные меньшинства':

Белые воюют с красными, а между ними пидарасы [Ну что же ты, Google 2010: Q_Zma];

Я поначалу цвета флага запоминал по составу нашей ГосДумы (ну, тогда она еще иначе звалась): Красные и белые, а между ними — голубые [Неизвестные таланты 2010: striker].

Надо знать российскую историю и сленг ;): «Белые» и «голубые» взяли верх над «красными». Есть еще такой незатейливый стишок: «Флаг российский — символ смелый нашей жизни чумовой, снизу красный, сверху белый, посередине голубой» [Мнемоформу-лы 2004; Калиневич 2012].

Бездействие депутатов и положение дел в Госдуме 2000-х гг. также кодируется лексемой «голубые»: «Никак народ цвета флага не может запомнить, надо что-то вроде считалки насчет цветов радуги придумать (ну той, что про охотника и фазана). Хотя бы такую: "У нас в Думе между красными и белыми одни голубые"» [Классическая запоминалка 2008: puparo]. Еще одна «запоми-налка» отсылает к визуальному образу Б.Н. Ельцина: «ЕБН, флаг рекомендовали запоминать так: у нашего президента волосы белые, глаза синие, нос — красный» [Elena Fadeeva 2014]1.

Новое время привносит новые реалии. Аллюзия на эту известную мнемоническую фразу обыгрывает смену друг другом на посту президента В.В. Путина и Д.А. Медведева: «Сейчас в Кремле сидит Дмитрий. Надо менять белый цвет на "дерьмовый"?» [Классическая запоминалка 2008: Buddah_Gautama].

КГБ

Как запомнить порядок цветов? Очень просто — снизу вверх Красный, Голубой, Белый... КГБ. Россия это КГБ (красный-голу-

1 В свою очередь этот текст восходит к армейскому анекдоту, вероятно, начала 2000 г.: «Прапорщик спрашивает: — Кто назовет цвета российского флага? Солдаты долго молчат, а потом один называет правильно. — Объясни этим баранам, как ты запомнил порядок цветов, — приказывает "кусок". — Я в таких случаях вспоминаю Беню: волосы белые, под глазами синее и нос красный» [Тещина комната 2014]. Ср.: «У военного должны быть белая фуражка, красный китель и синее лицо» [Мнемоформулы 2004].

бой-белый), снизу вверх. В крайнем случае, у вас будет российский флаг вверх ногами, но не французский [Crio 2011].

Версия и такая существует: один гбшник во флаге свою альму-муттер увековечил, снизу вверх кгб зашифровал: красный-голубой-белый [Изотова 2013: есть и еще один вариант].

КрасныйГолубойБЕлый...

муся а почему это мы должны валить. мы хотим, чтобы тут хорошо было. будет порядок тогда и слово рашка забудется на выборы обязательно ходим [Изотова 2013: petr].

Для запоминания последовательности цветов триколора у каждого свои секреты. Например, полосы легко запомнить через аббревиатуру КГБ, только читать нужно наоборот.

Chubrick: Запомнить ведь очень просто!К.Г.Б. Красный. Голубой. Белый. Сверху вниз. KrabVMaskeLosya: Ну да, сверху вниз.

TedBeer: мне больше нравится вариант не «сверху вниз», а «цвета КГБ, а так как в России все через жопу, то наоборот». Вариант придуман не мой, встречен где-то на просторах [Классическая запоминалка 2008: Chubrick, KrabVMaskeLosya, TedBeer].

КГБ — это палиндром аббревиатуры БГК. Для понимания страшного символа утраченной эпохи надо прочитать слово наоборот. Аббревиатура БГК появляется в связи со сменой власти, намекая на известные репрессивные практики в недавнем прошлом, переворачивается, образуя известное и пугающее КГБ. Таким образом, происходят и запоминание цветов флага (синий заменяется на голубой), и смысловая «дешифровка»: страна изменилась, а карательные органы остались.

Кровавое прошлое и светлое будущее

Другая модель, используемая для запоминания и толкования смысла цветов российского флага, связана с линейным членением исторического времени: «до» и «после».

А я помню во времена ГДР нас учили так: Черное прошлое (фашизм), красное настоящее (социализм) и золотое будущее [Мнемоника 2009: Neverdome];

Красное — в моем понимании, это переход от царского к советскому — 1917-й год — все в крови. Синее — вторая половина XXвека — война, не идеальное время, а белый — вот сейчас должно быть хорошо (ЛА-13.11Ф17).

Иногда это может проецироваться на жизнь человека:

А я запомнил так — по этапам жизни россиянского человека: молодость — красный, кровь кипит, человек еще не понял, куда по-

пал, как говорится. Синий — зрелость, когда синеешь от злобы, безысходности и тяжелой работы за кусок хлеба. И белый — старость, когда задумываются о душе, о вечном, примиряются с окружающей россиянской действительностью и духовно очищаются и возвышаются. Замечали, сколько старушек в церквях и как мало там молодых и красивых девушек? Это потому, что последние находятся пока на «красном» вексиллологическом этапе, в то время как первые уже перешли в «белую» фазу. И такое поступательное движение имеет место именно снизу вверх, а не сверху вниз. Красный — синий — белый [Неизвестные таланты 2010: Z-Man].

Прошлое было кровавым (красный), настоящее неопределенно (синий), а будущее будет светлым (белый). Таким образом, сопоставление цветов посредством линейной модели времени и отчасти фольклорной лексикографии (ср. устойчивый оборот «красный как кровь»1) представляет символ государственной власти как ментальную карту истории с плохим прошлым и светлым будущим.

Кремль, небо и облака

Белые облака, синее небо, красный кремль) [Дмитрий Сивяков 2011].

Не существует, насколько мне известно, письменно закрепленных толкований символики государственного флага России2. М.В. Алпатов, вероятно, фантазирует, встраивая квазихристианскую модель мира в парадигму мышления Петра I. Создавая бело-сине-красный флаг, Петр I будто бы мыслил такое расположение цветов, где красный понимается как кровь (физический мир), синий — как мир небесный, белый — божественный мир3 [Алпатов 1974: 7]. В действительности припи-

Вспомним интерпретационную мнемотехнику флага, которую использовала мать С. Прокофьева: «Внизу, на земле — кровь, красная; выше — небо, голубое; еще выше — безвоздушное пространство, бесцветное, белое» [Прокофьев 1982: 151].

Во второй половине XIX в. полосам придали значение содружества трех восточнославянских народов, где красная и синяя соотносились с сарафанами «великоросов» [Трутовский 1911: 12], а белая — с рубашкой «белорусов» и «малоросов»: «Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус — в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека — что красно, то хорошо и красиво <...> Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром» [Происхождение флагов 1896] — цит. по: [Флаг России 2013].

Ассоциирование флага России с трехчастной структурой мира более характерно для народов с шаманским мировоззрением: «Белый — это верхний мир, его Кудаю мы повязываем белую ленту-^алама, синий — это средний мир, его Кудай — это Алтайдынг-ээзи, ему мы повязываем синюю или голубую ^алама. А красный цвет флага — это обозначение нижнего мира Эрлика, которому только

сывание авторитетной инстанции (Бог, культурный герой, властитель, книга, телевидение и т.д.) функции организовывать и формировать окружающее пространство происходит и в современных текстах мнемонического характера.

Давно по ящику крутили мультик «Петрович» Андрея Бильжо там было: Внизу были красные-красные люди, над ними синее-синее небо, а на небе — белые-белые облака [Ну что же ты, Google 2010: igorexa].

Я запоминаю, как в детской книжке написано: белые облака по синему небу над красным кремлем. Поэтично и патриотично! [Цвета флага России 2010: Гость].

Начиная с середины 2000-х гг. появляются заставки телепередач, мультфильмы, где на изображение триколора накладывается либо голос, поясняющий смысл цветов флага, либо сюжет, позволяющий соотнести видимое и узнаваемое пространство с порядком полос. Вот кадр из мультфильма «Пластилиновая история. Герб России» производства «Зебра — видеостудия» (ил. 6, вероятно, начало 2010-х гг.). Действие происходит на фоне флага, где красный цвет — это земля, синий — вода, а белый — небо1.

Пространственное запоминание цветов начинается с Кремля (красный), затем небо (синий), после — облака (белый). Цвета флага мыслятся как вертикальное пространство центра России и запоминаются с помощью фразы: «Над Кремлем синее небо, по которому идут белые облака». При этом такое наглядное мышление всячески транслируется телевидением — выпускаются мультфильмы, где флаг соотносится с визуальными образами пространства: земля (красный), река / море (синий), небо (белый).

В текстах доминирует вертикальное членение пространства и направление снизу вверх: в центре Земли — красный Кремль, затем — синее небо и только потом — белые облака2. В некоторых единичных случаях пространство горизонтально: «Вот вам способ поизощреннее, как-то слышал: на севере белый снег,

шаманы могут повязывать ^алама красного и, еще реже, черного цвета». Записано в 2003 г. от Асканакова Олега (Алексея) Кимовича, Теленгит, сёок Иркит; родился в 1964 г. в с. Паспарта (Улаганский район Республики Алтай). Записал и сообщил Дмитрий Доронин.

Ср. тексты, записанные от студентов 1990-1995 г.р.: «Три уровня: духовный мир (белый), небо (синий), земля (красный, человечество). Когда-то рассказала мама» (ЛА-13.11.3Ф2); «Белый — облака (поднебесье), голубой (земля), красный — кровь» (ЛА-13.11.3Ф9).

Эта модель порождает сомнения в правильности мироустройства, что и приводит в конечном счете к запоминанию (лучше запоминается в том числе то, что нелогично), ср.: «Над Красной площадью в Синем небе парили Белые облака. Запомнил расположение цветов только потому, что получилось, что облака выше неба, неправильно, и это меня злило :)» [Ну что же ты, Googl.e 2010: 1догеха].

на юге красное солнце, к синему ассоциации не помню, он просто посередине)» [Ну что же ты, Google 2010: Pippin].

Как представляется, исторические интерпретационные мнемотехники для цветов российского флага недолговечны (фразы «Белый царь на синем море красных турок победил», «Борька сидит в Кремле» и т.п. встречаются редко1). По крайней мере, в интервью люди чаще приводят в качестве мнемотехник пространственное толкование цветов флага2: у такой интерпретации есть все шансы стать законодательно закрепленной в связи с ее трансляцией по центральным телеканалам и в учебных заведениях. А школьный мнемонический стишок показывает общую схему перехода от интерпретации национальной символики к предписанию любить «триколор»:

Бело-сине-красный, русский флаг прекрасный. Кто не любит этот флаг — Тот скотина и дурак. (ЛА-13.01Ф1)3

Появляются, как и в фольклорной традиции, окказиональные мнемотехники, которые создаются без необходимой для продолжительного функционирования опоры на исторические, хронологические («до» и «после») или пространственные фреймы:

сверху бело-голубой — динамо. потом сине-красный — цска. а спартак ацтой, его на флаге нет [Мнемоника 2009: Heffaq];

белка спиздила котлету — знакомый пятиклассник поделился [Мнемоника 2009: Ni_slova];

БСК — тормозная жидкость на старых «москвичах» такая была [Политический анекдот 2011: Samapadus];

Бабло в Стране Колят = Белый Синий Красный [Ну что же ты, Google 2010: BiBo].

Они, как и большинство новообразований в фольклоре, единичны и, вероятно, обречены на забвение.

Некоторой квинтэссенцией всего вышесказанного является сатирическое стихотворение, размещенное на сайте самизда-товской литературы «Литпром»:

Я взираю охуело: што за знамя надо мной? Я не красный и не белый, неужели голубой?

1 Из 62 опрошенных эти мнемотехники не вспомнил ни один.

2 Подобные пространственные мнемотехники вспомнили 42 человека.

3 Записано от семилетнего школьника Москвы.

Под рассейским триколором у дворянства был посыл: Белый царь на синем море красных турок победил. [архангел Гавриил 2006]

Примерно так видится культурно-мнемоническая история российского флага.

Для того чтобы запомнить три цвета по порядку, не требуется особенных способностей — это не ряд латинских названий черепно-мозговых нервов, предлагаемых для изучения студентам медицинских вузов1. Тем не менее для традиции важно исключить ошибки при воспроизведении государственного символа власти, поэтому и используются рассмотренные мнемотехники.

Заключение

Мнемонические формулы, фразы и образные высказывания, необходимые для твердого усвоения последовательности цветов флага, неоднородны. Часть из них использует фольклорную символику, другая кодирует важную историческую информацию (например, непосредственно связанную со сменой флага — путч 1991 г.), третья часть соотносится с псевдоисторической хронологической символикой (кровавое прошлое, смутное настоящее, светлое будущее), четвертая сопоставляет цвета с локальным и вселенским пространством (сначала Кремль / Земля, затем небо, потом облака).

Насколько мне известно, такие мнемонические формулы не становились объектом детального рассмотрения в фольклористике. Они имеют все признаки, присущие фольклорному тексту: передаются как традиционное знание от родителей к детям (или заучиваются в школе с подачи учителей начальных классов), могут быть случайно услышаны на улице, высказаны в полемике — прагматически они устроены так же, как и тексты традиционной культуры. Трансмиссия этих слов и формульных конструкций похожа на передачу культурной информации в самой традиции: в младших классах это знание передается от учителя (мифологические представления которого зачастую обширнее, чем у «бабушки из деревни») к ученику, в семье — от старших родственников к младшим, на интернет-форумах.

Таким образом, мы имеем дело с любопытнейшей ситуацией, когда традиция кодирует и толкует смыслы с помощью понят-

1 Фраза, кодирующая пары нервов (olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis, glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus): «Об оселок осел топорище точит, а факир, вращая глаз, выть акулой хочет» — см. например: [Запоминалки разные].

ных ей языков: фольклорного, исторического, пространственного, попутно «запоминая» важный визуальный символ.

Таблица 2

Семантика цветов флага1

Цвета флага Фольклорный подтекст Исторический контекст Пространственный контекст Временная модель «Идеологический фон»

белый царь «белые» небо / небеса старость будущее вера непорочность

синий / голубой море «голубые» вода / небо зрелость настоящее надежда Богоматерь

красный турки «красные» земля молодость прошлое / кровь любовь держав-ность / кремль

ранние мнемотехники поздние мнемотехники

Конечно, ситуация сложнее, чем описывается в статье: нельзя исключать того, что запросы населения и формируют возникающие в кодирующей системе символы духовности, державно-сти, что «старая» символика влияет на «более молодую», и наоборот. Можно предположить и одновременное участие всех рассматриваемых смысловых уровней в формировании мнемо-техник.

В целом, при отсутствии эксплицитных коннотаций цветов флага мы имеем выражение их символики через фольклорные тексты, исторические события и эпохи, образы пространства и знаки времени.

В заключение вспомним случаи путаницы цветов флага, описанные в начале этой статьи. Красная полоса располагалась в этих псевдофлагах России в середине. Почему флаги оказываются перепутанными именно так? Ответ на этот вопрос удивительным образом согласуется с исследованиями лингвистов, изучающих семантику цвета в разных языках: «В славянской, как и в индоевропейской, традиции лучше сохранены символы для вертикальных координат: верх — белый, середина — красный, низ — черный» [Попович 1998: 25] (цит. по: [Микитенко 2013: 201]).

Благодарности

Автор выражает сердечную благодарность Марии Фаликман (МГУ), которая помогала понять основные механизмы работы

Пространственная интерпретация не может считаться совсем поздней: первое найденное мной упоминание относится к 1904 г. — см.: [Прокофьев 1982: 151].

памяти; Сергею Неклюдову (РГГУ), чьи комментарии всегда вдохновляют на новый поиск; анонимному рецензенту, Наталье Петровой, Андрею Морозу и Валерии Колосовой, которые прочитали эту работу и дали дельные советы; Ольге Беловой, чья удивительная память не раз помогала вспомнить нужную фольклорную параллель; неизменной музе и строгому редактору Александре Архиповой (РГГУ) и всем, кто согласился принять участие в интервью, отвечая на довольно странные вопросы автора.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 декабря [Пост о морском путешествии] // Сайт «Торг.Прайс». 2012, 6 дек. <http://torgprice.ru/post/1000/45/72993.php>.

Алпатов М.В. Краски древнерусской живописи: [Альбом]. М.: Изобразит. искусство, 1974.

Алярд К. Книга о флагах. СПб.: Сенат. тип., 1911.

[архангел Гавриил] Што за знамя надо мной? // Литпром. 2006, 14 дек. <http://litprom.ru/thread12519.htmI>.

Анекдоты: анекдоты про Вовочку (№ 31) // Анекдоты, прикольные и смешные анекдоты России <http://anegdoty.narod.ru/anekdot/ anekdot08-040.html>.

Архипова А.С. ВХОД и КОТ как анекдот: языковые игры в фольклоре 20-х годов XX века // Дело авангарда / The Сase of the Avan-garde / Ed. by W. Westeijn. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2008. P. 413-447.

Архипова А.С. Традиции и новации в анекдотах о Путине // Антропологический форум. 2009. № 10. С. 210-280.

Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008.

Белый генерал: [О М.Д. Скобелеве: Сб. / Вступ. ст. В. Дробышева]. М.: Патриот, 1992.

[Бессонов] Калеки перехожие: Сб. стихов и исслед. П. Бессонова. М.: Тип. А. Семена, 1861. Ч. 1. Вып. 2.

Бобунова М.А., Хроленко А.Т. Пробные статьи «Желтый», «Синий» и др. (статья) // Фольклорная лексикография: Сб. науч. тр. Курск: Изд-во Курск. пед. ун-та, 1995. Вып. 4. С. 3-12.

В соцсетях заметили ошибку в цветах российского флага на здании ФСКН // Газета.Ру. 2013, 4 авг. <http://www.gazeta.ru/social/ news/2013/08/04/n_3088293.shtml>.

[Варенцов] Сборник русских духовных стихов, составленный В. Ва-ренцовым. СПб.: Д.Е. Кожанчиков, 1860.

[ВЦИОМ] Россияне — о государственных символах своей страны // ВЦИОМ. 2013, 20 авг. Пресс-выпуск № 2376 <http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114352>.

Гейрот А.Ф. Описание Восточной войны 1853-1856 гг. СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1872.

Герб и флаг России Х—ХХ века / Отв. ред. Г.В. Вилинбахов. М.: Юрид. лит., 1997.

[Дмитрий Сивяков] Белые облака. // Группа «Екатеринбург: только самое интересное» в сети «ВКонтакте». 2011, 26 авг. <http:// vk.com/wall-23350715_13032>.

[Елена] Что объединяет Белсик и КГБ? // Ответы@тай.ги. [2011] <http://otvet.mail.ru/question/41284441>.

Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974.

Запоминалки разные // Сайт «Запоминалки — pomnupi.ru» <http:// pomnupi.ru/index/zapominalki_raznye/0-28>.

Землянцева О. [Ответ на вопрос О. Мартыновой:] Когда Петр 1 впервые использовал бело-сине-красный флаг? // Ответы@maiI.ru. [2012] <http://otvet.mail.ru/question/73339406>.

Знаете ли вы, в каком порядке расположены полосы на нашем флаге? // Комсомольская правда. Н. Новгород, 2001, 22 авг. <http://nnov.kp.ru/daily/22616/11670/>.

Изотова Е. Российский флаг опять перепутали — на этот раз со стягом Богемии времен фашизма // Информационное агентство «Город ^востей». 2013, 26 авг. [Комментарии: Читатель 10:04; есть и еще один вариант 11:08; petr 12:03] <http://www.city-n.ru/ view/328535.html>.

Калиневич В. «Белый царь на синем море» // Труд. 2012, 16 авг. № 116 [перепечатка: Треть россиян не знают расположения цветов на флаге РФ] <http://www.trud.ru/article/16-08-2012/1280433_tret_ rossijan_ne_znajut_raspolozhenija_tsvetov_na_flage_rf.html>.

[Киреевский] Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия: Вып. 1—2 / Под ред. В.Ф. Миллера, М.Н. Сперанского. М.: Тип. кооп. «Наука и просвещение», 1929. Вып. 2. Ч. 2: Песни необрядовые.

Классическая запоминалка // Сайт «D3.Ru». 2008, 29 мая [Комментарии: puparo 1:00; endlesssummer 1:12; Chubrick 2:36; KrabVMaskeLosya 8:13; TedBeer 10:09; Buddah_Gautama 11:55] <http://d3.ru/comments/233667>.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

Микитенко О. К этнопоэтике фольклорного текста: цвет в украинском и балканославянском погребальном плаче // Ethno-linguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого. М.: Индрик, 2013. С. 197-211.

Мнемоника // Живой журнал пользователя tema. 2009, 5 июня [Комментарии: Heffaq (page 2); Neverdome (page 2); Igor_zaitsev (page 9); Blogger_jack (page 17); Ni_slova (page 17)] <http://tema. livejournal.com/370953.html?nojs=1&page=17>.

[Мнемоформулы] А какие еще есть мнемоформулы... // Поиск по блогам «Живого журнала». 2004 <http://www.ljpoisk.ru/ archive/394817.html>.

Московским выпускникам заменят 600 золотых медалей с флагом Сербии // Газета.Ру. 2013, 26 июня <http://www.gazeta.ru/ social/news/2013/06/26/n_2997989.shtml>.

Неизвестные таланты (из серии «читая Консультант Плюс») // Клуб интересных людей. 2010 [Комментарии в обсуждении темы: Z-Man 28 авг., 22:55; striker 4 дек., 19:10] <http://nechaev.mybb. ru/viewtopic.php?id=731&p=2>.

Немирович-Данченко В.И. Год войны: дневник русского корреспондента: В 3 т. 3-е изд. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1903. Т. 2.

Ну что же ты, Google // Сайт «Хабрахабр». 2010 [Комментарии: 3 дек.: Pippin 1:42; el777 2:22; igorexa 4:25; bruce 5:05; zanudische 8:03; smolka 9:35; EdWing 15:31; BiBo 17:09; 4 дек.: egetmanenko 12:39; Q_Zma 23:10] <http://habrahabr.ru/post/109269/>.

[Нуу И Нуу] Белый царь на синем море. // Ответы@mail.ru. [2013] <http://otvet.mail.ru/question/78993679>.

Петров Н.В. Развитие памяти и основы мнемотехники. М.: ФТК, 2010.

Политический анекдот // Сайт «Авиафорум». 2001 [Комментарии: Oldegus 2011, 13 мая, 13:36; Samapadus 2012, 6 янв., 4:27] <http:// www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=66865&page=2>.

Попович М.В. Нарис югорц культури Укра'ши. Ки!в: АртЕк, 1998.

Происхождение флагов и их значение. СПб.: Тип. М.Д. Ломковского, [1896].

Прокофьев С.С. Автобиография. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1982.

[ПСЗ] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. СПб.: Гос. тип., 1883. Т. 3; 1896. Т. 16.

Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893-1911. 1893. Т. 1: Гласные.

Рязанским школьникам раздали дневники с неправильным флагом России // Новости России. 2008, 28 мая <http://newsru.com/ russia/28may2008/diary.html>.

Синдаловский Н. Книга Перемен: судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ-Дельта, 2009.

[Скептик2009] Из Пикуля помню. // Ведомости: Форум. 2011, 25 авг., 1:48 <http://www.vedomosti.ru/includes/opinions.php? ajax=1&source_type=P&source_id=902&page=>.

[СРЯ] Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1975. Вып. 1.

Тещина комната: Шпаргалки для запоминания // Официальный сайт композитора Романа Белова [Ссылка на публикацию в: Калейдоскоп — Вокруг смеха. 2003, 24 фев. № 9 (277). C. 22; дата обращения: 2014, 28 янв.] <http://www.musicplanet.ru/belov/ html/11_Raznoe/0/shpory.htm>.

Толстой И. Наши гости — семья Лосских [Беседа Ивана Толстого с семьей Лосских] // Радио «Свобода». 2006, 23 окт. <http://www. svoboda.org/content/transcript/268443.html>.

Томич В. Русские флаги // Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 1994. № 54. С. 41-69.

Трутовский В.К. К вопросу о русских национальных цветах и о типе государственного знамени России. М.: Ист.-родослов. о-во в Москве, 1911.

Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хождения за три моря» Афанасия Никитина) // Успенский Б.А. Избранные труды: В 3 т. 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 381—432.

Флаг России // Википедия: Свободная энциклопедия [Дата обращения: 2013, 1 дек.] <М1р://ги.'шИреё1а.ощ/'шИ/Флаг_России>.

Цвета флага России — как не запутаться? // Сайт «Мнемоника. ру: Развитие памяти и внимания в сети». 2009, 22 авг. [Комментарии: vikeng 2009, 4 сент., 8:54; Гость 2010, 5 июня, 20:52 <http:// www.mnemonica.ru/content/tsveta-flaga-rossii-kak-ne-zaputatsya>.

[alknew] Флаг // Живой журнал пользователя alknew. 2013, 22 авг. <http://alknew.livejournal.com/708216.html>.

[Crio] Вот разбуди вас ночью. // Ведомости: Форум. 2011, 23 авг., 8:33 <http://www.vedomosti.ru/includes/opinions.php?ajax= 1&source_type=P&source_id=902&page=>.

Dundes A. Mnemonic Devices // Midwest Folklore. 1961. Vol. 11. No. 3. Indiana Issue 3. P. 139-147.

[Elena Fadeeva] [Комментарий к публикации О. Романовой] // Страница Ольги Романовой в сети «Facebook». 2014, 29 янв., 13:16 <https://www.facebook.com/Ooo.Romanova/posts/ 715389455161964?stream_ref=1>.

[Google Россия] Просим прощения. // Микроблог «Google Россия» на сервисе «Твиттер». 2010, 3 дек. <https://twitter.com/Google Russia/status/10637196327391233>.

[vaíaga] Введение, или Румыния и румыны как знаменитые цыгане // Наши путешествия. Форум «Европа». 2009. [Б.д.] <http://wap. ourtravels.ru/viewtopic.php?f=4&t=762>.

[zaharovvv] Унд роте фане веен! // Живой журнал пользователя zaharovvv. 2013, 2 мая <http://zaharovvv.livejournal.com/212974. html>.

Иллюстрации к статье Никиты Петрова «Флаг России: фоносемантические механизмы памяти и фольклорные тексты»

Ил. 1. Обложка «Дневника рязанского школьника», 2008 г.

Ил. 3. Лого российского флага в «Твиттере» компании Google, сделанное перед чемпионатом мира по футболу в 2010 г.

Ил. 4. А.П. Боголюбов «Афонское сражение 19 июня 1807 года», 1853 г., Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Ил. 5. Коронационный сборник 14 мая 1896 года. Триколоры на Красном крыльце

Ил. 6. Скриншот из мультфильма «Пластилиновая история. Герб России» производства «Зебра — видеостудия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.