Научная статья на тему 'Физкультурно- оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи'

Физкультурно- оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
389
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / физкультурно- оздоровительная деятельность / здоровье / student / sports activities / health.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Ломакина Нина Алексеевна, Паршина Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены вопросы физ-культурно-оздоровительной деятельности студен-тов высших образовательных учреждений. Уста-новлено значение этой деятельности в процессеформирования высокого уровня здоровья сту-денческой молодёжи.В последние годы остро стоит проблема социаль-ного здоровья и физического состояния студен-ческой молодежи. Большую тревогу вызывает со-циальное нездоровье молодого поколения. Сло-жилась ситуация, характеризующаяся тем, что вцелом молодежь России, которая по логике долж-на быть наиболее здоровой частью общества,таковой не является. Положение усугубляется тем,что в настоящее время снижено внимание обще-ства к здоровью молодежи, так как сокращеночисло профилактических осмотров, не действуетсистема диспансерного наблюдения, сниженнаучно-исследовательский интерес к проблемаммолодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карабанова Оксана Николаевна, Ломакина Нина Алексеевна, Паршина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITY AS A SOCIAL FACTOR IN THE FORMATION OF HEALTH OF MODERN STUDENTS

The issues of physical activity of students of higher educational institutions are considered. The value of this activity in the process of forming a high level of health of students is set. In recent years, there is an acute problem of social health and physical condition of students. More troubling is the social ill-health of the young generation. The situation is characterized by the fact that in general the youth of Russia, which should on logic be the most healthy part of society, is not such. The situation is compounded by the fact that at present, the public attention to the health of young people is reduced, as the number of preventive examinations is shorted, the system of clinical supervision doesn’t act, research interest to the problems of the younger generation is reduced.

Текст научной работы на тему «Физкультурно- оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи»

УДК 796 (045)

Карабанова Оксана Николаевна

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. [email protected]

Ломакина Нина Алексеевна

старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. [email protected]

Паршина Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. [email protected]

Физкультурно-

оздоровительная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Oksana N. Karabanova

senior lecturer of sports disciplines and life safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]

Nina A. Lomakina

senior lecturer.

Department of physical education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev [email protected]

Tat’yana V. Parshina

senior lecturer.

Department of physical education, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]

Sports activity

AS A SOCIAL FACTOR IN THE FORMATION OF HEALTH OF MODERN STUDENTS

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы физкультурно-оздоровительной деятельности студентов высших образовательных учреждений. Установлено значение этой деятельности в процессе формирования высокого уровня здоровья студенческой молодёжи.

В последние годы остро стоит проблема социального здоровья и физического состояния студенческой молодежи. Большую тревогу вызывает социальное нездоровье молодого поколения. Сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.

Ключевые слова: студент, физкультурно-

оздоровительная деятельность, здоровье.

Annotation. The issues of physical activity of students of higher educational institutions are considered. The value of this activity in the process of forming a high level of health of students is set.

In recent years, there is an acute problem of social health and physical condition of students. More troubling is the social ill-health of the young generation. The situation is characterized by the fact that in general the youth of Russia, which should on logic be the most healthy part of society, is not such. The situation is compounded by the fact that at present, the public attention to the health of young people is reduced, as the number of preventive examinations is shorted, the system of clinical supervision doesn't act, research interest to the problems of the younger generation is reduced.

Keywords: student, sports activities, health.

Основным критерием благополучия общества является состояние здоровья населения. При этом проблема укрепления состояния

здоровья молодёжи является одним из приоритетных в деятельности государства. О социальной значимости данного вопроса свидетельству-

149

ет тот факт, что снижение показателей здоровья студенческой молодёжи негативно отражается на качестве будущей трудовой деятельности [2, с. 230].

В связи с этим, исключительного внимания заслуживают факторы формирования здоровья студенческой молодежи как особой социальной группы. Здоровье определяется множеством факторов, однако, решающее значение среди них занимает физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия оздоровительной физической культурой способны в корне изменить отношение студентов к собственной личности [1, с. 122]. Необходимость формирования у студенческой молодежи ценностей здоровья, здорового образа жизни, адекватного требованиям новых общественных отношений не вызывает сомнений. В современном обществе к высшим ценностям относится не только само здоровье, но и те факторы, от которых оно непосредственно зависит; и среди них физкультурно-оздоровительной деятельности принадлежит важная и значимая роль [1, с. 130]. В то же время, именно от степени вовлечения студенческой молодежи в физкультурно-оздоровительную деятельность во многом зависит её физическое, психическое и социальное здоровье. Отношение молодежи к здоровью и факторам, которые формируют его, представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с социальной средой, а также определенную оценку индивидом своего физического состояния [2, с. 210]. Вопрос ухудшения здоровья студенческой молодежи в настоящее время настолько глобален, что решить проблему восстановления и укрепления здоровья можно только привлекая целую систему социально-профилактических технологий. Системный подход к формированию здоровья студенческой молодежи означает использование экономических, социальных, правовых, культурных, духовно-нравственных и других факторов, среди которых одно из центральных мест принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, роль которой в современных условиях неуклонно растет [3, с. 144].

В детерминации здоровья студенческой молодежи ведущую роль играет образ жизни - поведенческий фактор, который зависит от знаний, его умение регулировать и определяет отношение к собственному здоровью и окружающего мира [2, с. 151]. Физкультурно-оздоровительная деятельность является социальным процессом, который реализуется в двигательной активности и оздоровительных процедурах, способствующих укреплению здоровья, повышению эффективности трудовой и иной социальной деятельности [1, с. 112]. Физкультурно-оздоровительная деятельность является основным фактором, который студенты могут использовать для укрепления здоровья.

Однако, при положительном отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности в целом большинство студентов активного участия в ней не принимают. Процесс физического воспитания в вузах не достигает уровня формирования активного отношения студенческой молоде-

жи к собственному здоровью. В ценностном сознании студенческой молодежи здоровье только декларируется. Активное отношение к здоровью как к главной ценности, от которой зависит полноценная жизнь, еще не сформировано. К сожалению, ведущими мотивами физкультурнооздоровительной деятельности студенческой молодежи является улучшение внешности, и только потом улучшение состояния здоровья.

Рассматривая основные социальные характеристики студенческой молодежи, легко можно выявить особенности, отличающие ее от других групп молодежи [3, с. 133]. По сравнению с ними, в социальном плане студенческая молодежь является более «продвинутой» и сориентированной на завтрашний день. От других групп учащейся молодежи студенчество отличается значительно большей самостоятельностью, инициативностью, целенаправленностью. Студенты, чаще всего, требовательны к себе, а также и к организаторам учебного процесса, к его методологической и базовой насыщенности, эффективности, для них характерны стремление к поиску, творческое отношение к процессу обучения, увлеченность научно-исследовательской работой. В сфере труда студенты в большинстве проявляют трудолюбие, сознательную дисциплину и требовательность.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести социальный престиж. Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующий психологию социального продвижения.

Определяя статусные характеристики, социальный облик современной студенческой молодежи, диссертант делает выводы о том, что студенты среди молодежной социально-демографической категории населения в социальной стратификации общества занимают самую высокую социальностатусную позицию. В настоящее время формируется класс потомственной интеллигенции, так как у большинства студентов родители имеют высшее образование, это говорит о том, что общество со временем приобретает упорядоченные социальностратификационные черты. Что касается материального статуса, то можно отметить, что большинство студентов по уровню доходов семьи отнесли себя к среднеобеспеченной категории [1, с. 111].

В значительной мере такая мотивация обусловлена отсутствием знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Это обуславливает необходимость формирования практических навыков и знаний основ здорового образа жизни. Именно преподаватель физического воспитания в вузе должен уметь формировать у подрастающего поколения личностные ориентации и убеждения в том, что здоровье - это индивидуальная социальная ценность. Вместе с тем, здоровый образ жизни, являясь необходимым компонентом профессионального статуса преподавателя, способствует более высокой общей познавательной

150

активности студентов, а также формированию убеждения будущих специалистов в необходи-

Литература:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. Пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М. : Альфа, 2009. 335 с.

2. Завид1вська Н.Н. Фундаметалiзацiя фiзкуль-турно-оздоровчо'юсв1ти: аспект здоров'язбере-жувального навчання студенлв : монографiя. К. : УБС НБУ, 2012. 402 с.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура : учеб. Пособие. Ростов на/Д : Феникс, 2008. 380 с.

мости личного участия в решении проблемы здорового образа жизни.

Literature:

1. Mironenko V.A. Health and physical education of students : manual / V.A. Mironenko, L.A. Rapoport. M. : Alpha, 2009. 335 p.

2. Zavidivska N.N. Фундаметалiзацiя фiзкультур-

но-оздоровчо'юсв1ти: аспект здоров'язбережу-

вального навчання студенлв : monograph. Kiev : UBS NBU, 2012. 402 p.

3. Evseev Yu.I. Physical culture : manual. Rostov-on-Don : Phoenix, 2008. 380 p.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.