ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ XX И XXI ВЕКОВ А.Р. Семенова, студент
Научный руководитель: А.А. Федосова, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-124-129
Аннотация. В данной статье изучаются влияние физической культуры и активного образа ^жизни на здоровье человека и необходимость формирования у молодежи интереса к спорту и физической культуре. Проводится анализ исторической литературы на тему развития спорта с послевоенного времени по сегодняшний день. Проводится анализ доступности спорта в СССР и РФ, а также посредством опроса определяется влияние доступности на заинтересованность советской и российской молодежи в занятиях спортом.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, спорт в жизни молодежи, опрос, физкультура в школе.
Физкультура и спорт играют важную роль в жизни современного человека. В процессе урбанизации, технического и технологического прогресса физическая активность взрослого человека значительно снизилась. В эпоху цифровизации общества и развития автоматизированной промышленности человеку не требуется столько физических усилий для выполнения обычных повседневных задач, сколько требовалось даже в середине прошлого века: продукты и еду можно заказать, не выходя из дома; хорошо развитая инфраструктура общественного транспорта и такси доставят человека в любое необходимое ему место без особых усилий; даже прогулка до ближайшего кинотеатра может быть легко заменена просмотром фильма по сети интернет. Отсутствие простейшей физической нагрузки нередко становится причиной ухудшения жизненного тонуса и сужения физиологических способностей, а также появления различных заболеваний. Именно поэтому для предупреждения, минимизации и устранения данных последствий необходимо особую роль отвести на оздоровление организма.
Для организма взрослого человека регулярное занятие спортом улучшает работоспособность, уменьшает уровень стресса и укрепляет иммунитет. Физическая нагрузка положительно влияет не только,
как это принято считать, на людей, занимающихся умственным трудом, но и на тех, чья сфера деятельности напрямую связана с постоянной физической активностью правильный подход к занятиям не только переключает на другой вид деятельности, но и выполняет роль разгрузки постоянно работающих групп мышц. Помимо этого, спорт помогает решить проблемы, вызванные так называемым «сидячим» образом жизни, а именно: нарушение жизнедеятельности пищеварительной, гормональной, дыхательной, нервной систем и др. А также регулярная физическая нагрузка при правильном подходе помогает организму человека противостоять преждевременному старению.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что вопрос прививания молодежи интереса к спорту и физической культуре является очень важной задачей современного общества.
Цель исследования: изучить способы формирования здорового образа жизни у молодежи.
Задачи исследования:
- Изучить развитие спортивной сферы жизни с послевоенного времени (50-ые годы XX века) по наши дни (20-ые годы XXI века);
- Провести опрос людей старшего поколения (40-65 лет) для определения заинтересованности в спорте и занятиях физиче-
ской активностью в период их взросления;
- Провести опрос людей младшего поколения (15-25 лет) для определения заинтересованности в спорте и занятиях физической активностью на данный момент времени;
- Проанализировать полученные в результате проведения опроса данные и сравнить отношение и подход к занятиям физической культурой и спортом людей разных возрастов.
Великая Отечественная война затронула все сферы жизни советского общества, в том числе и спортивную. Только на оккупированных территориях было разрушено более 4 тысяч спортивных залов в начальных и средних школах и около 400 в институтах. Погибли или стали нетрудоспособными 18% специалистов по физической культуре и спорту и 15% дипломированных тренеров. Вследствие этого для восстановления спортивной сферы жизни перед СССР были поставлены большие задачи. И к 1947 году все последствия кризиса спортивного движения были устранены: число спортсменов увеличилось до 5,4 миллионов человек (по сравнению с показателями 1940 года 100000 человек), было открыто порядка 80 спортивных школ для детей и молодежи, были учреждены должности государственного тренера по различным видам спорта. А в 1951 году были введены новые программы по физической культуре, согласно которым занятия спортом стали обязательными для студентов первых и вторых курсов высших учебных заведений. В дальнейшем в период
«культурной революции» (1959-1965 годы) государством были поставлены новые задачи для продолжения развития спортивной сферы жизни: были созданы спортивные комплексе не только в больших городах и административных центрах, но и в деревнях, совхозах и колхозах; были переработаны учебные планы занятий по физической культуре в школах и внешкольных организациях (в домах пионеров, в пионерских лагерях, в детско-юношеских спортивных школах и т.п.); была введена оздоровительная производственная гимнастика для рабочего населения страны; были организованы группы
здоровья (группы ОФП) для людей среднего и пожилого возраста; были приняты меры по увеличению курсов по подготовке квалифицированных преподавателей и тренеров.
В начале 1977 года был разработан новый комплекс ГТО («готов к труду и обороне»), так как предыдущий комплекс, разработанный в 1959 году, не отвечал требованиям для дальнейшего совершенствования системы физического воспитания и подготовки. Новый комплекс ГТО был нацелен на всех от мала до велика: он состоял из пяти ступеней и охватывал диапазон возрастов от 10 до 60 лет.
После распада СССР и признания Российской Федерации государством правопреемником произошла ликвидация всесоюзных структур государственного управления, в том числе и структуры управления физкультурным движением. Вследствие этого Россия лишилась многих спортивных баз подготовки, расположенных в бывших союзных республиках, многие спортивные сооружения были приватизированы или утратили свои функции, было развалено производство спортивного инвентаря и оборудования, многие профессиональные спортсмены и тренера потеряли работу и были вынуждены уехать за рубеж. После введения платных физ-культурно- оздоровительных услуг резко сократился доступ у широких слоев населения к занятиям спортом. Система профсоюзной производственной физической культуры была практически разрушена. Российская система спорта пришла в упадок.
Согласно принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации в государстве установилось федеративное устройство. Именно поэтому задача формирования новой физкультурно-спортивной системы была возложена не только на центральные ведомства, но и на субъекты страны. Для создания предпосылок развития новой более современной общественной структуры спорта и физической культуры в декабре 2007 г. был принят Федеральный закон № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Целью данного закона является
«обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения» [5].
Немаловажным является и то, что помимо обеспечения прав на свободный доступ к физической культуре и спорту, данный закон предусматривает «содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов» [5]. Из этого можно сделать вывод, что создание среды, благоприятно влияющей на приобщение населения к занятиям физической культурой и спортом, напрямую зависит от финансирования государства и его субъектов. Помимо финансирования спортивной сферы за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов и муниципальных образований РФ вышеупомянутым Федеральным законом предусмотрено привлечение внебюджетных источников финансирования. Под этим понимается создание частных коммерческих и некоммерческих физкультур-но-спортивных организаций. Благодаря этому на данный момент в Российской Федерации функционируют порядка 290 тыс. объектов спорта: футбольные поля, бассейны, дворцы спорта, физкультурно-оздоровительные комплексы и т.п.
Несмотря на активное финансирование спортивной сферы жизни, доля занимаю-
щихся спортом граждан в возрасте 3-79 лет на конец 2020 года составляет лишь 45% [7]. Данный показатель почти в два раза ниже процента вовлеченных в массовый спорт и занятия физкультурой граждан СССР - 70-80% [4]. Такое значительное различие показателей массовости спорта в России и СССР, предположительно, может быть связано с несколькими факторами: современный ритм жизни и дороговизна услуг для массового потребителя. Стоимость абонементов в тренажерные залы, бассейны, спортивные кружки и школы и др. колеблется от 5 до 20 тыс. руб. в месяц. Если сравнить стоимости данных услуг с показателями средней ежемесячной заработной платы на конец 2020 года, которая составляет 51 тыс. руб. [6], можно заметить, что платное занятие физической культурой и спортом для многих является финансово недоступным.
Исходя из вышеупомянутых теоретических сведений, можно сделать вывод, что у людей, которые родились и выросли в СССР, и людей, которые родились и выросли в РФ, совершенно разные среда и условия для занятий спортом и популяризации спорта и спортивного образа жизни. Для выявления «практической» статистики отношения к спорту и его занятиям людей разных поколений был проведен опрос старшего и младшего поколений: было опрошено 22 человека в возрасте от 40 до 65 лет и 41 человек в возрасте от 15 до 25 лет. Для анализа полученных в ходе анкетирования данных была составлена сравнительная таблица с краткими ответами на предложенные вопросы и количеством людей, выбравших тот или иной вариант.
Таблица 1. Результаты опроса младшего поколения (15-25 лет)
Формулировка вопроса Варианты ответа Количество ответов Процент
Нравились ли вам урок физкультуры в школе? Да 35 85%
Нет 6 15%
Сколько уроков физкультуры было у вас в неделю? 1-2 21 51%
2-3 18 44%
4 и более 2 5%
Чем чаще всего вы занимались на уроке физкультуры? Наиболее распространенная последовательность ответов 1) Выполняли упражнения офп 2) Играли в спортивные игры 3) Занимались в бассейне или на открытом воздухе 4) Участвовали в соревнованиях между классами/школами Обозначив- шие именно в этой после- дователь-но- сти: 75%
Занимались ли вы спортом в свободное от учебы время? Занимался/лась в спортивных секциях 25 93%
Выполнял/а упражнения ОФП или упражнения силовой тренировки 16
Вел/а активный образ жизни 17
Не занимался/лась вообще 3 7%
Занимались ли спортом ваши родители? Да, регулярно выполняли тренировки, следили за распорядком дня и питанием 4 10%
Да, иногда тренировались или вели ак гивный образ жизни 23 56%
Нет, не занимались (не было времени/желания) 14 34%
Занимались ли вы вместе с родителями? (если на предыдущий вопрос вы ответили «да») Да, родители стали для меня примером они привили мне любовь к спорту и здоровому образу жизни 9 33%
Да, но без них я не продолжил заниматься самостоятельно 5 19%
Нет, я не занимался с ними (были другие интересы/не было времени) 13 48%
Таблица 2. Результаты опроса старшего поколения (40-65 лет)
Формулировка вопроса Варианты ответа Количество ответов Процент
Нравились ли вам уроки физкультуры в школе? Да 21 95%
Нет 1 5%
Сколько уроков физкультуры было в течение недели? 1-2 1 5%
2-3 17 77%
4 и более 4 18%
Чем чаще всего вы занимались на уроке физкультуры? Наиболее распространенная последовательность ответов 1) Выполняли упражнения офп 2) Играли в спортивные игры 3) Занимались в бассейне или на открытом воздухе 4) Участвовали в соревнованиях м/у классами/школами Обозначив-шие именно в этой по- следова-гельности: 95%
Занимались ли вы спортом в свободное от учебы время? Занимались в спортивных секциях 1 9 94%
Выполняли упражнения ОФП или упражнения силовой тренировки 8
Вел/а активный образ жизни 7
Не занимался/лась вообще 2 6%
Занимались ли спортом ваши родители? Да, регулярно выполняли тренировки, следили за распорядком дня и питанием 5 23%
Да, иногда тренировались или вели активный образ жизни 5 23%
Нет, не занимались (не было времени/желания) 1 2 54%
Занимались ли вы вместе с родителями? (если на предыдущий вопрос вы ответили «да») Да, родители стали для меня примером -они привили мне любовь к спорту и здоровому образу жизни; 4 40%
Да, но без них я не продолжил заниматься самостоятельно 3 30%
Нет, я не занимался с ними (были другие интересы/не было времени) 3 30%
Результаты опроса показали, что люди старшего и младшего поколений примерно одинаково заинтересованы в занятиях физкультурой, спортом и ведении активного образа жизни. Большая часть опрошенных положительно отзывалась о школьных уроках физкультуры, отмечая, что это было очень полезно для их, как физического, так и морального состояния, что им нравилась физкультура своим разнообразием выполняемых упражнений и достойным подходом к данному процессу со стороны преподавателей.
Благодаря развернутым ответам опрошенных, стало понятно, что помимо школьных уроков физкультуры, молодежь и люди старшего поколения занимались в школах и секциях дополнительного образования: у людей старшего поколения распространены такие ответы, как «волейбол», «хоккей», «футбол», «борьба/дзюдо/бокс»; люди младшего поколения чаще всего отмечали «волейбол», «футбол», «плавание» и «лыжный спорт». Среди опрошенных людей старшего поколения оказались и те, кто не просто вел активный образ жизни, но и были успешными спортсменами в своей области: одна женщина отметила, что является кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике, а один мужчина был основателем футбольного клуба для детей старшего школьного возраста.
Многие из тех, кто участвовал в анкетировании, указывали, что заинтересованность в занятиях спортом у них появилась не только благодаря школьным урокам физкультуры и грамотной преподавательской деятельности, но и благодаря примеру со стороны взрослых родственников: у
ношение к спорту вследствие регулярных и интересных тренировок вместе с родителями. Данный факт указывает на то, что пример взрослого поколения и в первую очередь родителей оказывает сильное влияние на формирование заинтересованности у подрастающего поколения.
Последний вопрос анкеты «Какие возможности для занятия спортом были/есть в вашем родном городе?» подтвердил о различиях доступности спортивной сферы в СССР и РФ. Люди старшего поколения отмечали, что для занятий физкультурой имели в доступе спортивные площадки, клубы и стадионы, реже - бассейны. А вот люди младшего поколения рассказали о платных спортивных комплексах и тренажерных залах, платных секциях в спортивных школах и реже указывали бесплатные стадионы и спортплощадки на открытом воздухе.
Из всей теоретической информации и результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что основой формирования у молодежи заинтересованности в занятиях спортом являются доступность объектов спортивной инфраструктуры и социальная среда, в которой растет человек. И несмотря на то, что финансовая составляющая в вопросах занятиях спортом и физкультурой играет значительную роль, современная молодежь заинтересована поддерживать свое здоровье активным образом жизни и физическими нагрузками, а также развивать и совершенствовать свои физические навыки либо посредством приобретения платных абонементов в спортивные комплексы или занятий на все доступных бесплатных спортивных площадках.
некоторых сложилось положительное от-
Библиографический список
1. Минникаева, Н.В. Теория и методика физической культуры: избранные лекции: учебное пособие / Н.В. Минникаева, С.В. Шабашева; Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. - 144 с.
2. Пельменев, В.К. История физической культуры: учебное пособие для вузов / В.К. Пельменев, Е.В. Конеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. -184 с.
3. Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин. - 2-е изд. - М.: Спорт, 2017. - 432 с.
4. Горохова И.В. Физкультура и кошелек: как доходы россиян влияют на их образ жиз-
ни. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.arsvest.ru/rubr/2/70436.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЭ (ред. 21.07.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038.
6. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistic.
7. Министерство спорта Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/department/60/events.
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE LIFE OF YOUTH OF THE XX AND
XXI CENTURIES
A.R. Semenova, Student Supervisor: A.A. Fedosova, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. This article studies the influence of physical culture and an active lifestyle on human health and the need to form young people's interest in sports and physical culture. The analysis of historical literature on the development of sports from the post-war period to the present day is carried out. The analysis of the accessibility of sports in the USSR and the Russian Federation is carried out, and also, through a survey, the influence of accessibility on the interest of Soviet and Russian youth in sports is determined.
Keywords: sports, physical culture, sports in the life of young people, survey, physical education at school.