Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC BASES FOR ORGANIZATION OF TEACHING IN THE MACHINERY INDUSTRIAL SCHOOLS

The authors have studied the sanitary and hygienic conditions of labour in the worshops of industrial schools in Kharkov. This investigation included the determination of the amount of energy spent during the work and the effect of general working process on the functions of nervous systems. After an analysis of results of the investigation, a number of improvements are proposed for the organization of practical classes at machinery industrial schools.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

later periods after the application of slate chamber tar subjected to various methods of treatment. The most marked reduction in cance ogenic activity of chamber tar was observed after radiation with the ultra short waves (by 95%); after the action with ultra sound waves (fluctuation frequency 600.000 herz/sec) it was reduced by 73%'. Both of these methods might be used in the gas-slate plants.

•ir tV ir

Ф ИЗ ИОЛ ОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Е. Ф. Альбицкая, 3. Д. Горкин, М. С. Карминский, Е. Ф. Михайловская,

Е. С. Снегирев

Из кафедры гигиены труда Харьковского медицинского института

На протяжении ряда лет мы проводили физиологические и санитарно-гигиенические наблюдения и исследования в 5 ремесленных училищах металлистов Харькова.

В разные периоды года изучались санитарно-гигиенические условия труда (метеорологический фактор, запыленность воздуха и освещенность на рабочих местах) в мастерских училищ и в цехах промышленных предприятий, где было организовано производственное обучение учащихся.

Физиологические исследования заключались в изучении затраты энергии путем определения газообмена по методу Дуглас-Холдена в состоянии покоя, во время работы и после работы в реституционном периоде (одновременно определялись изменения пульса и дыхания), а также в изучении влияния трудового процесса на высшую нервную деятельность учащихся, ее изменений у учащихся в связи с работой. Изучение проводилось путем исследования динамики положительно условного рефлекса и дифференцировки по методике А. Г. Иванова-Смоленского, путем корректурного метода и исследования динамики состояния условного рефлекса на время, также выработанного по методике А. Г. Ивано-ва-Смоленского.

Условные рефлексы изучались с помощью прибора, сконструированного Е. Ф. Альбицкой совместно с инженером С. Е. Шварцманом. Этот прибор в отличие от других, применяющихся в подобных исследованиях, дает возможность объективно, графически регистрировать момент дачи условного раздражителя, ответную двигательную реакцию и измерить величину условной реакции. Прибор, отличаясь портативностью, удобен для работы в производственной обстановке'.

Изучалась также внутренняя структура рабочего времени в течение дня производственного обучения путем фотохронометража.

Исходя из известного в физиологии труда положения, основанного на исследованиях И. М. Сеченова, о том, что однотипная работа вызывает большее утомление, чем работа, характеризующаяся сменой операций, было решено испытать возможность перехода от метода обучения однородным операциям (например, рубка или опиловка в течение всего дня производственного обучения) к методу обучения разным (сменяющимся) операциям на протяжении одного и того же дня производственного обучения (например, рубка сменяется опиловкой или сверлением).

Наблюдения с помощью работников ремесленного училища (РУ) были проведены в мастерской училища. Показателями эффективности

1 Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 1956, № 10.

3*

35

разных методов обучения служили производительность труда и характер изменений физиологических функций учащихся в связи с работой. Было также произведено изучение влияния физкультпауз на показатели физического развития учащихся.

Многочисленные исследования условий труда учащихся РУ и влияния производственного обучения на функции организма слесарей, токарей и формовщиков ряда ремесленных училищ Харькова показали, что мастерские, в которых проводится производственное обучение, как правило, являются приспособленными для этих нужд помещениями, а не специально построенными и в подавляющем большинстве случаев не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Так, во многих мастерских училищ на большинстве рабочих мест к. е. о. 0,75—0,5°/о, т. е. ниже требуемого нормами Н 101-54 (1%) для работ средней точности, к которым относятся слесарные операции. Искусственная освещенность на многих рабочих местах равняется 30 люксам против требуемых нормами для данного вида работ 50 люксов.

Температура и относительная влажность в мастерских как зимой, так и летом находятся в пределах, требуемых санитарными нормами. Однако недостаточная кубатура помещений мастерских (меньше требуемых 20 м3 на одного учащегося). при отсутствии организованной вентиляции и при крайне незначительных скоростях движения воздуха приводит в жаркое время года к неприятным теплоощущениям.

Работа учеников слесарей и токарей характеризуется затратой энергии в среднем 2 — 2,5 ккал/мин. Резких изменений в затрате энергии в конце рабочего дня по сравнению с началом выявить не удалось. Необходимо, однако, отметить, что при небольшой затрате энергии на самую работу изменения пульса и дыхания в связи с работой как в начале, так и в конце рабочего дня являются довольно значительными. Так, при опиловке в начале рабочего дня пульс равен 107 ударов, дыхание— 25 раз в минуту, в конце рабочего дня пульс — 109 ударов, дыхание— 23 раза в минуту.

Такое несоответствие между затратой энергии и показателями пульса и дыхания можно объяснить характерной для данного возраста большой лабильностью вегетативной нервной системы. Работа формовщиков является более тяжелой, они в среднем расходуют 3 — 3,5 ккал/мин. на работу. По произведенным подсчетам суточная затрата энергии для учащихся РУ составляет 2900—3000 ккал.

Из трех применявшихся методов изучения высшей нервной деятельности у учащихся в связи с производственным обучением наиболее тонким показателем оказался условный рефлекс на время. Этим методом удалось обнаружить явления утомления в связи с производственным обучением. Частота и степень нарушения условного рефлекса на время тесно связаны с продолжительностью рабочего дня и в особенности с изменением стереотипа в работе. Данные исследований, проведенных в цехе при изменившихся продолжительности рабочего дня (от 6-часового в училище к 8-часовому на заводе) и обстановке труда, приведены в таблице.

Из таблицы видно, что у учащихся отмечается уменьшение точности рефлекса на время в конце рабочего дня. Таким образом, по-ви-димому, с ломкой динамического стереотипа точность рефлекса на время уменьшалась у наблюдаемых, что свидетельствует о явлениях наступавшего утомления при новых формах и условиях организации труда.

Проведенное наблюдение различных методов производственного обучения показало, что при выполнении на протяжении всего рабочего дня только опиловки затрата энергии к концу дня повышается с 2,6 до 3,1 ккал, частота пульса увеличивается со 104 до 110 ударов, количество дыханий — с 24 до 26 раз в минуту. ¡Когда же опиловка сменяется другими более легкими операциями, к концу дня отмечается снижение за-

Дата Наблюдаемые Предел ошибс до работы к (в секунду) после работы Оценка точности Примечание

14/ХП—1954 г. 16/ХП 18/ХН 21/ХП 23/ХН 25/ХН К-ва Ш. » » » » » > > > 1 1 3-0 2,8—1,2 1-0 2,5-0 2,4—0 2,8-1 3,2-0,4 2,8-0,2 3,6-0 3,2—0,2 4,0—0,5 2,2—0,2 Меньше Больше Меньше » > Смешанная У наблюдаемой почти во всех опытах наблюдалось уменьшение точности рефлекса

14/ХП 16/ХН 18/ХП 21/ХП 23/ХП 25/ХИ Т-кая 3. » » » » » » » > > 1 2,2—0,2 2,5-0,2 7—0,2 4-0,2 4,8-0,4 3,4—0 8,0—0,2 6,2-1 6,0—1 4,8-0,5 4,6—1 4,0-0,8- Меньше > Смешанная Меньше Смешанная Меньше У наблюдаемой ни разу не отмечалось увеличения точности, чаще точность рефлекса становилась меньше

15/ХП 22/ХП 24/ХН С-ва Ст. » » » » 3.4—0 2.5—0,2 4,8—0,2 3,4—0,6 2,8—0,5 3,0—0,2 Меньше » Смешанная У наблюдаемой преобладало уменьшение точности рефлекса

траты энергии с 3 до 2,3 ккал и урежение пульса и дыхания (соответственно 112—101 и 29 — 22).

Эффективность чередования операций убедительно подтверждается также показателями производительности труда. Опиловка или рубка сами по себе дают более низкую производительность труда, чем их чередование: производительность труда при рубке составляет 94,3%, при опиловке—100,7%, а при чередовании этих операций в среднем — 124,3%.

Таким образом, обучение в мастерских на протяжении рабочего дня 2 — 3 операциям вместо одной имеет ряд преимуществ как в отношении повышения производительности труда, так и в отношении изменения ряда физиологических функций в связи с работой. У учащихся повышается интерес к работе и уменьшается утомление.

Анализ материалов по изучению влияния физкультпауз на динамику физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, окружность талии, динамометрия) показал, что экскурсия грудной клетки более чем наполовину больше у учащихся той группы, где проводилась физкультпауза. Диафрагмальная экскурсия также больше у учащихся этой группы. По-видимому, введенные комплексы физических упражнений с акцентом на фазы дыхания и осанку дали возможность обучить учащихся правильному дыханию, что повысило как грудное, так и ди-афрагмальное дыхание. При сравнении мышечной силы (кистевая динамометрия) отмечается тенденция к незначительному увеличению этого показателя. Заметных сдвигов мы не могли установить, так как сама по себе производственная работа сказывается на мышечной силе.

Выводы

1. Органам санитарного надзора следует добиться устройства, содержания и оборудования производственных мастерских училищ, а также рабочих участков в цехах, предназначенных для производственного обучения молодежи, в точном и строгом соответствии с установленными сани-

тарно-гигиеническими нормами. Должен быть поставлен вопрос о строительстве специальных помещений для производственных мастерских ремесленных училищ и оборудовании их в соответствии с санитарно-гигие-ническими требованиями в целях обеспечеения комфортных условий труда для учащихся-подростков.

2. Необходимо установление и соблюдение режима производственного обучения, предусматривающего периодические, регламентированные перерывы для отдыха. Эти перерывы должны составлять 10— 15% общего времени работы для возрастных групп в 14— 16 лет и 8— 10% общего времени работы для учащихся в возрасте 16—18 лет. Необходимо введение активного отдыха в виде физкультпауз.

3. Переход от производственного обучения в мастерских ремесленного училища к обучению в цехах завода должен быть постепенным как в отношении продолжительности рабочего времени, так и в отношении режима труда. Проведенные исследования показывают, что переделка трудового динамического стереотипа при переходе от работы в мастерских к работе в цехах завода длится в среднем один месяц.

4. Методика производственного обучения в мастерских ремесленных училищ должна быть построена на принципе параллельного прохождения в течение одного рабочего дня 2—3 операционных тем. Такая организация учебного процесса способствует повышению успешности обучения и снижению утомляемости к концу рабочего дня.

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриев А. С., Кочигина А. М. Успехи совр. биол., 1955, т. 40, в. 1, стр. 50—51. — Иванов-Смоленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека. М., 1933. — Павлов И. П. Избранные произведения. Л., 1949. _

Фролов Ю. П., И з е р г и и а А. Ю. Арх. биол. наук. 1950, т. 42, в. 1—2, стр. *103—117.

Поступила 8/VII 1957 г.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC BASES FOR ORGANIZATION OF TEACHING IN THE MACHINERY INDUSTRIAL SCHOOLS

E. F. Albiistkaya Z. D. Gorkin, M. S. Karminskiy, E. F. Mikhailovckaya, E. S. Snegirev

The authors have studied the sanitary and hygienic conditions of labour in the worshops of industrial schooes in Kharkov. This investigation included the determination of the amount of energy spent during the work and the effect of general working process on the functions of nervous systems. After an analysis of results of the investigation, a number of improvements are proposed for the organization of practical classes ' at machinery industrial schools.

Ъ Ъ it

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ТРУДАХ С. Ф. хотовицкого

Проф. Б. С. Сигал

Из кафедры организации здравоохранения и истории медицины Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

Большую роль в разработке гигиенических проблем в нашей стране начиная с XVIII в. сыграл ряд выдающихся ученых-клиницистов. Вслед за С. 3. Зыбелиным, М. Я- Мудровым ценный вклад в дальнейшее развитие гигиенической науки внес выдающийся педиатр-гигиенист Степан Фомич Хотовицкий (1794—1885).

Заслуга С. Ф. Хотовицкого заключается в том, что он широко использовал все разрозненные гигиенические работы отечественных и зарубежных авторов, обобщил их в виде руководств по основным раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.