Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ»

Оценка результатов измерений показала, что эффективность звукоизоляции окон с тронным остеклением составляет в среднем 29—30 дБ А, при закрытых окнах — 20— 25 дБ А. Выявленные различия, очевидно, связаны с неплотными притворами и отсутствием уплотняющих прокладок. Было также установлено, что в ряде случаев двойное остекление раздельной столярки при хорошо пригнанной, плотно вставленной раме снижало шум на 28 дБ А. В данном случае высокая звукоизоляция получена не столько за счет установки третьего стекла, сколько за счет увеличения толщины воздушного промежутка между стеклами и снижения проникновения шума через щели [4].

Таким образом, рассмотренная конструкция шумоза-щитных окон с вентиляционным каналом в стене имеет звукоизоляцию 29—30 дБ А, т. е. обеспечивает допустимые уровни проникающего в помещение жилых зданий авиационного шума при эквивалентных уровнях его у фасада 65 дБ А.

Изучение микроклимата в жилых помещениях при закрытых окнах (тронное остекление) не выявило отклонений температурно-влажностного режима от таковего в контрольных комнатах, а его параметры находились в пределах гигиенических нормативов (температура воздуха 23— 25 °С, относительная влажность 60%)- Естественная освещенность соответствовала гигиеническим нормативам, и только в маленьких комнатах с глубокими лоджиями отмечено снижение КЕО (0,3%). Наличие в коридоре лод-

жий, обеспечивающих приток воздуха, и решеток для проветривания жилых помещений создает достаточный воздухообмен и не нарушает акустический режим.

Таким образом, строительство шумозашнтных домов требует индивидуального подхода к выбору места строительства и типа проекта. Для установления зон, определяющих пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке в зависимости от величин Ьлокп и Ьлмзкс, необходимо проведение натурных исследований и сопоставление фактических и расчетных шумовых характеристик. ^

Литература

1. ГОСТ 22283—76 Шум авиационный: Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения,— Введ. с 01.01.1978. — М., 1979.

2. Минх А. А. Методы гигиенических исследований.— М., 1971.

3. Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума.— М., 198-7.

4. Снижение шума в зданиях и жилых районах / Осипов Г. Л., Хюбнер Е. Я. и др. — М., 1987.

5. Строительные нормы и правила: Ч. 2: Нормы проектирования: Гл. 4. «Естественное и искусственное освещение»: СНнП И—4—79, —М„ 1980. ,

Поступила 04.I0.58

Краткие сообщения

УДК 613.647-07:612.82

И. С. Бездольная

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Транспортировка электроэнрегии высоковольтными линиями (ВЛ) электропередачи переменного тока сопровождается возникновением электрического поля промышленной частоты 50 Гц (ЭППЧ), электрическая составляющая которого в несколько десятков раз .превышает таковую естественного электромагнитного поля (ЭМП) Земли и изменяет электромагнитную обстановку окружающей среды [5, 6].

Известно, что ЭППЧ может оказывать неблагоприятное воздействие на ряд систем организма человека, в связи с чем требует учета, контроля и регламентации [4, 7].

Установлено, что центральная нервная система (ЦНС) является одной из наиболее реактивных и чувствительных к воздействию электромагнитных факторов (ЭМФ) систем организма [10, 12]. Однако до настоящего времени вне поля зрения исследователей оставались вопросы, касающиеся реакции различных иерархических уровней ЦНС и их чувствительности к воздействию ЭППЧ, в то зремя как для определения биолого-гигиенической значимости ЭМФ важно не только выяснить общую направленность реакций нервной системы, но и установить задействованные иерархические уровни и длительность их участия в ответной реакции организма, поскольку любой, даже самый элементарный акт представляет собой сложную иптегративную

систему, включающую в себя различные морфофункцио-пальные структуры. Согласно представлениям П. К. Анохина [1], «каждый уровень иерархии формирует свое представительство в более высокой степени интеграции, пока весь организм как целое не будет интегрирован в самом высшем пункте центральной нервной системы... Каждый уровень нервной системы вносит свой специфический физический вклад в общую интеграцию, который хотя я не определяет всей интеграции, однако обеспечивает какое-то вполне определенное ее качество». Следовательно, результирующая реакция ЦНС будет определяться сложными взаимоотношениями ее иерархических уровней, что свидетельствует о необходимости учета их функционального состояния при биолого-гигиснической оценке ЭМФ, кромм^ того, применение системно-иерархического подхода дас'л возможность интерпретировать функциональные сдвиги вышележащего уровня (функциональной системы) в терминах и понятиях нижележащего уровня, определить уровень адаптированное™ системы к изучаемому фактору, установить, на каких уровнях в дальнейшем будут развертываться события и какие процессы будут этому способствовать.

Изложенное определило выбор методов для установления особенностей реакций ЦНС человека на воздействие

ЭППЧ с учетом функционального состояния рецеторного, электрофизнологнчсского, условнорефлекторного и психофизиологического уровнен ЦНС.

ЭППЧ моделировали в плоско-нараллелыюм конденсаторе (размер конденсаторных пластин 1,8x3,7 м, расстояние между ними 4,5 м). На верхнюю пластину подавали высокое напряжение частотой 50 Гц; для уменьшения коронных разрядов верхняя пластина конденсатора по краю была окаймлена металлической трубой диаметром 5 см. Напряженность поля в местах размещения люден опреде-

^ляли расчетным методом и контролировали прибором ПЗ-1М. Неравномерность распределения поля в местах нахождения обследуемых не превышала 10 %. Одномоментно в камере находилось 2 человека. Колебания параметров микроклимата к камере были незначительны и находились на уровне комфорта.

В исследовании принимало участие 30 мужчин — студентов вузов в возрасте 20—25 лет. Были сформированы 3 группы по 10 человек в каждой: 1-я группа — контрольная; включенных во 2-ю и 3-ю группы подвергали воздействию ЭППЧ напряженностью 15 кВ/м. Время экспозиции во 2-й группе 90 мин в сутки, в 3-й — 60 мин. Схема проведения исследований была следующей: первые 10 дней у обследуемых определяли исходные значения регистрируемых параметров, проводили адаптацию к условиям эксперимента до появления стабильных показателей. Затем испытуемых подвергали мнимому воздействию ЭППЧ (имитировали подачу напряжения на пластины), а в последующие 20 дней на них воздействовали ЭППЧ (пятидневными Циклами с перерывами на субботние и воскресные дни). Исследовали также период последействия в течение 10 дней. Группы, участвующие в экспериментах, находились в идентичных условиях, за исключением действия поля. Все испытуемые получали одинаковую информацию о ходе исследований и не знали о том, что одна из групп контрольная.

Проведенные исследования показали, что ЭППЧ напряженностью 15 кВ/м при времени экспозиции 90 и 60 мин в сутки (в течение 20 дней) является биологически значимым фактором, вызывающим ответную реакцию организма. Направленность ее у испытуемых, подвергавшихся действию ЭППЧ. не зависела от времени экспозиции: в обеих опытных группах обнаруженные изменения свидетельствовали о преобладании возбудительных процессов над тормозными и характеризовались уменьшением а-нндекса, латентного периода десинхроннзации а-ритма, латентного лериода условиорефлекторных реакций на простые сенсо-шоторные раздражители. По данным психофизиологических '^гестов. характеризующих распределение и переключение внимания, объем непосредственной и оперативной памяти, функцию кратковременной памяти, статистически выраженных изменений по сравнению с контрольной группой не установлено. Изучение функционального состояния ре-цепторного аппарата выявило тенденцию к разнонаправленным изменениям мобильности холодовых рецепторов кожи и температуры кожных покровов в группе с экспозицией в ЭППЧ 90 мин в сутки, что, вероятно, указывает на неоднозначность функционального состояния рецептор-ного аппарата, обусловленного воздействием ЭППЧ.

Обращает на себя внимание тот факт, что в группе с экспозицией 60 мин в сутки статистически достоверные сдвиги зарегистрированы лишь по данным электрофизиологических реакций, а в группе с экспозицией 90 мин в сутки — по данным электрофизиологичсских и условиорефлекторных реакций. Это свидетельствует о вовлечении в Ответную реакцию вышестоящих иерархических уровней $ДНС при увеличении времени экспозиции в ЭППЧ.

Можно предположить, что чем выше иерархический уровень, на котором регистрируется ответная реакция организма на воздействие изучаемого фактора, тем выше «цена» адаптации (под «ценой» адаптации подразумевается обмен информацией, веществом, энергией [2]). Поскольку в реализации деятельности вышележащего уров-

ня всегда принимают участие нижележащие уровни интеграции, «цена» ответной адаптационной реакции организма на воздействие ЭППЧ выше в группе с экспозицией 90 мин в сутки. Следует отметить, что указанные выше изменения не вызывали патологических явлений со стороны нейрофизиологической и условнорефлекториой деятельности у испытуемых обеих групп. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) оставалась в пределах физиологической нормы, так как на ней не возникало фокальных асимметричных, острых волн, патологической медленноволновой активности. В условнорефлекториой деятельности не было отмечено нарушений выработки дифферешшровочных реакций. Полученные результаты показали, что в ЦНС лиц, подвергавшихся воздействию ЭППЧ, развивалось умеренное физиологическое возбуждение. Ответную реакцию организма на изученный фактор можно классифицировать как общую неспецифическую адаптационную реакцию активации, которая является вариантом нормы и в прогностическом отношении у здоровых людей может поддерживаться продолжительное время [3]. Однако необходимо иметь в виду, что процесс возбуждения всегда сопровождается расходом наличных и функциональных резервов [11] и функциональный фон мозга служит частным проявлением общих гомеостатических реакций (8]. Изменение динамики электрической активности коры головного мозга по данным ЭЭГ и изменения в протекании условнорефлекториой деятельности также связаны с динамикой функционального состояния мозга и обусловлены развитием конкретных биофизических и биохимических реакций, возникающих вследствие интеграции вегетативных и эндокринных функций организма [8, 9, 11]. Это дает основание полагать, что при хроническом воздействии ЭППЧ изученных уровней и режимов есть опасность перехода нормальных адаптационных реакций в патофизиологические адаптационные процессы, поскольку повышенный уровень нейрофизиологической и условнорефлекториой деятельности не может продолжаться бесконечно долго; кроме того, необходимо также учитывать закономерность развития общих неспецифических адаптационных реакций, принимая во внимание тот факт, что реакция активации граничит со стрессовой реакцией.

Литература

1. Анохин. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем, — М„ 1975, —С. 14; 20.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

3. Гаркави Л. X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов, 1977.

4. Думанский Ю. Д., Попович В. М„ Козярин И. П. // Гиг. и сан, — 1977, —№ 12, — С. 32—36.

5. Думанский Ю. Д., Прохватило Е. В. //Там же. — 1979. — № 5.— С. 72—74.

6. Перельман Л. С., Тиходеев П. Н„ Фельдман М. Д. // Дальние электропередачи.— М., 1974. — С. 91—94.

7. Попович В. /И., Козярин И. П. // Врач, дело,— 1977.— № 6.— С. 128—131.

8. Росин Я■ А. Физиология вегетативной нервной системы. — М„ 1965

9. Соколов Е. Н. //Основные вопросы электрофизиологии центральной нервной системы.— Киев, 1962. — С. 157— 164.

10. Соловьев Н. А. //Труды Всесоюзного науч.-исслед. ин-та мед. инструментов и оборудования.— М., 1962.— Вып. 6.— С. 82—91.

11. Фролов В. М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. — Л., 1967.

12. Холодов Ю. А. Реакция нервной системы на электромагнитные поля.— М., 1975.

Поступила 04.10.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.