Научная статья на тему 'Физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен в процессе тренировки на велоэргометре'

Физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен в процессе тренировки на велоэргометре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНЕР / СПОРТСМЕН / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМОКВАНТ / ИЕРАРХИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / "ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕНА" / "PHYSIOLOGICAL COST" / SOCIAL INTERACTION / TRAINER / ATHLETE / FUNCTIONAL SYSTEM / SYSTEMOQUANT / HIERARCHY / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Классина С. Я.

Социальное взаимодействие тренера и спортсмена носит системный психофизиологический характер. Методологической основой для построения физиологической модели социального взаимодействия тренера и спортсмена являлась концепция системного квантования поведения, предложенная К.В. Судаковым. Показано, что словесный инструктаж тренера формирует системную организацию социального уровня взаимодействия тренер-спортсмен (СИСТЕМОКВАНТ), которая имеет более высокий уровень иерархии по отношению к самой тренировочной деятельности спортсмена. При этом деятельность спортсмена в СИСТЕМОКВАНТЕ представлена последовательностью системоквантов спортсмена, которые характеризуются этапными результатами деятельности и имеют более низкую иерархию по отношению к конечному результату СИСТЕМОКВАНТА. Все это позволяет говорить о «вписанности» системоквантов спортсмена как системных организаций более низкого уровня в СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен. Введение количественной интегральной оценки параметров достигнутых спортивных результатов и их «физиологической цены» позволяет проводить своевременную коррекцию деятельности спортсмена. Анализ динамики параметров результатов и их «физиологической цены» позволяет тренеру оценить «нагрузочную ценность» каждого этапа тренировочной деятельности спортсмена, выявить критические этапы физической нагрузки. Это оптимизирует процесс тренировки спортсмена и ускорит приобретение им должного уровня спортивной подготовки. Заметим, что зависимость «физиологической цены» спортивного результата от его параметра определяется как индивидуальными способностями спортсмена, его функциональным состоянием на момент тренировки, так и видом спорта. Все сказанное позволяет думать, что физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен может быть использована в тренировочном процессе спортсменов. При этом следует отметить, что такого рода системный подход к изучению проблемы социального взаимодействия может быть использован не только в спорте, но и в педагогической и производственной практике обучения, где при обучении активно используется словесный инструктаж. Используя мониторинг, имеющий обратную связь, инструктор (педагог) всегда будет иметь информацию об успешности выполнения его инструкций и физиологических затратах обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL MODEL OF TRAINER-ATHLETE SOCIAL INTERACTION DURING TRAINING ON BICYCLE ERGOMETER

A trainer-athlete social interaction has systemic psychological and physiological nature. The systemic quantization of the behavior concept, offered by K.V. Sudakov, was the methodological basis for creation of the trainer-athlete social interaction physiological model. It is shown that the trainer''s verbal instruction promotes the systemic organization of the trainer-athlete social interaction (SYSTEMOQUANT), which has higher level hierarchy in relation to the athlete''s training activity. The athlete''s sport activity in SYSTEMOQUANT is presented as the sequence of athlete''s systemic quantums, which are characterized by stage activity results and have lower hierarchy in relation to the end result of SYSTEMOQUANT. All this allows to speaking about "inclusion" systemic quantums of athlete as a system of organizations lower level in SYSTEMOQUANT social interaction coach-athlete. The quantitative integrated assessment of parameters of reached sports results and "physiological cost" of these results allows to carry out timely correction of athlete''s sport activity. The analysis of dynamics of result''s parameters and ";physiological cost" allow to estimate "the load worth» of each athlete''s training activity stage and to reveal critical stages of physical activity. It optimizes the athlete''s training process and accelerates the acquisition of high level sport training for their. The author notes that the dependence of the ";physiological cost" sports result from its parameter is defined as the individual abilities of the athlete, his / her functional status at the time of exercise and sport. The physiological model of trainer-athlete social interaction can be used in a training process of athletes. It should be noted that such a system approach to studying of a social interaction problem can be used, not only in sport, but in the educational and production practice of teaching, where the training verbal instruction is actively used. Using the monitoring with feedback, the instructor (teacher) will always have information about the success of his instructions and student''s physiological cost.

Текст научной работы на тему «Физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен в процессе тренировки на велоэргометре»

УДК: 612.06 001: 10.12737/5916

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН В ПРОЦЕССЕ

ТРЕНИРОВКИ НА ВЕЛОЭРГОМЕТРЕ

С.Я. КЛАССИНА

ФГБУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, ул. Моховая, д. 11, строение 4, Москва, Россия, 125009,

Тел.: +7(905)5476234, e-mail: klassina @mail.ru

Аннотация. Социальное взаимодействие тренера и спортсмена носит системный психофизиологический характер. Методологической основой для построения физиологической модели социального взаимодействия тренера и спортсмена являлась концепция системного квантования поведения, предложенная К.В. Судаковым. Показано, что словесный инструктаж тренера формирует системную организацию социального уровня взаимодействия тренер-спортсмен (СИСТЕМОКВАНТ), которая имеет более высокий уровень иерархии по отношению к самой тренировочной деятельности спортсмена. При этом деятельность спортсмена в СИСТЕМОКВАНТЕ представлена последовательностью системоквантов спортсмена, которые характеризуются этапными результатами деятельности и имеют более низкую иерархию по отношению к конечному результату СИСТЕМОКВАНТА. Все это позволяет говорить о «вписанности» системоквантов спортсмена как системных организаций более низкого уровня в СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен.

Введение количественной интегральной оценки параметров достигнутых спортивных результатов и их «физиологической цены» позволяет проводить своевременную коррекцию деятельности спортсмена. Анализ динамики параметров результатов и их «физиологической цены» позволяет тренеру оценить «нагрузочную ценность» каждого этапа тренировочной деятельности спортсмена, выявить критические этапы физической нагрузки. Это оптимизирует процесс тренировки спортсмена и ускорит приобретение им должного уровня спортивной подготовки. Заметим, что зависимость «физиологической цены» спортивного результата от его параметра определяется как индивидуальными способностями спортсмена, его функциональным состоянием на момент тренировки, так и видом спорта.

Все сказанное позволяет думать, что физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен может быть использована в тренировочном процессе спортсменов. При этом следует отметить, что такого рода системный подход к изучению проблемы социального взаимодействия может быть использован не только в спорте, но и в педагогической и производственной практике обучения, где при обучении активно используется словесный инструктаж. Используя мониторинг, имеющий обратную связь, инструктор (педагог) всегда будет иметь информацию об успешности выполнения его инструкций и физиологических затратах обучающегося.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, тренер, спортсмен, функциональная система, системоквант, иерархия, результат, «физиологическая цена».

PHYSIOLOGICAL MODEL OF TRAINER-ATHLETE SOCIAL INTERACTION DURING TRAINING ON BICYCLE ERGOMETER

S. YA. KLASSINA

P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology of the RAMS, ul. Moss, d. 11, building 4, Moscow, Russia, 125009,

Phone: +7(905)5476234, e-mail: klassina @mail.ru

Abstract. A trainer-athlete social interaction has systemic psychological and physiological nature. The systemic quantization of the behavior concept, offered by K.V. Sudakov, was the methodological basis for creation of the trainer-athlete social interaction physiological model. It is shown that the trainer's verbal instruction promotes the systemic organization of the trainer-athlete social interaction (SYSTEMOQUANT), which has higher level hierarchy in relation to the athlete's training activity. The athlete's sport activity in SYSTEMOQUANT is presented as the sequence of athlete's systemic quantums, which are characterized by stage activity results and have lower hierarchy in relation to the end result of SYSTEMOQUANT. All this allows to speaking about "inclusion" systemic quantums of athlete as a system of organizations lower level in SYSTEMOQUANT social interaction coach-athlete.

The quantitative integrated assessment of parameters of reached sports results and "physiological cost" of these results allows to carry out timely correction of athlete's sport activity. The analysis of dynamics of result's parameters and "physiological cost" allow to estimate "the load worth» of each athlete's training activity stage and to reveal critical stages of physical activity. It optimizes the athlete's training process and accelerates the acquisition of high level sport training for their. The author notes that the dependence of the "physiological cost" sports result from its parameter is defined as the individual abilities of the athlete, his / her functional status at the time of exercise and sport. The physiological model of trainer-athlete social interaction can be used in a training process of athletes. It should be noted that such a system approach to studying of a social interaction problem can be used, not only in sport, but in the educational and production practice of teaching, where the training verbal instruction is actively used. Using the monitoring with feedback, the instructor (teacher) will always have information about the success of his instructions and student's physiological cost.

Key words: social interaction, trainer, athlete, functional system, systemoquant, hierarchy, result, "physiological cost".

Человек как существо социальное все время находится в контакте с другими людьми. С точки зрения социологии, социальное взаимодействие людей представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий (или дея-

тельность), при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий другого. Социальное действие свойственно только человеку, оно всегда осознанно и явно ориентированно на других [4].

В научно-практической литературе по изучению механизмов спортивной деятельности социальные контакты тренера и спортсмена, как правило, представлены в формах психического контакта [5,6]. Однако социальное взаимодействие людей не может быть достаточно полно описано лишь психологическими категориями, поскольку у человека психика тесно связана с его физиологией, а потому все реакции человека, как целостной биологической системы, носят психофизиологический характер [10-12].

Изучение функционирования целостных биологических систем требует системного подхода к проблеме. Теория функциональных систем П.К. Анохина целиком построена на биологических фактах, а потому наиболее адекватна биологии целостных систем. В соответствии с П. К. Анохиным функциональные системы - это динамические, саморегулирующиеся организации, деятельность элементов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов. Именно результат является системообразующим фактором функциональной системы [1].

В развитие теории функциональных систем К.В. Судаковым была выдвинута концепция о системном квантовании поведения. В соответствии с ней поведение (или целенаправленная деятельность) человека носит дискретный характер, где системной единицей поведения (или любой целенаправленной деятельности) является «системоквант». Системок-ванты поведения являются системными организациями и обладают всеми чертами функциональной системы. В основе системокванта лежит биологическая или социальная потребность, возникающая на ее основе мотивация, целенаправленная деятельность по удовлетворению потребности, этапные и конечный результаты деятельности и их постоянная оценка за счет обратной афферентации. Системокванты - саморегулирующиеся системы, в которых результат также является системообразующим фактором [8].

Организм человека - это сложная биологическая система, представляющая собой интеграцию множества функциональных систем и построенная на основе их иерархического взаимодействия. Иерархические взаимоотношения функциональных систем в целостном организме определяются иерархией достигаемых ими результатов, причем ведущая роль в этой иерархической системе отводится социальным результатам [7].

Взаимодействие тренера и спортсмена - процесс сложный и многоуровневый, однако, как справедливо отметила Т.В. Гомельская, « ... соревнуются не спортсмены, но стратегическое мышление тренера, воплощенное в физические и технические действия спортсменов или спортивной команды» [5]. Именно психическая деятельность и системная организация процессов мышления тренера играют ведущую роль в обеспечении достижения высоких спортивных результатов спортсмена. Говоря о системной организации мышления тренера, особое внимание следует уделить информационным аспектам. Установлено, что мозг на информационной основе отражает реальные параметры подкрепляющих воздействий на организм [2,3]. При этом аппаратом, осуществляющим оценку информации, является акцептор результата действия (АРД). Благодаря АРД, мозговые структуры постоянно осуществляют оценку соответствующих параметров потребности и ее удовлетворения [8].

В процессах социального взаимодействия людей существенная роль принадлежит слову, которое лежит в основе вербального обмена информацией и выступает в роли подкрепления. Работая со спортсменом, тренер широко использует словесное инструктирование, т.е. словесное объяснение

задания и техники изучаемых действий, правил их выполнения. При этом инструкция тренера на сензорной основе формирует в АРД информационную энграмму деятельности спортсмена, с которой на основе обратной афферентации постоянно сравниваются реально достигаемые спортсменом результаты деятельности. Заметим, что замысел тренера может перестраиваться по ходу выполнения спортивной деятельности, а, следовательно, происходит коррекция запрограммированных информационных свойств системы на основе обратной афферентации [8].

На рис. 1 представлена схема механизма развертывания психического акта тренера, сформированного на основе словесного инструктирования спортсмена (схема построена на основе схемы К.В. Судакова [8]). Из рис. 1 видно, что под воздействием словесной инструкции тренера спортсмен должен выполнить то или иное действие, которое направлено на достижение потребного для тренера конечного результата. При сложной инструкции этих действий может быть несколько, но все они со своими результатами «встраиваются» в систему психической деятельности тренера, образуя при этом СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен (далее просто СИСТЕМОКВАНТ). СИСТЕМОКВАНТ имеет более высокую иерархию по отношению к системоквантам деятельности спортсмена (или последовательности действий спортсмена), поскольку его функционирование направлено на достижение конечного результата спортивной деятельности. Таким образом, деятельность спортсмена в СИСТЕМОКВАНТЕ социального взаимодействия тренер-спортсмен представлена последовательностью системок-вантов спортсмена, которые характеризуются своими этапными результатами деятельности и имеют более низкую иерархию по отношению к конечному результату СИСТЕМОКВАНТА. Все это позволяет говорить о вписанности системоквантов спортсмена как системных организаций более низкого уровня в СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен.

Рис.1. Психический акт тренера, сформированный на основе инструкции

Рис. 2. СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-

спортсмен, построенный на основе словесного инструктажа и направленный на выполнение студентом этапно-дозированной физической нагрузки на велоэргометре до отказа (И - инструкция, М - мотивация, г - этапные результаты и их параметры - А У, Иотказа - конечный результат)

На рис.2 представлен СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен при выполнении спортивной тренировочной деятельности на велоэргометре. Конечным результатом этого СИСТЕМОКВАНТА является выполнение спортсменом этапно-дозированной физической работы до отказа (Иотказа). Это соответствует мотивации тренера (Мн), направленной на максимальную физическую нагрузку спортсмена. Достижение этого конечного результата тренер добивается на основе поэтапного словесного инструктирования работы спортсмена, от ступени к ступени. При этом этапным результатом (г) каждого систе-мокванта спортсмена является выполнение физической работы на данной ступени нагрузки при поддержании постоянной скорости вращения педалей велоэргометра (V, км/час). Параметром этапных результатов является отклонение реальной скорости вращения педалей велоэргометра (V, км/час) от заданного значения - 7 км/час, т.е. ДV=V-7. Информация об изменении функционального состояния спортсмена (показатели АД, ЭКГ, пневмограммы (ПГ) и ЭМГ), а также об изменении параметра этапного результата (AV), поступают по каналу обратной афферентации в АРД тренера, где сравниваются с заложенной им информационной энграммой деятельности спортсмена. По результатам сравнения производится либо коррекция деятельности спортсмена на данном этапе, либо предлагается следующая инструкция.

Каждый системоквант этапной деятельности спортсмена имеет внешний и внутренний контуры регуляции, которые объединены в одну саморегулирующуюся систему, направленную на достижение результата (рис.3). Внешний контур включает в себя поведенческие регуляторные механизмы, в основе функционирования которых лежит двигательная и сенсорная деятельности спортсмена. Внутренний контур представлен механизмами вегетативного обеспечения деятельности, перестройки в которых позволяют количественно оценить «физиологическую цену» достигнутого результата. Таким образом, именно «сопряжение» механизмов регуляции внешнего и внутреннего контуров обеспечивает достижение требуемого тренером спортивного результата.

Рис. 3. Системоквант этапа деятельности как системная организация

Поскольку результат является системообразующим фактором функциональной системы, то все физиологические функции включаются в системоквант лишь в той мере, в которой это необходимо для достижения результата. Только ради результата биологическая система может пойти на изменение своего состояния.

С учетом этого, в качестве математического аппарата для количественной оценки функциональных изменений в системокванте введено понятие вектора «обобщенного вегетативного сдвига» как совокупности отклонений показателей включенных физиологических функций от фоновых значений и отнесенных к их же фоновым значениям.

&Х = {5X1, 5X2, 5Хз... 5Х]... 5Х„}, где 5Х| - (X] - Х]о)/Х]о -

проекция вектора «обобщенного вегетативного сдвига» на j-ю ось системы координат, или, другими словами, относительный сдвиг показателя j-ой функции от ее фонового уровня (в безразмерных единицах). Заметим, что удобнее измерять относительные сдвиги в процентах. Тогда анализ динамики всего комплекса физиологических показателей может быть сведен к анализу изменений во времени вектора «обобщенного вегетативного сдвига», а точнее его длины (q) и направления (в виде углов наклона к той или иной оси - cos |3j) вектора в системе координат.

Р = V I (ОХ,) ,

1=1

cos f)j = OX, / р

Физиологический смысл модуля q состоит в том, что он является количественной мерой интенсивности изменений, происходящих в функциональной системе в процессе достижения полезного приспособительного результата, т.е. его «физиологической ценой». Физиологический смысл направляющего косинуса cos pj состоит в том, что он есть мера вовлечения j-ой функции в процесс достижения результата или мера взаимосодействия этой функции достижению результата. Таким образом, модуль вектора и направляющие косинусы являются интегральными характеристиками системы, несущими в «свернутом» виде информацию об изменениях всего комплекса физиологических показателей.

Эффективность использования такого рода интегральных количественных показателей может быть продемонстрирована с помощью рис.4, который получен на основе экспериментальных данных при изучении этапно-дозированной тренировочной деятельности спортсмена на велоэргометре [9].

Рис. 4. Изменения «физиологической цены» этапного результата (р, %) и его параметра (ДV, км/час) у спортсмена по мере увеличения мощности физической нагрузки на велоэргометре (цифрами указана мощность нагрузки, Вт)

Видно, что на ступенях нагрузки 60-140 Вт параметр результата (AV) имел положительные значения и менялся несущественно, зато «физиологическая цена» (р) достигнутого результата повышалась по мере увеличения мощности нагрузки. Это может быть обусловлено тем, что при низких мощностях нагрузки спортсмен не испытывал затруднений при выполнении физической работы на велоэргометре, а потому скорость вращения педалей даже несколько превышала заданную. Однако, в диапазоне мощностей 150160 Вт на фоне практически неизменной «физиологической цены» параметр результата резко снижался и делался отрицательным. Вероятно, это обусловлено тем, что для спортсмена этот диапазон мощностей нагрузки является

критическим: спортсмен воспринимает нагрузку как высокую, требующую значительного мышечного усилия при надавливании на педаль. В результате он снижает скорость вращения педалей, сохраняя уровень «физиологической цены». По мере дальнейшего повышения физической нагрузки (более 160 Вт) спортсмен вращает педали со скоростью ниже заданной, а потому параметр результата (АУ) отрицателен, а «физиологическая цена» результата снова растет вплоть до отказа от нагрузки. Таким образом, динамика параметров результатов и их «физиологической цены» позволяет тренеру оценить «нагрузочную ценность» каждого этапа тренировочной деятельности спортсмена, выявить критические этапы физической нагрузки, а, следовательно, правильно построить тренировочный процесс. Заметим, что зависимость «физиологической цены» спортивного результата от его параметра определяется как индивидуальными способностями спортсмена, его функциональным состоянием на момент тренировки, так и видом спорта.

Следует отметить, что такого рода системный подход к изучению проблемы социального взаимодействия тренер-спортсмен может быть использован не только в спорте, но и в педагогической и производственной практике обучения, где при обучении активно используется словесный инструктаж. При таком мониторинге, имеющем обратную связь, инструктор (педагог) всегда будет иметь информацию об успешности выполнения его инструкций и физиологических затратах обучающегося.

Заключение. Социальное взаимодействие тренера и спортсмена носит системный психофизиологический характер. Методологической основой для построения физиологической модели социального взаимодействия тренера и спортсмена являлась концепция системного квантования поведения, предложенная академиком К.В. Судаковым. Показано, что словесный инструктаж тренера формирует системную организацию социального уровня взаимодействия тренер-спортсмен (СИСТЕМОКВАНТ), которая имеет более высокий уровень иерархии по отношению к самой тренировочной деятельности спортсмена. При этом деятельность спортсмена в СИСТЕМОКВАНТЕ представлена последовательностью системоквантов спортсмена, которые характеризуются этапными результатами деятельности и имеют более низкую иерархию по отношению к конечному результату СИСТЕМОКВАНТА. Все это позволяет говорить о вписанности системоквантов спортсмена как системных организаций более низкого уровня в СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен.

Введение количественной интегральной оценки параметров достигнутых спортивных результатов и их «физиологической цены» позволяет проводить своевременную коррекцию деятельности спортсмена. Анализ динамики параметров результатов и их «физиологической цены» позволяет тренеру оценить «нагрузочную ценность» каждого этапа тренировочной деятельности спортсмена, выявить критические этапы физической нагрузки, а, следовательно, облегчить процесс тренировки спортсмена и ускорит приобретение им должного уровня спортивной подготовки. Заметим, что зависимость «физиологической цены» спортивного результата от его параметра определяется как индивидуальными способностями спортсмена, его функциональным состоянием на момент тренировки, так и видом спорта.

Все сказанное позволяет думать, что физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен может быть использована в тренировочном процессе

спортсменов. При этом следует отметить, что такого рода системный подход к изучению проблемы социального взаимодействия может быть использован не только в спорте, но и в педагогической и производственной практике обучения, где при обучении активно используется словесный инструктаж. При таком мониторинге, имеющем обратную связь, инструктор (педагог) всегда будет иметь информацию об успешности выполнения его инструкций и физиологических затратах обучающегося.

Литература

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М: Медицина, 1968. 547 с.

2. Анохин П.К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности // Вопросы философии. 1970. N6. C. 107-118.

3. Анохин П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М: Наука, 1979. 453 с.

4. Вебер М. Избранные произведения. О некоторых категориях понимающей социологии. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

5. Гомельская Т.В. Проблемы взаимоотношения тренера и спортсмена. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке: Сб. научных трудов. Волгоград: 2004, вып. 2. С. 77-80.

6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: Изд. Центр «Академия», 2000. 288 с.

7. Судаков К.В. Системное построение функций человека. Актовая речь. М: ММА им. И.М. Сеченова, 1998. 24 с.

8. Судаков К.В. Избранные труды. Т. 1: Развитие теории функциональных систем. М.: ГУНИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН. 2007. 343 с.

9. Фудин Н.А., Судаков К.В., Хадарцев А.А., Классина С.Я., Чернышев С.В. Индекс Хильдебрандта как интегральный показатель физиологических затрат у спортсменов в процессе возрастающей этапно-дозированной физической нагрузке // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т.18. N3. C. 244-247.

10. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978. 239 с.

11. Хадарцев А.А., Фудин Н.А., Радчич И.Ю. Физиологические основы визуального восприятия при подготовке спортсменов с позиций синергетики // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 2. С. 17-20.

12. Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Еськов В.М., Фу-дин Н.А., Кожемов А.А. Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации // Теория и практика физической культуры. 2013. № 9. С. 87-93.

References

1. Anokhin PK. Biologiya i neyrofiziologiya uslovnogo refleksa. Moscow: Meditsina; 1968. Russian.

2. Anokhin PK. Khimicheskiy kontinuum mozga kak mekhanizm otrazheniya deystvitel'nosti. Voprosy filosofii. 1970;6:107-18. Russian.

3. Anokhin PK. Izbrannye trudy. Sistemnye mekhanizmy vysshey nervnoy deyatel'nosti. Moscow: Nauka; 1979. Russian.

4. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. O nekotorykh kate-goriyakh ponimayushchey sotsiologii. Moscow: Progress; 1990. S. 707-35. Russian.

5. Gomel'skaya TV. Problemy vzaimootnosheniya trenera i sportsmena. Problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoy

kul'tury i sporta v XXI veke: Sb. nauchnykh trudov. Volgograd: 2004; vyp. 2. Russian.

consumption at sportsmen in the course of incrising exercise stress]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(3):244-7. Russian.

6. Gogunov EN, Mart'yanov BI. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: Uchebnoe posobie dlya studentov vys-shikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Izd. Tsentr «Akademiya»; 2000. Russian.

10. Shvyrkov VB. Neyrofiziologicheskoe izuchenie sis-temnykh mekhanizmov povedeniya. Moscow: Nauka; 1978. Russian.

7. Sudakov KV. Sistemnoe postroenie funktsiy cheloveka. Aktovaya rech'. M: MMA im. I.M. Sechenova; 1998. Russian.

11. Khadartsev AA, Fudin NA, Radchich IYu. Fiziologi-cheskie osnovy vizual'nogo vospriyatiya pri podgotovke sportsmenov s pozitsiy sinergetiki [Physiological basis of visual perception at training sportsmen from the point of synergy]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012;19():17-20. Russian.

8. Sudakov KV. Izbrannye trudy. T. 1: Razvitie teorii funktsional'nykh sistem. Moscow: GUNII normal'noy fiziologii im. P.K. Anokhina RAMN; 2007. Russian.

9. Fudin NA, Sudakov KV, Khadartsev AA, Klassina SYa, Chernyshev SV. Indeks Khil'debrandta kak integral'nyy poka-zatel' fiziologicheskikh zatrat u sportsmenov v protsesse vo-zrastayushchey etapno-dozirovannoy fizicheskoy nagruzke [Hildebrandt's index as an integral indicator of physiological

12. Khadartsev AA, Nesmeyanov AA, Es'kov VM, Fu-din NA, Kozhemov AA. Printsipy trenirovki sportsme-nov na os-nove teorii khaosa i samoorganizatsii. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2013;9:87-93. Russian.

УДК: 618.146 - 006.6

DOI: : 10.12737/5917

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ РАКОМ ЯИЧНИКОВ Ш-1У СТАДИИ МЕТОДОМ АУТОГЕМОХИМИОТЕРАПИИ, АССОЦИИРОВАННОЙ С «МЕЛАКСЕНОМ»

К.М.КОЗЫРЕВ, С.М.КОЗЫРЕВА, С.Т. КАРСАНОВ

ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

ул. Пушкинская, 40, г. Владикавказ, Россия, 362019 Республиканский онкологический диспансер РСО-Алания, Зортова, 2, г. Владикавказ, Россия, 362002

Аннотация. Приводятся положительные характеристики предоперационной аутогемохимиотерапии, ассоциированной с лекарственным препаратом «Мелаксеном», синтетическим аналогом гормона эпифиза «Мелатонина» фирмы итркагш-иЗЛ в комплексном лечении больных с 111-1У стадией рака яичников. Подчеркивается, что «Мелаксен», обладая мощным антиокси-дантным, антиканцерогенным и адаптогенным действием, снижает стрессовые реакции, регулирует нейроэндокринные функции и биологические ритмы.

По мнению авторов, неоадъювантная аутогемохимиотерапия с «Мелаксеном», обладая мощным иммуномодулирующим и мембранопротекторным действием, улучшает общую неспецифическую резистентность организма, положительно влияет на ближайшие и отдаленные результаты комплексного лечения больных. По сравнению с полихимиотерапией, аутогемохи-миотерапия в сочетании с «Мелаксеном» обладает совокупностью несомненных преимуществ, и тем самым, является существенным подспорьем в ряду базовых методов лечения злокачественной опухоли этой локализации.

Установлено, что аутогемохимиотерапия с «Мелаксеном», повышает эффективность полихимиотерапии, снижает ее токсичность, следовательно, клинически оправдана и целесообразна, в связи с чем, может применяться в качестве вспомогательного средства комплексного лечения рецидивов рака яичников в условиях распространения процесса. У тяжелых больных, препарат способствует улучшению качества жизни, увеличению ее продолжительности.

Ключевые слова: рак яичников, комплексное лечение, аутогемохимиотерапия, «Мелаксен».

TO THE QUESTION OF COMPREHENSIVE TREATMENT IN THE PATIENTS WITH OVARIAN CANCER III-IV STAGES BY AUTOHEMOCHEMOTHERAPY ASSOCIATED WITH THE "MELAXEN"

Abstract. This paper presents the positive characteristics of preoperative autohemochemotherapy associated with the drug "Me-laxen" as a synthetic analogue of the epiphysial hormone melatonin, produced by Unipharm-USA in the complex treatment of patients with ovarian cancer on the stage III-IV. The authors emphasize that the "Melaxen" has a powerful antioxidant, anticarcinogenic and adaptogenic action, reduces stress response and regulates neuroendocrine function and biological rhythms. The authors believe that neoadjuvant autohemotherapy by the "Melaxen" with a powerful immunomodulatory and lipoic effects, improves general non-specific resistance of the organism, has a positive effect on the immediate and remote results of complex treatment of patients. In comparison with polychemotherapy, the autohemotherapy in combination with the "Melaxen" has the advantages. This therapy is significant in several basic methods of treatment of malignant tumors of the localization.

It was found that with autohemochemotherapy by the "Melaxen" improves efficiency polychemotherapy, reduces its toxicity, consequently, clinically warranted and expedient in this connection, can be used as subsidiary means complex treatment of ovarian cancer recurrence in the spread process. The drug allows to improve the quality of life, to increase its duration in critically ill patients.

K.M. KOZYREV, S.M. KOZYREVA, S.T. KARSANOV

North Ossetian State Medical Academy, Pushkinskaja st., 40, Vladikavkaz, Russia, 362019 North Ossetian Republican Oncology Center, Zortova st, 2, Vladikavkaz, Russia, 362002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.