Научная статья на тему 'Физика и задачи гуманитаризации образования'

Физика и задачи гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
145
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физика и задачи гуманитаризации образования»

В.К. СУХАНОВА,

О.В. ПЛОТНИКОВА

Физика и задачи гуманитаризации образования

Анализируя состояние образования в современной России, можно прийти к неутешительному выводу: МЫ теряем то естественнонаучное образование, которым могли гордиться и которому завидовали ОНИ. Хотя заявленная цель реформирования образования -формирование «гуманистической» личности - не может быть поставлена под сомнение, осуществляемый «революционный» путь более чем спорен. В течение всего прошлого века в России именно гуманитарные науки «деформировались» в наибольшей степени в части и содержания, и методов, и целей. Делать соответствующие дисциплины «точкой опоры» реформы образования не менее утопично, чем было Святогору-богатырю пытаться поднять Землю (финал хорошо известен: былинный герой увяз в земле по плечи).

Тенденция к синтезу «исконно» гуманитарных и естественных областей научного знания была заложена нашим великим соотечественником В. И. Вернадским. В дальнейшем она получила развитие в работах И. Пригожина - бельгийского физика русского происхождения, нобелевского лауреата, специалиста в области неравновесной термодинамики. Согласно его взглядам, любая сильно неравновесная система, будь то общество в состоянии революционной ситуации или раствор в состоянии пересыщения, может быть описана аналогичными терминами и подчиняется одним и тем же законам. В гуманитарной области следует отметить Л.Н. Гумилева, который ввел в научное обращение среди историков и этнографов такие изначально чисто физические понятия, как энергия, инерция, энтропия и т.п.1 Работы этих и других ученых позволяют предположить, что одной из основ гуманитаризации образования является модернизация сложившегося естественнонаучного потенциала системы образования России.

Соотношение естественнонаучного и гуманитарного компонентов в образовательном процессе определяется двумя факторами: общими целями образования и теми задачами, которые будет решать

1 Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. -М.: Экопрос, 1993; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. -М.: ТОО «Мишель и Ко», 1993.- 413 с.

общество в среднесрочной перспективе, когда сегодняшние школьники станут молодыми дипломированными специалистами, востребованными (или нет) обществом.

Какие функции возлагаются на образование? Социальная - передача культурного наследия общества следующим поколениям; профессиональная - выпуск специалистов; подготовка «стратегического потенциала» - той части общества, которая через определенное время будет выбирать пути его развития2. Возможны три варианта: Россия -страна «третьего мира»; Россия - страна «второго мира» с быстро развивающейся ненаукоемкой экономикой; Россия - страна, осуществляющая технологический прорыв за счет централизации управления, средств, примата коллективных ценностей над личными.

Какие же специалисты будут востребованы в рамках каждого из сценариев? В рамках первого - специалисты с профессионально-техническим образованием, в рамках второго и третьего - «технари» и «управленцы», соотношение которых будет зависеть от выбора конкретного пути развития. В любом случае общество не сможет позволить себе чисто «гуманитарного самосознания».

Все государства с постиндустриальным обществом требуют высокообразованных специалистов. При этом на Западе происходит возврат к схеме образования 60-х гг. прошлого века, возникшей по примеру СССР. Более того, с конца 80-х наметилась тенденция к переходу от установки на «специалиста от Бога» к установке на «специалиста с относительно высоким уровнем культуры». Эта тенденция вполне коррелирует с общим направлением на интеграцию отдельных отраслей знаний. И хотя в нашей стране эта тенденция к формированию «специалиста с широкой общеобразовательной подготовкой» по инерции вызывает определенный скепсис, она заслуживает более пристального внимания, тем более что в США и Великобритании происходит сознательный возврат к образцу классической гимназии с «привнесением компьютерной техники». Экономическая неопределенность в России может потребовать от выпускников практически мгновенной переориентации в выборе специальности, которая возможна лишь при фундаментальной базовой подготовке3.

Может ли физика выступать в качестве дисциплины, выполняющей не только мировоззренческую, но и методологическую и фактологическую функцию по отношению к другим дисциплинам? Ответ, безусловно, утвердительный следует обычно для всех дисциплин естественнонаучного цикла. Однако при сложившемся кризисе гуманитарного образования в России, выразившемся в отказе от материалистических представлений в угоду клерикально-религиозным взглядам, следует дать положительный ответ и для гуманитарного об-

2 Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» / Э. Савицкая // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 15-17.

3 Тимошенко С.П. Инженерное образование России / С.П. Тимошенко. - Люберцы: ВНИИТИ, 1997. - 245 с.

разования. Особенно заметным становится влияние естественных наук, и прежде всего физики, на выбор конкретных методов и схем исследований. Оно стало возможным не только вследствие интеграционных течений в науке, но и новых возможностей современных математических моделей, первоначально апробируемых, как правило, на решении физических задач.

Методологическое значение физики подчеркивал В. О. Ключевский. Он определял предмет истории, используя следующую аналогию: когда физику задают вопрос: «Как вы называете самые простые, наиболее видимые, конкретные предметы, которые вы изучаете?», он отвечает: «Эти предметы мы называем физическими предметами». «Как же, -спрашивает Ключевский, - следует называть проще и понятнее те видимые конкретные предметы, которые изучает историк?»4.

Владение естественнонаучной методологией дает мощный импульс и логическим построениям, и творческому полету мысли, причем не только в области точной науки. А.И. Герцен, А.П. Бородин, А.П. Чехов, М.А. Булгаков, И. Грекова, Д.А. Сухарев, К.М. Станюкович, Е.И. Замятин - многие известные писатели, поэты, композиторы изначально имели естественнонаучное или военно-техническое образование. Традиция естествоиспытателей, врачей, инженеров творить в области литературы, музыки, в целом в области искусства, привносить в них свое видение мира и свое мышление, начавшаяся в России в XVIII в., продолжается и в наше время. Трудно найти пример противоположный (кроме Гете), когда лица, окончившие какой-либо гуманитарный институт, стали бы физиками, математиками, врачами, химиками.

Чтобы оценить мировоззренческую роль физики, необходимо знать, что очень многие современные понятия, которыми оперируют науки, в том числе гуманитарные, имеют свое происхождение и первоначальное наполнение в физике. А это очень важно, поскольку модельными представлениями для нас являются представления окружающего мира - мира физических явлений. Рассмотрим некоторые конкретные примеры.

Понятие «непрерывного» процесса широко используется самыми разными гуманитарными науками. О непрерывности исторического развития рассуждает, например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир», говоря о том, что движение человечества, «...вытекая из бесчисленного количества людских произволов», совершается непре-рывно5. Однако данное понятие восходит к понятию непрерывного процесса в механике. Именно в механике формируется графическое и аналитическое представление о любых непрерывных процессах развития, функционирования в пространстве и времени.

4 Ключевский В.О. Методология русской истории / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1989. Т. 6. С. 33.

5 Толстой Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой // Собр. соч. в 14 т. - М.: Худож. лит., 1957. Т. 3. Ч. 3. С. 21-22.

Механистические представления вообще являются самыми распространенными, поскольку они в наибольшей степени связаны с непосредственным чувственным восприятием человека. Очень продуктивной явилась модель механических колебаний, поскольку развитие всех процессов и в природе, и в обществе имеет не только поступательную составляющую, но и явно колебательный, волнообразный характер. Это относится к экономике, социологии, истории, психологии. Поскольку любой объект из вышеперечисленных дисциплин является системой с определенной устойчивостью и обладает определенной инерцией, значит, и воздействия на них извне могут быть описаны, подобно колебательным процессам в колебательном контуре с «определенным декрементом затухания».

Как уже отмечалось, в работах Л. Н. Гумилева просматривается стремление ввести в обращение истории как науки физические понятия энергии и энтропии, поскольку они приобрели в XX в. общефилософское, общенаучное звучание.

Планетарная модель атома связывает представления макрокосма, воззрения Кеплера и Коперника с микрокосмом. И хотя и та и другая модели слишком просты по сравнению с реальностью, тем не менее для 90% цивилизованных людей они важны для осознания окружающего мира и себя в нем.

Основы квантовой механики и специальной теории относительности преподаются в средней школе достаточно упрощенно, но все же позволяют познакомиться с двумя важнейшими законами диалектики: законом единства и борьбы противоположностей и законом отрицания отрицания, которые в физике отражены в принципах соответствия и дополнительности. Первый иллюстрируется тем, что ни законы квантовой механики, ни теория Эйнштейна не опровергают теории Ньютона, но очерчивают границы ее применимости. Уравнения этих теорий переходят в уравнения классической механики, если устремить скорость света к бесконечности (что справедливо при движении с малыми скоростями), а отношение постоянной Планка к количеству движения - к нулю. Согласно принципу дополнительности физическим объектам могут быть объективно присущи диаметрально противоположные свойства, не исключающие, но взаимно дополняющие друг друга. Без любого из них объект не существует, но их проявления зависят от условий наблюдения этого объекта. Тем самым квантовая механика устранила фигуру стороннего и «объективного» наблюдателя из физики, показав, что в ряде случаев наблюдение не безразлично для наблюдаемого объекта, а, наоборот, активно влияет на него. Это послужило «мировоззренческим» мостом между пассивной ролью наблюдателя в классических естественных науках и активной ролью наблюдателя в классических гуманитарных науках.

Наконец, для ряда гуманитарных специальностей физика и естественные науки являются фактологической базой: для переводчи-

ков научно-технической литературы, археологов, юристов в области патентного и промышленного права, историков науки и техники, специалистов в области истории культуры цивилизации, этнографов и т. д .

Исходя из всего этого не будет преувеличением сказать, что гуманитарное, т.е. обращенное к человеку образование, невозможно без физики. Принципиально важно понимать, что есть системы знаний, которые образуют фундамент современной культуры и поэтому очень содержательны, нередко сложны, требуют длительной и систематической работы при усвоении, но от которых нельзя отказываться. Они и формируют многое в человеке, а главное - мышление и мировоззрение. И не надо эти качества противопоставлять человечности - доброте, трудолюбию. Тенденция здесь ясна: человеческое в человеке фундаментально лишь на основе мышления, мировоззрения, шире -образованности. На уровне технологий обучения пора понять, что видим мы не глазом, а умом. Другими словами, глаз должен быть «подготовлен» культурой. И в этом физика уникальна.

Однако, на наш взгляд, не нужно и специально «гуманитаризи-ровать» этот предмет. В нем уже достаточно «гуманитарного заряда». Модернизация естественнонаучного и, конкретно, физического образования должна осуществляться путем такой его перестройки, которая была бы ориентирована и на воспитание культурного человека, имеющего необходимый запас естественнонаучных знаний, и на выполнение социального заказа общества в плане подготовки специалистов, и на более полную реализацию рассмотренных выше методологической и мировоззренческой функций физики в данном процессе. Важнейшими направлениями этой работы являются разработка методов формирования устойчивой мотивации к изучению физики, создание профессионально ориентированных курсов физики для разных специальностей, определение системы ключевых компетентностей как образовательного результата нового типа, выделение конкретных предметных умений, навыков и способов действия, способствующих формированию этих компетентностей, построение физического практикума, нацеленного на развитие творческого потенциала студента.

Резюмируя сказанное, отметим, что в мире имеют место тенденции:

• интеграция естественных и гуманитарных наук;

• ориентация на «специалиста с широким образованием»;

• восстановление классического (в понимании каждой страны) типа общеобразовательного учреждения.

Учитывая данные тенденции, можно сделать следующие выводы:

1. Хорошее образование можно дать только на основе методологически и методически разработанных курсов, к числу которых традиционно для России относится физика.

2. В современном мире физика в известной степени является методологической и фактологической базой не только для естественных наук, но и для гуманитарных.

3. Наиболее полная реализация методологической и мировоззренческой функций физики в образовании требует модернизации физического образования, ориентации его и на формирование общей культуры человека, и на решение профессиональных задач, присущих конкретной специальности.

© Суханова В.К., Плотникова О.В., 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.