ФИЗИКА И ТЕХНИКА В XVI - НАЧАЛЕ XX В. НА ЗЕМЛЯХ БЕЛАРУСИ
© Керимова М.С.* *, Онищенко А.А.*, Гуринович В.В.*
Белорусский государственный университет,
Республика Беларусь, г. Минск
«Прошлое интересует нас не потому, что оно прошло, но потому что, уходя, не успело убрать своих последствий», - так объяснял В. О. Ключевский пользу и смысл изучения истории. Какой истории?
Истории всего, что нас окружает, что для нас важно и чем мы можем гордиться.
«Дважды два - четыре» - это знает каждый первоклассник. Он записывает это цифрами на бумаге - в тетради. Или нажимает нужные кнопочки на клавиатуре, телефоне, компьютере и так далее. Кто-то изобрел бумагу, кто-то сшил бумажные листы в тетрадь. Кто-то изобрел и другие вычислительные предметы. Кто, когда, где, как, при каких обстоятельствах, в какое историческое время сделал эти открытия и изобретения? Какие препятствия пришлось преодолеть ученому, изобретателю? Ответы на эти вопросы не найдешь в школьных учебниках, одним кликом в интернете, щелчком кнопки телевизора.
Авторы данной статьи дают ответы на многие вопросы из истории физики и техники на Беларуси.
Ключевые слова: физика, техника, Беларусь, изобретение, просвещение, уроки, школы, гимназии.
В XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы механистическая философия в основном сменила аристотелевское миропонимание в качестве доминирующей философии природы. Этот процесс сопровождался быстрым развитием науки в целом и особенно математики и физики. Однако ее преподавание в учебных заведениях было слабым. Физика как предмет преподавания не выделялась из «натуральной философии». Такое положение сохранилось и в первой половине XVIII в., хотя в этот время появились уже первые учебные руководства, важнейшими из которых были «Элементы физики» П. Мушенброка (1734), «Математические основания физики, экспериментально подтвержденные» В. Гравезанда (1720) и «Курс экспериментальной философии» Ж. Деза-гюлье (1725). Только во второй половине XVIII в. в стенах университетов появляются термины «физика» и «экспериментальная физика».
Среднее и тем более высшее образование можно было получить только в католическом учебном заведении. Поэтому и распространение физических
* Студент Физического факультета.
* Старший преподаватель кафедры Общей физики.
* Доцент кафедры Общей физики, кандидат физико-математических наук.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
7
воззрений на территорию Беларуси в это время связано главным образом с преподавательской деятельностью ордена иезуитов, хотя организация учебного процесса и учебные программы были примерно одинаковые в коллегиях и школах всех орденов.
Представляют интерес физические воззрения, которым обучали в коллегиях иезуитского ордена и в его академии в Вильно. Цель обучения достаточно ясно была сформулирована самим основателем ордена Игнатием Лойо-лой: «Поскольку целью ордена и преподавания является оказание помощи ближним в познании милосердия Бога и спасения их душ и поскольку этой цели больше всего соответствует теологический факультет, университеты ордена будут прежде всего заниматься изучением теологии и с помощью соответствующих профессоров будут тщательно преподавать все то, что относится к схоластической науке и к Святому писанию; в положительной же теологии будут заниматься теми проблемами, которые согласуются с приведенной целью. Поскольку же как наука теология, так и ее практическое применение требуют, особенно в наше время, знания гуманитарных наук, латинского, греческого и еврейского языков, то необходимо заботиться и о соответствующих профессорах для этих наук, причем в достаточном количестве. Следует также преподавать логику, физику и метафизику, моральную науку, разумеется, насколько это будет соответствовать нашей цели. Науки медицинские и право, как вообще не соответствующие нашему университету, не будут преподаваться в университетах ордена или по крайней мере орден не будет брать на себя такого бремени» [1].
Иезуитские учебные заведения на территории Беларуси относились к различным типам. Полная иезуитская коллегия состояла из трех подразделений: пяти-шестилетний курс средней школы, трехлетний курс философии и четырехлетний курс теологии (причем теология предназначалась только для иезуитской молодежи и кандидатов в священники). На территории литовской иезуитской провинции такие коллегии существовали в Вильно, Врунсберге (Бранево), Варшаве, Пинске, Полоцке, Гродно. Наряду с полной коллегией существовали коллегии с полным трехгодичным курсом философии, но без теологии (Новогрудок, Полоцк, Несвиж), а также коллегии с неполным (двухгодичным) курсом философии (Брест, Гродно, Несвиж, Пинск, Новогрудок, Минск, Мстиславль, Орша, Витебск, Слоним, Слуцк). Наконец, четвертую группу составляли школы без изучения философии.
Основой преподавателя философии, в которую включались и элементы физических знаний, служила философия Аристотеля в интерпретации церковных авторитетов (Фомы Аквинского у иезуитов, Дунса Скотта у доминиканцев и францисканцев и др.). В случае прохождения полного трехгодичного курса философии на первом году обучения изучались логика по «Органону», второй год посвящался «физике» (работы «О небе», «О душе» и «Метеорологика»); на третьем году изучались метафизические и этические
8
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
работы Аристотеля. При двухгодичном курсе философии в первый год изучались логика, во второй - физика и метафизика или же в первый год - логика с метафизикой, во второй - физика. Преподавание носило схоластический характер: преподавание носило схоластический характер: сводилось к упражнениям в форме доказательств, т.е. к правильному получению выводов из исходных посылок. Что же касается истинности исходных посылок, критериев истинности, то обычно они в схоластическом обучении игнорировались. Предполагалось, что в сочинениях авторитетов все исходные посылки истинны.
Как отмечалось, физика излагалась на втором году обучения. Основное внимание уделялось метафизическим вопросам. Курс обычно начинался с изложения природы тел. Детально обсуждались три аристотелевских начала -первая материя, форма, лишенность формы, а также их взаимоотношения. Затем переходили к понятиям природы и искусства. Среди многих причин основное внимание уделялось четырем: материальной, действующей и целевой. Далее излагалось учение Аристотеля о бесконечностях, затем о пустоте и времени и о движении. Необходимо при этом иметь в виду, что термин «движение» Аристотель понимал очень широко, включая в него не только пространственное перемещение, но и любые изменения или превращения, которые могут происходить с вещами. Закончив комментирование «Физики», переходили к изучению трактата «О небе», в котором излагалась аристотелевская концепция системы мира [2].
Содержание преподавания регулировалось не только «Правилами для профессоров философии», но и издававшимися орденом темами, обсуждение которых запрещалось. Так, перечень 1651 г. содержит 65 запретных тем, в том числе: «5. Нет первой материи; 10. Истинным началом является единство материи и формы; 11. Первая материя создается естественным образом; 18. Элементы состоят не из материи и формы, а из атомов» и др. Упорное сопротивление, которое оказывали теологи принятию систему Коперника, было связано прежде всего с тем, что, допустив движение Земли, необходимо было отбросить всю тщательно разработанную и согласованную с христианским богословием картину мира Аристотеля - Фомы Аквинского.
Необходимо учитывать, что в рассматриваемое время на территории Великого княжества Литовского не было постоянным профессоров философии. Профессор, прочитав в данном учебном заведении двух- или трехлетний курс философии, обычно переводился в другое заведение. Поэтому не удивляет, что за время с 1578 по 1774 г. философию в Виленской академии читали более 200 профессоров. И если в первые годы существования академии это были иезуиты, переведенные из других стран, то в конце XVII -XVIII в. многие профессора были родом из Беларуси или Литвы.
Политика орденов не давала возможности сосредоточиваться на одном предмете, вести систематические исследования. К тому же такие исследо-
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
9
вания вообще не одобрялись. Этими обстоятельствами частично объясняется и факт крайне малого числа учебных курсов и трактатов по отдельным вопросам, изданных типографическим способом. Так, среди более чем 1000 наименования изданий, выпущенных типографией Виленского университета с 1556 по 1750 г., имеется только два курса философии - Лукаша Залус-ского (1640) и И. Кулешы (1748). При этом сохранилось большое число рукописных курсов. Только в библиотеках Вильнюса хранится их более 50, прочитанных в Виленском университете в рассматриваемый период, и более 70 курсов (что составляет около 20 тыс. рукописных листов), прочитанных в различных коллегиях на территории Беларуси. Рукописи происходят из 10 городов (Гродно, Полоцк, Новогрудок, Несвиж, Пинск, Жировичи, Витебск, Орша, Слуцк, Брест) и представляют собой курсы философии, прочитанные в коллегиях шести орденов (иезуиты, базилиане, францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, кармелиты). Наиболее многочисленные рукописи иезуитских и базилианских коллегий. В то время как деятельность иезуитских коллегий исследована достаточно подробно (в основном польскими учеными), рукописи коллегий других орденов (особенно базилианских в Жирови-чах и Полоцке) почти не исследованы.
Сведения о проникновении и распространении идей экспериментального естествознания на Беларуси в XVII в. очень немногочисленны. Вследствие космополитического характера юольшинства орденов (особенно иезуитского) не вызывает сомнения, что многим профессорам были известны достижения опытного естествознания.
Европейскую известность получили проведенные в 1648 г. итальянскими учеными и дипломатом Валерианом Магни в Варшавео опыты с торичеллиевой пустотой. Опыты проводились в присутствии короля и профессоров Виленского университета и вызвали спор о приоритете с французскими учеными. Хотя результаты опытов и были истолкованы виленским профессором А. Кояловичем в духе схоластического аристотелизма, возникшая дискуссия способствовала знакомству преподавателей со взглядом Э. Торичелли на атмосферное давление и «боязнь пустоты» Аристотеля. Представляет интерес и деятельность итальянского ученого Т.Л. Буратини. В 1675 г. в типографии францисканцев в Вильно Буратини издал на итальянском языке книгу «Missura universale» с предложением единой системы мер и весов, где единица длины (католический метр) основывалась на длине секундного маятника. Нуждается в дальнейших исследованиях деятельность профессора математики в Несвиже и Вильно Освальда Кригера, издавшего несколько работ по оптике. По некоторым сведениям О. Кригер состоял в переписке с известным ученым А. Кирхером, которому, в частности, сообщал данные о магнитном отклонении в Вильно, Несвиже и Орше.
Застой в развитии производительных сил Речи Посполитой, который начался во второй половине XVI в., отразился на состоянии естественных
10
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
наук. В то время, когда в странах Западной Европы ученые работали над распространением и развитием экспериментального естествознания, в Речи Посполитой господствовала средневековая схоластическая наука.
На фоне схоластических исследований XVII в. заметно выделяется деятельность войскового инженера, теоретика артиллерии и ракетной техники Казимира Семеновича. Он родился на территории Великого княжества Литовского. Образование получил, вероятно, в Виленском университете под руководством О. Кригера. Затем был послан для обучения военному искусству за границу, много путешествовал по Голландии. Принимал участие в войне Голландии с Испанией. Возвратившись в Речь Посполитую, был комендантом варшавского цехгауза, генерал-лейтенантом артиллерии (1648). Уволенный со службы за финансовые злоупотребления, уехал в 1649 г. в Голландию, где умер после 1651 г.
В Голландии К. Семенович издал в 1650 г. труд «Artis Magnal Artillerial Pars Prima, Studio et Opera Casimiri Siemienovicz Eglivitis Sithuani olim Artillerial Regni Poleniae Propvalsecti Amsterdami pud Joannen Jansscnium Anno Moel», получивший европейскую известность. В 1651 г. вышел ее французский перевод, в 1676 г. - немецкий, в 1729 - английский и голландский, в 1963 г. - польский [3].
Опубликованная часть работы К. Семеновича состоит из пяти книг. В первой рассматриваются орудия, их конструкция и использование, во второй - технология изготовления пороха, в третьей - конструкция, способ изготовления ракет и их свойства, в четвертой - снаряды, в пятой - приспособления для искусственных огней и другие, используемые в военных целях. Работа К. Семеновича представляет большой интерес прежде всего для историков военной техники, артиллерии и ракетной техники. Им предложены новые составы ракетного топлива, ряд новых конструкций ракет - многоступенчатых, составных, с хвостом различной конструкции и др. Свои выводы К. Семенович пытался основывать на законах механики и физики, к некоторым из них он приходил самостоятельно, некоторые только предугадывал.
В середине XVIII в. происходит процесс распада средневековых схоластических представлений и формирование нового мировоззрения. Инициатором реформы образования выступил орден пиаров. Вслед за ними такую реформу предприняли иезуиты. Ее формальным началом можно считать декрет XVI Генеральной конгрегации 1730 г., который разрешил изучение опытных наук в иезуитских коллегиях. Однако это не означало, что орден иезуитов отказывался от своих первоначальных целей. Главной задачей преподавания по-прежнему оставалось подчинение знаний ортодоксальной католической доктрине. В то же время была отменена единая программа обучения для всех иезуитских провинций, обучение должно было строиться с учетом местных условий.
После длительных дискуссий была выработана программа обучения. Курс философии начинался логикой, затем шла общая метафизика (онтоло-
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
11
гия), дающая понятия о бытии и его причинах, и частная метафизика, трактующая о мире, душе и Боге. Завершался курс физикой - вначале общей, потом частной. Начиная с 40-х годов XVIII в. иезуиты и другие ордена направляли на обучение своих воспитанников в учебные центра Западной Европы. В Риме у Иозефа Марии Асклеми в 1763-1765 гг. слушал лекции по математике, физике и архитектуре Гавриил Ленкевич, впоследствии профессор архитектуры в Полоцкой коллегии, который с помощью австрийского физика Г. Грубера провел реформу обучения (1786) в белорусских коллегиях, уделив в новых программах заметное место физике и математике. Некоторое влияние на реорганизацию системы обучения иезуитского ордена оказали французские иезуиты, которые прибыли в Речь Посполитую после изгнания из Франции (1762). Наряду с иезуитскими коллегиями постепенно изменяют программы обучения и школы других орденов на территории Великого княжества Литовского. В частности, большие заслуги во введении курса экспериментальной физики в школы францисканцев принадлежат Матвею Танкелю (1725-1801).
Во второй половине XVIII в. постепенно уходила в прошлое традиция обучения с помощью диктовки. Появляются первые учебники, в том числе и по физике. Процесс этот ускорился после упразднения ордена иезуитов на территории Речи Посполитой (1773), когда созданная Эдукационная комиссия проводила реформу школьного образования, вводя обучение во вновь создаваемых школах на польском языке. Однако на территории Беларуси еще функционировали школы различных католических орденов. Обучение в них по-прежнему проводилось на латинском языке.
Проведенная реформа давала возможность наиболее образованным ученым излагать достижения экспериментальной и теоретической физики. Существенным отличием программ сторонников «философии новых» является попытка опоры на экспериментальные данные, а не на суждения Аристотеля. В коллегиях и школах лекции начинают сопровождаться демонстрациями, для чего создаются физические кабинеты (музеи). Большие заслуги в создании таких кабинетов принадлежат Т. Жебровскому, М. Почобуту, И. Богомольцу, С. Лускине, Г. Ленкевичу, М. Танкелю. Большой популярностью пользовались публичные демонстрации, которые приурочивались к различным съездам в Варшаве, Вильно и других городах. Об их проведении сообщали газеты.
Таким образом, вторая половина XVIII в. характеризуется процессом широкого распространения достижений опытного естествознания в учебных заведениях Беларуси. Экспериментальная физика начинает излагаться в достаточном объеме в школах и коллегиях, создаются физические кабинеты, занятия сопровождаются лекционными демонстрациями. Однако усвоение новых знаний было пассивным. До настоящего времени отсутствуют надежные сведения о самостоятельных экспериментальных исследованиях, творческом развитии новых теоретических концепций.
12
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Одним из первых известных профессоров-физиков Беларуси был И.Ю. Мицкевич (1744-1817). Он родился на Гродненщине, образование получил в Гродно и Виленском университете. Физику изучал под руководством М. Почобута. С 1775 г. и до самой смерти И.Ю. Мицкевич был руководителем физического кабинета Виленского университета. Материал лекций И. Мицкевича соответствовал основным положениям механики Ньютона. Одним из первых среди физиков он проводил опыты по электротерапии. Кроме того, изучал физико-химические свойства минеральных вод, торфа, других видов сырья, проводил метеорологические наблюдения [4].
В первые десятилетия XIX в. в университетах осуществлялся переход от латинского к польскому языку. Поэтому издания этого периода были на польском языке. В Вильно издано 10 книг по физике, кроме того, одна книга -в Несвиже и две - в Новогрудке. На русском языке в этот период на территории Беларуси книг по физике не издавали.
Много уроженцев Беларуси работало преподавателями в высших учебных заведениях России. В течение 40 лет в институте инженеров путей сообщения, в морском корпусе (Петербург) работал профессор И. Янушев-ский, читавший лекции по математической физике. В его обработке опубликован «Курс аналитической механики» М.В. Остроградского. Уроженцы Беларуси преподавали в Казанском, Московском, Киевском и других университетах России.
Многие выходцы из Беларуси работали за границей. Так, И. Домейко, известный естествоиспытатель, читал курсы лекций по физике в университете в Чили. Он написал учебник «Основания экспериментальной физики и метеорологии», изданный на испанском языке. Уроженцы Беларуси, в том числе окончившие Виленский университет, работали в университетах Польши. Среди них М.М. Павлович (1789-1830), родившийся в д. Ласташи-но Минской губернии. В Виленском университете он получил степень доктора философии, научную деятельность посвятил физике, минералогии, геологии, горному делу. Работал профессором минералогии в Варшавском университете. Опубликовал монографию, ряд других работ. В Варшавском университете было популярным имя И.К. Скродского (1784-1832), родившегося в д. Баконики Гродненской губернии. Он изучал физические науки в Виленском университете, затем в 1816-1818 гг. естественные науки в Германии, Голландии, Швейцарии и Англии. И.К. Скродский работал профессором физики и директором физического кабинета при университете. Он состоял членом ряда учебных обществ, в том числе и заграничных. Научные труды И.К. Скродского посвящены изучению явлений электричества, электромагнитных явлений, свойств ультрафиолетового света и другим вопросам.
С 1812 г. физика преподавалась в Полоцкой академии. Отдел философских и свободных наук делился на четыре класса: логики и метафизики, физики, прикладной математики, красноречия. В классе физики изучали физику
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
13
общую и частную (восемь лекций в неделю), экспериментальную, плоскую и сферическую тригонометрию, химию, минералогию и др. Физику изучали также в школах, принадлежащих Полоцкой академии [5]. По проблемам физики один раз в месяц работали научные семинары. Отчеты о работе семинара публиковались в «Месячнике Полоцком». В Полоцкой академии имелся набор физических машин и математических приспособлений, химическая лаборатория, кабинет минералогии, библиотека (свыше 30 тыс. томов).
Связь науки с практикой стимулировалась потребностями промышленного производства, транспорта, сельского хозяйства. Деятельность белорусских умельцев была направлена в основном на усовершенствование сельскохозяйственных орудий, средств мануфактурного производства. Так, механик Василий Лебедев (Витебская губерния) представил отчет Белорусскому вольному экономическому обществу, в котором описал свыше 40 различных устройств, изобретенных в 1828 г. Значительная их часть создана самим автором, за что он был награжден пятью золотыми медалями.
Белорусский дворянин К.Г. Чарновский (1791-1847), уроженец д. Ко-рытница Игуменского уезда, будучи узником Петропавловской крепости, обратился в 1829 г. с письмом к Николаю I, в котором сообщал, что еще в 1825 г. изобрел подводное судно. Подобные попытки были и за рубежом. Однако проект К.Г. Чарновского по сравнению с ними имел ряд преимуществ. Изобретатель предложил сделать металлическое судно водоизмещением 25 т с экипажем 30-35 человек, которое может погружаться и всплывать на поверхность при помощи 28 мешков, наполняемых водой. На лодке предполагалось установить перископ, вооружить ее не только ружьями, но и пушками.
Изобретение братьев статского советника Василия и полковника артиллерии Степана Лешевичей-Бородуличей (Витебская губерния) «О способе метания бомб на двойное противу обыкновенного расстояние» относится к проблеме увеличения дальнобойности орудий. Известно, что нарезные орудийные стволы появились лишь в середине XIX в. Винтовая нарезка внутренней поверхности ствола орудий приводит к устойчивости оси снаряда при полете, а также увеличивает дальнобойность орудий за счет полного сгорания пороха. Именно эту задачу и решили братья Лешевичи-Бородули-чи в 1829 г. Они обратили внимание на то, что сравнительно небольшая дальнобойность мортир (около 2 км) обусловлена прежде всего тем, что порох в зарядной камере сгорает в основном уже после того, как ее покинул снаряд. Следовательно, задача свелась к созданию специального пускового устройства, регулирующего момент вылета снаряда и обеспечивающего создание максимального давления в камере сгорания. Это оригинальное решение позволило простыми средствами решить сложную техническую задачу.
Во второй половине XIX в. модернизация техники и технологии требовала новых разработок, в основе которых лежало понимание сущности физических процессов. Будущие специалисты - инженеры, техники, технологии -
14
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
должны были иметь не только практические навыки, но и необходимую теоретическую подготовку. Это требование времени выразилось прежде всего в увеличении часов, отводимых на изучение естественнонаучных дисциплин в гимназиях и реальных училищах. Так, в Минской гимназии в 1872/73 учебном году на физику и математику приходилось 639 учебных часов из 4590, в Могилевской - 810 из 5606. Программа обучения включала новейшие достижения науки. Во многих гимназиях и училищах были хорошо оснащенные физические кабинеты. Так, физический кабинет Минской гимназии (1872) содержал 150 приборов и инструментов[6].
Физику в гимназиях и реальных училищах преподавали лица, имевшие высшее образование, закончившие в основном физико-математические факультеты Петербургского и Московского университетов, многие - со степенью кандидатов. Следует отметить их стремление к повышению своих профессиональных знаний. Об этом свидетельствуют регулярное участие представителей Виленского учебного округа в работе секций физики различных научных съездов, проходивших в России с 1867 по 1913 г. За этот период 73 человека 159 раз выезжали для участия в работе физических секций съездов русских естествоиспытателей и врачей, менделеевских съездов.
Анализ участия физиков из Беларуси в работе научных съездов дает представление о характере физических исследований, проводимых в это время. Так, В.В. Морозов, учитель из Вильно (раньше преподававший в Гродно, впоследствии - окружной инспектор Виленского учебного округа), на VIII съезде выступал по вопросу о введении метрической системы. На заседании секции агрономии Я.О. Наркевич-Иодко «демонстрировал фотографии разрезов почвы для определения характера и типичности почвы при наблюдениях температуры оной на разных глубинах» [7].
Важным направлением деятельности ученых было распространение физических знаний. Так, в Могилеве в 1890 г. была напечатана речь преподавателя Могилевского реального училища Н. Г. Кудрицкого «Электричество в современной технике». В конце XIX в. в Витебске широко обсуждался вопрос о пуске трамвая. Преподаватель мужской гимназии И. Ф. Иваницкий опубликовал в «Витебских губернских ведомостях» статью «Электричество как союзник прогресса. Электрическая железная дорога. Трамвай в г. Витебске», в которой разъяснял принципы действия аккумулятора, электрического двигателя трамвая [8].
Первым попечителем Белорусского учебного округа был известный поборник просвещения Г.И. Карташевский. Он обратил внимание на организацию начального образования и привлек к участию в расходах на него помещиков и духовенство. Для подготовки учителей организовал учительскую семинарию в Витебске. Он обращался также к министру просвещения с просьбой направить на педагогическую работу в Белорусский учебный округ часть выпускников Московского, Казанского и других университетов. По его инициативе был открыт ряд средних учебных заведений, в частности
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
15
гимназия в Гродно (1834). Карташевский добился 20 стипендий для выпускников гимназий округа в Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском университетах. Ему принадлежит идея организации высшего учебного заведения в Орше [9].
В 1847 г. были приняты новые программы в гимназиях Белорусского учебного округа. Преподавание физики велось в 6-м и 7-м классах. В начале 40-х годов при гимназиях были организованы реальные отделения с целью подготовки кадров для развивавшейся промышленности Беларуси. На этих отделениях изучались химия, технология и механика. Гимназии имели учителей по техническому черчению, которое изучалось основательно. В 1846 г. при Витебской и Могилевской, а в 1851 г. при Минской гимназиях открылись землемерные классы.
Во второй половине XIX в. белорусская средняя школа была приведена в соответствие с русской в отношении учебных планов, программ и учебной литературы. В 60-е годы XIX в. для начальных заведений Беларуси характерно разнообразие учебных программ и пособий. В эти годы учебные программы учителя составляли сами. Только на съезде директоров народных училищ в 1871 г. были разработаны и утверждены единые учебные программы. Городские училища руководствовались учебными программами Министерства просвещения 1877 г. с некоторыми изменениями. В трех старших классах 60 % учебного времени отводилось на предметы естествоведческоматематического цикла, черчение и рисование. На шестом году обучения учащиеся изучали физику. Уроки проходили три раза в неделю.
90-е годы XIX в. характеризуются бурным развитием всех отраслей народного хозяйства России. В связи с этим к началу XX в. созрела необходимость в коренном улучшении среднего образования, в реформе.
Общественное движение за новую школу в 90-е годы, затем в начале XX в. приобрело общероссийское значение. В ряде округов были проведены дискуссии по проблемам школы. В Виленском учебном округе с 25 февраля по 2 марта 1908 г. проходил съезд преподавателей математики, физики, естествознания и географии средних учебных заведений. Интерес представляет деятельность секции физики. Председателем секции был директор Минского реального училища И.И. Самойло. В докладе комиссии наставников учительских семинарий говорилось, что преподавание физики должно преследовать социальную цель: вырабатывать у будущих учителей умение разъяснить ученикам и местному населению простейшие физические явления. Съезд утвердил поклассное распределение учебного материала для средних учебных заведений. В повышении уровня знаний учителей большую роль сыграли журналы «Вестник физико-математических наук» М.М. Гусева, «Вестник опытной физики и элементарной математики», «Журнал Министерства народного просвещения», «Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем» и др.
16
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Первым высшим учебным заведением на территории Беларуси была Гродненская врачебная академия (1776-1788). В 1812 г. Полоцкая иезуитская коллегия была переименована в Академию иезуитского ордена. Она существовала восемь лет. В 1848-1863 гг. действовал Горы-Горецкий земледельческий институт, который готовил готовил агрономов с теоретическими и практическими познаниями в сельском хозяйстве. Курс физически читал К.Д. Шмидт. Первую часть физики он читал с применением к метеорологии и климатологии. При институте имелась метеорологическая обсерватория, которой заведовал К.Д. Шмидт. В институте работали агрономический, зоологический, минералогический, физический, геодезический, химический, ботанический кабинеты, химическая лаборатория, музей сельскохозяйственных предметов. В физическом кабинете 1853 г. было 149, а в 1855 г. -307 предметов [10]. После перевода Горы-Горецкого земледельческого института в Петербурге Беларусь оказалась без высшего учебного заведения.
В начале XX в. были открыты учительские институты в Витебске (21 ноября 1910 г), Могилеве (1 июня 1913 г), которые готовили учителей для высших начальных училищ. В Минске учительский институт открылся 1 июня 1914 г. Он готовил учителей для городских и высших начальных училищ и гимназий. Институты находились в ведении попечителя Виленского учебного округа.
Среди естествоиспытателей Беларуси наиболее известен Сигизмунд Врублевский. Он родился 28 октября 1845 г. в Гродно. Среднее образование получил в гимназии в Гродно, которую закончил в 1862 г. с золотой медалью. Осенью этого же года начал учебу в Киевском университете на естественноматематическом факультете, но в 1863 г. был арестован и почти 16 месяцев провел в заключении в Гродно и Вильно за участие в конспиративной политической акции против властей. С конца 1864 г. находился в ссылке в Томске, затем в Цивильске. В связи с общей амнистией в 1869 г. приезжает в Варшаву, затем едет в Берлин. В 1870/71 учебном году С. Врублевский учится в университете в Гейдельберге, где встречается с профессором Гельмгольцем. В 1873 г. пишет докторскую диссертацию на тему «Поиски в связи с возбуждением электричества механическими средствами». Благодаря своим научным исследованиям С. Врублевский занимает видное место в научном мире. Он был одним из первых ученых, кто исследовал температурную зависимость электрического сопротивления металлов. Кроме того, сконструировал усовершенствованный прибор для конденсирования воздуха. 16 апреля 1888 г. С. Врублевский трагически погиб от ожогов при проведении опытов. О значении его научных достижений свидетельствует факт избрания членом Академии наук в Кракове и Вене.
Одним из типичных представителей ученых, работавших на территории Беларуси во второй половине XIX в., является К.А. Чехович. Окончив в 1857 г. со степенью кандидата отделение физико-математических наук Ка-
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
17
занского университета, он более 25 лет проработал в Виленском учебном округе преподавателем физики, механики, математики и черчения. Успешно сочетал педагогическую и научную работу. В Белостокском реальном училище при его непосредственном участии были организованы кабинет физики, по оснащению не уступавший образцовым кабинетам гимназий России, метеорологическая площадка, на которой в течение почти 18 лет велись регулярные наблюдения за погодой.
Известны более 20 научных работ Чеховича. Особый интерес представляют полученные К.А. Чеховичем результаты по изучению лихтенберговых фигур и электрических отпечатков. В 1777 г., немецкий физик Лихтенберг обнаружил, что след от касания электрической искрой поверхности стекла можно сделать видимым, направив на наэлектризованное место водяной пар. Чехович К.А. рассмотрел зависимость лихтенберговых фигур и электрических отпечатков от полярности и количества электричества, величины атмосферного давления, природы и состояния поверхности диэлектрика. Им изучено более 30 веществ для визуализации фигур.
Работы К.А. Чеховича по спектроскопии посвящены изучению молекулярных спектров химических элементов, а также методологическим проблемам спектроскопии. В «Заметках о спектральном анализе газов» К.А. Чехович поставил своей целью получить спектры одного и того же газа при употреблении различных источников. Для проведения опыта он создал специальный коммутатор, позволяющий не только изменять направление тока, но и переходить от одного спектра к другому.
Видным физиком XIX - начала XX в. был Александр Иванович Садовский. Родился 24 ноября 1859 г. в Витебске. Первоначальное обучение получил дома. В 1881 г. окончил Петербургский университет со степенью кандидата физико-математических наук. Был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию.
Садовский А.И. исследовал влияние магнитного поля на сопротивление висмута. В 1883-1884 гг. он опубликовал результаты исследования о зависимости сопротивления висмута в магнитном поле для переменного тока. В 1887 г. был командирован Физическим обществом при Петербургском университете в Красноярск для наблюдений солнечной короны во время полного солнечного затмения 7 августа 1887 г.
Создатель электромагнитной теории света Максвелл теоретически доказал необходимость существования нового свойства света, проявляющегося в виде механических сил, действующих в среде, в которой распространяется свет. Садовский, работавший в Юрьеве, поставил новую задачу: доказать существование еще более тонкого эффекта - вращательного действия поляризованной световой волны на пластинку, через которую она проходит. Он вывел формулы для момента вращения, возникающего в случае падения линейно-поляризованного света на кристаллическую пластинку, для момен-
18
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
та вращения, вызываемого эллиптическим поляризованным светом [11]. Эти результаты содействовали укреплению точки зрения, рассматривающей электромагнитное поле как особую форму материи.
Однако труд А.И. Садовского не сразу встретил признание современников. Лишь в 1909 г. к этому вопросу обратился Дж. Пойтинг, а в 1913 г. К.Н. Шапошников рассмотрел ту же проблему с точки зрения электронной теории. В 30-х годах академик С.И. Вавилов указал способ, с помощью которого можно было экспериментально обнаружить эффект А.И. Садовского. Непонимание оригинальных работ А.И. Садовского, по-видимому, помешало дальнейшей деятельности ученого в области теоретической электрофизики. Он умер в 1923 г. в Праге.
Значительный вклад в развитие науки внес Яков Оттонович Наркевич-Иодко. Он являлся членом-сотрудником Императорского института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, членом-корреспондентом Главной физической обсерватории, Петербургской Академии наук, членом ряда научных российских обществ, членом-корреспондентом парижских медицинского, физического, астрономического, магнетического обществ и общества электротерапии, членом Итальянского медико-психологического общества.
Наркевич-Иодко родился в 1847 г. в семье помещика в имении Оттоново Игуменского уезда Минской губернии. Окончил Минскую гимназию, учился в Вене, Париже, Флоренции. Получил хорошую подготовку по физике, биологии и медицине, с 1872 г. проводит научные эксперименты в оборудованной в имении Над-Неман лаборатории. Его исследования развивались по таким направлениям, как метрология, влияние электричества на рост растений, электротерапия, регистрация электрических сигналов на расстоянии.
Опыты по электрографии проводились в специально-оборудованной лаборатории, где, по-видимому, использовалась электростатическая машина. Им было получено более 1500 снимков. Результаты исследований были представлены в 1892 г. комиссии специалистов Петербургского института экспериментальной медицины и участникам конференции по электрографии и электрофизиологии в Петербургском университете. В 1893 г. эти результаты стали известны в Берлине, Вене, Париже, Флоренции, где Нарке-вич-Иодко прочитал лекции и продемонстрировал ряд снимков.
Наркевич-Иодко пользовался заслуженным авторитетом среди крупнейших ученых. В 1896 г. в Париже издана его биография с описанием наиболее интересных опытов. В 1891 г. за заслуги в области метеорологии ученый награжден серебряной медалью Русского географического общества, в 1890 г. - орденом Святой Анны II степени. На международном конгрессе во Франции в 1900 г. ему присуждено звание профессора электрографии и магнетизма. Умер он в 1905 г., похоронен в имении Над-Неман.
Список литературы:
1. Corpus institutorium Societatic Iesu. V 1. - Antvevpial, 1702.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
19
2. Плечкайтис Р. Философия в учебных заведениях Литвы в XVI -XVIII вв.: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Вильнюс, 1968.
3. Siemienovicz K. Wielkiej Sztuki Artylerii czl. Scpierwsza. - Warszawa, 1963.
4. Bielinski J. Stan nauk mathematyczno-fizycznych z casow wszechaicy wilenskiej. - Warszawa, 1980.
5. Сапунов А.П. Университет в Полоцке (историческая справка). - Витебск, 1908.
6. Циркуляр по Виленскому учебному округу. - 1872. - № 4.
7. Дневник VIII съезда русских естествоиспытателей и врачей. - СПб., 1890.
8. Витебские губернские ведомости. - 1896. - № 92-92.
9. Беспамятных Н.Д. Математическое образование в Белоруссии. - Мн., 1975.
10. Записки Горы-Горецкого земледельческого института. - СПб., 1856.
11. Садовский А.И. Панденматорные действия электромагнитных и световых волн на кристаллах // Ученые записки Юрьевского университета. -1899.