Влияние Рефомации на сферу образования в Великом Княжестве Литовском с середины XVI в. до середины XVII в.
Сергей ТОЛОКОННИКОВ, Москва, Россия
«Богословские размышления» / Спецвыпуск «РЕФОРМАЦИЯ 500», 2015, с. 26-36. © С. Толоконников, 2015
Сергей Толоконников родился в 1967 году в Москве. Христианин с 1989 года. Магистр богословия. Магистерскую диссертацию защитил по теме "Влияние Реформации на общественную жизнь Великого Княжества Литовского с середины XVI века и до середины XVII ВЕКА." Капелан Евро-Азиатской Богословской Семинарии (Москва). Руководитель программы "Миссия в профессии". Пастор церкви "Дом Отца" (Москва).
Реформация стала судьбоносным явлением в жизни большинства европейских стран, определившим направление их дальнейшего развития и развития всей европейской цивилизации на несколько столетий. Достаточно распространенным является мнение, что реформация не затронула русских земель. Обращение к истории Великого княжества Литовского позволяет убедиться в несостоятельности этого расхожего мнения. Более того, реформационные процессы в ВКЛ были не только очень интенсивными во второй половине XVI в., но и обладали целым рядом совершенно редких особенностей. Уникальное для того времени поликонфессиональное взаимодействие православных, католиков и протестантов в условиях одного государства принесло определенное обогащение и развитие конфессионального богословия и методов трансляции богословских взглядов. Характерной чертой реформации в русско-литовских землях является заметное влияние гуманистических идей. Конфессиональное противостояние в ВКЛ отличалось редким для того времени мирным характером, что определило бурное развитие полемической литературы и заставило искать социально ориентированные способы распространения конфессиональных воззрений.
Реформационные процессы оказали существенное влияние на разные сферы общественной жизни русско-литовского государства. В данной статье анализируется влияние Реформации на сферу образования Великого княжества Литовского. В эпоху Реформации связь религии со сферой образования была очень
велика. Религиозность во многом была мировоззренческим фундаментом, определявшим вектор развития того или иного народа. Поэтому представляется целесообразным рассматривать процессы в данной сфере в рамках той или иной конфессиональности.
Организация школьного обучения у протестантов Великого княжества Литовского
На территории ВКЛ до 1553 года нельзя найти следов протестантских школ в силу того, что сами протестанты не имели достаточного распространения. Исключением может считаться школа, организованная в 1539 году Авраамом Кульвой (ок. 1509—1545) в Вильно. Но эту школу нельзя считать полноценной протестантской школой, поскольку Кульва преподавал лютеранские доктрины в стенах католической школы, и после жалобы виленского епископа из-за опасности преследования он прекратил свое преподавание и покинул ВКЛ.
С 1553 года, благодаря Николаю Радзивиллу Черному, школы получили в Великом княжестве Литовском широчайшее распространение. По словам В. И. Плисса, школьное обучение Радзивилл рассматривал в качестве главного инструмента для воспитания юношества в идеях протестантизма[1]. Для этих целей открывались начальные школы, называвшиеся «элементарными». Лукашевич[2] выделяет две функции этих элементарных школ: религиозную и образовательную. Образовательная функция сводилась к обучению чтению и письму на родном языке и счету, а религиозная заключалась в изучении основ латинского языка, катехизиса и церковного пения.
Учителями в таких школах у кальвинистов были пасторы, проповедники и люди, занимавшие духовные должности. В качестве таких учителей были многие значимые представители кальвинистского движения. В школе в Вильно учителем был Мартин Чехович, в Несвиже — Лаврентий Крышковский, в Бресте — Симон Зак, в Клецке — Симон Будный[3].
Лукашевич отмечает, что у кальвинистов и чешских братьев начальные школы были организованы практически при каждом зборе[4]. Котлярчук считает, что на территории ВКЛ в конце XVI века количество «евангельских» зборов было около 260[5]. Предположив, что «евангельскими» он, вероятнее всего, называет зборы кальвинистов, которые сами себя так именовали, можно согласиться с оценкой Плисса. Плисс считает, что общее число протестантских зборов в ВКЛ в конце XVI века было 320[6]. Около 60 зборов
[1] Плисс В. И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве и Западной Руси // Христианское чтение. - № 2. - СПб., 1914. - С. 216.
[2] Lukaszewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem od najdawniejszych czasow az do roku 1794. T. I. — Poznan, 1843. - S. 66-67.
[3] Плисс В. И. Исторический очерк про-
никновения и распространения реформа-
ции в Литве... — С. 216.
[4] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem. S. 370.
[5] Катлярчук А. Русюя пратэстанты Велшага Княства Лггоускага i ix стауленьне да прваслауя, 1569-1767 гг. // ARCHE. - 2012. — 1-2 (112-113), студзень-люты. — С. 77.
[6] Плисс В. И. Исторический очерк проникновения и распространения реформации в Литве... — С. 229.
приходится на три остальных исповедания: лютеран, чешских братьев и со-циниан, что представляется правдоподобным и вполне соответствует количественным соотношениям вероисповеданий. Таким образом, в конце XVI столетия в ВКЛ насчитывалось приблизительно 300 протестантских элементарных школ.
С начала XVII века и до его середины количество протестантских зборов уменьшалось, а вместе с ними уменьшалось и количество протестантских элементарных школ.
Высшие школы представляли из себя более фундаментальные учебные заведения, устроенные по подобию гимназий, и их было значительно меньше. Первые кальвинистские высшие школы были основаны в Бресте, Несвиже, Кейданах, Вильне, Шидлове, Биржах, Семятичах[7]. Плисс перечисляет высшие кальвинистские школы в Ивье, Дубецке, Ланцуте, Туробине, Крылове, Красноброде, Пановцах и Слуцке[8]. Из перечисленных высших кальвинистских школ в ВКЛ только три отличались наибольшей продолжительностью деятельности: виленская, кейданская и слуцкая. Остальные закрывались спустя несколько лет после открытия. Слуцкая высшая кальвинистская школа просуществовала до 1917 года.
В 1551 году в польском городе Пинчеве была организована высшая школа. Несмотря на то, что территория Польши, на которой находилась данная школа, не рассматривается в данном исследовании, упоминание пинчевской школы имеет непосредственное отношение к исследуемому вопросу. Лукаше-вич[9] и Плисс называют пинчевскую школу образцом для высших протестантских школ Польши и ВКЛ в XVI и XVII веках.
Школьное устройство Плисс[10] описывает так. Школа состояла из четырех классов. В низшем, четвертом, обучали чтению, письму и катехизису. В третьем начиналось изучение латинской грамматики. Во втором изучали синтаксис и переводили более сложные тексты, в том числе катехизис Кальвина на латинском. В высшем классе изучали диалектику и риторику, переводя Гомера, Вир-гилия и Иустина. Изучался греческий язык, который был необходим для чтения Нового Завета на оригинальном языке. Делались переводы Ксенофонта, Лукиана и Демосфена. Овладению риторикой уделялось особое внимание, так как главным умением во всей школьной программе было «умение произносить проповедь»[11], что свидетельствует о религиозном характере обучения.
Недельное расписание высшей школы тоже демонстрирует религиозную направленность обучения в высших протестантских школах того времени[12]. Для учащихся всех классов каждый день недели начинался с утренней проповеди в зборе, после чего они расходились по классам. Исключение состав-
[7] Плисс В. И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве... — С. 217.
[81 Там же. — С. 217.
[9] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i
w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem... S. 71-72.
[10] Плисс В. И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве... — С. 217-218.
[11i Там же. — С. 199-234.
[12] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem. — S. 72.
ляло воскресенье. В этот день утреннее служение и проповедь предварялись в высшем классе изучением лекций по теологии, а в остальных классах читали послания Апостола Павла.
Из приведенных Плиссом и Лукашевичем данных хорошо видна яркая религиозная направленность высших протестантских школ в ВКЛ. Лукашевич отмечает, что в XVI веке протестантские высшие школы давали лучшее обучение, нежели католические, несмотря на то, что у католических школ книги для обучения были лучше[13]. Вероятно, такой эффект достигался за счет нравственного воспитания, которое осуществлялось среди учеников. В учениках воспитывали послушание и скромность. Ученикам даже деньги иметь при себе не разрешалось. Ругательства, распущенность, драки и пьянство были строго запрещены в школах и сурово наказывались[14]. В католических школах во второй половине XVI века борьбу с подобными пороками вели без особого рвения.
На территории Великого княжества Литовского в рассматриваемый период функционировала и социнианская высшая школа. Первоначально высшая социнианская школа была открыта в 1555 году на территории Польского королевства, на границе с Великим княжеством Литовским, в Любартове. После завершения в 1597 году деятельности любартовской школы, социниане в 1602 году организовали высшую школу в Ракове. Раковская высшая школа претендовала на статус академии. В ней одновременно могло обучаться до тысячи человек[15]. Сами социниане эту школу называли «польскими Афинами»[16]. В 1638 году она была закрыта постановлением варшавского сейма. Преподаватели, книги и движимое имущество раковской высшей школы были перевезены в ВКЛ, в местечко Киселин. Однако уже в июле 1640 года против семьи Чапличей-Шпановских, оказывавших протекцию социнианской школе, устроили судебное разбирательство. Их обвиняли в распространении «ариан-ства»[17] и организации социнианских учебных заведений[18].
Таким образом, влияние Реформации на сферу образования Великого княжества Литовского во второй половине XVI и первой половине XVII веков выразилось в возникновении большой сети протестантских начальных школ. К концу XVI века насчитывалось около 300 начальных протестантских школ. В первой половине XVII века их численность постепенно снижалась. Также в рассматриваемый период в ВКЛ функционировало 16 протестантских высших школ: одна социнианская и 15 кальвинистских.
[13] Ьика$х,етсх, I. БМогуа w Коготе 1 w "МюШет Ksi^stwie Litewskiem... — 8. 71.
[14] Ьика$х,етсх, I. БМогуа szk61 w Коготе ! w "^юШет Ksi^stwie Litewskiem... — 8. 73.
[15] Любащенко В. И. Роль реформации и ранних протестантских церквей в культур-
ном процессе в Белоруссии и на Украине середины XVI — начала XVII вв. (просвещение,
общественная мысль, наука) // Материалы
международной конференции «Церковь и
культура народов Великого княжества Литовского и Беларуси XIII — нач. XX» Кн. 4 ч. 2.
- Гродно, 1992. - С. 435-441.
[16] Ьика$х,ешсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ ! w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... 8. 358.
[17] Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. VI. - Киев, 1883. - № 307. - С. 758-761.
[18] АЮЗР. Ч. 1. Т. VI. - Киев, 1883. - № 308.
- С. 761-763.
Восстановление школьного обучения у православных Великого княжества Литовского
Православные школы начинают распространяться в русско-литовском княжестве в последней четверти XVI столетия. После значительной потери людей, перешедших сначала в протестантские направления, а затем и в католичество, усилиями православных магнатов, шляхты и горожан были предприняты меры противодействия такому оттоку. Одной из таких мер была организация собственных школ.
В первой половине XVI века православные начальные школы в ВКЛ были в упадке. Лукашевич не приводит никаких данных о православных начальных школах в ВКЛ в первой половине XVI века. По его мнению, упадок школьного обучения у русских произошел из-за «набегов татар»[19]. После этого школьная система до последней четверти XVI столетия не восстанавливалась. Сам факт, что один из митрополитов Западно-Русской Церкви в XVI веке «едва мог читать»[20], довольно явно свидетельствует о том, что грамотность среди русского населения в ВКЛ в середине XVI века не была широко распространена. Макарий (Булгаков) до последней четверти XVI века тоже не находит в епархиях Западно-Русской церкви «никаких следов»[21] даже начальных школ. Правда, он приводит свидетельство протестантского пастора из Ков-ны Павла Одерборна:
«Русские всегда имеют при церквах школы; здесь тридцатилетний юноша обучает детей первым начаткам грамоты; алхвавит их весьма похож на древний греческий. Катехизиса не преподают никакого, а предлагают детям только молитвы к св. Деве и св. Николаю, написанные в книгах; впрочем, изучают апостольский Символ, несколько измененный. Затем следуют псалмы Давида, которые они употребляют и днем и ночью»[22].
Можно предположить, что Одерборн описывает положение дел в столице, в Вильно. Но фраза «русские всегда имеют при церквах школы» скорее свидетельствует не о разовом наблю-дении, а о более или менее массовом явлении. Поскольку это свидетельство датировано 1581 годом, то, вероятнее всего, Одерборн описывает самое начало процесса восстановления начальных школ у православных.
Изданная Иваном Федоровым (ок. 1520—1583) в 1574 году во Львове Азбука также свидетельствует о процессе восстановления школьного обучения среди русской части населения ВКЛ в последней четверти XVI столетия[23]. Это было первое специализированное пособие для обучения чтению по-русски. До этого обучение осуществлялось по тексту Псалтири. В пользу высокой
[19] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i [22] Макарий (Булгаков). История Русской w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem... — S. 11. церкви. Т. 9. — М., 1994-1996. — С. 1923.
[20] Макарий (Булгаков). История Русской [23] Ботвинник М. Б. Азбука Ивана Федо-церкви. Т. 9. — М., 1994-1996. — С. 1894. рова и ее традиции // Иван Федоров и вос-
[21] Макарий (Булгаков). История Русской точнославянское книгопечатание. — Минск,
церкви. Т. 9. — М., 1994-1996. — С. 1923. 1984. — С. 108-129.
интенсивности восстановительного процесса школьного обучения говорят два факта. Во-первых, тираж львовского издания азбуки Федорова был по меркам того времени максимальным - 2000 экземпляров. А во-вторых, через 4 года, в 1578 году Федоров переиздал свою азбуку в Остроге с минимальными изменениями, что свидетельствует о высокой востребованности этой книги у русского населения в этот период.
Кроме начальных школ, было организовано и несколько высших школ. Точных данных о количестве высших школ у православных Великого Княжества Литовского с последней четверти XVI века и до середины XVII века нет. Но некоторые данные есть у Лукашевича и Макария (Булгакова).
Высшая школа была организована в Слуцке. В какое время - точно не известно. В 1580 году в Остроге князем Константином Острожским тоже была организована высшая школа[24], хотя Лукашевич называет 1595 год[25]. Датой основания школы во Львове, заложенной митрополитом Арсением, Макарий (Булгаков) считает 1586 год[26], а Лукашевич называет 1585 год[27]. Лукашевич утверждает, что высшая школа в Киеве была организована киевским братством в 1628 году[28]. Однако документы Архива Юго-Западной России позволяют утверждать более раннюю датировку. Уже в январе 1626 года члены киевского братства обращались с письмом к царю Михаилу Федоровичу Романову с просьбой о «милостыне для содержания братской школы»[29].
Еще одна высшая школа была в Луцке. В 1621 году луцкий мещанин Самуил Васильевич Солтан завещал все свое имущество в пользу православного братства при церкви Воздвижения Честного Креста в Луцке и на содержание при нем богадельни и школы. Об этом сделана запись, сохранившаяся в Архиве Юго-Западной России[30].
В высших школах обучали не только русскому языку и славянскому, но латинскому и греческому[31]. В острожской высшей школе по приглашению князя Острожского преподавал Константин Лукарис, впоследствии ставший патриархом Константинопольским[32]. По предположению Лукашевича, в каждой высшей православной школе могло одновременно обучаться около 600 студентов[33].
В 1632 году киевская высшая школа была переведена митрополитом Петром Могилой в статус академии. Киево-Могилянская академия находилась под управлением монахов и имела большое сходство с иезуитскими коллегиями. В ней много внимания уделялось риторике и умению дискутировать.
[24] Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Т. 9. - М., 1994-1996. - С. 1923.
[25] Ьика$х,ешсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ ! w Wie1kiem Ksi^stwie Litewskiem... - 8. 350.
[26] Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Т. 9. - М., 1994-1996. - С. 1923.
[27] Ьика$х,ешсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ ! w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... 8. 350.
[28] Ьика$х,ешсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ !
w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... 8. 351.
[29 АЮЗР. Ч. 1. Т. VI. - Киев, 1883. - № 229.
- С. 573-574.
[3°1 АЮЗР. Ч. 1. Т VI. - Киев, 1883. - № 201.
- С. 504-510.
[31] Ьика$х,етсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ ! w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... - 8. 351.
[32] Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Т. 9. - М., 1994-1996. - С. 1922-1923.
[33] Ьика$х,ешсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ ! w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... - 8. 453.
Кроме этого в киевской академии преподавали синтаксис и грамматику греческого, философию и теологию[34].
В последней четверти XVI и первой половине XVII веков наблюдается интенсивный процесс восстановления школьного обучения среди православного населения в ВКЛ. Стимулом и катализатором для этого восстановительного процесса послужила Реформация.
Организация школьного обучения у греко-католиков в Великом княжестве Литовском
Появление в конце XVI века на территории ВКЛ греко-католиков ставит вопрос и об организации образования, осуществлявшегося силами этой конфессии. В рамках данной работы не удается дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Учитывая тот факт, что в Западно-Русской Церкви в конце XVI века происходил интенсивный процесс восстановления школьного обучения, можно предположить, что у греко-католиков было сходное положение дел. Вероятнее всего, начальные школы у греко-католиков были организованы, так же как и у православных, и число начальных школ приблизительно равнялось численности приходов. На-до отметить, что численность греко-католических приходов в первой половине XVII века увеличивалась, соответственно можно предположить и увеличение начальных школ. Поскольку греко-католики были выходцами из православной среды, то вероятнее всего, что организация ими многих процессов, в том числе и учебного, была идентична тому, как это было у православных. Чистович, правда, замечает, что школы у базилиан были организованы так же, как иезуитские[35]. Бази-лиане являлись монашеским орденом у греко-католиков и могли заимствовать подходы иезуитов. Но, во-первых, Чистович ничем не подтверждает свое утверждение, а во-вторых, базилиане являлись лишь небольшой частью греко-католиков. Потому остальные школы у грекокатоликов могли быть организованы иначе.
Точно можно говорить об организации по крайней мере одной высшей греко-католической школы во Владимире-Волынском. В Архиве Юго-Западной России сохранилась фундушная запись (пожертвование) от имени Ипатия Поцея на «основание школы» при соборной церкви Успения Богородицы. Запись датирована 19 апреля 1609 года[36]. Еще один документ свидетельствует о том, что эта школа просуществовала несколько десятилетий. В этом документе фиксируется займ на поддержание этой школы и «содержание учителя» этой школы[37]. Согласно этому документу, учитель должен был получать ежегодное жалование в размере 48 польских золотых. Документ датирован 26 марта 1631 года.
[34] Lukaszewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksijstwie Litewskiem... — S. 351-352.
[35] Чистович И. А. Очерки истории Запад-
норусской церкви. Ч. 1. — СПб., 1882. — С. 106.
[36] АЮЗР. Ч. 1. Т. VI. — Киев, 1883. — № 152.
— С. 388-391.
[37] АЮЗР. Ч. 1. Т. VI. — Киев, 1883. — № 256.
— С. 634-637.
Реорганизация школьного обучения у католиков Великого княжества Литовского
Точных данных по начальным школам у католиков в первой половине XVI века в ВКЛ нет. Лукашевич утверждает, что начальные школы у католиков были почти при каждом костеле[38]. Однако он же замечает, что общее число начальных школ в первой половине XVI века в ВКЛ значительно меньше, чем в Польше. Это связано как с меньшей численностью самих костелов, так и с более частым исключением из правила «начальная школа при каждом косте-ле»[39]. В первой половине XVI века на территории ВКЛ насчитывалось около 700 католических костелов и, соответственно, число начальных католических школ в это время исчислялось несколькими сотнями.
Обучение в начальных школах у католиков было схожим со всеми остальными начальными школами. Ученикам давались самые первые основы: умение читать и писать по-польски, начальный счет и первоосновы латинского языка. Как и у прочих начальных школ в это время, у начальных католических школ религиозная составляющая была определяющей. Потому обязательным было изучение катехизиса, церковного пения и молитв[40].
Во второй половине XVI века количество костелов в русско-литовском государстве сильно уменьшилось. Процесс резкого сокращения числа костелов был связан с массовым оттоком из католичества в различные протестантские конфессии, прежде всего в кальвинизм. В связи с уменьшением количества костелов, сильно уменьшилась и численность начальных школ у католиков в этот период. Можно говорить если не о полном разрушении начальных католических школ в ВКЛ в третьей четверти XVI века, то, по крайней мере, о сильном упадке.
Постепенное восстановление численности начальных католических школ начинает происходить вместе с увеличением численности костелов в ВКЛ в последней четверти XVI века и в первой половине XVII века.
Образовательная деятельность иезуитов в Великом княжестве Литовском
Деятельность иезуитов во второй половине XVI века в ВКЛ была сконцентрирована прежде всего на образовании. Коллегии, открываемые иезуитами, были школами, которые чаще всего становились школами высшими, поскольку иезуиты были нацелены на охват в первую очередь дворянской молодежи.
Иезуиты были своего рода передовым отрядом контрреформации. Их ориентация на работу с обучением молодежи позволяла им из следующего поколения формировать приверженцев католичества. Потому в обучении особое
[38] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksiçstwie Litewskiem... — S. 66-67.
[39] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i
w Wielkiem Ksiçstwie Litewskiem. — S. 83.
[40] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksiçstwie Litewskiem. — S. 321.
[41] Lukasiewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksiçstwie Litewskiem. — S. 122.
внимание уделялось умению вести диспут. Стратегия иезуитов по распространению коллегий заключалась в том, чтобы организовывать коллегии именно в тех местах, где наблюдалась наибольшая активность протестантов. В самом конце XVI века их стратегия претерпела корректировку, и они старались насаждать свои учебные заведения не только в местах протестантской активности, но и в местах православного преобладания.
Первую коллегию на территории ВКЛ иезуиты организовали в Вильно в 1569 году. Они прибыли туда по приглашению виленского епископа Валериана Протасевича (ок. 1505 - ок. 1580). В 1571 году при поддержке Анны Ост-рожской была заложена коллегия в Ярославле[41]. В Полоцке коллегию заложили в 1579 году[42]. В Несвиже - в 1585 году, хотя Чистович датой организации коллегии в Несвиже считает 1582 год[43]. В других городах коллегии были открыты соответственно: в Киеве - в 1608 г., в Орше - в 1609 г., в Бресте - в 1617 г., в Гродно - в 1623 г., в Новогродке - в 1631 г., в Бобруйске - в 1631 г., в Пинске - в 1632 г., в Витебске - в 1641 г.[44].
По утверждению Блиновой, при разработке своей школьной системы Игнатий Лойола за образец взял Парижский университет[45], гуманитарная направленность которого послужила основанием и образцом в преподавании риторики. Высокий уровень преподавания теологии был заимствован от испанских университетов. Конечно же, было поставлено изучение латинского языка, на котором каждому студенту иезуитской коллегии нужно было научиться мыслить и выработать свой персональный стиль устной и письменной речи[46]. Коллегия состояла из пяти классов: двух высших и трех низших. Первый, второй и третий классы назывались соответственно низшей, средней и высшей грамматикой. Низшие классы были посвящены подробному изучению латыни для дальнейшего усвоения красноречия. Освоение красноречия происходило в последних двух классах.
Иезуитами были разработаны некоторые особые способы преподавания, которые помогали ученикам успешно усваивать материал. Например, превращение двух частей поделенного учителем пополам класса в два отряда, соревнующихся в сдаче пройденного материала. Такая соревновательность должна была повысить внимательность и стимулировать вовлеченность мальчиков и юношей в учебный процесс[47]. Обычное ежедневное расписание состояло из двух уроков до обеда и двух уроков после обеда.
Привлекательность хорошо организованных коллегий повышалась еще и за счет бесплатного обучения мальчиков из бедных семей. Умело организованный сбор пожертвований со шляхты и магнатов позволял осуществлять такое обучение[48]. Образовательная деятельность иезуитов была очень успеш-
[42] Ьика$х,етсх, I. БМогуа szk61 w Кого^ !
w Wle1kiem Ksi^stwie Litewskiem... - 8. 122.
[43] Чистович И. А. Очерки истории Западнорусской церкви. Ч. 1. - СПб., 1882. -С. 100.
[44] Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси (Их
роль в организации образования и просвещения). - Гродно, 2002. - С. 377-378. [451 Там же. - С. 29. [461 Там же. - С. 27-29. [471 Там же. - С. 31. [481 Там же. - С. 34.
ной и приносила важные результаты. В открываемые иезуитами коллегии своих детей на обучение отдавали не только католики, но и протестанты и православные. Приходившие на обучение молодые люди, независимо от имевшихся ранее воззрений, зачастую выходили из стен коллегий убежденными приверженцами католичества.
В 1578 году, по указу Стефана Батория, иезуитская коллегия в Вильно была преобразована в Виленскую академию. На протяжении нескольких столетий до второй половины XVI века молодежь Великого княжества Литовского обучалась в заграничных университетах Кракова, Праги, Падуи, Болони, Виттен-берга, Лейпцига, Кёнигсберга и Базеля[49]. Поскольку Виленская академия была первой и долго оставалась единственной академией, которая осуществляла свою учебную деятельность на территории ВКЛ в XVI веке, то ее популярность быстро росла. Уже в 1586 году в ее стенах насчитывалось более 700 учеников[50]. Устройство Виленской академии было семиклассным. В низшем классе давались самые азы, и назывался он Infima — то есть низший. Следующие соответственно: грамматика, синтаксис, поэзия, риторика, философия, теология. Обычно преподавание в коллегиях иезуитских велось на латыни, но иезуиты ВКЛ добились того, чтобы им было разрешено вести образовательную деятельность на родном языке[51]. Однако обучение в академии велось на латыни[52].
Открываемые иезуитами коллегии стали основным инструментом реорганизации католического образования на территории ВКЛ во второй половине XVI и первой половине XVII веков. Эта реорганизация была обусловлена конфессиональными процессами, связанными с Реформацией.
Подводя итоги, можно констатировать значительное прямое и косвенное влияние Реформации на сферу образования в Великом княжестве Литовском с середины XVI века до середины XVII века. Это влияние отразилось напрямую в становлении школьного обучения у протестантов. К косвенному влиянию Реформации можно отнести реорганизацию школьного обучения у католиков, восстановление обучения у православных и организацию его у греко-католиков.
Вторая половина XVI века прошла под доминированием протестантских школ, количество которых было значительно большим. Но с конца XVI века и до середины XVII века количество протестантских школ начало уменьшаться, а количество православных и католических школ увеличивалось.
В первой половине XVI века на территории ВКЛ не было других высших школ, кроме двух высших католических, находящихся в Бродах и Львове. Во второй половине XVI века и первой половине XVII века было организовано 15 высших школ протестантских, 12 иезуитских, 4 православных и 1 греко-
[49] Макарий (Булгаков). История Русской церкви. - Т. 9. - М., 1994-1996. - С. 19221923.
[50] Чистович И. А. Очерки истории Запад-
норусской церкви. Ч. 1. - СПб., 1882. - С. 98.
[51] Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси. С. 30.
[52] Чистович И. А. Очерки истории Западнорусской церкви. Ч. 1. - СПб., 1882. -С. 98.
католическая. Высших школ, по сравнению с первой половиной XVI века, стало больше на порядок: 2 - до середины XVI века и 32 со второй половины XVI до середины XVII века.
Качественные изменения в сфере образования отразились и в организации двух академий: католической Виленской и православной Киево-Могилянс-кой. До этого времени академий в Великом княжестве Литовском не существовало.
Библиография
Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. VI. -Киев, 1883. - № 152; 201; 229; 256; 307; 308.
Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси (Их роль в организации образования и просвещения). - Гродно, 2002.
Ботвинник М. Б. Азбука Ивана Федорова и ее традиции // Иван Федоров и восточнославянское книгопечатание. -Минск, 1984.
Любащенко В. И. Роль реформации и ранних протестантских церквей в культурном процессе в Белоруссии и на Украине середины XVI - начала XVII вв. (просвещение, общественная мысль, наука) // Материалы международной конференции «Церковь и культура народов Великого княжества Литовского и Беларуси XIII - нач. XX». Кн. 4 ч. 2. - Гродно, 1992.
Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Т. 9. - М., 1994-1996.
Плисс В. И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве и Западной Руси // Христианское чтение. - № 2. - СПб., 1914.
Чистович И. А. Очерки истории Западнорусской церкви, Ч. 1. — СПб., 1882.
Катлярчук А. Русшя пратэстанты Велшага Княства Лггоускага i ix стауленьне да прваслауя, 1569-1767гг. // ARCHE. -2012. - 1-2 (112-113), студзень-люты.
Lukaszewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksi^stwie Litewskiem od na-jdawniejszych czasow az do roku 1794. T. I. - Poznan, 1843.