Научная статья на тему 'Физика для младших школьников (программа элективного курса для младших школьников)'

Физика для младших школьников (программа элективного курса для младших школьников) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1673
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / УЧАЩИЕСЯ / ИНТЕРЕС / ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седина Е. С.

В статье предложен элективный курс по физике «Физика для младших школьников». Данный курс направлен на изучение физики учащимися 4-х классов в рамках группы продленного дня или внеурочной деятельности. Многообразие кроссвордов, загадок, экспериментов и нестандартных задач делают курс интересным и занимательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физика для младших школьников (программа элективного курса для младших школьников)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА

Е. С. Седина

ФИЗИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

В статье предложен элективный курс по физике «Физика для младших школьников». Данный курс направлен на изучение физики учащимися 4-х классов в рамках группы продленного дня или внеурочной деятельности. Многообразие кроссвордов, загадок, экспериментов и нестандартных задач делают курс интересным и занимательным.

Ключевые слова: элективный курс, учащиеся, интерес, эксперименты, внеурочная деятельность.

Ведущей ролью в системе общего среднего образования является физическое образование как фундамент научного мировоззрения. Физическое образование способствует освоению окружающей природы, ее законов и закономерностей, а также способствует привитию умений учащихся в технике. Поэтому желательно школьную физику развивать уже с младших классов в рамках естествознания.

В возрасте 10-11 лет учащиеся интересуются всеми явлениями, происходящими вокруг них. Смысл накопления знаний в том, что ученик в этом возрасте их не только изучает, но и осмысливает. Разнообразные интересы учащегося начальной школы обеспечивают условия, способствующие развитию и расширению творческого воображения, вовлеченности в науку.

Развивать активность, самостоятельность, инициативу и творческий подход к любому виду деятельности школьников необходимо для того, чтобы правильно определить направление учебно-воспитательной работы. Психологи и педагоги плотно занимаются работой по развитию познавательной активности учеников младшей школы, а также развитию самостоятельных навыков и др.

Важными условиями элективного курса являются положительное развитие учащегося младшей школы, поддержание детской любознательности, желание самостоятельного освоения мира. В образовательной среде, способствующей развитию, преобладают следующие формы познания: наблюдение, эксперименты и др. Для младшего школьника важно осознавать и понимать то, чем он занимается, сопоставлять цели и результат своей работы и др.

Курс естествознания в младшей школе дает возможность ученикам к дальнейшему развитию. Главной задачей курса считается не изучение материала в готовом виде, а организация учебного процесса, в котором ученики сами познают мир, наблюдают, экспериментируют, делают собственные выводы. Игровые элементы и творческий подход в рамках курса задают у учеников положительную мотивацию и желание к познанию нового, а трудности и их преодоление будут способствовать развитию исследовательской деятельности самого ученика [1]. Результатами данного курса являются:

• Ликвидация пробелов в естествознании.

• Развитие структурного восприятия природы.

• Развитие внимания, логического и критического мышления.

© Седина Е. С., 2018

• Формирование навыков описания явлений, выдвижения гипотез, постановки опыта и формулирования выводов с помощью проектов, создаваемых в школе, а также своих собственных проектов.

• Выбор профессиональной ориентации.

Программа курса естествознания подразумевает межпредметную связь физики, астрономии, математики, химии, истории, литературы, биологии.

Занятия включают в себя рассмотрение теоретических аспектов содержания курса [2], практических навыков проведения эксперимента, исследовательских навыков создания проектов.

В связи с этим нами предлагается курс естествознания «Физика для младших школьников», в котором разработано множество экспериментов для познания учащимися окружающего мира. Ученики выполняют увлекательные задания, которые представлены в виде кроссвордов, загадок, нестандартных задач. С помощью предлагаемых исследовательских проектов учащимся предоставляется возможность не только решать актуальные проблемы человечества, но и развивать свою наблюдательность, умение работать с теоретическим и практическим материалом, а также работать в команде.

Разработанный элективный курс по физике направлен на изучение учащимися 4-х классов в рамках группы продленного дня или внеурочной деятельности и рассчитан на 18 часов.

Цель - развитие личности ученика младшей школы, формирование знаний о природе через курс естествознания о физике, астрономии, математики, литературы, химии, биологии, истории.

Задачи:

• Развитие интереса к предмету.

• Формирование первичных знаний, умений и навыков.

• Развитие самостоятельности, умения работы в команде.

• Создание условий для индивидуального развития и творческого мышления.

Содержание курса Как мы познаем мир (1 час)

Изучение простейших измерительных приборов, освоение основных единиц измерения, приборов, явлений через кроссворд, выявление признаков измерительных приборов и единиц измерения, загадки о физических приборах, применяемых в быту, соотношения измерительных приборов и единиц их измерения.

Измерение времени (1 час)

Загадки на выявление общего, календарь и его виды, единицы измерения времени, задачи на подсчет временных промежутков, задачи на перевод из одних единиц времени в другие, самостоятельная разработка одного из заданий.

Состояния воды (1 час)

Игра «Найди слова» на выявление общего в теме, изучение свойств воды через ряд экспериментов, закрепление изученного с помощью подбора синонимов и кроссворда.

Растворимость веществ в воде (1 час)

Проведение эксперимента на свойства воды, опыт на растворимость и нерастворимость веществ в воде, работа с научным текстом, опыт на определение скорости растворимости веществ, решение задач, применение растворов в быту и на производстве. 112

Физика в игрушках (1 час)

Изготовление с помощью подручных материалов водного пистолета, водяных часов, водяного подсвечника.

Предметная экскурсия в музей Вятского самовара

(2 часа)

Школьники узнают об истории возникновения самовара в России, о вятских мастерах самоваров. Ученики попробуют травяной чай и узнают о традициях и обычаях чаепития на Вятке. Вниманию учащихся будут представлены упаковки, в которых ранее продавали чай, фаянсовые и фарфоровые слоны, ярко раскрашенные, переливающийся на свету. Также ученики смогут сфотографироваться в костюме самовара.

Вода в мире животных и растений (1 час)

Работа с текстом, эксперимент по движению воды, сбор стихотворения и пословиц, объяснение их смысла, загадки, работа с картой Кировской области.

Истории великих ученых (1 час)

Работа с текстом: легенда об Архимеде, воздушный шар братьев Монгольфье, легенда о Ньютоне. Показ видеофрагментов, проведение эксперимента на силу Архимеда, на силу Ньютона.

Дидактическая игра «Незнайка» (1 час)

Правила игры:

Класс делится на 3 команды, каждая команда сидит за своим столиком. Командам выдаются карточки с заданиями. На проекторе высвечивается картинка к каждому заданию. Команды совещаются и отвечают по очереди. Если одна из команд неправильно ответила на свой вопрос, ответ переходит к следующей на очереди команде. За правильный ответ ставится 2 балла, за оригинальный ответ - 1 балл. Выигрывает та команда, которая в ходе игры набрала большее количество баллов. Чтобы определить очередность хода, капитанам команд предоставляется возможность измерить «на глаз» длину бумажной полоски. Команда, чей капитан был более точен в измерениях, начинает игру. Команде задаются вопросы по сюжету книги Николая Носова «Незнайка на Луне». В игре присутствуют физические минутки и эксперименты с детальным разбором.

Физика в экспериментах (2 часа)

Эксперимент на плавание тел, изготовление водяных часов, музыкальные звуки, опыт со стаканом, воздухоплавание, опыт на диффузию.

Проект «Монорельс» (4 часа)

Разработка проекта «Монорельс» Киров - Нововятск.

Цели проекта «Монорельс»:

1. Разгрузка дорог за счет использования монорельса.

2. Обеспечение безопасности и бесперебойности пассажироперевозок.

Разрешение экологической проблемы в загазованных районах города.

Задачи проекта:

1. Рассмотреть виды монорельсов (схемой, затем описать каждый).

2. Выявить основные недостатки и преимущества каждого вида монорельса.

3. Выбрать наиболее подходящего производителя (рассмотреть основных производителей монорельсов, по собственному мнению определить наиболее подходящий для нашего города).

4. Проложить маршрут от Кирова до Нововятска (маркером выделить его на карте, выделить места остановок).

5. Разработать компьютерную модель (с помощью учителя).

Представление и защита собственных проектов

(2 часа)

Примерные темы проектов:

1. Почему корабли не тонут?

2. Почему море соленое?

3. Луна и моря.

4. Влияние магнита на развитие комнатных растений.

5. Исследование народных примет, связанных с физикой.

6. Кроссворды по физике.

7. Планеты Солнечной системы.

Учебно-тематическое планирование программы «Физика для младших школьников»

№ Тема занятия Количество часов

1 Как мы познаем мир 1

2 Измерение времени 1

3 Состояния воды 1

4 Растворимость веществ в воде 1

5 Физика в игрушках 1

6 Предметная экскурсия в музей Вятского самовара

7 Вода в мире животных и растений 1

8 Истории великих ученых 1

9 Дидактическая игра «Незнайка» 1

10 Физика в экспериментах 2

11 Разработка проекта «Монорельс» 4

12 Представление и защита собственных проектов, обсуждение 2

Элективный курс «Физика для младших школьников» способствует развитию познавательного интереса учащихся, исследовательской деятельности, а также ориентирует ученика на выбор будущей профессии.

Примечания

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение, 2003. 20с. : ил.

2. Перышкин А. В. Физика. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. 13-е изд. М. : Дрофа, 2009. 183 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.