Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СЫКТЫВКАРЕ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СЫКТЫВКАРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / СТУДЕНТКИ-МЕДИКИ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / NORTH / MEDICAL STUDENTS / ANTHROPOMETRIC PARAMETERS / PHYSIOMETRIC PARAMETERS / PHYSIOLOGICAL PARAMETERS / PHYSICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солонин Ю. Г., Марков А. Л.

Обследовано 58 студенток медицинского вуза в Сыктывкаре (62º с.ш). Общепринятыми методами у них определяли антропометрические, физиометрические и функциональные показатели с целью оценки уровня физического здоровья. По ряду показателей (кардиореспираторный индекс Скибинской и уровень физического здоровья по Апанасенко) отмечается отставание от среднеширотных нормативов. У студенток-медиковсеверянок выявляется резкое замедление восстановления ЧСС после физической нагрузки. По ряду показателей они также уступают студенткам Сыктывкарского медицинского колледжа, студенткам-биологам Сыктывкарского госуниверситета, школьницамподросткам Сыктывкарской школы и студенткам-медикам-сибирячкам из Томска. Обсуждаются возможные причины обнаруженных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солонин Ю. Г., Марков А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS OF MEDICAL INSTITUTE IN SYKTYVKAR

It was examined 58 students of a medical university in Syktyvkar (62º N). Using generally accepted methods, anthropometric, physiometric and functional indicators were determined in order to assess the level of physical health. A number of indicators (Skibinskaya cardiorespiratory index and physical health level according to Apanasenko) showed lags from mid-latitude standards.Northerners medical students showed a significant slowdown in heart rate recovery after exercise. In a number of indicators, they are also inferior to students of the Syktyvkar Medical College, biology students of the Syktyvkar State University, teenage schoolgirls of the Syktyvkar School and Siberian medical students from Tomsk. Possible reasons for the differences found are discussed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СЫКТЫВКАРЕ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В СЫКТЫВКАРЕ

PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS OF MEDICAL INSTITUTE IN SYKTYVKAR

Ю. Г. Солонин, А. Л. Марков

Iu. G. Solonin, A. L. Markov

Обследовано 58 студенток медицинского вуза в Сыктывкаре (62° с.ш). Общепринятыми методами у них определяли антропометрические, физиометрические и функциональные показатели с целью оценки уровня физического здоровья. По ряду показателей (кардиореспираторный индекс Скибинской и уровень физического здоровья по Апанасенко) отмечается отставание от среднеширотных нормативов. У студенток-медиков-северянок выявляется резкое замедление восстановления ЧСС после физической нагрузки. По ряду показателей они также уступают студенткам Сыктывкарского медицинского колледжа, студенткам-биологам Сыктывкарского госуниверситета, школьницам-подросткам Сыктывкарской школы и студенткам-медикам-сибирячкам из Томска. Обсуждаются возможные причины обнаруженных различий.

It was examined 58 students of a medical university in Syktyvkar (62° N). Using generally accepted methods, anthropometric, physiometric and functional indicators were determined in order to assess the level ofphysical health. A number of indicators (Skibinskaya cardiorespiratory index and physical health level according to Apanasenko) showed lags from mid-latitude stand-ards.Northerners medical students showed a significant slowdown in heart rate recovery after exercise. In a number of indicators, they are also inferior to students of the Syktyvkar Medical College, biology students of the Syktyvkar State University, teenage schoolgirls of the Syktyvkar School and Siberian medical students from Tomsk. Possible reasons for the differences found are discussed.

Ключевые слова: Север, студентки-медики, антропометрические показатели, физио-метрические показатели, физиологические показатели, физическое здоровье.

Keywords: North, medical students, anthropometric parameters, physiometric parameters, physiological parameters, physical health.

Введение

Состояние здоровья студентов - одной из самых представительных групп молодого поколения, является актуальной проблемой в большинстве стран мира. В современных условиях обучения в высшей школе адаптация к комплексу гигиенических и социальных факторов представляет собой сложный психофизиологический процесс, выражающийся в значительном напряжении всех систем организма студентов. В последние годы возрастают требования к уровню подготовки будущих врачей, обусловленные увеличением потока научной информации, приводящего к учебной перегрузке студентов.

Проблема здоровья и работоспособности студентов активно разрабатывается многими научными коллективами в нашей стране и за рубежом [1-3]. Немало работ посвящено изучению здоровья студентов-медиков [4-8]. Вместе с тем остается

много нерешенных теоретических и практических вопросов. Здоровье и заболеваемость студентов в основном изучаются в медицинском или психологическом аспектах, широко применяются методы анкетирования. Но при этом не уделяется должного внимания физиологическому статусу организма студентов, морфофунк-циональным показателям физического здоровья и степени адаптированности различных систем организма. Мало сведений имеется об особенностях антропометрических и физиологических показателей у студентов-северян [9-11]. Все это подчеркивает актуальность изучения показателей физического здоровья студентов-северян.

Цель настоящей работы - изучить морфофункциональные показатели физического здоровья студенток медицинского вуза в г. Сыктывкаре и дать им оценку по существующим нормативам.

Материалы и методы

Было обследовано 58 студенток второго курса Коми филиала Кировского государственного медицинского университета (г. Сыктывкар, 62° с.ш.) весной в марте. Возраст обследованных колебался от 18 до 24 лет. Это были практически здоровые студентки, не болевшие на момент исследования. От них было получено письменное информированное согласие на добровольное обследование, которое одобрено локальным комитетом по биоэтике при Институте физиологии Коми НЦ УрО РАН.

После изучения медицинских карт и беседы со студентками проводили антропометрические, физиометрические и функциональные исследования в лаборатории Института физиологии в комфортных условиях микроклимата.

Общепринятыми методами измеряли рост и массу тела (медицинским весоро-стомером) и рассчитывали индекс массы тела (ИМТ), равный частному от деления массы тела в килограммах на квадрат роста, выраженный в метрах. Силу правой кисти измеряли ручным плоско-пружинным динамометром и рассчитывали силовой индекс (СИ), равный силе, деленной на массу тела (в процентах). Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряли сухим спирометром и рассчитывали жизненный индекс (ЖИ), равный частному от деления ЖЕЛ на массу тела. Проводили пробу Штанге (задержка дыхания после вдоха) и Генчи (задержка дыхания после выдоха). Показатели артериального давления: систолическое давление (СД) и диастоличе-ское (ДД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС), определяли с помощью автоматического прибора модели UA-767 (A&D Company, Limited, Япония). Рассчитывали следующие показатели гемодинамики: пульсовое давление (ПД), среднединами-ческое давление по Хикему (СДД), двойное произведение по Робинсону (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс функциональных изменений по Баевскому (ИФИ), ударный объем сердца (УО) и минутный объем кровообращения (МОК) по Старру, общее периферическое сопротивление сосудов по Пуазейлю (ОПСС), кар-диореспираторный индекс Скибинской (КРИС) и уровень физического здоровья (УФЗ) по Апанасенко [12]. Студентки выполняли пробу Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 секунд), при этом у них пальпаторно измеряли ЧСС до, сразу после нагрузки и в периоде восстановления до исходной величины.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программ Statistica 6.0 и Biostat (версия 4.03) с проверкой вариационных рядов на характер распределения с помощью критерия Шапиро-Уилка. Результаты исследования в таблице представлены в виде пределов колебаний (Min-Max), среднего арифметического значения показателей и ошибки средней величины ^ ± m). При сравнении с выборками по данным литературы принимали уровень значимости P <0.05.

Результаты

Полученные результаты представлены в таблице. Сравнение с нормативами для лиц женского пола - жителей средней полосы России - показывает, что у наших студенток-девушек 18-24 лет при средней длине тела масса тела находится на нижних границах нормы, но ИМТ соответствует средним значениям. Сила кисти и СИ, ЖЕЛ и ЖИ у них оцениваются как «низкие» и «ниже среднего». Результаты дыхательной пробы Штанге могут считаться как «ниже средней», а пробы Генчи -«низкая». Уровни ЧСС и СД находятся у верхней границы нормы и у некоторых лиц выходят за ее нормальные пределы. Величины ДД и ПД и СДД соответствуют нормативам. Значения ДП находятся у верхней границы нормы. Уровень ВИК позволяет говорить о преобладании симпатического влияния на регуляцию кровообращения. Значение ИФИ свидетельствует об удовлетворительной адаптации сердечно-сосудистой системы. Уровень КРИС, который характеризует тренированность функций систем дыхания и кровообращения, лишь у части студенток соответствует существующей норме: у 5.8 % он «хороший», у 59.6 % - «удовлетворительный» и у 34.6 % - «неудовлетворительный». По интегральному показателю соматического здоровья - УФЗ группа студенток в целом находится ниже нормы и

Таблица

Антропометрические, физиометрические и функциональные показатели у 58 студенток медицинского вуза в г. Сыктывкаре

Показатели Нормативы Результаты

М1п - Мах М ± т

1 2 3 4

Возраст, лет - 18-24 19.5 ± 0.15

Длина тела, см 160 в среднем 150-177 161.5 ± 0.83

Масса тела, кг 63.6 в среднем 44-77 55.2 ± 1.14

Индекс массы тела, кг/м2 18-24 17-27 21.1 ± 0.37

Сила правой кисти, кг 29 и более 18-36 24.5 ± 0.56

Силовой индекс, % 50 и более 32-58 44.2 ± 0.93

Жизненная емкость легких, мл 3000 и более 1600-3800 2885 ± 77

Окончание табл.

1 2 3 4

Жизненный индекс, мл/кг 46 и более 28-62 52.6 ± 1.35

Проба Штанге, с 40 и более 18-61 37.7 ± 2.22

Проба Генчи, с 30 и более 10-50 19.7 ± 0.98

Частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин 60-80 61-97 79 ± 2.15

Систолическое артериальное давление, мм рт. ст. 100-120 94-140 120 ± 1.72

Диастолическое давление, мм рт. ст. 60-80 55-89 72 ± 1.33

Пульсовое давление, мм рт. ст. 40-50 31-69 48 ± 1.50

Среднединамическое давление, мм рт. ст. До 95 71-98 88 ± 1.30

Двойное произведение, усл. ед. До 95 68-108 95 ± 3.40

Вегетативный индекс Кердо, % 0 -20-47 7.6 ± 2.23

Индекс функциональных изменений, усл. ед. До 2.59 1.8-2.56 2.15 ± 0.09

Ударный объем сердца, мл - 58-82 69 ± 1.86

Минутный объем кровообращения, мл - 4095-6956 5453±181

Общее периферическое сопротивление сосудов, дин см-5 с - 1098-1516 1298 ± 43

Кардиореспираторный индекс Скибинской, баллы 11 и более 8-52 14.6 ± 1.31

Уровень физического здоровья, баллы 7 и более -5-12 5.1 ± 0.46

ЧСС при физической нагрузке, уд/мин - 90-138 120 ± 2.40

Рабочий прирост ЧСС, уд/мин - 22-58 41 ± 1.72

Рабочий прирост ЧСС, % - 29-80 53 ± 2.73

Время восстановления ЧСС, с До 90 98-175 154 ± 5.25

распределяется по уровню физического здоровья следующим образом: «средний» (36.2 %), «ниже среднего» (27.6 %) и «низкий» (36.2 %). Время восстановления ЧСС после кратковременной физической нагрузки у всех студенток не достигает нормы. Таким образом, по некоторым физиометрическим показателям и показателям физического здоровья у наших студенток имеется отставание от нормативов. По показателям центральной гемодинамики у них отмечается тенденция к напряжению, и у всех нарушена регуляция кровообращения при физической нагрузке -наблюдается инерционность реакции ЧСС, что говорит об ослабленных механизмах регуляции гемодинамики у студенток-северянок.

Обсуждение

Представляется интересным сравнить показатели у наших студенток с другими аналогичными по возрасту группами студенток, обследованными нами ранее, и с данными других авторов.

У 71 студентки Сыктывкарского медицинского колледжа (средний возраст 18.7±0.2 лет) ранее нами были проведены аналогичные исследования [9]. В колледже больше внимания уделяется физическому воспитанию, а учебная нагрузка ниже, чем в вузе. Сравнение показывает, что при одинаковых росте, силе и СИ, ДД и ВИК у студенток медицинского вуза меньше масса тела, результаты пробы Штанге ^ <0.05), ЖЕЛ ^ <0.05), ЖИ, КРИС ^ <0.01) и УФЗ ^ <0.01), но выше СД (Б <0.01), ЧСС ^ <0.05) и ДП ^ <0.01). Выявленные различия можно объяснить большей учебной нагрузкой и более выраженной гиподинамией у студентов в вузе.

У 62 студенток СГУ со средним возрастом около 20 лет (биологи) в той же работе [9] были проведены такие же исследования. Сопоставление показывает, что у наших студентов-медиков по сравнению со студентами других направлений обучения больше сила и СИ, СД ^ <0.01), ДД ^ <0.05), ЧСС, ДП (Б <0.01), но меньше рост ^ <0.05), масса тела, результаты пробы Штанге ^ <0.01) и ЖЕЛ ^ <0.01), ЖИ (Б <0.01), ВИК, КРИС ^ <0.01) и УФЗ ^ <0.01). Обнаруженные различия также можно попытаться объяснить большей занятостью и большими учебными нагрузками у медиков.

Невысокий в целом уровень физического здоровья у студенток учебных заведений Сыктывкара можно связать с влиянием ряда факторов, таких как недостаточная двигательная активность (гиподинамия), несбалансированное питание, большая учебная нагрузка, нерациональный режим труда и отдыха, наличие у ряда студентов вредных привычек, природно-климатические условия Севера (недостаток солнечного света и тепла).

При сопоставлении студентов со школьниками [13] выявляется неожиданный для нас факт. У студенток-медиков в возрасте 18-24 года по сравнению с 28 школьницами из школы № 21 Сыктывкара в возрасте 14-15 лет (подростки) при почти равных силе, ЖИ, ДД, ВИК, УО, МОК, ОПСС и ИФИ, больше, что вполне естественно, рост, СИ, СД ^ <0.05), ПД ^ <0.05), СДД, ЧСС, ДП, но меньше масса тела, ИМТ, результаты проб Штанге и Генчи ^ <0.05), ЖЕЛ, КРИС ^ <0.01), УФЗ ^ <0.01). Считаем уместным высказать два объяснения некоторым парадоксальным данным. Во-первых, в медвуз идут не самые крепкие и здоровые люди (естественный отбор), во-вторых, продолжение учебы в вузе после школы с увеличенной нагрузкой ухудшает здоровье.

Также интересно сравнить показатели у наших студенток-медиков-северянок с аналогичной по возрасту группой студенток-медиков-сибирячек. Обследовано 199 студенток Сибирского медицинского университета в Томске - средняя полоса - 56° с.ш. [4]. У наших студенток-северянок по сравнению со студентками-сибирячками меньше рост, масса тела (Б <0.05), СИ ^ <0.05), ЧСС ^ <0.05), ДП ^ <0.05), близкие значения ИМТ, ЖЕЛ и ЖИ, ДД, и СДД, ВИК и УФЗ, больше СД ^ <0.05), ПД ^ <0.05), существенно длиннее время восстановления ЧСС после физической

нагрузки (P <0.01). Отставание в росте, весе и силе, а также тенденции к более низкой ЧСС и высоким СД и ПД, инерционность в восстановлении ЧСС можно объяснить влиянием широтного фактора [14].

Заключение

Антропометрические, физиометрические и функциональные показатели у студенток-медиков-северянок свидетельствуют о недостаточной тренированности систем дыхания и кровообращения и невысоком уровне физического здоровья. По ряду параметров они отстают от среднеширотных нормативов и данных студенток-медиков-сибирячек из Томска (широтный фактор), от студенток Сыктывкарского медицинского колледжа, студенток-биологов Сыктывкарского госуниверситета и от школьниц 14-15 лет из г. Сыктывкара (повышенные учебные нагрузки и более выраженная гиподинамия). На основании проведенных исследований рекомендуется повышение физической активности студентов, улучшение питания, периодическая витаминизация, рационализация расписания занятий и активизация пропаганды здорового образа жизни.

***

1. Миннибаев Т. Ш., Чубаровский В. В., Гончарова Г. А. и др. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16-21.

2. Проскурякова Л. А. Научное обоснование системы сохранения здоровья студентов : автореф. дис. ... докт. биол. наук. Иркутск: ИГМУ, 2014. 40 с.

3. Kaffes I., Moser F., Pham M., Oetjen A., Fehling M. Global health education in Germany: an analysis of current capacity, needs and barriers // BMC Med. Educ. 2016. Vol 6. № 1. P. 304.

4. Андреев Д. А., Нестеренко А. И., Васильев В. Н. и др. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 4. С. 128-131.

5. Бердиев Р. М., Кирюшин В. А., Моталова Т. В., Мирошникова Д. И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2017. Т. 25. № 2. С. 303-315.

6. Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник. 2017. № 2(28). С. 4-11.

7. Demiral Yilmaz N., Sahin H., Nazli A. International medical students' adaptation to university life in Turkey // Int. J. Med. Educ. 2020. Vol. 1. P. 62-72. Doi: 10.5116/ijme.5e47.d7de.

8. Weber J., Skodda S., Muth T., Angerer P., Loerbroks A. Stressors and resourses related to academic studies and improvements suggested by medical students: a qualitative study // BMC Med. Educ. 2019. Vol. 19. № 1. P. 312. Doi: 10.1186/s12909-019-1747-z.

9. Солонин Ю. Г., Калинова В. М., Яковлева М. А. Физиологический статус студентов-северян // Школа здоровья. 1998. Т. 5. № 3-4. С. 74-80.

10. Яковлева М. А. Физиологический статус студентов в динамике социальной адаптации в условиях Севера : автореф. дис. ... канд. биол. наук. Сыктывкар: Ин-т физиологии Коми НЦ УрО РАН, 2003. 20 с.

11. Копосова Т. С., Чикова С. Н. Психофизиологический статус и адаптивные возможности студентов приполярного региона // Вестник Поморского университета. 2006. № 2(10). С. 62-69.

12. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария. 2004. № 2. С. 55-58.

13. Солонин Ю. Г., Бойко Е. Р., Варламова Н. Г. и др. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 3. С. 98-105.

14. Солонин Ю. Г. Исследования по широтной физиологии (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2019. Т. 7. № 2. С. 228-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.