Магистрантам также свойственен умеренный уровень личностной тревожности (52%). Нами было упомянуто, что личностная тревожность - это устойчивая черта, индивидуальная и психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
Таким образом, по результатам проведенной методики можно сказать следующее: у студентов первого курса ситуативная тревожность выше, чем личностная, т.к. первокурсников беспокоят предстоящие экзамены, зачеты, они еще не задумываются над тем, как сложится их жизнь после окончания института, чувствуют тревогу в определенные моменты. А у студентов магистратуры личностная тревожность выражена ярче, чем ситуативная, что доказывает следующее: к завершению учебы в ВУЗе молодые люди находятся в состоянии постоянного беспокойства по поводу своей дальнейшей судьбы за порогом университета.
Список литературы
1. Бондарева Н.А. Тревожность студентов в учебном процессе и ее преодоление // Здоровьесберегающее образование, 2010. № 4. С. 81-84.
2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Мир, 2004. 319 с.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ
ВОЛЕЙБОЛА Киенко Г.В.
Киенко Галина Владимировна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о проблемах повышения эффективности обучения студентов технике волейбола в процессе физического воспитания. Острота этой проблемы еще более усиливается, если учесть, что волейбол отличается большим разнообразием технических приемов, а время, выделяемое на его изучение в процессе физического воспитания в вузе, ограничено.
Ключевые слова: студенты, волейбол, физическое воспитание, техника волейбола, поэтапное обучение.
УДК 37.1174
Волейбол является одним из привлекательных для студенческой молодежи видом спорта, поэтому он включается кафедрами физической культуры многих вузов в рабочие и учебные программы по физическому воспитанию студентов, занимающихся как в учебных группах, так и в спортивных отделениях. Применяясь в учебном процессе как средство физического воспитания, он оказывает положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья студентов, развитие физических качеств, способствует формированию необходимых для будущей профессиональной деятельности личностных свойств.
Решая задачи приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям волейболом, преподаватели кафедр физического воспитания опираются на богатый методический материал, отраженный в научно-методической литературе по данному виду спорта.
Обучение с ориентацией на эти подходы приводит к тому, что: элементы техники волейбола изучаются студентами без учета имеющихся между ними логических
84
связей; студенты затрудняются творчески применять эти приемы в конкретных игровых ситуациях; студенты сталкиваются с трудностями контроля качества усвоения этих приемов и не замечают совершаемых ими двигательных ошибок.
Это обуславливает практическую актуальность проблемы повышения эффективности обучения студентов технике волейбола в процессе физического воспитания. Острота этой проблемы еще более усиливается, если учесть, что волейбол отличается большим разнообразием технических приемов, а время, выделяемое на его изучение в процессе физического воспитания в вузе, ограничено.
Анализ научно-методической литературы по методике обучения технике волейбола показывает, что представленные в ней подходы не учитывают эти положения, что существенно ограничивает их дидактический потенциал. Это позволяет сделать заключение о существовании противоречия между необходимостью совершенствования обучения технике волейбола в процессе физического воспитания студентов нефизкультурных вузов на основе реализации концептуальных положений физиологических, психологических и педагогических теорий с учетом качественного своеобразия волейбола как системы технических приемов, с одной стороны, и относительной непригодностью традиционных подходов к решению этой задачи на приемлемом для студентов уровне, с другой.
Достижение этой цели обеспечивается через последовательное овладение студентами умениями выполнять базовые элементы техники (первая стадия) и умениями выполнять технические приемы в целом (вторая стадия). В содержание обучения входят теоретические знания о технике выполнения отдельных базовых элементов техники и отдельных технических приемов. Эти знания усваиваются студентами в процессе решения системы учебных проблем и фиксируются в виде ориентировочной карты. В содержание этой карты входят информация о содержании двигательной задачи, способах и условиях ее решения, субъективных ощущениях правильных усилий. При возможности в содержание ориентировочной карты включаются наглядные схемы и рисунки.
Второй частью содержания обучения выступают умения выполнять базовые элементы техники и технические приемы в целом.
Учебно-познавательная деятельность по усвоению теоретических знаний организовывается в рамках эвристического метода обучения: преподаватель формулирует проблемы, связанные со структурно-логическим анализом техники волейбола и помогает студентам (с помощью наводящих вопросов и подсказок) разрешить их.
На первой стадии этапа обучения базовым элементам техники практические занятия проводятся в виде взаимообучения в парах сменного состава. Задача обучить базовому элементу разбивается на ряд частных задач, представляющих по своему содержанию обучение подводящим упражнениям, направленным на формирование двигательных представлений. Смена состава пар осуществляется после усвоения студентами очередного подводящего упражнения.
В начале занятия и перед началом изучения очередного подводящего упражнения преподаватель демонстрирует двигательное действие, выдвигает задачу научиться и обучить ему, затем с помощью эвристических вопросов побуждает студентов к анализу техники его выполнения. Для решения этих задач (усвоения логического и зрительного компонентов ориентировочной основы разучиваемого соревновательного действия) применяется коллективно-фронтальная форма обучения.
Непосредственное обучение подводящим упражнениям осуществляется через организацию работы студентов в парах сменного состава, что позволяет существенно улучшить качество управления процессом обучения за счет повышения интенсивности педагогического общения между обучающим и обучаемыми.
Повышение качества обучения обеспечивается оперативностью взаимоконтроля полноты и точности усвоения логического компонента ориентировочной основы
85
действия, возможностью внешнего управления выполнением двигательного действия, возможностями оперативного оценивания качества практического усвоения на основе наблюдения за правильностью выполнения двигательного действия в основных опорных точках. Для этого обучающий проговаривает в форме громкой речи основные правила его выполнения и контролирует их соблюдение обучаемым,
С другой стороны, студенты, выполняя при работе в парах сменного состава функции преподавателя, сами полнее и глубже вникают в содержание преподаваемого ими учебного материала, обнаруживают в процессе обучения те или иные пробелы в своих знаниях и умениях, уточняют и дополняют их.
Таким образом, разработанная нами методика обучения студентов технике волейбола представляет собой систему средств, методов, организационных форм обучения и видов занятий, обеспечивающую при ее реализации владение техническими приемами волейбола на уровне двигательного умения.
Структурной единицей функционирования методики выступает обучение отдельному элементу или техническому приему в целом как элементу сложной системы движений - техники волейбола.
Список литературы
1. Матиевская С.М., Крутько Г.А. Совершенствование учебной программы вуза по дисциплине «физическая культура» (на примере волейбола) // Международный журнал экспериментального образования, 2012. № 4-2. С. 156-159.
БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Платунов А.И.
Платунов Андрей Игоревич - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье говорится о том, что спортивная игра, как баскетбол, является средством физического воспитания в вузе и преподается в качестве предмета учебной программы на основе системы государственного образования нашей страны.
Ключевые слова: физическое воспитание, баскетбол, студенты, учебная программа.
УДК 37.1174
Новая Концепция развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годов, предусматривает следующие основные направления: вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом посредством совершенствования и применения инновационных методов физического воспитания в образовательных учреждениях, организация в образовательных учреждениях кружков и секций по футболу, велоспорту, настольному теннису, бадминтону, легкой атлетике, волейболу, баскетболу [1]. Уместно отметить, что в учебных заведениях всех типов физическая культура преподается в качестве предмета учебной программы на основе системы государственного образования нашей страны. Помимо этого, во внеурочное время проводятся занятия в спортивных секциях, разнообразные спортивные соревнования, и в основе этих мероприятий лежит важная цель - физическое развитие детей и юношества в любой сфере профессиональной подготовки. Именно поэтому стало доброй традицией проведение престижных многоэтапных спортивных соревнований «Умид нихоллари», «Баркамол авлод», «Универсиада», которые непосредственно