ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1 2 Бурнес Л.А. , Бледных Н.В.
1Бурнес Любовь Анатольевна - старший преподаватель;
2Бледных Нина Викторовна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный университет им. Мирзо Улугбека, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается эмоциональная тревожность (ситуативная и личностная) у студентов на различных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов Национального университета имени Мирзо Улугбека.
Ключевые слова: студент, этапы обучения, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эмоциональное состояние.
УДК 37.1174
Актуальность научной статьи заключается в том, что в жизненных ситуациях тревожность зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда способности оцениваются со стороны. Так как эти переживания не вносят вклада в решение задания, а только отвлекают внимание от усилий, связанных с поиском решений, то они препятствуют проявлению способности, необходимой для достижения цели.
Тревожность у студентов на разных этапах обучения объясняется многими факторами. На первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям, которые связаны с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Выпускников тревожат мысли о предстоящих государственных экзаменах, о поисках престижной, высокооплачиваемой работе [1].
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты:
На первом курсе студенты решают задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма. Отмечается слабая регуляция своего поведения и немотивированный риск. Неумение предвидеть последствия своих поступков (возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи). Часто формируется неадекватная идентичность; неспособность строить жизненные планы, избегание тесных межличностных отношений, выбор отрицательных образов для подражания [2].
Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс - это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На магистратуре формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности,
связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Таблица 1. Диагностика ситуативной и личностной тревожности у студентов 1 курса
1 курс
Ситуативная тревожность
до 30 баллов 31-44 балла 45 и более баллов
6 студентов 17 студентов 2 студента
ЛТ
1 студент 12 студентов 12 студентов
Согласно результатам теста «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) видно по таблице 1 у студентов первого курса довольно высок уровень как ситуативной тревожности (умеренная - 65%), так и личностной (высокая - 50%), но ситуативная проявляется в большей степени. Как было замечено ранее, ситуативная тревожность - это эмоциональное состояние личности. Первокурсники готовятся к зачетам, сессии, сдают экзамены, т.е. постоянно оказываются в ситуациях, порождающих высокий уровень тревоги. Ситуативная тревожность вызывается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности - например, на экзамене и т.п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей, т.е. ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности.
Таблица 2. Диагностика ситуативной и личностной тревожности у студентов
магистратуры
Магистратура
СТ
до 30 баллов 31-44 балла 45 и более баллов
11 студентов 12 студентов 2 студента
ЛТ
0 студентов 13 студентов 12 студентов
По результатам таблицы 2 можно сказать следующее: студентов магистратуры практически в равной степени характеризует наличие и ситуативной, и личностной тревожности. Мы считаем, что уровень ситуативной тревожности наиболее высок к концу последнего года обучения (46%), так как именно это время является для студентов-выпускников «горячей порой», когда перед ними стоит нелегкая задача сдачи выпускных экзаменов и защита дипломной работы, но также можно заметить явную тенденцию к низкому уровню ситуативной тревожности (40%). Это может объясняться личностными особенностями студентов, а также можно предположить, что многие выпускники уже психологически готовы к предстоящим экзаменам, а некоторые уже точно определились с местом работы.
Магистрантам также свойственен умеренный уровень личностной тревожности (52%). Нами было упомянуто, что личностная тревожность - это устойчивая черта, индивидуальная и психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
Таким образом, по результатам проведенной методики можно сказать следующее: у студентов первого курса ситуативная тревожность выше, чем личностная, т.к. первокурсников беспокоят предстоящие экзамены, зачеты, они еще не задумываются над тем, как сложится их жизнь после окончания института, чувствуют тревогу в определенные моменты. А у студентов магистратуры личностная тревожность выражена ярче, чем ситуативная, что доказывает следующее: к завершению учебы в ВУЗе молодые люди находятся в состоянии постоянного беспокойства по поводу своей дальнейшей судьбы за порогом университета.
Список литературы
1. Бондарева Н.А. Тревожность студентов в учебном процессе и ее преодоление // Здоровьесберегающее образование, 2010. № 4. С. 81-84.
2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Мир, 2004. 319 с.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ
ВОЛЕЙБОЛА Киенко Г.В.
Киенко Галина Владимировна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный университет им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о проблемах повышения эффективности обучения студентов технике волейбола в процессе физического воспитания. Острота этой проблемы еще более усиливается, если учесть, что волейбол отличается большим разнообразием технических приемов, а время, выделяемое на его изучение в процессе физического воспитания в вузе, ограничено.
Ключевые слова: студенты, волейбол, физическое воспитание, техника волейбола, поэтапное обучение.
УДК 37.1174
Волейбол является одним из привлекательных для студенческой молодежи видом спорта, поэтому он включается кафедрами физической культуры многих вузов в рабочие и учебные программы по физическому воспитанию студентов, занимающихся как в учебных группах, так и в спортивных отделениях. Применяясь в учебном процессе как средство физического воспитания, он оказывает положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья студентов, развитие физических качеств, способствует формированию необходимых для будущей профессиональной деятельности личностных свойств.
Решая задачи приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям волейболом, преподаватели кафедр физического воспитания опираются на богатый методический материал, отраженный в научно-методической литературе по данному виду спорта.
Обучение с ориентацией на эти подходы приводит к тому, что: элементы техники волейбола изучаются студентами без учета имеющихся между ними логических
84