Научная статья на тему 'Физическое воспитание как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников'

Физическое воспитание как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДХОДЫ / HEALTH / PHYSICAL TRAINING / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекашова Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются различные подходы оздоровления и здоровья через физическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекашова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Training As a Means of Individual-and-Personal Aspect of Preschool Children's Health Promotion

The article examines different approaches to health promotion and health through physical training

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание как средство индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников»

УДК 372: 796.07 ББК 74.100.57:75.1

Чекашова Анастасия Андреевна

соискатель

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chekashova Anastasiya Andreevna Applicant for a Degree Chair of Theoretical Bases of Physical Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Физическое воспитание как средство индивидуально-личностного аспекта

оздоровления дошкольников Physical Training As a Means of Individual-and-Personal Aspect of Preschool

Children S Health Promotion

В статье рассматриваются различные подходы оздоровления и здоровья через физическое воспитание.

The article examines different approaches to health promotion and health through physical training.

Ключевые слова: здоровье, физическое воспитание, подходы.

Key words: health, physical training, approaches.

Здоровье подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания государства и общественности. В современных условиях эта проблема обострилась по причинам как социально-экономического, так и психолого-педагогического характера. Особую актуальность приобретает проблема формирования культуры здоровья, которая привлекла и привлекает внимание многих специалистов из разных областей науки и практики □ философов, педагогов, психологов, медиков, физиологов, социологов (Н.М. Амосов, И. А. Аршавский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.).

Новое определение понятия «здоровья □ было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Здоровье □ это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Н.М. Амосов, Т.Н. Доронова, В. А. Доскин и др. определяют здоровье не только как отсутствие болезни, но и способность организма к оптимальному

выполнению своих профессиональных, социальных и биологических функций в постоянно меняющихся условиях среды обитания.

Под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленную на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды □ с другой. Это в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида, и прогрессу человечества в целом.

Личность ребенка дошкольного возраста требует специфических подходов к его развитию, воспитанию, обучению. Необходимо учитывать, что теоретико-методические подходы должны соответствовать, реализуемой в ДОУ, образовательной программе физического воспитания и обеспечить каждого ребенка элементарными знаниями в области личной и общественной гигиены, мотивированности на активную двигательную деятельность, бережное отношение к своему здоровью.

Методология развития личности дошкольника, понимание сущности индивидуального своеобразия ребенка может быть представлена системным подходом, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих системы элементов. Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности, т.е. сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции. Целостный подход тесно связан с личностным, который утверждает представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как

лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное ее изменение.

Полисубъективный (диалогический) подход утверждает, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Именно во взаимодействии между субъектами образовательного процесса личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. Личность □ это продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъективное образование, которое рождается и проявляется лишь в диалогическом общении. Активность личности, ее потребности в самосовершенствовании развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.

Аксиологический подход обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы и т.д.) и способы оценивания. Аксиология в философских словарях определяется как наука о ценностях. В педагогической деятельности понятие «ценность □ как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека применяются для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, И.М. Козлова, В. Т. Кудрявцева, А.Б. Лагутина, В.М. Немеровского, С.Б. Шармановой и др.

Проблема обеспечения физического развития детей дошкольного возраста рассматривается и в нормативно-программных документах.

В числе документов по обеспечению эффективного физического развития детей дошкольного возраста содержатся и такие, которые достаточно

обобщенно характеризуют основные направления развития базового образования с ориентацией на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Среди данных документов наиболее значимыми являются:

□ Концепция дошкольного образования;

□ Закон РФ «Об образовании □

Министерством образования и науки Российской Федерации приказом №655 от 23 ноября 2009 года утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, по которым определяются нормы и положения, обязательные при реализации общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Содержание программы в области «Физическая культура» необходимо направлять на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой для формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой для формирования у дошкольников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании и формировании основы культуры собственного здоровья.

Конкретную наполняемость направлений демонстрирует состав образовательных областей; их 10, в том числе:

□ «Физическая культура»

□ «Здоровье □

Комплекс психолого-педагогической, профилактической и

оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье» должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального.

Основные задачи работы пол оздоровлению дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях:

□ развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, ловкости, выносливости и координации);

□ накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

□ формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Библиографический список

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. □ М.: Физкультура и спорт, 1987, □ 64 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев. □ Казань: Центр

инновационных технологий, 2000. □ С. 398 □402.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. □ СПб.: СОЮЗ, □ 1997. □ С. 27, 196.

4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. □ М.: Педагогика, 1986. □ Т. 2. П166 с.

5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко. □ М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. □240 с.

Bibliography

1. Amosov, N.M. Thoughts About Health [Text] / N.M. Amosov. □ M.: Physical Training and Sport, 1987. □ 64 p.

2. Andreev, V.I. Pedagogy [Text] / V.I. Andreev. □ Kazan: Centre of New Technologies, 2000. □ P. 398 □ 402.

3. Nikitina, E.Yu. Senior Preschool Children S Physical Education Pedagogical Management: Theoretical-and-Methodological Aspect [Text]: Monograph / E.Yu. Nikitina, V.G. Makarenko. □ M.: VLADOS Humanitarian Publishing Centre, 2010. □ 240 p.

4. Vygotsky, L.S. Questions of Children Psychology [Text] / L.S. Vygotsky. □ SPb.: Soyuz, 1997. □ P. 27, 196.

5. Zaporozhets, A.V. Selected Psychological Works: In 2 Vol. [Text] / A.V. Zaporozhets. □ M.: Pedagogics, 1986. □ V.2. □ 166 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.