УДК: 37.037.1
Ярлыкова О.В.
Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Воропаева А.Е.
студентка 2 курса гуманитарного факультета Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
В статье указано, что проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Преподавателям физической культуры следует регулярно проводить наблюдение и оценку физического развития детей на основе единого (генотипического) стандарта. Для физического воспитания детей, требуется индивидуальный и дифференцированный подход и различные средства, формы и системы оздоровительной направленности.
Ключевые слова: здоровье, системы оздоровительной направленности, средства и формы укрепления здоровья.
В настоящее время большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Возникает проблема, которая заключается в сохранении и укреплении их здоровья. Решение этой проблемы ложится на школьную систему физического воспитания. Поскольку решение проблемы укрепления здоровья нации связывается и с физической культурой, то она должна занимать должное место в образовании и воспитании. Между воспитанием и образованием существует взаимная связь [3].
Здоровье человека обусловлено генетическими факторами, экологией, но главное, образом жизни, который может оказывать решающее влияние на уровень здоровья и продолжительность жизни человека [5].
Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Очень важно вовремя выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность и задерживают развитие организма.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни доказана многочисленными исследованиями ученых Н.М. Амосовым, Г.П. Апонасенко, А.А. Виру, Л.П. Матвеевым, Л.Я. Иващенко. Их исследования свидетельствуют о том, что рациональная физическая нагрузка в сочетании с правильным питанием и образом жизни, является эффективным средством в предупреждении и преодолении многих заболеваний [4, с. 431].
Проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Такие обучающиеся, чаще всего, освобождаются от занятий физической культуры, вследствие чего, уменьшается их двигательная активность. Преподавателям физической культуры следует регулярно проводить наблюдение и оценку физического развития детей на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о различных нарушениях детского организма. После выявления детей с отклонениями в состоянии здоровья, необходимо построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в коллективе. Нужно так организовать разнообразные виды деятельности, чтобы они не стали источником душевных травм для детей и поводом для насмешек. Педагог должен сам
поверить в возможности ребенка с дефектом физического развития, чтобы создать положительную атмосферу и развивающую среду в детском коллективе. Для развития физического воспитания детей, требуется индивидуальный и дифференцированный подход. На основе этого выделяется ряд критериев, которые комплексно способны решать вопросы физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья:
- тяжесть основного диагноза;
- количество и тяжесть сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний и дефектов в развитии;
- уровень физического развития;
- уровень физической подготовленности;
- совокупность сформированных двигательных навыков и физических качеств.
В настоящее время существует достаточное количество методик, индивидуально предназначенных для детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Помимо них, необходимо использовать актуальные и знакомые всем упражнения, которые являются очень эффективным средством для сохранения и укрепления здоровья. А главное то, что не требуется особых усилий для их выполнения. Такими упражнениями являются:
- утренняя зарядка — способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, создает необходимый тонус. Упражнения соответствует возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей;
- подвижные игры на прогулках, на уроке физической культуры или в перерывах между занятиями;
- свободная деятельность детей дает возможность самостоятельно выбирать вид активной деятельности: упражнения, подвижные игры, спортивные игры;
- физкультурные минутки — обеспечивают смену деятельности детей на занятиях.
Наряду с такими упражнениями, рекомендуется использовать с оздоровительной
целью циклические упражнения, которые также оказывают профилактико — оздоровительный эффект.
В такие упражнения входят:
- оздоровительная ходьба — самый доступный вид физических упражнений;
- оздоровительный бег — оказывает всестороннее воздействие на все функции организма;
- ходьба на лыжах — хороша тем, что выполняется длительное время и при достаточно полном обеспечении организма кислородом;
- езда на велосипеде — укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
- прыжки со скакалкой — способствуют развитию силы и выносливости мышц ног, укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем [4, с. 444].
Но для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы и с заболеваниями органов дыхания противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя: дозированная ходьба, бег в медленном темпе. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у школьников. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней зарядки, в урок физической культуры в школе, самостоятельные занятия дома, в спортивную тренировку [ 1; 2].
К настоящему времени разработано и практически апробировано множество систем оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования, прежде всего:
- контролируемые беговые нагрузки — система Купера — основная задача системы направлена на то, чтобы упражнения по интенсивности, продолжительности были регулярными, и обязательно соотносились с индивидуальным уровнем здоровья;
- режим 1000 движений — система Амосова — это минимум движений, необходимый каждому для поддержания в удовлетворительном состоянии суставов и позвоночника. Это позволит основательно проработать двигательный аппарат. Предлагается на выбор различные системы общеразвивающих гимнастических упражнений европейской и восточной культуры;
- 10 000 шагов каждый день — система МихаоИкаи — заключается в том, что каждому человеку необходимы ежедневно, по крайней мере, 30 минут какой -то физической нагрузкии, конечно, сбалансированная диета, включающая фрукты и овощи. Это значительно уменьшит риск развития сердечных заболеваний, диабета и некоторых видов рака;
- бег ради жизни — система Лидьярда [4, с. 432] — основной девиз «Зачем отжиматься, когда можно бегать». Эта система свидетельствует о том, что пробежка по дороге отнимает времени намного больше, чем отжимания. Однако воздействие ее на организм совершенно иное. Отжимания вызвали крайнее напряжение рук и плеч и слабое возрастание частоты пульса. Бег же заставляет работать весь организм.
В последние годы стали больше уделять внимания работе по формированию физической культуры, здорового образа жизни [6].
Таким образом, человеку необходимо развивать свои физические способности независимо от различных отклонений в состоянии здоровья. И главным стимулом в этом должно быть сохранение и улучшение здоровья.
Литература
1. Барашева О. Правильная осанка — залог успеха в жизни. — М., 2000.
2. Красикова Ирина Семеновна «Осанка» Издательство: Корона-Принт, 2013 г.
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /М., 2004.-182 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
5. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79
6. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf
7. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.// Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35.