Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / физическая подготовленность / студенты / физическое состояние / физическая культура / physical education / physical fitness / students / physical condition / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маюрова Инна Александровна, Бутыч Наталья Сергеевна

Рассмотрена проблема снижения уровня здоровья и физической подготовленности студентов образовательных учреждений высшего образования. Проведен анализ показателей функциональных проб и двигательных тестов первокурсников технических специальностей в начале учебного года. Представлены пути решения недостаточной двигательной активности в условиях учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маюрова Инна Александровна, Бутыч Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CONDITION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN TECHNICAL SPECIALTIES

The problem of reducing the level of health and physical fitness of students of educational institutions of higher education is considered. The analysis of indicators of functional tests and motor tests of first-year students of technical specialties at the beginning of the academic year was carried out. The ways of solving insufficient motor activity in the conditions of the educational process are presented.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-39-45

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

И.А. Маюрова, Н.С. Бутыч

Рассмотрена проблема снижения уровня здоровья и физической подготовленности студентов образовательных учреждений высшего образования. Проведен анализ показателей функциональных проб и двигательных тестов первокурсников технических специальностей в начале учебного года. Представлены пути решения недостаточной двигательной активности в условиях учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, студенты, физическое состояние, физическая культура.

PHYSICAL CONDITION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN TECHNICAL SPECIALTIES

Mayurova I.A. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, IAMayurova@sevsu. ru, Russia, Sevastopol, Sevastopol State University,

Butych N.S. candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NSbutych@mail. sev-su.ru, Russia, Sevastopol, Sevastopol State University

The problem of reducing the level of health and physical fitness of students of educational institutions of higher education is considered. The analysis of indicators of functional tests and motor tests of first-year students of technical specialties at the beginning of the academic year was carried out. The ways of solving insufficient motor activity in the conditions of the educational process are presented.

Key words: physical education, physical fitness, students, physical condition, physical culture.

Маюрова Инна Александровна, канд. пед. наук, доц., IAMayurova@sevsu.ru, Россия, Севастополь, Севастопольский государственный университет,

Бутыч Наталья Сергеевна, канд. пед. наук, доц., NSbutych@,mail.sevsu.т, Россия, Севастополь, Севастопольский государственный университет

В современном обществе одними из основных проблем являются снижение двигательной активности и рост заболеваемости среди молодых людей, что приводит к снижению уровня физического здоровья и физической подготовленности [6-8]. При этом процесс физического воспитания в учебных заведениях высшего образования постоянно интенсифицируется, усложняется содержание, внедряются новые образовательные технологии, что увеличивает нагрузку на современных студентов [5-7, 10].

Следует отметить, что абитури-

енты, поступающие на первый курс в высшие учебные заведения, - это выпускники средних образовательных учреждений, представители профессионально-технических училищ и колледжей, у которых наблюдается недостаточная сформированность пози -тивного отношения к занятиям физической культурой, отсутствуют знания о пользе самостоятельных занятий спортом, в связи с чем, уровень физической подготовленности с каждым годом снижается [5-7, 10].

Известно, что учебно-воспитательный процесс способствует формированию инициативной, мотивированной и здоровой личности, а от состояния здоровья зависит способность студента адаптироваться к условиям

общества, эффективно выполнять функции и решать профессиональные задачи [2, 5, 6, 8, 10]. Однако во время обучения у студентов обнаруживаются различные функциональные недостатки, которые оказывают негативное воздействие на состояние здоровья и успеваемость [3, 4, 6, 8].

При этом правильное построение учебных занятий способствует эффективному использованию средств физической культуры при планировании физической нагрузки, а методически грамотная организация учебно-тренировочного процесса, в первую очередь, зависит от уровня физической подготовленности и здоровья первокурсников [ 1].

В связи с этим, анализ физического состояния обучающихся первого курса является главной задачей кафедр физического воспитания, обусловливает необходимость мониторинга эффективности образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных потребностей первокурсников, а также возможности внедрения в учебные занятия по дисциплинам «Физи -ческая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической куль -туре и спорту» наиболее популярных, модных, доступных и эффективных средств физического воспитания [6, 9].

Целью исследования является анализ уровня физической и функциональной подготовленности студентов-юношей первого курса технических специальностей Севастопольского государственного университета.

Задачи исследования:

1) определить уровень здоровья студентов-юношей, поступивших на первый курс обучения в образовательное учреждение;

2) определить уровень физической и функциональной подготовленности студентов первого курса, обучающихся на технических специально -стях в условиях учебно-воспитательного процесса.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование (с целью сбора предварительного анамнеза студентов-юношей 1-го курса), педагогическое тестирование (двигательные тесты: кистевая динамометрия, дыхательные пробы Штанге и Генчи, функциональная проба Руфье, координационная проба Ромберга, силовые тесты: удержание массы тела на предплечьях и стойка у стены на согнутых ногах, а также тесты на определение подвижности плечевых и тазобедренного суставов), методы математической статистики.

Исследование проводилось в первом семестре 2022-2023 учебного года на базе Центра «Физическая культура и спорт» ФГАОУ ВО «Севасто -польский государственный университет» на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт». В исследовании приняли участие 415 студентов-юношей первого курса технических специальностей, относящихся к основной и подготовительной группам здоровья. При проведении анке -тирования было опрошено 450 первокурсников.

Результаты исследований и их обсуждения. Проанализировав данные анкетирования и медицинских справок юношей, поступивших на первый курс, было выявлено, что 310 первокурсников относятся к основной группе здоровья, 105 - к подготовительной и 35 - имеют заболевания и отнесены к специальной медицинской группе (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение студентов-первокурсников по группам здоровья, %: - спец. медицинская,^¿^- подготовительная, ЦЦ - основная

В результате проведенных исследований в первом семестре 20222023 уч. года был осуществлен статистический анализ полученных данных с целью определения уровня физической и функциональной подготовленности студентов-первокурсников технических специальностей (таблица).

Показатели физического состояния студентов-первокурсников технических специальностей, Х±т

Тесты / пробы Показатели (муж., n=415)

Динамометрия, кг правая рука 40,59±1,37

левая рука 38,77±1,53

Проба Штанге, с 57,25±1,32

Проба Генчи, с 47,15±2,33

Проба Руфье, у.е. 15,04±0,67

Тест на подвижность позвоночного столба, см 5,14±0,73

Удержание массы тела на предплечьях, с 83,24±2,76

Стойка у стены на согнутых ногах, с 63,15±1,72

В процессе изучения показателя «Кистевая динамометрия» выявлено, что у большинства юношей (76,5 %) низкий и ниже среднего уровни проявления изометрической силы мышц рук правой и левой кистей.

Оценка показателей силовых тестов «Удержание массы тела на предплечьях» и «Стойка у стены на согнутых ногах» позволяет констатировать, что 31 % юношей имели низкий уровень развития силы мышц ног и 61 % -средний уровень развития силы мышц туловища.

Анализ функций внешнего дыхания при выполнении пробы Штанге свидетельствовал о высоком уровне гиперкапнической устойчивости организма студентов, а показатель реакции на задержку дыхания на вдохе (0,91±0,12) - о благоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода. Результаты выполнения пробы Генчи у большинства юношей (68,9 %) соответствовали высокому уровню тренированности, при показателе реакции на задержку дыхания на выдохе (0,97±0,18), что косвенно свидетельствовало о хорошем обеспечении организма кислородом. При анализе результатов нагрузочного комплекса у 78 % первокурсников определен низкий уровень адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

Оценка результатов тестирования физических кондиций у студентов-юношей (рис. 2) выявила, что у первокурсников наилучшие результаты физической подготовленности наблюдались в показателях гибкости плечевых суставов. Так, в результатах на подвижность суставов правой руки высокий уровень был зафиксирован более чем у 63 % студентов, средний -у 29,8 %, низкий - у чуть более 7 %. Схожая тенденция отмечалась в результатах на подвижность суставов левой руки, где более 55 % обследуемых юношей показали высокий результат, около 34 % выполнили тест на среднем уровне, а 10,8 % - на низком.

Рис. 2. Показатели физического состояния студентов-первокурсников технических специальностей, %: - низкий уровень, Н - средний уровень,

- высокий уровень

Полученные данные свидетельствовали о недостаточной подвижности позвоночного столба у юношей-первокурсников: более чем у 78 % из них результаты выполнения теста «Наклон на гимнастической скамье из положения стоя» соответствовали низкому уровню, у 17,8 % - среднему и лишь у 4,2 % - высокому.

В ходе анализа результатов пробы Ромберга выявлен высокий уровень статического равновесия и вестибулярной устойчивости у большинства юношей (63,1 %), поскольку они сохраняли устойчивое положение более 30 с. Около 23,7% первокурсников выполнили пробу на среднем уровне и 13,2 % - на низком.

Выводы

Анализ показателей функциональных проб и физических тестов первокурсников технических специальностей в начале учебного года показал, что студенты-юноши чаще имели удовлетворительные и неудовлетворительные показатели физического состояния, которые негативное отражались на учебно-воспитательный процесс. При этом наиболее высокие результаты были показаны юношами в тестах, характеризующих проявле -ние гибкости плечевых суставов, в дыхательных пробах, оценивающих функцию внешнего дыхания, и в пробе, на выявление нарушений функций систем органов, участвующих в поддержании равновесия. Однако следует обратить внимание на показатели физической подготовленности первокурсников, которые характеризуют уровень развития силы мышц туловища, нижних и верхних конечностей, а также физической работоспособности.

На основе анализа уровня развития физических качеств и физических кондиций с целью коррекции физического состояния студентов, в учебную программу дисциплины «Элективные курсы по физической куль -туре и спорту» на 2022-2023 учебный год включены различные виды двигательной активности: виды дыхательных практик, скалолазание, йога, интенсивный фитнес, гиревой спорт. Также обучающимся предложены разработанные индивидуальные треки здоровья в зависимости от уровня подготовленности, представленные в виде видеорекомендаций по выполнению комплексов упражнений.

Список литературы

1. Акопова М.А., Попова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного про -филя // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 8-10.

2. Алексанян Н.Г., Лесникова Г.Н. Роль физической культуры и спорта в воспитании активной жизненной позиции студентов в современном обществе // Инновационные научные исследования 2022: психология и педагогика: сб. материалов X Междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. М.: НИЦ «Империя», 2022. С. 21-23.

3. Барковский Е.С. Физическое состояние и подготовленность студентов на учебных занятиях по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (120). С. 25-28.

4. Евдокимов И.М., Живодеров А.В., Живодеров В.А. Оценка функционального состояния студентов инженерных вузов при проведении занятий по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 6 (208). С. 135-138.

5. Климов И.А., Мищенко Н.В. Комплексный анализ физического состояния студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 1. С. 17-22.

6. Маюрова И.А., Бутыч Н.С., Малокостов В.А. Анализ физического состояния студентов нефизкультурных направлений подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (297). С.274-277.

7. Миронова С.П. Комплексная система мониторинга состояния физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 137-140.

8. Съемова С.Г. Особенности физической подготовленности студентов в вузе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 3. С. 28-32.

9. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов // Социология. 2017. № 2. С. 147-150.

10. Федорова М.Ю., Чернышов С.В., Бочкарникова Н.В. Изучение мотивации и физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 29.

References

1. Akopova M.A., Popova N.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya kul'tury zdorov'ya studentov gumanitarnogo profilya [Organizational and pedagogical conditions for the formation of a culture of health among humanitarian students] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2015. No. 2. P. 8-10.

2. Aleksanyan N.G., Lesnikova G.N. Rol' fizicheskoj kul'tury i sporta v vospitanii aktivnoj zhiznennoj pozicii studentov v sovremennom obshchestve [The role of physical culture and sports in the education of an active life position of students in modern society] // Innovative scientific research 2022: psychology and pedagogy: coll. materials X Intern. parttime scientific-practical. conf. M.: NITs "Empire", 2022. P. 21-23.

3. Barkovskij E.S. Fizicheskoe sostoyanie i podgotovlennost' studentov na uchebnyh zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture [Physical state and preparedness of students in physical education classes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 2 (120). P. 25-28.

4. Evdokimov I.M., Zhivoderov A.V., Zhivoderov V.A. Ocenka funkcional'nogo sostoyaniya studentov inzhenernyh vuzov pri provedenii zanyatij po fizicheskoj kul'ture [Evaluation of the functional state of students of engineering universities during physical education classes] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 6 (208). P. 135-138.

5. Klimov I.A., Mishchenko N.V. Kompleksnyj analiz fizicheskogo sostoyaniya studentov [Comprehensive analysis of the physical condition of students] // Izvestiya Samars-kogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2016. V. 18. No. 1. P. 17-22.

6. Mayurova I.A., Butych N.S., Malokostov V.A. Analiz fizicheskogo sostoyaniya studentov nefizkul'turnyh napravlenij podgotovki [Analysis of the physical condition of students of non-physical areas of training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 5 (297). P. 274-277.

7. Mironova S.P. Kompleksnaya sistema monitoringa sostoyaniya fizicheskoj pod-gotovlennosti studentov [Complex system for monitoring the state of physical fitness of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 62-4. P. 137-140.

8. S"emova S.G. Osobennosti fizicheskoj podgotovlennosti studentov v vuze [Features of physical readiness of students at the university] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2018. V. 3. No. 3. P. 28-32.

9. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Sravnitel'nyj analiz fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov [Comparative analysis of physical development and physical fitness of students] // Sociologiya [Sociology]. 2017. No. 2. P. 147-150.

10. Fedorova M.Yu., Chernyshov S.V., Bochkarnikova N.V. Izuchenie motivacii i fizicheskoj podgotovlennosti studentov nefizkul'turnogo profilya kak bazovyh sostavlyayush-chih gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti [The study of motivation and physical fitness of non-physical students as the basic components of readiness for professional activity] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2021. No. 3. P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.