ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 6-14 ЛЕТ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 20.12.2014 г.
Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева1
Кандидат биологических наук, доцент А.С. Аминов1
1 Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF 6-14-YEAR-OLDS FROM SOCIALLY DEPRIVED FAMILIES, EFFECTIVENESS OF REHABILITATION SYSTEM
Associate professor, Dr.Biol. A.V. Nenasheva1 Associate professor, Ph.D. A.S. Aminov1
1 Institute of Sport, Tourism and Services of South Ural State University, Chelyabinsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Доказано, что оптимальная двигательная активность, полноценное питание, положительные эмоциональные воздействия, правильный образ жизни эффективны относительно аллостазиса и аллостатического груза, так как снижают выработку и действие стрессовых медиаторов, приводят в оптимальное состояние нейроэндокринную регуляцию. Более того, все эти воздействия даже у взрослых способствуют нормализации обмена веществ и массы тела. Эти воздействия должны быть особенно эффективны у детей в условиях динамичного роста, развития и созревания функциональных систем. Именно этот подход использован в коррекционно-оздоровительной программе, внедренной в социально-реабилитационные центры. Эффективность программы оценивалась на основе консервативных показателей - нормализации морфологических и физических критериев роста и развития ребенка, а также восстановления адаптационных и функциональных резервов. Оздоровительно-коррекционная программа способствовала эффективному развитию физических качеств. Эффективность коррекционно-оздоровительной программы проявилась преимущественно на уровне улучшения и восстановления физических качеств по сравнению с морфоме-трическими и физиометрическими показателями физического развития.
Ключевые слова: аллостаз, аллостатический груз, физическое развитие, физическая подготовленность, коррекционно-оздоровительная программа.
Annotation
It has been proved that optimal motor activity, good nutrition, positive emotional impact, right habits of living are effective relative to allostasis and allostatic load, as they contribute to lower production and effect of stress mediators, resulting in the optimum condition of the neuroendocrine regulation. Furthermore, all these effects even in the case of adults contribute to the normalization of metabolism and body weight. These effects should be particularly effective for children, during the dynamic growth, development and maturation of functional systems. This is the approach which was used in the correctional and health program implemented in social rehabilitation centers. Effectiveness of the program was evaluated based on the conservative parameters - normalization of morphological and physical criteria for child's growth and development, as well as the restoration of adaptive and functional reserves. The correctional and health program contributed to the effective development of physical qualities. In addition, it helped restore the physiological patterns of development of physical qualities corresponding to sensitive periods of their formation. Girls are more susceptible to physical training, probably due to the female body being more plastic. The effectiveness of the correctional and health program was seen primarily in the level of improvement and restoration of physical qualities compared with morphometric and physiometric indices of physical development.
Keywords: allostasis, allostatic load, physical development, physical fitness, correctional and health program
Введение. В социально-реабилитационный центр (СРЦ) поступают в основном дети, лишенные родительской опеки, с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, неврологическими, генетическими и другими заболеваниями [1]. Главная задача этих учреждений - оказание детям адекватной медико-педагогической, психологической и социальной помощи, улучшение и корректировка развития. Социальная, физическая среда имеют огромнейшее влияние на физиологию, поведение, процессы адаптации [7, 8]. Индивидуумы могут уменьшать или увеличивать риск повреждения или болезни. Например, асоциальные ответы в виде драк, агрессий, алкоголизация, курение, нездоровый образ жизни, неправильная диета, гиподинамия увеличивают ал-
лостатический груз, и наоборот. Поведенческие и физиологические ответы тесно связаны, и совершенно закономерно, меняя поведенческие ответы, можно влиять на проявления аллостазиса и аллостического груза. Доказано, что оптимальная двигательная активность, полноценное питание, положительные эмоциональные воздействия, правильный образ жизни эффективны относительно аллостазиса и алло-статического груза, так как снижают выработку и действие стрессовых медиаторов, приводят в оптимальное состояние нейроэндокринную регуляцию.
Организация и методика исследования. За период 2010-2014 гг. обследовано 664 ребенка г. Челябинска в возрасте 6-14 лет: в том числе из СРЦ для несовершеннолет-
них - 327; муниципальных образовательных учреждений (МОУ) № 118 и 45 - 337. Детей обследовали при поступлении в СРЦ с учетом адаптационного периода. Физическое развитие оценивали по общепринятым методикам и индексам.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках нашего исследования мы рассматривали физическое развитие (ФР) как комплекс морфофизиологических показателей, представляющих неотъемлемую часть комплекса параметров, отражающих уровень здоровья индивидуума. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения [2, 4]. Физическое развитие «в норме» наблюдалось у 22,3 % воспитанников СРЦ и 58,2 % у детей общеобразовательной школы. Показатели длины тела девочек 6-14 лет перемещались в коридоры средней и низкой шкал центильного распределения. У мальчиков с 8 лет начиналось перемещение в коридоры среднего и низкого центильного распределения длины тела. У мальчиков регистрировался больший размах центильного распределения длины тела в разных возрастных группах. Особую тревогу вызывает возраст 12-14 лет. Большой процент мальчиков попадает в диапазон низкого и сниженного центильного коридора. Центильное распределение массы тела у детей СРЦ совпадает с распределением длины тела, и большая масса детей находится в коридоре сниженной и низкой шкал распределения. Большинство мальчиков и девочек в пубертатном периоде имеют дефицит массы и длины тела. Полученная картина центильного распределения длины и массы тела требует соответствующих корригирующих мероприятий. Девочки особенно нуждаются в коррекции массы тела в возрасте 9 и 12-14 лет, длины тела - в 7-12 лет; мальчики - в коррекции массы тела в возрасте 7-9, 12-14 лет, длины тела - в 8-9, 12-14 лет. Обращает на себя внимание факт, что в возрасте 14 лет у мальчиков и девочек окружность грудной клетки находится в диапазоне низкой и сниженной границ центильного коридора. Для детей СРЦ характерны отклонение весоростового показателя (индекс Кетле), дисгармоничность развития. Применение оздоровительных технологий позволило изменить центильное распределение изучаемых показателей и перевести его в диапазоны средних характеристик. Положительное изменение наибольшего числа изучаемых весоростовых показателей и индексов было отмечено в возрасте 10-14 лет, т. е. эти возрастные периоды являются наиболее благоприятными для корригирующих и оздоровительных мероприятий. Эффективность программы относительно роста проявилась у девочек в возрасте 7-8 и 12-14 лет; относительно массы тела - в 9-14 лет. Величина годовых прибавок составляет 1,72-3,11 кг. Возрастания соотношения веса и роста по индексу Кетле удалось добиться в возрасте 9-10 лет. Удалось также снизить дисгармоничность развития девочек. Чем больше отклонение индекса от числа 100, тем значительнее нарушение гармоничности. Мальчики были чувствительны к коррекционно-оздоровительным мероприятиям в следующих возрастах: увеличение длины тела - в 7, 10, 13 лет; массы тела - в 7, 12 лет; весоростовых показателей по индексу Кетле - в 7, 12 лет, гармоничности развития удалось достичь в 7, 10-13 лет.
Авторская оздоровительно-корригирующая программа достаточно эффективна в плане улучшения показателей окружности грудной клетки (ОГК) в покое, на вдохе и выдохе во всех возрастных группах. Однако согласно индексу Пинье (характер телосложения) даже после применения оздоровительных технологий воспитанницы 6 лет находились в диапазоне слабого телосложения, остальные в очень слабом. По индексу Эрисмана (пропорциональность развития грудной клетки) девочки 6-10 лет находились в диапазоне среднего развития грудной клетки. У мальчиков коррекционно-оздоровительная программа относительно этих показателей
была менее эффективна, особенно это касается характера телосложения и пропорциональности развития грудной клетки. Это может объясняться выраженной дисгармоничностью возрастания массы и длины тела у мальчиков.
У мальчиков и девочек в 6-10 лет идет замедление, а в 11 лет начинается ускорение, или второе вытягивание ростовых процессов. Таким образом, физическое развитие детей СРЦ соответствует физиологическим закономерностям, а авторская программа активирует и способствует нормализации количественных показателей, характеризующих рост и развитие детского организма. Характер роста детей позволяет заключить, что возрастная изменчивость размеров тела у мальчиков и девочек имеет половую специфичность. Масса тела у девочек, участвующих в программе, выше в 9-14 лет по сравнению с не участвующими в ней детьми, а у мальчиков - в 7 и 12 лет. У девочек масса тела возрастает постепенно, а у мальчиков имелось несколько пиков повышения: в 7, 10, 12 и 14 лет. У девочек СРЦ масса тела увеличивается менее интенсивно и в основном заканчивается с периодом полового созревания. Организм девочек лучше, чем у мальчиков, поддается корригирующим и оздоровительным воздействиям. Организм мальчиков менее эффективно поддается им и требует более длительных и интенсивных воздействий. Это может быть связано с наличием и сохранением у мальчиков склонности к вредным привычкам (курению, токсикомании и др.). Установлено, что неблагоприятные факторы оказывают значительное влияние на гармоничность развития и оптимальное функционирование детского организма [5, 6]. Ограничение отрицательных поведенческих реакций является для таких детей стрессом, возможно, более выраженным у мальчиков, особенно старшего возраста, и требует адаптации к новым условиям проживания.
Рассматривая адаптационный потенциал и уровень функционального состояния детей СРЦ, следует отметить, что во всех возрастных группах проявлялось напряжение механизмов адаптации, а в возрасте 6-7 лет дети находились в диапазоне неудовлетворительной адаптации. От развития силовых способности детей в значительной степени зависит состояние осанки и как следствие - хорошее функционирование висцеральной системы. Физические упражнения, направленные на развитие выносливости (аэробные), формируют кардиореспираторную систему и мышечную выносливость [3]. Анализ изменения морфо- и физиометрических показателей позволяет заключить, что использование авторской программы общеразвивающих упражнений, дополнительных нагрузок на развитие физических качеств силы и выносливости, оздоровительных технологий оказывает наиболее разностороннее позитивное воздействие на физическое развитие, функциональное состояние и адаптационный потенциал детей.
Оздоровительно-коррекционная программа способствовала эффективному развитию физических качеств. Кроме того, она позволила восстановить физиологические закономерности развития физических качеств соответственно сенситивным периодам их формирования.
Вывод. Дети, поступающие в СРЦ, перспективны относительно восстановления физиологического развития с помощью оздоровительно-коррекционных технологий. Результаты исследования позволяют заключить, что на детей СРЦ благоприятно влияет комплексная программа улучшения и корректировки психического, функционального и физического развития во всех возрастных периодах.
Литература
1. Аминов А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития подростков 12-15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Е.В. Задорина, Э. Баймухаметова // Вестник Южно-Уральского государственного университета серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2013. - Т. 13. - № 4. - С. 48-53.
60
http://www.teoriya.ru
№ 4 • 2015 Апрель | April
2. Балахонова Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста / Е.И. Балахонова // Человек, экология, симметрия: Матер. междунар. симпозиума. - Минск, 1994. - С. 73-74.
3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры, 2002. - № 3. - С. 3-5.
4. Овчаров В.К. Методические основы выявления региональной патологии у детей / В.К. Овчаров // Педиатрия. - 1995. - № 4. - С. 52-54.
5. Соколов А.Г. Эколого-физиологические механизмы развития организма детей среднего Приобъя: автореф. дис. ... докт. мед. наук / А.Г. Соколов. - Тюмень, 2002. - 39 с.
References
1. Aminov, A.S. Monitoring sostoyaniya zdoroVya i fizicheskogo razvitiya podrostkov 12-15let v razlichnykh usloviyakhprozhivaniya (Monitoring of health and physical development of 12-15-year-olds living in different conditions) / A.S. Aminov, A.V. Nenasheva, E.V. Zadorina, E. Baymukhametova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Series: «Education, health, physical culture". - 2013. - P. 13. - № 4. - p. 48-53.
2. Balakhonova, E.I. Izmenchivost' somaticheskikh kharakteristik v gruppakh devochek raznogo biologicheskogo vozrasta (Variability
of somatic characteristics in groups of girls of different biological age) / E.I. Balakhonova // Chelovek, ekologiya, simmetriya: Mater. mezhdunar. simpoziuma. (Man, ecology, symmetry: Proc. of Intern. symposium). - Minsk, 1994. - P. 73-74.
3. Bal'sevich, V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo innovatsionnogo preobrazovaniya natsional'noy sistemy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detey, podrostkov i molodezhi Rossii (Basic concepts of intensive innovative transformation of the national system of physical culture and sports education of Russian children, adolescents, and youth) / V.K. Bal'sevich // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury, 2002. - № 3. - P. 3-5.
4. Ovcharov, V.K. Metodicheskie osnovy vyyavleniya regional'noy patologii u detey (Methodological foundations of identification of regional pathology in children) / V.K. Ovcharov // Pediatriya. - 1995. - № 4. - P. 52-54.
5. Sokolov, A.G. Ekologo-fiziologicheskiemekhanizmyrazvitiyaorganizma detey srednego Priob'ya: avtoref. dis. ... dokt. med. nauk (Ecological and physiological mechanisms of body development of children of the Middle Ob region: abstract of doctoral thesis (Med.) / A.G. Sokolov. -Tyumen, 2002. - 39 P.
6. McEwen, B.S. Protective and damaging effects of stress mediators / McEwen B.S. // New England Journal of Medicine. - 1998. - P. 171-179.
7. McEwen, B.S. Stress, adaptation and disease. Allostasis and allostatic load / McEwen B.S. // Ann N Y Acad Sci. - 1998. - V. 840. - P. 33-44.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 10.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулькова1
1 Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта, Москва
Ключевые слова: игровой метод, дошкольники, методика, адаптивная физическая культура.
Значительная часть детей с отклонениями в состояние здоровья не справляются с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывают трудности социальной адаптации и в результате оказываются неподготовленными к обучению в школе.
Цель исследования - разработать структуру и содержание методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста.
Методика исследования. В ходе эксперимента нами был разработан учебно-тематический план физического развития детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет на основе игровой деятельности.
Структура и содержание экспериментального материала соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 г. № 1155). Учебный материал обязательной части программы для детей 4-5-летнего возраста выполнялся 3 раза в неделю по 15-20 мин, а вариативной части - ежедневно по 15-20 мин. Для детей 5-6 лет соответственно базовый учебный материал использовался на занятиях 3 раза в неделю по 20-25 мин, вариативный - ежедневно по 25-30 мин, для детей 6-7 лет до 30 мин 3 раза в неделю на занятиях физической культурой применялся базовый учебный материал, а вариативный - ежедневно по 25-30 мин. Учебный материал вариативной части физического воспитания предусматривал выделение блоков игр и игровых упражнений для развития физических качеств.
В блок на развитие гибкости и координационных способностей включены следующие средства: репродуктивные конкурсы для развития гибкости, корригирующая гимнастика и игровые упражнения, основные средства гимнастики для развития
координационных способностей, ритмическая гимнастика. В блок на развитие скоростно-силовых способностей включены игры и игровые упражнения для развития прыжковых навыков, быстроты движений, метательных способностей. В блок на развитие выносливости вошли многократное повторение общеразвивающих упражнений, комплексы упражнений с использованием фитболов, непрерывные подвижные игры длительностью 12-15 мин. Сюжетно-ролевой блок объединил предметные, индивидуальные игры с детьми, совместные игры воспитателя и детей. В блок игры с правилами включены: игры, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость, умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих.
Наряду с основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с нарушениями зрения и слуха остаются специально организованные занятия - лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная, корригирующая), закаливающие процедуры.
Результаты исследования. Разработанное учебно-тематическое планирование и содержание программного материала по физическому воспитанию на основе игровой деятельности для детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья способствуют ускорению развития локомоторных функций, устойчивой координации движений, внутренней уверенности в выполнении упражнений, а также помогают окрепнуть и повысить интерес к занятиям физической культурой.
Использованная литература
1. Строгова Н.А. Гуманистический подход в адаптивной физической
культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья /
Н.А. Строгова. - 2010. - № 4. - С. 31-32.
Информация для связи с автором: [email protected]