als of the XXVI International Scientific Congress, Kazan, pp. 415-417.
4. Sychev, V.S., Davydova, S.S. and Kashkarov, V.A. (2017), "Functional asymmetry in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 69-71.
5. Shvirid, A.I. (2018), "Symmetry and asymmetry in sports", Physical culture: problems of education and upbringing, collection of articles, Yekaterinburg, pp. 51-55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.12.2022
УДК 796.015
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ 7-11 ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Антонович Черняев, кандидат педагогических наук, профессор, Лидия Сергеевна Рогова, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
Физическое воспитание, физическое развитие и физическая подготовка детей 7-11 лет занимающихся в спортивных секциях в последнее время все больше привлекают внимания ученых, тренеров и медиков. Известно, что этот школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития двигательных качеств и способностей детей этого возраста. Темпы естественного прироста двигательных способностей в различные периоды развития организма школьников не одинаковы. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических качеств, спортсменов-школьников является дифференцированное педагогическое воздействия в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями. Изучение вопросов связанных с выявлением уровня физического развития и физической подготовленности в условиях спортивных школ всегда остаются актуальными. Это связанно не только с занятиями физической культурой в рамках учебного процесса, но и с внеурочными занятиями спортом, где тренеры проводят предварительный отбор и спортивную ориентацию для зачисления учащихся в СШ и СШОР нарастание тотальных размеров тела ребенка в разные возрастные периоды протекает неравномерно. Скачки роста наблюдаются от 7 до 8 лет (полу ростовой скачок). Физиометрические показатели и силовые возможности изменяются в зависимости от возраста детей. При этом темпы приросты у мальчиков и девочек в некоторых показателях достоверно отличается Высокий уровень показателей скорости, скоростно-силовых возможностей нами определен у мальчиков 9-11 лет, а у девочек эти показатели несколько ниже. Прыжок в длину с места является выражением скоростно-силовых возможностей. У мальчиков с 7 до 11 лет - прирост составил 24,1%.. В группе девочек наблюдается более выраженное изменение результатов в прыжках в длину. При достаточно низких результатах в прыжках по сравнению с мальчиками, у них прирост составил 27,6%.
Ключевые слова: физическое развитие и физическая подготовленность, детей 7-11 лет, Физиометрические показатели, уровень показателей скорости, скоростно-силовых возможностей, изменяются в зависимости от возраста детей.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p595-600
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF 7-11 YEAR OLD CHILDREN AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING
Alexander Antonovich Chernyaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lidia Sergeevna Rogova, the master's student, Volga Region State University of Physical Culture,
Sports and Tourism, Kazan
Abstract
Physical education, physical development and physical training of children 7-11 years of age engaged in sports sections have recently increasingly attracted the attention of scientists, coaches and doc-
tors. It is known that this school age is the most favorable period for the development of motor qualities and abilities of children of this age. But at the same time, it must be remembered that the rates of natural growth of motor abilities in different periods of development of the body of schoolchildren are not the same. At the same time, one of the important requirements for the integrated development of physical qualities, athletes-schoolchildren is differentiated pedagogical impact in accordance with their individual and age-sexual characteristics. The study of issues related to the identification of the level of physical development and physical fitness in the conditions of sports schools always remains relevant.This is connected not only with physical education within the framework of the educational process, but also with extracurricular sports, where coaches carry out preliminary selection and sports orientation for enrollment of students in the secondary school and SSHOR, the increase in the total size of the child's body in different age periods proceeds unevenly. Growth spikes are observed from 7 to 8 years (half a growth jump). Physiometric indicators and power capabilities vary depending on the age of children. At the same time, the growth rate in boys and girls in some indicators is significantly different. We have determined high level of speed indicators, speed and power capabilities in boys 9-11 years old, and in girls these indicators are slightly lower. The long jump from the place is expression of speed and power capabilities. Boys from 7 to 11 years old - the increase of 24.1%. In the group of girls, there is more pronounced change in the results in the long jump. With fairly low results in jumps compared to boys, they had increase of 27.6%.
Keywords: physical development and physical fitness, children 7-11 years old Physiometric indicators, the level of speed indicators, speed and power capabilities, change depending on the age of children.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание, физическое развитие и физическая подготовка детей 7-11 лет занимающихся в спортивных секциях в последнее время все больше привлекают внимания ученых, тренеров и медиков [3]. При этом большое значение имеет умело и правильно построены занятия по физической культуре и спорту, для укрепления здоровья, физического развития детей. Всё это должно способствовать повышению работоспособности и улучшению функциональных возможностей занимающихся детей.
Современные программы по физическому воспитанию учащихся спортивных школ акцентированы преимущественно на формировании двигательной культуры и приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям [5].
Задачей физического воспитания 7-11-летних в спортивных секциях является гармоническое развитие физических качеств и способностей. Известно, что этот школьный возраст является самым благоприятным периодом, когда происходит естественное развитие двигательных качеств и способностей детей. Но при этом надо помнить, что темпы естественного прироста двигательных способностей в различные периоды развития организма школьников не одинаковы.
Изучение закономерностей взаимосвязи развития двигательных качеств в школьном возрасте имеет большое значение для практики физического воспитания и спорта с точки зрения возможности управления этими процессами [1].
Итак, педагогическое руководство воспитанием физических качеств может успешно осуществляться, как при условии учета возрастных особенностей формирования двигательной функции, при умелом использовании преподавателем средств и методов педагогического воздействия, соответствующих задачам всестороннего физического развития и специальной физической подготовки занимающихся [2].
Главное место в улучшении двигательных качеств и способностей 7-11 летних отводят программе физического воспитания в той или иной спортивной школе. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических качеств спортсменов-школьников является дифференцированное воздействия упражнений на организм в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями [4].
Изучение вопросов связанных с выявлением уровня физического развития и физической подготовленности в условиях спортивных школ всегда остаются актуальными.
Это связанно не только с занятиями физической культурой в рамках учебного процесса, но и с внеурочными занятиями спортом, где тренеры проводят предварительный отбор и спортивную ориентацию для зачисления учащихся в ДЮСШ и СШОР
Целью исследования - определить динамику физического развития и физической подготовленности 7-11-летних детей на этапе начальной спортивно подготовки в динамике нескольких лет.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическое развитие - понятие комплексное, собирательное, поэтому и признаки, характеризующие его, разнообразны. Однако в качестве основных признаков физического развития берут длину и массу тела, обхват грудной клетки. Эти признаки, необходимые для характеристики массы, плотности и формы тела ребенка. Организм ребенка в начальный школьный период постоянно растет и развивается. На это развитие положительно влияет двигательная активность ребенка. Основным показателем физического развития является рост детей, который увеличивается постоянно, но неравномерно.
1. Динамометрия - измерение силы сжатия кисти, точность измерения 2 кг, сила мышц спины определяется при помощи станового динамометра, точность измерения 5 кг.
2. Антропометрия - измерение роста (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки (ОГК) (см), экскурсия грудной клетки (ЭГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), Рост измеряли с помощью ростомера, вес с помощью стандартных медицинских весов, показатели жизненный объём легких (ЖЕЛ) определяли с помощью сухого спирометра, точность измерения 100 мл, а показатели окружность грудной клетки (ОГК) и экскурсия грудной клетки (ЭГК) с помощью измерительной ленты.
3. Тестирование. Для определения физической подготовленности детей от 7 до 1112 лет будут использоваться следующие тесты: бег 30 м - быстрота; бег на 800 м - выносливость; челночный бег 5х10 м - координационные способности; наклон туловища -гибкость; прыжок в длину с места скоростно-силовые способности; подтягивание - силовые способности.
Исследование проводились на базе спортивной школы по гребле в г. Нижнего Новгорода. Мы исследовали мальчиков и девочек в количестве 42 человека, из них 22 мальчиков и 20 девочек. Исследуемые показатели за 7- и 8-летних были предоставлены тренерами-преподавателями, которые ведут занятия в рамках тренировочного процесса, а показатели у 9 и 11-летних были получены в ходе собственных исследований, также в рамках тренировочного процесса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По полученным нами данным, было выявлено, что показатели длины тела у мальчиков и девочек с 7 по 11 лет достоверно увеличиваются, но эти изменения имеют различную динамику.
Как видно из таблицы 1, нарастание тотальных размеров тела ребенка в разные возрастные периоды протекает неравномерно. Это неравномерность проявляется в интенсивности увеличения каждого из параметров. На фоне неуклонного снижения интенсивности роста от рождения к зрелости у мальчиков и у девочек от 7 к 9 годам. Сначала наблюдается резкий скачок увеличения длины тела. Однако интенсивность и продолжительность этого скачка роста у каждого ребенка различна. По литературным данным скачок роста (Д.А. Фарбер и др., 1983) у девочек приходится на период между 11 -12 годам. Предшественником предпубертатного скачка является ранний скачок, который происходит от 7 к 8 годам.
Наравне с физическим развитием, всегда определяют также функциональные показатели. По нашим данным (таблица 1) физиометрические показатели мальчиков и девочек
с возрастом имеют тенденцию к увеличению. Но при этом наблюдается различная динамика изменения изучаемых показателей. Важными показателями, характеризующими развитие внешнего дыхания детей, является экскурсия грудной клетки и жизненная емкость легких.
Таблица 1 - Показатели и уровень физического развития
Показатели Исследуемые группы
Мальчики Девочки
7 лет. 8 лет 9 лет 11 лет 7 лет. 8 лет 9 лет 11 лет
Длина тела (см) 122,7±1,4 128,3±1,30 134,2±1,5 142,5±1,4 122,2±1,6 128,2±1,6 133,3±1,58 145,7±1,6
уровень Средний Высокий Средний Высокий
Масса тела, (кг) 22,4±0,6 24,9±0,8 27,5±1,0 | 34,6±0,8 23,5±0,9 | 25,1 ±1,10 | 27,6±1,4 32,2±0,7
уровень В/с Средний В/с Средний
ОГК покой (см) 57,5±0,50 59,1±0,50 66,2±0,70 |б6,9±0,53 54,7±0,72 | 57,1±0,50 | 59,7±0,52 | 64,7±0,50
уровень Средний
ЭГК (см) 2,7±0,20 | 3,5±0,2 | 7,45±0,21 7,13±0,3 | 2,7±0,20 | 3,1±0,20 | 4,3±0,3 | 6,9±0,3
уровень Средний
ЖЕЛ (мл) 1233,9±5 1 1450±52 1570,8±61 2015±22 1104,9±29 1220,8±26 1341±34 2001±32
уровень Низкий Средний Н/с Средний
Динамометрия Пр. 9,5±0,40 12,1±0,5 15,1±0,48 21,6±6 9,1±0,70 11,4±0,68 14,2±0,80 15,8±2,2
Лев. 9,1±0,4 10,7±0,5 12,9±0,5 19,,4±5,2 8,3±0,35 9,4±0,4 11,6±0,5 12,4±3,2
уровень Средний
Становая (кг) 30,7±1,0 | 40.1±0,9 | 43,8±1,7 | 58,8±1,2 | 34,4±1,4 | 37,0±0,9 | 40,6±1,0 | 53,8±3,2
уровень Средний
Показатели ЭГК у мальчиков и девочек постоянно увеличивается от 7 к 11 годам, при этом у мальчиков в более выраженной степени Достоверные различия между исследуемыми группами наступают к 11 годам. Следовательно, это связано с тем, что мальчики более подвижны и их двигательная активность намного выше, чем у девочек.
При развитии двигательных качеств большое значение имеют подбор и применение подготовительных упражнений. Они могут быть по своей структуре близкими к разучиваемым действиям. В их числе - движения типа многоскоков, бега с высоким подниманием бедра, бега с доставанием высоко подвешенных предметов, различных видов прыжков и других упражнений. Целесообразно использовать такие упражнения, которые служили бы одновременно подводящими и содействовали развитию основных двигательных качеств.
Результаты определения физической подготовленности обработано с учетом возраста и пола. представлены в таблице 2. Нас также интересовал вопрос, какой уровень развития двигательных качеств имеют исследуемые мальчики и девочки. В процессе анализа полученных данных установлено, что характер проявления двигательных способностей у школьников от 7 до 11 лет неодинаков. Возрастная динамика всех рассматриваемых показателей отличалась неравномерностью изменений.
Результаты силовых показателей мальчиков и девочек также разнятся. Из нее видно, что силовые возможности детей имеют положительную динамику. У мальчиков наблюдается более выраженное изменение. Результаты у девочек по силовым показателям также имеют положительную динамику, но при этом динамика менее выражена.
Известно, что изучаемые тестовые упражнения определяют уровень развития двигательных способностей детей, эти показатели у мальчиков и девочек отличаются. Темпы прироста показателей выше у мальчиков, чем у девочек. Если в тестовых заданиях бег на 30 метров и в челночном беге мальчики имели средний уровень, а к 5 классу достигли высокого уровня развития (таблица 2).
Наши результаты показывают, что физическая подготовленность мальчиков и девочек с возрастом изменяется в сторону улучшения.
Для определения скоростных возможностей мы использовали тестовые задания -бег на 30 м. результаты показывают, что скоростные возможности мальчиков достоверно улучшаются к 11 годам.
Таблица 2 - Показатели и уровень физической подготовленности мальчиков и девочек
Показатели Исследуемые группы
Мальчики Девочки
7 лет 8 лет 9 лет 11 лет 7 лет 8 лет 9 лет 11 лет
Бег 30 м. (сек) 6,9±0,2 6,3±0,1 5,9±0,2 5,2±0,1 6,8±0,2 6,4±0,1 6,0±0,1 6,0±0,2
Уровень Средний Высокий Высокий Средний
Челночный бег (с) 10,1±0,1 | 9,9±0,1 8,8±0,2 8,1±0,1 10,7±0,1 | 10,4±0,1 9,3±0,2 8,9±0,1
Уровень Средний В/с В/с Средний Высокий Средний
Прыжок в длину (см) 133,5±5,5 | 141,1±5,6 156,7±4,1 179,7±5,0 117,6±3,8 | 125,1±3,7 144,6±6,0 158,2±3,3
Уровень Средний Низкий Средний
Подтягив./отжимание 1,9±0,3 | 1,9±0,4 5,1±1,4 6,9±0,8 7,0±0,7 | 9,1±0,6 13±1,1 | 14,2±0,9
Уровень Низкий Высокий Средний Выше среднего
Гибкость (см) 6,1±51,8 | 6,7±0,6 7,4±1,3 7,7±0,7 | 7,7±0,8 | 6.8±1,0 8,3±0,9 | 10.5±0,7
Уровень Высокий
Бег 800 м. (мин. сек) 5,7±0,1 | 5,1±0,1 | 4,4±0,12 | 3,51±0,2 | 6,5±0,2 | 6,3±0,2 | 6,0±0,2 | 5,0±0,2
В ходе исследования нами установлено, что уровень физической подготовленности учащихся изменяется в зависимости от возраста. Так явно просматривается тенденция к повышению развитию скоростных качеств, силы и выносливости. В прыжке с места мальчики и девочки имели средний уровень физической подготовленности. У мальчиков постепенно улучшаются Скоростные и координационные способности. А у девочек скоростные и координационные способности находится на среднем уровне.
Вместе с тем нами отмечено значительный высокий уровень показателей гибкости. У мальчиков и девочек гибкость находится на высоком уровне и продолжает из года в год улучшаться. Вероятно, это связано с особенностями физического развития детей. Так же нами отмечено, что физических качеств мальчиков и девочек находится на одном уровне. А в подростковом возрасте развитие физических качеств изменяется в зависимости от пола.
Бег 30 м челночны бег Прыжок в длину Гибкость Бег 800 м
■ Мальчики ■ Девочки
Рисунок - Темпы прироста показателей физической подготовленности у младших школьников (%)
Координационные способности детей младшего школьного возраста также с возрастом изменяется в сторону улучшения. На рисунке представлены темпы прироста показателей физической подготовленности мальчиков и девочек с 7 до 11 лет.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что с возрастом у детей в основном положительно улучшаются показатели физической подготовленности. Для мальчиков характерен средний и выше среднего уровни развития двигательных качеств, а для девочек средний уровень. Изменение двигательных возможностей детей с возрастом изменяется. Более выраженное изменение наблюдается в младшем школьном возрасте. Общеиз-
599
вестно, что младший школьный возраст самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Почему-то в условиях общеобразовательных школ данные положения упускаются, т. е. на фоне снижения двигательной активности наблюдается увеличение умственной нагрузки. Большое практическое значение имеет, осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодов развития основных физических качеств, которые наиболее чувствительны к влиянию тренировки.
ВЫВОДЫ
Возрастание тотальных размеров тела мальчиков и девочек происходит неравномерно. Скачки роста наблюдаются от 7 до 8 лет (полу ростовой скачок). Физиометриче-ские показатели изменяются в зависимости от возраста детей. При этом темпы приросты у мальчиков и девочек в некоторых показателях достоверно отличается. Уровень физической подготовленности мальчиков и девочек зависит от возраста и по мере перехода детей из одного возрастного периода в другой показатели развития скорости, выносливости и силы увеличивается, также наблюдается высокий уровень гибкости. У мальчиков прирост составил 21,3%, а у девочек 36,3%. Такая же динамика в показателях общей выносливости. Высокий уровень показателей скорости, скоростно-силовых возможностей нами определен у мальчиков 9-11 лет, а у девочек эти показатели несколько ниже. Прыжок в длину с места является выражением скоростно-силовых возможностей. У мальчиков с 7 до 11 лет - прирост составил 24,1%. В группе девочек наблюдается более выраженное изменение результатов в прыжках в длину. При достаточно низких результатах в прыжках по сравнению с мальчиками, у них прирост составил 27,6%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа В.П., Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. - Москва : Спорт, 2016. - 230 с.
2. Виленская Т.Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста / Т.Е. Виленская. - Москва : Советский спорт, 2009. - 281 с.
3. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 25-26.
4. Семёнова Г.И. Спортивная ориентация и отбор : учебное пособие для вузов / Г.И. Семёнова. -Москва : Юрайт, 2022. - 105 с.
5. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор. Теория и практика : монография. - Москва : Советский спорт, 2013 - 1048 с.
REFERENCES
1. Guba, VP. and Marinich V.V. (2016), Theory and methodology of modern sports research, Sport, Moscow.
2. Vilenskaya, T.E. (2009), Health-improving technologies of physical education of children of primary school age, Soviet Sport, Moscow.
3. Nikitushkin, V.G. (2014), "Modern training of young athletes", Physical culture, sport - science and practice, No. 1, pp. 25-26
4. Semenova, G.I. (2022), Sports orientation and selection: textbook for universities, Yurayt, Moscow.
5. Sergienko, L.P., (2013), Sports selection. Theory and practice, monograph, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.12.2022