Научная статья на тему 'Физическое образование подростков в сфере досуга с учетом национальных традиций'

Физическое образование подростков в сфере досуга с учетом национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ТАНЦЫ / PHYSICAL EDUCATION / MOTIVATION / NATIONAL TRADITIONS / OUTDOOR GAMES / DANCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Яковлев Юрий Владимирович, Яковлев Геннадий Александрович, Соколов Николай Гурьевич

Повышение качества физического образования подрастающего поколения рассматривается одной из стратегических задач социально-экономического развития современного Российского общества. При этом особое внимание обращается на регионы, где в силу сложившихся многовековых национальных традиций и обычаев физическое образование подрастающего поколения находится на низком уровне. В этом случае особую актуальность приобретает использование национальных средств физического образования, как доступных, популярных и наиболее широко используемых среди детей и подростков в повседневной жизни. В статье рассматриваются особенности физического воспитания подростков в сфере досуга и с учетом национальных традиций. Представлены результаты изучения мотивационно-ценностных ориентаций молодежи на основе использования национальных подвижных игр и танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаев Махмутгири Атуевич, Яковлев Юрий Владимирович, Яковлев Геннадий Александрович, Соколов Николай Гурьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education of teenagers in the sphere of leisure according to national traditions

Improving the quality of physical education of the younger generation is considered one of the strategic tasks of the socio-economic development of the modern Russian society. Moreover, the special attention is paid to the regions where, due to the centuries-old national traditions and customs, the physical education of the younger generation is at a low level. In this case, the use of national means of physical education, as affordable, popular and most widely used among children and adolescents in everyday life, is of particular relevance. The article discusses the features of physical education of adolescents in the field of leisure and taking into account national traditions. The results of the study of motivational-value orientations of youth based on the use of national outdoor games and dances are presented.

Текст научной работы на тему «Физическое образование подростков в сфере досуга с учетом национальных традиций»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА С УЧЕТОМ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-

Петербургский горный университет; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Геннадий Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, тьютор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербург; Николай Гурьевич Соколов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский

государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Повышение качества физического образования подрастающего поколения рассматривается одной из стратегических задач социально-экономического развития современного Российского общества. При этом особое внимание обращается на регионы, где в силу сложившихся многовековых национальных традиций и обычаев физическое образование подрастающего поколения находится на низком уровне. В этом случае особую актуальность приобретает использование национальных средств физического образования, как доступных, популярных и наиболее широко используемых среди детей и подростков в повседневной жизни. В статье рассматриваются особенности физического воспитания подростков в сфере досуга и с учетом национальных традиций. Представлены результаты изучения мотивационно-ценностных ориентаций молодежи на основе использования национальных подвижных игр и танцев.

Ключевые слова: физическое образование, мотивация, национальные традиции, подвижные игры, танцы.

PHYSICAL EDUCATION OF TEENAGERS IN THE SPHERE OF LEISURE ACCORDING TO NATIONAL TRADITIONS

Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Yuri Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Gennady Alexan-drovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, tutor, National Research University Higher School of Economics, St. Petersburg; Nikolay Guryevich Sokolov, the candidate ofped-agogical sciences, senior lecturer, Russian State Hydro Meteorological University, St. Petersburg

Annotation

Improving the quality of physical education of the younger generation is considered one of the strategic tasks of the socio-economic development of the modern Russian society. Moreover, the special attention is paid to the regions where, due to the centuries-old national traditions and customs, the physical education of the younger generation is at a low level. In this case, the use of national means of physical education, as affordable, popular and most widely used among children and adolescents in everyday life, is of particular relevance. The article discusses the features of physical education of adolescents in the field of leisure and taking into account national traditions. The results of the study of motivational-value orientations of youth based on the use of national outdoor games and dances are presented.

Keywords: physical education, motivation, national traditions, outdoor games, dances.

ВВЕДЕНИЕ

О значении использования национальных средств физического образования различных половозрастных и этнических групп отмечается во многих научных исследованиях. Большинство из них посвящены исследованиям возможностей использования национальных подвижных игр и танцев в обязательной классно-урочной системе занятий по физической культуре и рассматриваются как дополнение к программному содержанию учебного

предмета «физическая культура». В нашем исследовании, например, ранее было установлено, что использование национальных игр и танцев в образовательном процессе по физической культуре в сельских национальных школах, положительно влияет на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся. Национальные народные танцы отличаются общедоступностью для любого возраста, легкостью движений, плавностью, выразительностью исполнения. По сравнению с танцами танго, вальс и др. они более экспрессивны и темпераментны [2, 4].

Цель исследования - научно обосновать возможность использования национальных подвижных игр и танцев в обязательной классно-урочной системе занятий по физической культуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Локальный политический, и социально-экономический кризис, имевший место в Национальных Республиках с середины 90-х годов прошлого века, существенно отразился на системе физического образования подрастающего поколения. Обязательные формы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, как и система образования в целом, были практически разрушены, учреждения дополнительного образования спортивной направленности отсутствовали. Образовавшийся вакуум существенно отразился на здоровье подрастающего поколения, возможностях использования средств физической культуры и спорта в адаптации к реальным условиям жизнедеятельности, усвоении национальных традиций, норм и правил социального поведения. Однако, как показывают наблюдения и опыт практики, несмотря на сложные условия жизнедеятельности, подвижные игры и танцы по-прежнему широко использовались в регионах детьми и подростками в повседневной жизни.

В настоящее время нормализация и стабилизация обстановки в регионах позволяет активизировать физическое образование молодежи, проведение широких научных исследований в этой области научных знаний. В тоже время существует ряд объективных и субъективных причин, ограничивающих возможности использования национальных подвижных игр и танцев в физическом образовании детей и подростков.

С одной стороны, богатая национальная культура, благоприятные климатические условия предоставляют широкие возможности для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, использование в этих целях национальные средства физического образования. Народные средства отражают богатство национальных культур, являются необходимым элементом образа жизни индивидов, служат источником пополнения и обогащения современных средств физической культуры. Народные формы и средства физической культуры заложили основы и национальных видов спорта, среди которых ведущее место занимают виды спортивных единоборств.

С другой стороны, существенное негативное влияние на данный процесс оказывается субъективный фактор. Традиционно сложившийся быт многодетных и многоукладных семей, влияние религиозных пережитков, негативное отношение большей части взрослого населения к организованным формам физического образования детей, особенно девушек старшего школьного возраста, не позволяет физическое образование поднять на должный уровень. Уроки физической культуры в старших классах по этой причине посещают не более 15-20% старшеклассниц. Однако, как показывают наблюдения и опыт практики, несмотря на сложные условия жизнедеятельности, национальные подвижные игры и танцы по-прежнему широко использовались молодежью в повседневной жизни.

В этой связи становится особенно актуальным дальнейшее развитие физической культуры и спорта в сфере досуга детей и подростов, где национальные средства физической культуры традиционно популярны и широко используются в практической деятельности. Они позволяют удовлетворять естественные потребности детей и подростков в двигательной активности, неформальном общении, выполняют важную функцию их

отвлечения от сложных проблем повседневной жизни. Кроме того, национальные подвижные игры и танцы служат не только средством восстановления и укрепления физического здоровья молодежи, но и выполняют важную рекреационную социально-психологическую функцию - адаптации и социализации молодых людей к реальным условиям социальной жизни. Но проблема использования национальных средств физического образования подрастающего поколения в регионах страны ещё недостаточно изучена.

Самостоятельная и добровольно выполняемая двигательная деятельность человека в сфере досуга получила название физкультурно-рекреационной деятельности. Актуальность физкультурно-рекреационной деятельности подростков в сфере досуга обусловлена тем, что именно в этой сфере их жизнедеятельности наиболее ярко проявляются национальные традиции и обычаи, наиболее интенсивно происходит усвоение национальных социокультурных ценностей.

Мотивационно-ценностные ориентации как общая направленность жизни человека и реализуемая в конкретных ситуациях подразделяются на три группы: дефинитарная (гедонистическая) ориентация, ориентация на самореализацию и духовная ориентация.

Дефинитарная ориентация - ориентация на результат, стремление к достижению комфортного состояния, субъективно воспринимаемого оптимального самочувствия. Ориентация на самореализацию выражается в доминировании на процесс деятельности, стремлении наиболее полно реализовать свой потенциал, преодоления внешних и внутренних (связанных с самим субъектом) препятствий, реализации личностно значимых целей. Духовная ориентация выражается в значимости для личности реализации обще гуманистических ценностей - стремлении к красоте тела, общению, альтруизму, взаимопомощи и сотрудничеству [1].

В работе представлены результаты эмпирического исследования мотивационно-цен-ностных ориентации подростков - учащихся старших классов сельских школ в физкуль-турно-рекреационной деятельности, использование национальных подвижных игр и танцев в этом виде физкультурной деятельности. Объектами исследования были также неформальные физкультурные объединения подростков, использующие национальные подвижные игры и танцы как средства физкультурно-рекреационной деятельности в сфере досуга.

Проведенный опрос (анкетирование) подростков показал, что ведущими ориентаци-ями выступают гедонистические ориентации - веселье, получения удовольствия, наслаждения от процесса и результата физкультурно-рекреационной деятельности. Гедонистические мотивационно-ценностные ориентации выполняют также, по мнению подростков, релаксационную функцию - отвлечения от бытовых жизненных проблем.

Для реализации мотивационно-ценностных ориентаций широко используются традиционные национальные средства физического образования - подвижные игры и танцы. По данным опроса подростков среди подвижных игр наиболее популярными являются следующие игры: «охрана очага», «забивание мяча в башню», «вдовья игра» (среди девушек). Среди танцев - «ходы с подскоком», «прыжки с приходом на колени», «каблучный танец с подбивкой», всего 5 танцев, состоящих из 42 элементов (движений).

Используемые подвижные игры и танцы по своей простоте и доступности не предъявляют особых требований к физическому развитию и двигательной подготовленности подростков, нет необходимости в использовании сложных технических средств и спортивного инвентаря. Важно отметить, что перечисленные подвижные игры и танцы носят, как правило, групповой характер и позволяют удовлетворять потребность подростков в неформальном общении со сверстниками [1, 3].

ВЫВОДЫ

В современных условиях социально-экономического развития Российского общества значительно возрастает необходимость повышения качества физического образования

подрастающего поколения. При этом особое внимание нужно уделить регионам, где в силу сложившихся многовековых национальных традиций и обычаев физическое воспитание молодежи находится на низком уровне.

Степень реализации мотивационно-ценностных ориентаций определяет социальное самочувствие человека - целостное субъективно оцениваемое эмоционально-установочное состояние, социальное благополучие и удовлетворенность жизнью - важнейшие социально-психологические характеристики личности

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, П.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов технического вуза / П.А. Васильева, И.С. Лебедева // Записки горного университета. - 2011. - Т. 193. - С. 104-105.

2. Николаев, А.Н. Методика изучения ценностных ориентаций / А.Н. Николаев // Психологические основы обучения и воспитания : материалы 26-й научной конференции. - СПб., 2000. - С. 90-111.

3. Рыжкин, Ю.Е. Физическая рекреация в сфере досуга человека / Ю.Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 17-19.

4. Старовойтова, Г.В. К вопросу об этносоциологическом изучении образа жизни / Г.В. Старовойтова // Этнографические аспекты изучения современности. - Л. : Наука, 1980. - С. 85-92.

5. Эльмурзаев, М.А. Особенности физического воспитания девушек Х-Х1 классов сельских школ (на примере Чечено-Ингушской Республики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Эльмурзаев М.А. - Л., 1991. - 21 с.

REFERENCES

1. Vasiliev, P.A. and Lebedeva, I.S. (2011), "Features of the formation of foreign language socio-cultural competence of students of a technical university", Scientific journal "Notes of the Mining University", Vol. 193, pp. 104-105.

2. Nikolaev, A.N. (2000), "The methodology of the study of value orientations", Psychological foundations of training and education: materials of the 26th scientific conference, St. Petersburg, pp. 90111.

3. Ryzhkin, Yu.E. (2002), "Physical recreation in the field of human leisure", Theory and practice of physical education, No. 5, pp. 17-19.

4. Starovoitova, G.V. (1980), "To the question of ethnosociological study of lifestyle", Ethnographic aspects of the study of modernity, Nauka, Leningrad, pp.85-92.

5. Elmurzaev, M.A. (1991), Features of physical education of girls of the X-X1 classes of rural schools (on the example of the Chechen-Ingush Republic), dissertation, Leningrad.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.