Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛЫХ БАССЕЙНАХ'

ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛЫХ БАССЕЙНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL-SIZE SWIMMING POOL / JUNIOR SCHOOL AGE / SWIMMING BASICS COURSE / MENTAL COMFORT / MULTISIDED PERSONALITY DEVELOPMENT / PHYSICAL SAFETY / AGE-SPECIFIC MENTAL QUALITIES / МАЛЫЙ БАССЕЙН / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полунина Т.И., Соколов В.Н., Титлов А.Ю.

Рассматривается значимость малых бассейнов при начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Плавание - один из наиболее массовых и популярных видов спорта, а умение плавать относится к числу жизненно важных и необходимых навыков для детей, так как плавание сочетает в себе ряд уникальных особенностей. Во-первых, оно способствует гармоническому развитию организма; во-вторых, представляет собой оздоровление и закаливание; в-третьих, позволяет избежать несчастные случаи при контакте детей с водной средой. Подобная конкретизация в этом возрасте обусловлена практикой физического воспитания в России. По статистике 90% несчастных случаев на воде происходит с участием именно младшего звена обучающихся плаванию, а именно детей младшего школьного возраста, поэтому, на наш взгляд, важно рассмотреть роль малых бассейнов на начальных шагах обучения плаванию. Автор делает заключение, что малые бассейны ни в чем не уступают большим бассейнам детско-юношеских спортивных школ и даже, напротив, имеют в некоторых аспектах хорошее преимущество. Благодаря малым бассейнам мы даем возможность научить детей младшего школьного возраста основам плавания, которые боялись либо плавать, либо больших бассейнов и т. д. При этом мы увеличиваем количество детей, которые занимаются плаванием, то есть массовость, что приведет нас к еще большей конкуренции в плавании как виде спорта, а значит, к еще более высоким победам в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND MENTAL COMFORT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S SWIMMING PRACTICES IN SMALL-SIZE POOL

The study analyzes benefits of the small-size swimming pools for the junior schoolchildren’s basic swimming practices. Swimming is ranked among the most popular mass sport disciplines, with the swimming skills considered critical for survival. There are also other important benefits of swimming practices for they are believed to facilitate harmonized development, contribute to the health improvement and body tempering initiatives; and prevent risks in contacts with water basins. The special attention to the swimming practices is due to the Russian health statistics that report, among other things, 90% of the lethal accidents on water involving the junior schoolchildren. This was one of the prime reasons for the authors to consider benefits of the small-size swimming pools for the age-specific swimming basics courses. The study data and analysis demonstrate that the small-size swimming pools are beneficial in many aspects when compared to the standard CYSS pools as they encourage the junior schoolchildren who would otherwise fear swimming in large pools. The small-size swimming pools were found to mitigate such fears and, hence, engage more children in swimming and, potentially, in the competitive swimming sport.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛЫХ БАССЕЙНАХ»

ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАЛЫХ БАССЕЙНАХ

УДК/UDC 796.011.3

Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Полунина1 Аспирант В.Н. Соколов1

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Титлов1

Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область Аннотация

Рассматривается значимость малых бассейнов при начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Плавание - один из наиболее массовых и популярных видов спорта, а умение плавать относится к числу жизненно важных и необходимых навыков для детей, так как плавание сочетает в себе ряд уникальных особенностей. Во-первых, оно способствует гармоническому развитию организма; во-вторых, представляет собой оздоровление и закаливание; в-третьих, позволяет избежать несчастные случаи при контакте детей с водной средой. Подобная конкретизация в этом возрасте обусловлена практикой физического воспитания в России. По статистике 90% несчастных случаев на воде происходит с участием именно младшего звена обучающихся плаванию, а именно детей младшего школьного возраста, поэтому, на наш взгляд, важно рассмотреть роль малых бассейнов на начальных шагах обучения плаванию.

Автор делает заключение, что малые бассейны ни в чем не уступают большим бассейнам детско-юношеских спортивных школ и даже, напротив, имеют в некоторых аспектах хорошее преимущество. Благодаря малым бассейнам мы даем возможность научить детей младшего школьного возраста основам плавания, которые боялись либо плавать, либо больших бассейнов и т. д. При этом мы увеличиваем количество детей, которые занимаются плаванием, то есть массовость, что приведет нас к еще большей конкуренции в плавании как виде спорта, а значит, к еще более высоким победам в спорте.

Ключевые слова: малый бассейн, младший школьный возраст, обучение плаванию, психологический комфорт, всестороннее развитие личности, физическая безопасность, психологические особенности возраста.

PHYSICAL AND MENTAL COMFORT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S SWIMMING PRACTICES IN SMALL-SIZE POOL

PhD, Associate Professor T.I. Polunina1 Postgraduate student V.N. Sokolov1 PhD, Associate Professor A.Yu. Titlov1

1State University of Social Studies and Humanities, Kolomna, Moscow Region

The study analyzes benefits of the small-size swimming pools for the junior schoolchildren's basic swimming practices. Swimming is ranked among the most popular mass sport disciplines, with the swimming skills considered critical for survival. There are also other important benefits of swimming practices for they are believed to facilitate harmonized development, contribute to the health improvement and body tempering initiatives; and prevent risks in contacts with water basins. The special attention to the swimming practices is due to the Russian health statistics that report, among other things, 90% of the lethal accidents on water involving the junior schoolchildren. This was one of the prime reasons for the authors to consider benefits of the small-size swimming pools for the age-specific swimming basics courses. The study data and analysis demonstrate that the small-size swimming pools are beneficial in many aspects when compared to the standard CYSS pools as they encourage the junior schoolchildren who would otherwise fear swimming in large pools. The small-size swimming pools were found to mitigate such fears and, hence, engage more children in swimming and, potentially, in the competitive swimming sport.

Keywords: small-size swimming pool, junior school age, swimming basics course, mental comfort, multisided personality development, physical safety, age-specific mental qualities.

Введение. Дети младшего школьного возраста уже столкнулись с системой подготовки в школе, понимают, как необходимо вести себя на уроках, а следовательно, и на занятиях по плаванию. Что касается всех тех, кто старше детей младшего школьного возраста, то одним из главных аргументов является то, что для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети обладают лучшей плавучестью, чем взрослые за счет меньшего удельного веса. Это говорит нам о том, что с каждым годом, становясь все старше и старше, человеку, который не научился плавать, будет все сложнее научиться этому.

Цель исследования — научно-теоретическое обоснование физического и психологического комфорта при обучении плаванию детей младшего школьного возраста в малых бассейнах.

Результаты исследования и их обсуждение. По нашему мнению, глубина бассейна должна быть по пояс для детей младшего школьного возраста. Если рост

детей младшего школьного возраста составляет примерно 122—140 см, то глубина бассейна должна варьироваться от 60 до 70 см. Что касается формы бассейна, то здесь можно сказать следующее, главное, заинтересовать ребенка, а форма самого бассейна на состояние занимающегося практически не влияет. Это может быть и круглой формы бассейн и прямоугольной (как бывает зачастую) и квадратной и т.д. Остается открытым вопрос о длине и ширине малых бассейнов. Зависит здесь все от того, сколько детей младшего школьного возраста может находиться на занятии по обучению плаванию. По нормам расчетная пропускная способность для детей в возрасте от 7 до 11 лет, или поверхность воды в квадратных метрах, на одного человека составляет 3 кв. м. Остается добавить к этому, что число детей в группе не должно превышать 12—15 человек [2, 5].

Опираясь на изложенное, мы можем говорить не об одной значимой причине при использовании малых бассейнов в системе подготовки детей младшего

школьного возраста плаванию. Главной из них является то, что благодаря использованию малых бассейнов мы можем обучать детей, которые боятся больших бассейнов или которые боятся воды. Требуется только разумно подойти к этому вопросу и не напугать детей еще больше. Ни в коем случае не заставлять ребенка, лучше всего в такой ситуации дать возможность понаблюдать со стороны, как проходит занятие в бассейне, какие упражнения выполняются. Посмотрев на других детей, как они выполняют упражнения в бассейне, ребенок наберется большей уверенности и в голове у него сложится мнение, что если они могут и не бояться, значит, и ему самому нечего бояться. Обязательно разговаривать с первого занятия с ребенком, который боится воды. Расспросить его, чего конкретно он боится, воды, тренера, складывающейся обстановки, дать возможность быть самостоятельнее и узнать, чего он хочет сам. Как правило, при такой последовательности в действиях спустя три или четыре занятия ребенок понемногу начинает доверять тренеру, и тут главной целью для достижения будет просто нахождение ребенка в воде. Когда он начнет улыбаться и играться в бассейне, это и будет показателем того, что ребенок готов к выполнению плавательных упражнений. Чувствуя под ногами дно бассейна, дети с легкостью начнут покорять одно упражнение за другим [1, 3, 4]. Обязательным условием занятий в бассейне является наличие игрового момента. Это уже не просто кинуть мячик или у кого сильней брызги в бассейне, это игра в команде со строго определенными правилами. Она поможет им не думать о том, что бассейн это то место, которого надо бояться. В игре дети расслабляются и чувство страха понемногу исчезнет полностью. Самое интересное здесь, что те дети младшего школьного возраста, которые боялись, но начали посещать занятия в малом бассейне, будут получать такой же оздоровительный эффект, укрепление иммунитета, необходимые знания и умения, что и те дети, которые сразу пришли в большой бассейн, т. е. говоря другими словами, они ни в чем не уступят детям, занимающимся в большом бассейне и, даже напротив, создадут дополнительную конкуренцию в плавании. Безусловно, начинать работать с такими детьми младшего школьного возраста всегда тяжело, но когда, посетив несколько занятий по плаванию, ребенок зайдет в воду, счастью его не будет предела [1, 2]. Роль тренера на первых занятиях по плаванию заключается в том, чтобы постоянно менять задания, предлагать разные варианты выполнения упражнений, создавать альтернативу и никогда не заставлять ребенка сделать то или иное плавательное упражнение. Добиться необходимо того, чтобы ребенок сам захотел или сам сказал, что выполнит упражнение. Малый бассейн в этой ситуации по сравнению с большим имеет большое преимущество. Даже если тренер по плаванию будет только наблюдать за происходящим, такие плавательные упражнения, как удержания на плаву (звездочка, медуза), с большим успехом и спокойствием будут выполняться в малом бассейне детьми младшего школьного возраста, только начинающих изучать плавание. Когда дети чувствуют дно под ногами, это придает им огромную уверенность в себе, поэтому все базовые упражнения в плавании лучше изучать в малом бассейне. Во-первых, процесс обучения займет меньшее коли-

чество времени и, во-вторых, в большом бассейне при выполнении тех же самых упражнений есть вариант, что ребенок перепугается и еще очень долго не захочет выполнять данное упражнение или, что еще хуже, начнет бояться плавать вообще [1, 2, 4]. Помимо этого, если дети младшего школьного возраста проводят свою тренировку в большом бассейне, то они вынуждены все занятие находиться в движении, так как встать на дно не имеют возможности, либо стоят рядом с бортиком, ухватившись за него двумя руками. Оба варианта уступают малому бассейну. В первом варианте, особенно если дети младшего школьного возраста новички, выдержать всю тренировку в движении будет очень трудно, дети сильно устанут и у них пропадет желание приходить на дальнейшие тренировки. Второй вариант также отрицательно повлияет на детей младшего школьного возраста. Находиться большую часть занятия около бортика неудобно тем, что это приведет к быстрому замерзанию детей в воде. Держать все занятие их в воде точно приведет к тому, что они заболеют и мы вернемся к тому, что желания посещать дальнейшие занятия не будет. Постоянно отпускать в душевые погреться — это тоже не выход, нарушается целостность проведения занятия и тогда мы опять затягиваем процесс обучения и, следовательно, он будет дольше по времени, нежели при обучении детей младшего школьного возраста в малом бассейне. При выполнении упражнений в малом бассейне дети младшего школьного возраста в любой момент могут встать на дно и отдохнуть либо поправить плавки, шапочку или очки. Так что плавание детей младшего школьного возраста в малом бассейне намного удобнее и безопаснее. Ко всему этому стоит добавить еще один очень важный факт, касающийся температуры в малых и больших бассейнах. По норме температура воды в спортивных бассейнах может доходить до 27 градусов, а в малых бассейнах температура доходит до 31 градуса. Таким образом, тренируясь в малом бассейне, дети младшего школьного возраста даже при низкой физической активности не будут замерзать так сильно, как можно замерзнуть в больших бассейнах. Так что малый бассейн со своей температурой будет благоприятнее влиять как на занимающихся, так и на процесс обучения в целом [1].

Остается самая главная причина, почему важно научить детей плавать. Как мы уже выяснили, малые бассейны помогут абсолютно всем детям, которые боятся воды, научиться плавать и при этом ни в чем не уступать тем детям, которые изначально начали плавать в больших бассейнах. Необходимость обучения плаванию детей младшего школьного возраста заключается в том, что статистические данные по Российской Федерации о несчастных случаях на воде среди детей говорят нам, что в основном тонут дети от 5 до 9 лет, то есть дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому чем больше мы научим детей плавать, тем меньше у нас будут происходить несчастные случаи на воде с детьми. Сказав детям о том, что ходить на водоемы одним запрещено, обязательно находиться на водоемах только в присутствии взрослых, не поможет огородить их от этого. Так или иначе, случайно или нет кто-то из детей столкнется с такой ситуацией и тут решающим фактором будет то, знает ли ребенок, как необходимо повести себя в той или иной ситуации на водном объекте [1, 5].

Вывод. Малые бассейны ни в чем не уступают большим бассейнам детско-юношеских спортивных школ и, даже напротив, имеют в некоторых аспектах хорошее преимущество. Благодаря малым бассейнам мы даем возможность научить детей младшего школьного возраста основам плавания, которые боялись либо плавать, либо больших бассейнов и т. д. При этом мы увеличиваем количество детей, которые занимаются плаванием, то есть массовость, что приведет нас к еще большей конкуренции в плавании как виде спорта, а значит, к еще более высоким победам в спорте.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 2001.

2. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. - М.: Изд-во ВЛДДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.

3. Литвинов А.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание / А.А. Литвинов, А.В. Козлов, Е.В. Ивченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

5.

Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер / И.П. Нечунаев. — М.: Эксмо, 2012. - 272 с.

Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху / В.Н. Платонов. — М.: Советский спорт, 2012. — 480 с.

References

Bulgakova N.Zh. Plavanie [Swimming]. M.: Fizkultura i sport publ., 2001.

Vikulov A.D. Plavanie [Swimming]. Study guide. M.: VLADOS-PRESS publ., 2004. 367 p.

Litvinov A.A., Kozlov A.V., Ivchenko E.V. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta. Plavanie [Theory and methods of teaching basic sports. Swimming]. M.: Akademiya publ., 2013. 272 p. Nechunaev I.P. Plavanie. Kniga-trener [Swimming. Coaching Book]. M.: Eksmo publ, 2012. 272 p.

Platonov V.N. Sportivnoe plavanie: put k uspekhu [Sport swimming: way to success]. M.: Sovetskiy sport publ., 2012. 480 p.

H Информация для связи с автором: emitusova@bk.ru Поступила в редакцию 10.04.2019

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В СПОРТЕ

УДК/UDC 796.011

Доктор педагогических наук, доцент А.А. Передельский1 Я.В. Захарова1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: спорт, искусство, художественный образ, спортивная деятельность, эстетическая гимнастика.

Введение. На протяжении многих десятилетий в научной литературе идет дискуссия о проблемах взаимоотношения между спортом и искусством. Например, хотелось бы отметить две противоположные точки зрения — профессора В. И. Столярова, рассматривающего возможность синтеза спорта и искусства с позиции эстетического восприятия, и нашу — в большей степени акцентирующую внимание на том, что спорт с момента его зарождения имеет своё внутреннее, присущее ему телесно-двигательное искусство.

Цель исследования — научное обоснование взаимодействия спорта и искусства в спортивной деятельности на примере эстетической гимнастики.

Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что в древнейшем обществе состязательность и искусство были неотделимы друг от друга. Однако в ХХ в. при проведении Олимпийских игр спорт и искусство стали рассматриваться как взаимодополняющие, но не пересекающиеся компоненты, например церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. В спорте по-прежнему существует эстетическая составляющая, особенно ярко проявляющаяся в единоборствах и сложнокоординационных видах спорта (танцы на льду, синхронное плавание, спортивные танцы, эстетическая гимнастика). В этих видах спорта искусство проявляется в формировании художественного образа, телесно-двигательной реализации художественного акта исполнителями и телесно-мимическом знаковом выражении чувств и переживаний спортсменов.

Искусство спорта заявляет о себе посредством создания новых видов спорта с большей долей телесно-

художественной составляющей. Особенно яркими примерами в данном случае выступают спортивные (бальные) танцы и эстетическая гимнастика.

Отделившись от художественной, эстетическая гимнастика получила целый ряд отличий, характеризующих её как проявление внутреннего синтеза спорта и искусства: включение в программу выступлений, наряду с техническими, танцевальных элементов и движений телом; рассмотрение возрастных категорий не по разрядам, а по годам рождения; свободный выбор музыки; полное соответствие макияжа и прически художественному образу; постановка правильного дыхания, способствующего росту выносливости и, соответственно, естественности выступления; цель соревновательной программы — показ мини-спектакля; оценка, помимо техники, артистизма и исполнительского мастерства.

Вывод. В современном спорте диалектически взаимодействуют две тенденции: собственно спортизации и художественности (искусства). Если с середины XIX в. до середины ХХ в. доминировала первая тенденция, то сегодня наращивает своё влияние вторая тенденция, создавая баланс искусства (художественности) и спорта (в частности, технической составляющей) в самой спортивной деятельности. В теории и практике спорта диалектика взаимодействия сказанных тенденций интегрируется как диалектика зрелищности и результативности спортивной деятельности.

Использованная литература

1. Столяров В.И. Современные проблемы науки о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева. — М.: Советский спорт, 2015. — С. 184-194, 432-450.

Н Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru

Поступила в редакцию 20.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.