Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / физический эксперимент / учебный процесс / project activity / physical experiment / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галынина Кристина Владимировна

В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется активным методам обучения, одним из которых является проектная деятельность. Она позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и развить практические навыки, применить полученные знания на практике. Организация проектной деятельности по физике имеет свои особенности и требует специального подхода. Физика это наука о природных законах, исследующая явления окружающего мира. Проектная деятельность в этой области помогает студентам лучше понять фундаментальные законы природы, а также развивает их критическое мышление и творческую активность. Важно правильно организовать проектную деятельность по физике, чтобы студенты успешно решали задачи самостоятельно или в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галынина Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the modern educational process, more and more attention is paid to active teaching methods, one of which is project activity. It allows students not only to gain theoretical knowledge, but also to develop practical skills, apply the acquired knowledge in practice. The organization of project activities in physics has its own characteristics and requires a special approach. Physics is the science of natural laws, exploring the phenomena of the surrounding world. Project activity in this field helps students to better understand the fundamental laws of nature, as well as develops their critical thinking and creative activity. It is important to properly organize project activities in physics so that students successfully solve problems independently or in a team.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

7. Рябова, Н.М. Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе как способ достижения педагогических целей: дисссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Рябова Наталья Михайловна. -Кострома, 1996. -212 с.

Педагогика

УДК 372.851

старший преподаватель кафедры информатики и общетехнических дисциплин Галынина Кристина Владимировна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется активным методам обучения, одним из которых является проектная деятельность. Она позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и развить практические навыки, применить полученные знания на практике. Организация проектной деятельности по физике имеет свои особенности и требует специального подхода. Физика - это наука о природных законах, исследующая явления окружающего мира. Проектная деятельность в этой области помогает студентам лучше понять фундаментальные законы природы, а также развивает их критическое мышление и творческую активность. Важно правильно организовать проектную деятельность по физике, чтобы студенты успешно решали задачи самостоятельно или в команде.

Ключевые слова: проектная деятельность, физический эксперимент, учебный процесс.

Annotation. In the modern educational process, more and more attention is paid to active teaching methods, one of which is project activity. It allows students not only to gain theoretical knowledge, but also to develop practical skills, apply the acquired knowledge in practice. The organization of project activities in physics has its own characteristics and requires a special approach. Physics is the science of natural laws, exploring the phenomena of the surrounding world. Project activity in this field helps students to better understand the fundamental laws of nature, as well as develops their critical thinking and creative activity. It is important to properly organize project activities in physics so that students successfully solve problems independently or in a team.

Key words: project activity, physical experiment, educational process.

Введение. Организация проектной деятельности по физике является одним из эффективных методов обучения, позволяющим студентам более глубоко освоить предмет, развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы. Проектная деятельность предоставляет возможность применять знания и умения в реальных ситуациях, проводить научные исследования, экспериментировать и делать открытия [1].

Целью организации проектной деятельности по физике является формирование у студентов системного подхода к изучению предмета, способности анализировать полученные данные, выделять главное от второстепенного. Это также помогает развивать коммуникативные навыки студентов - участие в проектах требует не только индивидуальной работы, но и коллективного взаимодействия со сверстниками [2].

Задачи организации проектной деятельности по физике:

1. Познакомить студентов с методами научно-исследовательской работы. Проектная деятельность в физике предоставляет возможность студентам освоить методы сбора данных, проведения экспериментов, анализа результатов и формулирования выводов. Это помогает развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

2. Развивать творческое мышление. Проектные задания по физике часто требуют нестандартного подхода и креативности. Участие в проектах способствует развитию творческого мышления у студентов - они вынуждены искать новые решения проблем, создавать необычные модели или экспериментальные установки.

3. Способствовать глубокому пониманию физических явлений. Изучение физики через проектную деятельность позволяет студентам лучше понять и запомнить основные законы и принципы физики. Практика наблюдения, опыт проведения экспериментов и анализ полученных результатов помогает закрепить теоретический материал [3].

4. Развивать коммуникативные навыки. Участие в проектной деятельности по физике требует не только индивидуальной работы, но и взаимодействия с другими студентами. Проекты часто предполагают коллективное выполнение задания, обсуждение результатов и презентацию полученных данных. Это развивает коммуникационные навыки участников проекта.

5. Подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности. Организация проектной деятельности по физике является отличным способом подготовки студентов к участию в научных конференциях, олимпиадах и соревнованиях. Участие в проектах позволяет им приобрести необходимые навыки для успешного выступления перед аудиторией, а также представить свои научные исследования.

Первым шагом в планировании проекта является определение целей и задач, которые необходимо достичь. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (SMART-подход). Например, целью может быть создание экспериментального устройства для изучения эффекта Магнуса или проведение научно-исследовательской работы с использованием методов квантовой механики [3].

Затем следует определить задачи каждого этапа проекта. Задачи должны быть четко сформулированы и разбиты на более мелкие подзадачи. Каждая задача должна иметь своего ответственного исполнителя и срок выполнения.

Далее необходимо проанализировать ресурсы, необходиме для реализации проекта. К ресурсам относятся финансовые, человеческие, материальные и информационные ресурсы. Необходимо определить наличие каждого ресурса и распределить его по задачам проекта [4]. Этому способствует использование информационных технологий.

Оценка рисков является важной частью планирования проекта. Риски могут включать в себя технические проблемы, финансовые трудности, недостаток времени или персонала и другие потенциальные препятствия. Проведение анализа рисков поможет выявить возможные угрозы и разработать стратегии для их минимизации или предотвращения.

После этого необходимо разработать график выполнения проекта. График должен содержать последовательность выполнения задач, сроки начала и окончания каждой задачи, а также зависимости между задачами. Такой график поможет контролировать ход выполнения проекта и своевременно выявлять отклонения от плана.

Для эффективного управления проектом необходим руководитель, который создает команду специалистов в области физики. Каждый из участников должен иметь обладать определенными знаниями и навыками для успешного выполнения своих задач. Важно также уточнить роли и обязанности каждого члена команды и обеспечить эффективное взаимодействие между ними. Руководитель обычно является учитель физики.

Постоянный контроль и отчетность являются неотъемлемой частью организации проектной деятельности. Регулярные совещания, отчеты о выполнении задач, мониторинг прогресса проекта помогут обнаружить потенциальные проблемы и предпринять своевременные действия для их устранения [4].

Изложение основного материала статьи. Подготовка и проведение экспериментов являются важной частью проектной деятельности по физике. Эксперименты позволяют учащимся проверить теоретические знания на практике, развивать навыки наблюдения, измерений, анализа данных и принятия решений. Рассмотрим основные шаги подготовки и проведения экспериментов в рамках проектной деятельности.

Первый шаг - выбор темы и целей эксперимента. Учитель или ученик может предложить конкретную тему для исследования или участники могут самостоятельно выбрать интересующую их область. Важно определить четкую цель эксперимента - что мы хотим выяснить или проверить с помощью данного эксперимента.

Далее необходимо составить план эксперимента. План должен содержать описание всех необходимых материалов, инструментов и приборов, а также последовательность проведения опытных работ. При составлении плана следует учитывать доступность используемых материалов и возможности его повторяемости другими учениками или исследователями.

Когда план эксперимента готов, следует приступать к сбору необходимых материалов и оборудования. Важно заранее оценить доступность необходимых ресурсов и придумать альтернативные способы получения нужных материалов или оборудования.

При проведении эксперимента важно быть последовательным и точным. Наблюдения должны быть осуществлены систематически с фиксированием всех результатов. Измерения также следует проводить с максимальной точностью, чтобы получить достоверные данные для анализа.

Полученные данные следует анализировать и интерпретировать. Результаты эксперимента можно представить в виде таблиц, графиков или диаграмм, что поможет лучше понять полученные результаты. При анализе данных стоит обратить внимание на соответствие полученных результатов изначальной цели эксперимента.

В заключительном этапе проектной деятельности по физике участники должны сделать выводы на основе проведенного ими эксперимента. Они могут подтверждать или опровергать теории, выдвигать новые гипотезы или делать предложения для дальнейших исследований. Важно, чтобы участники могли объяснить свои выводы на основе полученных данных [4].

Проектные задания оформляются по следующей структуре:

Вариант №1

Тема проекта: будет сформулирована с использованием красочного наглядного пособия.

Примечание: учащиеся будут учиться правильному использованию информационных технологий.

Прочти: предоставляется краткий текст, на основе которого формулируется проблема, цель эксперимента и правильное оформления.

Читай и думай: дается краткий текст, на основе которого формулируется проблема, цели эксперимента.

А теперь-опыт: дается краткое описание целей и задач эксперимента.

Как выполнить: дается краткое описание эксперимента.

Подведение итогов: оценка деятельности, анализ результатов и рефлексия.

Раздел для вас: включает описание дополнительной информации и экспериментов, которые учащиеся, могут найти и провести самостоятельно или с помощью родителей в домашних условиях.

Вариант №2.

Тема проекта: формулируется тема урока с использованием красочного наглядного материала.

Цель работы: объяснить чем будут заниматься ученики.

Оборудование и материалы: перечислить, что будут использовать учащиеся.

Рекомендации по проведению эксперимента: описать правила безопасности и объяснить последовательность действий.

Обсуждение результатов и разработка проектов.

Описание заданий.

Рассмотрим примеры маршрутных листов.

Первый вариант маршрутных листов.

Проектный лист №1 «Полет самолетов».

Цель: Организация проектной деятельности в области моделирования движения и летательных аппаратов._

Полёт самолётов

I. Прочти.

Самолёты - это сложные по конструкции летательные аппараты, изготовленью из материалов которые тяжелее воздуха. И сам самолёт тоже «тяжелее» воздуха, он все равно поднимаюся в воздух и (удивительно) - ЛЕТАЮТ!

II. Прочти и подумай.

Самолёты все разные - большие и маленькие, грузовые и пассажирские, но у них у всех есть что-то общее. Подумайте, какие элементы есть в конструкции всех самолётов? Что общего в полёте

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Обращаться с ножницами необходимо осторожно, чтобы самому не порезаться и не поранить другого.

При изготовлении модели следуйте инструкции, хорошо проглаживайте сгибы.

При исследовании лётных свойств самолёта тщательно проводите

необходимые измерения.

различных моделей самолётов? Запишите свои мысли, обсудите их с остальными участниками группы, руководителем группы [5].

III. А теперь — опыт.

Изготовить модель оригами самолета и исследовать его летательные характеристики. Подумайте и обсудите с коллегами по конструкторскому цеху, какие летные характеристики бумажных самолетов вы можете исследовать. Обратитесь за консультацией к руководителю.

IV. Как выполнить опыт (некоторые рекомендации).

Выберите наиболее интересную модель из предложенных бумажных самолётов. Сделайте свой собственный самолет из листа бумаги. (!!! Важно. Все модели должны быть изготовлены из одинаковых листов бумаги. Подумайте, почему это важно).

Раскрасьте свою модель. Придумайте ей название и напишите его на борту.

Сравните модели, сделанные группой. Определите, чем они отличаются друг от друга.

Выйдите в коридор, размотайте рулетку. Встаньте у отметки «О» и несколько раз запустите свою модель самолёта, зафиксируйте и запишите в таблицу наилучший результат. (Старайтесь при запуске прикладывать одинаковое усилие) [5].

Поменяйтесь самолётиками и снова проведите эксперимент.

Рекомендуемый вариант таблицы:

Название модели (самолета) Отличительная особенность Летный параметр №1 Лётный параметр №2 Лётный параметр №3 Примечание

V. Подведение итогов. Сравнить результаты своего исследования с результатами других исследований. Определите наилучшую модель для каждого параметра.

Обсудите и рассмотрите: связь между результатами полёта и конструкционными особенностями модели. VI. Оцените.

Уважаемый посетитель парка удивительной физики, Вы выполнили серьёзное исследование.

Оцените успешность своей работы (выберите и нарисуйте в отчёте рядом со своим именем один из смайликов).

Оцените успешность работы участников вашей группы (выберите и нарисуйте в отчёте рядом с именами участников своей один из смайликов).

VII. Если Вам понравилось это исследование, то этот раздел для Вас.

Дополнительная информация

Интересно

- А когда появились первые аэропланы?

- Кто управлял первым аэропланом?

- Во время полёта самолёт не падает благодаря подъёмной силе. А откуда она берётся?

- А какой современный самолёт самый большой?

- А какой самый быстрый?

- Почему у одних самолётов есть пропеллеры, а у других нет?

- Что такое «закрылки» и «элероны»? Зачем они нужны самолётам?

- А что ещё интересного можно узнать о самолётах?

Ответы на эти вопросы Вы можете найти в Интернете и энциклопедиях

Выводы. Таким образом, подготовка и проведение экспериментов является неотъемлемой частью проектной деятельности по физике. Эти этапы помогают учащимся развивать свои способности к наблюдению, анализу данных и суждениям. Кроме того, проведение экспериментов позволяет учащимся проверить свои теоретические знания на практике и сделать новые открытия в области физики.

Литература:

1. Богаев, Д.П. Полезные хитрости при выполнении лабораторных работ / Д.П. Богаев // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 6,- С. 6-16

2. Васильева, В. В. Экспериментальная и проектная деятельность при обучении физике / В.В. Васильева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 18 (465). - С. 231-234. - URL: https://moluch.ru/archive/465/102307/ (дата обращения: 08.10.2023)

3. Васильев, A.A. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по физике средствами парка удивительной физики / A.A. Васильев, К.В. Галынина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании,-2016. - № 3(41). - С. 150-159,-EDNWMFIHZ

4. Галынина, К.В. Применение моделей смешанного обучения при изучении физики / К.В. Галынина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2023. - № 4(85). - С. 49-52. - EDN HPWOUG

5. Мягкая, С.Н. Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7-9-х классов / С.Н. Мягкая. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство,2020. - С. 6-8. -URT: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15756/ (дата обращения: 01.05.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Гарёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация В последние десятилетия произошли существенные изменения в различных отраслях наук, оказавших существенное влияние на понимание основных категорий педагогики профессионального образования: роли университетов, преподавателей вузов, образования и воспитания студенческой молодежи, разработки и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и т.д. Данные изменения диктуют необходимость модернизации программ и качества обучения студентов в вузе, повышение значимости научно-исследовательской работы, разработки инновационных информационно-компьютерных технологий, создание возможностей для полноценного профессионального и творческого развития обучающихся и преподавателей. В материалах данной статьи подробно изложены и обобщены современные аспекты изучения категориального аппарата высшей школы и даны перспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: университет, образование, высшее образование, воспитание, обучение, компетентностный подход.

Annotation. In recent decades, significant changes have occurred in various branches of science, which have had a significant impact on the understanding of the main categories of pedagogy of vocational education: the role of universities, university teachers, education and upbringing of students, the development and implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education, etc. These changes dictate the need to modernize programs and the quality of student education at the university, increase the importance of research work, develop innovative information and computer technologies, and create opportunities for the full professional and creative development of students and teachers. The materials of this article detail and summarize modern aspects of the study of the categorical apparatus of higher education and give prospects for their further development.

Key words: university, education, higher education, upbringing, training, competency-based approach.

Введение. Современное развитие науки и высшего образования в России и за рубежом оказывает существенное влияние на становление категориального аппарата педагогики и психологии высшей школы. От развития основных категорий профессиональной педагогики зависит дальнейшее развитие общественного уклада, разработка и внедрение новаций и инноваций в различные сферы жизни общества. В рамках заявленной темы статьи и рассмотрим современные аспекты высшего образования в России и за рубежом.

Изложение основных материалов статьи. Интерпретация терминологического обозначения - университет funio) в дословном переводе с латинского языка - универсал, универсум, означающий системную связь внешнего, внутреннего мира и образования. Ключевой особенностью университетов является полиморфность исполняемой деятельности, начиная от проектирования и реализации профильных образовательных программ и заканчивая инновационными научными исследованиями, существенно расширяющие интеллектуальные и социально-экономические ресурсы современного общества [4, 13].

Сегодняшние университеты представляют собой интеграцию студентов и преподавателей, науки, образования, традиций и инноваций в целях постижения истины во благо дальнейшего развития мировой цивилизации. (В.И. Аршинова, Н.И. Басовская, Г.П. Бахтина, В.П. Беспалько, О.Н. Голубева, К.К. Гомоюнова, А.В. Гладунко, И.В. Захарова, Е.С. Ляхович, Садовничий В.А., О.Н. Козлова, B.C. Кузнецова, B.C. Леднева, Ю.Г. Татура, В.В. Шукшунова; М. Вебер, В. Губальт, К.Керра, В. Тейлор, К. Ясперс).

Функциональное предназначение современного университета определено рядом взаимосвязанных функций: интеллектуальной, направленной на обучение студентов самостоятельному поиску истины, подготовки научных высококвалифицированных кадров нового поколения; культурно-гуманистической, связанной с наращиванием интеллектуального потенциала обучающихся и становление у них высоких моральных ценностей, направленных на овладение концептуальными основами развития современного общества; сервисной, проявляющейся в обеспечении социума спектром услуг различного профиля (политических, экономических и т.д.), способствующей дальнейшему инновационному социально-экономическому развитию общества [12].

Результатами образования является грамотность, определенная как минимальный уровень накопления знаний и навыков и развития личностных качеств обучающихся; образованность, подразумевающая личностную и общественную грамотность доведенную до наивысшего уровня своего развития, предполагающая наличие сформированного обширного мировоззрения, глубины понимания различных актуальных вопросов; профессиональная компетентность, определяемая выбранным профилем направления подготовки, направленная на систематизацию и последовательное накопление знаний, умений, навыков, опыта развития индивидуальных склонностей каждого человека, становление у обучающихся важнейших качеств личности (любознательность, ответственность, эстетичность и т.д.); культура, проявляющаяся в апогеи развития образованности и профессионализма, выражаемая в человеческой индивидуальности; менталитет, воплощающий весь комплекс мировоззренческих установок и ценностей человека [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.