Научная статья на тему 'Физические упражнения как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин'

Физические упражнения как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
744
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Знаменская С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физические упражнения как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин»

вья. Кроме того, в практическом разделе должны быть освоены методы оценки образа жизни и потребностно-мотивационной составляющей физической культуры личности учащегося.

Совершенно очевидно, что содержание дополнительного урока физкультуры в средней школе как самостоятельной учебной дисциплины требует уточнения и конкретизации в зависимости от возрастной категории учащихся.

Как важнейший базовый компонент формирования общей культуры учащихся, дополнительный урок по физической культуре своей формой и методами будет способствовать повышению гармонизации телесного и духовного единства личности и формированию здоровья.

Например, можно предложить на протяжении годового курса дополнительного урока (для 10-11 классов) рассмотрение следующих вопросов:

1. Изучение ценностных ориентаций личности

2. Валеологический самоанализ жизнедеятельности

3. Изучение развития познавательных процессов

4. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей

5. Изучение биоритмологического профиля

6. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы

7. Изучение функционального состояния респираторной системы

8. Изучение эмоциональных состояний

9. Изучение умственной, физической и сенсорной работоспособности

10. Самоанализ родословной

11. Путешествие в тайну рождения

12. Анализ семейных отношений

13. Изучение физического развития по антропометрическим данным

14. Определение функционально-морфологического типа

15. Изучения состояния опорно-двигательного аппарата

16. Оценка биологического созревания и полового развития

17. Изучение статуса питания

18. Гигиеническая оценка учебного режима в образовательном учреждении

19. Гигиеническая оценка учебного помещения

20. Валеологический анализ школьного урока

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

С.И. Знаменская

Современный уровень развития Российского государства требует особо пристального внимания к решению демографических проблем, которые находятся на уровне национальной безопасности страны. Особенностью демографической ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости и повышение количества осложненных беременностей и родов. По данным О.Г. Фроловой, И.А. Ильичевой (2003), около 70% беременных женщин имеют различные патологические состояния. Частота нормальных родов не превышает 31%. Следовательно, необходим поиск факторов, которые позволят улучшить состояние беременных женщин.

Различные исследования показывают, что на характер протекания бере-

менности, успешность родов и состояние ребенка огромное влияние оказывают эмоциональные переживания беременной женщины. Негативные состояния (такие, как излишнее напряжение и тревожность) способствуют усилению токсикозов, преждевременным родам или самопроизвольным абортам, увеличивают объем кровопотери в родах, продолжительность всех периодов родов, повышают порог болевой чувствительности у женщин (Абрамченко В.В., 1997; Сырица А.О., 1987). Подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и состояние здоровья ребенка (Абрамченко В.В., 1992), в том числе психического (Захаров А.И., 1998). Считается, что основа эмоционального благополучия личности закладывается в пренатальный период ее развития.

В связи с этим, возникает проблема необходимости профилактики и коррекции негативных переживаний беременных женщин. Традиционные методы психологической помощи в большинстве случаев оказываются не эффективными (Грандилевская И.В., 2003).

Существует мнение, что занятия физическими упражнениями в процессе беременности могут обладать психотерапевтическим эффектом, улучшать эмоциональное благополучие беременных женщин (Абрамченко В.В., 1997). Однако экспериментальных подтверждений этому не обнаружено.

В данном исследовании изучается влияние беременности на эмоциональные состояния женщин (констатирующая часть) и возможности физической культуры в плане коррекции негативных состояний беременных (формирующий эксперимент).

Для изучения эмоциональных состояний беременных использовались методики: «САН» В. А. Доскина в модификации А.Н. Николаева «САННТУВ» (Николаев А.Н., 2001, С. 81-84), «Диагностики субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела - М. Фергюсона (Основы психологии, 1999, С. 379-380), «Шкала депрессии» (там же, С. 385-387), «Экспресс-диагностики невроза» К. Хека - Х. Хеса (там же, С. 414-415), «Самооценки психических состояний» Г. Айзенка (там же, С. 372-374). Качество родов изучалось с помощью шкалы Апгар (оценка состояния ребенка), экспертной оценке качества родов медицинским персоналом и оценка родов самими роженицами.

В ходе констатирующего исследования было установлено, что беременность оказывает довольно сильное влияние на эмоциональную сферу женщин. Сравнительный анализ выраженности эмоциональных состояний беременных женщин (п = 50) по 1-критерию Стьюдента на различных этапах беременности показал наличие довольно существенных изменений.

В первом триместре беременности происходит снижение самочувствия (р < 0,02), активности (р < 0,05), повышение напряжения (р < 0,001), эмоционального возбуждения, депрессивности (р < 0,03), тревожности (р < 0,05), невротизма (р < 0,01), агрессии (р < 0,05). Изменения в эмоциональной сфере очень существенные, их характер негативен. Во втором триместре беременности происходит стабилизация эмоциональной сферы, переживания становятся позитивными. Во втором триместре у беременных улучшается самочувствие (р < 0,01), настроение (р < 0,02), повышается активность (р < 0,05), снижается тревожность (р < 0,05), уровень эмоционального возбуждения (р < 0,05), депрессивности (р < 0,01), невротизации (р < 0,02). В третьем триместре существенно ухудшается самочувствие (р < 0,001), снижается активность (р < 0,01),

ухудшается настроение (р < 0,05), повышается напряженность (р < 0,05), тревожность (р < 0,01), повышается эмоциональное возбуждение (р < 0,02), нев-ротизация (р < 0,05), агрессия (р < 0,05).

В целом, изменения, происходящие с эмоциональными состояниями женщин в связи с беременностью, довольно негативны. Особенно тяжелыми в эмоциональном плане являются первый и третий триместр беременности.

Большинство эмоциональных состояний беременных женщин подвержены достаточно сильной динамике во время беременности - это самочувствие, активность, настроение, напряженность, возбуждение, депрессивность, невротизация, агрессия. Следовательно, эмоциональная сфера женщин во время беременности нестабильна.

Результаты изучения специфики и динамики эмоциональных состояний беременных показывают, что они нуждаются в существенной коррекции. Эти данные совпадают с результатами исследований, которые свидетельствуют о негативном характере эмоциональных переживаний большинства беременных женщин (Абрамченко В.В., 1992; Герасимова Т.Г., 2003).

Для определения роли физической культуры в коррекции эмоциональных состояний беременных женщин проводилось сравнительное исследование. В нем принимали участие две группы женщин: экспериментальная и контрольная. В первую (n = 35) вошли женщины, которые на протяжении всей беременности занимались комплексом специальных упражнений для беременных, разработанных С.А. Ягуновым (1959). Во вторую (n = 31) - женщины, не занимавшиеся специально организованной физической активностью. По всем характеристикам (возрасту, состоянию здоровья, количеству беременностей и родов) эти две группы женщин не отличались друг от друга. Перед началом занятий достоверных различий в эмоциональных состояниях обнаружено не было. Занятия проводились инструктором по лечебной физической культуре на базе второго дородового отделения НИАГ им. Д.О. Отта.

Результаты сравнительного анализа эмоциональных состояний беременных женщин контрольной и экспериментальной групп на различных этапах беременности показали, что занятия физической культурой оказывают позитивное влияние на уровень их выраженности.

Беременные женщины, занимавшиеся специальной гимнастикой по сравнению с не занимавшимися ею в конце первого триместра характеризуются: более хорошим самочувствием (р < 0,02), настроением (р < 0,05), высокой активностью (р < 0,05). У них ниже уровень напряженности (р < 0,05), состояния одиночества (р < 0,05), депрессивности (р < 0,05) и невротизма (р < 0,01). Беременные второго триместра, занимавшиеся физическими упражнениями, отличаются от не занимавшихся более хорошим самочувствием (р < 0,05), меньшей напряженностью (р < 0,01), депрессивностью (р < 0,05), невротизаци-ей (р < 0,01) и агрессией (р < 0,05). В третьем триместре беременные, занимающиеся физкультурой, отличаются более хорошим самочувствием (р <

0,01), настроением (р < 0,05), высокой активностью (р < 0,05), меньшей напряженностью (р < 0,02), тревожностью (р < 0,05), депрессивностью (р < 0,05), невротизацией (р < 0,01) и агрессией (р < 0,02).

Наибольшее влияние на эмоциональную сферу беременных женщин физическая активность оказывает в первом и третьем триместрах, наиболее тяжелых в плане эмоциональных переживаний. Следовательно, занятия физиче-

скими упражнениями являются весьма эффективным средством коррекции негативных тенденций в эмоциональных переживаниях беременных.

Кроме того, женщины, которые на протяжении всей беременности занимались специальной гимнастикой для беременных, гораздо более высоко оценивают качество родов, чем женщины без физической подготовки (р < 0,02). Оценка акушерами родов женщин, которые занимались физическими упражнениями во время беременности, также является гораздо более высокой (р < 0,05). Состояние детей после родов оценивается акушерами более высоко, чем состояние детей женщин, не занимавшихся физическими упражнениями (р < 0,05).

Таким образом, исследование позволило подтвердить две гипотезы: во-первых, беременность накладывает существенный негативный отпечаток на эмоциональную сферу женщин, во-вторых, эти негативные изменения могут быть откорректированы с помощью занятий специальными физическими упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамченко, В.В. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам / В.В. Абрамченко. - СПб.: НИАГ им. Д.О. Отта, 1992. - 214 с.

2. Абрамченко, В.В. Безопасное материнство. (Физическое совершенство женщины). / В.В. Абрамченко. - СПб.: ИАГ РАМН им. Д.О. Отта, 1997. -240 с.

3. Герасимова, Т.Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения: Автореф. ... дис. канд. психол. наук / Т.Г. Герасимова; ИГУ. - Иркутск, 2003. - 18 с.

4. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 134 с.

5. Николаев А.Н. Методика изучения предстартовых психических состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 4-й межвузовской конференции, Вып. 2. -СПб.: СПб ГАФК, 2001. - С. 81-84

6. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 576 с.

7. Сырица, А.О. Протекание родов при умственно-эмоциональном напряжении во время беременности / А.О. Сырица // 11-й Съезд акушеров-гинекологов ЭССР: Тезисы докладов. - Таллинн, 1987. - С. 197-198.

8. Фролова О.Г. Вопросы охраны репродуктивного здоровья в решениях коллегий Минздрава РФ 2002 г. / О.Г. Фролова, И.А.Ильичева // Акушерство и гинекология. - 2003. - № 4. - С. 63-54.

9. Ягунов, С.А. Физкультура во время беременности и послеродовом периоде / С.А. Ягунов. - Л.: Медгиз, 1959. - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.