© С. И. Знаменская, М. Е. Блох, А. Г. Киселев
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИИ ЭМОЦИОНАЛьНЫХ
состояний в течение беременности
НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта СЗО РАМН
УДК: 618.2-07:616.89
■ Изучение особенностей эмоциональных состояний женщин в течение беременности и анализ динамики этих изменений от состояния до беременности и далее
по триместрам беременности позволяют выстроить адекватную модель психопрофилактической подготовки к родам и материнству, оптимизировать психическое состояние женщины во время беременности, в родах и на этапе дальнейшего взаимодействия с ребенком.
■ Ключевые слова: беременность; эмоциональное состояние.
Современный уровень развития Российского государства требует особо пристального внимания к решению демографических проблем, которые находятся на уровне национальной безопасности страны [1,3]. Здоровье беременных женщин заслуживает особого внимания, поскольку они выполняют чрезвычайно важную функцию материнства воспроизводство потомства [4]. Анализ научной литературы показал, что для успешного ведения беременности на современном этапе недостаточно традиционно оценивать медицинские параметры, важно также учитывать различные психологические данные, нередко определяющие успешность завершения этого процесса [4]. Эмоциональные переживания женщин во время беременности обладают определенной спецификой, связанной с ее сроком и отличаются от переживаний вне беременности.
Безусловно, что знания особенностей эмоциональных состояний женщин в течение беременности и анализ динамики этих изменений состояния до беременности и далее по триместрам беременности позволяют выстроить адекватную модель психопрофилактической подготовки к родам и родительству в целом, оптимизировать психическое состояние женщины во время беременности, в родах и на этапе дальнейшего взаимодействия с ребенком.
Материалы и методы
Обследовано 48 женщин вне беременности, 56 женщин в первом триместре беременности, 54 во втором триместре, 53 в третьем триместре беременности, непосредственно перед родами при доношенном сроке беременности. Исследования проведены на базе поликлинического отделения, отделения эндокринной гинекологии, дородовых отделениях и в центре подготовки к родам НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отто, Санкт-Петербург.
Использованы следующие методики: модифицированный опросник САН (самочувствие, активность, настроение) (Доскин В. А.) и САННТУВ (состояние активности, эмоционального возбуждения и тревожности) (Николаев А. Н.). Методика представляет собой вариант семантического дифференциала с использованием полярных профилей. При этом обследуемым женщинам предлагается оценить степень выраженности своего эмоционального состояния по 11-бальной шкале. Максимальное количество баллов по каждому состоянию 22. При этом условными нормами 1-7 баллов можно считать низким уровнем выраженности состояния, 8-14 средним, с 15 до 22 высоким. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, состоящая из 20 утверждений. Максимально возможный показатель 60 баллов. Используются условные нормы для оценки: 0-20 — низкий уровень одиночества, 21-40 средний, 41-60 — высокий уровень одиночества. Шкала депрессии, разработанная для дифферен-
циальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии. Тест адаптирован Т. И. Балашовой. Оценивалась степень позитивности или негативности эмоционального состояния: 20-40 баллов говорят об отсутствии депрессии, 51-59 легкая депрессия, 60-69 субдепрессивное состояние, 70-80 — истинное депрессивное состояние. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хеса. Это анкета закрытого типа состоящая из 40 утверждений с вариантами ответов «да» или «нет». Максимальная сумма баллов 40, от 25 баллов имеется высокая вероятность невроза. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку). Оценивалась степень выраженности таких состояний как фрустрация и агрессивность. Нормы выраженности состояний: 0-7 баллов низкий, 8-14 средний, 15-20 высокий уровень. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк). Оценивалась степень выраженности нейротизма. Человеку с высоким ней-ротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность. Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен. Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической неустойчивости. Средние показатели 8-16 баллов [2].
Результаты исследования
По нашим данным, у небеременных женщин показатель самочувствия составил 14,9 ± 1,3 и находился в диапазоне среднего и выше среднего уровня по оценочной шкале, при этом значения стандартной ошибки достаточно высокие, что свидетельствует о вариативности самооценки. В первом триместре беременности показатель самочувствия низкий (10,3 ± 0,9 балла) и достоверно отличается от показателя у небеременных женщин (Р = 0,02). Значение стандартной ошибки низкое, следовательно, ощущение снижения самочувствия, в плане самооценки эмоционального состояния при беременности, характерно для большинства обследованных нами беременных. Эмоциональное состояние активности у небеременных высокое 15,1 ± 0,7. В первом триместре беременности активность умеренно снижается, составляя 11,1 ± 1,2. Изменение настроения в начале беременности не получило достоверного уровня, составляя 13,7 ± 3,6 и 12,2 ± 2,5 соответственно. Уровень эмоционального напряжения у небеременных можно считать низким (8,9 ± 0,8), а низкое значение стандартной ошибки означает, что большинство обследованных женщин не испытывает напряжения. У беременных на раннем сроке напряженность высокая (18,6 ± 2,8), различие достоверно в 99,9 %. Однако значение стандартной ошибки высокое, показывая разброс в оценке
ощущений, таким образом, осознание состояния беременности является значимым эмоциональным стрессом для женщины. Состояние тревожности у небеременных женщин среднее (10,5 ± 1,2) и повышается при беременности до 13,9 ± 1,0 (достоверность различия 95 %). Значение стандартных ошибок показывает четкость тенденций. Состояние уверенности высокое (17,8 ± 5,6) у небеременных и снижается при беременности до 14,2 ± 4,2, но из-за высоких стандартных ошибок в выборках различия недостоверны. Возбудимость у беременных выше, составляя 13,2 ± 1,3 против 9,3 ± 1,1 (различие достигает 99 %). Имеются четкие тенденции к проявлению состояния возбудимости, учитывая низкое значение стандартной ошибки. Ощущение одиночества имеет среднее значение вне беременности (29,3 ± 7,7), а в первом триместре беременности (24,7 ± 6,9) различие не достоверно. Депрессивность составила 40,0 ± 6,4 и 63,6 ± 6,0 соответственно. То есть с момента возникновения беременности, уровень негативных переживаний повышается. При этом уровень достоверности различия составляет 99 %. Уровень невротизации у беременных серьезно возрастает с низкого (15,4 ± 3,8) до среднего уровня в 30,4 ± 4,4 с вероятностью 99 %. По сравнению с небеременными, у беременных женщин, находящихся в первом триместре беременности несколько возрастает уровень агрессивности с 10,5 ± 1,2 до 13,7 ± 1,1 (различия достоверны на 95 % уровне). Степень фрустрации имеет динамику с 8,4 ± 1,0 до 9,3 ± 0,9, различия недостоверны, оставаясь достаточно низкими, следовательно, состояние неудовлетворенности жизнью не связано с беременностью. В целом, получено много достоверных данных о различии выраженности психических состояний между беременными и небеременными женщинами — 8 из 12 возможных. Существенное различие в 99 % достигают 3 из них: напряжение, депрессивность, ней-ротизм. По сущности, беременность — это стресс. Первый триместр характеризуется возрастанием негативных тенденций в эмоциональном состоянии женщины. Получено 36 из 112 возможных взаимосвязей показателей эмоциональных состояний. У небеременных (21 с 95 % достоверностью и 15 с 99 %) и 30 (17 и13 соответственно) у беременных в первом триместре. По данным кластерного анализа, в начале беременности происходит дезинтеграция системы эмоциональных состояний — переживания женщин становятся более изолированными друг от друга. При этом ядром кластера (4 связи) для небеременных является состояние уверенности. Чем выше состояние уверенности, тем лучше настроение и ниже уровень фрустрации, депрессив-ности и одиночества. Состояние одиночества связано с уровнем нейротизма, а настроение с самочувствием. Ядро связей кластера при беременности в
первом триместре составило состояние напряжение (4 связи) связанное с уровнем эмоционального возбуждения, самочувствием, агрессивностью и нев-ротизацией. Самочувствие связано с настроением. Чем выше уровень невротизации, тем выше тревожность беременных.
Во втором триместре беременности самооценка самочувствия у беременных повышается, составляя 15,2 ± 1,6 балла, при этом достоверность различий достигает 99 %. Однако значение стандартной ошибки составляет 1,6.
Следовательно, если в первом триместре большинство оценивает свое самочувствие как достаточно низкое, то во втором оно значительно улучшается у одной части беременных и не столь значительно — у другой. Также во втором триместре беременности несколько возрастает уровень активности беременных до значения 15,4 ± 1,3. Эмоциональные переживания беременных в этот период характеризуются позитивным эмоциональным фоном (18,9 ± 1,2 баллов), различие между показателями у беременных второго и первого триместров достигает 98 %. Уровень напряженности несколько снижается составляя 16,9 ± 1,4. Уровень тревожности составляет 10,8 ± 1,2 баллов, достоверно снижаясь (Р = 0,05). Состояние уверенности имеет тенденцию к повышению 15,5 ± 0,7. Уровень эмоционального возбуждения снижается до значений 9,1 ± 1,5 баллов (Р = 0,05), он остается средним. Уровень выраженности состояния одиночества недостоверно снижается, составляя 18,9 ± 5,2, депрес-сивность достоверно ниже 46,3 ± 2,9 (Р = 0,01).
Во втором триместре беременности происходит достоверное снижение уровня невротиза-ции (Р = 0,02), значение на уровне18,9 ± 2,5 баллов. Значения стандартных ошибок этих показателей достаточно велики, то есть часть беременных склонна к повышенному, а часть — к пониженному уровню невротизации. Во втором триместре продолжает нарастать уровень агрессивности 14,6 ± 1,2 и не достигает достоверного уровня. Уровень выраженности состояния фрустрированности недостоверно снижается до значений 8,5 ± 1,1. Состояние неудовлетворенности является средним с тенденцией к низкому. Таким образом, из 12 гипотетически возможных было обнаружено 7 различий, 2 из них достигают высокого уровня достоверности различий. Следовательно, степень изменения в эмоциональной сфере во втором триместре беременности выражена не так ярко, как в первом. Можно сделать вывод, что в своем большинстве эти изменения носят позитивный характер — у беременных улучшается самочувствие, повышается активность, снижается тревожность, эмоциональное возбуждение, депрес-сивность и невротизация. Во втором триместре количество связей, образующих кластер, возрастает.
Таким образом, эмоциональное состояние беременных становится более интегрированным. Ядром кластера причинно следственных связей в дендро-грамме многомерной корреляционной зависимости становится самочувствие (3 связи). Центром эмоциональной сферы беременных во втором триместре является уровень напряженности. Чем лучше самочувствие, тем выше активность, лучше настроение и ниже тревожность. Уровень тревожности способствует повышению напряженности, которая связана с уровнем невротизации.
В третьем триместре беременности очень существенно снижается уровень самочувствия, значения его составляют 8,8 ± 1,1 при Р=0,001. Причем значение стандартной ошибки снижается, следовательно, проблемы с самочувствием отмечают большинство беременных. Степень активности также снижается до средней величины в 11,1 ± 1,2 баллов при Р=0,02. Фон настроения у женщин к концу беременности несколько снижается, составляя15,1 ± 1,3 балла при Р=0,05.Однако настроение по-прежнему в позитивных значениях. Вероятно, это связано с позитивными эмоциями ожидания рождения ребенка. Уровень напряженности беременных существенно возрастает (Р = 0,05) при значении показателя 20,7 ± 1,2. Видимо, это связано с мобилизацией всех сил на предстоящие роды и переживаниями за их исход. Состояние тревожности существенно возрастает до 14,8 ± 0,9 (Р=0,01). Возрастание тревожности объясняется появлением страхов перед родами (страха боли, патологического течения родов, их неблагоприятного исхода, неизвестности модели поведения в род доме и др.). Уверенность снижается до 14,6 ± 1,1. Состояние одиночества недостоверно снижается до 13,6 ± 4,3 баллов, депрессивность также несколько снижается, составляя 41,9 ± 3,5 балла. Уровень эмоционального возбуждения возрастает и составляет 13,6 ± 1,1 баллов. Уровень невротизации несколько повышается до 24,9 ± 1,6 при (Р = 0,05). Агрессивность снова возрастает до значений17,3 ± 0,7 (Р = 0,05). Беременные женщины склонны активизироваться в защите себя и своего ребенка, причем зачастую в ситуациях отсутствия непосредственной угрозы. Степень фрустрации беременных в третьем триместре повышается до 9,1 ± 0,9. Различия недостоверны. Количество взаимосвязей показателей эмоционального состояния у беременных в третьем триместре достигает 45 (29 при Р=0,05 и 16 при Р=0,01. Ядром эмоционального состояния беременных в третьем триместре являются состояния невротизации и напряженности (по 3 связи). Чем выше уровень напряжения, тем выше невротизация и тревожность и хуже самочувствие. Самочувствие связано с активностью. Тревожность связана с уровнем невротизации и агрессивности. Следует заметить, что характер вза-
Рис. 1. Изменения эмоциональных состояний женщин (настроение, активность, самочувствие) по триместрам беременности
Рис. 2. Изменения эмоциональных состояний женщин (напряжение, тревожность, нейротизм) по триместрам беременности
Рис. 3. Изменения эмоциональных состояний женщин (агрессивность, фрустрация, одиночество, депрес-сивность) по триместрам беременности
имосвязей показателей эмоциональных состояний в третьем триместре также существенно меняется, как и во втором по отношению к первому, и в первом по отношению к состоянию небеременных женщин.
В результате проведенного исследования нами показано, что самочувствие существенно снижается в первом триместре, улучшается во втором и снижается в третьем.
Активность снижается в начале беременности, повышается в середине и снижается в конце. Настроение значительно снижается в первом триместре, значительно улучшается во втором и несколько снижается в третьем (рис. 1).
Напряженность очень сильно возрастает в первом триместре, немного снижается во втором и в некоторой степени повышается в конце беременности. Тревожность несколько возрастает в начале беременности, снижается до исходных значений в ее середине и снова обостряется в конце, превышая значения первого триместра (рис. 2). Уверенность снижается в первом триместре, слегка повышается во втором (не достигая исходного уровня) и незначительно снижается в третьем. Возбудимость существенно возрастает в первом триместре, значительно снижается во втором и возрастает, достигая значений первого три-
Рис. 4. Изменения эмоциональных состояний женщин (уверенность, возбудимость) по триместрам бере-
менности
местра, в третьем триместре беременности (рис. 4). Чувство одиночества плавно снижается в процессе вынашивания беременности. Депрессивность резко возрастает в начале беременности, существенно снижается во втором и, снижаясь, достигает исходных значений в третьем. Невротизация резко возрастает в первом триместре, затем снижается во втором и снова повышается в третьем (но не так сильно, как в первом). Агрессивность возрастает на протяжении всей беременности. Фрустрированность незначительно колеблется в течение всей беременности (рис. 3). У небеременных женщин наиболее выраженными являются состояния: уверенности, самочувствия, активности. Наименее — напряженности, возбуждения, невротизации и фрустрации. У беременных в первом триместре сильнее всего выражены: тревожность, депрессивность, невротизация, агрессия, слабее всего — самочувствие, одиночество, фрустрированность. Во втором триместре беременности наиболее выраженными являются состояния настроения, напряженности, агрессии, наименее — возбуждения, фрустрации и одиночества. В третьем триместре беременности сильно выражены состояния напряженности, агрессии, хорошего настроения и слабо — самочувствие, фрустрированность и одиночество. Согласно анализу тесноты связей между
показателями в первом триместре происходит дезинтеграция эмоциональных состояний женщин, ее качественная перестройка. Затем количество связей повышается — во втором триместре значительно, а в третьем незначительно. Ядром эмоциональной сферы небеременных женщин является уверенность. Для беременных первого триместра — напряженность, для второго — самочувствие, в конце беременности — напряженность и невротизация.
Практическое применение результатов исследования
Таким образом, беременность накладывает весьма серьезный отпечаток на эмоциональную сферу женщин, что необходимо учитывать при проведении курсов подготовки беременных к родам, занятий по психопрофилактике родовой боли, при работе медицинского персонала в лечебных учреждениях, занимающихся организацией родовспоможения. Судя по результатам исследования, наиболее критическими в эмоциональном плане являются первый и третий триместры беременности. В это время беременные нуждаются в особом внимании со стороны психолога. Их эмоциональные состояния должны контролироваться более тщательно. В первом триместре объектом внимания психолога должны быть состояния самочувствия, активности, напряжения, невротиза-ции, эмоционального возбуждения, депрессивности, тревожности и агрессии. Во втором — беременные, как правило, не нуждаются в специальной психологической помощи по коррекции эмоциональных состояний. В третьем триместре необходимо обратить внимание на такие эмоциональные состояния беременных, как самочувствие, активность, настроение, напряженность, тревожность, эмоциональное возбуждение, невротизация и агрессия. С целью профилактики возможных негативных тенденций следует
проводить психопрофилактические мероприятия, направленные на информирование женщин о психологических изменениях, происходящих с беременными в этот период и о возможностях их коррекции, а также на формирование позитивного настроя на беременность, роды и ребенка, психологической готовности к материнству.
Литература
1. Добряков И. В. Теория и практика перинатальной психологии // Ежегодник Российского Психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28.06.2003 г. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — Т. 3. — С. 113-116.
2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо., 2007.
3. КоваленкоН. П. Психологические особенности и коррекция эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 1998. — 20 с.
4. Материалы III международного Конгресса по перинатальной психологии. — СПб.: РАППМ, 2008.
DYNAMICS OF CHANGES IN EMOTIONAL STATES DURING PREGNANCY
Znamenskaya S. I., Bloch M. E., Kiselev A. G.
■ Summary: Study of features of the emotional states of women during pregnancy and analysis of the dynamics of these changes on the status before pregnancy and continue for three trimester of pregnancy can build an adequate model of psycho-prophylactic preparation for childbirth and parenthood in general, improve the mental state of women during pregnancy, childbirth and the stage for further cooperation with the child.
■ Key words: pregnancy; emotional state.
■ Адреса авторов для переписки-
Киселёв Андрей Геннадьевич — врач анестезиолог-реаниматолог. НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта СЗО РАМН. 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская л., д. 3. E-mail: [email protected].
Блох Мария Евгеньевна — врач психотерапевт. НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта СЗО РАМН. 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская л., д. 3. E-mail: [email protected].
Знаменская Светлани Ивановна — к. психол. наук, психолог.
Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
E-mail: [email protected].
Kiselev Andrey Gennadievich — anesthesiologist.
D. O. Ott Research Institute of Obstetrics and Gynecology, Northwest
Branch of the Russian Academy of Medical Sciences.
3 Mendeleyevskaya Line,199034, St. Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected].
Bloch Maria Evgenievna — psychotherapeutic.
D. O. Ott Research Institute of Obstetrics and Gynecology, Northwest
Branch of the Russian Academy of Medical Sciences.
3 Mendeleyevskaya Line,199034, St. Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected].
Znamenskaya Svetlana Ivanovna — Ph.D., psychologist.
Saint Petersburg National State University of Physical Education, Sports
and Health Named after P. F. Lesgaft.
St. Petersburg, ul. Decembrists, 35.
E-mail: [email protected].