Научная статья на тему 'Физические части речи: физические величины'

Физические части речи: физические величины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ВУЗЕ / ПЛАН ОБОБЩЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ / METHODS OF TEACHING PHYSICS FOR UNDERGRADUATE STUDENTS / GENERALIZED PLAN OF STUDENT''S ACTIVITY / PHYSICAL QUANTITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончар Игорь Иванович, Чушнякова Мария Владимировна, Крохин Сергей Николаевич, Хмырова Наталья Анатольевна

С целью повышения качества знаний студентов при изучении общей физики разработан обобщенный план изучения физических величин, подходящий для студентов любого уровня подготовки. Приведены примеры работы с таким планом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончар Игорь Иванович, Чушнякова Мария Владимировна, Крохин Сергей Николаевич, Хмырова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical parts of speech: physical quantities

In order to improve the understanding of general physics by undergraduate students, we propose a generalized plan of studying the physical quantities. This plan is suitable for the students of any level of starting knowledge. Examples of application of this plan are given.

Текст научной работы на тему «Физические части речи: физические величины»

УДК 378.147

И. И. ГОНЧАР М. В. ЧУШНЯКОВА С. Н. КРОХИН Н. А. ХМЫРОВА

Омский государственный университет путей сообщения Омский государственный технический университет

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ: ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

С целью повышения качества знаний студентов при изучении общей физики разработан обобщенный план изучения физических величин, подходящий для студентов любого уровня подготовки. Приведены примеры работы с таким планом.

Ключевые слова: методика преподавания физики в вузе, план обобщенной деятельности, физические величины.

В данной статье [1] мы предложили выделить лексические единицы (если угодно, основные классы понятий), с которыми приходится сталкиваться студенту при изучении физики в техническом вузе: «физические части речи». Важнейшей физической частью речи, по этой классификации, являются физические величины.

В 80 — 90-х годах прошлого века в средней школе для работы со школьниками большую популярность приобрели обобщенные планы изучения физических явлений, величин, законов. Этими планами пользовались ученики для самостоятельной работы и для ответов на уроках, а также учителя физики при изложении нового учебного материала. Планы изучения физических понятий сформулированы на основе планов обобщенной познавательной деятельности [2] и представляют собой перечень положений, которые надо знать, изучая физические понятия. Ниже приведен план изучения физической величины [2].

1. Уяснить, что характеризует данная величина (какое свойство тел или явление).

2. Прочитать, осмыслить определение величины.

3. Уяснить, какая это величина: основная или производная.

4. Если величина производная, записать определительную формулу.

5. Раскрыть физический смысл величин, входящих в определительную формулу.

6. Определить, скалярная это величина или векторная.

7. Установить единицу измерения данной физической величины в СИ.

8. Указать основные способы измерения величины.

На базе таких обобщенных планов учителя составляли свои планы под названиями «Что надо знать о физическом явлении», «Что надо знать о физической величине», «Что надо знать о физическом законе» [3] и т. д., дополняя или опуская некоторые пункты.

Мы считаем, что использование такого рода планов при работе со студентами могло бы принести

много пользы для изучения курса физики в техническом вузе.

Работа по таким обобщенным планам помогает систематизировать новые и уже имеющиеся знания студентов по физике, находить связи и аналогии между явлениями, понятиями. Такая работа способствует развитию логического мышления, умению работать самостоятельно или под руководством преподавателя с конспектом лекций и учебниками.

Работа по планам обобщенной познавательной деятельности позволяет повысить качество знаний студентов и ускорить процесс обучения, а преподавателям помогает излагать материал в структурированной форме. Такой подход к изучению вузовского курса физики становится особенно актуальным по следующим причинам: во-первых, число часов на изучение курса физики, как базовой инженерной дисциплины, по программам государственных стандартов третьего поколения, как правило, уменьшилось; а во-вторых, современные студенты имеют слабую школьную подготовку по физике.

С нашей точки зрения, рассказывать про физическую величину удобно по следующему плану:

1) указать условное обозначение физической величины;

2) определить, к какому классу относится данная величина.

На нашем уровне удобно все величины поделить на три класса: скалярные, алгебраические и векторные.

Самые простые величины — скалярные. Они характеризуются одним числом и всегда положительны (например: масса, кинетическая энергия, абсолютная температура, объем).

К алгебраическим величинам удобно отнести такие, которые характеризуются тоже одним числом, но могут быть положительными и отрицательными (например: проекция любого вектора на ось, механическая работа, потенциальная энергия, электрический заряд, потенциал электрического поля).

Наконец, самые сложные величины — векторные. К векторным величинам относятся такие, которые имеют направление и складываются

по правилу параллелограмма (например: скорость, ускорение, сила, напряженности электрического и магнитного полей). Векторные физические величины характеризуются не одним числом, а тремя — так называемыми компонентами, или проекциями на оси. Эти проекции являются алгебраическими величинами. К сожалению, большинство студентов представляет себе вектор как стрелку, а не как физическую величину, характеризуемую тремя числами. Это заблуждение усердно поддерживают преподаватели математики, обозначая векторы двумя буквами: АВ.

Разумеется, когда составляется и решается уравнение, то векторная величина должна быть равна векторной, скалярная — скалярной, а алгебраическая — алгебраической. Если это правило нарушено, формула не может быть верной;

3) привести определение данной величины в виде формулы, если это возможно, и пояснить входящие в определение константы и физические величины. Если такую формулу невозможно записать (например, для массы или электрического заряда), то необходимо перечислить основные свойства данной величины.

Определение, по нашему мнению, следует считать отдельной частью физической речи. К сожалению, часто в процессе преподавания общей физики определениям не уделяется должного внимания. Между тем определение (в отличие от полезных частных формул) справедливо всегда, на него можно уверенно опираться при решении любой задачи;

4) указать размерность физической величины (в каких единицах она измеряется в СИ). Форма записи единиц измерения: [физическая величина] = единицы измерения. Например, [Б] = Н , [Е] = В/м;

5) указать, для характеристики какого физического явления служит данная величина;

6) проиллюстрировать обсуждаемую физическую величину каким-нибудь рисунком, который превратит её для обучаемого в зрительный образ;

7) привести два-три типичных значения данной физической величины или указать диапазон значений, которые она принимает.

Ниже мы приводим несколько примеров описания физических величин, соответствующих предложенной схеме.

Электрическая индукция (электрическое смещение).

1) обозначение — О ; ;

2) электрическая индукция О — векторная физическая величина;

3) определение электрической индукции выражается формулой:

D = е0Е + Ре

| б dS = |р? dV

IЙ= 1 ^ + I•

вакуум

диэлектрик вакуум

Рис. 1. Линии электрической индукции О на границе раздела «вакуум—диэлектрик—вакуум»

Р

БуБ

Рис. 2. Импульс системы, состоящей из трёх частиц, Р5у5 = А + Р2 + Р3

6) поведение линий О на границе раздела «вакуум—диэлектрик—вакуум» для простейшего случая иллюстрируется рис. 1. Видно, что на границе раздела двух сред электрическая индукция не изменяется;

7) типичное значение модуля электрической индукция поля, создаваемого Землёй, составляет 10 пКл/м2. Типичное значение О в транзисторе, входящем в чип современного компьютера, 1 мКл/м2.

Импульс (количество движения) частицы.

1) обозначение — р;

2) импульс частицы р — векторная физическая величина;

3) определение импульса частицы выражается формулой р = ши ;

4) [ Р ]= кг м/сек;

5) импульс служит для описания механического движения и соударений;

6) импульс системы N частиц определяется как сумма импульсов всех частиц системы:

Рвув = Ё р

(4)

(1)

здесь е0 — электрическая постоянная, Е — напряженность электрического поля, Ре — поляризован-ность диэлектрика;

4) [ О ] = Кл/м2;

5) электрическая индукция служит для описания поля в веществах (в вакууме она не нужна). В таком качестве она входит в уравнения Максвелла

2)

(3)

Например, импульс системы из трёх частиц находится так, как показано на рис. 2;

7) модуль импульса частицы может меняться в очень широких пределах в зависимости от массы частицы (планета или электрон) и от модуля скорости (половина скорости света или мкм/сек).

Использование такого плана при изучении студентами новых физических величин помогает их быстрее запомнить, понять и научиться использовать при решении задач. На наш взгляд, предлагаемое структурирование помогает студентам не утонуть в потоке новых понятий, который на них обрушивается при изучении физики, а также облегчить взаимопонимание преподавателя и студента. Такие обобщенные планы познавательной деятельности могут быть использованы студентами и на других дисциплинах. В следующих статьях мы планируем обсудить обобщенные планы изучения других физических частей речи.

О

СП

Е

Т

=1

5

131

Библиографический список

1. Гончар, И. И. Структурирование основных понятий в процессе преподавания общей физики: физические части речи / И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин, Н. А. Хмырова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — 2 (136). — С. 149—151.

2. Методика преподавания физики в 8 — 10 классах средней школы. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Орехова. — М. : Просвещение, 1980. - 320 с.

3. Физмат класс [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.fmclass.ru/phys.php?id = 4979e55df1d96 (дата обращения: 25.02.2015).

ГОНЧАР Игорь Иванович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физики и химии Омского государственного университета путей сообщения. Адрес для переписки: vigichar@hotmail.com

ЧУШНЯКОВА Мария Владимировна, кандидат физико-математических наук, ассистент кафедры физики Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: maria.chushnyakova@gmail. com

КРОХИН Сергей Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физики и химии Омского государственного университета путей сообщения. Адрес для переписки: krokhinsn@mail.ru ХМЫРОВА Наталья Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии Омского государственного университета путей сообщения.

Адрес для переписки: nata_ruban@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2015 г. © И. И. Гончар, М. В. Чушнякова, С. Н. Крохин, Н. А. Хмырова

УДК 371-375 Е. С. ЛЫКОВА

Омский государственный педагогический университет

ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В статье раскрывается суть и содержание различных концепций художественного образования, исторически сложившихся в Российской Федерации. Описывается разница в подходах к обучению изобразительному искусству в теориях различных концепций в общеобразовательной школе. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — выбору учебника по изобразительному искусству, а в конечном счете выбору концепции направления, по которому будет проходить обучение детей в школе.

Ключевые слова: концепция, художественное образование, изобразительное искусство.

В федеральных перечнях 2014/2015 учебного года рекомендованы десять линеек учебников к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы начального общего образования предметной области искусство, учебного предмета изобразительное искусство. Таким образом, для современного учителя существует возможность выбора учебной программы, определяющей направление и характер педагогической деятельности.

Как учитель может сделать правильный выбор, как понять, к каким достижениям планируемых результатов (личностным, метапредметным, предметным) подойдет выпускник начального и основного общего образования, в чем отличия учебников друг от друга?

Академик Российской академии образования (РАО) С. П. Ломов, проанализировав образовательную область «Искусство», указал на то, что проблема художественного образования заключается в отношении к этой области как терапевтически развлекательному компоненту образования; важными составляющими аспектами этой проблемы являются кадровое обеспечение художественного образования, а также реализация требований стандартов второго поколения по рекомендованным программным направлениям [1].

Крупный педагог в области психологии художественного образования и воспитания, академик РАО Б. М. Неменский, рассматривая вопрос о готовности учителя изобразительного искусства к квалифицированному преподаванию своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.