Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
276
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ВИДЫ СИЛЫ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ / СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильичёва А.С., Цыганкова В.О.

В статье освещаются ключевые методы, направленные на развитие силовых качеств у спортсменов. Дается общая характеристика силы, отмечается эффективность того или иного упражнения и особенности его выполнения. Особое внимание уделяется анализу силовых тренировок, изучению методики их проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ENDURANCE OF ATHLETES

The article highlights the key methods aimed at developing strength qualities in athletes. The General characteristic of strength is given, the effectiveness of a particular exercise and the features of its performance are noted. Special attention is paid to the analysis of strength training, the study of methods of their implementation.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 37.037.1

Ильичёва А.С.,

Студент 1 курса, факультет «Финансы и кредит» Цыганкова В.О., кафедра физвоспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», РФ Научный руководитель: Соболь Ю.В., кафедра физвоспитания ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», РФ

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ Аннотация

В статье освещаются ключевые методы, направленные на развитие силовых качеств у спортсменов. Дается общая характеристика силы, отмечается эффективность того или иного упражнения и особенности его выполнения. Особое внимание уделяется анализу силовых тренировок, изучению методики их проведения.

Ключевые слова:

спортсмен, виды силы, методы развития, методы тренировки, средства развития, силовые упражнения, спорт, физическая культура, навыки.

Abstract

The article highlights the key methods aimed at developing strength qualities in athletes. The General characteristic of strength is given, the effectiveness of a particular exercise and the features of its performance are noted. Special attention is paid to the analysis of strength training, the study of methods of their implementation.

Под силой стою понимать сверхспособность спортсмена одолеть внешнее противодействие или оказать сопротивление данному сопротивлению путем дополнения мышечных стараний. Максимальная силотреть, которую спортсмен может есть продемонстрировать, располагается в прямой обусловленности от широкой взаимосвязи факторов, среди которых нельзя выделить последующие факторы [4, с.74]:

Межмышечная слаженность;

Реактивность мускулатуры;

Внутримышечная слаженность;

Биомеханическая оценка движения.

Рассмотратим виды силотрети и силовых явлений.

Так, на совремённом этапе становления принято выделять такие ввиды силы, как дополнительная и общая силотреть, относительная и безусловная сила, взрывчатая и скоростная силотреть, а также силовая стойкость.

Абсолютная сила всегда определяется предельными силовыми возможностями спортсмена, которые проявляются в движениях. Стоит сказать, что в хоккее это нужно для силовых единоборств. Относительная сила - это сила на 1 килограмм веса спортсмена, она является показателем способностей спортсмена (в данном случае, хоккеиста), преодолевание веса собственного тела. Отметим, что на практике это приобретает особое значение для скорости маневра на коньках. Скоростная сила выражается в способности мышц максимально быстро двигаться, не утежляясь, а

также движения с преодолением небольшого внешнего сопротивления.

И, наконец, взрывная сила - это способность спортсмена максимально быстро осуществлять мышечные напряжения в рамках рабочего усилия. Взрывная сила оценивается величиной градиента, точнее отношением максимальной силы в указанном движении ко времени его достижения. Все знают, что нельзя увеличить силу без максимально возможного напряжения мышцы. В качестве ключевых стимуляторов мышечного напряжения будут выступать:

- волевое усилие, которое на практике проявляется в изометрических упражнениях;

- внешнее сопротивление, которое оказывается выполняемым движениям, например, упражнение со штангой;

- кинетическая энергия собственного тела, а также движущегося снаряда, так называемая «шоковая стимуляция»;

- электрический ток, а именно, электростимуляция.

Данные стимуляторы мышечного напряжения выступают в качестве основы методов, которые сегодня применяются для тренировки силовых качеств. Основные методы в данном случае это многократные усилия, шок, прогрессивные веса, переменная, изометрические напряжения и многие иные.

Рассматривая данные методы более детально, отметим, что, например, метод многократных усилий состоит в том, что спортсмен постоянно будет выполнять упражнения, сопряженные с преодолением среднего веса. Тогда максимальный эффект будут давать нагрузки, которые равны 8590% от максимально возможной нагрузки в рамках выполнения упражнения до «отказа». Основным является то, что в последних повторениях в данном случае будет существенно усиливаться эффекторный импульс со стороны центральной нервной системы, что активно способствует трофическим и адаптивным перестройкам в мышцах. Более того, это будет обеспечивать повышение силовых возможностей.

Этот метод подразумевает последовательное выполнение ряда силовых упражнений. Каждый эпизод - до «провала», всего 3-4 эпизода, интервал отдыха между эпизодами - 3-4 минуты. Повторный метод уже не является выгодным с точки зрения энергии, так как в упражнении, которое выполняется «до отказа», осуществляется объемная работа. При использовании этого метода последние попытки будут проходить на фоне снижения из-за утомляемости и возбудимости центральной нервной системы. Полагаем, что это сильно затрудняет образование тонких условно-рефлекторных связей, а ведь именно они будут обеспечивать повышение прочности в дальнейшем.

В виде разнообразия метода повторного усилия можно выбрать метод известный как метод «динамического усилия». Для него характерно выполнение упражнений на максимально большой скорости с нагрузкой 20-30 % от максимально возможной нагрузки. В данном случае большое напряжение мышц достигается не за счет веса груза, а за счет достаточно большой скорости движения. Что касается метода прогрессивных весов, то он подразумевает плановое увеличение количества сопротивлений как за одну тренировку, так и за все другие тренировки. На тренировке в первом подходе рекомендуется начинать с веса, равного 50% от веса, который спортсмен может поднять 10 раз (10 МП). Во втором подходе упражнение выполняется с отягощением 75% от 10 МП, при третьем -с отягощением 10 МП. Всего на тренировке делается 3 подхода.

Интервал отдыха между подходами - 2-4 минуты. В каждом подходе это упражнение должно выполняться на максимальной скорости и не прекращаться до явного утомления. Отметим, что указанный метод обладает высокой эффективностью для повышения силовых качеств. Более того, с его помощью можно обеспечить плановую проходимость и максимально возможное напряжение мышц. В первом подходе это достигается за счет скорости движения, а во втором подходе за счет веса груза.

Метод максимального усилия в настоящее время считается наиболее эффективным для увеличения абсолютной силы мышц. Он предполагает работу с предельными и близкими к предельным весами.

Метод изометрического напряжения мышц. Оптимальное выполнение изометрического напряжения для 45-серий, от 3 до 6 повторений, интервал отдыха между сериями - 2-3 мин. Ценность изометрических упражнений объясняется еще и тем, что они небольшие по объему, не занимают много времени и достаточно просты в исполнении. Кроме того, их можно использовать для выборочного воздействия на определенные группы мышц в необходимых позах или положениях при соответствующих углах сгибания суставов или разгибаний звеньев тела.

Преподаватели считают силовые тренировки, составляющими основы физического воспитания можно разделить на общие, специальные и специализированные тренировки. Ко всем этим видам применяют средства силовой тренировки. Ключевая цель общих силовых упражнений заключается в укреплении опорно-двигательного аппарата, а также в гармоничном развитии основных групп мышц. Так, к общеобразовательным упражнениям можно включить такие упражнения как:

- со снарядами;

- с партнером;

- с преодолением веса собственного тела;

- из других видов спорта.

Данные упражнения используются в период соревнований, дополнительно в качестве средств активного отдыха и восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок. Отметим, что необходимый переход с одного вида деятельности на другой вид деятельности очень хорошо влияет на физическое состояние спортсмена и его готовность к соревнованиям в будущем. Специально-подготовительные силовые упражнения направлены на развитие особых качеств. В основном они затрагивают только группы мышц, принимающие участие в выполнении различных приемов в соревновательной деятельности.

Среди группы специальных подготовительных упражнений:

-смоделированные силовые упражнения: имитационные прыжковые упражнения; упражнения-симуляторы с расширителем талии;

- упражнения, выполняемые на специальных тренажерах, например, на силовом стенде УДС-4, для мышц ног и рук, толкающие движения плеча, груди, задней поверхности бедра в подвешенных сумках и мягких игрушках;

-спортивные игры: гандбол, бейсбол, регби, футбол (с применением силовых единоборств по правилам хоккея).

Все силовые упражнения нужно применять в начале занятий, так как в этот период ЦНС находится в нормальном состоянии. А именно в начале занятия специальным образом формируются и улучшаются нейро-координационные связи, направленные на прирост мышечной силы. Нужно знать, что все силовые упражнения вызывают утомление и на фоне стоит проводить тренеровки по скорости и технике.

Поэтому часто приходится распределять силовые упражнения на середину и конец тренеровки, что ожжет привести к снижению их эффективность. Если на занятиях присутсвуют упражнения с предельным и не предельным (средним) весом, начинать следует с предельного веса. Принято, что скоростные и силовые упражнения, требующие тонких нервно-мышечных ощущений, выполняются в начале занятия, перед статическими и чисто силовыми упражнениями. В промежутке между упражнениями принято использовать как активный (расслабляющие упражнения, растяжка, висение, ходьба, бег), так и пассивный (лежа на спине с поднятыми расслабленными ногами, тряска) отдыхом. При развитии силовых качеств необходимо исходить из индивидуальных особенностей спортсменов с учетом возраста, состояния здоровья, уровня развития общей и специальной силы, тренировок на

данный момент.

Список использованной литературы:

1. Координационные способности в тхэквондо. Цыганкова В.О. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ, Краснодар 2020 с. 443-453

2. Педагогические аспекты формирования координационных способностей у юных тхэквондистов. Цыганкова В.О. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ, Краснодар 2020 с. 665-674

3. Основы методики обучения плаванию. Соболь Ю.В. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары - Ташкент, 2022 с. 307-311

4. Особенности обучения плаванию. Соболь Ю.В. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары - Ташкент, 2022 с. 311-314

5. Использование информационных технологий в рамках физической культуры и спорта. Соболь Ю.В. Ильин В.В. Плотников Е.Г. В сборнике: Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности. Сборник материалов V Международно-практической конференции, Москва 2021. С. 18-22

6. Оздоровительно значение плавания. Соболь Ю.В., Ковалева В.Ю. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной - научной конференции. Санкт-Петербург 2021 с. 257-261.

© Ильичёва А.С, Цыганкова В.О., 2022

УДК 37.015

Маммедова Говхер

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан Нияздурдыева Огулгерек

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан Атаева Селби

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан Аманиязова Гулджерен Международный университет гуманитарных наук и развития

г. Ашхабад, Туркменистан

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос использования современных методов психологии в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.