Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА И СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА И СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.А. Алиев, Р.А. Айдаров, Я.Г. Гусейнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА И СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 371.7

В. А. Алиев, Р. А. Айдаров, Я. Г. Гусейнова

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА

И СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Азербайджанский медицинский университет им. Н. Нариманова, Баку

В период учебы в школе дети подвергаются влиянию разнообразных нагрузок, требующих оптимального гигиенического нормирования по интегральным критериям, наиболее полно характеризующим функциональное состояние их организма. В этом аспекте значительный интерес представляет исследование физической работоспособности (ФРС), которое отражает физические возможности человека, состояние его кардиореспира-торной и мышечной систем [3, 4, 8, 9]. По рекомендации ВОЗ ФРС оценивают с помощью теста РАУС|70 и на основании величины аэробной производительности — максимального потребления кислорода (МПК). У учащихся общеобразовательных школ, систематически не занимающихся спортом, ФРС изучена недостаточно [4, 5, 7]. Сведения об уровне ФРС у школьников Азербайджана отсутствуют.

Обследовали 437 практически здоровых школьников-азербайджанцев в возрасте 10—17 лет, обучающихся в 3 общеобразовательных школах, расположенных в разных районах Баку. Для определения ФРС использовали велоэргометр типа КЕ — 12 фирмы «Медикар» (Венгрия). Исследовали показатели РАУСш и МПК, а также соматическое развитие. При определении PWC|7o детям последовательно давали две 3-минутные нагрузки с 5-минутным интервалом между ними. Мощность первой нагрузки составляла 1 Вт/кг, второй — 2 Вт/кг. Частота педалирования на велоэргометре у мальчиков равнялась 75, у девочек — 60 в минуту. После каждой нагрузки определяли частоту пульса. Величину РАУС[7о рассчитывали по общепринятой формуле [6]. МПК определяли непрямым способом, используя формулу, учитывающую линейную взаимосвязь между МПК и РАУС|70 [6]. Наряду с абсолютными вычисляли относительные величины РАУС|70 и МПК на 1 кг массы тела. Материал сгруппирован в зависимости от возраста, пола и уровня соматического развития, который определяли с помощью оценочных таблиц [2].

Как видно из табл. 1, в целом с возрастом происходит нарастание абсолютных величин РАУС,7о. Следует, однако, подчеркнуть, что темпы годового прироста этого показателя у детей разного возраста и пола имеют некоторые особенности. Как у мальчиков, так и у девочек просматриваются годовые циклы колебания прироста абсолютной РАУС170. У мальчиков в нечетные годы прирост этого показателя замедляется (в возрасте 11, 15 и 17 лет соответственно до 9,4, 1,7 и 3,8 %) или возникает его ретардация (до —8,9 %

в возрасте 13 лет). В четные годы у мальчиков происходит видимый скачок годового прироста РАУС,70 (в возрасте 12, 14 и 16 лет соответственно на 25,5, 20,8 и 14,0 %). У девочек прослеживается иная динамика годовых циклов изменений данной величины. В отличие от мальчиков у них сравнительно низкий годовой прирост наблюдается в четные годы (в возрасте 12, 14 и 16 лет соответственно на 8,6, 2,4 и 2,6%). В нечетные годы у них отмечается увеличение темпов годового прироста абсолютной величины РАУС,70 (в возрасте 11, 13, 15 и 17 лет соответственно на 10,2, 23,4, 4,0 и 5,4%). В общей группе школьников по сравнению с предшествующими годами закономерное возрастное отличие регистрируется в возрасте 12, 13, 14 и 16 лет.

За исключением 13 лет, во всех изученных возрастах абсолютное значение РАУС170 у мальчиков оказалось выше, чем у девочек. Закономерное половое различие определяется в возрасте 12, 16 и 17 лет: у мальчиков соответственно 550,7+14,81, 755,1 ±22,77 и 784,6+36,43 кгм/мин, у девочек 423,6+12,88, 606,3+28,79 и 640,8+ +25,33 кгм/мин (р<0,01).

Не обнаружено заметных изменений относительной величины РАУС,70 У школьников 10—17-лет-него возраста. Однако относительные величины РАУС,7о у детей разного пола, как и абсолютные, существенно различались. Во всех возрастах относительная величина этого показателя у мальчиков была выше, чем у девочек. Характерные половые различия наблюдались в возрасте 12, 15, 16 и 17 лет: у мальчиков соответственно 128+0,54, 12,4+0,39, 12,9+0,19 и 13,1+0,38 кгм/мин/кг, у девочек 11,6+0,29, 11,4+0,31, 11,0+0,44 и 11,8+0,35 кгм/мин/кг (р<0,01).

Годовой прирост абсолютной величины МПК у

Таблица I

Физическая работоспособность учащихся общеобразовательных школ Баку (М±т)

Возраст, годы Показатель Р\Л/С|7о Показатель МПК

// абсолютный, кгм/мин относительным кгм/мин/кг абсолютный, мл/мии относительный, мл/мин/кг

10 52 359,7 ¿г 12.Д4 11,6±0,22 1851.6±21.31 60.6±1.29

11 5-1 398,3± 16.08 1|,5±0,27 1915,7±27,34 57,0±1,08'

12 60 487.2± 10,04* 12.2±0,34 1983,2±15,68 55.6±1,02

13 56 529.6± 18,02' 12.6±0.30 2156,8±30,63* 51,1 ±0.94*

14 54 604.2rfc21.97* 12,4±0.31 2267.|±37.36* 47.4±0.95*

15 53 621.8± 17.23 12.0±0.29 2297.0±24.60 45.0±0.92

16 56 686.0 ±23,18* 12,0±0,26 2384,1±56,72 42,4±0.93*

17 52 709,9±23.83 12.5±0.26 2446.9±40.50 43.1 ±0,74

Примечание. Звездочка — различия с показателем у

школьников предыдущего возраста достоверны при /?<0,01.

Таблица 2

Физическая работоспособность школьников 11 — 14 лет с разным соматотипом (М±т)

Показатель PWCuo Показатель МПК

Сом а • ТОТ IIII п абсолютный, кгм/мин относительный, кгм/мнн/кг абсолютный, мл/мин относительный, мл/мин/кг

I

II

III

IV

V

50 499.1 ±18.77

46 402,2± 15.87'

20 690,2 ±4 1,57*

6 404.8±28.20'

8 552,7 + 27.97

12.7±0.45 11.9±0.27 11,3+0,38' 12,5 ±1,22 11,7±0.28

2088,9±31,91

1934.8±26.98'

2413.3±70.67*

1Ч28.0±47,94*

2179.5±47.52

54,4 ± 1,43 57.1 ±0.88 40.2±0,81' 60.3 ±5.14 46,5±!,75*

Примечание. Звездочка — различия с показателем у школьников с нормальным соматическим развитием достоверно при /?<0,01. 1 — нормальное соматическое развитие; II — дефицит массы тела; III — избыток массы тела; IV — низ-корослость; V — высокорослость.

школьников был менее выражен, чем РШС|7о. У детей обоего пола просматриваются аналогичные с РШС|70 годовые циклы колебания абсолютных величин МГ1К- В общей группе школьников достоверное увеличение МПК имело место в возрасте 13 и 14 лет. Направленность половых изменений показателей МПК была идентичной. Закономерные половые различия регистрировались в возрасте 14, 15, 16 и 17 лет: у мальчиков соответственно 2325,8+58,73, 2344,3+38,24, 2523,7+38,71 и 2573,7+61,93, у девочек 2203,9+ +39,73, 2244,1 + 18,38, 2222,9+78,31 и 2329,4+ +43,05 мл/мин (р<0,01).

Возрастные изменения относительной величины МПК имели противоположную направленность. Как у мальчиков, так и у девочек обнаружено неуклонное ежегодное падение уровня МПК на 1 кг массы тела. По сравнению с предыдущими годами выраженная ретардация относительной МПК отмечается в возрасте 11, 13, 14 и 16 лет — соответственно на 6,3, 8,8, 7,8 и 6,1 % (р<0,01). У девушек убыль относительной МПК к 17 годам прекращается и происходит увеличение ее годового прироста на 6,0 %. У юношей к 17 годам снижение относительной МПК замедляется (до —1,9%). Существенных различий относительной МПК в зависимости от пола не выявляется.

Данные литературы о ФРС у детей школьного возраста, проживающих в разных регионах, несколько противоречивы. Так, у учащихся общеобразовательной школы-интерната г. Львова [5] и школьников Баку абсолютные величины Р\УС)7о заметно различаются. У учащихся 5—7-х и 8—10-х классов г. Львова уровень Р\\^С,7о превышает соответствующие величины, полученные нами. Причем более выраженные отличия наблюдаются у мальчиков, у которых превышение по сравнению с бакинцами составляет 39—45 % (у девочек 26—31 %). В то же время у школьников в возрасте 10—16 лет, проживающих в Киеве [7], определяются весьма низкие показатели абсолютной МПК по сравнению с бакинцами. Некоторый интерес представляет сравнение полученных материалов с данными зарубежных авторов [10], которые приводят нормативы абсолютной МПК для школьников в возрасте 11, 13, 15 и 17 лет. Результаты проведенного нами обследования девочек практически не отличаются от данных этих авторов. Близкие результаты получены также у мальчиков в возрасте 11 и 13 лет. В то же время для юношей 15 и 17 лет зарубежные авторы

приводят более высокие показатели — выше полученных нами соответственно на 26 и 30 %.

При отклонениях в физическом развитии наблюдаются не только соматометрические, но и другие изменения, в частности ферментативные, что ведет к нарушению энергообеспеченности организма детей [1]. Поэтому определенный интерес представляет изучение ФРС у детей с нормальным и нарушенным соматическим развитием. Согласно полученным результатам, соматотип играет значительную роль в формировании ФРС у детей школьного возраста. Как видно из табл. 2, имеются характерные отличия в показателях ФРС у школьников с разным соматическим развитием. Так, при дефиците массы тела возникает существенное уменьшение абсолютной величины РШС,70 (на 19,5 %). При этом несколько снижается и относительная величина этого показателя. Существенно снижается также уровень абсолютной МПК. В то же время у этих школьников несколько повышается МПК на 1 кг массы тела. При избытке массы тела определяется разно-направленность колебаний абсолютных и относительных величин РШС,7о у школьников. Для детей с избытком массы тела характерно резкое повышение абсолютных величин РШС^о (на 38,2 %) при достоверном снижении относительной величины этого показателя (на 11,С %). Аналогичные изменения у этих школьников претерпевает и МПК. Установлено, что уровни ФРС у низкорослых детей и детей с дефицитом массы тела практически идентичны. У высокорослых школьников как абсолютные, так и относительные величины Р'М'Сио существенно не отличаются от таковых у детей с нормальным физическим развитием. Не определяется также различий в абсолютных величинах МПК. Однако у высокорослых детей по сравнению с нормально физически развитыми школьниками выявляется весьма низкий уровень потребления кислорода на 1 кг массы тела.

Таким образом, на формирование ФРС в процессе онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка. Имеющиеся сведения не дают основания говорить о наличии популяционных различий в уровне ФРС у детей школьного возраста. Показатели ФРС, особенно их относительные величины, являются весьма жесткими константами, коэффициент вариации которых не превышает 20 %. Это указывает на высокую биологическую значимость показателей ФРС, определение которых позволит оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей школьного возраста при разнообразных нагрузках.

Литература

1. Алиев В. А., Андреева В. П. Индивидуальная оценка физического развития городских школьников-азербайджанцев 7—15 лет: Метод, рекомендации.— Баку, 1987.

2. Алиев В. А., Андреева В. П. // Гиг. и сан.— 1989.— № 9.— С. 13-16.

3. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.— Киев, 1985.

4. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.— М., 1979.

5. Доценко И. И., Бук Н. В. // Гиг. и сан,— 1987.— № 5,— С. 25—28.

5

— 35

6. Карпман В. Л. Спортивная медицина.— М., 1987.

7. Мостовая Л. А., Карповец П. М. // Гиг. и сан.— 1990,— № 4.— С. 9—13.

8. Темкин И. Б. Физические упражнения и сердечнососудистая система.— М., 1974.

9. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим

воспитанием школьников.— М., 1980. 10. Яы/ел/галг, НеШпдег, 1959. Цит. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.— М., 1979.—С. 146.

Поступила 10.07.9!

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 572.51.08-053.2 (574)

А. Г. Швецов, В. С. Павловская, Я. В. Стецко, И. А. Дейс

ОБ ИТОГАХ ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Карагандинский медицинский институт, Карагандинский облздравотдел

Нормативы (стандарты) физического развития (ФР) по праву считаются важнейшим инструментом первичного контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения [1, 4, 5]. В зарубежной литературе стандарты ФР, основанные на регрессионном или перцентильном анализе, используются как ориентировочные, позволяющие судить о «нормальности» весоростовых соотношений детей той или иной национальности вне зависимости от возраста [6]. В отличие от зарубежных отечественные публикации свидетельствуют, что сфера их применения значительно шире: на их основе предложено создание единых таблиц для оценки ФР всего детского и подросткового населения [2, 3]. ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко (Т. М. Максимовой, В. Н. Яниной и др.) пропагандируются единые нормативные таблицы для детей от 1 года до 14 лет с учетом высокорослости или низкорослости населения. Опытное внедрение их1 проведено нами в условиях Центрального Казахстана в соответствии с распоряжением Минздрава СССР № 12—7/44—122 от 05.12.90.

Объем внедрения предполагал разрешение следующих направлений исследования:

выборочную оценку по представленным стандартам ФР детей условно русской (европеоиды) и условно казахской (монголоиды) национальностей по всем возрастно-половым группам от 1 года до 14 лет с насыщенностью каждой группы от 15 до 25 человек (всего обследовано 1017 детей) ;

— оценку ФР этой же детской популяции по зональным (для Центрального Казахстана) шкалам регрессии с помощью унифицированной методики оценки ФР, предложенной нами и принятой в качестве единого методического подхода в детских дошкольных учреждениях и школах Казахстана с 1982 г.;

— разработку на достаточно представительной выборке местных перцентильных стандартов и сопоставление результатов оценки ФР детей по ним и по общесоюзным внедряемым оценочным нормативам.

При проведении этой работы мы столкнулись с рядом трудностей при сопоставлении получаемых

1 Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет.— М., 1990.

данных вследствие различных методических подходов к организации исследования и оценки ФР детей.

Во-первых, мы не можем согласиться с мнением многочисленных приверженцев перцентилыюго метода оценки ФР детей, предлагающих ограничить ее лишь 2 антропометрическими параметрами — длиной и массой тела. Несмотря на указанную этими авторами высокую корреляцию показателей окружности грудной клетки с массой тела, грудной периметр почти в 15 % случаев изменяет итоговую оценку ФР, определяемую лишь по длине и массе тела (двухмерные шкалы регрессии). Это хорошо видно из данных, приведенных в табл. 1. В связи с этим мы отдаем безусловное предпочтение трехмерным шкалам регрессии и именно их показатели считаем структурными при характеристике ФР изучаемой детской популяции.

Во-вторых, мы не скрываем своего негативного отношения к перцентильной методике оценки ФР, считая ее шагом назад в теории и практике исследования и оценки ФР, недопустимым упрощенчеством во имя сомнительных выгод в «легкости» разработки перцентильных шкал и методики оцен-кй ФР детей с их помощью. Методически перцен-тильные шкалы возвращают нас к изжившей себя методике изолированной оценки каждого антропометрического признака, сокращая при этом число оценочных признаков до двух (длины и массы тела) и лишая тем самым возможности оценки гармоничности ФР ребенка, пропорциональности его антропологических показателей, определяющих не только эстетическое понятие телесной красоты, но и тесноту взаимодействия организма с окружающей средой.

Мы придерживаемся точки зрения, что «дробный» возраст дошкольников (помесячный, квартально-полугодовой), как и расширение границы нормальных значений массы тела и окружности грудной клетки на 1т в положительную сторону у школьников, ликвидируют в полной мере недостатки, присущие шкалам регрессии ввиду правосторонней асимметрии показателей ФР детей, делая их достаточно корректным методом исследования с существенным выигрышем в информационном качестве.

В-третьих, десятистепенная шкала оценки ФР, используемая в межрегиональных стандартах, на наш взгляд, абсурдна с точки зрения ее практи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.