Научная статья на тему 'Физическая природа чувств. Ч. 1'

Физическая природа чувств. Ч. 1 Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
685
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Галанов Е. К.

Статья посвящена обзору цикла лекций. Цикл лекций №1. Физическая природа чувств. Ч.1 Введение. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. 3.Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. Цикл лекций №1. Физическая природа чувств. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. 3. Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. 5. Осязание. 6. Шестое чувство. Нейронные сети. 7. Синтез чувств. [ 1,11-15 ] Цикл лекций №2. Нейронные сети. [ 2--11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая природа чувств. Ч. 1»

Таким образом, выступление обучаемого занимает 1 - 2 минуты и может состоять от двух до четырех предложений. В качестве проблемы для обсуждения может быть выбрана любая тема, носящая правовой характер и связанная с рассматриваемыми вопросами курса.

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Их использование позволяет развивать самостоятельность студентов, формировать умение отстаивать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Студенты должны осознавать, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость в таких условиях еще более возрастает. Правильно проведенная дискуссия, в отличие от других методов, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть использовано по-разному. Дискуссия, как метод дает возможность убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов.

На основании вышеизложенного следует отметить, что современная система правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии. Список использованной литературы

1. Гузеев В.И. Лекция по педагогической технологии. - М., 1992, с.32.

2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.,2007, с.26-29.

3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.- М., 2003., с.190-191.

©П.Д. Гаджиева

УДК37

Е.К.Галанов

Д-р техн. наук, профессор Петербургского университета путей сообщения.Кафедра «Физика».

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧУВСТВ. Ч.1

Аннотация

Статья посвящена обзору цикла лекций. Цикл лекций №1. Физическая природа чувств. Ч.1 Введение. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. З.Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос.

Цикл лекций №1. Физическая природа чувств. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. 3. Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. 5. Осязание. 6. Шестое чувство. Нейронные сети. 7. Синтез чувств. [ 1,11-15 ]

Цикл лекций №2. Нейронные сети. [ 2--11].

ABSTRACT

The cycle of the lectures №1. The physical nature of the senses. 1. The hearing and sound. 2. The vision and light. 3. The frequency, biocycle, event. 4. The sound, timbre, voice. 5. The sense of touch. 6. The sixth sense. The neuronic networks. 7. The synthesis of the senses. [ 1, 11--15 ].

The cycle of the lectures №2. The neuronic networks. [ 2--11 ].

Ключевые слова физическая природа чувств, зрение, слух, биоритм, нейронная сеть.

Galanov Evgeney Konstantenovich Dr.Sci. (Tech.), professor, Petersburg State University of Means Communication

Key words, the physical nature of the senses, the vision, the hearing, the neuronic network

Введение. Эмоциями и чувствами насыщена жизнь каждого человека, начиная с малых лет. Они играют в жизни человека огромную роль, определяя не только сиюминутное состояние, но и являются стимулом к совершению значительных обдуманных поступков ( например, в выборе профессии, круга друзей, друга, подруги,...)

В эмоциях и чувствах порой не просто разобраться и часто считается, что литература, музыка, живопись и другие только гуманитарные сферы и дисциплины в состоянии отразить, описать, удовлетворить и развить чувства человека.

Наши известные пять чувств, зрение, слух, осязание, обоняние и вкус начинаются с простого с луча света, со звука,. Важно проследить как дальше преобразуются эти начала и попытаться объяснить, почему они вызывают определённые эмоциональные состояния и чувства. Природа этих начал, свет, звук и др. подсказывает, что описанию и развитию эмоций и чувств могут способствывать точные дисциплины. физика, химия, биология, математика и др.

Предлагаемый цикл лекций «Физическая природа чувств» содержит семь лекций. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. 3. Частота, биоритм, событие. 4.Звук, тембр,голос. 5. Осязание. 6. Шестое чувство. Нейронные сети. 7. Синтез чувств. Каждая лекция имеет аудио и видио сопровождение. В цикл лекций не включены два из известных пяти чувств человека - обоняние и вкус. Они не включены потому, что в настоящих условиях аудитории проведение практических занятий по этим темам затруднительно.

Необходимо отметить.что без практических занятий любая из лекций , посвящённых чувствам человека, зрению, слуху, осязанию, обонянию,вкусу, любая лекция становится неинформативной. Это всё равно, что не слышаще- му человеку проигрывать звуки, тона,мелодии, песни, музыкальные произведения и «пояснять» их показом нот этих мелодий, произведений. Или незрячему человеку говорить о восходе солнца, о цветах на лесной поляне,. информативность будет крайне низкой, эмоциональное воздействие (реакция) близким к нулевому.

Любое чувство человека. зрение, слух, осязание,. формирует информа- ционное пространство человека и определяет его эмоциональное состояние. С позиции этих двух критериев. информационное пространство и эмоциональное состояние (реакция) будет рассмотрено каждое из известных чувств. Принципиальное отличие этих двух критериев заключается в следующем. Информационное пространство означает объективное, т.е. одинаковое для подавляющего большинства людей восприятие. В тоже время, эмоциональное состояние это субъективная реакция, т.е. существенно разное восприятие разными людьми. Например, если мы говорим о чувстве зрения, то для подавляющего большинства людей прямая это прямая линия, отличающаяся от ломаной; каждая фигура определённа. треугольник, круг,.; каждый цвет определёнен. зелёный, красный, жёлтый..; голубое платье для всех голубое; греческий профиль лица для всех греческий,.. .и это объективное информационное пространство человека. В тоже время, кому-то может нравиться или не нравиться платье голубого цвета ; кому-то может нравиться или не нравиться форма ушей человека, форма носа, разрез глаз, овал лица, цвет кожи,.и это субъективное восприятие, субъективная реакция, которая может быть разной у разных людей. С позиции этих двух критериев. информационное пространство и эмоциональная реакция будет рассмотрено каждое из известных чувств.

Слух и звук. Слух человека можно считать вторым по информативности чувством после зрения. Зрение определяется потоком излучения, падающего на сет- чатку глаза, т.е. интенсивностью, частотой и координатами света, излучен- ного или отражённого объектом (субъектом) и изменением этих параметров света во времени и пространстве.

Слух человека позволяет определить интенсивность и частоту звука и их изменение во времени. Хотя слух человека, в отличие от зрения, не даёт пространственной информации об источниках, его роль чрезвычайно велика, т.к. слух через звуковое поле связан с голосом человека и его речью.

В слуховую систему человека входят три составляющие. слуховой аппарат, слуховой нерв и слуховые центры головного мозга ( в частности, слуховая кора головного мозга).

Начнём со слухового аппарата, который состоит из наружного, среднего и внутреннего уха . Колебания плотности (давления) воздуха представляют собой акустические волны, которые воздействуют

на барабанную перепонку (мембрану) наружного уха (площадь барабанной перепонки 0,5см2 ). Чувствительность этой мембраны максимальна для акустических волн с частотой от 200 до 10000 Гц. Это звуковой диапазон акустических волн. От барабанной перепонки звуковая волна распространяется по костной структуре среднего уха: это молоточек - наковальня - стремечко, и подходит к входной части внутреннего уха - мембране овального окна улитки (егоплощадь 0,02см2 ) . Вся эта конструкция среднего уха напоминает приёмную часть старого патефона, но в патефоне звук идёт от тонкой иглы к большой мембране, а в среднем ухе от большой мембраны к маленькому овальному окну улитки.

Костная структура среднего уха находится в воздушной среде. Почему звук, проходя по этой структуре, не рассеивается в воздухе? На границе двух сред акустическая волна, в том числе звукового диапазона частот, претерпе- вает отражение, коэффициент отражения определяется соотношением . На границе кость - воздух звуковая волна, идущая по кости отражается почти на 100%, поэтому звук проходит по костной структуре среднего уха как по волноводу, т.е. без потерь; подобно тому, как он проходит по металлическо- му рельсу, лежащему на земле, или металлической трубе в здании.

Это свойство распространения звука используется в работе слухового аппарата в случае потери слуха человеком из-за нарушения элементов среднего уха или барабанной перепонки. Звуковое давление от слухового аппарата подаётся на височную кость (она имеет сосковидный отросток за ушной раковиной) и по височной кости (минуя наружное и среднее ухо) достигает жёсткого элемента внутреннего уха - улитки (основной функцио- нальной части внутреннего уха). Височная кость и улитка сопряжены.

И так, главной частью внутреннего уха является улитка, это костная структура, заполненная жидкой средой. Улитка разделена мембраной, на которой находятся 20—25 тысяч рецепторов - чувствительных клеток, которые представляют собой волосковые структуры, связанные со слуховым нервом.

Существует несколько моделей, описывающих преобразование в улитке звуковых колебаний в электрические сигналы - потенциалы действия. Одна из них определяет процесс следующим образом. Чувствительные клетки, представляющие собой волосковые структуры, имеют разные собственные механические частоты вибраций в зависимости от места расположения в улитке. Этот диапазон частот определяет частотный диапазон восприятия человеком звука. Преобразование механических колебаний сенсорными волосковыми структурами в электрические импульсы есть результат колебаний и переориентации электрических диполей молекул этих структур. Образованные под действием звуковых волн электрические потенциалы передаются по слуховому нерву.

Электрические потенциалы, снимаемые с волосковых клеток первыми нейронами, почти точно передают форму звуковых волн во всём диапазоне частот .

Электрические потенциалы от волосковых структур передаются слухо- вым нервом, представляющим собой пучок нейронов ( ~ 20тысяч), который неоднократно прерывается ядрами . Ядра это структурно обособленные нейронные образования, где производится релейная и интегральная обработ- ка и передача сигнала от одного нейрона к другому и от одного пучка ней- ронов к другому. Идущий по нейронной сети сигнал возбуждения упрощенно представляется как движение по аксонам нейронов потенциалов действия и межнейронных синапсов. На самом деле, этот процесс передачи возбуждения сложнее, он включает в себя волновые процессы, т.е. движение фононов, экситонов, поляритонов и др. волн-частиц возбуждения. Я буду называть иногда возбуждение, передающееся по нервному волокну и от одного нейрона к другому, волной возбуждения.

После прохождения уже первого ядра - кохлеарного ядра исчезают высокочастотные модуляции потенциалов действия. Частоты потенциалов действия после кохлеарного ядра не превышают 800 Гц. Напомню, наивыс- шая частота звука, который слышит человек 10000—15000Гц .

По мере прохождения сигналов через ядра меняется реакция нейронов на первичный звук. Электрические потенциалы действия, волны возбуждения практически отсутствуют, если звук однотонный непрерывный или шумовой. Реакция имеет место на прерывание звука, на изменение его интенсивности (амплитудная модуляция), на изменение частоты звука (частотная модуляция)..

Когда возбуждение, рождённое звуком, доходит до слуховой коры головного мозга, то реакция нейронов коры имеет место только при изменении силы звука, его тона (частоты), при определённых

закономерностях - рисунке изменения этих параметров звука. Волны возбуждения, дошедшие до соответствующих участков коры головного мозга, определяют осознанное восприятие человеком звука, мелодии, речи.

В любом музыкальном произведении есть элементарные составляющие,

их образуют интервал, мелодический и гармонический интервал, созвучие, минорный и мажорный лад и др., они являются буквами и словами музыкального произведения.

Оказывается, что частотная и амплитудная модуляция, рисунок этих музыкальных элементов близок к амплитудной и частотной закономерности работы ядер слуховой системы, что обеспечивает максимальное беспрепятс- твенное прохождение сигналов возбуждения, вызванных этими музыкаль- ными элементами и достижения ими коры головного мозга.

Потенциалы действия, волны возбуждения, только достигнув слуховой коры, позволяют человеку осознанно воспринимать звук, мелодию, речь. Я хочу остановиться на другой особенности нейронной сети, обслуживающей слуховую систему человека. Часть потенциалов действия, волн возбуждения уже после прохождения первых ядер попадает в спинной мозг . В спинном мозге, начиная с шейных позвонков, находится нейронная сеть, обслужи- вающая всю моторику человека, все его движения. Потенциалы действия, волны возбуждения, рождённые звуком, попадая в нейронную сеть спинного мозга, способны влиять на нейронную сеть, обслуживающую моторику и иннервировать мышцы и сухожилия рук, ног, тела.

Примером такой передачи по слуховой системе может служить резкий звук, который заставляет человека вздрогнуть, вздрогнуть не потому, что нам не понравился этот звук, а вследствие того, что потенциалы действия, волны возбуждения, рождённые этим звуком, иннервировали какие-то мышцы человека. Поступление этих волн возбуждения в моторную нейронную сеть через спинной мозг происходит вне нашего сознания, т.е. без участия коры головного мозга, происходит автоматически.

Движения рук, ног и тела человека имеют свой ритм и сложный рисунок. Если ритм и рисунок музыки близок к ритму и рисунку движения рук, ног и тела человека, то это обеспечивает максимальную иннервацию соответст- вующих мышц и суставов рук, ног и тела человека.

Послушайте первый фрагмент. Муз. Файл N.S.

В нейронной сети человека имеются тормозные нейроны, сознательно включая их человек может не шелохнуться, слушая ритмичную танцевальную музыку, т.е. будет в заторможенном, напряжённом состоянии. Но если вы хотите двигаться под музыку, то вы скажите сами себе или услышите от друга или подруги «расслабься, слушай музыку».

Послушайте второй фрагмент. Это просто ритмические звуки. Муз. Файл. Ре^.У^., С^Ж

Частота ритмических звуков, которые вы слышали 12—14 ударов в минуту, частота нашего дыхания 14—18 циклов в минуту. Дыхание человека обеспечивается работой брюшных и межрёберных мышц, которые иннервируются потенциалами действия, исходящими из пейсмекерских ядер центральной части головного мозга . Волны возбуждения, рождённые ритмическими звуками с частотой 12—14 ударов в минуту, затормаживают естественный ритм частоты 14—18 циклов в минуту и влияют на наше эмоциональное состояние. П Послушайте ещё два музыкальных фрагмента, послушайте внимательно, почувствуйте каких уголков вашего тела достигли волны возбуждения, рождённые музыкальными звуками. Муз. Файл. В.Г. М.И.

Эмоциональный отклик человека, сила эмоционального отклика (обозначим ER) определяется количеством нейронов, находящихся в возбуждённом состоянии и весом этих нейронов .

Зрение и свет. Зрение и зрительные образы образуют самую большую информационную систему человека. Зрительные образы стали универсальной мерой, позволяющей описывать или отражать информацию, поступающую с помощью других чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Наше зрение это глаз, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга . Зрение невозможно без какого-либо из этих элементов. Начнём с глаза. При взаимодействии света с глазом проявляются три основных свойства света: лучевое, волновое и квантовое. Лучевые свойства проявляются в прямолинейном распространении и преломлении луча света. Свет, попадая в глаз, проходит две линзовые системы: роговицу и хрусталик . При этом, основную роль в построении изображения на сетчатке глаза играет хрусталик.

Содержимым хрусталика является водный раствор, заполненный белковыми шариками диаметром 1—10нм с высоким показателем преломления. Они составляют 50% массы хрусталика, остальное вода. Почему лучи света не рассеиваются этими шариками? Они рассеиваются, как рассеиваются на любых других частицах, но при этом, вновь складываясь (интерферируя) они сохраняют свои лучевые свойства . Это происходит, когда размер препятствий существенно меньше длины волны света (450—650нм). Примером такого волнового взаимодействия может служить взаимодействие света с белой бумагой и прозрачной калькой. Они состоят из прозрачных частиц целлюлозы. Белая непрозрачная бумага состоит из крупных частиц целлюлозы, а прозрачная из мелких.

Хрусталик глаза подвержен такому заболеванию как катаракта. В основном это возрастное заболевание, суть его - слипание белковых шариков хрусталика. Если размеры конгломератов из белковых шариков становятся сопоставимыми с длиной волны света, то хрусталик рассеивает свет подобно белой бумаге. Для исправления зрения требуется замена хрусталика на искусственное стекловидное тело. В настоящее время проводятся исследования, направленные на поиск химических веществ, которые предотвращали бы слипание этих белковых шариков.

На сетчатке глаза строится изображение предметов, находящихся от наблюдателя на разных расстояниях. Осуществляется это с помощью глазных мышц, которые меняют параметры хрусталика; в свою очередь, сами мышцы управляются центрами головного мозга. Переход наблюдений от дальнего предмета к ближнему и, обратно, осуществляется при концентрации внимания к деталям этих предметов, их нюансам.

Диапазон управления хрусталиком называется аккомодацией глаза - способность чётко видеть дальние и ближние предметы. Чтобы была высокая аккомодация нужно тренировать глазные мышцы также, как мы тренируем мышцы рук, ног, тела. Только тогда они становятся сильными и способными управлять хрусталиком. Самое эффективное упражнение для глазных мышц - переход наблюдения от дальних предметов к ближним и, обратно. При этом упражнении происходит расслабление и сжатие глазных мышц.

Когда мы на природе, то переход от наблюдения дальних предметов к ближним (и обратно) осуществляется постоянно. Если мы находимся в помещении, а тем более за чтением или письмом, то требуется разминка этих мышц, т.е. периодический переход наблюдения от ближних предметов к дальним и, обратно. Полезны для глазных мышц следующие упражнения: движение глаз медленно вверх - вниз и, обратно. Все эти упражнения для глазных мышц полезны не только с целью их тренировки, но и отдыха, комфорта также, как полезна разминка мышц ног, рук, тела после их долгого неподвижного положения (например, сидения).

Наш глаз имеет ещё один важный элемент - радужку . Она находится перед хрусталиком. Радужка прозрачна в своей центральной части, которая называется зрачком, диаметр зрачка 2—4мм. Остальная непрозрачная часть радужки имеет у разных людей разный цвет: серый, голубой, коричневый, чёрный... Благодаря тому, что центральная часть радужки - зрачок имеет малый размер, работает только центральная (наиболее совершенная) часть хрусталика и поэтому мы видим своим глазом, состоящим из органических элементов, очень чёткое изображение с высоким разрешением. Цвет глаз, как было сказано выше, определяется непрозрачной частью радужки и этот цвет: серый, голубой, карий, чёрный,. не играет никакой роли в нашем зрении. Центральная часть глаза (зрачок) у всех людей выглядит чёрной, т.к. излучение, пройдя прозрачную часть глаза, полностью или почти полностью поглощается сетчаткой.

Изображение рассматриваемого объекта или субъекта строится на сетчатке глаза. Сетчатка состоит из 107 чувствительных элементов: палочек и колбочек. Чувствительность этих элементов обусловлена наличием в них молекул родопсина. Когда молекула родопсина поглощает кванты электро- магнитного излучения видимого диапазона спектра,то она переходит в возбуждённое состояние, её электрический дипольный момент изменяется, изменяется и геометрическая структура молекулы. Молекулы родопсина имеют максимальную чувствительность в красной, зелёной и синей областях спектра (рис.3). Прочие цвета воспринимаются человеком как комбинации этих трёх цветов.

Аномальная спектральная чувствительность глаза является второй важной физиологической особенностью нашего зрения. Первой следует считать инерционность. Инерционность зрения составляет 1/24 секунды. Этот временной интервал определяется в существенной части временем прохождения

импульса возбуждения от сетчатки глаза до зрительной коры головного мозга. Скорость распространения этого возбуждения по нервному волокну 20—50м/сек. Благодаря знанию этой физиологической особенности зрения в конце 19-го столетия было сделано гениальное техническое открытие - кинематограф, который в последствии стал видом искусства, развлечений и бизнеса. Знание физиологии образования цветного зрения способствовало формированию цветного телевидения. В трубке (экране) цветного телевизора создаётся изображение трёх цветов (синее, зелёное, красное) все прочие цвета воспринимаются человеком как комбинации этих трёх цветов.

Как сказано выше, под действием света в чувствительных элементах сетчатки, содержащих молекулы родопсина, возникают электрические диполи, импульсы возбуждения передаются эрительным нервом в зрительную кору головного мозга. Нейроны многозвено передают потенциалы действия . Электрические сигналы, возникающие в элементах сетчатки при построении на ней некоторого изображения, достигая зрительного центра коры головного мозга, не строят плоское или объёмное изображение.

За 1/24 секунды человек способен воспринять 1—3 байта зрительной информации. В зрительной коре потенциалы действия представляют собой череду электрических сигналов разных частот и=/(ю1, Ю2, Юз ,...А^, At2, Atз ...) , где Ю1, Ю2, Юз,... релаксационные частоты: элементов сетчатки, нейронов зрительного нерва; наружного коленчатого тела принимающего потенциалы действия от зрительного нерва , осуществляющего релейную и интегральную обработку сигналов и передающего их в зрительную кору ; колонок зрительной коры (каждая колонка представляет собой совокупность 200—400 структурированных нейронов) . Характер временного построения этих сигналов в колонках зрительной коры, определяется взаимной связью элементов, входящих в систему зрения.

Основная функция системы зрения - анализ изображения. Простейшим примером анализа изображения может быть наблюдение ближнего и дальнего предметов, находящихся на одной (почти) линии зрения. Например, когда вы находитесь в комнате и рассматриваете дома или деревья на улице и фрагмент оконной рамы. Переход наблюдения от ближнего предмета к дальнему и , наоборот, связан с перефокусировкой хрусталика с помощью глазных мышц. Этот процесс перехода начинается и определяется анализом элементов (нюансов) ближнего или дальнего предмета. Именно анализ объекта зрительной системой человека даёт командный импульс, поступа- ющий к глазным мышцам. Анализ изображения -основа развития зрительной системы человека. Этот анализ начинается на сетчатке глаза, происходит в зрительном нерве, осуществляется зрительными центрами головного мозга.

Необходимо выделить три уровня анализа зрительного образа, три уровня развития зрительной системы.

1. Анализ геометрических форм, умение различать: линия, круг, шар,.. .кошка, собака,. ; анализ цветов и оттенков: красный, синий, голубой,.

2. Анализ движений предметов, животных, человека.

Чем отличаются эти два уровня чувства зрения человека от зрения наших братьев меньших: собак и кошек? Ни чем. И собаки и кошки отличают прямую линию от кривой, квадрат от круга, лицо хозяина от лица чужого человека,. красный цвет от зелёного,.. .Они, как и человек, реагируют настороженностью на резкие движения и животного и человека,.

3. Анализ (по зрительному образу) настроения человека.

Третий уровень развития зрительной системы - это анализ оттенков и нюансов настроения человека: радость, печаль, надежда, озарение, безнадёжность, безразличие и т.д. Безусловно, различные оттенки настроения человека отображаются в основном на его лице. При этом, глаза и часть лица около глаз являются определяющими . Ни нос, ни губы, ни уши, ни овал лица,. не передают так полно оттенки настроения человека как глаза и часть лица около глаз (Видио Файл К.Ж.). Развитие высшего уровня чувства зрения происходит благодаря изучению и умению определять настроение человека по его зрительному образу (анализу зрительного образа), в основном по его глазам (Видио Файл СТ.М.).

Кто-то может заметить «этично ли так рассматривать человека»? Ваш взгляд должен быть доброжелательным, до-бро-же-ла-тель-ным и внимательным, а внимание всегда воспринимается однозначно - положительно.

Кто-то может возразить «зачем мне это внимательное наблюдение лица, глаз человека, если мне не нравится профиль его носа, разрез глаз, овал лица, цвет кожи..»? Нравится или не нравится это ваше субъективное (эмоциональное) мнение. Если вы хотите развивать высший уровень системы зрения, чувства зрения, то вы должны учится и уметь анализировать настроение человека не зависимо от цвета глаз, формы носа, ушей,. анализировать настроение человека по его глазам (речь идёт только о зрительном образе).

Ваш взгляд должен быть доброжелательным и внимательным. Частота, биоритм, событие.

1. Частота и биоритм это понятия определяющие ритмичность процессов. Частота и биоритм характеризуют процессы, имеющие различный временной период. Когда речь будет идти о частоте, то будем рассматривать процессы, имеющие период (или цикл) длительностью не более 1—2минут, при перо- де более 2 минут рассматриваются биоритмы.

Жизнедеятельность человека невозможна без ритмичной работы сердца и лёгких. Частота сердцебиения 50—70 ударов в минуту, она задаётся синусным узлом ( или можно сказать ядром) , представляющим собой обособленное и структурированное скопление миакардных клеток сердца. Нервная система человека может лишь косвенно влиять на эту частоту, варьируя её величину. Синусный узел сердца выполняет функцию пейсмекера, вырабатывающего электрические импульсы с частотой «60 циклов в минуту.

Частота дыхания человека 14—18 циклов в минуту, она задаётся пейсмекерским ядром автономной (вегетативной) нервной системы (это ядро находится в центральной части головного мозга).

К непрерывным периодическим проявлениям нашего организма следует отнести моторику системы пищеварения. Она, как и дыхание, управляется в автоматическом режиме соответствующими пейсмекерскими ядрами автономной нервной системы. Для пищеварения и всасывания пищи требуется определённое время. Для этого в пищеварительном тракте имеются замыкающие аппараты (например, сфинкеры), которые закрывают (на время) тот или иной участок пищеварительного тракта. Частота этих периодических действий 3—10 циклов в минуту. Напомним, что основными продуктами питания человека являются белки, углеводы и жиры. В процессе пищеварения происходит дробление и расщепление пищи на молекулы, которые могут усваиваться нашим организмом. Этот процесс имеет химико-биологическую природу и для его реализации (т.е. расщепления питательных веществ) в отдельных участках пищевода инжектируются гармоны, ферменты, желчь и другие вещества, способствующие пищеварению. Это инжектирование происходит также с определённым биологическим ритмом.

Некоторые элементы жизнедеятельности человека, хотя и совершаются с достаточно высокой частотой, имеют место лишь на протяжении некото- рого интервала времени. Такими примерами могут быть хотьба, бег трусцой. Частота работы ног при этом движении составляет 20—80 шагов в минуту. Эта частота суть собственная частота мышц и суставов ног человека. Более сложные движения ног, рук и тела, которые проявляются в танце также имеют свой ритмический диапазон частот.

Работающие с определённой частотой или биологическим ритмом сердце, лёгкие, пищевод обеспечивают организм человека питательными веществами необходимыми прежде всего для синтеза новых клеток (взамен старых) или размножения клеток ( в зависимости от вида клеток).

2.Основной потребитель питательных веществ в организме человека мышечные клетки. Одновременно в этих клетках происходят наибольшие энергетические затраты. Мышечные клетки размножаются путём деления. Клетки различных мышц имеют разнообразное строение . Наиболее типичные мышечные клетки имеют размеры «20мкм (поперечный размер) на 100—200мкм (длина). Для сравнения толщина человеческого волоса 10—50мкм. Время жизни мышечной клетки от нескольких часов до нескольких дней. После деления клеток часть их погибает так, что равновесное количес- тво клеток сохраняется. Причин гибели клеток несколько, одна из них - нарушение оболочки - мембраны клетки, но основная -неспособность клетки выполнять свои рабочие функции (сокращение и расслабление).

Основные клетки крови. Эритроциты : период жизни «120 дней, размеры «2х7х8 мкм. Эритроциты содержат гемоглобин, одна из основных его функций - перенос кислорода. Лейкоциты : период жизни от несколких часов до нескольких дней, размеры «9х12х15мкм. Тромбоциты: период жизни «8—11 дней, размеры «3х4х6 мкм.

Все отработанные (или разрушенные) клетки выводятся из организма человека.

Половые клетки. И женские и мужские клетки вызревают в половых железах. Женская яйцеклетка развивается и живёт 24—28 дней. После этого периода если яйцеклетка не оплодотворена сперматозоидом, то она удаляется в процессе менструального цикла.

Мужская половая клетка - сперматозоид имеет вид головастика. Голова 5—7 мкм, хвост 20—30 мкм. Созревание сперматозоида происходит за 72—74 дня. В одном миллилитре (см3 ) спермы содержится 103 -104 сперматозоидов. Напомню, для того чтобы зародилась жизнь человека нужно, чтобы одна женская яйцеклетка была оплодотворена одним сперматозоидом. Так придумала природа. Как выводятся из организма человека сперматозоиды? Поштучно с мочой (благодаря подвижность спематозоидов), но основная масса сперматозоидов выводится в результате массажа полового органа.

Все перечисленные клетки человека (как и ещё одна, самая главная - нервная клетка) имеют очень маленькие, микроскопические размеры, но какое огромное влияние они оказывают на большое тело человека.

Почти каждый тип клеток представлен в организме человека в количестве 105—1010 . Как образуются клетки? Скорость изменения концентрации клеток определяется формулой (независимо от типа образования клеток: путём деления или построения)

ах/анц s/(к + S)

где х - концентрация клеток, S - концентрация питательных веществ (белки, углеводы, жиры,.), ц -максимальная скорость роста , К - константа, D - скорость выделения.

Конечно приведенная формула схематична. Субстраты, необходимые для построения клетки, это набор строящихся в определённом порядке молекулярных структур.

3. Прежде, чем перейти к самой главной клетке - нервной клетке - нейрону, рассмотрим такое явление как «событие». «Событие» определим как нарушение существующего ритма или появление нового ритма, сопровождающееся всплёском эмоций, чувств, переживаний. Прежде всего, это могут быть изменения или нарушения возрастные, физиологические, а также изменения в процессе активной деятельности человека.

Например, маленький человек начинает ходить в возрасте 1—1,5 года, всплёск эмоций. Наступает половая зрелость ( 12—15 лет ), появляется новый биологический ритм. Когда оплодотворяется женская яйцеклетка, зарождается новая жизнь и изменяется женский биологический ритм. Человек начинает трудовую деятельность: сваривать корпуса судов, писать стихи, выращивать хлеб, делать научную работу,. это изменение режима и обязанностей также вызывает всплёск эмоций, .

Нарушение ритма или появление нового ритма вызывает всплёск эмоций, чувств, переживаний. Для каждого из нас важно какие чувства (позитивные или негативные) вызывает изменение (или появление нового) ритма. Увеличение разнообразия ритмов должно вызывать положительную реакцию нашего организма, так как вовлекаются в активную жизнь новые структуры организма и устанавливаются дополнительные связи между этими структурами. Важно. чтобы появление нового ритма не происходило за счёт срыва других ритмов. Как правило, это достигается благодаря ускорению сформировавшихся ритмов.

Изменение ритма жизни (или появление нового ритма) может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. Реакция организма на «событие» (изменение ритма или появление нового ритма) будет существенно смещаться в позитивную сторону, если это событие нами прогнозируется, ожидается и особенно если приближается направленной деятельностью.

4. Вернёмся к более скоротечным ( чем «событие» ) процессам. Частота, биоритм относились либо к образу жизни человека, либо к ритму работы отдельных органов и, наконец, отдельных клеток. В этих рамках частота, биоритм являются обобщенной временной характеристкой биологических, химических, механических процессов.

В связи с понятием «частота» необходимо выделить процесс в организме человека, который не сопровождается каким-либо изменением биологической, химической или молекулярной структуры нашего организма. Этот процесс связан с распространением физических полей в нейронных сетях и представляет собой импульсы микротоков, потенциалов действия, волн возбуждения, которые передают сигналы от

органов чувств к коре головного мозга, что в свою очередь обеспечивает осознанное восприятие мира человеком.

Эти функции распространения сигналов, передачи и хранения информации выполняют нервные клетки - нейроны - важнейшие клетки нашего организма. Поговорка «нервные клетки не восстанавливаются» достаточно точно характеризует продолжительность их существования. Продолжительность жизни нейронов практически совпадает с жизнью человека, а их обновление осуществляется на субклеточном уровне (т.е. обновляются некоторые внутренние структуры нейронов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размеры нервных клеток в зависимости от их типа меняются в следующих пределах: тело нейрона 20— 100 мкм; дендриты - подводящие к телу нейрона щупальцы (длина 20—200 мкм, диаметр 0,5—2 мкм), их количество на одно тело нейрона может достигать 10—20 ; аксон - один выводящий элемент нейрона (диаметр 1—15 мкм. длина от 100 мкм до нескольких сантиметров).

В теле нейрона происходит взаимодействие различных физических полей, осуществляются разнообразные химические реакции. Тело нейрона взаимодействует с физическими полями окружающей среды и других нейронов. Взаимодействие этих полей формирует интегральное возбуждение, одним из важнейших признаков которого является распространение по аксону нейрона (его мембране) потенциала действия нейрона. Скорость распространения потенциала действия по аксону зависит от типа (структуры) мембраны аксона и может менятся от 1м/с до 100м/с.

Частота следования ( по аксону) потенциалов действия от нескольких герц до нескольких килогерц. Наивысшая частота этих импульсов 3—5 кГц. Эту частоту можно было бы назвать несущей (подобно тактовой частоте компьютера, которая равна 10—20 гГц). Однако главной особенностью этих импульсов потенциалов действия является не частота, а их временной рисунок.

Отдельные импульсы потенциалов действия могут формироваться в пакеты импульсов, частота следования которых не превышает сотни герц. Эти пакеты импульсов формируются с помощью нейронных ядер. Ядро - это структурированная, обособленная совокупности нейронов, имеющая размеры от долей миллиметра до 4 мм и состоящая из сотен и даже тысяч нейронов.

Об одном из них о пейсмекерском ядре, формирующем пакеты потенциалов действия и обеспечивающем иннервацию мышц, обслуживающих систему дыхания человека, уже говорилось в лекции «Слух и звук».

Важные функции выполняют ядра таламуса (находится в центральной части головного мозга). В ядрах ( их насчитывается несколько десятков) таламуса формирование пакетов потенциалов действия (т.е. синхронизация потенциалов действия множества нейронов) происходит в результате взаимодействия физических полей нейронов каждого ядра. В таламусе имеются ядра , обеспечивающие замкнутую связь с различными отделами коры головного мозга. Эти замкнутые цепи организуют циркуляцию пакетов потенциалов действия с определёнными частотами. Интегрально эти пакеты потенциалов можно зарегистрировать в виде электрической активности коры головного мозга, зарегистрировать с помощью датчиков. Частоты пакетов импульсов коры головного мозга представляют собой электрические ритмы коры: а-ритм (8—13 Гц), Р-ритм (14—30 Гц), 9-ритм (4—7 Гц).

Звук, тембр, голос.

1.Все музыкальные инструменты подразделяются на три - четыре группы, из которых две являются доминирующими. К ним относятся струнные инструменты: гитара, фортепиано,. Источником звука в них служит колеблющаяся струна. Вторая большая группа музыкальных инструментов - духовые инструменты: флейта, труба, волынка, орган,. В этих инструментах звук возникает в результате колебаний воздуха, продуваемого через некоторый ограниченный объём.

Голосовой аппарат человека является духовым инструментом. Прежде, чем перейти к духовому инструменту человека - голосовому аппарату, рассмотрим некоторые музыкальные духовые инструменты.

Флейта представляет собой трубу с цилиндрическим или слегка коническим каналом. Струя воздуха вдувается по касательной к срезанному краю трубки.

Труба состоит из дважды согнутого ствола (диаметр «11—15 мм, длина «1500 мм).

Орган. Состоит из следующих частей: меха (в том числе электромеханические), воздухопровод, вентиль - распределитель с клавишным управлением, трубы (они являются резонаторами). Трубы длиной от нескольких миллиметров до 10 метров. В трубах есть два отверстия: для входа (в ножке трубы) и выхода (ротик) воздуха. Трубы являются резонаторами (т.е. это замкнутая полость, в которой звук на 100% отражается от стенок ; примером резонатора может быть пустая комната, в которой распространяется звук).

Что представляет собой духовой инструмент (голосовой аппарат) человека? Он состоит из трёх систем: мехов (лёгкие, которые заканчиваются трахеей - воздуховодом), регулируемого вентиля (голосовых складок, управляемых голосовыми мышцами) и резонаторов ( прежде всего это надгортанник и далее ротовая и носовая полости, придаточная полость носа, резонатором является также трахея).

Когда мы выдыхаем воздух изо рта с помощью губ, создаётся движение частиц воздуха (вихревого типа) около наших губ. Это движение описывается уравнением Эйлера

dV 1 4P dP dPx п — + —(— + — + —) = 0 (1) dt р dx dy dz

где Р - избыточное давление, V - скорость частиц.

Это уравнение показывает. что если есть градиент аР/ах , аР/ау ,. ( неравномерность, вихрь) давлений, то возникает акустическое движение частиц, в частности звукового диапазона частот. Именно такое хаотическое вихревое движение частиц создаётся при выдыхании воздуха изо рта с помощью губ и такое же вихревое движение воздуха создаётся в органной трубе около ножки трубы при вдувании воздуха. Решение уравнения (1) для хаотического вихревого движения частиц в неораниченном объёме представляет собой сплошной шумовой спектр. В органной трубе на границе труба - воздух скорость частиц воздуха нулевая

V=0 при ^ , z=Zо (2)

В результате переотражения и взаимодействия звуковых волн в трубе - резонаторе лишь звук определённых частот усиливается, остальные звуковые волны взаимно гасятся. Такой линейчатый (квазилинейчатый) спектр есть решение уравнения (1) с граничными условиями (2).

Напомним, что скорость звука в воздухе «350 м/с , поэтому длины звуковых волн, соответствующих частотному диапазону 200—10000 Гц , равны 170—3,5 см . Чем ближе длина или ширина трубы к длине волны звука (или кратна длине волны), тем идеальнее условия усиления звука этой длины волны. Как было отмечено выше, органные трубы имеют длины от 10 мм до 10 м. На коротких трубах лучше резонирует звук малой длины волны (т.е. высокой частоты), на длинных трубах - большой длины волны (т.е. низкой частоты).

2.Голосовой аппарат человека подобен органу. Роль мехов в голосовом аппарате человека играют лёгкие ( их выходным элементом - воздуховодом служит трахея). Произношение слов и пение осуществляется на выдохе, когда давление воздуха в лёгких и трахее выше , чем давление воздуха в гортани. Лёгкие обеспечивают плавную подачу воздуха. Главными характеристиками лёгких являются объём содержащегося в них воздуха и управление скоростью подачи воздуха, что осуществляется с помощью грудных мышц: межрёберных мышц и брюшных.

Для тренировки этих мышц и достижения оптимального объёма лёгких одним из лучших физических упражнений может служить лёгкий бег или хотьба на свежем (чистом) воздухе ( подошва вашей обуви должна быть эластичной, полезно поставить дополнительную амортизационную прокладку). С целью улучшения воздухоизлияния плечи следует развернуть назад, но без напряжения. Полезным упражнением для тренировки мышц, участвующих в работе лёгких, является пение гласных, слов или простых музыкальных фрагментов. Совмещение выше отмеченного пения с лёгкой прогулкой на свежем воздухе можно считать идеальным физическим упражнением.

Голосовые складки (связки) - один из важнейших элементов духового инструмента человека, представляют собой вентиль (кран) этого инструмента, который управляется с помощью голосовых мышц. Чем сильнее скорость выдыхаемого через голосовые складки воздуха, тем сильнее звук и тем в более высокочастотную область спектра он смещается (что следует из уравнения Эйлера). При вытекании воздуха через голосовые складки (в гортань) выше и ниже голосовых складок образуются вихри воздуха, имеющие

высокий градиент давлений dP/dx ,... Именно эти вихри являются источником сферических акустических волн, которые распространяются во всех направлениях Р=Р sm(юt + гк).

Повторюсь, диапазон звукового спектра Ютт—Ютах определяется градиентом и скоростью V вытекаемого через голосовые складки воздуха. Чем выше V тем более высокочастотный спектр звука. В свою очередь скорость V является функцией перепада давлений АР (трахея - гортань) и площади щели S между голосовыми складками V=f(АP, S). Скорость потока воздуха, проходящего через голосовую щель тем выше, чем больше перепад давлений и чем меньше площадь голосовой щели . Приведём параметры мужского и женского музыкального вентиля (таблица)

Таблица

Длина голосовой щели L мм Расстояние между голосовыми связками, ширина щели

Мужчины: Бас Баритон Тенор 24 -25 22 -24 18 -21 Расстояние между голосовыми связками 1=0,1—4 мм. При 1=0,1 мм самый высокочастотный звук.

Женщины : Контральто Меццо - сопрано Сопрано 21 -22 18 -21 14 -19

Файл № 1—5 .

Голосовые связки - один из важнейших элементов нашего духового инструмента, так как они формируют начальный спектр издаваемого звука. Как настраивается наш музыкальный вентиль -голосовые связки? Во-первых, не должно быть воспалительных отёчных явлений. В противном случае разбухшие голосовые связки не поддаются эффективному управлению с помощью голосовых мышц, а в наихудшем случае вместо чёткого звука имеет место низкочастотное шипение, хрип. Воспалённые голосовые связки не способны создавать узкую голосовую щель и следовательно создавать скоростные потоки воздуха. Заметим сразу, воспаление гортанных тканей плохо влияет и на резонансные свойства надгортанного пространства.

Всё это указывает на необходимость самого внимательного отношения к музыкальному вентелю (голосовым связкам) и избавления их от воспалительных процессов. Чаще всего воспалительные процессы возникают из-за общего или местного переохлаждения, голосовой перегрузки, приёма очень холодной пищи, при вдыхании воздуха ртом в морозную погоду (в сильный мороз ртом следует делать только выдох).

В качестве профилактики и домашнего лечения воспалительных процессов следует рекомендовать: тёплое обильное питьё (содовое, тёплое молоко, подогретые соки), щёлочно-масляные ингаляции аэрозолей антибиотиков, вдыхание водяных паров,.

Если музыкальный вентиль - голосовые связки в порядке, то следует обратить внимание на голосовые мышцы, управляющие этим вентилем. Как и любым мышцам им полезна тренировка. В качестве физических упражнений следует рекомендовать пение гласных, слогов или мелодичных песен. Эту физическую разминку нужно проводить с хорошим эмоциональным настроением, которое не будет лишним при любых физических упражнениях.

Звук, рождённый вихревыми воздушными потоками выше и ниже голосовых связок имеет сплошной (шумовой) спектр. При наложении граничных условий (границы резонаторов) из сплошного спектра выделяются лишь отдельные тона. В голосовом аппарате человека резонаторами, ближайшими к голосовым связкам, являются полость надгортанника, а внизу - трахея. В полости трахеи, имеющей большую длину, резонируют колебания низкой частоты (грудной голос), а в надгортаннике - высокой частоты (головной голос). Верхние полости также являются резонаторами, это полость гортани, рта, носа и его придаточные пазухи. Совокупность этих резонаторов создаёт тембр голоса.

До начала полового созревания певческие голоса мальчиков и девочек трудно различимы. Начиная с 12—14 лет гортань девочек растёт пропорционально во все стороны, а у мальчиков вытягивается вперёд более, чем в полтора раза, образуя кадык. Этот факт, а также большие величины голосовых щелей обуславливают формирование более низкочастотного спектра голосов у мужчин в сравнении с женщинами.

Благодаря резонаторам (надгортанник, трахея, полость рта, полость носа,.) человека, сплошной шумовой спектр звука , образованный вихревыми движениями воздуха около голосовых связок преобразуется в линейчатый (квази-линейчатый) спектр звука ©1, ©2, ©3, . преобразуется в ряд тонов.

Как настраивать наши резонаторы? Трахея не должна быть изогнутой. Для этого позвоночник должен быть выпрямлен, плечи подать назад (без напряжения). Гортань не должна быть сдавлена. Для этого шейные позвонки также выпрямлены. Дальнейщий подбор и рефлекторное запоминание нужного положения позвоночника, шеи должны производится с помощью некоторых физических упражнений. В качестве таких упражнений может быть пение (при этом нужно внимательно прислушиваться к тембру вашего голоса и, меняя положение шеи, подборотка,., следить за изменением тембра голоса, выбирая тембр, наиболее приятный для вас. Таким же хорошим физическим упражнением может быть лёгкое чтение (вслух) сказок, детских стихов, рекламных объявлений,.

3.До сих пор речь шла о спектре частот ©шп - ©тах =200Гц - 10000Гц, о звуковых частотах.

Голосовые связки человека при выдохе вибрируют, ширина голосовой щели периодически меняется. Частота этих вибраций находится в диапазоне О=5—90 Гц.

ртикулярный аппарат человека (язык, губы, мягкое нёбо,.) создаёт третью группу частот W=0,1— 10 Гц, самую низкочастотную.

Таким образом, имеется три диапазона модуляций ©=200—10000 Гц, О=5—90 Гц, W=0,1—10 Гц , при этом если мы говорим о звуке, несущая частота - звуковая ©.

Каждый из рассматриваемых диапазонов имеет свою особую связь с элементами слуховой системы человека. Когда речь идёт о слуховой системе, то первые два диапазона © и О носят характер несущих частот, необходимых для наилучшего прохождения вибраций, потенциалов действия, волн возбуждения через такие системы как наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв, ядра слуховой системы. Низкочастотный диапазон W=0,1—10 Гц имеет глубокую связь с восприятием и запоминанием раздельных звуков, знаков.

4.Элементы артикулярного аппарата человека совершают движение под действием соответствующих групп мышц. В свою очередь эти мышцы связаны (рис.9) с замкнутой системой нервных волокон, начинающихся с механорецепторов, расположенных в мышцах соответствующих элементов артикулярного аппарата. Нервные импульсы распространяются по афферентным нервным волокнам и поступают в центральную нервную систему (корковые речевые зоны, продолговатый мозг, таламус - все эти центры взаимосвязаны) и, далее , управляющие импульсы из центральной нервной системы по эфферентным нервным волокнам поступают к соответствующим группам мышц артикулярного аппарата. Артикуляция с временным разрешением Т= 1/W осуществляется под действием пакетов импульсов (потенциалов действия), имеющих длительность Т. Диапазон частот W можно считать скоррелированным диапазоном собственных частот мышц артикулярного аппарата и ядер центральной нервной системы.

Заметим, что замкнутая система связи и управления (мышца - механорецептор - афферентные волокна - центральная нервная система - эфферентные волокна - мышца) присуща практически всем группам мышц: ног, рук; мышцам, обеспечивающим работу лёгких, . исключение представляют мышцы сердца.

5. Рассмотренные диапазоны частот ©, О и W находят отражение в нотной записи, предназначенной для воспроизведения звука, мелодии,.пения. Отражаются следующие из перечисленных диапазонов частот и временных интервалов. Во-первых, звуковой диапазон частот ©= ©шт - 2т©тт= ©тах , где ©тт « 200Гц, ©тах« 10000Гц ; 21 - частотный интервал октавы, т.е. в пределах одной октавы верхняя и нижняя частоты отличаются в два раза. Совершенные музыкальные инструменты охватывают диапазон в 7—8 октав (п=7—8 ), человек может менять частотный интервал голоса в пределах 1—3 октав. Сама частота, обозначенная в нотной записи, не отражает реальный спектр (окраску) музыкального инструмента или голоса человека.

Частотный диапазон W=0.2—10 Гц =1/Т отражён в нотной записи а) длительностью звука, она имеет дискретные значения Т= 21, 20, 2-1, 2-2, 2-3 секунды(т.е^=0,25 , .,8 Гц) и б) длительностью паузы Т=2: , 20, 2-1, 2-2, 2-3 секунды ( W=0,25 , ..8 Гц).

Модуляции звука с частотой Q=10—100 Гц возникают при одновременном проигрывании двух и более близких по частоте звуков (частота биения), что отражено в нотной записи в виде двузвучия, трезвучия, септаккорда (состоит из четырёх звуков), нонаккорда (состоит из пяти звуков). Список использованнойлитературы

1. Альтман Я.А., Вартанян И.А. Слуховая система. Л-д. Наука, 1990, 606с.

2. Барнс М.Дж., Лиу В.К., Зивейл А.Г. Спектроскопия и динамика возбуждения. М. Наука, 1987,170с.

3. Барыбин А.А. Электродинамика волноведущих структур. М. Физматгиз, 2007, 510с.

4. Галанов Е.К., Бродский И.А. Длинноволновые ИК спектры сегнетоэлектрических кристаллов группы триглицинсульфата в различных фазовых состояниях.Физика твёрдого тела. 1969, т.11, с.2485-2490.

5. Галанов Е.К. Температурная зависимость ИК полос поглощения кристаллов, содержащих комплексные ионы. Оптика и спектроскопия. 1973, т.35, с.1126—1131.

6. Галанов Е.К. Колебательные спектры ангармонических осцилляторов молекулярных кристаллов. Оптический журнал. 2010, т.77, с.8—10.

7. Галанов Е.К. Модель фазового перехода в мембране. Московское научное обозрение. 2012, №10, с.16—19.

8.Григорьев А.Д. Электродинамика и микроволновая техника. СПб. Лань, 2007, 704с.

9.Давыдов А.С. Биология и квантовая механика. Киев. Наукова Думка, 1979, 650с.

10. Давыдов А.С. Солитоны в молекулярных системах. Киев. Наукова Думка, 1984, 288с.

11.Джаксон М.. Молекулярная и клеточная биофизика. М., Мир. Бином, 2009, 650с.

12. Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. М. Наука, 990, 180с.

13. Nevill H. Fletcher, Thomas D. Rossing.The Physics of Musical Instruments. Springer, 2010, 776p.

14.Серков Ф.Н., Казаков В.Н. Нейрофизиология таламуса. Киев.Наукова Думка, 1980, 260с.

15.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., Мир. 1990, 241с.

©Е.К.Галанов

УДК 372.8

М.С. Герасимова

Аспирант 1 года обучения ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры» Кафедра теории и методики профессионального образования г. Сургут, ХМАО - Югра, Российская федерация е-тай: [email protected]

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены ключевые понятия «компетенция», «компетентность», «технологическая компетенция». Анализ научной литературы и педагогических исследований позволил сформулировать определение технологической компетенции старшеклассников специализации «Кондитер», выявить ее структурно-содержательные компоненты.

Ключевые слова

Компетенция, ключевые компетенции, технологическая компетенция.

Произошедшее в конце XX и начале XXI века существенные изменения характера образования (направленности его целей, содержания) ориентируют его на личностное развитие каждого учащегося. Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания профессионального образования положены «ключевые компетенции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.