через 1 мес и падение на 4-м месяце. Возрастание уровня щелочной фосфатазы может быть результатом как проли-феративных, так и дистрофических процессов в эпителии извитых канальцев почек. На дистрофические изменения может указывать одновременное увеличение содержания неорганического фосфора и активности щелочной фосфатазы в моче, которое мы наблюдали на 4-м месяце хронического эксперимента с МХПТБТ в концентрации ф51,5 мг/м3, ибо количество неорганического фосфора в моче возрастает при распаде тканей. Следует иметь в аиду, что щелочная фосфатаза ответственна за процессы реабсорбции фосфата в канальцах почки (М. Г. Шубич и Б. С. Нагоев). Данные морфологических исследований, проведенных через 4 мес после ингаляции животных МХПТБТ, вполне согласуются с результатами биохимических исследований.
В почках при дозе 2,31 мг/м3 основные изменения наблюдались в клубочках. Они заключались в полнокровии капилляров, гиперхроматозе ядер клеток эндотелия, набухании стенки и повышении ее проницаемости, о чем свидетельствовало расширение капсулы Боумена — Шумлянского и накопление в них ШИК-положительной жидкости. Сама же капсула утолщена за счет развития в ней грубоволокнистой соединительной ткани. В извитых канальцах первого порядка отчетливо выражены дистрофические изменения цитоплазмы нефротелия и десквамация единичных клеток. Нефротелий петли Генле и извитых канальцев второго порядка, прямых и собирательных трубочек без выраженных признаков патологии. Межуточная ткань обычного строения, кровеносные сосуды умеренно полнокровны, стенка их не изменена.
При дозе 9,97 мг/м3 капилляры клубочков повсеместно полнокровны, стенка их набухшая. Эндотелий имел увеличенные гнперхромные ядра. Полость капсулы Боумена — Шумлянского расширена, выполнена жидкостью, в которой содержалось диффузно расположенное ШИК-по-ложительное вещество. В некоторых капсулах единичные клетки десквамированного эпителия. Просвет извитых канальцев первого порядка сужен вследствие набухания нефротелия. Цитоплазма его зернистая, местами вакуолн-зирована. Ядра бледные, увеличенные. В отдельных случаях канальцы расширены, в их просветах — единичные клетки десквамированного нефротелия и их группы. Нефротелий, выстилающий петли Генле и извитые канальцы второго порядка, с признаками зернистой дистрофии, просвет их несколько сужен. Прямые канальцы и собирательные трубочки не изменены. Сосуды артериального типа умеренно полнокровны. Вены расширены, пол-Чгнокровны, стенка не изменена.
В опытах с МХПТБТ в дозе 51,5 мг/м3 почки были несколько увеличены в размере, корковый и мозговой слои слабо дифференцировались. При микроскопическом исследовании обращало на себя внимание неравномерное полнокровие капилляров клубочков, сами клубочки были довольно часто деформированы. Стенка капилляров утолщена. Капсула Боумена — Шумлянского расширена, полость выполнена жидкостью со значительной примесью белка. При этом сама жидкость ШИК-положительна.
Здесь же обнаруживались небольшие группы десквамированного эпителия. Стенка капсулы утолщена за счет развития в ней грубоволокнистой соединительной ткани. Извитые канальцы первого порядка в большинстве случаев расширены. Нефротелий на значительном протяжении десквамирован. Сохранившиеся клетки нефротелия — с выраженными признаками зернистой и вакуольной дистрофии цитоплазмы, а также некробиоза, о чем свидетельствовали изменения ядра. В нефротелии петли Генле и извитых канальцев второго порядка значительные дистрофические изменения. Большая часть его набухшая, от чего просвет сужен, цитоплазма зернистая, ядро увеличено в размерах, бледно окрашено гематоксилином. Встречались клетки с признаками некробиоза. Кровеносные сосуды артериального и венозного типов расширены, полнокровны, стенка их не изменена. В межуточной ткани то небольшие, то довольно значительные по размерам лим-фоидные инфильтраты.
ДХПТБТ в отличие от МХПТБТ в концентрациях аналогичного порядка вызывал значительно меньшие изменения биохимических показателей и морфологического состояния почек. Так, уровень щелочной фосфатазы в моче достоверно изменялся. Он снижался через 1 нед и 1 мес ингаляции при концентрации 62 мг/м3 соответственно на 36,03% (Р<0,05) и 36,09% (Р<0,01). В дозе 15 мг/м3 препарат вызывал повышение этого показателя на 34,83% (Р<0,05) только через 1 мес после ингаляции, а в последующие сроки он изменялся.
Содержание неорганического фосфора в моче на протяжении всего эксперимента оставалось постоянным.
Таким образом, проведенные исследования показали, что продолжительное ингаляционное воздействие на организм МХПТБТ и ДХПТБТ вызывает функциональные и морфологические изменения в почках. Они проявляются в основном поражением нефрона. В первую очередь поражаются капилляры клубочков. По мере повышения дозы препарата изменения становятся отчетливо выраженными и в остальных частях нефрона, причем ДХПТБТ вызывает менее выраженные сдвиги, чем МХПТБТ.
Литература. Колб В. Г., Камышников В. С. Клиническая биохимия. Минск, 1976, с. 78—83. Лазарев И. В., Левина Э. Н. — В кн.: Вредные вещества
в промышленности. Л., 1976, с. 109—110. Шубич М. Г., Нагоев Б. С. Щелочная фосфатаза лейкоцитов и норме и патологии. М., 1980. Bisacchi U., Maggi ¿.—Quad. Sclavo diagnost., 1979,
v. 15, p. 851—956. Bonner F. W., King L. J., Parker D. V■ — Environm.
Res., 1980, v. 22, p. 237—244. Cornell A. £., Hodson A. W. — Med. Lab. Sei., 1981,
v. 38, p. 171—176. Genstenecker C-, Sies H. — Biochem. Pharmacol., 1980,
v. 29. p. 3112—3113. Rusmussen A-, Holmbeng В., Jacobson I. — Acta Pharmacol. (Kbh.), 1980, v. 47, p. 236—238.
Поступила 30.06.82
УДК 613.63:613.96
В. Н. Сергеев, Н. И. Ананьев
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ТРУДОВОМ СЕМЕСТРЕ
Целиноградский медицинский институт
^ В своей работе мы ставили задачу изучить влияние и безопасному труду в студенческих строительных отря-
нормнрованной двигательной активности в течение учеб- дах (ССО).
ного года на показатели выносливости и состояния здо- Обследуемую группу составили студенты-мужчины
ровья, степень утомления и восстановления работоспо- I—V курса Целиноградского медицинского института в
собности, физической готовности к производительному возрасте 18—25 лет. Период наблюдения — 6 учебных
Субъективная характеристика участниками ССО признаков проявления усталости после рабочего дня (в %)
Показатель Группа обследованных
1-я 2-я 3-я
Снижение работоспособ-
ности 24,7 31,5 45,4
Апатия 16,6 18,3 18,4
Рассеянность 8,0 8,7 7,9
Боль в конечностях 4,0 4,4 17,8
Головная боль 2,1 3,9
Определенных признаков
усталости не названо 46,7 35,0 6,6
и 3 трудовых семестра (1979—1982 гг.). В зависимости от двигательной активности и в связи с различным отношением к физической культуре студенты были разделены 3 группы: 1-я—спортсмены, тренирующиеся в течение всего учебного года не менее 8—10 ч в неделю (80 человек), 2-я — спортсмены с недельным циклом тренировочных 4—6 ч (102), 3-я — неспортсмены, занимающиеся физическими упражнениями не более 2 ч в неделю (120).
В работе использован анкстно-опроснын метод. Перед началом обследования студентам разъясняли его цели и задачи. Затем заполнялись предложенные анкеты, в которых, кроме общих сведений об испытуемых, содержались вопросы, характеризующие гигиенические аспекты организации труда, отдыха, двигательной активности и др. (всего 32 вопроса с 148 возможными вариантами ответов). Изучение материалов по заболеваемости и травматизму проводилось по амбулаторным картам студентов, обратившихся на прием к врачу отряда.
В условиях отрядной жизни студенты-спортсмены реже отмечали после работы резко выраженную и умеренную усталость, чем в период учебы в институте после тренировочных занятий; на ее полное отсутствие указывали в 2—3 раза чаще в трудовом семестре. Вычисленные различия достоверны (Р<0,01). Следовательно, для спортсменов характерна меньшая усталость после производственной работы по сравнению с напряжением, вызываемым тренировочными нагрузками. Этот запас «прочности», резервных возможностей организма ведет к усилению процессов адаптации в проявлении интенсивной мускульной деятельности в отряде.
Данная зависимость у студентов-неспортсменов имела противоположную направленность. В условиях строительного отряда после окончания рабочего дня усталость была более выражена, чем в институте после завершения занятий физкультурой (Р<0,01). По-видимому, на показателях утомляемости в трудовом семестре отражается физическая подготовленность студентов, уровень которой был самым нкзкнм в течение года у обследованных этой группы.
В сравниваемых группах (см. таблицу) наиболее часто назывались такие признаки усталости, как снижение работоспособности, апатия, боль в конечностях, которые у спортсменов отмечались в \1/2—4Ч2 раза реже, чем у неспортсменов (Р<0,01). У последних также было значительно больше указаний на наличие всех признаков усталости (за исключением рассеянности), и среди них соответственно меньше лиц, которые определенных признаков усталости не называли (Р<0,01).
Средняя 'длительность работы за сутки, после которой наступала усталость, у спортсменов составляла 7Ч2—8 ч, у неспортсменов — 51/2.
В задачу опроса также входило выяснение возможностей сочетания трудовой деятельнсти в ССО с активным отдыхом (занятия гигиенической гимнастикой, участие в физкультурных мероприятиях и др.). У неспортсменов положительных ответов на этот вопрос было значительно меньше. Основными причинами, препятствующими этой категории лиц активно подключиться к оздоровительной физкультуре, названы мышечная слабость, выраженная усталость, замедленные сроки восстановления^ после рабочего дня (Р<0,01).
У неспортсменов была значительно выше обращаемость к врачам по поводу простудных заболеваний (37,8 на 100 человек), чем у спортсменов (7,5), в том числе приводящих к временной нетрудоспособности (12,3 и 2,1 соответственно). Средняя длительность нетрудоспособности у неспортсменов оказалась больше, но наиболее ярко различия проявились в числе дней нетрудоспособности из 100 работающих: у спортсменов 4,8, у неспортсменов 30,6. Случаев травматизма с потерей трудоспособности и неспортсменов зарегистрировано в 4,7 раза больше, чем у спортсменов. У них значительно больше и число дней временной нетрудоспособности (35 и 6,8 соответственно). Приведенные показатели травматизма у студентов ССО подтверждают, что тренированность организма обеспечивает ему ббльшую приспособленность к физическим нагрузкам, лучшее освоение и закрепление трудовых навыков.
Согласно действию физиологического закона перемены труда, участие в строительных отрядах должно* способствовать лучшей подготовленности студентов к новому учебному году. Небезынтересны в связи с этим мнения студентов о самочувствии и необходимости отдыха после завершения цикла летних работ.
В 1-й и 2-й группах хорошее самочувствие отметили более 50% студентов, в 3-й — 31,5%. На плохое самочувствие указали 11,8% студентов-неспортсменов, в то время как у спортсменов таких указаний оказалось в 2—3 раза меньше (Р<0,01). Обследуемые 3-й группы указывали на необходимость отдыха после окончания сезона работ в 5 раз чаще, чем студенты 1-й группы (47 и 9,3 на 100 опрошенных; Р<0,01).
Часть первокурсников, впервые выезжающих в каникулярное время на стройку, не имели реального представления о трудностях, которые их ожидают. В связи с этим характерен вопрос: «Как Вы думаете, могли Вы сейчас переносить трудности и напряжение отрядной жизни?» До поездки в отряд отрицательных ответов было 8,6%, после трудового семестра — 12,3%, т. е. первое приобщение 3,7% студентов к длительному физическому труду выявило их неподготовленность. По-'*' лученные данные показывают, что эффективность трудовой деятельности и состояние здоровья студентов взаимосвязаны с их двигательным режимом. Наименьшая утомляемость, более быстрая восстанавливаемость, лучшее самочувствие и готовность к новому учебному году отмечены у студентов, имевших в неделю 8—10 ч занятий физическими упражнениями в процессе учебы в институте. Кроме того, у них имелись наиболее устойчивые показатели работоспособности и более низкая заболеваемость.
По данным исследования, объем часов на физическое воспитание, предусмотренных программой, не в полной мере обеспечивает подготовку студентов для работы в ССО. Поэтому возникает необходимость разработки научно обоснованной системы двигательного режима в вузе, создающей предпосылки для гармонического развития личности и дальнейшей более плодотворной работы в трудовом семестре.
Поступила 23.09.82