Научная статья на тему 'Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел на основе применения комплексов высокоинтенсивных упражнений'

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел на основе применения комплексов высокоинтенсивных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / высокоинтенсивные упражнения / развитие физических качеств / physical training / high-intensity exercises / development of law enforcement officers’ physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антон Леонидович Колегов

Введение. Цель — разработка комплексов высокоинтенсивных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма. Материалы и методы. Проанализированы результаты наблюдения по исследуемой тематике. Изучены внешние и внутренние обстоятельства и особенности высокоинтенсивных упражнений. Использованы такие общенаучные методы, как анализ и обобщение литературы по физической культуре и спорту, моделирование комплексов высокоинтенсивных упражнений, тестирование уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты и обсуждение. Комплексы высокоинтенсивных упражнений являются средством и методом развития скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что у испытуемых экспериментальной группы по отношению к испытуемым контрольной группы показатели развития исследуемых физических качеств оказались достоверно выше в среднем на 8,8%. Выводы. Сформированные комплексы высокоинтенсивных упражнений совершенствуют профессионально важные физические качества сотрудников органов внутренних дел, а именно скоростно-силовые качества и анаэробные возможности организма, которые наиболее полно отражают подготовленность сотрудника к выполнению служебных обязанностей в рамках преследования правонарушителей, применения физической силы и боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антон Леонидович Колегов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Officers’ Physical Training based on Complexes of High-Intensity Exercises

Introduction. The purpose is to create complexes of high-intensity exercises aimed at the development of speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the organism. Materials and Methods. The results of observation on the subject under study were analyzed. External and internal circumstances and peculiarities of high-intensity exercises were considered. The author employs such general scientific methods as analysis and generalization of literature on physical culture and sports, modeling of complexes of high-intensity exercises, testing of physical fitness level, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results and Discussion. Complexes of high-intensity exercises are the means and method of development of speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the organism. The results of the pedagogical experiment show that the subjects of the experimental group in comparison with the subjects of the control group have the indicators of development of the studied physical qualities were reliably higher on average by 8.8%. Conclusions. Formed complexes of high-intensity exercises improve professionally important physical qualities of law enforcement officers, namely speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the body, which most fully reflect the officers’ readiness to perform their official duties while pursuing offenders, using physical force and combat techniques.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел на основе применения комплексов высокоинтенсивных упражнений»

Научно-практическая статья УДК 796 © Колегов А. Л., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-355-360

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел на основе применения комплексов высокоинтенсивных упражнений

Антон Леонидович Колегов, кандидат юридических наук, доцент кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел 1; mera06@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3742-6905

' Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 625049, Тюмень, ул. Амурская, 75, Россия

Реферат. Введение. Цель — разработка комплексов высокоинтенсивных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма. Материалы и методы. Проанализированы результаты наблюдения по исследуемой тематике. Изучены внешние и внутренние обстоятельства и особенности высокоинтенсивных упражнений. Использованы такие общенаучные методы, как анализ и обобщение литературы по физической культуре и спорту, моделирование комплексов высокоинтенсивных упражнений, тестирование уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты и обсуждение. Комплексы высокоинтенсивных упражнений являются средством и методом развития скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что у испытуемых экспериментальной группы по отношению к испытуемым контрольной группы показатели развития исследуемых физических качеств оказались достоверно выше в среднем на 8,8%. Выводы. Сформированные комплексы высокоинтенсивных упражнений совершенствуют профессионально важные физические качества сотрудников органов внутренних дел, а именно скоростно-силовые качества и анаэробные возможности организма, которые наиболее полно отражают подготовленность сотрудника к выполнению служебных обязанностей в рамках преследования правонарушителей, применения физической силы и боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: физическая подготовка, высокоинтенсивные упражнения, развитие физических качеств

Для цитирования: Колегов А. Л. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел на основе применения комплексов высокоинтенсивных упражнений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 3(98). С. 355-360. Мрх//Могд/10. 24412/1999-6241-2024-398-355-360

Scientific and Practical Article

UDC 796 © Kolegov A. L., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-398-355-360

5.8.4. Physical Culture and Professional Physical Training

Law Enforcement Officers' Physical Training based on Complexes

of High-Intensity Exercises

Аnton L. Kolegov, Candidate of Science (in Law), Associate-Professor at the chair of Law Enforcement Officers' Physical Training 1; mera06@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3742-6905

' Tyumen Institute of Advanced Training for Officers of the Russian Ministry of Internal Affairs, 75, Amurskaya st., Tyumen, 625049, Russia

Abstract. Introduction. The purpose is to create complexes of high-intensity exercises aimed at the development of speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the organism. Materials and Methods. The results of observation on the subject under study were analyzed. External and internal circumstances and peculiarities of high-intensity exercises were considered. The author employs such general scientific methods as analysis and generalization of literature on physical culture and sports, modeling of complexes of high-intensity exercises, testing of physical fitness level, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results and Discussion. Complexes of high-intensity exercises are the means and method of development of speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the organism. The results of the pedagogical experiment show that the subjects of the experimental group in comparison with the subjects of the control group have the indicators of development of the studied physical qualities were reliably higher on average by 8.8%. Conclusions. Formed complexes of high-intensity exercises improve professionally important physical qualities of law enforcement officers, namely speed and strength qualities and anaerobic capabilities of the body, which most fully reflect the officers' readiness to perform their official duties while pursuing offenders, using physical force and combat techniques.

Keywords: physical training, high-intensity exercises, development of law enforcement officers' physical qualities

Citation: Kolegov A. L. Law Enforcement Officers' Physical Training based on Complexes of High-Intensity Exercises. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 3(98).

Pp. 355-360 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-398-355-360

Основные положения

1. Подготовленность сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих служебных обязанностей в рамках преследования правонарушителей, применения физиче-

ской силы выражается уровнем скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма.

2. Высокоинтенсивные упражнения из силового фит-неса являются эффективным средством совершенствования

скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма сотрудников в возрастной категории от 25 до 40 лет.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Одним из перспективных направлений развития физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) является поиск эффективных способов совершенствования их физических качеств.

Опыт педагогической деятельности по преподаванию дисциплины «Физическая подготовка» для сотрудников ОВД, а также насыщение информационного пространства современными инновационными средствами и методами позволяют совершенствовать средства и методы воспитания и развития профессионально важных для сотрудников ОВД физических качеств на основе высокоинтенсивных упражнений. Сформированные на их основе комплексы позволяют воспитывать и совершенствовать физические качества сотрудников на уровне, необходимом для успешного выполнения ими оперативно-служебных задач, заключающихся в преследовании и задержании правонарушителей, именно воспитывать и совершенствовать скоростно-силовые качества и анаэробные возможности организма. Кроме того, выполнение данных комплексов обеспечивает высокую работоспособность сотрудников в процессе служебной деятельности.

Методика совершенствования физических качеств неоднократно освещалась в различных научных работах. Однако настоящее исследование содержит ряд особенностей. Упор сделан на совершенствовании скоростно-силовых качеств сотрудников и их анаэробных возможностей, поскольку данные характеристики наиболее полно отражают подготовленность сотрудника ОВД к выполнению служебных обязанностей в рамках преследования правонарушителей, применения физической силы и боевых приемов борьбы.

Цель — разработка комплексов высокоинтенсивных упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма сотрудников ОВД.

К задачам исследования относятся:

— изучение особенностей физической подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации;

— обоснование необходимости применения высокоинтенсивных упражнений в физической подготовке сотрудников ОВД;

— разработка комплексов высокоинтенсивных упражнений в физической подготовке сотрудников ОВД и выявление их эффективности.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Проявление сотрудниками ОВД в период прохождения службы профессионально важных физических качеств при преследовании правонарушителей, применении физической силы и боевых приемов борьбы есть неотъемлемый компонент их профессиональной подготовленности. Подготовленность сотрудника к выполнению своих служебных обязанностей выражается в развитых скоростно-силовых качествах и анаэробных возможностях организма. В связи с этим возникает необходимость воспитания и совершенствования функциональной физической подготовки.

Было проведено значительное количество научных исследований, посвященных воспитанию физических качеств (В. М. Зациорский, В. П. Филин, Е. Г. Сайкина, Regis C. Pearson, Alyssa A. Olenick, Nathan T. Jenkins, K. Cooper, G. Glassman, D. Baneman и др.). За последние годы по теме воспитания физических качеств на основе высокоинтенсивных упражнений были защищены диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук А. А. Смирновым и А. Г. Га-лимовой [1; 2].

Кроме того, привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования работы М. Д. Кудрявцева, В. А. Глубокого, Г. Я. Галимова, которые сходятся во мнении, что профессиональная деятельность сотрудников силовых ведомств по решению поставленных задач при применении физической силы и боевых приемов борьбы связана с экстремальными ситуациями, предъявляющими максимально высокие требования к физической подготовленности сотрудников, поэтому перспективным направлением, отвечающим данным требованиям, может служить система высокоинтенсивных упражнений [3, с. 145-146; 4, с. 111-113].

Как отмечают Г. М. Лаврухина и И. В. Быстрова, применение в тренировочном процессе комплексов высокоинтенсивных упражнений для развития данных способностей имеет положительную динамику [5, с. 75-76]. А. В. Карасев и Х. Б. Ципинов в исследовании, посвященном особенностям физической подготовки правоохранительных структур США, указывают на необходимость тренировки гликолитической системы сотрудников в целях развития анаэробных возможностей организма [6, с. 284-286].

Вопросы применения высокоинтенсивных упражнений в физической подготовке офицеров полиции и спасателей в целях рационального распределения служебного времени, увеличения периода работоспособности и улучшения их здоровья нашли отражение в работах G. Glassmam и D. BanemaM [7-9]. Regis C. Pearson, Alyssa A. Olenick, Nathan T. Jenkins полагают, что высокоинтенсивные функциональные тренировки при использовании циклических упражнений с собственным весом и упражнений из тяжелой атлетики со временем повышают работоспособность организма человека [10].

Несмотря на проведенные исследования в сфере воспитания физических качеств, физическая подготовленность сотрудников ОВД к выполнению своих служебных обязанностей в рамках преследования правонарушителей, применения физической силы не изучалась. Считаем, что совершенствование скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма на основе комплексов высокоинтенсивных упражнений не только позволит сформировать физическую готовность сотрудников к выполнению служебных обязанностей, но и обеспечит их высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.

Материалы и методы

Использовались такие общенаучные методы, как анализ и обобщение литературы по физической культуре и спорту, моделирование комплексов высокоинтенсивных упражнений, тестирование уровня физической подготов-

ленности, педагогический эксперимент, а также метод математической статистики.

В период с февраля по май 2023 г. в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России проводился педагогический эксперимент, в котором принимали участие 20 слушателей мужского пола I возрастной группы, обучающихся по образовательной программе профессионального обучения по должности служащего «Полицейский». Слушатели были поделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Контрольная группа занималась по программе, предусмотренной учебным планом института, а экспериментальная — по аналогичной учебной программе, но с внесенными изменениями в методику физической подготовки (на основе комплексов высокоинтенсивных упражнений).

Результаты и обсуждение

Разработка комплекса высокоинтенсивных упражнений. Целью физической подготовки выступает формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

К основным средствам физической подготовки относятся упражнения общей физической подготовки (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы).

В содержание занятий по физической подготовке включаются упражнения прикладной гимнастики и атлетической подготовки, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления препятствий, лыжной подготовки, плавания, боевых приемов борьбы.

Среди особенностей, влияющих на развитие физических качеств сотрудников ОВД, необходимо выделить их возраст, который варьируется от 25 до 45 лет. Отсюда следует, что период становления и роста, длящийся до 25 лет, когда большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и функции организма совершенствуются, уже пройден. Поэтому в данном случае более верным термином будет не «развитие», а «совершенствование» физических качеств, а именно скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма (т. е. не задействует кислород в схеме аденозинтрифосфата).

Все физические качества проявляются через физические способности. Соответственно, когда измеряются физические качества, по сути, происходит измерение физических способностей. При выполнении человеком различных двигательных действий физические качества выражаются разными способами. В связи с этим на сегодняшний день в структуре физических качеств принято выделять и физические способности. Поэтому под физическими способностями понимаются реализация или воспроизведение физических качеств определенным способом.

Как известно, к базовым физическим качествам относятся сила, быстрота и выносливость. Связь этих физических качеств между собой проявляется через физические способности, например, сила и выносливость — через силовую выносливость; скорость и сила — через скоростно-

силовую работу; скорость и выносливость — через скоростную выносливость.

Скоростно-силовые качества уже давно выделены в самостоятельную группу. Под ними понимают способность выполнять движения максимальной интенсивности в минимальный отрезок времени.

В. М. Зациорский отмечает, что скоростно-силовые качества — это проявление большой силы в условиях быстрых движений [11, с. 13-16].

В. П. Филин характеризует скоростно-силовые качества как способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени [12, с. 78-79].

Обобщая мнения ведущих специалистов в области теории и методики физического воспитания, под скоростно-силовыми качествами спортсмена мы понимаем синтез силовых и скоростных способностей человека, выражающийся во «взрывных» и динамических движениях.

Наилучшим образом скоростно-силовые качества проявляются при правильном соблюдении пропорциональной взаимозависимости скорости и силы. В этом сочетании соблюдается правило пропорциональной взаимозависимости — при большей силе снижена скорость, и, наоборот, при большей скорости снижается сила.

Скоростно-силовые качества — это способность человека максимально быстро преодолевать внешнее сопротивление какого-либо веса, в том числе и собственного тела. Скоростно-силовые качества подлежат развитию в процессе регулярных тренировок.

К анаэробным упражнениям относятся любые упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью в промежутке времени от 30 до 90 секунд. При этом должно появляться нестерпимое жжение в мышцах — маркер того, что спортсмен работает в анаэробном режиме. Это означает, что в организме накопился лактат (молочная кислота, образующаяся при расщеплении глюкозы в тканях организма) и запущен анаэробный гликолиз (расщепление глюкозы при отсутствии или недостаточном количестве кислорода). Иными словами, организм закислился и не способен на упражнения в указанном режиме, поскольку мышцы отказываются это делать.

Для того чтобы понять, как это работает, рассмотрим, как из глюкозы вырабатывается энергия.

Допустим, спортсмен выполняет какую-то интенсивную краткосрочную работу, например поднимает штангу, или бежит на короткую дистанцию, или прыгает, т. е. нагрузка на организм очень интенсивная. При такой работе к мышцам не успевает поступать с кровью необходимое количество кислорода. В этом случае глюкоза расщепляется в анаэробных условиях до двух молекул молочной кислоты и двух молекул аденозинтрифосфата (АТФ), которые используются как источник энергии для самого мощного сокращения. Чем больше спортсменом будет выполняться такая работа, тем она будет интенсивнее, тем больше в мышцах будут скапливаться побочные продукты распада или молочная кислота. Накопление молочной кислоты препятствует дальнейшему сокращению мышц и вызывает чувство сильного жжения и забитости, ощущаемое

спортсменом при выполнении какой-либо тяжелой работы. Именно эта мышечная боль и свидетельствует о том, что накоплено слишком много продуктов распада или, как говорят в спортивных кругах, организм закислился. Это не та боль, которая чувствуется после тренировки на следующий день или через день, а именно боль, возникающая во время выполнения движения [13].

Следует отметить, что только комплексное развитие всех сторон подготовки сотрудников ОВД будет служить надежной гарантией неуклонного повышения уровня их физической подготовленности [14, с. 69].

Почему сотруднику необходимо совершенствовать именно скоростно-силовые качества и анаэробные возможности организма? Скоростно-силовые качества и анаэробная выносливость наиболее полно отражают подготовленность сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей, поскольку в процессе преследования правонарушителей им необходимо быстро преодолевать препятствия и на фоне сильного физического утомления выполнять боевые приемы борьбы. Поэтому организм сотрудников должен поддерживать высокую мощность на протяжении длительного времени. Без специальной подготовки работоспособность организма невелика: быстро происходит его закисле-ние, мощность значительно снижается. Таким образом, для того чтобы отсрочить момент закисления и потери мощности, необходимо тренировать гликолитическую систему. Другими словами, гликолитическая система — это одна из энергетических систем в нашем организме, которая дает достаточно большое количество энергии, но работает не очень продолжительное время ввиду быстрого закисления мышц.

К средствам совершенствования скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма можно отнести высокоинтенсивные упражнения. Примером таковых могут послужить упражнения из силового фитнеса, в частности упражнения с собственным весом тела, с отягощениями. На данный момент в нашей стране сфера силового фитнеса пользуется успехом. Она довольно разнообразна, объединяя множество эффективных методик по развитию физических качеств. Накоплен богатый опыт в области физической культуры разных стран [15, с. 87-95; 16, с. 138-142; 17, с. 56-65; 18, с. 57-61; 19, с. 181; 20, с. 225-231].

Именно в силовом фитнесе высокоинтенсивные упражнения наиболее ярко проявляются [3, с. 145-146]. Они состоят из комбинаций упражнений из разных видов спорта: легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, гребли, велосипедного и гиревого спорта, пауэрлифтинга и др. Они ограничены по времени выполнения и заключают в себе принцип интенсивности, варьирования и функциональности. Данные упражнения можно формировать в комплексы из четырех-пяти упражнений [7; 8].

Тренировки с применением высокоинтенсивных упражнений могут быть рекомендованы людям не только физически или функционально подготовленным, но и с невысоким уровнем физической подготовки. Они привлекательны своей доступностью, поскольку многие из них можно выполнять даже на улице. Кроме того, к положитель-

ным моментам необходимо отнести гибкость программы и ее эффективность.

Исходя из этого, а также обстоятельств, которыми характеризуются многие территориальные органы, а именно отсутствия надлежащего состояния материально-технической базы, необходимой для проведения занятий, автором сформированы четыре примерных комплекса высокоинтенсивных упражнений.

Они сформированы по принципу интенсивности, варьирования и функциональности, в них представлены упражнения с уклоном на совершенствование тех либо иных физических способностей. Упражнения должны выполняться с высокой интенсивностью. Количество повторений, вес снарядов, временные периоды выполнения упражнений указаны в соответствии с принципами расщепления глюкозы в анаэробных условиях до двух молекул молочной кислоты и двух молекул аденозин-трифосфата.

Комплекс 1. Подтягивание хватом сверху на перекладине — 10 раз (рывком); перемещение двух гирь (рекомендуемый вес гири 24 кг) на расстояние 20 м; прыжок вверх с подтягиванием колен к груди — 10 раз; бег на 200 м с ускорением.

Комплекс 2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях — 10 раз; прыжок в длину с разбега — 10 раз; прыжки на скакалке — 50 раз; взятие штанги на грудь с последующим приседом (~вес штанги 35 кг) — 10 раз.

Комплекс 3. Из положения стоя толчок штанги от груди — 15 раз (~вес штанги 35 кг); прыжки на скакалке — 50 раз; сгибание и разгибание рук в упоре лежа с задержкой тела в положении «лежа на полу» — 20 раз; рывок гири со сменой рук (рекомендуемый вес гири 16 кг) — по 15 раз каждой рукой.

Комплекс 4. Приседания — 15 раз; подтягивание хватом снизу — 10 раз (рывком); наклоны туловища за 45 сек.; кросс 1000 м; подъем гантели над головой со сменой рук (рекомендуемый вес 12 кг) — по 20 раз каждой рукой.

Комплексы упражнений можно формировать, исходя как из физической подготовленности сотрудников, так и из задач, поставленных перед сотрудником или всем подразделением. Кроме того, важно понимать, что интенсивность комплекса может регулироваться в каждом упражнении, например по времени, весу снаряда, количеству повторений, скорости выполнения упражнения.

Опытно-экспериментальная работа. Для получения исходных данных об уровне скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма испытуемых экспериментальной и контрольной групп в начале исследования нами было проведено тестирование (табл. 1).

Мы сравнили полученные значения тестов и выявили отсутствие статистически достоверных различий по t-критерию Стьюдента при р<0,05 в уровне скоростно-силовых способностей. Следовательно, достоверность различий отсутствует и группы однородны.

На занятиях по физической подготовке с февраля по май 2023 г. контрольная группа занималась по программе, предусмотренной учебным планом института,

экспериментальная — по аналогичной учебной программе, но с изменениями в методике физической подготовки, а именно с включением комплексов высокоинтенсивных упражнений.

Таблица 1. Показатели уровня скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма у испытуемых экспериментальной и контрольной групп

в начале исследования (Table 1. Indicators of the level of speed and strength abilities and anaerobic capabilities of the organism in subjects of experimental group and control group at the beginning

of the study)

Тестовые упражнения х±о T кр. Значимость различий, Ро

ЭГ КГ

Челночный бег 10x10 м (с) 28,0±1,1 27,9±0,9 t=0,19 >0,05

Выпады со сменой ног в прыжке за 45 с (кол-во повторений) 48,7±4,8 47,6±5,1 t=0,4 >0,05

Кросс 1000 м (мин.) 3,30±0,1 3,20±0,1 t=1,89 >0,05

Наклоны туловища из положения лежа за 45 с (кол-во повторений) 28,6±2,7 27,1±2,2 t=1,33 >0,05

Подъем гантелей (8-10 кг) на бицепс стоя за 30 с (кол-во повторений) 28,5±1,2 29,4±1,5 t=1,44 >0,05

Приседания за 45 с (кол-во повторений) 47,0±2,5 46,0±2,5 t=0,86 >0,05

В заключительной части педагогического эксперимента в целях получения достоверных результатов различия в уровне скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма вновь было проведено аналогичное тестирование (табл. 2).

Таблица 2. Показатели уровня скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма у испытуемых экспериментальной и контрольной групп

в конце исследования (Table 2. Indicators of the level of speed and strength abilities and anaerobic capabilities of the organism in subjects of experimental group and control group at the end of the study)

В результате сравнения показателей, представленных в таблицах, видно, что обе группы улучшили свои результаты, но в ЭГ они более значимы, чем в КГ.

Как видно из табл. 2, величины t во всех тестовых упражнениях превышают минимально допустимое значение ^критерия Стьюдента при 5%-ном уровне значимости (2,2).

Педагогический эксперимент показал, что:

— предложенная автором методика применения комплексов высокоинтенсивных упражнений на занятиях по физической подготовке сотрудников ОВД является эффективной;

— уровень скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма по окончании эксперимента достоверно выше у испытуемых ЭГ по отношению к испытуемым КГ в среднем на 8,8%.

Выводы

Исследование показало, поскольку период становления и роста организма сотрудников ОВД уже пройден, так как они находятся в возрасте 25-45 лет, упор необходимо делать на совершенствовании скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма. К средствам совершенствования скоростно-силовых качеств и анаэробных возможностей организма относятся высокоинтенсивные упражнения из силового фитнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформированные комплексы высокоинтенсивных упражнений совершенствуют профессионально важные физические качества сотрудников ОВД. Выявленный уровень скоростно-силовых способностей и анаэробных возможностей организма испытуемых обеих групп на начальном и заключительном этапах исследования продемонстрировал, что показатели экспериментальной группы оказались достоверно выше в среднем на 8,8% по отношению к представителям КГ, что свидетельствует об эффективности применения данных комплексов.

Перспективы и область применения. Полагаем, что дальнейшей перспективой проведенного нами исследования может быть подготовка рекомендаций по применению сформированных комплексов высокоинтенсивных упражнений как альтернативных средств в физической подготовке сотрудников. Кроме того, при организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации в рамках критерия оценки общей физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также при обучении слушателей, проходящих профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский», использовать комплексы высокоинтенсивных упражнений.

Тестовые упражнения х±о T кр. Значимость различий Ро

ЭГ КГ

Челночный бег 10x10 м (с) 26,0±0,3 27,2±0,4 t=6,34 <0,05

Выпады со сменой ног в прыжке за 45 с (кол-во повторений) 57,6±3,4 50,1±2,6 t=5,43 <0,05

Кросс 1000 м (мин.) 3,10±0,08 3,20±0,1 t=2,62 <0,05

Наклоны туловища из положения лежа за 45 с (кол-во повторений) 36,5±2,1 30±1,2 t=8,35 <0,05

Подъем гантелей (8-10 кг) на бицепс стоя за 30 с (кол-во повторений) 35,3±1,3 32,7±2,0 t=3,41 <0,05

Приседания за 45 с (кол-во повторений) 57,1±2,9 52,6±2,4 t=3,6 <0,05

Список источников / References

1. Смирнов А. А. Дифференцированное применение комплексов высокоинтенсивных упражнений на самостоятельных занятиях у курсантов военного института войск национальной гвардии : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 195 с.

2. Галимова А. Г. Повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами кроссфит : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. 184 с.

3. Галимова А. Г., Кудрявцев М. Д., Глубокий В. А., Галимов Г. Я. Обоснование содержания высокоинтенсивного многофункционального тренинга кроссфита // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 1. С. 143-147.

4. Галимова А. Г., Кудрявцев М. Д., Глубокий В. А., Галимов Г. Я. Теоретическое обоснование методики высокоинтенсивного многофункционального тренинга кроссфит // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 4. С. 110-115.

5. Лаврухина Г. М., Быстрова И. В. Развитие силовой выносливости средствами кроссфита (на примере военнослужащих) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 74-79.

6. Карасев А. В., Ципинов Х. Б. Особенности профессионального отбора и обучения кандидатов для службы в правоохранительных органах США // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 283-288.

7. Greg Glassman. Crossfit: Руководство по тренировкам / пер. Е. Богачев, И. Карягин. URL: https://studfile.net/preview/1818722/ (дата обращения: 12.07.2023).

8. Greg Glassman. Руководство тренера CrossFit 1-го уровня. CrossFit Journa. URL: http://library.crossfit.com/free/pdf/ CFJ_L1_Training_Guide_Russian.pdf (дата обращения: 12.07.2023).

9. Don Baneman. Использование высокоинтенсивных интервальных тренировок для улучшения сердечно-сосудистой и анаэробной подготовки // Начальник полиции. 2016. № 11. URL: https://www-policechiefmagazine-org.translate.goog/officer-safety-corner-using-high-intensity-interval-training-to-improve-cardiovascular-fitness-and-anaerobic-fitness/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_ tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 12.07.2023).

10. Regis C. Pearson, Alyssa A. Olenick, Nathan T. Jenkins. Assessment of Metabolic Response During High-Intensity Interval Exercise and Resting Vascular and Mitochondrial Function in Recreational CrossFit Participants. FASEB Journal. May 2022. Vol. 36, lssue S1. URL: https://faseb.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1096/fasebj.2022.36.S1.L7484 (дата обращения: 17.01.2023).

11. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М., 2019. 200 с.

12. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 1974. 232 с.

13. Калоерова В. Г., Якушонок Н. В., Калоерова Е. С. Информативность характеристики анаэробного метаболизма и влияние его метаболитов на утомление спортсменов // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : мат-лы V междунар. науч. конф. Донецк, 17-18 ноября 2020 г. / под общ. ред. С. В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 229-232.

14. Гимазов Р. М. Состав и структура двигательных способностей человека // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2015. № 11(129). С. 67-72.

15. Kennet Cooper. Новая аэробика. М., 1976. 126 с.

16. Kennet Cooper. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989. 224 с.

17. Кудра Т. А. Фитнес: Американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры (история, идеология, методология и перспективы развития) : монография. Владивосток, 2002. 222 с.

18. Лисицкая Т. С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! М., 2008. 104 с.

19. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 68. С. 182-190.

20. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Оздоровительный фитнес. Киев, 2000. 367 с.

Поступила 16.11.2023; одобрена после рецензирования 26.12.2023; принята к публикации 30.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.