ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
УДК 316.334 Е.В. Морозова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Физическая культура и спорт представляют один из важнейших социальных институтов, предполагающих как государственное финансирование и управление, так и заинтересованность участия самих граждан. В этой связи уровень физкультурной активности современной молодёжи может рассматриваться в качестве важнейшего критерия востребованности физической культуры и эффективности её развития в обществе.
Ключевые слова: студенческая молодёжь, физическая культура, формирование физической культуры.
Изучение механизмов формирования физической культуры молодёжи и студенчества является одной из ключевых проблем социологии физической культуры и спорта. Физическое здоровье нации, культура организации совместного досуга в молодых семьях определяются ценностными ориентациями молодежи, той нормативностью повседневного взаимодействия, которая будет транслироваться в следующих поколениях. В настоящее время развитие рыночной экономики в России актуализирует потребности разработки инновационных социальных технологий в области физической культуры и спорта, содействующих становлению досуговой культуры, культуры здорового образа жизни как важнейшего основания конкурентоспособности и повышения качества жизни граждан в профессиональной сфере и частной жизни.
В концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Росийской Федерации на 2006-2015 годы» указывается, что «существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объём финансирования и внимание со стороны государственных органов» [4. С. 3]. Таким образом, необходимость разработки социальных технологий формирования и реализации потенциала физической культуры студенчества оказывается отнесена к числу задач первостепенной важности, пока еще не получивших успешного разрешения.
В целях построения теоретической модели процесса формирования физической культуры студенчества в марте 2008 г. в Удмуртии автором было проведено качественное исследование методом полуструктурированного интервью с государственными служащими Госкомспорта Удмуртской Республики, преподавателями физического воспитания, студентами УдГУ и ИжГТУ - ведущих и крупнейших вузов Удмуртии. В исследовании приняли участие
5 информантов и 10 экспертов. В итоге общий объем выборки целевого типа составил 15 человек. Однако, несмотря на небольшой объем выборочной совокупности, смысловое насыщение массива было достигнуто, что позволило сделать вывод о достаточном количестве проведенных интервью. Таким образом, информация, полученная от экспертов, позволила прояснить вопросы, необходимые для начала массового опроса студентов, и сформировать соответствующие рекомендации по оптимизации физической культуры студенчества в Удмуртской Республике.
Было выделено три основных блока, структура которых воспроизводила схему анкеты массового опроса и позволяла респонденту подготовиться к достаточно сложной тематике предлагаемых вопросов. В первом блоке беседы были сгруппированы вопросы, связанные с приоритетными направлениями и основными проблемами развития физической культуры и спорта в Удмуртии. Второй блок интервью был посвящен анализу здорового образа жизни студенчества и оценке состояния здоровья студентов. Последний блок вопросов был направлен на выявление факторов формирования физической культуры студентов.
Большинство экспертов и информантов считает, что на сегодняшний день институт физической культуры и спорта находится в кризисном состоянии вследствие отсутствия чётких программ развития физической культуры и спорта в республике и подготовки специалистов для районов и сельской местности; из-за неразвитой инфраструктуры и материально-технической базы, а также из-за недостаточности кадрового потенциала. В частности, эксперты указывают на следущие моменты: «Колоссальные деньги тратятся в районах, стадионы не используются, нет тренеров и нет программы эксплуатации спортивных баз». «В республиканских сельских играх принимают участие одни и те же спортсмены. Команды стареют. Трудно говорить о развитии». «Сегодня все спортивные организации существуют за счёт энту-зиастов-тренеров». Госслужащие, напротив, выразили больший оптимизм, отмечая, что развитию физической культуры и спорта в Удмуртии уделяется большое внимание. Опыт практической и методической работы Госкомитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту свидетельствует о том, что в настоящее время основными направлениями развития физической культуры и спорта являются детский и студенческий спорт, где, как считают эксперты, особо приоритетны лыжный спорт, биатлон и игровые виды спорта. Однако следует констатировать, что именно зимние виды спорта не являются популярными среди студентов, в частности из-за необходимости приобретения дорогостоящего инвентаря. Непосредственно студенческое направление в рамках деятельности Госкомспорта Удмуртской Республики курируется уже на протяжении 15 лет. Из достигнутых результатов были названы: организация ежегодного республиканского студенческого фестиваля физической культуры и спорта среди вузов по 11 видам спорта; спартакиады и работа спортивных секций. Деятельность по работе со студентами оценивается
некоторыми экспертами как приносящая определённые результаты, но всё же недостаточно эффективная.
После определения основных направлений развития физической культуры и спорта в Удмуртской Республике экспертам и информантам было предложено определить механизмы более интенсивного вовлечения студентов в оздоровительные практики. По мнению экспертов, это комплексная и многоуровневая задача. Важнейшим фактором, определяющим возможность привлечения студенчества к оздоровительным практикам, двигательной активности, является система образования. Направленность учебновоспитательного процесса должна содействовать разностороннему развитию личности. Но вместе с возрастанием требований к организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования возрастает число факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся. Принципиальным становится вопрос о формировании потребности студенчества в здоровом образе жизни, повышении её качества. К сожалению, по оценке информантов, студенты рассматривают физическую культуру, прежде всего, как дисциплину образовательного стандарта, «по которой необходимо получить зачёт». Большинство студентов с удовольствием занимается в фитнес-центрах во внеучебное время. Но, как подчёркивают эксперты, в большинстве случаев это - подражание глянцевой культуре, моде, форма игры, а не возможность и желание результативно улучшить состояние здоровья. Зарубежный опыт показывает, что посещаемость фитнес-центров определяется совершенствованием программ занятий, так же как и возможностями использования более совершенного и ориентированного на программы занятий спортивного снаряжения. Соответственно и для развития физической культуры российской студенческой молодежи принципиально значимой становится разработка согласованной программы взаимодействия физкультурно-спортивных организаций и вузов.
Вполне очевидно, что важнейшими факторами формирования физической культуры являются практика субъекта, условия окружающей реальности, его потребности, интересы, система ценностных ориентаций. В целом можно выделить две группы факторов, обеспечивающих комплексное освоение основных ценностей физической культуры: объективные и субъективные. Объективные факторы представляют собой зафиксированные, свершившиеся факты, относительно автономные от внутренних интенций личностей и групп, так или иначе участвующих в процессе формирования физической культуры, но, тем не менее, влияющих на этот процесс. Такими факторами являются материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество постановки физического воспитания в вузе, социальные общественные отношения, условия жизнедеятельности студента, преподавательский состав, социальное обеспечение и т.д.
Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые рассматриваются как совокупность
обстоятельств для отдельных индивидов. Субъективность этой группы факторов заключается в том, что они проявляются в мотивационных установках субъектов, участвующих в процессе формирования физической культуры. К ним относятся морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности, ценностные ориентации и установки, а также индивидуальные особенности студентов - пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень физической подготовки и развития. К субъективным факторам, интенсивно влияющим на формирование физической культуры личности, относятся: спортивная политика государства, семья, друзья, учебные заведения, общественные организации.
По мнению большинства экспертов, очевидна необходимость в целенаправленном формировании физической культуры современного студенчества. Для обоснования своей позиции эксперты использовали следующие аргументы: «существует необходимость в оздоровлении молодёжи»; «необходимость есть, потому что надо как-то направить, помочь, показать молодёжи, что здоровье нужно укреплять»; «формирование физической культуры должно быть целенаправленным»; «необходима массированная работа среди студентов по здоровому образу жизни»; «это необходимо для здоровья нации, молодёжи».
Основной аргумент экспертов в обоснование целенаправленного формирования физической культуры - это укрепление здоровья молодёжи. Однако были и противоположные мнения. Некоторые информанты утверждали следующее: «Физической культурой будет заниматься тот, кому интересно. Если он заинтересован в своём здоровье, он не оставит её без внимания, если нет - она будет воспринята как средство угнетения»; <«Необходимости в этом нет. Чем больше заставляют, тем больше нет желания это делать». Среди основных причин нежелания заниматься физической культурой и спортом эксперты выделяют: загруженность студентов учебным процессом и отсутствие времени; недостаточность финансовых средств; неудобное расписание; лень; в некоторых случаях - незаинтересованность преподавателей.
По мнению А.В. Меренкова, любой механизм приобщения к культуре включается только при постоянном взаимодействии индивида с конкретными представителями той общности, которая побуждает его к развитию [2. С. 201]. Разрешение задачи требует наглядности конструктивных образцов, вовлечённости в культурное пространство всех субъектов взаимодействия. В связи с этим становится очевидным, что эффективность процесса формирования физической культуры студенчества во многом зависит от отношения к физической культуре семьи, друзей, студенческой группы, а также преподавателей вузов. На сегодняшний день, по мнению большинства экспертов, преподавательский состав включенных в выборку университетов достаточно квалифицированный. Однако информантами отмечаются следующие моменты: «нет индивидуального подхода», применяются «одни и те же комплексы упражнений», «отсутствует система», «нет педагогического и сопровожденческого подходов». Существенной проблемой оказывается и
ческого подходов». Существенной проблемой оказывается и острый дефицит молодых кадров.
Проведённый анализ показал, что в организации физкультурноспортивной работы студентов очевидно отсутствие комплексной и проработанной научной базы. В то же время выявлен ряд объективных предпосылок, способствующих поиску исследователями новых направлений, комбинированных форм, методов организации и проведения физкультурной работы. Наиболее существенными экспертами были названы: изменение социальноэкономической ситуации в стране; сокращение средней продолжительности жизни человека; отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами.
Социологические исследования последних лет неоднократно приводили к выводам о том, что социальная активность, в том числе и физкультурноспортивная, в значительной мере определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, её мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок. По мнению Ю.А. Зубок, решающая роль должна отводиться контролируемой социализации молодых людей на основе их приобщения к единым нормам и ценностям. Главной задачей общества должно быть формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, с ориентацией на саморазвитие, повышение социального статуса за счёт освоения достижений культуры, возвышения духовности, интеллекта и повышения собственной роли в жизни общества [1. С.29]. В этой связи все более значимой становится разработка социальных технологий по формированию физической культуры студенчества. Социальную технологию можно определить как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности» [6. С. 183]. Социальная технология формирования физической культуры может быть описана через схему общей структуры социальной технологии, предлагаемую В.И. Подшивалкиной [5. С. 96].
Смысл социальной технологии задаётся проблемной ситуацией, смысл которой можно обозначить следующим образом. В современной России наиболее мобильный активный социальный слой студенческой молодёжи обнаруживает снижение участия в спортивных мероприятиях. На фоне снижающихся показателей здоровья результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что физическая культура не является фундаментальной ценностью для современной студенческой молодёжи Удмуртии. Поэтому становятся очевидными общественные потребности разработки социальной технологии по всеобъемлющему использованию средств физической культуры для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения в отношении основных ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодёжи.
Следующий элемент в структуре социальной технологии - её цель, которая определяется как субъективно определяемое предназначение деятельности, как предвосхищаемые результаты и способы деятельности. Н.Ф. Наумова рассматривает цель как «... сознательное намерение индивида изменить своё положение в проблемной, нестандартной для него жизненной ситуации» [3. С. 59]. Однако социальная технология как вид целерациональной деятельности несёт в себе серьёзные ограничения. Прежде всего, они уменьшают или даже отрицают альтернативный подход к рассмотрению проблемы, предлагая следовать заранее выбранному алгоритму. Также и выбор технологии определяется не только эффективностью, но и приемлемостью технологии и принятыми социальными нормами.
Для успешного функционирования социальной технологии необходим не только комплексный подход, но и постоянный аналитический мониторинг происходящих изменений. Сюда относятся информационное обеспечение деятельности по формированию физической культуры студенчества и разработка рекомендаций по оптимизации социальной технологии в целях повышения эффективности деятельности субъекта.
Приступая к описанию средств социальной технологии формирования физической культуры студенчества, необходимо заметить, что средства рассматриваются как способ действия или достижения поставленных целей, а также как совокупность механизмов для осуществления деятельности. Способ - система действий, применяемых для выполнения работы. В реализации деятельности социальной технологии формирования физической культуры молодёжи используются средства, предлагаемые различными дисциплинарными подходами, такими как социальная антропология, культурология и психология.
Замыкающий компонент в структуре социальной технологии - это методы оценки её эффективности, проводимые на основе разных моделей. В.И. Подшивалкина выделяет целевую и нецелевую модели оценночного исследования [5. С. 119]. Целевая модель направлена на оценку соответствия социальной технологии задаваемым в ней целям и определение степени их реализации. В этом случае, во-первых, оценивается качество декларируемых и перечень потенциальных целей, с которыми может связываться конкретная социальная технология. В основу такого оценивания могут быть положены аналитические и экспертные методы. Во-вторых, с позиций адекватности выдвигаемым целям оцениваются сами технологические процедуры. При реализации комплексного подхода эффективность технологии оказывается тем выше, чем в большей степени она соответствует обозначенным в ней целям.
Нецелевое оценочное исследование направлено на выделение явных и латентных эффектов социальной технологии. Оценка эффективности социальной технологии связана со сложностью отбора самих ожидаемых эффектов. Однако здесь может возникнуть проблема отсутствия адекватного валидного инструментария для их измерения.
Эффективность социальной технологии оценивается через сопоставление возможных уровней деятельности, выделяемых В.И. Подшивалкиной: фактического, свидетельствующего о том, что может быть достигнуто при существующих ресурсах и ограничениях без внедрения технологии; наличного, связанного с внедрением конкретной технологии при существующих ресурсах и ограничениях; потенциального при развитии использования технологических средств и снятии разного рода ограничений. При переходе с одного уровня на другой можно говорить о границах роста эффективности социальной технологии при наличии ограничения ресурсов её осуществления.
Для оценки эффективности социальной технологии формирования физической культуры студенчества возможно применение целевой модели оценочного исследования. Выводы о результатах реализации технологии могут быть сделаны на основании данных, полученных из мониторингового исследования ценностных ориентаций студенчества, посредством которого может быть выявлено отношение студенчества к физической культуре, её оценка.
Для разработки социальной технологии формирования физической культуры студенчества могут привлекаться ресурсы различных подходов. Однако именно социология может наиболее успешно выполнить интегративную функцию, связанную с определением единого смыслового поля деятельности, поскольку в социологической теории возможны не только теоретическое обоснование актуальности деятельности по формированию физической культуры студенчества, но и разработка принципов и конкретных методик реализации этой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества. М., 1998.
2. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007.
3. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
4. Новокрещенов В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.
5. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинёв: Молдова, 1997.
6. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976.
Поступила в редакцию 15.01.09
E. V. Morozova, senior lecturer
Physical education of modern students: sociological aspect
Physical education and sport are one of the most important social institutions which implies both public financing and management and motivation of the citizens themselves. In this connection the level of physical activity of modern youth may serve as a key criterion for demand for physical education and for the effectiveness of its development in society.
Морозова Елена Вениаминовна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, Университетская, 1 (корп. 6)
Е-mail: e [email protected]